Тема 1. Институты и их роль в регулировании поведения

По итогам самостоятельной работы студентов по данной теме проводится коллоквиум. Он подразумевает подготовку каждого студента по всем вопросам для изучения. Выступление членов студенческой группы по конкретному вопросу и совместное обсуждение ситуаций.

Вопросы для изучения:

  1. Рыночный механизм координации и институты.
  2. Определение института. Институты и организации.
  3. Основные типы ситуаций, приводящих к возникновению института: ситуация типа «дилеммы заключенных», ситуация координации, ситуация неравенства.
  4. Институциональная структура общества: неформальные правила, формальные институты, взаимоотношения между формальными и неформальными правилами, государство и неформальные институты.
  5. Неформальные правила профессиональных сообществ как источник формальных правил.
  6. Роль механизмов принуждения к соблюдению правил.

Ситуации для обсуждения:

1. Можно ли сказать, что абсолютный диктатор — это луч­ший вариант третьей стороны, осуществляющей принуждение?

2. Существование формального правила легче доказать, чем существование социальной нормы. Чем можно объяснить слож­ности, связанные с выявлением социальной нормы, и что может свидетельствовать о том, что она существует?

3. Существует так называемые «спящие» нормы права, ко­торые малоизвестны и редко применяются на практике. Как вы думаете, является ли «спящая норма» институтом?

4. В обыденной жизни потенциальные «дилеммы заключен­ных» регулируются не столько нормами закона, сколько нефор­мальными социальными нормами. Приведите несколько при­меров подобного института, который заставляет людей выбирать те стратегии, которые могут быть непривлекательными для них. Какие ситуации, по Вашему мнению, встречаются чаще: ситуации координации или ситуации типа «дилемма заключенных»?

5. Какие правила, на ваш взгляд, более гибкие — формаль­ные или неформальные?

6. Приведите примеры, иллюстрирующие различные типы вза­имодействия между формальными и неформальными правилами.

13 стр., 6132 слов

Правила и нормы общения старших дошкольников со сверстниками как часть детской субкультуры

Российский Государственный Педагогический Университет имени А.И.Герцена Факультет «Институт Детства» Кафедра дошкольной педагогики. Курсовая работа на тему: Правила и нормы общения старших дошкольников со сверстниками как часть детской субкультуры. Выполнила студентка 3 курса 1 группы Научный руководитель Березина Т.А. Санкт-Петербург 2010 учебный год. Оглавление. Глава 1 3 4 6 6 9 11 12 12 13 13 ...

7. Сравните следующие ситуации:

а) Вы пытаетесь заключить сделку с иностранным контраген­том, однако, не знаете языка, на котором говорит ваш контрагент, он не говорит на вашем языке, а найти переводчика вы не смогли. Сделку заключить не удается.

б) Вы пытаетесь заключить сделку и обсуждаете ее условия с контрагентом, при этом ваша речь грамматически правильная, в то время как речь вашего партнера выдает в нем человека, отно­сящегося к другому, более низкому социальному кругу. По непо­нятным вам причинам контрагент отказывается заключать с вами сделку, и вам кажется, что именно различие в речи сыграло в этом отказе определенную роль.

В каждой из этих ситуаций вы понесли определенные поте­ри — вам не удалось заключить сделку, которая была выгодна для вас, и это можно рассматривать как определенного рода санкцию. Какой тип санкции действует в этих ситуациях? Объясните раз­личие между этими типами санкций.

Тема 2. Эволюция институциональной теории и ее структура. Классификация институциональных концепций.

По итогам самостоятельной работы студентов по данной теме проводится коллоквиум. Он подразумевает подготовку каждого студента по всем вопросам для изучения. Выступление членов студенческой группы по конкретному вопросу и совместные ответы на вопросы для обсуждения и выполнение упражнений.

Вопросы для изучения:

  1. Предпосылки и основные тенденции развития институциональной теории.
  2. Критика классической школы, истоки институционализма, «старый» институционализм.
  3. Развитие классической традиции: неоклассика и неоинституционализм.
  4. Основные направления неоинституциональной теории.
  5. Институционализм в России.

Вопросы для обсуждения:

  1. Каковы предпосылки и источники возникновения институционализма? Было ли его возникновение необходимо и если да, то почему? Кто стоял у истоков институциональной теории?
  2. В чем единство и в чем различия «старого» и нового институционализма? Какие недостатки «старого» институционализма попытались преодолеть новые институционалисты? Удалось ли им это сделать. Почему «старый» институционализм продолжает существовать наряду с новым?
  3. Какие школы теории рационального выбора вам известны? Каковы основные постулаты этих школ? Назовите наиболее известных представителей каждой школы?
  4. Является ли неоинституционализм разделом неоклассики изучающим институты? Почему?
  5. Перечислите основные направления «старого» и нового институционализма.

