Тема 1.Психология как наука.Методы психологии

СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Цель: Обсудить со студентами общую характеристику психологии как науки, имеющей объект и предмет исследования.

Вопросы для обсуждения:

1.Определение психологии как науки.Предмет и задачи психологии.

Мировые психологические теории. Становление психологии как самостоятельной науки. Основные виды психических явлений.

2. Психология в системе наук.Связь психологии с другими науками.

3. Методологические принципы психологии.

4.Классификация метода психологического исследования. Характеристика основных методов исследования.

Задание 1: заполните таблицу 1 «Развитие представлений о предмете психологии».

ТАБЛИЦА 1

Название

направления

Представитель

(годы жизни)

Страна

Предмет

психологии

Задача

психологии

Объяснительный

принцип

Методы

Приме-

чание

Задание 2: заполните таблицу «Отрасли психологии».

ТАБЛИЦА 2

Название

отрасли

Предмет

Исследований

Задачи

отрасли

Методы

исследования

Представители

Основная

литература

Задача 2. О каких методах психологического исследования идет речь в следующих фрагментах?

  1. Психолог стремится собрать как можно больше информации по конкретному «случаю» для ответа на главный вопрос о генезисе и прогнозе психологических свойств, для определения статуса личности. Данный метод строится на основе ранее выдвигаемых гипотез.
  2. Данный метод широко применяется в психологии личности. В качестве экспертов могут выступать лица, хорошо знающие испытуемых. Главная особенность метода заключается в том, что его используют не в виде описания количественных проявлений свойств, а в виде количественных оценок их проявления, а также выраженности тех или иных элементов поведения. Результаты данного метода фиксируют выраженность более или менее дробных частных элементов поведения, понятных и однозначных. Обобщение зафиксированных результатов осуществляет профессиональный психолог.
  3. Специализированные методы психологического исследования, с помощью которых можно получить количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования эти методы отличаются тем, что предполагают стандартизированную выверенную процедуру сбора и обработки данных, а также их интерпретацию.
  1. Одна из разновидностей предыдущего метода основана на системе заранее отобранных и проверенных, с точки зрения их валидности и надежности, вопросов, по ответам испытуемых на которые судят об их психологических качествах.
  2. Другая разновидность метода предполагает оценку психики и поведения людей не на основе вербальных ответов, а на базе выполненных заданий. С этой целью испытуемому предъявляется серия специальных заданий, по итогам выполнения которых делают вывод об изучаемом качестве.

Литература.

  1. Общая психология: Учеб. для вузов: В 7 т. Т.1 Введение в психологию/Е.Е.Соколова/Под ред.Б.С.Братуся;МГУим. М.В.Ломоносова, Фак. психологии, каф. Общей психологии.-М.:Академия, 2007, 2005,-351 с.
  2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в психологию. Хрестоматия по курсу Введение в психологию. М. Российское психологическое общество. 2002, с. 7-19.
  3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2010- 2002. 582 с.
  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т.-М. : 2009
  5. Чувакова О.А., Страбахина Т.Н. Изучение курса «Общая психология»: Учебное пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2003. – 116 с.
  6. Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. Инф.-метод. пособие к курсу «Психология человека» – М.: Педагогическое общество России, 2001-276 с.
  7. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие.- СПб.: Питер.2009.-256 с. ил.- (Серия «Учебное пособие»).

Тема2.Развитие психики исознания

Цель: Обсудить зарождение и эволюцию психики, происхождение и развитие сознания человека.

Вопросы для обсуждения:

  1. Психика и сознание. Понятие о сознании. Сознание как высшая ступень развития психики. Социальная сущность сознания. 2.
  2. Свойства, закономерности сознания. Состав, структура сознания. Функции сознания. Уровни сознания.

3.Этапы, стадии формирования сознания. Сознание, самосознание. Подсознание, сознание, сверхсознание.

Задание: составьте таблицу 3 «Стадии развития психики и особенности поведения живых существ».

ТАБЛИЦА 3

Стадия

развития

психики

Особенности

нервной

системы

и органов чувств

Особенности

психического

отражения

Особенности

поведения

Представители

Литература.

  1. Вагнер В.А. Сравнительная психология. — М., МПСИ ,2008.
  1. Гальперин П.Я. Введение в психологию. — М.,2007.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. — М.,2002.
  3. Леонтьев А.Н. Эволюция психики. — М., 1999.
  4. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. — СПб.: Питер, 2007. — 320 с.
  5. Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания. — М., 2008.

Деятельность и общение как способы социальной жизни человека.

Тема 3. Психологический анализ деятельности.

Цель: Обсудить со студентами общее представление о деятельности. Получить представление о роли общепсихологической концепции деятельности в понимании человека

Вопросы для обсуждения:

1.Понятие о деятельности. Сущность принципа единства сознания и деятельности.

2.Теория деятельности. Теория деятельности в советской психологии.(Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн).

