1. Принципы организации индивидуальной работы с детьми

В проведения индивидуальных логопедических занятий логопеду необходимо учитывать в первую очередь принципы анализа речевых нарушений(развития, системного подхода, рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития ребенка) которые помогают установить’ закономерную взаимосвязь между различными речевыми и неречевыми процессами: нарушениями слухового восприятия и отклонениями в речедвигательной сфере, между дефектами произносительной деятельности и фонемообразованием, между активной и пассивной речью; раскрывают системное взаимодействие и взаимообусловленность нарушенных компонентов речи в процессе патологического развития устной и письменной речи детей. В процессе организации корригирующего обучения большое значение придается общедидактическим принципам: воспитывающий характер обучения, научности, система тичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода. Логопедическое воздействие опирается и на специальные принципы: этиопатогенетический (учета этиологии и механизмов речевого нарушения), системности и учета структуры речевого нарушения, комплексности, дифференцированного подхода, поэтапности, онтогенетический, учета личностных особенностей, деятельностного подхода, использования обходного пути, формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения. При устранении речевых нарушений необходимо учитывать совокупность этиологических факторов, обусловливающих их возникновение, (внешние, внутренние, биологические и социально-психологические факторы).

Так, при дислалии неправильный прикус предрасполагает к искажению артикуляции звуков, недоразвитию артикуляционной моторики. В этом случае логопедическое воздействие сочетается с ортодонтическим вмешательством по нормализации прикуса. Дислалия может быть вызвана и недостаточным вниманием окружающих к речи ребенка, т.е. социальным фактором. В этом случае логопедическая работа направлена на нормализацию речевых контактов ребенка с социальным окружением, на развитие речевой моторики, фонематического восприятия. Содержание логопедического воздействия зависит от механизма речевого нарушения. При одинаковой симптоматике нарушений речи возможны различные механизмы. Например, замены звуков при дислалии могут быть обусловлены неточностью слухового различения, неразличением звуков на слух или заменой этих звуков вследствие недоразвития тонких артикуляторных движений. При устранении дислалии основным является воздействие на ведущее нарушение — несформированность слуховой дифференциации или недоразвитие артикуляционной моторики. Принцип системного подхода предполагает необходимость учета структуры дефекта, определения ведущего нарушения, соотношения первичного и вторичного. Сложность структурно-функциональной организации речевой системы может вызвать расстройство речевой деятельности в целом даже при нарушении ее отдельных звеньев, что определяет значимость воздействия на все компоненты речи при устранении речевых расстройств.

23 стр., 11092 слов

Речевые нарушения у детей младшего школьного возраста и пути ...

... развивающего обучения поэтому необходимо говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения речью. Речевые нарушения у младших школьников встречаются как в устной так и в письменной ... к подражанию, в том числе звукам человеческой речи. Получая положительное эмоциональное подкрепление, подражание ведет к быстрому усвоению сначала звуков человеческой речи, затем фонем, морфем, слов, высказываний, ...

Расстройства речи в большинстве случаев представляют собой синдром, в структуре которого выделяются сложные связи между речевыми и неречевыми симптомами. Это определяет необходимость комплексного (медико-психолого-педагогического) воздействия, т. е. воздействия на весь синдром в целом. Особо значимо комплексное воздействие при устранении дизартрии, заикания, алалии, афазии. Логопедическое воздействие строится на основе онтогенетического принципа с учетом закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи, от простых к сложным, от конкретных к более абстрактным, от ситуативной речи к контекстной и т.д. Большое значение в реализации логопедической работы имеет коррекция ивоспитание личности в целом, где учитываются особенности формирования личности у детей с различными нарушениями речи, а также возрастные особенности. Логопедическое воздействие на ребенка с речевыми нарушениями связывается с нормализацией социальных контактов с окружающими людьми.

Особенно важен учет личностных особенностей при коррекции расстройств речи, связанных с органическими поражениями центральной нервной системы (алалия, афазия, дизартрия и др.)- В этом случае в симптоматике нарушения отмечаются выраженные особенности формирования личности как первичного характера, обусловленного органическим поражением мозга, так и характера вторичных наслоений. Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности. У дошкольников она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка.

2. Оборудование логопедического кабинета

1. Оснащение кабинета: Зеркало настенное (50 100 см) с лампой дополнительного освещения; Зеркала для индивидуальной работы (6 шт.); Ковер напольный; Шкафы для хранения пособий; Столы для детей; Стулья детские; Стол, стулья для работы логопеда с документацией.

2. Учебно-методические пособия: а) для коррекционной логопедической работы: по звукопроизношению (речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое лото, речевые домики); по фонематическому восприятию (наборы картинок, тетради для развития фонематического слуха); по лексическому запасу (дидактические игры, наборы картинок); по связной речи (наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов); методическая литература по разделам

25 стр., 12212 слов

Особенности функционального базиса письменной речи у детей старшего ...

... речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Объектом курсовой работы является функциональный базис письменной речи у детей. Предметом курсовой работы является особенности функционального базиса письменной речи у детей ... осознанным действием, написание слова распадается для ребенка на ряд задач: выделить звук, запомнить его, обозначить его соответствующей буквой, ...

