Психологическое здоровье семьи

Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон не так давно И.В.Дубровиной. При этом под психологическим здоровьем ею подразумеваются психологические аспекты психического здоровья, т. е. то, что относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.

Что включает в себя понятие психологического здоровья?

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей (ребенка или взрослого, учителя или менеджера, россиянина или австралийца и т. п.), с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни. Говоря о развитии, следует подчеркнуть отличие содержания этого понятия от понятия «изменение».

Развитие в отличие от изменения предполагает не только отсутствие застоя и наличие движения, но и стремление к какой-то цели, определяющей последовательное накопление человеком позитивных новообразований. Безусловно, вопрос о цели развития человека сегодня является одним из наиболее спорных и решается по-разному в зависимости от принадлежности авторов к той или иной психологической школе. Возможно, этот вопрос выходит за рамки психологии и должен рассматриваться в междисциплинарном контексте. Мы полагаем, что для организации психологической поддержки в качестве цели развития можно принять выполнение человеком своих жизненных задач, т. е. полную реализацию своих возможностей, ресурсов для обеспечения прогрессивного процесса на Земле в целом. И использовать для описания целей развития метафору пути: «Каждый человек имеет свой путь, поэтому важно определить, какой путь является именно твоим». если составить обобщенный «портрет» психологически здорового человека, то можно получить следующее. Психологически здоровый человек — это прежде всего человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией.

3 стр., 1342 слов

Задания по психологии развития человека

Курс «Психология развития человека в образовании» Темы практических занятий 1. Пренатальное развитие; младенчество Психологические предпосылки благополучной беременности и родов Как подготовиться к рождению ребенка? Появление ребенка: что меняется в жизни родителей? Психологическое развитие в первый год жизни Детско-родительские отношения в младенчестве 2. Дошкольный возраст Развитие ...

Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, хотя он не всегда формулирует его для себя. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей. Его жизненный путь может быть не совсем легким, а иногда довольно тяжелым, но он прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни. И что важно — умеет находиться в ситуации неопределенности, доверяя тому, что будет с ним завтра. Таким образом, можно сказать, что «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония», или «баланс». И прежде всего это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т. п. Но это также и гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом. При этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс. Соответственно можно говорить о том, что психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи. Жизненную задачу при этом можно рассматривать как-то, что необходимо сделать для окружающих именно конкретному человеку с его способностями и возможностями. Выполняя жизненную задачу, человек чувствует себя счастливым, в противном случае — глубоко несчастным.

Если согласиться с тем, что «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония», то в качестве центральной характеристики психологически здорового человека можно назвать саморегулируемость, т. е. возможность адекватного приспособления как к благоприятным, так и к неблагоприятным условиям, воздействиям. Здесь следует акцентировать внимание на возможных трудностях адаптации именно к благоприятной ситуации. Традиционно считается, что к ним-то человек всегда готов и они не потребуют особого напряжения. Однако, вспомнив урок известной сказки об испытании «медными трубами», можно понаблюдать за людьми, быстро достигшими социального и экономического успеха: они нередко платят за это существенными нарушениями психологического здоровья. Если же говорить об адаптации к трудным ситуациям, то необходимо уметь не только противостоять им, но и использовать их для самоизменения, для роста и развития. И ввиду особой важности этой способности рассмотрим ее подробно несколько позднее. Пока же сделаем вывод, что основная функция психологического здоровья — это поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности.

6 стр., 2978 слов

Тема 7. Психопрофилактика, психологическое просвещение

8 Тема 7. Психопрофилактика, психологическое просвещение и психологическая диагностика как направления деятельности практического психолога и виды психологической помощи Психогигигиена и психопрофилактика. Формы психологического просвещения. Просветительская работа в учреждениях различного типа. Психодиагностика Психогигигиена и психопрофилактика. Психогигиена— область гигиены, изучающая влияние ...

В целом, категория психологического здоровья семьи изучалась Г. С.Никифоровым, С.В. Торохтий, Э.Г. Эйдемиллер и др.

Психологическое здоровье семьи детерминировано многими факторами: социальным, экономическим, биологическим, психологическим и т. д.

В комплексной оценке психологического здоровья семьи наиболее значимы личностная, групповая, деятельностная составляющие, и соответствующие их содержанию показатели, сходство семейных ценностей, функционально-ролевая согласованность, социально-ролевая адекватность в семье, эмоциональная удовлетворенность, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремленность на семейное долголетие.