3. Структура деятельности (содержательные, операционные и мотивационные компоненты).

4.Виды проявления деятельности. Характеристика основных видов деятельности (труд, учение, игра).

Функции деятельности.

Задание:

Написать доклад на тему: Мотивация и деятельность.

Активность личности и деятельность

Методические указания:

Для подготовки докладов и ответов на вопросы семинарского занятия необходимо, помимо учебной литературы, использовать первоисточники:

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: МГУ, 1982.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М., СПб: ПИТЕР, 2003.

Глава 5. Общее строение деятельности – из книги А.Н. Леонтьева — должна быть законспектирована. Вы должны представить плановый конспект (план-конспект), который составляется на основе плана. Каждый вопрос плана раскрывается необходимой информацией в виде цитат, таблиц, схем или свободно изложенного текста. Если какой-то пункт плана не требует разъяснений, то его можно не сопровождать дополнительной информацией. Составление такого конспекта формирует умение последовательно и чётко излагать свои мысли, обобщать содержание учебника или книги.

Перед семинаром прорешайте задачи, которые даны для образца, поделитесь впечатлениями и сомнениями с сокурсниками

Задача 1. Вставьте пропущенные слова в следующих суждениях.

  1. Деятельность человека не только … , но и мотивирована.
  2. Сознание человека зарождается, развивается и проявляется в … .
  3. Потребности являются источником … личности.
  4. Цель является предпосылкой … .
  5. Потребности обнаруживаются в … , побуждающих к деятельности.
  6. Осознанная … становится мотивом поведения.

Задача 2. Прокомментируйте следующие суждения. Выберите наиболее правильные суждения, выбор аргументируйте.

  1. Личность формируется в деятельности.
  2. Всякая деятельность человека детерминируется, как правило, внутренними стимулами.
  3. Деятельность обусловлена только сознанием человека.
  4. Мотивами деятельности могут быть потребности, установки, мысли, чувства, идеалы.
  5. Деятельность является решающим фактором формирования и развития активности личности.
  6. Деятельность — исторически отработанная система воспроизводства предметного мира, природы человека и человеческих отношений.

Литература.

1.Общая психология: Учеб. для вузов: В 7 т. Т.4: Внимание /Е.Е.Соколова/Под ред.Б.С. Братуся; МГУ им. М.В.Ломоносова, Фак. психологии.-М.:Академия,2006.-475

2. Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. Инф.-метод. пособие к курсу «Психология человека» – М.: Педагогическое общество России, 2001-276 с.

3. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие.- СПб.: Питер.2009.-256 с. ил.- (Серия «Учебное пособие»).

4. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002-2010. – 592 с.

Тема4.Психология общения

Цель: Обсудить и проанализировать со студентами проблему общенияв психологии.

Вопросы для обсуждения:

1.Понятие об общение. Общение – особый тип взаимодействия субъекта с субъектом, в процессе которого происходит взаимное отражение 2.Виды, типы, формы проявления общения.

3.Состав, структура общения: — социальная перцепция;

— коммуникация;

— интеракция.

4.Функции общения. Уровни, качества общения. Динамика общения.

Интерактивные методы: Тренинг ассертивности и общения

Упражнение 1. первое знакомство

Ведущий объясняет, что иногда обстоятельства складываются так, что приходиться встречаться с совершенно незнакомым человеком. При этом вы договариваетесь не только о месте и времени встречи, но и приметах, по которым вас можно узнать. Опишите себя так, чтобы человек, с которым вы встречаетесь, сразу вас узнал, при этом постарайтесь уйти от стереотипа (одежда, цвет волос, глаз и т.д.), а попробуйте найти свою индивидуальную примету (привычку поправлять очки, необычная деталь походки и пр.).

Каждый делает описание на листочке и сдает ведущему. Индивидуальная работа длиться три-пять минут.

Ведущий зачитывает текст, а участники группы должны узнать по описанию, чей это портрет. Выбрать самые интересные описания.

Упражнение 2. передай информацию

Участники (пять-семь человек) встают в линию спиной друг к другу. Ведущий первому участнику дает задание передать при помощи жестов «цветочек» следующему игроку, который передает третьему и т.д. У последнего участника тренер спрашивает: «Что вы получили?». В случае искажения информации обсудить, почему последний человек получил неверную информацию.

Литература.

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1996.
  1. Жинкин Н.И. Язык, речь, творчество. Избр. труды. — М.,1999.
  2. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1969.
  3. Леонтьев А.А. Психофизиологические механизмы речи. – М., 1970.
  4. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1997.
  5. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. — М.: Смысл, 2000.
  6. Лурия А.Р. Язык и сознание. — М., 1979, Ростов-на-Дону, 1998.
  7. Ляудис В.Я., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. – М.:, Международная педагогическая академия, 1994.
  8. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — М., 1997.
  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989, СПб: Питер, 2002.
  10. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Петухова В.В. — М., 1981.
  11. Хрестоматия по общей психологии. Разд. 3. Познавательные процессы. Субъект познания. / Под ред. Петухова В.В. — М., 1998.