б) для обследования интеллекта, развития памяти, внимания, мышления: счетный материал; пирамидки; разрезные картинки разной конфигурации; набор картинок «Четвертый лишний»; набор карточек на обобщающие темы; наборы картинок для игр «Чей силуэт», «Что сначала, что потом», «Путаница», «Нелепицы».

в) картотеки: артикуляционная гимнастика в картинках;

пальчиковые игры; дыхательные упражнения и игры; наборы предметных картинок по лексическим темам; загадки, чистоговорки, скороговорки; упражнения на релаксации г) пособия и материалы:

— на развитие дыхания: свистки, дудочки, воздушные шары, вертушки, мыльные пузыри. — на развитие мелкой моторики: матрешки, шнуровки, пирамидки, пазлы, трафареты.

— по обучению грамоте: настенная азбука, кассы букв и слогов, предметные картинки на каждую букву, трафарет, схемы артикуляции звуков, материал для звукобуквенного анализа и синтеза

3. Педагогическая документация: Логопедические карты на каждого ребенка; Годовой план работы; Список детей группы компенсирующей направленности; Расписание занятий; Циклограмма рабочего времени; Календарно-тематическое планирование; Конспекты фронтальных занятий; Планы индивидуально-подгрупповых занятий; Тетрадь взаимодействия с воспитателями; Отчет о результатах работы; Паспорт логопедического кабинета.

3. Должностные обязанности учителя-логопеда

3.1. участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).

3.2. обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса; 3.3. выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности 3.4. должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся, воспитанников; нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности; программно- методическую литературу по работе с обучающимися, воспитанниками, имеющими отклонения в развитии; новейшие достижения дефектологической и педагогической наук; правила по охране труда и пожарной безопасности; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

2 стр., 610 слов

Обследование строения артикуляционного аппарата

... микроциркуляции     15.Моторная неловкость языка, губ     16.Ограниченная подвижность языка, губ     Обследование строения артикуляционного аппарата. - губы (толстые, тонкие, расщелина, ... на верхней губе _____________ «Грибок»____________________________________ 2.Динамическая координация движений. Ребенку предлагается выполнить серию движений по образцу: а) растянуть ...

4. Специфика индивидуальной работы с детьми в различных типах учреждений

5. Анализ перспективных и текущих планов

6. Обследование детей с различными видами нарушений.

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИСЛАЛИЕЙ

1.        Анкетные данные.

2.        Анамнез.

3.        Строение артикуляционного аппарата. Наличие и характер аномалий в анатомическом строении губ, зубов, прикуса, челюсти, неба, языка:

§   губы (толстые, мясистые, короткие, малоподвижные);

§   зубы (редкие, кривые, мелкие, внечелюстной дуги, крупные, без промежутков между ними, с большими промежутками, отсутствуют верхние или нижние резцы);

§   прикус (открытый передний, открытый боковой, глубокий, мелкий);

§   челюсти (верхняя выдвинута вперед — прогнатия, нижняя выдвинута вперед — прогения);

§   небо (узкое, высокое, плоское, низкое);

§   язык (массивный, маленький, очень большой, короткая, натянутая, прирощенная подъязычная связка).

4.        Моторика артикуляционного аппарата. Обследование возможности выполнения губами, языком, челюстями основных движений, характерных для них при произношении звуков:

§   подвижность губ (губы вперед — «трубочкой», удержать, улыбнуться, удержать; поднять верхнюю губу, чтобы были видны верхние зубы; опустить нижнюю губу, чтобы были видны нижние зубы; вибрация губ и т.д.);

§   подвижность языка, его спинки, корня и кончика (показать широкий язык — «лопатой», узкий — «жалом»; язык-маятник; достать кончиком языка нос, подбородок; пощелкать языком и т.д.);

§   подвижность нижней челюсти (выдвинуть нижнюю челюсть вперед, оттянуть назад; сомкнуть, сжать челюсти; открыть рот; удержать открытым под счет и т.д.).

При обследовании моторики артикуляционного аппарата обратить внимание на точность и объем движений, способность удерживать органы артикуляции в заданной позе, на тонус (нормальное напряжение, вялость или чрезмерное напряжение).

Движения выполняются по подражанию и по словесной инструкции.

5.        Звукопроизношение. Обратить внимание на характер нарушения произношения согласных и гласных звуков (замена, смешение, искажение, отсутствие) в различных условиях:

§   при изолированном произношении звуков;

§   в слогах открытых, закрытых, со стечением согласных;

§   в начале, середине, конце слова;

§   во фразах;

§   стихах,сказках и т.д.

6.        Слуховая функция:

§   состояние физического слуха (исследование слуха на шепотную речь и речь разговорной громкости. Выявление максимального расстояния, на котором ребенок правильно повторяет произносимые слова и фразы. При нормальном слухе шепотная речь воспринимается на расстоянии 6—7 метров);

19 стр., 9222 слов

Коррекция недоразвития речи у детей с моторной алалией

... речи в единое целое. При алалии с трудом усваиваются сложные двигательные дифференцировки, не формируется динамический артикуляционный стереотип -- затруднено слияние звуков ... операционном звене деятельности при наличии достаточно стойкой мотивации. Страдает ... адекватное восприятие знаков языка. У ребенка с ... артикуляционные движения и связанные с ними кинестетические импульсы, идущие от речевого аппарата ...

