Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника 2

Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Академия Государственной противопожарной службы

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

(18 часов)

Утверждено Редакционно-издательским советом

Академии ГПС МЧС России

Москва 2012

УДК 504 (075,8)

ББК 20 я 73

К 65

Р е ц е н з е н т ы:

Профессор кафедры кадрового и правового обеспечения деятельности ГПС Академии ГПС России

доктор медицинских наук, профессор

В. И. Дутов

Заведующий кафедрой физики Академии ГПС России

доктор технических наук, профессор

В. И. Слуев

К 65 Концепции современного естествознания: Тематический план. План семинарских занятий (18 часов) / Сост. Ю. М. Бабин. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2012. – 24 с.

Тематический план и планы семинарских занятий составлены в соответствии с рабочей программой и отвечают всем психолого-педагогическим требованиям, предъявляемым к такого рода учебно-методическим материалам. Они содержат все дидактические единицы, необходимые для успешного освоения дисциплины: цели и задачи курса, требования к уровню усвоения его содержания,методические указания, тематический план, планы семинарских занятий и контрольные вопросы к ним, список обязательной и дополнительной литературы, примерную тематику рефератов, вопросы для повторения курса и подготовки к зачету.

11 стр., 5027 слов

Планы практических занятий Занятие №1

... материале произведений Н.С. Лескова) // Контекст. 1981.-М., 1982. Семинарское занятие № 6 РАННИЕ РАССКАЗЫ И ПОВЕСТИ Л.Н. ТОЛСТОГО ПЛАН 1.Мировоззрение раннего Л.Н. Толстого (1854-1855). 2.Севастопольские рассказы Л.Н. ... 1994. -Вып. 1. - 395 - с. - С. 224-269. Волгин И. Родиться в России. М.: Книга, 1991. - 605 с. Дилакторская О.Г. Петербургские повести Достоевского. СПб.: Дом Буланина, ...

Предназначены для слушателей, курсантов и студентов дневной формы обучения.

Издано в авторской редакции

УДК 504 (075,8)

ББК 20 я 73

© Академия Государственной противопожарной

службы МЧС России, 2012

1. Общие положения

Цель дисциплины:

Изучение дисциплины имеет целью не только получение знаний о новых достижениях современной науки, знакомство с последними открытиями, перспективными направлениями исследований, образующим «передний край» современного естествознания, но и изучение логики, методологии и методов их получения, «добывания». Это позволит слушателям, курсантам и студентам (в дальнейшем – слушателям) ликвидировать пробелы в своём образовании, а также ознакомиться с общим состоянием современной науки, закономерностями и тенденциями её развития, строением и механизмами функционирования.

Однако такое ознакомление не выступает в качестве единственной и конечной цели, а составляет надёжный базис для реализации задач по формированию мировоззренческой и методологической составляющих профессиональной культуры руководителя ГПС. Всё это обусловливает актуальность дисциплины «Концепции современного естествознания».

Задачи дисциплины:

В соответствии с поставленной целью данный курс имеет следующие задачи:

через систему знаний о закономерностях и законах, действующих в природе:

— ознакомить слушателей с основными концепциями естествознания;

— дать и слушателям представления о едином процессе развития, охватывающем неживую природу, живое вещество и общество; об уровнях организации материального мира и процессов, протекающих в нём;

— вооружить слушателей знаниями закономерностей развития природы и общества;

— формировать умения и навыки практического использования достижений науки, ставящих конечной целью адаптацию человека к окружающей среде и достижение рационального природопользования;

— сориентировать в основных парадигмах единства материального и духовного миров;

— ознакомить с важнейшими проблемами биоэтики;

— создать предпосылки для развития, заложенного в каждом человеке интеллектуального потенциала, способствующего профессиональному и личностному росту и т.д.

— дать в целом естественнонаучную подготовку к профессиональной деятельности.

Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника

Место дисциплины «Концепции современного естествознания» в системе профессиональной подготовки определено Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, предусматривающим концепции современного естествознания в качестве федерального компонента цикла ГСЭ ГОСВПО третьего поколения по специальности 280705 – «Пожарная безопасность».

17 стр., 8359 слов

Рабочая программа дисциплины Самоопределение и профессиональная ...

