25, Русская философия прошла долгий путь своего развития, в котором можно выделить следующие этапы

  1. Мировоззрение — это взгляд на мир и положение человека в этом мире, оценка и характеристика взаимоотношений человека и мира. Структура мировоззрения – элементы и связи между ними. Уровни структуры мировоззрения:
  2. — обыденно-практический («мироощущение», «эмоционально окрашенное видение мира», «повседневное мировоззрение» каждого человека);
  3. — рационально-теоретический («миропонимание», «интеллектуальное мировоззрение», использует понятия, категории, теории, концепции).

    Мировоззренческая функция

Методологическая функция

Гносеологическая –

Роль критической функции.

Аксиологическая функция

Социальная функция

Воспитательно-гуманитарная

Прогностическая функция .

Философия – особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Впервые термин употребил Пифагор.

  1. Основной вопрос философии — вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным — дух или природа, материя или сознание — и, во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир.Плюаризм- позиция, в соответствии с которой имеется не одна (монизм), не две (дуализм), но много сущностей, субстанций, существований и т.п. Термин «П.» введен X. Вольфом. П. являлись, напр., учение о четырех элементах — воздухе, земле, огне и воде, — из которых слагается все существующее; иерархия монад Г.В. Лейбница; философия У. Джеймса; философия жизни; неотомизм и др.
  2. Основные концепции генезиса (происхождения) философии:

— мифогенная (из осмысления мифов);

— гносеогенная (из обобщение результатов познания);

— гносеогенно-мифическая (из всего, включая мифы и знания).

6. Краткая характеристика этапов древнегреческой философии:

Досократический период (7-5 вв. до н.э.) — объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Классический период (сократический) — (середина -конец 4 в. до н.э.) — время расцвета древнегреческой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса):. Отличительные черты:

философы сократического периода меньше внимания уделяли поику первоначала;

допускали участие богов и идей в создании природы и космоса;

выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего (Платон — автор учения о “чистых идеях”, предшествовавших реальному миру);положили начало спору между материализмом и идеализмом;проявили интерес к проблеме человека, общества, государства;от декларативно-догматического метода философствования перешли к диалогическо-доказательному;внесли вклад в развитие логики вели практическую философско-просветительскую деятельность (софисты и Сократ).

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... том, чтобы это соприкосновение стало сознательным. Именно сознанием должен коснуться и касаться человек Высших Миров, ибо бессознательное с ними общение нужных следствий не даст... Сон – малая ... погружением в сон… В огорчении, злобе, омрачении, страхе, недовольстве, беспокойствах отходят люди, засыпая, в Мир Тонкий. Можно представить себе, какие сферы они посещают, в то время ...

7. Софистика:

— открывает новый период – рационалистический!

— Главная цель спора – не истина, а победа в споре. Появилась в связи с

развитием риторики (ораторского иск-ва), где важным было не только

красиво говорить, а умение убедить.

— Протагор: человек есть мера всех вещей. Главное св-во материи –

изменчивость – распространяется и на человека. Все существует только в

относительности к другому, просто так – ничто (принцип релятивизма).

Всякая вещь состоит из противоречивостей.

— Горгий: Бытие не существует. Если бы оно существовало, то его невозможно

было бы познать.

— У софистов также соц-политич вопросы: считали важнейшими законы природы.

Каждый человек вправе считать добром то что хочет. Проблема человека.

СОКРАТ.

— человек – нравственное существо, познающее само себя. Душа – самое

главное, так как в ней происходит познание. Материальный мир познать

невозможно, но душу можно! Познать себя значит найти общие для всех людей

нравственные качества. Для роста души необходима добродетель. Счастье =

добродетель, зло = незнание добра.

— Метод субъективной диалектики, цель которого – установить истину. Истина

– знание, получаемое в результате диалога, беседы ( в противовес

софистам!)

— Использовал метод индукции (выведение общего из частного).

8 Древнегреческая философия. Платон.

— Мир состоит из мира теней, вещей и мира идей. Мир теней вторичен по

отношению к миру идей, нах в постоянном движении. Мир идей первичен,

вечен и постоянен.