§   состояние фонематического слуха, анализа и синтеза (различение всех коррелирующих фонем из групп свистящих и шипящих, звонких и глухих, сонорных, мягких и твердых звуков; выделение звука на фоне слова, определение места звука в слове, последовательность и количество звуков в слове, способность придумать слово на заданный звук).

7.        Общая моторика и мелкая моторика рук. Приемы обследования и критерии оценки состояния общей моторики и мелкой моторики рук даны в разделе «Схема обследования детей с дизартрией».

8.        Дыхательная и голосовая функция. Обследуется тип дыхания, объем, плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха; громкость голоса, наличие или отсутствие носового оттенка, монотонности.

9.        Просодическая сторона речи. Обратить внимание на темп, плавность, выразительность, употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной).

10.    Словарный запас и грамматический строй речи. Приемы обследования и критерии оценки состояния словаря и грамматического строя речи даны в разделе «Схема обследования детей с алалией.

11.    Письменная речь. Схема обследования письменной речи дана в приложении.

12.    Психическое состояние. Обратить внимание на особенности познавательной деятельности (внимание, память, мышление и т.д.) и эмоционально-волевой сферы.

13.    Заключение о состоянии речи. Необходимо указать форму дислалии: механическую или функциональную; вид дислалии: акустико-фонематическую, артикуляторно-фонематическую, артикуляторно-фонетическую; разновидность нарушения звуко-произношения: сигматизм, ротацизм и т.д.

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ

1.        Анкетные данные

2.        Анамнез.

3.        В каком возрасте перенес хирургическое вмешательство, по поводу какого дефекта (расщепление твердого, мягкого неба, односторонняя, двусторонняя расщелина и т.д.).

4.        Строение артикуляционного аппарата. Следует иметь заключение отоларинголога о состоянии слуховой функции, носовой, ротовой полостей, гортани; стоматолога и ортодонта о состоянии зубочелюстной системы, патологии губ, неба, небного свода, языка, а также при необходимости заключение психоневролога, физиотерапевта, педиатра, врача по лечебной физкультуре. Независимо от полноты заключения, логопед тщательно исследует строение и функцию артикуляционного аппарата:

§   длина небной занавески (логопед шпателем пытается довести край мягкого неба до задней стенки глотки, придерживая высунутый язык марлевой салфеткой);

§   форма небного свода (обращается внимание на слишком высокий, готический свод неба или наоборот на слишком низкий);

18 стр., 8795 слов

Комплексное обследование психомоторного развития ребенка раннего возраста

... речи. Еще одной особенностью раннего детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Изменения в состоянии ... обследования ребенка раннего возраста; - подобрать дидактический инструментарий для обследования детей ... слово воспринимается ребенком как компонент комплексного раздражителя, в который входит положение тела ребенка, ...

§   наличие послеоперационных рубцов в области твердого, мягкого неба, губы, незаращений неба, послеоперационных свищей, щелей;

§   наличие аномалий прикуса (прогения, прогнатия, открытый передний или боковой прикус, аномалии зубного ряда);

§   аномалии в строении губ (есть ли расщелина, ее вид, характер, сформированность губы после хейлопластики);

§   патология в строении языка (укорочение подъязычной связки, слишком толстый или тонкий язык и т.д.).

5.        Моторика артикуляционного аппарата. При обследовании функции артикуляционного аппарата обращается внимание не только на подвижность губ, языка, челюсти, а прежде всего:

§   на подвижность мягкого неба, которая проверяется при энергичном многократном произношении звука «а». Рот ребенка должен быть широко открыт;

§   наличие небно-глоточного смыкания, его вид и характер (пассивное, активное, функциональное смыкание небной занавески с задней стенкой глотки);

§   состояние мимической мускулатуры, наличие сопутствую-щих движений (нахмурить брови, поднять их вверх, наморщить лоб; закрыть правый, левый глаз; надуть правую, потом левую щеку, затем обе щеки одновременно).

При обследовании функции артикуляционного аппарата обращается внимание на объем (полный, неполный) и качество движений (моторная напряженность, двигательная активность, расторможенность) губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба; умение точно и продолжительно удерживать их в заданной артикуляционной лозе; возможность плавного переключения от одного движения к другому; истощаемость движении; наличие сннкинезий (содружественных движений, сопровождающих главное: щурятся глаза, подергиваются щеки и т.д.).

6.        Тип и характер физиологического и речевого дыхания:

§   верхне-ключичное, грудное, диафрагмальное;

§   дыхание в покое, тип дыхания, глубина и сила;

§   речевое дыхание, его тип и сила, продолжительность речевого выдоха, наличие утечки воздуха через рот при фонации.

