Педагогика физической культуры и спорта. Семинар 1.
Тема 1. Сущность педагогической деятельности.
-
Раскройте сущность педагогической деятельности.
- Какова структура педагогической деятельности?
- Раскройте основные парадигмы обучения в настоящее время.
- Выкажите суждение по поводу высказывания А.Маслоу: «Накопленный человечеством опыт становится почти бесполезным в некоторых областях жизни. Настало время человека, человека, способного оторваться от своего прошлого, чувствующего в себе силу, мужество и уверенность, чтобы довериться тому, что диктует ситуация, способного, если понадобится, решить ставшие перед ним проблемы путем импровизации, без предварительной подготовки».
- Докажите, что целеполагание является системообразующим компонентом педагогической деятельности.
- Раскройте факторы продуктивной педагогической деятельности.
Ключевые слова: деятельности, педагогическая деятельность, цель, задача, педагогическая задача, учебная задача, целеполагание, целостность, иерархия, парадигма.
Семинар 2.
Тема 2. Роль физической культуры и спорта в развитии личности.
- Раскройте суть концепции физической культуры.
- Аргументировано докажите необходимость реализации задач «скрытого» плана в деятельности учителя физической культуры.
- Как влияет физическая культура и спорт на развитие личности? Докажите примерами.
- Какими принципами следует руководствоваться тренеру в процессе тренировки для продуктивного влияния спорта на личность?
- Прокомментируйте высказывания: «Спортивное достижение – это действие индивидуума, совершаемое и переживаемое им как акт самосозидания, в результате чего он обладает неоспоримой ценностью в плане формирования и развития личности, ее самосознания, социальной роли и самооценки. Спортсмен как человек неотделим резкой гранью от своих личностных качеств. Личностное начало индивидуума конституируется и отражается в его действиях, получающих определенную оценку и интерпретацию, равно как и в его социальных реакциях».
Ключевые слова: концепция, физическая культура, физическое образование, физическое воспитание, спорт, социализация, принцип.
Семинар 3.
Тема 3. Педагогический процесс: структура и принципы его организации.
-
Представьте схему, характеризующую две составные части педагогического процесса – субъективную и процессуальную.
3 стр., 1289 словСтруктура педагогической деятельности. Педагогическая психология
... педагогического коллектива Раздел: «Психология педагогической деятельности» Тема 1: Общая характеристика педагогической деятельности Педагогическая деятельность – социальная деятельность, направленная на передачу от старших поколений к младшим накопленных человечеством культуры ... к реализации различных форм педагогического сотрудничества Практические задачи: 1. помочь педагогу ...
- Раскройте факторы, объединяющие составные части педагогического процесса.
- Раскройте принципы организации педагогического процесса.
Ключевые слова: система, принцип, структура, аксиологический, социальная адаптация, фактор самооценка, самоконтроль.
Семинар 4.
Тема 4. Педагогические аспекты деятельности специалиста по физической культуре и спорту.
-
Какие педагогические аспекты можно вычленить в деятельности специалиста по физической культуре и спорту?
- В чем суть методологической культуры педагога?
- Приведите примеры, подтверждающие наличие педагогической культуры у педагога.
- Как конкретизируется феномен деятельности в процессе обучения и воспитания? Какое отношение это имеет к педагогическим аспектам в деятельности тренера?
- Приведите примеры из собственного опыта, раскрывающие суть рефлексии в педагогической деятельности.
Ключевые слова: аспект, методология, культура, педагогическая культура, рефлексия, феномен.
Семинар 5
Тема 5. Формы, средства и методы педагогического процесса.
-
Раскройте основные формы обучения в деятельности учителя ФК.
- Спланируйте воспитательные задачи, исходя из предложенной Вами характеристики класса.
- Сделайте анализ посещенного занятия по предложенной схеме.
- Почему педагогическое общение выступает в роли средств обучения и воспитания? Аргументируйте свой ответ.