... дисциплины является: Содействие профессиональному развитию самоопределяющегося человека; формирование субъекта самоопределения; высвобождение внутренних ресурсов развития личности. Задачи учебной дисциплины. - дать представление о профессиональных ... на современном рынке труда; Уметь: - оказывать помощь при планировании профессионального будущего личности. - оказывать помощь в оценке профессиональных ...

Современный специалист должен быть человеком с широким кругозором, обладать эрудицией, владеть богатым арсеналом методов решения как теоретических, так и практических задач, уметь мыслить последовательно и вместе с тем нестандартно. Изучение дисциплины является важным средством, способствующим приобретению и развитию перечисленных качеств, поскольку приобщение к мыслительным процедурам, способам решения задач, реализуемым в современной науке, окажет несомненное благотворное влияние на культуру мышления слушателей.

Профессиональная направленность курса проявляется в том, что в нём значительное место отведено рассмотрению методов и методологии научного поиска, технологиям проведения научных исследований, даются расширенные представления о человеке и человеческой психике, проблемам управления, как в системах «человек – техника», так и в межличностных отношениях. Такой акцент актуален в плане формирования гуманитарной, организационно-управленческой и, в целом профессиональной компетентности.

Предлагаемый курс призван вооружить слушателей знаниями, отвечающими современному уровню развития естествознания, давая логически обоснованную систему знаний. Здесь высказываются последние идеи, гипотезы, точки зрения на важнейшие вопросы современного естествознания.

К концу курса у слушателей должно быть выработано умение представлять знания как систему логически связанных общих и специальных положений науки, что даст им возможность лучше ориентироваться в сложных явлениях действительности, формированию профессиональных качеств будущего специалиста.

Данная дисциплина связана с такими дисциплинами учебного плана

АГПС МЧС России как философия, физика, химия, психология и педагогика, культурология и др.

Организационно-методические указания

Тематически курс построен на принципах движения от простого к сложному, от абстрактного к конкретному, позволяющих постепенно углублять и усложнять содержание, делая его вместе с тем более интересным и богатым. В соответствии с принципом активности слушателям предлагаются различные варианты решения научных проблем, представленных в конкурирующих парадигмах, альтернативных подходах, что способствует включению в познавательный процесс их собственного творческого потенциала, развитию нешаблонного мышления.

Трудоёмкость дисциплины составляет:

2 уч. единицы, 72 часа при дневной (очной) форме обучения. Из них: 36 часов — аудиторные занятия, из которых 18 часов – лекции, 18 часов – семинары, 36 часов – самостоятельная работа.

Работа слушателей по изучению дисциплины складывается из следующих основных компонентов:

1. Прослушивание и конспектирование лекций. Полнота и качество конспекта лекций — важный показатель отношения слушателя к изучению курса.

2. Самостоятельная работа. Она является основным методом глубокого и творческого усвоения содержания дисциплины.

3. Семинарские занятия. Семинары являются школой публичных выступлений слушателей, они проходят в форме творческого обсуждения основных вопросов темы, в атмосфере доброжелательности и свободного обмена мнениями.

4. Написание реферата. В качестве зачета самостоятельной работы каждый слушатель работает над предложенной кафедрой темой и представляет один реферат.

5. Выполнение контрольной работы. Для проверки текущих знаний каждый слушатель должен выполнить две контрольных работы.

Пропущенные слушателями занятия (по уважительным и иным причинам) отрабатываются в индивидуальном порядке в дни консультаций преподавателя, ведущего семинары.

6. Формой отчетности по дисциплине является зачёт.

В результате изучения дисциплины выпускник должен обладать:

Общекультурные компетенции

— способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области естественных и гуманитарных, дисциплин;

— способность использования организаторских и управленческих навыков в профессиональной и социальной деятельности;

— способность к познавательной деятельности;

— способность использовать навыки работы с информацией;

— способность и готовность использовать знание методов и методологии естественных и гуманитарных;

— способность к критическому отношению к появляющимся новым гипотезам, теориям и практикам;

— готовность к саморазвитию и самообразованию.

— готовность к активному противодействию ненаучным теориям и практикам;

— способность к своевременной социальной адаптации, к быстро меняющимся социальным ценностям, коммуникативности.