— Материальный мир создан из хаоса, бесформенного движения творцом –

Демиургом по идеальным образцам – идеям. Космос – шар, где есть планеты и

звезды, приводимые в движение душой.

— Человек также состоит из мира теней = его тело и мира идей = душа.

Человек наделен бессмертной сотворенной Богом душой. Душа является

основой разумности, дает возм-ть познавать окруж мир. Человек имеет

врожденные идеи, он открывает мир как бы припоминая их.

— Чтобы познать вещь во всех ее проявлениях, надо узнать смысл вещи, то

есть умом созерцать идеи. Идея – не чувственный объект. Знание=смысл!!

— Из определения души вытекает концепция идеального государства Платона.

Душа 3х типов: разумное (соответствует господству, то есть мудрецы,

философы), яростное (защита то есть войны), неразумное (повиновение, то

есть крестьяне, просто жители).

— Гармоничное общество – результат осознания и исполнения каждым из слоев

своего предназначения, то есть в итоге каждый человек должен осознавать

свои обязанности и права. Платон отрицал такие виды гос-ва как тирания,

олигархия.

9 Аристотель.

— бытие – предметный мир, воспринимаемый с помощью ощущений. Он первичен,

3 стр., 1215 слов

Существует ли у человека Душа? — философско-критическое ...

... человек, его душевная жизнь и душа. Душа понимается как средоточие, центр духовной жизни человека. Душа рассматривается как феноменология человеческой субъективности, как средоточие личного отношения человека к миру. ... - 345 с. 4. Васильев В.В. УЧЕНИЕ О ДУШЕ В МЕТАФИЗИКЕ XVIII ВЕКА (учебное ... известные идеи о душе, выдвинуты и обоснованы несколько важных положений. Здесь душа определяется ...

«МАТЕРИЯ», без нее вообще нет бытия. Но материя пассивна, бесформенна –

выливается в форму. Форма – сущность, свойства предмета. Форма + материя

вместе!! (а у Платона??)

— у всего живого есть душа. Душа бывает 3х типов: растительная (рост,

питание, размножение), животная (то же + ощущения), человеческая (все то

же + разум).

Душа дает смысл и направленность жизни.

— Познание. Познание формы, то есть сути! С помощью чувствительных

ощущений. Хоть они дают лишь знание единичного, но в них потенциально

содержится и знание общего. Над опытом наука, над наукой философия и

логика. Создал учение о логике: там — осн логич законы, суждение,

умозаключение, определение, док-во…

— Государство отождествлял с обществом. У него есть несущественная часть

(все люди) и существенная (воины, правители).

Признавал необходимость

сохранения рабства. Монархия — хорошо.

11Средневековая философия.

Главное – БОГ!!! Вера, церковь.

Ранние:

Филон.

— жил на рубеже эр

— разработал учение о логосе, который есть то высшая идея, то верховный

архангел

— иудейские законы – это законы природы и они имеют значение для всех

— человек – интеллектуальное существо, которое связано с телом,

разрывающимся между алчностью и отвращением.

— Цель – следовать логосу и уподобиться Богу посредством экстаза.

Ориген.

— критиковал Цельса. Цельс говорил, что христианское учение не оригинально,

Бог не приблизиться к человеку, если не испортится, применение христ

учения на практике опасно для государства.

— Христос у Оригена не избавитель, а образец.

— Святой дух — посредник между Христом и миром.

Восточное направление:

Ареопагит рассуждал о связь христианства с язычеством.

Григорий.

— поддерживал учение о тождественности Бога-отца с Христом и Святым Духом.

— Примыкал к Каппадокийскому кружку, в котором занимались не фрагментарной

философией, а систематизацией церковной доктрины с опорой на платоновское

умозрение.

— Искал адекватное описание христ концепции ступеней познания Бога в

философских терминах.

Западное направление.

Августин.

— учение о предопределении

— человеческую историю видел в борьбе двух царств: земного (светского) и

божьего. Божье царство на Земле – Римская католическая церковь.