- Сделайте схему классификаций педагогического общения и определите основания, по которым различные виды общения разделены на стили, на прямое и опосредованное общение.
Ключевые слова: средство, метод, общение, стиль, педагогическое общение.
Семинар 6.
Тема 6. Управление педагогическим процессом.
- Сформировать понятие о том, что достижение положительных результатов в управлении педагогическим процессом зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога, его психолого- педагогической компетенции.
- Формировать умения проводить анализ внеурочного мероприятия по схеме.
Основные методы: анализ и самоанализ урока и внеурочного мероприятия по схеме, работа с книгой, индивидуальные сообщения.
Задания и вопросы:
- Дайте определение понятию «управление педагогическим процессом».
- Каковы условия эффективности управления педагогическим процессом?
- Сделайте анализ внеурочного мероприятия по схеме и определите уровень готовности педагога к решению педагогических задач.
- Составьте план воспитательных мероприятий в избранной возрастной группе на примере работы спортивной секции вашего вида спорта.
Ключевые слова: управление, анализ, компетентность, педагогическое мастерство.
Ключевые слова: афазия, нейропсихологическая реабилитация, восстановление ...
... на запоминание При восстановлении памяти ее деятельность зачастую сравнивают с деятельностью мышцы, предполагая, что повторение упражнений улучшает ... следуют советам и выполняют рекомендации логопеда, посещают семинары, соблюдают необходимые правила речевого поведения и пр. Пассивная ... функции, например, возможность общения с помощью отдельных слов или коротких предложений, или же улучшение понимания ...
Семинар 7.
Тема7. Педагогические технологии и инновации в сфере физической культуры и спорта.
- Показать, что результативность т эффективность обучения, организованного в соответствии с определенной педагогической технологией являются основополагающими для оценки данной технологии.
- Уметь выделять существенное в различных педагогических технологиях в целях оптимизации процесса обучения.
- Воспитывать потребность в самообразовании, как условии формирования педагогического мастерства.
Основные методы: работа с труппой, индивидуальные сообщения, дискуссии.
Задания и вопросы:
- Раскройте понятия: «»педагогическая технология», и «инновация».
- Какова суть общей и частной технологии?
- Раскройте принципы построения педагогических технологий.
- Чем детерминируется выбор педагогических технологий?
- Приведите примеры частных технологий в деятельности педагога (технология общения или взаимодействия).
- Каковы условия появления инноваций? В чем суть инновационной деятельности?
- Что можно отнести к педагогической технологии в спортивной деятельности?
- Как разрабатываются педагогические технологии?
Ключевые слова: инновация, технология, педагогическая технология.
Семинар 8.
Тема 8. Воспитание как целенаправленная социализация личности.
- Раскрыть сущность взаимосвязи воспитания и развития личности в сфере физической культуры и спорта.
- Сформировать навыки и приемы по организации внеурочной спортивной деятельности.
- Воспитывать чувства коллективизма и взаимопомощи.
Основные методы: работа с группой, составление плана внеурочного спортивного мероприятия, индивидуальные сообщения, комментарии.
Задания и вопросы:
- Раскройте сущность процесса воспитания.
- Какова взаимосвязь воспитания и развития личности в различные возрастные периоды?
- Прокомментируйте высказывание «Воспитание – явление социальное».
- Какова педагогическая инструментовка спортивных мероприятий?
- какое место занимает игра в воспитании человека?
- В чем причины возникновения проблемы трудных детей?
- Раскройте причины возникновения и способы устранения «смыслового барьера», «психологического барьера» между учителем и школьником.
- Расскажите о формах воспитательного мероприятия средствами физической культуры и спорта.
- Каковы пути и средства самовоспитания?
Ключевые слова: воспитание, самовоспитание, смысловой барьер, психологический барьер, девиантное поведение.
Личность и коллектив 3
... развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности: Фаза становления личности. Предполагает активное усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. ... В управлении природопользованием используют различные методы воздействия на коллективы предприятий и организаций, отдельных работников и население страны. ...
