Вопрос 1.
Необходимо выяснить следующие вопросы: суть проблемы взаимодействия человека и организации; какие характеристики личности определяют поведение человека в организации; какие характеристики организационного окружения оказывают воздействие на включение человека в деятельность организации.
Работа человека в организации – процесс постоянного его взаимодействия с организационным окружением.
Организационное окружение – та часть организации, с которой человек сталкивается во время своей работы. Прежде всего это раб место, непосредственное окружение. Каждый член организации имеет свое окружение.
Процесс включения человека в организационное окружение называется социализацией. Возможности включения зависят от характеристики окружения и самого человека.
В менеджменте взаимодействие человека и окружения рассматривается не только относительно выполняемой им работы. В основе причин, вызывающих противоречия и конфликты лежат 2 момента: ожидание человека об орг окружении и его место в нем; ожидание организации в отношении индивида, его роли и места в ней.
Эти ожидания порой не совпадают, отсюда и появляются проблемы взаимодействия человека и организации. Существует 2 подхода к рассмотрению взаимодействия человека и организации.
1.ролевой подход (аспект).
Роль, которую выполняет человек в организации с одной стороны должна соответствовать цели организации, а с другой – отвечать запросам и ожиданиям человека. Для такого соответствия необходима ясность и приемлемость роли. Ясность роли предполагает, что человеку известно и понятно содержание работы, способы ее выполнения, связь его деятельности с задачами и целями организации.
Приемлемость роли состоит в том, что человек готов выполнить все осознанно. Это дает человеку удовлетворение и поощрение. Ролевой аспект часто сопровождается ролевыми конфликтами, которые достаточно распространены в организации. Типовые ситуации, приводящие к ролевым конфликтам:
1.индивид выполняет одновременно несколько взаимоисключающих в отдельные моменты ролей.
2.противоречивые распоряжения.
3.противоречия между ценностями человека и характером выполняемой им роли.
4.перегрузка роли, т е предъявляются повышенные ожидания.
Каждый член организации выполняет свой определенный статус. Неформальный статус придается организационным окружением. Ролевой подход рассматривает человека в организации с позиции его как специалиста. Но иногда определенную роль во взаимодействии человека и организации играют личные характеристики человека.
Психологические условия организации личностно-развивающего взаимодействия ...
... взаимодействия, нацеленных на организацию, где в качестве основополагающего выступает принцип индивидуально-творческого подхода. Однако именно мотивация определяет доминирующие интересы и стержневую характеристику ... деятельности; формирование представлений о природе человека, принятия агрессии, контактности, умения ... научных и концептуальных обоснований роли в профессиональном становлении личности ...
2.личностный аспект
Основополагающими моментами поведения человека в организации являются: восприятие, критериальная основа поведения, мотивация.
Критериальная основа поведения складывается из расположения человека к людям, событиям и т д, совокупности его ценностей, набора верований и принципов, которым он следует в своем поведении.
Расположение – априорное отношение к человеку, явлению, процессу, определение негативной или положительной реакции на них (нравится/не нравится).
Ценности – набор стандартов и критериев, которым человек следует в своей жизни. Ценности практически не меняются во времени, они составляют мораль человека. Различают 2 вида ценностей:
1.ценности, относящиеся к целям жизни, желаемым результатам, исход действия и т д.
2.ценности, относящиеся к средствам, которые использует человек для достижения целей (учеба, карьера).
Верование – устойчивое представление о человеке или явлениях, которое люди испытывают при их восприятии. Верования не меняются во времени, по одному и тому же объекту могут быть разные верования.
Принципы проявляются в виде определенных норм поведения.
Вопрос 2.
Реализация принципов и функций менеджмента осуществляется путем применения различных методов.
Методы управления – совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей. Все методы обладают направленностью, содержанием и организационной формой.
По классическому подходу выделяют след методы: организационно-административные, экономические и социально-психологические.
Организационно-административные. Основой данных методов является организационное отношение. Эти методы обеспечивают порядок, дисциплину и организованность в коллективе. Без этих методов невозможно существование экономических методов. Возможно оптимальное сочетание организационно-административных и экономических методов (у автократов административные методы преобладают).
Эти методы базируются на власти руководителя, его правил, дисциплин и ответственности. Руководитель выступает как администратор, субъект власти, опирающийся на предоставленные ему права.
Выделяют прямое и косвенное воздействие на подчиненных. Прямое – через приказы, распоряжения, оперативные указания в письменной или устной форме. Эти методы рекомендуются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства. Административные методы от других отличает четкая адресность и обязательность в выполнении распоряжений и указаний. Невыполнение рассматривается как прямое нарушение исполнительной дисциплины и влечет за собой опред взыскания, следовательно, административные методы – методы принуждения.
Экономическая психология, модели экономического поведения, стратегический альянс
... деятельности и изменяет основные условия жизни и поведения людей. Быстрый рост знания ведет к конкурентной борьбе ... должна совершенствовать знания потребителей, поставщиков, конкурентов, технологии, экономической обстановки и т.д. В рамках своих границ ... странах основными наиболее общими тенденциями являются следующие: · Формализация методов и процедур отбора кадров; · Выдвижение молодых и ...
Экономические. Занимают центральное место в управлении. Базируются на экономических отношениях, направлены на удовлетворение материальных потребностей людей. Экономические методы – совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект. Данный эффект удовлетворяет требования коллектива в целом и личности в отдельности. Методы реализуются через оплату труда и различные формы материального поощрения и соц гарантий. Экономич методы отличаются от административных тем, что предполагают разработку плановых экономических показателей и средств их достижения. На их основе создаются такие условия, при которых трудовой коллектив принуждается к эффективной работе не столько административным воздействием, сколько экономическим стимулированием. Набор и содержание рычагов экономического воздействия определяется спецификой управляемой системы (для разных сфер деятельности свои технико-экономические показатели).
Социально-психологические. Результаты труда во многом зависят от целого ряда психологических факторов, и умение их учитывать позволяет руководителю сформировать коллектив. Зная особенности поведения человека можно прогнозировать его поведение в нужном направлении. Это связано с тем, что каждой группе свойственен свой психологический климат. Соблюдение принципа психофизиологической совместимости – главное условие образования и развития коллектива