— При сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех

вещей.

— Самодостоверность человеческого сознания.

Фома Аквинский.

— связал христ вероучение с философией Аристотеля: душа создана Богом, она

бессмертна, приобретает знания с помощью чувств восприятия.

— Мироздание в качестве иерархий построено Богом.

— Граница между разумом и верой: разум лишь дает обоснование тому что мы

знаем по вере.

Вильгельм Оккам.

— весь мир состоит из единичных сущностей, а все познание сводится к внутр

10 стр., 4789 слов

Вселенная и человек

... представителей этих наук на опознание материальности души человеческой. 2 Энергетическая Субстанция Разума или душа человека по Катюхину человек разум душа тело В 2005 году была выпущена книга Ивана ... в человеческой памяти, а также, каким образом информация, поступающая в Энергетическую Субстанцию Разума, фиксируется в головном мозгу? По каким признакам сознание определяет важность поступающей ...

и внеш опыту.

— В Бога надо верить!

— Истина философская и истина теологическая не одно и тоже!

14. Философы Нового Времени. Фрэнсис Бэкон. Рене Декарт..

16-17 века.

Бэкон.

— материалист, говорил о многоообразности формы материи, выделял 19 видов

ее движения.

— Считал главным познать природу, завоевать ее, тогда чел-к приобретет

силу.

— Достоверному познанию мешают 4 идола. Идолы пещеры – помеха в том, что

каждый человек воспринимает вещи по-своему, поэтому истина у всех может

быть различной. Идолы рода – их суть в ограниченности многих людей. Идолы

рынка – суть в том, что разные люди, употребляя одинаковые слова,

вкладывают в них различный смысл, след-но опять расхождение. Идолы театра

– в том что многие видят нереалистичную картину мира.

— Теория двойственности истины. Бог = вера, природа и наука = знание.

Схоластика.

— Широко применял метод индукции – от частного к общему. Схема познания

явления:

1. наблюдение фактов

2. их систематизация и классификация

3. отсечение ненужных фактов

4. проверка

5. обобщение

— Бэкон был эмпириком. Говорил, что первично чувственное познание. Все

знания основываются на опыте!

Декарт.

— придерживался дуалистических взглядов – материалист или идеалист???

— Говорил, что есть 2 самостоятельных начала – духовное и материальное.

Человек – соединение духовного и материального, как бы из двух субстанций

(субстанция – вещь, которая в своем развитии нуждается лишь в самой

себе).

— В философии Декарта исходный пункт – мышление, но в его физических трудах

– исключительно материя! Он наделял ее механистическими свойствами

(объем, вес и т д).

— Теория познания – рационалистическая. Нет необходимости в чувственном

познании. Разум – единственный источник знаний. «Я мыслю, значит я

существую.»

— О Боге: Бог существует, так как мы знаем о нем. Сам человек не мог

придумать историю о Боге.

— Метод дедукции

15.Концепция субстанции. Спиноза, Декарт, Лейбниц. Ее критики Беркли и Юм.

Спиноза испытывал влияние Декарта, но был не согласен: у Декарта одна

бесконечная субстанция – Бог, а две другие (духовное и материальное)

находятся в зависимости от Бога. Поэтому Спиноза говорил:

— Единая субстанция – Бог. Бог = природа (пантеизм).

Бог – причина самого

себя. Бог – бесконечная, безличная сущность.

— Мышление и протяжение (как бы материальная часть) – атрибуты субстанции,

а единичные вещи – модусы субстанции.

— Параллелизм матер и дух субстанций– было уже у Декарта. «Модусы атрибута

протяжения развиваются как и все модусы в сфере мышления» — то есть есть

некая зависимость между тем что происходит с телом и душой, но все же они

не совмещаются.

Лейбниц.

— все вещи – субстанции, называл их монадами. Бог – первомонада.