Эмоциональная удовлетворенность показывает характер эмоционального принятия друг друга и уважение в семье. Высокая степень эмоциональной близости — «пристрастное отношение» друг к другу — составляет особое качество здоровой семьи. Эмоциональная удовлетворенность в семье является важнейшим источником психологической разрядки и поддержки всех ее членов. Показатели эмоциональной удовлетворенности в психологическом здоровье семьи определяется многими факторами: уровнем образования родителей, мотивами заключения брака, характером супружеских отношений, целями воспитания детей, образом семьи, сформированным у подрастающего поколения. Рассмотрим его в нашем исследовании.

6 стр., 2826 слов

Семья группы риска как социально-педагогическая проблема

... Галагузовой - М.: Гуманит. Издцентр ВЛАДОС, 2000. 26. Семья. Социально – психологические и этические проблемы: Справочник / Зацепин В.И. И ... личности, считается семья. В зависимости от состава семьи, от взаимоотношений в семье к членам семьи и общем к ... : а) медико-биологические факторы: • группа здоровья; • наследственные причины; • группа здоровья; • врожденные свойства; • нарушения в психическом ...

Психологическое здоровье семьи — это комплексный обобщенный показатель социально-психологической активности ее членов во внутрисемейных отношениях, в социальной среде и профессиональной сфере их деятельности.

Это состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи. Психологическое здоровье это интегральный показатель функционирования современной семьи, отражающий качественную сторону протекающих в ней социальных и психолого-педагогических процессов, в частности способность семьи противостоять нежелательным воздействиям социальной среды. Этот показатель не тождествен понятию «психическое здоровье», в котором хотя и отражены групповые нормы и ценности, регламентирующие жизнь личности в социальной среде, многие процессы, явления социально-психологического уровня остаются вне сферы его содержания и не укладываются в традиционно сложившееся понятие.

Этот показатель не тождествен и другой противоположности — понятию «социально-психологический климат», которое в большей степени применимо для малых групп разнородного состава.

Психологическое здоровье семьи как многоуровневое качество ее жизнедеятельности характеризуется адекватностью протекающих в ней социально-психологических процессов отношений, реакции, ориентации в проблемной ситуации.

Психологическое здоровье семьи определяется многими факторами: социальным, экономическим, биологическим, психологическим и т. д. Важнейшим фактором, его естественно-научной основой является физическое здоровье членов семьи. Норма в здоровье отдельной личности или отклонения от нормы адекватно отражаются на психическом здоровье не только этой личности, а в итоге и на психологическом здоровье семьи. Но здесь не может быть жесткой зависимости, так как имеют место воздействия и других факторов (в том числе не всегда одинаково с основным).

21 стр., 10123 слов

Организация досуга молодежи из неблагополучных семей, семей группы риска, конфликтных семей на основе психологических особенностей личности

... связывают с особенностями характера или личности. Социально-психологический подход объясняет причины, влияющие на появление ... семей и семей групп риска. · Большинство молодых людей из данной категории населения относятся положительно к алкоголю и табакокурению. И здоровье ... личности превалирующий член пары определяет личностные характеристики. В крайнем выражении каждый член пары асоциален. ...

Поэтому возникает необходимость поуровневой и комплексной оценки этого явления для каждой семьи.

В поуровневой оценке значимы три позиции: норма, отклонение от нормы, отсутствие психологического здоровья.

Первая — норма психологического здоровья семьи условно определяется диапазоном развития индивидуальных и групповых психологических явлений и процессов, в рамках которого гармонично обеспечивается, с одной стороны, согласованность и разумное удовлетворение потребностей членов семьи, а с другой — их социальная (внутрисемейная) активность.

В таком случае это психологически здоровая семья.

Вторая — отклонение от нормы в психологическом здоровье семьи характеризуется, как правило, доминированием тенденции удовлетворения каждым членом семьи своих личностных потребностей, минимизацией согласованности их действий и частичным отсутствием социальной (внутрисемейной) их активности.

Это характерно для семьи, нуждающейся в психологическом консультировании и обычно поддающейся психокоррекции.