Тема 5.Проблема психологии личности.

Цель: Обсудить и проанализировать со студентами личность в философии, социологии и психологии.

Вопросы для обсуждения:

1.Человек как индивид, индивидуальность, личность.

2.Общее понятие о личности. Структура личности и различные подходы к её изучению в психологии.

3.Теории личности: направления, школы психологии личности. Понятие личности в философии и социологии.

4. Понятие о направленности личности, мотиве и мотивации деятельности

Задание 1: Вести запись основных понятий в своём словаре.

Составить схему «Структура личности» любого автора.

Форма отчёта: Оформленная структурная схема «Структура личности» любого автора.

Нарисовать схему «Соотношение понятий «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность».

Задание 2:

  1. Составьте перечень определений личности в разных психологических школах и направлениях.
  2. Произведите научный анализ понятий: «развитие личности», «формирование личности», «основы личности», «психологические свойства личности», «воспитание качеств личности», «психические новообразования личности».

Задание 3: заполните таблицу «Теории личности».

ТАБЛИЦА

Автор, страна,

время

Определение

личности

Структура

Личности

Развитие

Личности

Мотивация

Методы

исследования

Примечание

Задача 1. Определите, какие из перечисленных характеристик относятся к личности, а какие — не относятся.

Способности, убеждения, характер, моральные свойства, направленность, мотивы, мировоззрение, самосознание, отношения, активность, мышление, уровень личной культуры, навыки, талант, темперамент, инстинкты, знания, социальная установка, возрастные особенности, память, воля, желания, потребности, идеалы, самостоятельность, чувства, индивидуальность, авторитетность.

Задача 2. Прокомментируйте следующие высказывания. С какими из них вы согласны (не согласны) и почему? Какие из этих высказываний можно использовать в качестве определений сущности личности?

  1. Человек в той мере субъект, в какой он — личность; организм — не субъект.
  2. Личностью является лишь тот, кто обладает яркой индивидуальностью.
  3. Личность — это человек, выделивший в процессе общественных отношений свое «Я» из «нe-Я»…, активно воздействующий на «не-Я» в процессе своей сознательной целенаправленной деятельности.
  4. Человек становится личностью благодаря самосознанию, которое позволяет ему свободно подчинять свое «Я» нравственному закону.
  5. Личность — субъект и объект общественных отношений.
  6. Человек, взятый в его социальном качестве, есть личность.

Литература.

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.:В 2т.- т.2.- М.: Педагогика.1989, 1999, 2005. Глава XIX. Самосознание личности и ее жизненный путь.

2. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2002. – 480 с. (Серия «Хрестоматия по психологии»).

3. Андреева Г.М. Социальная психология.- М.,2004. Личность в социальной психологии. С.317-331.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.,2002.с. 39-123.

5. Асмолов А.Г. Психология личности.- М.: Академия, 2002. –с. 7-172.

6. Майерс Д. Социальная психология./ Пер. с англ. С-Пб: Питер, 1997. Глава 2 .«Я» в социальном мире.с.64-94.

7. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие.- СПб.: Питер.2009.-256 с. ил.- (Серия «Учебное пособие»).

Тема 6. Психология познавательного процесса

Ощущение и восприятие.

Цель: Обсудить со студентами психологию познавательных процессов и общие представления об ощущениях и восприятии.

Вопросы для обсуждения:

1.Понятие и значение ощущений. Основные эмпирические характеристики ощущений: пространственно-временная структура, модальность, интенсивность.

2.Классификации ощущений. Основные характеристики зрительных, слуховых и других видов ощущений.

3.Чувствительность и ее изменения. В чем состоит отличие свойств адаптации и сенсибилизации ощущений?

4.Свойства восприятия: константность, предметность, целостность, обобщенность, осмысленность, категориальность.

5.Виды восприятия. Закономерности и механизмы восприятия пространства: восприятие расстояния и глубины, механизмы стереоскопического зрения. Восприятие реального движения и иллюзии восприятия движения. Восприятие времени. Восприятие человека человеком.

Задание: заполните таблицу «Виды ощущений».

ТАБЛИЦА

Вид ощущений

Орган чувств

Рецептор

Центр в коре

головного

мозга

Свойства

Литература:

1.Общая психология: Учеб. для вузов: В 7 т. Т.2 Ощущение и восприятие/А.Н.Гусев/Под ред.Б.С. Братуся; МГУ им. М.В.Ломоносова, Фак. психологии, Каф. Общей психологии.-М.:Академия,2007.-414, [2] с.-(Университетский учебник по психологии).

2.Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие.- СПб.: Питер.2009.-256 с. ил.- (Серия «Учебное пособие»).