— Все монады самодостаточны, находятся в гармонии со всеми другими

монадами. След-но вселенная гармонична, подчеркивал значительность

индивидуального во вселенной, количественное и качественное многообразие

11 стр., 5264 слов

ТЕРМИНЫ ПО ФИЛОСОФИИ

... Антропологизм (от греч.antropos– человек,logos- учение, слово) – философская позиция, рассматривающая человека как системообразующий принцип философии. Антропологическая философия объясняет действительность из человека – базисной реальности. Апологетика (греч. ... которого предмет не может ни существовать, ни мыслиться. Атрибуты субстанции – выражающие ее сущность свойства, которые надо отличать от ...

вселенной.

Вывод: Итак, у Декарта – 3 субстанции (матер., дух. и Бог), у Спинозы –

одна единственная — Бог, а у Лейбница вообще все вещи – это субстанции.

Критики концепции субстанции. Беркли говорил, что мозг может образовывать

общую идею вещи, но не материи. Отвергнул материю, есть только духовное

вещество, которое делится на 2 категории – идеи и души. Идеи пассивны и

находятся внутри душ, души же активны. Юм говорил, что субстанция – это

лишь соединение вместе простых представлений, объединяемых силой

воображения. Восприятие через ощущения! Чувственные образы памяти,

впечатления внутри. Критиковал церковь, говорил что религия возникла из-за

чеорвеческого страха.

16,

XVII и XVIII века – это время особых исторических изменений в странах Западной Европы. В этот период мы наблюдаем становление и развитие промышленного производства. Все активнее осваиваются в чисто производственных целях новые природные силы и явления: строятся водяные мельницы, конструируются новые подъемные машины для шахт, создается первая паровая машина и т.д. Все эти и другие инженерные работы выявляют очевидную потребность общества в развитии конкретно-научного знания. Уже в XVII веке многие полагают, что “знание – сила” (Ф.Бэкон), что именно “практическая философия” (конкретно-научное знание) поможет нам с пользой для нас овладеть природой и стать “господами и хозяевами” этой природы (Р.Декарт).

18, Главное, стрежневое направление — сочетание двух исключающих друг друга мировоззренческих ориентаций, мировоззренческий рационализм и приверженность к идеализму. В конечном счете — ориентация на мировоззренческие позиции, смыкание с религиозной верой. В рамках ориентации на разум творцы немецкой классической философии осуществили грандиозный прорыв в разработке диалектики. Дает мировоззренческому рационализму метод решения проблем на базе рационализма. Разрабатывается это все в рамках идеалистических учений, смыкающихся с религиозными воззрениями.

19, Фихте считает, что воображаемое сознанием событие и реально существующее – это одинаково реальные события. Воспринимая предмет или задумавшись о прошедшем, человек забывает себя – отсюда определение действительности: то, что отрывает человека от самого себя. Получается два ряда действительности: одна создает сама себя (реальность), другая возникает в результате творческого акта сознания. Особое место в концепции Фихте занимает искусство, художественная деятельность. Согласно мыслителю, наука развивает разум, мораль – сердце, а искусство – всего человека. И если философ достигает высших потенций духа сознательной работой собственной мысли, то художник находится на их вершинах совершенно бессознательно. Точка зрения Фихте послужила обоснованием романтической концепции творческой субъективности художника, наделенного даром претворять хаос в космос, организовывать, формировать действительность, а, следовательно, пристрастия, вкусы, идеалы большинства.

21, Антропологизм Фейербаха не следует трактовать как своеобразный биологизм: он нигде не сводит человека к животному. Более того, Фейербах постоянно подчеркивает духовную сущность человека. Он, например, пишет: «Человек, совершенный, настоящий, только тот, кто обладает эстетическим или художественным, религиозным или моральным, а также философским или научным смыслом»[11]. Но эта духовная сущность человека выступает как данная. Фейербах не исследует чувственно-предметную деятельность человека, в процессе которой происходит самосотворение социокультурной родовой сущности человека. Чувственно-предметную деятельность как практическую деятельность Фейербах видит исключительно в ее отчужденной форме, навязанной ему извне. Поэтому, скажем, труд не оказывается выражением сущностной силы человека, а скорее необходимой данью, которую человек должен платить за свое природное происхождение.