Упражнения:

  1. Установите соответствие между именами ученых, работающих в области институциональной экономики, и названиями публикаций:

1

Гуннар Мюрдаль

А

Пределы свободы. 1975

2

Джон К. Гэлбрейт

B

Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. 1989

3

Оливер Уильямсон

C

Теория праздного класса. 1899

4

Эрнандо де Сото

D

Экономические институты капитализма. 1985

5

Джеймс Бьюкенен

E

Структура и изменения а экономической истории. 1981

6

Дуглас Норт

F

Азиатская драма. Исследование бедности народов. 1968

7

Торнстейн Веблен

G

Новое индустриальное общество. 1967

  1. Кратко охарактеризуйте методологические предпосылки институциональных концепция развития:

А. Изложите, что понимается под развитием в различных теориях модернизации.

Б. Каковы источники и составные части институционального подхода?

В. Что нового вносит институциональный подход в теорию развития?

3. Как вы оцениваете трактовку А. Сена «развития как свобода», в чем достоинства и недостатки этого подхода?

А. Что такое негативная и позитивная свобода?

Б. Может ли свобода рассматриваться как средство достижения других целей или она значима сама по себе?

В. Как А. Сен понимает ценность и эффективность свободы?

Г. Какую роль в подходе Сена играет современная теория информации?

Тема 3. Экономическая теория прав собственности

По итогам самостоятельной работы студентов по данной теме на практическом занятии проводится семинарское занятие.

Вопросы для изучения:

  1. Определение понятия «право собственности».
  2. Спецификация и «размывание» прав собственности, «расщипление» прав собственности».
  3. Теорема Коуза (внешние эффекты, частное урегулирование конфликтов по поводу возникающих внешних эффектов, теорема Коуза в экономике права: переход от возмездия к компенсации за причинение вреда в древнем праве: объяснение по Коузу).
  4. Альтернативные режимы прав собственности: общедоступная собственность (сущность, достоинства и недостатки, трагедия общедоступной собственности, решение проблем общедоступной собственности).
  5. Альтернативные режимы прав собственности: коллективная (общинная) собственность (сущность, достоинства и недостатки, характеристики участников группы, положительно влияющие на функционирование системы общинной собственности, оптимальный размер группы при общинной собственности).
  6. Альтернативные режимы прав собственности: частная собственность (сущность, достоинства и недостатки; факторы. значимые для установления режима частной собственности. Способы раздела общедоступной собственности, частные права собственности и «трагедия анти общедоступной собственности»).
  7. Альтернативные режимы прав собственности: государственная собственность.
  8. Теории возникновения и развития прав собственности: наивная теория прав собственности.
  9. Теории возникновения и развития прав собственности: теория групп давления.
  10. Теории возникновения и развития прав собственности: теория ренто-ориентированного поведения.

Вопросы для обсуждения:

  1. Представьте себе, что вы адвокат, и ваша задача — привести аргументы в защиту исключительных прав собственности. Какие доводы вы приведете в своей речи?
  2. В кафе за соседними столиками сидят два посетителя, и один из них курит. Некурящему посетителю мешает дым, и он го­тов заплатить 300 рублей за то, чтобы курящий отказался от ку­рения. Курящий посетитель готов принять в качестве оплаты за отказ от курения 200 рублей. Трансакционные издержки заключе­ния сделки между ними равны нулю. Объясните, почему эта сдел­ка не состоится.
  3. Оцените предложение о решении проблемы истощения рыбных ресурсов путем введения частной собственности на этот ресурс.
  4. На примере работы маяков объясните сложности введения режима частной собственности. Выделите правовые и технологи­ческие причины, обуславливающие невозможность исключения других лиц из пользования светом маяка.
  5. В какой ситуации находятся люди, имеющие неограничен­ный доступ к ограниченному ресурсу? Какие трансакционные издерж­ки препятствуют решению проблемы? Какие институциональные решения проблемы вы можете предложить в этой ситуации?

Тема 4. Контрактные отношения.

По итогам самостоятельной работы студентов по данной теме на практическом занятии выполняются упражнения на основе вопросов для изучения.

Вопросы для изучения:

  1. Юридический и экономический подход к понятию «контракт».
  2. «Полный контракт».
  3. Ассиметричная информация и виды оппортунистического поведения.
  4. Природа оппортунистического поведения.
  5. Неблагоприятный отбор и способы его предотвращения.
  6. Моральный риск и способы его предотвращения.
  7. Вымогательство как вид оппортунистического поведения и выбор типа контракта.

Ситуации для размышления:

1. Раймон Дайан приобрел эксклюзивную лицензию на право открывать рестораны Макдональдс в Париже у Рэя Крока, осно­вателя системы Макдональдс. В парижских ресторанах строгие спецификации компании, касающиеся пищевых продуктов, во­пиющим образом игнорировались. Гамбургеры приготавливались без стандартных ингредиентов. Еду хранили так долго и подава­ли такой холодной, что менеджеры Макдональдса, инспектиро­вавшие рестораны, с трудом могли ее есть. Парижские рестора­ны были такие грязные, что франчайзи в системе Макдональдс по всему миру слышали жалобы от своих постоянных клиентов, которым довелось увидеть рестораны Дайана при посещении Парижа. Президент канадского Макдональдса Джордж Кохон на­стаивал «на удалении раковой опухоли» и попытался договорить­ся о выкупе лицензии Дайана. Когда Дайан отказался, компания Макдональдс отозвала его лицензию. Дайан подал иск в суд штата Иллинойс, утверждая, что компания Макдональдс пытается при­своить прибыли от парижских операций.