Третья — отсутствие психологического здоровья семьи и ее неспособность самостоятельно корректировать дезорганизующие действия ее членов. В подобной ситуации преобладает внутрисемейный дискомфорт и частичная (полная) автономность действий ее членов по удовлетворению сугубо индивидуальных потребностей. Такие признаки относятся к психологически нездоровой семье.

В комплексной оценке психологического здоровья семьи наиболее значимы личностная, групповая, дея-тельностная составляющие и соответствующие их содержанию показатели: сходство семейных ценностей,

Текст взят с психологического сайта

функционально-ролевая согласованность, социально-ролевая адекватность, адаптивность в микросоциальных отношениях, эмоциональная удовлетворенность, устремленность на семейное долголетие.

2 стр., 712 слов

Дети и семьи ВИЧ инфицированных. Психологические аспекты

Дети и семьи ВИЧ инфицированных . Психологические аспекты Невозможноточносказать, сколькодетейпострадалооттого, чтоихродители, братья, сестрыилидругиечленысемьибылиинфицированыВИЧ. Срединих: · Дети, родившиесяуВИЧ-позитивныхматерей. · ВИЧ-позитивныедетиилидети, укоторыходинизродителейинфицирован. · Дети, укоторыхВИЧ-позитивныеотцы (частоониприэтомстрадаютгемофилией). · Дети, ...

К основным критериям психологического здоровья семьи B.C. Торохтий относит сходство семейных ценностей, функционально-ролевую согласованность, социально-ролевую адекватность в семье, эмоциональную удовлетворенность, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремленность на семейное долголетие. Рассмотрим особенности их проявления.

1. Сходство семейных ценностей отражает совпадение, ориентационное единство взглядов, отношений членов семьи к общечеловеческим нормам, правилам, принципам формирования, развития и функционирования семьи как малой социальной группы. В настоящее время в динамике этого показателя наблюдаются две тенденции. Первая — поляризация ценностных ориентации среди членов семьи, как правило, родителей и детей.

Вторая — деформация семейных ценностей и появление отличных от традиционно сложившихся целей, идеалов, интересов и убеждений членов семьи. Каждая из этих тенденций оказывает дестабилизирующее воздействие на психологическое здоровье семьи.

2. Функционально-ролевая согласованность представляет собой динамический показатель психологического здоровья семьи и отражает уровень развития таких социально-психологических механизмов внутрисемейного взаимодействия, как взаимопонимание, взаимопомощь, взаимодоверие, взаимотерпение между членами семьи. Этот показатель предполагает высокую степень синхронности действий членов семьи, самостоятельно включающихся в реализацию той или иной функции в силу ее целесообразности и необходимости для всей семьи. Тесная взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга придают семейной системе стабильность и устойчивость.

3. Социально-ролевая адекватность обусловливается ролевой структурой семьи, которая в процессе ее жизнедеятельности складывается более жесткой по сравнению с большинством малых групп. Она отражает уровень реализации межличностных, внутрисемейных ожиданий. От каждого члена семьи ожидают исполнения определенной роли (отец — мужчина, лидер, добытчик, опора в трудной ситуации и т. п.; жена — заботливая мать, хозяйка, хранительница домашнего очага и т. п.; дети — помощники родителей, опора в будущем, наследники и т. д.).

3 стр., 1114 слов

Психологическое здоровье семьи. Критерии психологического здоровья семьи

... ; Психологическое здоровье семьи. Критерии психологического здоровья семьи. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ – это комплексный обобщенный показатель социально-психологической активности ее членов во внутрисемейных отношениях, в социальной среде и профессиональной сфере их деятельности. Критерии психологического здоровья семьи. 1 ...

Однако при усвоении социального опыта каждым членом семьи как личностью сегодня все больше обнаруживается противоречие между ее внутренней позицией по отношению к приписанной роли и нормативно одобряемым образцом поведения в ней. Под воздействием различных факторов современной жизни все чаще возникают конфликты между ролью и личностью, что характеризует падение уровня развития семьи. Как следствие — ослабевает способность семьи к коррекции индивидуальных действий и подавлению дезорганизационных проявлений ее членов.