— способность добросовестно и самоотверженно выполнять свой гражданский долг на основе патриотизма и толерантности.

Профессиональные компетенции.

В результате изучения курса слушатели должны:

Иметь представление:

  • о сущности, структуре, механизмах функционирования и закономерностях развития научного знания;
  • об основных направлениях и отраслях современного естествознания;
  • о современной научной картине мира, охватывающей живую и неживую природу;
  • о строении Вселенной, её происхождении и эволюции;
  • о структурных уровнях организации материи;
  • о процессах самоорганизации в природе и обществе;
  • о состоянии и перспективах развития биологического знания, наук о человеке и человеческом поведении;
  • о строении и функционировании человеческой психики, её взаимосвязи с мозговыми процессами.

Знать:

— последние научные достижения, полученные в естественных науках;

— основные принципы организации и функционирования, на которых

основаны современные естественные науки;

  • категориальный аппарат, используемый в философии и методологии науки, современном естествознании;
  • сущность основных методов и приёмов исследования, применяемых в естествознании.

Уметь:

  • с научно-мировоззренческих позиций оценивать информацию естественнонаучного характера;
  • отличать научные знания от псевдо-, квази- и лженаучной информации.

— пользоваться справочной литературой по естественным наукам,

антропологии, психологии и философии.

Иметь навыки:

  • критического анализа научно-философской и научно-популярной литературы;
  • подготовки рефератов и устных сообщений по философии и методологии науки, проблемам современного естествознания;
  • применения методов и методологии, используемых в естественных науках к выполнению своего служебных долга и гражданских обязанностей как гражданина России;
  • использования результатов научных достижений, полученных в естествознании, для защиты окружающей среды.

2.Тематический план

Номер

Темы

Наименование тем

Всего

Лекции

Семинары

Сам.

раб.1

1

Естествознание, наука и культура

(Л 1)

4

2

2

2.

Анализ ненаучных теорий, взглядов и практик. (Л 2)

4

2

2

3.

Структура и методы естественнонаучного познания. Наука и научно-техническая революция. (С 1)

8

4

4

4

Современные проблемы физики (Л 3)

4

2

2

5

Современные науки о самоорганизующихся системах. Синергетика и кибернетика (Л 4)

4

2

2

6

Самоорганизация в живой и неживой природе (С 2)

4

2

2

7.

Современная наука о космосе и о Земле:

происхождение Вселенной. (Л 5)

4

2

2

8

Физическая и астрономическая картины мира: происхождение и строение Земли (Л 6)

4

2

2

9.

Физическая и астрономическая картины мира: современные представления о Вселенной (С 3)

8

4

4

10

Этапы развития и специфика биологической науки: происхождение жизни (Л 7)

4

2

2

11.

Этапы развития и специфика биологической науки: современные проблемы биологической науки (Л 8)

4

2

2

12.

Основные проблемы биологии: происхождение жизни. (С 4)

8

4

4

13.

Происхождение и эволюция человека. (Л 9)

4

2

2

14.

Современные представления о человеке (С 5)

8

4

4

Итого

72+ 2 часа зачёт

18

18

36

Итого: аудиторных часов

36

Всего часов

72

Предусматривается коррекция времени семинаров на 6 часов, если будет проводиться практическое занятие в специализированном научном учреждении.

2.1 Тематический план

Номер

Темы

Наименование тем

Всего

Лекции

Семинары

Сам. Раб

1

Естествознание, наука и культура

(Л-1)

4

2

2

2.

Анализ ненаучных теорий, взглядов и практик. (Л-2)

4

2

2

3.

Анализ ненаучных теорий, взглядов и практик. (С-1)

4

2

2

4

Современные проблемы физики (Л-3)

4

2

2

5

Современные науки о самоорганизующихся системах. Синергетика и кибернетика (Л-4)

4

2

2

6.

Современная наука о космосе и о Земле:

происхождение Вселенной. (Л-5)

4

2

2

7.

Физическая и астрономическая картины мира: современные представления о Вселенной (С 2)

4

2

2

8.

Современная наука о космосе и о Земле:

происхождение и строение Земли. (Л-6)

4

2

2

9.

Физическая и астрономическая картины мира: происхождение и строение Земли (Л-3)

4

2

2

10.