7.        Голосовая функция:

§   сила звучания (предлагается произношение гласных звуков, слогов, слов, фраз от шепота до полного голоса: шепотом, тихим голосом, средней громкости, громким, постепенно усиливая или ослабляя голос);

§   высота голоса (произношение гласных звуков, слогов, слов с повышением или понижением голоса, пение гаммы);

§   тембр голоса (обращается внимание на степень назализации при изолированном произнесении звуков, а также в речевом потоке).

8.        Звукопроизношенне. При обследовании звукопроизношеиия обращается внимание на фонетические и фонетико-фонематические дефекты (фиксируются отсутствующие, заменяемые, искаженные, смешиваемые звуки).

Обследование начинается с гласных звуков и проводится в следующем порядке: а, э, о, ы, у, и, я, е, ё, ю. Далее обследуется характер артикуляции всех согласных звуков: с, з, ц, ш,ж, ч, щ,р,л, к, г, х, п, б, т, д,ф, в,м, н (их мягкие пары).

19 стр., 9287 слов

Особенности тревожно-фобических состояний у детей с умственной отсталостью

... самостоятельная патология. Кроме того, тревожно-фобические состояния наблюдаются у детей с различными вилами дизонтогенеза, как сопутствующие ... детьми, страхи умственно отсталых детей будут характерны для детей младшего возраста (например, страхи сказочных персонажей, резких звуков, ... детей с заиканием (В.И. Селиверстов, 1994), детей, имеющих нарушения речи (Т.Н. Волконская, Г.Х. Юсупова, 2004), детей ...

9.        Слуховая функция:

§   состояние физического слуха;

§   состояние фонематического слуха, анализа и синтеза.

10.    Общий характер деятельности речевого аппарата в процессе речи. Хорошо ли ребенок открывает рот, выразительна ли артикуляция, какова активность в речевом процессе губ, языка, щек, лобных мышц, наличие синкинезин.

11.    Просодическая сторона речи. Обращаем внимание на темп (нормальный, быстрый, медленный); ритм (нормальный, аритмия); сохранность пауз в потоке речи (норма, деление слов); громкость, разборчивость, эмоциональная выразительность.

12.    Словарь и грамматический строй речи. Обследуя словарь, нужно исследовать активный и пассивный словарный запас в количественном и качественном отношении, обратить внимание на сформированность слоговой структуры слова. При обследовании грамматического строя речи обратить внимание на характер употребляемых предложений (распространенные, нераспространенные), последовательность слов в предложении (соответствует грамматической норме или нет), состояние функции словоизменения и словообразования.

13.    Письменная речь.

14.    Психическое состояние.

15.    Заключение о состоянии речи. Необходимо указать форму ринолалии: открытая, закрытая, смешанная; характер нарушения звукопроизношения и лексико-грамматической стороны речи. Например, открытая ринолалия, фонетический дефект; открытая ринолалия, осложненная общим недоразвитием речи (III уровень).

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ

1.        Анкетные данные.

2.        Анамнез.

3.        Общая моторика. Для обследования общей моторики можно предложить следующие задания:

§   одеться, раздеться, обуться;

§   пройти из угла в угол, размахивая обеими руками, остановиться, стать на носки, присесть;

§   попрыгать на двух ногах, правой, левой;

§   руки вперед, назад, вверх, вниз (по показу и по инструкции).

При этом необходимо отметить объем движений (полный, неполный), точность выполнения (полная, неполная), самостоятельность (полная, неполная, выполнение с помощью логопеда), координация движений (правильная, неправильная, отсутствует), чувство равновесия (имеется, отсутствует), осанка (правильная, неправильная).

Указать на наличие навязчивых движений (покачивание, балансирование туловищем).

Анализируется качественное состояние общей моторики: моторная напряженность, скованность, повышенная двигательная активность, расторможенность.

4.        Мелкая моторика рук:

§   сжать и разжать пальцы в кулак (5—7 раз под счет);

§   кончиком большого пальца поочередно касаться со всеми пальцами левой и правой руки;

§   указательный и средний пальцы бегают по столу;

§   вытянуть указательный палец и мизинец правой, левой рук;

§   поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы;

22 стр., 10553 слов

Психологический анализ описательной речи детей и ее развития ...

... слов, протекает в русле закономерностей и взаимообусловленности, что позволяет характеризовать процесс становления детской речи как сложный многообразный и системный процесс.[1]. Учет закономерностей развития речи детей позволяет установить возможности детей ...

§   собрать пирамидку, мозаику, спички, горошины.

При выполнении движений отмечается плавность, точность, напряженность, скованность, нарушение темпа выполнения движений (не под счет логопеда), невыполнение, наличие леворукости.

5.        Строение артикуляционного аппарата.

6.        Моторика артикуляционного аппарата. У детей с дизартрией особенно расстроенной является подвижность органов артикуляции, которая находится в прямой зависимости от глубины поражения и формы дизартрии. Обычно диагностика выраженых форм псевдобульбарной дизартрии не вызывает трудностей. Определение стертых форм дизартрии сопряжено со значительными трудностями. Поэтому необходимо провести дополнительное обследование по выявлению паретичности мышц;

§   вытягивание губ «хоботком» (вместо этого у ребенка с дизартрией наблюдаются хаотичные движения губами);

§   ассиметричность «улыбки» (паретичная сторона рта остается почти неподвижной);

§   невозможность сделать язык широким (склонность к его сужению);

§   отклонение языка в одну сторону (здоровую) при высовывании изо рта;

§   невозможность удержать кончик языка на верхней губе без помощи нижней;

§   посинение кончика языка;

§   невозможность удержать язык, высунутный изо рта, в спокойном положении (наблюдается дрожание мышц языка, его хаотичное подергивание).