Семинар 9
Тема 9. Формирование и развитие детского спортивного коллектива: принципы, этапы и условия его развития.
- Осознание основных признаков детского спортивного коллектива, использование социально – психологических явлений в коллективе.
- Формирование навыков и привычек культуры поведения.
- воспитание гражданственности, сознательной дисциплины.
Основные методы: работа с книгой, дискуссия, работа с группой.
Задания и вопросы:
- раскройте понятия «коллектив».
- Каковы существенные характеристики коллектива?
- Кокой взгляд на значение коллектива в формировании личности вы разделяете?
«Коллектив имеет огромное влияние на формирование личности»,
«Коллектив имеет несущественное влияние на развитие личности»,
«Влияние коллектива на личность скорее отрицательное, чем положительное».
- Какие стадии развития выделяет А.С.Макаренко?
- В каких случаях процесс социального развития личности затрудняется?
- Расскажите о педагогическом руководстве на разных стадиях развития коллектива.
- В чем отличие ученического коллектива от спортивного?
- Какова роль спортивного организатора в становлении коллектива?
Ключевые слова: коллектив, группа, стадия, суверенитет, самоуправление.
Форма итогового контроля — экзамен
К ЭКЗАМЕНУ ДОПУСКАЮТСЯ СТУДЕНТЫ, УСПЕШНО ВЫПОЛНИВШИЕ УЧЕБНУЮ ПРОГРАММУ: СДЕЛАНЫ КОНСПЕКТЫ ПРОПУЩЕННЫХ ЗАНЯТИЙ, ЗАЧТЕНЫ ПОЛОЖИТЕЛЬНО САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ, ПРОВЕДЕНЫ СОБЕСЕДОВАНИЯ ПО ПРОПУЩЕННЫМ ЗАНЯТИЯМ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ, ВЕДУЩИМ СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ.
ОЦЕНКА «ОТЛИЧНО» по текущей успеваемости ставится в случае успешной работы на семинарских занятиях (70% «отлично», без оценки «удовлетворительно»), написанных на «отлично» и «хорошо» контрольные работы, зачет по самостоятельной работе.
Вопросы к экзамену
-
Педагогика ФКиС. Объект, предмет, задачи.
- Сущность педагогической деятельности
- Роль физической культуры и спорта в развитии личности
- Педагогические аспекты деятельности специалистов ФКиС
- Формы, средства, методы организации педагогического процесса в спортивной деятельности
- Система педагогической деятельности тренера
- Целеполагание в педагогической деятельности тренера.
- Педагогический процесс: структура и принципы его организации.
- Управление педагогическим процессом
- Педагогические технологии
- Педагогические инновации в сфере ФКиС.
- Воспитание как целенаправленная социализация личности .
- Методы воспитания
- Воспитание дисциплинированности
- Специфика воспитательной работы в спортивной деятельности.
- Педагогическое общение.
- Педагогическое мастерство тренера.
- Формирование и развитие детского спортивного коллектива: принципы, этапы и условия его развития
- Педагогическое творчество тренера и условия его развития.
- Диагностика готовности специалиста в области физической культуры и спорта к профессиональной деятельности
Перечень примерных контрольных вопросов и задания для самостоятельной работы
- Образование на современном этапе развития общества: цели, содержание, походы.
- Личностно-ориентированное образование: дидактическая, культурологическая, проективная парадигмы обучения.
- Содержание и характеристика педагогической деятельности.
- Целеполагание как ведущий компонент педагогической деятельности.
- Основные условия и факторы повышения эффективности педагогической деятельности.
- Роль физической культуры в развитии и воспитании личности.
- Роль учителя физической культуры в решении психолого-педагогического аспекта процесса обучения.
- Взаимосвязь нравственного и социального в реализации задач спортивной деятельности.
- Педагогическая деятельность как социальное явление.
- Структура педагогического процесса: содержательно-целевой, организационно деятельностный, эмоциональный, контрольно-оценочный. Компоненты.Самоанализ в деятельности тренера, учителя физической культуры.