Этапы развития и специфика биологической науки: происхождение жизни (Л-7)

4

2

2

11.

Этапы развития и специфика биологической науки: современные проблемы биологической науки

(Л-8)

4

2

2

12.

Основные проблемы биологии и экологии (С 4)

8

4

4

13.

Происхождение и эволюция человека (Л-9)

4

2

2

14.

Современные представления о человеке

(Выездное занятие)

(С 5)

12

6

6

15.

Состояние и перспективы развития наук о человеке и человеческом поведении (С 6)

4

2

2

ИТОГО

72

18

18

36

3. Тематический план дисциплины

№№

п/п

Наименование тем

Лекции

Семи-нары

Контр.

работы2

Самост.

работа

Всего часов

Раздел I. История философии

1.

Философия, круг ее проблем и роль в обществе

2

2

2

6

2.

Исторические этапы развития философии

2

4

4

10

3.

Отечественная философия

2

4

2

8

Раздел II. Основные проблемы онтологии

4.

Бытие и сознание

2

4

4

10

5.

Диалектика и ее альтернативы

2

4

4

10

Контрольная работа по темам 1-5

2

2

Раздел III. Гносеология. Философия науки и техники

6.

Познание как предмет философского анализа

2

2

4

7.

Формы и методы научного познания

2

2

4

8.

Познание и наука. Средства научного познания

4

2

6

Форма итогового контроля:

зачет (недифференцированный)

2

2

9.

Техника как предмет философского осмысления. Специфика познания в технических науках

2

4

6

Раздел IV. Социальная философия и философская антропология

10.

Общество как саморазвивающаяся система. Духовная жизнь общества

2

4

6

12

11.

Философия о сущности и предназначении человека

2

4

6

12

12.

Культура и цивилизация. Проблемы и перспективы современной цивилизации

2

2

6

10

Контрольная работа по темам 6-12

2

2

Форма итогового контроля:

зачет (дифференцированный)

4

4

ИТОГО:

22

32

4

50

108

3. Планы семинарских занятий План семинара № 1

по теме: Анализ ненаучных теорий, взглядов и практик (4 часа)

1. Понятие и природа науки, тенденции развития. Принципы и критерии

научности. Сущность научно-технической революции. Воздействие

НТР на жизнь общества и мировоззрение людей.

3. Критика существующих ненаучных теорий, взглядов и практик.

4. Социальные и гносеологические причины возникновения и

существования ненаучных теорий и практик.

Контрольные вопросы:

1. В чём состоит сущность понятия «ненаучные теории и практики»?

2. В чём состоит сущность принципа верификации научных теорий?

3. В чём состоит сущность принципа фальсификации научных теорий?

4. Каковы основные критерии проверки истинности научных теорий

и гипотез?

5. Каковы основные социальные причины возникновения и

существования ненаучных теорий, взглядов и практик?

6. Каковы основные гносеологические причины возникновения и

существования ненаучных теорий, взглядов и практик?

7. Каковы основные формы и методы борьбы с ненаучными теориями

и практиками?

Основная литература:

Концепции современного естествознания. /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова: Учебник. — ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 32-52.

Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебник.- М.: ООО «Издательство ЮКЭА», 2005. C. 15-25.

Матвеев А.В. Концепции современного естествознания: Конспект лекций. – Омск: Изд-во Ом. Гос. ун-та, 2008. С. 4-31.

Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания: Курс лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. С. 6-49, 51-58.

Дополнительная литература:

Бабин Ю.М. Ценностные ориентиры современной России. — Сборник трудов: Проблемы духовной культуры сотрудников противопожарной службы. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2010.

Белиловская М. Динозавр из ванной. Технология суеверий // Популярная механика. 2008. № 3.

Гинзбург В.П. Астрология и лженаука // Наука и жизнь. 2008. № 1.

Губарев В. Академик Юрий Осипов: куда же идет наша наука? // Наука и жизнь. 2007. № 9.

Найдыш В.М., Гнатик Е.Н., Данилов В.А. Наука и квазинаука. – М.: Альфа, 2008.

Кочергин А.Н. Наука и ненаука: проблема демаркации. Философия и современность / Под общ. Ред. Л. Н. Панковой, Г.В. Пономарёвой – М.,Профиздат, 2009.