22, Одним из крупнейших направлений философской мысли XIX в. и особенно XX столетия явился марксизм. Возникновением марксизма являются социально-политические, естественно — научные, теоретические предпосылкиМарксистская диалектика включает в себя:

Представление о мире как целостной системе.

Учение о связях и отношениях между частями мира как целого.

Проблему развития мира в целом и его частей.

23, Согласно закону трех стадий, человеческое познание прошло три ступени развития:

1) теологическую (религиозную);

2) метафизическую, или отрицательно разумную;

3) позитивную, или положительно разумную. Позитивизм прошел три главные стадии развития:

Задача прагматизма — создание философской системы, основанной на понимании практического действия (а не теоретических рассуждений) как главной формы жизнедеятельности человека. Прагматизм не исследует, как устроен окружающий мир, а старается определить, как человеку наилучшим способом устроиться в нем. Философия объясняет человеческие действия и должна разрабатывать общие методы для решения практических задач, возникающих в разнообразных жизненных ситуациях. К иррационализму обычно причисляют волюнтаризм, философию жизни, феноменологию, психоанализ, экзистенциализм и другие направления западной философии, весьма многочисленные.

24, Экзистенциализм

(философия существования) — иррационалистическое направление в совр. зап. философии, возникшее в 20 в. как попытка создания нового мировоззрения, отвечающего взглядам человека сегодняшнего дня, пользовавшееся большим влиянием в 40—60-е гг. ФРЕЙДИЗМ

общее обозначение различных школ и течений, стремящихся применить психологич. учение Фрейда для объяснения явлений культуры, процессов творчества и общества в целом. Ф. как социальную и филос.-антропологич. доктрину следует отличать от психоанализа как конкретного метода изучения бессоя-нат. психич. процессов, принципам которого Ф. придаёт универс. значение, что приводит его к психологизации общества и личности. НЕОПОЗИТИВИЗМ – одно из основных направлений западной философии 20 в. Неопозитивизм возник и развивался как философское течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием науки, в частности отношений философии и науки в условиях дискредитации традиционной спекулятивной философии, роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического оазиса науки, природы и функции математизации и формализации знания и пр. ГЕРМЕНЕВТИКА

(от греч. hermeneuo — разъясняю) — 1) искусство понимания как постижения смыслов и значения знаков;

2) теория и общие правила интерпретации текстов; 3) филос. учение об онтологии понимания и эпистемологии интерпретации. Г. возникла и развивалась в конкретных формах — толковании сакральных, исторических или художественных текстов.

1. XIв. — первая половина XVIIIв. — постановка философских проблем и поиск ответов на них в рамках других форм общественного сознания, прежде всего религиозного и эстетического (Илларион, Андрей Рублев, Феофан Грек и др.).

2. Вторая половина XVIIIв. — первая четверть XIXв. — распространение философии в России в форме философского осмысления науки и культуры своего времени, что не обошлось без известного подражания западноевропейским течениям философской мысли.

3. Вторая четверть XIXв. — начало XXв. — становление и развитие самобытной русской философии.

4. после 1922 года — философия русского зарубежья.

26,С учетом этих обстоятельств можно указать на следующее идеи, высказанные П.Я. Чаадаевым, которые в явном или отраженном виде повлияли на развитие отечественной философской и исторической мысли:1 Россия представляет собой совершенно особое историческое пространство, принципиально отличное как от европейской цивилизации, так и от цивилизаций восточных.2. Главным показателем особости России в мировом философском пространстве является не просто ее нынешняя социальная и культурная отсталость от Европы, а имманентное пребывание вне времени и пространства мировой истории. Вся история России характеризуется застойностью, принципиальной деспособностью ни создать что-либо оригинальное, ни творчески воспринять заимствования из других культур.3. Причиной такого состояния России является выбор в начальный момент ее истории ложного варианта христианства, изначально поставившего страну в изоляцию от главного потока мировой истории, отождествляемого с Европой.