3.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989, СПб: Питер, 2002

4.Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. 5-е изд.- СПб.: Питер, 2003.- 928 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»).

Тема 7. Память и мышление

Цель: Обсудить со студентами основные факты и представления о психологии памяти и мышления.

Вопросы для обсуждения:

1. Определение и общая характеристика памяти. История исследования процессов памяти.

2. Основные виды памяти. Классификация отдельных видов памяти.

3. Основные процессы и механизмы памяти.

4. «Уровни памяти». Законы памяти. Закон забывания Эббингауза. «Эффект края».

5.Основные характеристики мышления. Основные формы мышления.

6.Классификация мышления. По характеру: теоретическое и практическое. По форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое. По степени новизны: репродуктивное, продуктивное. По степени развёрнутости: дискурсивное, интуитивное.

Вопросы для докладов

  1. Логические приемы запоминания.
  2. Феноменальная память.
  3. Резервы непроизвольной памяти.

4.Взаимосвязь мышления и речи.

5.Мышление и механизмы его развития

Методические указания:

Важной задачей семинара по теме «Память» является формирование научного представления об этой психической функции. Информация по этой теме, как правило, очень хорошо представлена в учебниках, а дополнительная литература отличается занимательностью и массой практически полезных сведений. Вам необходимо обратить внимание на вопросы о роли памяти в личностной динамике и познавательной деятельности человека, провести обзор гипотез о механизмах памяти, исследовать процессы и виды памяти, определить позитивную и негативную сторону забывания в жизни человека. Важно также выявить роль различных видов памяти в усвоении иностранного языка.

Психологические задачи

Задача 1. Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.

Психика, память, отражение, познавательный процесс, словесно-логическая память.

Представление, отражение, чувственный образ, психика, познавательный процесс, образная память.

Задача 2. В каком из следующих отношений находятся пары понятий:

а) воображение — б) образная память;

а) память — б) сознание;

а) память — б) забывание;

а) знание — б) память;

а) отражение — б) вспоминание;

а) воспоминание — б) узнавание;

а) кратковременная память — б) долговременная память.

Задача 3. Из указанных в скобках слов выберите то, которое находится к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце.

1. Образец: ВОСПРИЯТИЕ : ЧУВСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

Понятие : … (обобщенное отражение, информация, психика, мысль)

2. Образец: ОЩУЩЕНИЕ : ЖИВОЕ СОЗЕРЦАНИЕ

Понятие : … (вторичное, идеальное, опосредованное отражение, условный рефлекс)

3. Образец: ПРЕДСТАВЛЕНИЕ : АКТИВНОЕ ОТРАЖЕНИЕ

Мышление :… (абстрактный образ, рефлекс, опережающее отражение)

Интерактивные методы: дидактические тесты

Тест Изучение типа памяти

Стимульный материал: 4 группы слов для запоминания, записанных на отдельных карточках.

1 – слухового

2- зрительного

3- моторно-слухового

4 – зрительно-слухомоторного

Инструкция для психолога:

Первый ряд слов читает психолог с интервалом 4-5 сек между словами. После 10 сек перерыва для детей и 5 сек — для взрослых испытуемый записывает слова и отдыхает 10 мин (ребёнок), 3-4 мин (взрослый).

Второй ряд читает испытуемый 1 раз про себя и затем записывает. Отдых. Далее воспринимается 3 ряд: психолог читает слова, испытуемый повторяет шёпотом, затем записывает. После перерыва воспринимаются слова 4 ряда. Психолог читает эти слова, испытуемый следит по карточке и шёпотом повторяет каждое слово. Далее записывается по памяти.

Слова для запоминания

1

2

3

4

дирижабль

самолёт

пароход

волк

лампа

чайник

собака

бочка

яблоко

бабочка

парта

коньки

карандаш

ноги

сапоги

самовар

гроза

свеча

сковорода

пила

утка

тачка

калач

весло

обруч

журнал

роща

загадка

мельница

машина

гриб

прогулка

попугай

столб

шутка

трактор

листок

бревно

сено

книга

Обработка результатов:

Тип памяти испытуемого характеризуется тем, в каком из рядов было больше воспроизведено слов. Подсчитывается коэффициент типа памяти (С):

,

где а – количество правильно воспроизведённых слов. Чем ближе коэффициент к 1, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.

Литература.

1.Общая психология. Тексты для подготовки к семинарским занятиям. Раздел III. Субъект познания. Выпуск V. Психология памяти. Часть 1,2.М., 1997:

2.Р.Клацки. Кратковременная память: хранение и переработка информации. – с. 33-52.