План семинара № 2

по теме: Самоорганизация в живой и неживой природе (2 часа)

1. Синергетика – теория самоорганизации материи. Энергетика

химических процессов. Реакционная способность веществ.

Самоорганизация в живой природе.

2. Кибернетика и искусственный интеллект. Виртуальные реальности.

Социальные последствия компьютеризации.

Контрольные вопросы:

1. Что изучают кибернетика и синергетика?

2. Чем отличаются друг от друга энтропийные и неэнтропийные

процессы?

3. В чём состоит специфика открытых систем по сравнению с закрытыми?

4. Какое значение имеют открытия синергетики и кибернетики для теории

и практики управления?

5. Каковы особенности самоорганизации в неживой природе?

6. Каковы особенности самоорганизации в живой природе?

7. В чем состоит конструктивная роль хаоса?

8. Общество и человек как самоорганизующиеся системы.

Основная литература:

Концепции современного естествознания. /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова: Учебник. — ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 68-79, С. 179-183.

Дубнищева Т. Я. Концепции современного естествознания: Учебник.- М.: ООО «Издательство ЮКЭА», 2005. С. 683-730.

Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания: Курс лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. С. 269-305.

Дополнительная литература:

Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. — М.: ИФ РАН, 1999.

Данилов Ю. Синергетика – лицом к человеку // Знание – сила. 2008. №11.

Дапрен Г. Грядущая цифровая война. Оружие против кибератак // Популярная механика. 2008. № 11.

Леенсон И.А. Почему и как идут химические реакции. – М.: Просвещение, 1995.

Малинецкий Г. Пределы синергетики // Знание – сила. 2008. № 11.

Чирков Ю. Ещё раз о синергетике // Знание – сила. 2008. № 11.

План семинара № 3

по теме: Физическая и астрономическая картины мира:

Современные представления о Вселенной (4 часа)

1.Динамические и статистические закономерности и природе. Законы

сохранения в макроскопических процессах.

2. История развития представлений о Вселенной.

3. Галактика Млечный путь и место Солнца в ней. Происхождение

Солнечной системы.

4. Строение и эволюция Земли.

Контрольные вопросы:

1. В чём сущность гипотезы Большого взрыва?

2. Каковы альтернативные гипотезы о происхождении Вселенной?

3. Какова роль «темной» энергии и материи во Вселенной?

4. Какова происхождение и структура нашей Галактики и Солнечной

системы?

5. Как происходило рождение и эволюция Земли?

6. Каково геологическое строение Земли?

7. Какова роль океанов в формировании климата и биосферы Земли?

8. Какова роль атмосферы в формировании климата Земли?

9. Каковы экологические проблемы Земли и Космоса?

Основная литература:

Концепции современного естествознания. /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова: Учебник. — ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 116-143.

Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебник.- М.: ООО «Издательство ЮКЭА», 2005. С. 50-72, 480-510.

Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания: Курс лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. С. 67 -75, 156-173.

Дополнительная литература:

Аредаков А.А. Сознание в онтологиях антропного принципа // Вопросы философии. 2008. № 1.

Волков А. Мир наших законов // Знание – сила. 2008. № 1.

Гивишвили Г.В. Темная энергия и «сверхсильный» антропный принцип // Вопросы философии. 2008. № 5.

Грудинкин А. Мир наших констант // Знание – сила. 2008. № 1.

Шильник Л. Космос и хаос: Что должен знать современный человек о прошлом, настоящем и будущем Вселенной. – М.: НЦ ЭНАС, Издательство ЗАО, 2008.

Левитан Е.П. Как зарождалась Солнечная система // Наука и жизнь. 2008. № 3.

План семинара № 4

по теме: Основные проблемы биологии: происхождение жизни (4 часа)

1. Предмет биологии, её структура и этапы развития.

2. Особенности биологического уровня организации материи.

Физико-химические предпосылки возникновения жизни.

3. Принципы эволюции, воспроизводство и развитие живых систем.

Многообразие живых организмов — основа организации и

устойчивости биосферы. Пути выхода из экологического кризиса.

Здоровье человека.

4. Генетика как наука. Клонирование и его социальные последствия.

Контрольные вопросы:

1. Каковы особенности биологического уровня организации материи?