4. Эмоциональная удовлетворенность показывает характер эмоционального принятия друг друга и уважение в семье. Именно высочайшая степень эмоциональной близости — «пристрастное отношение» друг к другу — составляет особое качество здоровой семьи. Понятно, что эмоциональные связи между членами семьи опосредуются их совместной деятельностью, задачами, которые стоят перед всем семейным коллективом. В то же время эмоциональная удовлетворенность в семье является важнейшим источником психологической разрядки и поддержки всех ее членов. Рейтинг этого показателя в психологическом здоровье семьи определяется многими факторами: уровнем образования родителей, мотивами заключения брака, характером супружеских отношений, целями воспитания детей, методами достижения результата и т. д.

5. Адаптивность в семейных отношениях характеризуется способностью, прежде всего, взрослых членов семьи приспосабливаться к социально-психологической атмосфере семьи после трудового дня.

Семья может успешно решать одну из главных своих психологических задач — эмоциональной разрядки — лишь в том случае, когда каждый член семьи будет стремиться сохранить в ней традиционный характер межличностного общения близких людей, комфортность эмоционального фона отношений.

На адаптивность супругов в микросоциальных отношениях существенное влияние оказывают проблемы, связанные с «синдромом сгорания». Всякое превышение нормы профессиональных контактов, что чаще наблюдается у представителей профессии типа «человек—человек» (врачи, педагоги, менеджеры, милиционеры, священники, общественные деятели, психологи, социальные работники и т. д.), приводит к коммуникативному перенасыщению, сопровождающемуся со временем нарастанием раздражительности, усталости, переход на «силовые методы» воздействия на окружающих (чаще детей или супруга, супругу).

Способность члена семьи оставить все эти состояния «при входе в семью» и принять ее законы жизнедеятельности составляет важный показатель психологического здоровья семьи.

6. Устремленность на семейное долголетие представляет собой постоянное влечение к новым семейным целям, разумное их планирование и поддержание активности всех членов семьи в их достижении. Неотъемлемым атрибутом любой здоровой семьи являются ближайшие и перспективные семейные цели. 8 формировании, выборе способов их достижения и предполагаемом результате отражаются потребности, намерения, интересы, желания и установки, как правило, каждого члена семьи. Удовлетворенность их реализацией — важнейшее условие поддержания активности семьи в определении новых рубежей жизнедеятельности. В этом и состоит смысл основных механизмов устремленности на семейное долголетие. В свою очередь, психологически здоровая семья позитивно влияет на внесемейную деятельность ее членов (профессиональную, учебу и т.

п.), тем самым обеспечивая «семейную подзарядку», привносимую членами семьи извне.

7. Идентичность и стабильность семьи. Один из основателей семейной терапии Н. Аккерман ввел два понятия — «идентичность» и «стабильность семьи». Семейную идентичность он определял как содержание ценностей, устремлений, экспектаций, тревог и проблем адаптации, разделяемых членами семьи или взаимодополняемых ими в процессе выполнения семейных ролей.

Другими словами, семейная идентичность — это эмоциональное и когнитивное «Мы» данной семьи. Семейная идентичность связана с самосознанием личности и может характеризоваться различной степенью включения или противопоставления «Я» в «Мы». Стабильность семьи, которую точнее было бы обозначить как «сохранение в изменении», предполагает сохранение идентичности во времени, контроль над конфликтами и способность семьи к изменению и дальнейшему развитию.

Наряду с вышеназванными основными показателями психологического здоровья семьи, имеют место и такие, как психолого-педагогическая состоятельность или несостоятельность семьи, адекватный возрасту членов семьи уровень зрелости их отношений, мобильность к предметно-рефлексивным отношениям и другие.

Каждый из имеющихся показателей в своем содержании воплощают основные компоненты психики индивида: познавательный, эмоциональный, волевой и мотивационный, подчеркивающие единичное особенное и общее членов семьи.

Все эти особенности, интегрируясь в жизни малой социальной группы (семьи), придают психологическому здоровью семьи целый ряд специфических свойств. К наиболее важным из них относятся:

— гуманность (психологическое здоровье семьи предполагает развитость гуманистических начал, заботу и внимание к человеку как высшую семейную ценность);

— гармоничность (психологическое здоровье предполагает высокий уровень совместимости членов семьи, гармоничность их отношений);

— жизнеспособность (психологическое здоровье семьи подчеркивает прочность внутрисемейных связей и взаимозависимостей в отношении воздействий дезорганизующих факторов);

— системность (психологическое здоровье представляет собой систему логически взаимосвязанных элементов, а поэтому его изучение предполагает системный подход в разработке и выявлении значимых показателей);

— целостность (психологическое здоровье — это целостное явление, а значит, изменение одних элементов неизбежно влечет изменение других его составляющих); — динамичность (психологическое здоровье является динамическим образованием, процессу развития которого присущи определенные этапы и свои специфические закономерности).