- Педагогические и психологические принципы конструирования форм организации педагогического процесса
- Методологическая культура специалиста по физической культуры и спорту и пути ее формирования.
- Реализация феномена деятельности в спортивной педагогике.
- Рефлексивные процессы в деятельности тренера.
- Классификация форм средств и методов педагогического процесса в деятельности тренера.
- Методика организации воспитательных мероприятий.
- Урок физической культуры как целостная система.
- Методы обучения и воспитания в их взаимосвязи.
- Общение педагога как средство воспитания.
- Педагогическое общение и его специфика в разные возрастные периоды школьников.
- Компетентность педагога – основа успешности управления педагогическим процессом.
- Основные принципы управления в педагогике.
- Технология анализа процесса обучения и воспитания в деятельности педагога.
- Инновации в деятельности тренера и учителя физической культуры.
- Педагогические технологии : общие и частные.
- Взаимосвязь школы, семьи и общественности в реализации задач воспитания подрастающего поколения.
- Игра как средство целенаправленного развития личности.
- Учет индивидуальных, половозрастных особенностей в деятельности специалиста по ФК и С.
- Спортивный коллектив. Принципы формирования, стадии развития и педагогическая помощь.
- Педагогическое творчество: понятие, характеристика, критерии его сформированности.
- Условия формирования педагогического творчества.
- Педагогический опыт и пути его изучения.
- Самообразование и самовоспитание как сознательная теоретическая и практическая деятельность педагога.
- Диагностика личности педагога и его деятельности.
Примерная тематика рефератов и курсовых работ
1. Содержание, технологии и формы организации педагогического процесса, которые вносят сторонники личностно-ориентированного обучения
2. Игра как средство развития человека на разных возрастных этапах
3. Педагогические способности спортивного педагога и пути формирования.
4. Педагогический опыт учителя- физической культуры (тренера)
5. Создание условий для развития личности тренера, его творческого потенциала
6. Психолого-педагогические основы организации учебно-тренировочной деятельности.
7. Современные педагогические технологии в сфере физической культуры
8. Спортивно-игровой проект в младших классах как условие развития интереса к занятиям
9. Развитие познавательного интереса на уроках физической культуры.
10. Особенности педагогического общения в спортивном коллективе
11. Профессиональное мастерство тренера и факторы его определяющие.
12. Личностно ориентированное обучение и его применение в учебно-тренировочной деятельности.
13. Система воспитательной работы учителя физической культуры по формированию отношения к спортивным занятиям
14. Опыт А.С.Макаренко по формированию детского коллектива и его применение на современном этапе развития общества.
15. Творческая деятельность спортивного педагога.
16. Самовоспитание и условия, способствующие эффективности самовоспитания.
17. Профессиональное саморазвитие спортивного педагога.
18. Взаимосвязь учителя физической культуры и классного руководителя по формированию отношения к физическому и психическому здоровью школьников.
19. Игра как средство развития личности.
20. Игра как средство развития познавательного интереса
21. Девиантное поведение: причины появления и его профилактика.
22. Педагогическая инструментовка спортивных мероприятий по развитию положительного отношения к занятия спортом.
23. Учет индивидуальных и половозрастных особенностей в работе учителя физической культуры
(тренера по спортивным танцам)
24. Воспитательная направленность внеурочной спортивной деятельности в общеобразовательной школе.
25. Роль учителя физической культуры в системе воспитательной работы школы.
Учебно-методическое обеспечение
1.Рекомендуемая литература (основная)
1. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений. – М.: Издательство центр «Академия», 1999.- 160с.
2. Анисимов О.С. Профессиональное мышление преподавателя (вуза0 // Вестн. Высшей школы. – 1987. -№9. –С. 43-56.тво
3. БайковаЛ.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учеб.пособие / Под ред. Л.К.Гребенкиной -3-е изд.,испр. и доп.- М. :Педагогическое общество России, 2000. 25с.