27, сеединство, по Соловьеву, есть идеальный строй мира, предполагающий воссоединенность, примиренность и гармонизированность всех эмпирических несогласованных, конфликтных элементов и стихий бытия. “Я называю истинным или положительным всеединство такое, — писал Соловьев, — в каком единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех. Ложное, отрицательное единство подавляет или поглощает входящие в него элементы, само оказывается таким образом пустотою; истинное единство сохраняет и усиливает эти элементы, осуществляясь в них как полнота бытия”. Если “положительное всеединство” потенциально объемлет собой и человека, указывая ему цель и смысл жизни, следовательно, сущность человека не может быть редуцирована, сведена к каким-либо частным его определениям и т.п.

28Философия общего дела — учение русского философа Николая Фёдорова.

При жизни Н. Ф. Фёдоров, избегая известности и не желая получать деньги за свои сочинения, печатал свои статьи под псевдонимами или не печатал вовсе, давая на прочтение в рукописном виде.[1] Название «Философия общего дела» было дано корпусу сочинений Фёдорова его друзьями и учениками В. А. Кожевниковым и Н. П. Петерсоном, которые собрали и издали их под этим наименованием в 1906—1913 годах[2]. Первое издание 1906 года было предназначено не для продажи: «Кожевников и Петерсон разослали эту книгу по библиотекам и научным обществам, а остающиеся экземпляры были распределены бесплатно среди желающих»

29Онтоло́гия (новолат. ontologia от др.-греч. ὄν, род. п. ὄντος — сущее, то, что существует + λόγος — учение, наука) — учение о сущем[1]; учение о бытии, как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории[2], его принципы, структуры и закономерности

30Субстанция» — философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальностив аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самой себе и благодаря самой себе.Первопричина происходящего. Как правило, именно субстанции приписывают свободу как возможность определять саму себя лишь посредством своих собственных оснований. То есть она не может и не должна иметь сторонней по отношению к себе действующей силы. Монизм подразумевает наличие всего одной субстанции, дуализм — двух,духа и материи, взгляды, согласно которым субстанций много, называются плюрализмом.

31,материя (лат. materia — вещество) — философская категория, которая в материалистической традиции (см. Материализм) обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реаль- ности).

Данное понятие включает в себя два основных смысла: 1) категориальный, выражающий наиболее глубокую сущность мира (его объективное бытие); 2) некатегориальный, в пределах которого М. отождествляется со всем Универсумом. Историко-философский экскурс в генезис и развитие категории «М.» осуществляется, как правило, путем анализа трех основных этапов ее эволюции, для которых характерна трактовка М. как: 1) вещи, 2) свойства, 3) отношения.

33, Если мы заглянем в Философский энциклопедический словарь, то увидим, что в нём сам термин «диалектическая логика» не расшифровывается. Вместо этого читатель отсылается к термину «диалектика». А диалектика определяется (в буквальной передаче) как «учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления» Далее в том же словаре совершается переход к материалистической диалектике, которая, как утверждают специалисты по этой части диалектики, выражается в системе философских категорий и законов. Главные законы суть: «превращение количества и качества − взаимное проникновение полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности, − развитие путём противоречия, или отрицание отрицания, − спиральная форма развития»

34, Постоянно развивающаяся борьба старого и нового, противоположного и противоречивого, возникающего и исчезающего, т.е. борьба объективно предполагает необходимость диалектики — научной теории развития, метода познания природы, общества и мышления.

Всё, что происходит в мире: изменение, движение и развитие — подчиняется законам диалектики.