Психологическое здоровье семьи — это повседневное ее состояние, реакция на текущие факторы жизни; психологическое здоровье семьи может поддерживаться в той или иной степени частью или всеми членами семьи, компенсационными возможностями ситуативно-значимых показателей. Психологическое здоровье семьи как отражение состояния определенной функции может проявляться и в других ее сферах жизнедеятельности; со временем рейтинг и содержание показателей психологического здоровья семьи становятся более выраженными; психологическое здоровье семьи всецело определяется характером сложившихся взаимоотношений среди супругов.

В то же время элементы психологического здоровья семьи отражают устойчивые, по-своему сложившиеся в конкретной семье социально-психологические явления, подверженные как управлению внутри, так и внесемейным воздействиям. К основным условиям управления психологическим здоровьем семьи следует отнести:

во-первых, развитие мотивации брачно-семейных отношений;

во-вторых, формирование правильных представлений о семье и принципах ее функционирования;

в-третьих, привитие навыков и умений внутрисемейной коррекции дезорганизующегося поведения отдельных членов семьи;

в-четвертых, своевременное регулирование внутрисемейных (супружеских) отношений на основе развития всех видов совместимости;

в-пятых, актуализация факторов стабилизации семьи;

в-шестых, вовлечение семьи в активную жизнь социума1.

Рассмотренные показатели психологического здоровья семьи создают общий психологический портрет современной семьи и прежде всего характеризуют степень ее благополучия. 1 Выделение и подробное описание:

Торохтий B.C. Психология социальной работы с семьей. М., 1996.

1 Максимов В.Н. Социология семейных отношений. М., 1989.

4 Шнейдер Л. Б.

Текст взят с психологического сайта

Авторы: Владимир Торохтий, Оксана Прохорова Психологическое здоровье современной семьи

От чего же зависит социально-психологическое здоровье малообеспеченных семей? Каков его статус, особенности, чем отличаются малообеспеченные семьи, и как влияет нехватка материальных средств на человека и его семью? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, было проведено множество тестирований и исследований, рассмотрено разные психологические портреты представителей таких семьей. Теперь мы имеем много фактов, данных, теорий и статистики, с уверенностью можем составить портреты подобных семей, узнать их особенности.

Сначала рассмотрим причины неблагополучия в семьях. Оно может постигнуть их как внезапно, вследствие неких личных причин, непредвиденных ситуаций, или же возникать последовательно, что более вероятно. Материальная обеспеченность зависит от оплаты некого вида работы, которым занят индивид, его личностных способностей в построении карьеры, умения добавиться своих целей, сосредотачиваться на них и делать успехи. То, как человек продвигается по карьерной лестнице, зависит также от его расстановки приоритетов, влияния социума и среды, в которой находится некий индивид. Мы сами можем вообразить и провести некие параллели, осмыслить выше сказанное: на человека несомненно влияют его друзья, коллеги и, прежде всего, семья, родители. Если они не были трудоспособными и расставляли приоритеты к стороне долгого честного мало оплачиваемого труда, то есть очень большая вероятность, что ребенок приобретает такие же ценности, и дальнейшая его жизнь и карьера будет продвигаться «по плану» его родителей.

Рассматривая социальные причины, важно также заметить, что материальный статус очень зависит от ситуации в стране, ее материального уровня, возможностей, которые она дает своим гражданам.

Уровень безработицы также считается важным. Не зря молодые студенты, выбирая будущую профессию, прежде всего, руководствуются гарантией от безработицы. Все это последствие страха и экономического состояния страны, ведь есть основания предполагать, что безработица в нашей стране идет к омоложению.

Точкой отчета бедности является прожиточный минимум. Если же доходы ниже его — семья считается малообеспеченной. В прожиточный минимум входит стоимость основных элементов питания, важных для поддержания здоровья, а также стоимость коммунальных услуг и сборы. Из этого видим, что малообеспеченные семьи постоянно руководствуются вопросом удовлетворения своих базовых потребностей, в поисках, как прокормить семью, дать воспитание ребенку, купить хоть какую-нибудь одежду, заплатить за свет, воду и газ… Из этого вытекает множество проблем и личного характера.