2. Каковы основные признаки живого?

3. Каково содержание основных гипотез, объясняющих возникновение

жизни на Земле?

4. В чём состоит сущность основных эволюционных концепций?

5. В чём суть теории Опарина – Холдейна?

6. В чём сходство и различие между «социальным» поведением

животных и общественной жизнью людей?

7. Что изучает генетика?

8. Что такое ДНК, какова его роль в живом организме?

Основная литература

Концепции современного естествознания. /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова: Учебник. — ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 185-211.

Дубнищева Т. Я. Концепции современного естествознания: Учебник.- М.: ООО «Издательство ЮКЭА», 2005. С. 683-730.

Матвеев А.В. Концепции современного естествознания: Конспект лекций. – Омск: Изд-во Ом. Гос.ун-та, 2008. С. 62-69.

Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания: Курс лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. С 182-195, 346-380.

Дополнительная литература

Галимов Э. Что такое жизнь? Концепция упорядочения // Знание – сила. 2008. № 9.

Ганелин В.Г. Что такое жизнь с точки зрения геолога // Вопросы философии. 2008. № 6.

Зайцев А. Массовые вымирания в истории Земли // Знание – сила. 2007.

№ 7.

Казначеев В.П. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. – Новосибирск, «Искра», 2006.

План семинара № 5

по теме: Современные представления о человеке (4 часа)

1. Происхождение и эволюция человека. Биологическое и социальное в

человеке.

2. Психика и мозг. Сознательное и бессознательное в человеке. Интуиция.

3. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность.

Основные проблемы биомедицинской этики.

4. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия человека. Путь к единой

культуре

Контрольные вопросы:

1. Каково основное содержание наиболее влиятельных гипотез,

объясняющих происхождение и эволюцию человека?

2. Каковы основные факторы, обусловившие выделение человека из

природы?

3. Каковы основные направления гуманизации человеческих отношений в

подразделениях пожарной охраны?

4. Что такое психика, и каково её строение?

5. Каковы нравственные проблемы клонирования человека?

6. Каковы социально-политические и нравственные проблемы смертной

казни?

7. В чём состоят потенциальные возможности и опасности генной

инженерии?

8. В чем смысл жизни и предназначение человека?

Основная литература:

Концепции современного естествознания. /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова: Учебник. — ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 246-261.

Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебник. — М.: ООО «Издательство ЮКЭА», 2005. С. С. 269-296, 612-635, 657-682.

Матвеев А.В. Концепции современного естествознания: Конспект лекций. – Омск: Изд-во Ом. Гос.ун-та, 2008. С. 69-74.

Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания: Курс лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. С 195-213, 397-430.

Дополнительная литература:

Бабин Ю.М. Ценности культуры и ценности цивилизации: их соотношение и значение в гармоническом развитии личности курсантов и слушателей. Проблемы культуры сотрудников противопожарной службы: Сб. трудов. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2003.

Нариньяни А.С. Между эволюцией и сверхвысокими технологиями: новый человек ближайшего будущего //Вопросы философии. 2008. № 4.

Сергеев Б.Ф. Ступени эволюции интеллекта. – М.: «УРСС», 2007.

Что же движет эволюцию? // Наука и жизнь. 2007. № 9.

Чубенко А. Мечты о бессмертии. Кто хочет жить вечно // Популярная механика. 2008. № 2.

Волков А. Бегущие по лезвию интуиции // Знание – сила. 2007. № 9.

Николс Дж. Г., Мартин А.П., Валлес Дж. и др. От нейрона к мозгу. Пер. с англ. Изд. 2., М.: Изд-во «ЛКИ» 2008.

4. Перечень тем контрольных работ

1. Понятие и природа науки, тенденции развития. Принципы и

критерии научности.

2. Критика существующих ненаучных теорий, взглядов и практик.

3.Основные гипотезы происхождения Вселенной. Проблема

будущего Вселенной.

4. Строение и эволюция Земли.

5. Экологический кризис и пути его преодоления.

6. Особенности биологического уровня организации материи.

Физико-химические предпосылки возникновения жизни.

7. Принципы эволюции, воспроизводство и развитие живых систем.

Многообразие живых организмов — основа организации и

устойчивости биосферы.

8. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество,

работоспособность.

9. Генетика и принципы универсального эволюционизма. Основные

проблемы биомедицинской этики.

10. Психика и мозг. Асимметрия мозга и асимметрия сознания

Человека.

11. Сознательное и бессознательное в психике человека. Интуиция.

12. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия человека. Путь к

единой культуре

5. Рекомендации по написанию реферата

Реферат представляется на кафедру за 2 недели до зачета. Объём реферата – 24 (без введения и заключения) страницы через 1 интервал.

Структура реферата: содержание (план); введение; в конце изложения каждого вопроса обязательно должны быть выделены ВЫВОДЫ (если таких выводов нет, реферат не может быть зачтен); заключение; список использованной литературы (если литература устаревшая, реферат не может быть зачтен).

6. Тематика рефератов

1. Естествознание, наука и культура

2. Понятие и природа науки

3. Ценности культуры и ценности цивилизации

4. История естествознания

5. Критерии научности

6. Ненаучные и лженаучные теории и концепции

7. Научные революции и смена типов научной рациональности

8. Естественнонаучная и гуманитарная культуры

9. Философские аспекты теории информации

10. Техническая теория, её структура, функционирование и

развитие

11. Этика науки и проблема ответственности учёных

12. Детерминизм и вероятность в науке

13. Техника как предмет философского анализа

14. Физика, её предмет и история развития

15. Динамические и статистические закономерности в природе

16. Квантовая механика: предпосылки и этапы развития

17. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы

18. Современные проблемы физики

19. Материя, пространство и время в квантово-релятивистской

картине мира

20. Роль физических констант в объяснении мира

21. Концепции пространства и времени в истории философии и

науки

22. Генезис и методологическое значение основных принципов

физики

23. Основные этапы становления астрономической картины мира

24. Прошлое, настоящее и будущее нашей Вселенной

25. Наша Галактика и строение Солнечной системы

26. Происхождение и строение Земли

27. Звёзды, их эволюция, строение и разновидности

28. Жизнь и разум во Вселенной: проблема внеземных

цивилизаций

29. Антропный принцип в свете научных и религиозных

представлений

30. Сущность гравитации и её роль в возникновении Вселенной

31. Современные науки о самоорганизующихся системах.

Синергетика и кибернетика

32. Самоорганизация в живой и неживой природе

33. Химические системы, энергетика химических процессов,

реакционная способность веществ

34. Сложные системы и самоорганизация в химии

35. Конструктивная роль хаоса в природе и обществе

36. Синергетический подход к моделированию общества

37. Сущность и основные принципы кибернетики

38. Этапы развития и специфика биологической науки

39. Современные проблемы биологической науки

40. Принципы эволюции, производства и воспроизводства живых

систем

41. Химические основы жизни

42. Происхождение жизни на Земле в свете альтернативных теорий

43. Происхождение и эволюция человека

44. Исторические этапы становления генетики. Генетика и

эволюция

45. Человек как предмет психологического знания. Мозг, сознание

и бессознательное

46. Роль эмоций в жизни человека

47. Философия о сущности и предназначении человека

48. Интуиция, её роль в научном познании и жизни человека

49. Генная инженерия и медицинская этика

50. Социально-нравственные проблемы клонирования человека

51. Социально-политические и нравственные проблемы смертной

казни

52. Социально-политические и нравственные проблемы эвтаназии

53. Патриотическое воспитании личности сотрудника пожарной

охраны

54. Счастье человека

55. Смысл жизни и предназначение человека

56. Благо Отечества как жизненный смысл

57. Концепция этногенеза Л.Н. Гумилёва

58. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере

59. Биосфера и космические циклы

60. Основные проблемы биоэтики

61. Проблема происхождения сознания в процессе эволюции

человека

62. Н.Ф. Фёдоров и К.Э. Циолковский о будущем человека и человечества

63. Психоанализ как теория и метод лечения неврозов

64. Бессознательное в структуре психики человека

65. Аналитическая психология К.-Г. Юнга и архетипы коллективного бессознательного

66. Значение открытия асимметрии мозга для понимания природы

человека

67. Бихевиоризм и проблема управления человеческим поведением

68. Мозг и психика

69. Принципы и техника нейролингвистического

программирования

70. Ламаркизм и дарвинизм в истории биологии

71. Организация и самоорганизация в поведении людей

72. Гены и культура как детерминанты гендерных различий

73. Самоорганизация экологических систем и популяций

74. Обеспечение безопасности перед лицом экологических проблем

75. А.Л. Чижевский о влиянии Солнца на природные и

общественные явления

7. Вопросы для повторения курса и подготовки к зачёту

1. Понятие и природа науки. Научный метод. Ненаучные теории.