3.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: «Питер». 2010

4.Психология: Учеб. для вузов/ Аллахвердов В.М., Безносов С.П., Богданов В.А. др. Отв. ред. А.А. Крылов. 2-е изд.,- М.: Проспект, 2-е изд., -М.: Проспект, 2004-2008. -743

5.Общая психология: Учеб. для вузов: В 7 т. Т.3: Память /В.В.Нуркова/Под ред.Б.С. Братуся; МГУ им. М.В.Ломоносова, Фак. психологии, Каф. Общей психологии.-М.:Академия,2006.-317

Тема 8.Психические состояния. Внимание.Эмоционально-волевая сфера личности

Цель: Обсудить со студентами общее представление о внимании и его развитие, особенностиэмоционально- волевой сферы личности.

Вопросы для обсуждения:

1. Определение и свойства внимания. Механизм доминанты Ф.Ф. Ухтомского. Зона неясного сознания и зона отчётливого сознания (зона внимания).

2. Основные виды внимания: непроизвольное, произвольное. Вид внимания по Н.Ф.Добрынину: послепроизвольное.

3.Развитие и формирование внимания.

4.Понятие о воле. Общая характеристика волевых действий.

5.Основные психологические теории воли.

6. Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий. Волевая регуляция поведения. Структура простого и сложного волевого акта.

7.Волевые качества человека и их развитие.

Задание: составьте примеры простого и сложного волевых действий

Задание: Подберите методы изучения воли и волевых качеств личности.

Итоговое задание поразделу: составьте сводную таблицу «Психические процессы» на основании изучения раздела «Психические процессы».

ТАБЛИЦА

Название

Опре-

деление

Физиоло-

гическая

основа

Виды

Свойства

Теории

Авторы

Методы,

методики

Приме-

чание

Литература.

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений.: В 6т.- т.3.- М.,1983. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте.с.454-465.

2.Общая психология: Учеб. для вузов: В 7 т. Т.4: Внимание /Е.Е.Соколова/Под ред.Б.С. Братуся; МГУ им. М.В.Ломоносова, Фак. психологии, Каф.Общей психологии.-М.:Академия,2006.-475

3.Общая психология. Тексты для подготовки к семинарским занятиям. Раздел III. Субъект познания. Выпуск VI. Психология внимания. Часть 1./ Под Общей ред. В.В.Петухова.- М., 1997:

4.Н.Ф.Добрынин. О теории и воспитании внимания.с.75-80.

5.П.Я.Гальперин. К проблеме внимания.с.109-118.

6.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.: В 2т.- т.2.- М.,1989-1999, 2005. Воля. 3 Левитов Н.Д. Психология характера.- М.,1969. Воля как компонент характера.-42-54 с.

7.Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Питер,2000.

8.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002-2010. – 592 с.

Эмоциональная сфера личности

Цель: Обсудить со студентами основные проблемы психологии эмоций.

Вопросы для обсуждения:

1.Понятии об эмоциях и чувствах.Сходство и различие эмоций и чувств.

2.Физиологические основы эмоций.

3.Проблемы эмоций в XVIII-XIX вв. Концепции В.Вундта, Ч.Дарвина, Теория эмоций Джемса-Ланге. Теория эмоций У.Кэннона. Активационная теория Хебба. Теория Л. Фестингера.

4. Информационная концепция эмоций П.В. Симонова.

5. Высшие чувства.Воспитание чувств. Позитивный настрой, отношение.

Литература.

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т.- т.2-М.: Педагогика, 1989-1999, 2005. Глава ХVI. Эмоции.

2. Изард К.Е. Психология эмоций./ Перев. с англ. Изд-во Питер,2000.- 464с.

3. Беррон Р., Ричардсон Д. Агрессия.- СПб.: Питер, 1997. Глава 4. Социальные детерминанты агрессии. (Эмоциональные и когнитивные процессы.-133-135с.) Глава 9. Превентивные меры и управление агрессией.- 286-328 с.

4.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002-2010. – 592 с.

Тема 9.Индивидуально-типические свойства человека. Темперамент

Цель:Обсудить и проанализировать темперамент как форму интеграции первичных индивидуальных свойств. Закрепление знаний по теме «Темперамент», определение его места в структуре личности, овладение методами диагностики темперамента (проведение личностного опросника Г.Айзенка).

Вопросы для обсуждения:

1.Понятие о темпераменте. История учений о типах темперамента. (Гиппократа, Э. Кречмера, У. Шелдона).

2.Учение И.П.Павлова о типах ВНД как физиологической основе темперамента.

3. Типы темперамента.

3.Свойства темперамента

4.Концепция темперамента В.М. Русалова, В.Д Небылицина.

5.Психологическая характеристика темперамента и особенности деятельности личности.

Методические указания:

Выполнение практических заданий на этом занятии требует глубокого понимания теоретических вопросов. Наиболее информативны работы:

Гиппенрейтер Юлия Борисовна. Введение в общую психологию:Учебное пособие для вузов.-М.:Юрайт,2002.-336с.

Мерлин В.С. Психология индивидуальности. Избр. психол. тр./Под ред. Е.А.Климова. — Москва-Воронеж, 1996.- 446 с.

Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы. — М.: Просвещение, 1966.- 383 с.