Судья Карри в 1982 году решил дело в пользу Макдональдса, отклонив иск Дайана.

Дайте экономическое обоснование судебного решения.

Объясните соотношение выгод и издержек оппортунистиче­ского поведения франчайзи типа Дайана:

а) до решения суда

б) после решения суда.

2. Почему возраст человека не может быть сигналом на рын­ке труда?

3. В чем, на ваш взгляд, заключаются причины ограниченных возможностей правовой системы по предотвращению оппортуни­стического поведения?

4. Сформулируйте условия, при которых станет возможным вымогательство?

5. В судебном деле Flynn et al. V. Gold Kist, Inc. (1987) ответчи­ку по договору было предоставлено исключительное право управ­ления ореховыми рощами истцов и продажи урожая. Истцы в су­дебном иске предъявили две претензии: ответчик неправомерно записал на счет истцов расходы на краску, не произведя работу по покраске; расходы истца на оплату труда были слишком высокими, т.е. он использовал больше рабочей силы, чем требовалось при вы­полнении соответствующих работ. Какая информация является а) наблюдаемой; б) поддающейся контролю третьей стороны и в) не поддающейся контролю третьей стороны? Какую позицию, по ва­шему мнению, занял суд в отношении этих претензий истцов — ак­тивную позицию, которая означает, что он вмешался в отношения сторон, или пассивную, которая проявляется в невмешательстве? Поясните вашу точку зрения.

6. Работник компании А, который прошел специальную под­готовку, оплаченную этой компанией, устанавливал оборудование, производимое компанией А в компании В, которая захотела пере­манить его к себе, считая это выгодной сделкой, потому что ей не придется нести издержки по его обучению. Предлагая работнику перейти к ней на работу, компания В пытается экспроприировать квази-ренту, которая возникает благодаря тому, что работник об­ладает специфическим человеческим капиталом — имеет особые навыки работы на оборудовании компании А, получение которых было оплачено этой компанией. Должен ли закон предоставить компании А право удержать работника? Какие способы удержать работника доступны компании А, если закон откажет ей в этом?

7. Адвоката можно рассматривать не только как агента своего клиента, но и как агента суда. Суд хочет, чтобы адвокат раскрывал истинное положение дел, не затягивал дело, не причинял беспокой­ства другой стороне. Клиент хочет, чтобы адвокат сделал все, чтобы выиграть дело. Как различные типы контракта с адвокатом (поча­совая оплата труда адвоката, условное вознаграждение) повлияют на его поведение как агента своего клиента и как агента суда?

8. Какую роль, по вашему мнению, могут играть профсоюзы в защите квази-ренты работников, которая может быть экспро­приирована работодателем?

Тема 5. Институциональная теория государства

По итогам самостоятельной работы студенты пишут эссе на одну из предложенных тем.

Вопросы для изучения:

  1. Основные теоретические подходы к определению природы государства.
  2. Модель государства Норта.
  3. Роль государства в функционировании рынка.
  4. Этапы и движущие силы эволюции реального государства.
  5. Метод эмпирического анализа государства.
  6. Элементы политической экономии демократии.

Темы для эссе:

  1. Авторитарное государство и управленческие структуры в экономике.

Подобно тому как «производственная демократия существует с демократическим государством, что можно сказать в этом смысле в отношении авторитарного государства?

  1. Вступление Балтийских стран в Европейское сообщество.

Появятся ли дополнительные ограничения на использование государством принуждения? Сравнение с ситуацией в тех постсоветских странах, которые в обозримом будущем не вступят в Европейское сообщество.

  1. Почему деприватизация может лишь ухудшить положение: институциональный анализ реального государства как ее основного субъекта.

Тема 6. Институциональная динамика.

По итогам самостоятельной работы по данной теме проводится коллоквиум по вопросам для обсуждения.

Вопросы для изучения:

  1. Стабильность институциональной структуры и институциональные изменения.
  2. Модель институциональных изменений Норта.
  3. Институциональные изменения и зависимость от пути развития.

Вопросы для обсуждения:

1. Кто является агентами институциональных изменений?

2. Почему так важна стабильность институциональной струк­туры?

3. Как соотносятся стабильность институциональной струк­туры и ее эффективность?

4. Что такое институциональное равновесие?

5. Опишите в общих чертах модель институциональных из­менений Норта.

6. Как называются дискретные институциональные измене­ния?

7. Какие особенности институциональной структуры обще­ства могут привести к революции?

8. Объясняет ли экономическая теория участие людей в рево­люции и как это соотносится с понятием «безбилетника»?

9. Какие два подхода применительно к институциональным изменениям можно выделить в экономической теории?

10. Какой подход называется «панглоссианским» и почему?

11. Что такое «зависимость от пути развития» и как она про­является в институциональной сфере?

12. Какие формы зависимости от пути развития вам извест­ны? Какая из них представляет наибольший интерес для эконо­мистов и почему?