2. Этапы развития и панорама современного естествознания

3. Специфика технического познания

4. Естественнонаучная, гуманитарная и инженерная культура в

деятельности руководителя пожарной охраны. Путь к единой

культуре

5. Основные принципы физики и законы сохранения

6. Современные естественнонаучные представления о строении,

видах и уровнях организации материи

7. Пространство и время как атрибуты материи. Свойства

пространства и времени

8. Основные положения квантовой механики, общей и специальной

теории относительности

9. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы

10. Динамические и статистические закономерности в природе

11. Современная астрономическая картина мира и исторические

этапы её становления

12. Происхождение и эволюция Вселенной в свете альтернативных

гипотез

13. Антропный принцип, его содержание и философское значение

14. Структура Вселенной, Галактики и Солнечной системы

15. Проблема возникновения, существования и поиска жизни во

Вселенной

16. Строение и эволюция Земли

17. Основные положения кибернетики

18. Процессы самоорганизации в живой и неживой природе.

Общество и человек как самоорганизующиеся системы

19. Химические системы, энергетика химических процессов,

реакционная способность веществ

20. Модели мира и проблема искусственного интеллекта

21. Особенности биологического уровня организации материи

22. Предмет, структура и этапы развития биологического знания

23. Принципы эволюции, устройства и развития живых систем

24. Многообразие живых организмов – основа организации и

устойчивости биосферы

25. Учение В.И. Вернадского о ноосфере

26. Гипотезы возникновения жизни на Земле

27. Принципы глобального эволюционизма

28. Генетика и эволюция

29. Человек, его физиология, эмоции и здоровье

30. Работоспособность и творчество человека.

31. Экология и здоровье человека. Проблема соотношения

биологического и социального в человеке

32. Предмет, задачи и возможности генной инженерии

33. Человек, биосфера и космические циклы

34. Основные проблемы биоэтики

35. Психоанализ о структуре психики и природе человека

36. Роль интуиции в жизни человека

37. Психика и мозг. Функциональная асимметрия мозга

38. Гендерные различия, их проявления и причины возникновения

39. Здоровый образ жизни как практическая реализация научных знаний о человеке

40. Патриотическое воспитание и его роль в становлении личности

гражданина России.

41. Благо Отечества как жизненный смысл

Образец титульного листа реферата

Министерство российской федерации

ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

Академия Государственной противопожарной службы

Кафедра философии

Дисциплина: Концепции современного естествознания

Р Е Ф Е Р А Т

по теме: « Мозг и психика»

Исполнитель: слушатель гр. № 1 «А» курса

лейтенантн вн. сл. Иванов В. В.

зачетная книжка № 1190

Проверил: к.ф.н., доцент Андреев Ю. М.

МОСКВА 2012

Содержание

1. Общие положения ……………………………………… 3

2. Тематический план …………………………………… 8

3. Планы семинарских занятий …………………………… 10

4. Перечень тем контрольных работ 16

5. Рекомендации по написанию рефератов ……. ………… 16

6. Тематика рефератов ……………………………………… 17

7. Вопросы для повторения курса 20

Учебное издание

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО

ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

(18 часов)

Составитель Бабин Юрий Михайлович

Издано в авторской редакции

Подписано в печать ____ Формат 60х90 1/16.

Печ. л. 1,8. Уч.-изд. л. 1,2.

Бумага офсетная. Тираж 100 экз. Заказ_____

Академия ГПС МЧС России

129366, Москва, ул. Бориса Галушкина, 4

1В самостоятельную работу включены также часы, отводимые на сдачу зачета.

2Контрольные работы реализуются в виде самостоятельной работы. Часы, отводимые на контрольные работы, не входят в аудиторную нагрузку, а относятся к самостоятельной работе.

16