Психологическая характеристика типов темперамента

Тип

ВНД

Тип темперамента

Свойства темперамента

сензитивность

реактивность

активность

Соотношение реактивности и активности

Темп реакций

Пластичность и ригидность

Экстраверсия — интроверсия

тревожность

Вопросы длярефлексивного анализа:

Были ли неожиданными полученные результаты?

Отмечают ли окружающие черты Вашего темперамента?

Мешают ли Вам отдельные свойства темперамента?

Как Ваш темперамент проявляется в деятельности и общении?

Психологические задачипо теме «Темперамент»

Задача 1. Выберите из следующего списка слова, относящиеся к темпераменту.

Трудолюбие, настойчивость, сознание, неуравновешенность, музыкальность, сообразительность, сензитивность, реактивность, экстраверсия, вспыльчивость, агрессивность, эмоциональность, педантичность, требовательность, принципиальность, быстрое переключение внимания, острота зрения, леность, высокие умственные способности, медлительность, гениальность, сила эмоциональной реакции, богатство мимики, глубина чувств.

Задача 2. Вставьте пропущенные слова.

  1. Под темпераментом понимают … характеристики … … .
  2. Физиологическая ветвь учения о темпераменте начинается с … , который выделил четыре типа темперамента: … , … , … и … .
  3. В результате исследований … и … к трем основным свойствам нервной системы (… , … и …) были добавлены еще два: … и … .
  4. Физиологическая концепция И. П. Павлова, получившая название учения о … … … , трансформировалась в учение о … … … .
  5. Свойства нервной системы трактуются как базовые характеристики … … , обеспечивающих … деятельности мозга и всей … … .
  6. Темперамент — … категория, охватывающая лишь … аспекты поведения, а … — социопсихологическая категория, охватывающая … характеристики поведения человека.

Литература:

1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.: В 2т.-т.2.-М.: Педагогика,1989. Глава XVIII. Темперамент и характер.с. 212-220.

3 А.Г. Маклаков Общая психология.- СПб.: Питер, 2002-2010. – 592 с. Гл.24 Темперамент.

4 Мерлин С.В. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Просвещение. 1989.

5 Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1 / Под ред. А.А. Бодалёва, Б.Ф. Ломова. – М.: Педагогика, 1980.

6 Небылицин В.Д. Основные свойства нервной системы человека / Избранные психические труды / Под ред. Б.Ф. Ломова. – М.: Педагогика, 1990.

Задания: По итогам изучения темы заполните Таблицу

ТАБЛИЦА

Основание

типологии

Автор

Тип

Описание типов

Примечание

Тема 10. Характер

Цель: Обсудить со студентами и проанализировать особенности характера человека.

Вопросы для обсуждения:

1.Понятие о характере. Определение характера.

2.Структура характера. Соотношение понятий «темперамент» и «характер».

3.Классификация черт характера.

4.Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера.

Концепции акцентуаций характера А.Е. Личко и К. Леонгарда.

5.Типология социальных характеров по Э. Фромму. Типология характера по К.Юнгу.

6.Формирование и развитие характера.

Упражнение.. за что мы любим

Ведущий вначале говорит о том, что, вступая во взаимодействие с окружающими, мы их делим по принципу «нравится – не нравится». Как правило, эту оценку мы связываем с внутренними качествами человека. Давайте попробуем определить, какие качества в людях мы ценим и принимаем.

Участникам сообщается, что задание будет выполняться письменно. Каждый берет лист бумаги, выбирая в группе человека, который по многим своим проявлениям импонирует ему. Надо указать пять качеств, которые особенно вам в этом человеке нравятся, причем не называя самого человека.

Затем по очереди читаются характеристики, а все пытаются определить, к кому они относятся. Определяется, кто из присутствующих оказался в числе самых популярных личностей.

Задание 1:Вести запись основных понятий в своём словаре.

Составьте схему «Характер человека».

Форма отчёта: Оформленная схема или образ «Характер человека».

Задания2:

Составление сравнительной таблицы, отражающей два теоретических подхода к определению и содержанию акцентуаций характера А.Е. Личко и К. Леонгарда.

Литература.

1 Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2т.-т.2.- М.:1989. Темперамент и характер.с.211-235.

2 Левитов Н.Д. Психология характера.- М.:1969.с.18-37.

3 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций.- М.:2002-2005. Глава Характер.

4 Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.- Л.,1989.с. 6-10 с.

5 Кречмер Э. Строение тела и характер./ Психология индивидуальных различий.- М.:1982.с. 238-349.

6 Фромм Э. Характер и социальный прогресс. / Психология личности. Тексты.- М.,1982.с.49-60, с. 124-155.

7 Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие.- СПб.: Питер.2009.-256 с. ил.- (Серия «Учебное пособие»).

Тема 11.Способности

Цель: Обсудить со студентами и проанализировать особенности способностей человека.

Вопросы для обсуждения:

1.Определение способностей.