4. Зайченко В.Н. Педагогическое мастерство учителя физической культуры, тренера: Учеб.пособие для студент ИФК, Волгоград, ВГАФК, -1996. –81с.
5. Зайченко В.Н. Педагогика физической культуры и спорта: Учеб. Пособие для студентов ИФК. Волгоград, ВГАФК, 2002.
6. Исаев А.А.Олимпийская педагогика: опыт моделирования психолого-педагогических технологий детско-юношеского спорта. М.: Физкультура и спорт, 1998.
7. Сидоров А.А. Педагогика: Учебник для студентов, аспирантов, преподавателей и тренеров по дисциплине «Физическая культура» / Сидоров А.А., Прохорова М.В., Синюхин Б.Д. – СПб. : Терра-спорт, 2000.
2. Рекомендуемая литература (дополнительная)
1.Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. «4. С.29-36
2. Белорусова В.В. Воспитание в спорте. – М., 1987.
3.Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера. – М., ФКиС, 1981
4. Зайченко В.Н. Педагогические технологии: Методическая. разработка. – Волгоград: ВГАФК, 2000.
5. Исаев А.А. Профессионально-педагогическая культура преподавателя Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений. – М.: Издательский Центр «Академия», 2002.
6. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. 1998. №3
7.Питюков В.Ю. основы педагогической технологии: Учебно-практическое пособие. – М.,1997.
8. Сенько Ю.В. Гуманистические основы педагогического образования Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
9.Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами: Учеб. пособие. – 3-е испр. и доп.- М.: Педагогическое общество России, 1999.
10.Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учеб. пособие для учителей и родителей – 2-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 1998.
Учебный модуль № 1 (1сентября – 30 октября)
Учебные задания |
Оценки |
||
Отл. |
Хор. |
Удовл. |
|
Баллы |
|||
2. Модульная контрольная работа №1. |
4 4 4 4 4 |
3 3 3 3 3 |
2 2 2 2 2 |
Итого: |
20 |
15 |
10 |
Оценка посещаемости аудиторных занятий учебного модуля №1.
часы |
12 |
10 |
8 |
6 |
4 |
2 |
баллы |
10 |
9 |
8 |
7 |
6 |
0 |
Учебный модуль № 2 (1 ноября- 30 декабря)
Учебные задания |
отл |
хор |
удовл |
|
Баллы |
||||
1.Выполнить письменно задание №1. «Воспитательная беседа с учащимися» по избранной теме. |
2 |
1,5 |
1 |
|
2. Написать контрольную работу по теме «Управление воспитательным процессом». |
2 |
1,5 |
1 |
|
3Представить конспект по теме «Дисциплина». |
2 |
1,5 |
1 |
|
4.Составить отдельные схемы по изученным темам «Профессионально-педагогическое мастерство тренера», «педагогическое мастерсво» |
2 |
1,5 |
1 |
|
5. Модульная контрольная работа №2.. |
2 |
1.5 |
1 |
|
6.освоить теоретический материал по теме «Спортивный коллектив». |
2 |
1,5 |
1 |
|
7. Подготовить рефераты на одну из предложенных тем |
2 |
1.5 |
1 |
|
8.Выполнить самостоятельную работу по теме семинарского занятия. |
2 |
1,5 |
1 |
|
9. Решение педагогических ситуаций по предложенной теме. |
2 |
1.5 |
1 |
|
10.Модульная контрольная работа по темам «Спортивный коллектив». «Целеполагание» . «Воспитание спортсменов». |
2 |
1,5 |
1 |
|
Итого |
20 |
15 |
10 |
Оценка посещаемости аудиторных занятий учебного модуля №2
часы |
20 |
18 |
16 |
14 |
12 |
10 |
8 |
6 |
4 |
2 |
баллы |
10 |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
0 |
Возможный максимум для модуля – 30 баллов (20 за успеваемость + 10 за посещаемость)
Текущая аттестация – минимум 20 баллов Округление суммы баллов – до целых в пользу студента