Во-первых, индивид из малообеспеченной семьи отделяет себя от остального общества, окружающего мира. Все это находиться в сравнении с заботами бедного и хорошо обеспеченного индивида, их внешнем лике. Члены малообеспеченной семьи отделяют себя от других, мало идут на контакты с ними. Это приводит в большинстве случаев к легкой форме аутизма, и еще чаще — заниженной самооценке, которая так же влияет на способы борьбы человека со своим состоянием.

Во-вторых, родитель, занятый проблемами материального характера все более отдаляется от своих детей. Его желание собственными силами преодолеть возникшие трудности и проблемы приводит тому, что родитель неким образом самоустраняется от семьи и воспитания собственных детей. Они же в свою очередь страдают от нехватки внимания, любви, ласки и заботы. Они начинают чувствовать себя покинутыми, ненужными, а осознание того, что они ничем не могут помочь, делает их состояние еще более трагичным. Интересным фактом является и то, что раньше родители не позволяли своим детям работать, подбадривая их к учебе, и считая, что зарабатывать — это только их дело. Но со временем, и тем более в сегодняшнем мире, подростки все чаще зарабатывают самостоятельно, а родители только подбадривают их к этому.

Еще одними из важных характерных черт малообеспеченных семей будет стремление обвинять в своих бедах других. Им нравится выступать обвинителями в состоянии ярости и неприятия окружающего мира. Тем более, те, кто уже пробовал изменить свое состояние, но провалился в своих планах, очень боится подвергать себя риску снова. С их позиции наиболее простым является решение абстрагироваться и принять позиции неприятия окружающего мира. Такие семьи по-своему борются с трудностями.

Важной особенностью является также отсутствие инициативы, пассивность, неумение ставить цели и добиваться их. Часто срабатывает инерционный мотив поведения, такие люди лучше будут работать по своей специальности и зарабатывать копейки, чем искать на рынке новые предложения и рисковать, чего они очень бояться.

Их этого вытекает, что социально-психологическое здоровье малообеспеченных семей на очень низком уровне. Подобные люди занимают пассивную позицию во всем. Помните, что апатичное отношение к работе, детям ведет к апатии к жизни. Иногда стоит задуматься и пересмотреть планы своих действий, направить свою агрессию не к окружающему социуму, ак действиям, для того, чтобы сделать положение своей семьи лучшим.

В исследовании мы использовали следующие методики: анкета «Анкета на выявление соответствие отношений в родительской семье и представление об отношениях в будущей семье», Методика незаконченные предложения.

Исследование проводилось на базе школ и гимназий города Великий Новгород. В исследовании приняли участие 55 человек: 30 девочек и 22 мальчика в возрасте 13 лет.

Анкета состоит из двух блоков вопросов. Первый блок вопросов направлен на оценку семейных отношений респондентов, второй блок направлен на изучение представлений о семейных отношениях — ролевых установок и вопросов воспитания детей.

Среди испытуемых у большинства в семье они единственные дети — 77%. У 15% подростков в семье двое детей и 8% опрошенных третьи дети в семье.

Опрошенные подростки в основном считают, что их родители обращаются друг с другом как в других семьях. Так ответили 81% респондентов. Частые ссоры между родителями отметили 11% опрошенных и лишь 8% подростков сказали, что отношения между их родителями близки к идеальным.

В основном отношения внутри семьи подростки считают удовлетворительными — 77%. 11% подростков считают эти отношения неудовлетворительными, 8% - хорошими и 4% - близко к идеальным.

Удовлетворены вниманием своих родителей лишь 4% подростков. Остальные респонденты либо считают, что внимания слишком много — 46%, либо недостаточно — 50%.

По мнению 100% опрошенных их родители не дают им достаточно свободы.

Психологическое здоровье семьи — Стр 2

Ни одному из респондентов родители не разрешают делать все, что им хочется.

46% респондентов согласились с тем, что их родители балуют.

Лишь 39% опрошенных считают, что их родители проводят с ними достаточно времени. Делами испытуемых интересуются 46% родителей.

На первом месте в семье опрошенных стоит взаимопонимание, далее следует материальное обеспечение, затем образование, потом любовь, на последнем месте — счастье.