2.Задатки и способности.

3.Классификация способностей: — общие, специальные; — сложные, простые;

4.Уровни способностей: одаренность, талант, гений. Этапы, стадии формирования способностей.

Задача 1. Примите участие в споре двух мыслителей. Ответьте на вопрос Д. Дидро. Чья точка зрения вам ближе? Определите современную позицию по этому вопросу.

К. Гельвеций: «Все люди с обыкновенной организацией обладают одинаковыми умственными способностями».

Д. Дидро: «Господин Гельвеций, ответьте на маленький вопрос. Вот пятьсот только что родившихся детей, их готовы отдать вам на воспитание по вашей системе; скажите мне, скольких из них вы сделаете гениальными людьми? Почему не все пятьсот? …Гении падают с неба. И на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он падает мимо».

Задача 2. Определите, что из перечисленного списка можно отнести к способностям, а что — нельзя и почему.

Способность к прямохождению; способность представлять свои мысли и чувства в наглядных образах; способность к распознаванию запахов; способность к волевой регуляции поведения; способность к точному восприятию цветовых оттенков; способность к говорению; способность к игре на органе; способность к быстрому счету в уме; способность к языкам; способность к стихосложению; ораторские способности; педагогические способности; способности к кулинарии; способность к построению абстрактных мысленных конструкций; способность к комбинированию пространственных образов; способность к синтезу образного материала; способность к труду; способность к рефлексии; способность к общению с помощью языка; способность к саморазвитию.

Задача 3. Продолжите следующие высказывания.

  1. Даже если в детском возрасте и проявилась какая-то способность, это совсем не является гарантией…
  2. Чтобы способности реализовались, необходимо…
  3. Нельзя говорить о наличии способностей к рисунку, если человека…
  4. «Неспособность» к чему-либо обнаруживается, когда при прочих равных условиях человек…
  5. При выраженных способностях родителей с большой вероятностью создаются…
  6. Способность — это всегда способность к чему-то, к конкретной деятельности; задатки же сами по себе…
  7. Задатки многозначны: один и тот же задаток может…

Литература.

1.Теплов Б.М. Способности и одаренность. / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.- М.: 1981.с. 32-40.

2.Равич-Щербо И.В. Исследование природы индивидуальных различий методом близнецов./ Психология индивидуальных различий. Тексты.- М.,1982.с. 110-115.

3.Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы.- М.,1984.с. 3-68.

4.Одаренные дети. / Под ред. Бурменской Г.В.- М.: Прогресс,1991.

5.Теплов Б.М. Избранные труды.: В 2т.- т.1.- М.,1995. Способности и одаренность.с. 15-41.

6.Дружинин В.Н. Психология способностей.- М.,1996. с.15-186.

Тема12.Возрастная периодизация психического развития

Цель занятия: работать над аналитическими умениями студентов; закрепить теоретические знания по теме; развивать учебно-познавательную активность студентов.

Вопросы для обсуждения:

  1. Периодизация психического развития Л. С. Выготского.
  2. Возрастная периодизация Д. Б. Эльконина.
  3. Периодизация развития личности по З. Фрейду.
  4. Стадии развития личности по Э. Эриксону.
  5. Развитие морального сознания личности в концепции Л. Кольберга.
  6. Периодизация интеллектуального развития по Ж. Пиаже.
  7. Интеллектуальное развитие ребенка по Дж. Брунеру.
  8. Интегральная периодизация развития (В.И. Слободчиков, Г.А.Цукерман).

Литература. 1. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000. 2. Ньюкомб Н. Развитие личности ребёнка. – СПб.: Питер, 2002. 3. Развитие личности ребёнка от рождения до года /Сост. В.Н. Ильина. Екатеринбург, 2003. 4. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М., Аспект Пресс, 2001.

Тема 13. Детская психология.

Младенческий и ранний возраст. Особенности дошкольного возраста.

Цель занятия: закрепить теоретические знания по теме «Психология детства»; выявить особенности развития детей в указанный период; развивать учебно-познавательную активность студентов.

Вопросы для обсуждения:

  1. Предметно-манипулятивная деятельность и ее влияние на развитие психики ребенка.
  2. Динамика развития речи ребенка до 3х лет.
  3. Общение ребенка со взрослыми и сверстниками и его влияние на становление личности.
  4. Кризис 1-го и 3-го годов жизни.

5.Развитие психики ребенка в дошкольный период

6.Формирование Я-концепции ребенка дошкольного возраста.

Задание

Подобрать: психодиагностические методики изучения особенностей развития познавательных процессов, личности и межличностных взаимоотношений в дошкольном возрасте, бланки фиксации результатов, ключи.

Ход работы

Провести исследование познавательных психических процессов, личности, межличностных взаимоотношений среднего и старшего дошкольного возраста.