35, Детерминизм 1.Общая характеристика детерминизма. Наряду с принципом субстанциального единства мира и принципом развития общетеоретический принцип детерминизма является фундамен­тальным принципом философского учения о бытии. Прин­цип детерминизма содержит ответ на вопрос, обусловлены ли явления мира в своем существовании и развитии, имеет ли эта обусловленность регулярный, упорядоченный или произвольный, неупорядоченный харак­тер. Другими словами на вопрос о том, выступает ли мир в своем существовании и развитии как упорядоченный Космос или неупорядо­ченный хаос. Первоначально смысл слова «детерминация» был связан с букваль­ным его значением и имел антропоморфный характер. Термин «детер­минация» происходит от латинского «determinare», означающего «определять», «отделять», «отграничивать», и в этом смысле он обозначал операцию определения предмета через выявление и фиксацию его признаков, отделяющих один предмет от другого. Позже детерминацию в философии стали понимать в объективном смысле, как формирование, становление объективных признаков предмета под действием объективных факторов. Именно это объективное значение термина «детерминация», характеризующее существование в мире отношения объективного обусловливания[1], и имеет в виду современная философия, когда утверждает детерминиро­ванность всех объективных явлений. Детерминизм — это учение о всеобщей обусловленности объективных явлений.

36,Материальный мир состоит из структурных объектов, которые находятся в движении и развитии, представляющие собой процессы, которые развертываются по определенным этапам.

Наиболее общая характеристика пространства — свойство объекта быть протяженным, занимать место среди других, граничить с другими объектами.

Сравнение различных длительностей, выражающих скорость развертывания процессов, их ритм и темп является понятием времени.

Категории пространства и времени выступают как формы бытия материи. Существует две концепции пространства и времени:

  • субстанциальная — рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов (Демокрит, Эпикур, Ньютон);
  • реляционная — рассматривает пространство и время как особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют (Лейбниц).

37,

Сознание выступает, таким образом, как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управления этими взаимоотношениями.

Сознание — это выевшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

38Идеальное — важнейшее свойство сознания. На протяжении многих веков проблема идеального остается одной из самых актуальных и сложных в мировой философии. Именно из противоположного отношения к природе и идеальному в философской мысли рождается противостояние материализма и идеализма, а также разнообразные «прочтения» идеального и материального в различных философских школах. Идеальное» обозначает как сам процесс, так и результат этого процесса, а именно процесса идеализации, психического отражения действительности, формирующего образ предмета, который, в свою очередь, является «идеальной формой бытия предмета в голове человека». Изначально идеальные образы возникают и формируются как момент практического отношения человека к миру, опосредованного формами, созданными предшествующими поколениями людей.

39, По Фрейду, бессознательное – это психические процессы, которые проявляются активно, но не доходят до сознания человека. Бессознательное – это также основной и наиболее содержательный момент в системе психики человека, наряду с предсознательным и сознательным элементами. Бессознательное регулируется принципом удовольствия включает в себя различные врожденные и вытесненные элементы, влечения, импульсы, желания, мотивы, установки, стремления, комплексы и пр., характеризующиеся неосознаваемостью, сексуальностью, ассоциальностью и т.д. По мысли Фрейда, в бессознательном идет постоянная борьба Эроса (влечений и сил жизни, сексуальности и самосохранения) и Танатоса (влечений и сил смерти, дестру

40,Гносеология

(греч. gnosis – знание, logos – учение) – философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, – теория познания. В отличие от эпистемологии, Г. рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту) или в категориальной оппозиции “субъект – объект”. Основная гносеологическая схема анализа познания включает субъекта, наделенного сознанием и волей, и противостоящий ему объект природы, независимый от сознания и воли субъекта и связанный с ним только познавательным (или праксео-познавательным) отношением. 

Кции и агрессии), использующих энергию сексуального влечения (либидо)

42Современная трактовка истины включает в себя следующие моменты характеристики:

1) Объективность, она — в обусловленности реальной действительности в которую входит -объективная  реальность,  субъективная реальность она — в связи с предметно^чувственной деятельностью человека, с практикой

она — в независимости содержания истины от отдельных людей

2) Субъективность, поскольку истину познают люди она субъективна   по   своим   внутренним идеальным   содержанию   и   форме (например,     всемирное     тяготение изначально присуще миру, но истиной стала благодаря Ньютону)

3) Истина есть процесс, она не постигается сразу, целиком в полном объёме, а постепенно углубляется и вместе с тем всегда неполна и неточна.