По мнению респондентов в семье должен быть один ребенок. Так ответили 81% опрошенных. 19% подростков считают, что детей в семье должно быть двое.

По мнению большинства респондентов 81% - ребенку необходимо разрешать все, что ему хочется. 11% подростков полагают, что ребенка стоит растить в строгости и 8% опрошенных надеются найти «золотую середину».

100% опрошенных считают, что физические наказания не принесут желаемого результата.

50% подростков считают, что готовы посветить все свое свободное время воспитанию детей. Другая половина респондентов считает это невозможным.

46% подростков (в основном это подростки из неполных семей) считают, что воспитание детей — забота женщины. 54% опрошенных считают, что это обязанность обоих родителей.

Половина опрошенных считает, что для ребенка лучше опека, другая полвина уверена, что попустительство (для многих из них это слово ассоциируется со свободой) — лучший метод воспитания. Поэтому 50% опрошенных считают, что разрешать ребенку делать все, что он хочет — это баловство, а запрещать — необходимость. А другая половина придерживается противоположного мнения.

В представлениях о семейных ролях прослеживаются стереотипы, свойственные российскому обществу. Так большинство подростков считают, что женщина должна выйти замуж в более раннем возрасте, чем мужчина.

Средний возраст для начала семейной жизни женщины подростки определили как 20 лет, тогда как мужчина, по их мнению, должен обзаводиться семьей не раньше, чем в 25 лет.

46% опрошенных хотели бы, чтобы их семья была похожа на родительскую. Свой выбор они мотивировали тем, что их семья живет также как и все, отношения в семье нормальные. 54% подростков не хотели бы повторить судьбу своих родителей, полагая, что в их семье члены семьи будут более уважительно и внимательно относится друг к другу.

По мнению испытуемых, женщина должна быть красивая, нежная, заботливая, любить детей, уметь готовить, любить домашнее хозяйство.

Мужчина же должен быть сильным, энергичным, много зарабатывать, выполнять ремонтные работы, уметь водить машину.

Большинство испытуемых считают, что мыть посуду должна жена — 54%. 23% считают, что эту обязанность должны разделить между собой супруги, 19% опрошенных считают, что это обязанность мужа и 4% подростков полагают, что мытье посуды — обязанность тети.

Приготовление пищи, по мнению 54% подростков — также обязанность жены. 23% считают, что эту обязанность должны разделить между собой супруги, 19% опрошенных считают, что это обязанность мужа и 4% подростков полагают, что приготовление пищи — обязанность дяди.

Аналогичная картина наблюдается и в вопросах уборки квартиры.

А вот деньги, по мнению 81% опрошенных, должен зарабатывать мужчина. 11% испытуемых считают, что это обязанность женщины и 8% - совместная обязанность.

В своей будущей семье подростки на первое место ставят любовь, на второе материальное обеспечение, затем счастье, далее взаимопонимание, на последнем месте образование.

В представлениях большинства подростков настоящая семья принадлежит к эгалитарному типу, так же высок процент патриархальной семьи.

Аналогичная картина наблюдается и в представлениях подростков о будущей семье. В основном подростки видят свою семью как эгалитарную, но сохраняется высокий процент представлений о будущей семье как патриархальной.

Вопросы методики «Незаконченные предложения» разработаны специально с учетом выявленных типов воспитания в родительской семье. Так, первый блок (4 предложения) направлен на выявление уровня протекции, второй — потворство/игнорирование потребностей, третий — требования-обязанности, четвертый — строгость санкций.

В целом ответы можно разделить на положительные и отрицательные, если большинство ответов положительные, то результаты смещаются в стороны чрезмерности, если отрицательные, то в сторону минимальности. Если же количество отрицательных и положительных ответов совпадает, то можно говорить о гармоничности.

Итак, согласно данным, полученным в результате проведения методики «Незаконченные предложения», мы выделили, что гиперпротекция свойственна 58% респондентов, гипопротекция — 19%. Потвороство диагностировано в 70%, 10% намерены игнорировать потребности ребенка.

Чрезмерная требовательность диагностирована в 8%, недостаточная в 56%. Строгие санкции по отношению к своим детям намерены осуществлять 19% респондентов и 50% рассчитывают оказывать воспитательное воздейстиве с минимальной строгостью.