Обработать и интерпретировать полученные данные

Литература. 1. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000. 2. Ньюкомб Н. Развитие личности ребёнка. – СПб.: Питер, 2002. 3. Развитие личности ребёнка от рождения до года /Сост. В.Н. Ильина. Екатеринбург, 2003. 4. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М., Аспект Пресс, 2001.

Тема 14.Младший школьный возраст.

Цель занятия: закрепить теоретические знания по теме; обсудить основные проблемы данного периода; развивать учебно-познавательную активность студентов.

Вопросы для обсуждения

  1. Проблема обучения детей с 6-ти лет: за и против.
  2. Основные причины школьной дезадаптации.
  3. Самооценка младшего школьника и школьная успеваемость.
  4. Особенности общения младшего школьника с взрослыми и сверстниками.
  5. Особенности познавательной сферы младшего школьника.

Задание

Подобрать методики изучения младшего школьника, стимульный материал, бланки для фиксации результатов.

Ход работы

  1. Провести психологическое исследование младшего школьника.
  2. Обработать и проанализировать полученные данные.

Литература.

1. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6-ти тт. М.: Педагогика, 1984. 2. Карандашев Ю.Н. Психология развития. Введение. — Мн.: 1997. 3.Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000. 4. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М., Аспект Пресс, 2001.

Подростковый возраст.

Вопросы для обсуждения.

1.Проблема «кризиса» подросткового возраста в советской и зарубежной психологии.

2.Физическое созревание мальчиков и девочек в пуберантный период и трудности, испытываемые многими подростками.

3.Проблема ведущей деятельности подростка. «Чувство взрослости» как основное психологическое новообразование подросткового возраста. 4.Значение сверстников в жизни подростков. Становление нового типа.

Задание

Подобрать методики изучения познавательной и личностной сферы подростка, бланки для фиксации результатов.

Ход работы

  1. Провести психологическое исследование подростка.
  2. Обработать и проанализировать полученные данные.

Литература.

1. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000. 2 .Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М., 2001. 3. Мухина В.С. Возрастная психология. — М.: Академия, 1997. 4. Ньюкомб Н. Развитие личности ребёнка. – СПб.: Питер, 2002. 5. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. – М.: Роспедагенство, 1996. 6. Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. Заведений / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001. 7. Развитие личности ребёнка от рождения до года /Сост. В.Н. Ильина. Екатеринбург, 2003. 8. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М., Аспект Пресс, 2001. 9. Смирнова Е.О. Психология ребёнка. – М.: Школа-Пресс, 1997.

Тема 15.Акмеология

Психология юности

Цель занятия: закрепить теоретические знания по теме «Психология юности»; обсудить основные проблемы данного периода; сформировать умение выявлять профессиональную направленность учащихся; развивать учебно-познавательную активность студентов.

Вопросы для обсуждения

  1. Основные проблемы ранней юности.
  2. Становление нового уровня самосознания и устойчивого образа «Я».
  3. Формирование жизненных планов и перспектив. Способность к профессиональному самоопределению.
  4. Профориентационная работа в старших классах.

Литература. 1. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. 2. Крайг Г. Психология развития. -СПб.: Питер, 2000. 3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М., 2001. 4. Мухина В.С. Возрастная психология. -М.: Академия, 1997. 5. Ньюкомб Н. Развитие личности ребёнка. – СПб.: Питер, 2002. 6. Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. Заведений / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001. 7. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М., Аспект Пресс, 2001. 8. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. – М., 2002

Психология зрелости

Цель занятия: закрепить теоретические знания по геронтопсихологии, обсудив основные проблемы данного периода, развивать креативность и самостоятельность студентов, способствовать развитию эмпатии и толерантности во взаимодействии с позднезрелыми субъектами, способствовать развитию взаимопонимания студентов со старшим поколением.

Ход работы

Занятие проводится в виде ролевой игры «Суд над Старостью», в которой моделируется ход судебного заседания над обвиняемой — Старостью.

Студенты готовятся к занятию, распределив главные роли: Судьи, Помощника судьи, Обвинителя, Защитника, Ответчика Старости. Остальные студенты выступают в роли свидетелей защиты и обвинения и т.д.

Подобрать опросниками «Определение трудоголика», «Изучение удовлетворенности учителей своей профессией и работой», опросник на «выгорание MBI»; бланки ответов; ключи.

Ход работы:

  1. Ознакомиться с опросниками.
  2. Изготовить необходимый материал для проведения методик.
  3. Изучить степень трудоголизма, удовлетворенность учителей своей профессией, наличие «выгорания» на работе у взрослых рабочих.
  4. Обработать и интерпретировать полученные данные. Оформить лабораторное занятие. Приложение бланков ответов испытуемых и текстов опросников обязательно.

Литература. 1. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000. 2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М., 2001. 3. Мухина В.С. Возрастная психология. — М.: Академия, 1997. 4. Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. Заведений / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001. 5. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М., Аспект Пресс, 2001. 6. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. – М., 2002