7.        Состояние мимики. Наиболее нарушена мимика у детей с дизартрией: их лицо амимично, они не могут надуть щеки, наморщить лоб и т.д. Особенно ярко проявляются двигательные расстройства при активном сокращении мышц лица.

Оценка результатов обследования моторики артикуляционного аппарата и состояния мимики дана в разделе Схема обследования детей с ринолалией.

8.        Звукопроизношение. Проверяется изолированное произнесение звуков в следующей последовательности: гласные, согласные (губные, губно-зубные, задненебные, передненебные взрывные, шипящие, свистящие, аффрикаты, соноры).

Затем проверяется умение произносить звуки в слогах, словах, фразовой речи. Применяются задания, состоящие в многократном повторении одного звука, так как при этом создаются условия, уменьшающие артикуляционное переключение с одного звука на другой. Это дает возможность обнаружить трудности иннервации артикуляционного акта, особенно в случаях «стертой» дизартрии.

9.        Слуховая функция:

§   состояние физического слуха;

§   состояние фонематического слуха, анализа и синтеза.

10.    Просодическая сторона речи. При исследовании просодической стороны речи обращается внимание на темп (нормальный, быстрый, медленный), ритм (нормальный, аритмия), сохранность пауз в потоке речи (деление слов на слоги, скандированность), сила голоса (слабый, громкий, немодулированный), высота голоса (высокий, низкий), тембр голоса (нормальный, хриплый, сиплый, гнусавый), внятность речи (отчетливость, смазанность)

5 стр., 2350 слов

Профилактика нарушений звукопроизносительной стороны речи у детей ...

... действительности и регуляции поведения. Одной из задач всестороннего развития детей является развитие речи. Чем лучше будет развита речь ребёнка, тем легче ему будет общаться. Становление ... имеет две важнейшие составляющие: • восприятие звуков речи, за которое отвечает центр Вернике (находится в слуховой коре височной доли); • воспроизведение звуков, слов, фраз — речедвигательная функция, которая ...

11.    Зрительная функция. Перед обследованием зрительной функции необходимо ознакомиться с заключением офтальмолога о состоянии остроты зрения.

Для обследования зрительного гнозиса можно предложить задания на различение цвета, узнать перевернутые, перечеркнутые изображения, узнать предмет по его части, по контуру и т.д.

12.    Стереогноз. Для обследования тактильного гнозиса используется игра «Волшебный мешочек» — узнавание на ощупьразличных предметов, находящихся в мешочке, узнавание фактуры тканей (шерсть, шелк и т.д.), геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг и т.д.), узнавание цифр, букв, написанных на руке.

13.    Состояние словарного запаса и грамматического строя речи. Необходимость обследования словарного запаса и грамматического строя речи у детей с дизартрией, особенно, если она является следствием церебрального паралича, обусловлена тем, что для этих детей характерны различные формы речевого дизонтогенеза, проявляющиеся как в виде задержки речевого развития, так и общем недоразвитии речи.

14.    Письменная речь.

15.    Психическое состояние.

16.    Заключение о состоянии речи. Необходимо указать форму дизартрии (бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную, . мозжечковую, корковую), характер нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи, лексико-грамматической стороны речи, т.е. наряду с клиническим диагнозом, который ставит врач, необходимо логопедическое заключение. Например, псевдобульбарная дизартрия, фонетико-фонематическое недоразвитие; псевдобульбарная дизартрия, общее недоразвитие речи (III уровень) и т.д.

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ

1.        Анкетные данные.

2.        Анамнез.

3.        Импрессивная речь (понимание):

§   связной речи (разложить серию сюжетных картинок на основании предложенного рассказа);

§   нераспространенных и распространенных предложений (покажи, где мальчик читает; где мальчик держит в руках большую машину и т.д.);

§   сложных конструкций (какая фраза правильная: «Лето бывает перед весной» или «Весна бывает перед летом»);

§   различных грамматических форм (единственное и множественное число существительных: пирамидка-пирамидки, глаголов: идет-идут; уменьшительно-ласкательных форм существительных: дом-домик; глаголов совершенного и несовершенного вида: поливает-полил; падежные формы: покажи ручкой тетрадь, линейкой ручку и т.д.);

§   значений слов, обозначающих предметы, действия, качества (покажи брови; покажи, где девочка рисует; покажи широкую ленту и т.д.);

§   инструкций (возьми карандаш, положи его между книгой и ручкой и т.д.).

4.        Экспрессивная речь:

а) обследование словарного запаса:

§   называние предметов, действий, качеств по специально подобранным картинкам (среди картинок должны быть не очень распространенные предметы, действия, качества: подоконник, конура, ресницы, строгает, выпиливает, оловянный и т.д.);

§   нахождение общих названий (мебель, транспорт, растения и т.д.);

§   называние предметов по их описанию (назови предмет, которым стригут и т.д.);

§   называние действий (рыба плавает, самолет летит и т.д.);

§   подбор синонимов и антонимов (высокий-низкий, горе печаль, врач-доктор и т.д.);

§   образование прилагательных от имен существительных (кубик из дерева, сок из клубники и т.д.);

§   объяснение значения слов (утюг, эскалатор и т.д.).

О состоянии словарного запаса следует судить на основании количественного и качественного анализа результатов обследования. При количественном анализе выводится соотношение правильных ответов с общим числом предъявленных слов. Например, если из 60 используемых в ходе обследования слов ребенком правильно называется 20, то можно говорить об ограниченности словарного запаса. Для качественной характеристики словарного запаса имеет значение анализ ошибочных ответов. Здесь важно проанализировать, какие замены слов имеют место, какой признак лежит в основе переноса названия с одного предмета на другой (на основе звуковой близости слов — клубок-колобок, замещение названия предмета внешне сходным — сарафан-платье, обозначение вместо предмета всей ситуации — кран-вода льется и т.д.).

В частности, замена одного предмета другим на основе звуковой близости свидетельствует о низком уровне сфор-мированности словарного запаса. В ходе анализа следует обратить внимание на то, какие части речи чаще употребляются ребенком и, какие части речи чаще подвергаются замене (существительные, прилагательные, глаголы, наречия и т.д.).

Отсутствие тех или иных лексико-грамматических разрядов слов, недостаточное количество в активной речи детей глаголов указывают на отставание развития лексико-грамматических средств языка;

б) обследование слоговой структуры слов:

§   называние картинок со сложным слоговым составом (велосипед, сковорода, аквариум);

§   повторение слов со сложным слоговым составом (строительство, термометр, милиционер);

в) обследование грамматического строя речи:

§   составление предложений по специально подобранным картинкам;

§   употребление простых и сложных предлогов (ответы на вопросы — где лежит карандаш, где висит лампа и т.д.);

§   согласование прилагательных с существительными (красный мяч, красное солнышко, красная звезда и т.д.);

§   согласование существительных с числительными (один, два, три — стул, кукла, помидор);

§   образование форм родительного падежа множественного числа (сумка — много чего);

§   образование уменьшительно-ласкательных форм (гриб-грибок, стул-стульчик);

§   употребление приставок в глаголах (лететь — при, у, до, вы);

г) обследование связной речи:

§   составление рассказа по картинке, по серии картинок;

§   пересказ.

При анализе грамматического строя речи и связной речи следует обратить внимание на наличие или отсутствие фразовой речи, характер употребляемых предложений (однословные, двухсловные, трехсловные и т.д.), последовательность слов в предложении, соответствие грамматической норме или наличие аграм-матизма, состояние функции словоизменения и словообразования.

5.        Обследование звукопроизношения:

§   в отраженной речи (изолированно, произношение звуков в слогах, словах, фразовой речи);

§   самостоятельной речи.

Обследование звуков проводится в следующей последовательности: с, сь, з, зъ, ц, ш, ж, ч, щ, л, ль, р, рь, к, кь, г, гь, х, хь, б, бь, п, пь, д, дь, т, тъ. При проверке обращается внимание на замены, искажения, смешения, отсутствие звуков.

6.        Слуховая функция:

§   состояние физического слуха;

§   восприятие неречевых звуков (какой музыкальный инструмент прозвучал, послушать шум улицы и т.д.);

§   воспроизведение и восприятие ритмов;

§   состояние фонематического слуха, анализа и синтеза.

7.        Строение артикуляционного аппарата.

8.        Моторика артикуляционного аппарата. Особое внимание следует обратить на оральный праксис, т.е. проверить выполнение изолированных движений и серий движений, что необходимо для дифференциальной диагностики афферентных и эфферентных нарушений.

9.        Общая моторика и мелкая моторика рук.

10.    Просодическая сторона речи. Обратить внимание на темп и ритм речи, правильность употребления пауз в потоке речи, ударений, основных видов интонаций и их оттенков, на силу, высоту, тембр голоса.

11.    Зрительная функция.

12.    Стереогноз.

13.    Письменная речь.

14.    Психическое состояние. Особое внимание надо обратить на обследование мышления и, прежде всего, его наглядных форм, что имеет значение для дифференциальной диагностика алалии от умственной отсталости.

15.    Заключение о состоянии речи. Необходимо указать форму алалии (моторную, сенсорную, смешанную, уровень недоразвития речи (I, II, III), характер нарушения звукопроизношения (сигматизм, ротацизм и т.д.).

7. Коррекционно-педагогиечская работа при дислалии

СИСТЕМА  КОРРЕКЦИОННОЙ  РАБОТЫ:

1 этап — подготовительный. Основными его задачами являются:

а) развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;

б) устранения недостаточности развития речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности артикуляционного аппарата.

 2 этап – формирование произносительных умений и навыков.

В задачи этого этапа входит:

А) устранение неправильного звукороизношения;

Б) развитие у детей умения дифференцировать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию;

В) формирование произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи детей.

   Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия.

 Исправление недостатков произношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия, так как без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно и их правильное произношение.

Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка.

Параллельно с самых первых занятий проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия.

В процессе логопедических занятий ребенок должен прежде всего приобрести умения контролировать свое произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих.

Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:

1этап – узнавание неречевых звуков.

2этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

3этап – различение слов, близких по звуковому составу.

4этап – дифференциация слогов.

5этап – дифференциация фонем.

6этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

Основные принципы коррекционной работы при дизартрии.

1.Работа всегда проводится комплекснос участием медиков и мер медицинского характера, которые включают медикаментозное лечение, физиотерапевтическое лечение, лечебную физкультуру, а также меры логопедического воздействия.

2.Очень важный принцип – это раннее начало восстановительной и коррекционной работы, что особенно важно при врожденных дизартриях и дизартрии при ДЦП.

Работу возможно начинать уже до речевой период, до 1 года.

3. Работа по преодолению дизартрических расстройств всегда длительная, кропотливая, систематичная, регулярная.

4. Логопедическая работа направлена не только на коррекцию произношения, но и развитие и формирование всей психической деятельности ребенка и развитие всех других компонентов речи(словаря, грамматического строя, связного высказывания).

5. Необходимо осуществлять индивидуальный подход и формировать мотивацию к занятиям. Курс логопедической работы длительный, занимает несколько лет. Поэтому нужно выстраивать целую систему взаимоотношений с ребенком и его семьей. Использовать методы стимуляции, заинтересовывать ребенка. Используются различные игровые приемы, меры поощрения, стимулирование волевых компонентов психики в стремлении к совершенствованию речи.

Основные направления коррекционной работы:

1.Развитие фонематического внимания и восприятия (т.е. обучение умению различать и слышать звуки, отличать на слух правильное произношение от неверного, проводить фонематический анализ);

2.Формирование речевого дыхания.

3.Работа по преодолению нарушений голоса.

4.Работа над просодической стороной речи: темпом, ритмом, интонацией.

5.Развитие и формирование артикуляционной и мимической моторики.

6.Постановка звуков.

7.Развитие и формирование мелкой моторики рук.

8.Развитие и формирование общей моторики.

9.В случае выявленных нарушений словарного запаса, грамматического строя параллельно ведется работа по этим направлениям.

Основная цель: развитие коммуникации и возможности использования речи как средства общения и обучения.

Правдина О.В. работу по преодолению дизартрии делит на три этапа.

Первый этап. Подготовительный.

Второй этап преодоление основного нарушения – фонетических недостатков речи, т.е. постановка звуков.

Третий этап – включение ребенка в активное общение.

Основные направления коррекционной работы при ринолалии

Поэтапная реабилитация детей с врожденными расщелинами губы и неба основывается на сочетании лечебных, логопедических и психолого-педагогических мероприятий, которые проводятся в течение роста ребенка до 14-15 лет. Эта работа осуществляется хирургом-стоматологом, ортодонтом, логопедом, отоларингологом, специалистом по лечебной гимнастике, психологом и при необходимости другими специалистами.

Основные задачи комплексного воздействия на дефект:

Устранение хирургическим путем анатомических нарушений;

Ортодонтическое исправление деформации верхней челюсти и постоянный контроль за предотвращением вторичных деформаций;

Общеукрепляющее лечение;

Своевременна отоларингологическая санация (профилактика нарушений слуха у детей);

Психотерапевтическое воздействие на ребенка и его микросоциальное окружение;

Ранняя логопедическая помощь, основные направления которой следующие: а) развитие нормального физиологического и речевого дыхания, б) полноценного небно-глоточного смыкания, в) формирование артикуляционных укладов и правильных артикуляционных движений, г) коррекция нарушений звукопроизношения, д) устранение носового (назального) оттенка голоса, е) автоматизация сформированных навыков в свободном речевом общении, ж) нормализация просодической стороны речи, з) развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза с целью предупреждения возможного последующего возникновения нарушения письменной речи — дисграфии, и) своевременное устранение отставания в развитии фразовой речи, лексико-грамматического строя речи, к) контроль за общим речевым развитием ребенка.

Подготовка детей к обучению в общеобразовательной школе.

Коррекционно-педагогическое воздействие должно опираться на ряд теоретических положений (принципов) с учетом особенностей структуры дефекта у детей с ринолалией: 1) принцип комплексного (медико-психолого-педагогического) подхода к устранению речевого дефекта, 2) этиопатогенетический принцип, 3) принцип опоры на сохранные звенья, 4) онтогенетический принцип, 5) принцип деятельности, 6) принцип индивидуального подхода к каждому ребенку, 7) принцип учета особенностей микросоциального окружения ребенка.

Наряду с логопедическими принципами в коррекционной работе следует опираться на общие дидактические принципы: систематичность и последовательность обучения, наглядность и доступность предлагаемого материала, сознательность и активность, прочность приобретенных навыков.

При осуществлении коррекционной работы требуется особый психологический и педагогический подход к детям, а также образование единого коррекционно-образовательного пространства вокруг каждого ребенка с ринолалией.

Влияние многократных хирургических вмешательств, а также соматическая ослабленность ребенка приводят к его повышенной истощаемости, снижению работоспособности, активности и выносливости. Только правильное распределение лечебной и учебной нагрузки позволит ребенку без лишнего напряжения и утомления выполнить все задачи, стоящие перед ним. Поэтому эффективность коррекционной работы в большой степени зависит от четкой организации совместной работы многих специалистов, врачей и педагогов.

8. Направления индивидуальной работы при дислалии, дизартрии, ринолалии

9.

10.

11.

12. Артикуляционная моторика при дислалии

13.

14.

15.

16. Нарушения звукопроизношения у детей могут проявляться либо в отсутствии тех или иных звуков, либо в ихискажениях, либо в заменах.

Рассмотрим каждый из этих случаев подробно. Отсутствие звука в речи может выражаться в его выпадении в начале слова (например, вместо рыба ребенок говорит «ыба»), в середине (пароход — «паоход») и в конце (шар — «ша»).

Искажение звука выражается в том, что вместо правильного произносится звук, которого нет в фонетической системе русского языка. Например, велярный р, когда вибрирует тонкий край мягкого нёба, или увулярный р, когда вибрирует маленький язычок, межзубный с, боковой ш, двугубный л и др.

Звук может заменяться другим звуком, имеющимся в фонетической системе языка. Замены эти могут быть следующими:

1) замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по месту артикуляции, например замена взрывных заднеязычных к и г взрывными переднеязычными т и д («тулак» вместо кулак, «дудок» вместо гудок и т. п.);

2) замена звуков, одинаковых по месту артикуляции и различающихся по способу образования, например фрикативного переднеязычного с переднеязычным взрывным т («танки» вместо санки);

3) замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по участию органов артикуляции, например сгубно-зубным ф («фумка» вместо сумка и т. п.);

4) замена звуков, одинаковых по месту и способу образования и различающихся по участию голоса, например звонких звуков глухими («пулка» вместо булка, «субы» вместо зубы);

5) замена звуков, одинаковых по способу образования и по активнодействующему органу артикуляции и различающихся по признаку твердости и мягкости, например мягких твердыми и твердых мягкими («ряз» вместо раз, «пула» вместо пила).

По количеству нарушенных звуков дислалия делится на простую и сложную. Если в произношении отмечается до четырех дефектных звуков, — это простая дислалия, если пять звуков и более — сложная дислалия.

В соответствии с характером дефекта произношения, относящегося к определенной группе звуков, выделяются следующие виды дислалии:

1. Сигматизм (от названия греческой буквы сигма, обозначающей звук с) — недостатки произношения свистящих (с,с, з,з, ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков. Один из самых распространенных видов нарушений произношения.

2. Ротацизм (от названия греческой буквы ро, обозначающей звук р) — недостатки произношения звуков р и р.

3. Ламбдацизм (от названия греческой буквы ламбда, обозначающей звук л) — недостатки произношения звуков л и л.

4. Дефекты произношения нёбных звуков: каппацизм — звуков к и к, гаммацизм — звуков г и г, хитизм — звуков хи х, йотацизм — звука й (от названий греческих букв каппа, гамма, хи, йота, обозначающих соответственно звуки к, г, х, и).

5. Дефекты озвончения — недостатки произношения звонких согласных звуков. Эти дефекты выражаются в замене звонких согласных звуков парными глухими звуками: б-п, д-т, в-ф, з-с, ж-ш, г-к и т. д.

6. Дефекты смягчения — недостатки произношения мягких согласных звуков, заключающиеся в основном в замене их парными твердыми, например д-д, п-п, к-к, р-р и т. д.

Исключение составляют только звуки ш, ж, ц, не имеющие мягких пар, и звуки ч, щ, и, которые произносятся всегда мягко и не имеют твердых пар.

Если у детей нарушается только одна группа звуков, например только шипящие или только сонорные, то такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное), или мономорфное.

Если у детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например свистящие, сонорные и шипящие, то такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное), или полиморфное

Отбирая речевой материал для занятий с ребёнком, необходимо соблюдать целый ряд требований. Наиболее важными из них являются следующие.

     При выборе материала для различных этапов автоматизации и дифференциации звуков важно учитывать индивидуальные особенности усвоения нормативного звукопроизношения ребёнком.

     При автоматизации большинства звуков на уровне слога возможны различные варианты выбора фонетического материала: как прямые, так и обратные слоги (реже используется интервокальная позиция – поставленный согласный звук между гласными).

Имеются общие рекомендации по поводу выбора типа слога для закрепления тех или иных групп согласных звуков. Однако, по нашему мнению, выбор определяется главным образом тем, в каком сочетании поставленный звук ребёнку легче и удобнее произносить правильно. Это определяется, как правило, сразу после появления адекватного произнесения звука в изолированном положении, то есть после постановки звука на занятии.

     Желательно закреплять согласный звук в сочетании с различными гласными (или первоначально с одним из гласных) в слогах и затем, излишне не задерживаясь на этом, переходить к автоматизации на уровне слова.