Абсолютная истина (абсолютное в объективной истине) -это полное, исчерпывающее знание о действительности, которое в границах конкретного этапа развития науки не уточняется и не дополняется, это идеал, который не может быть достигнут, хотя познание и приближается к нему, это элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем: «люди смертны» и т.д. — это вечные истины.

Относительная истина (относительное в объективной истине) — это неполное, приблизительное, незавершённое знание о действительности, которое углубляется и уточняется по мере развития практики и познания.

43Наука как социальный институт – это нормированная статусно-ролевая система социальных коммуникаций, обеспечивающие функционирование и развитие науки, место научной деятельности в структуре общественного разделения труда, ее функции в социокультурном пространстве и взаимоотношения с другими социальными институтами. Специфика формирования науки как социального института состоит в том, чтосоциальной институционализации науки исторически предшествует процедуракогнитивной институционализации. Обычно социальная институционализация не нуждается в когнитивной составляющей.

44, Модели развития науки

это  основные  подходы,  объясняющие возникновение и развитие  науки своеобразными причинами. В истории наукивыделяют две основных модели причин развития науки. Первая – экстерналистская (от лат. extemus – внешний) утверждает, что развитие науки связано с потребностями общества, обусловлено в первую очередь состоянием его экономики и техники, т.е. формирование и развитие науки объясняется внешними по отношению к ней факторами. Вторая – интерналистская (от лат. internus – внутренний), согласно которой главной движущей силой развития науки являются внутренние потребности самой науки, ее цели, проблемы, т.е. развитие науки рассматривается  как  самоорганизующийся  процесс  взаимодействия  элементов  самого научного знания (идей, теорий, фактов и пр.), которые не зависят  от влияния внешних причин.

45ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

— наука о сущности и сущностной структуре человека, о его основных отношениях: к природе, обществу, др. людям, самому себе, о его происхождении, о социальных и метафизических основаниях его существования, об основных категориях и законах его бытия. 

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

        в широком смысле — филос. учение о природе (сущности) человека, который служит исходной точкой и центр. предметом рассмотрения; в узком смысле — течение зап.-европ., преим. нем., философии 1-й пол. 20 в.

47, С др. времен под сущностью чел-а полагалось единство духа, души и тела.

В качестве всеобщих форм существования чел-а выступают социосозидание (и его составляющие творчество, свобода, нравственность, эстетичность и т.п.), смысло-ценностное самоутверждение, устремленность к идеалу.

49, смысл жизни изначально присущ жизни, он скрыт в ее глубинных основаниях. Смысл жизни не имеет временных рамок. Данная позиция характерна для религиозного толкования смысла жизни. Цель смысла жизни- служение высшему началу.

Смысл жизни- за пределами настоящей жизни. Светская интерпретация религиозного толкования. Наше поколение живет для того, чтобы жило другое поколение и тд.–прогрессирует

Смысл жизни создается самим субъектом. Жизнь не имеет смысла, который происходил бы из прошлого и будущего, создается самим человеком.

Проблема смысла жизни имеет еще одно прочтение в рамках проблемы бытия. Смысл проблемы человеческого бытия многие философы видят, что в жизни человека соперничают 2 установки: 1. Установка на бытие. 2. Установка на обладание.

50, Что же такое самопознание? С одной стороны, дать определение довольно просто,

исходя из структуры термина «самопознание». Самопознание — это процесс познания себя,

своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей,

черт характера, своих отношений с другими людьми и т. п. С другой стороны, возникает много

вопросов о значении, структуре, механизмах самопознания, ответы на которые нельзя

почерпнуть из определения. Недаром до сих пор остается загадкой и покрыто некой тайной

выражение дельфийского оракула, которое было начертано на фронтоне одного из храмов в

Древней Греции: «Познай самого себя».

51Индивид

от лат. individuum — неделимое] — единичная особь Homo sapiens, отдельное человеческое существо, единство социального и биологического, в котором определяется уникальным сочетанием генетически запрограммированного и социально приобретенного индивидуального набора черт, свойств, качеств.

Индивидуальность

Individuality; Individualist) — качества или характеристики, отличающие одну личность от другой, — любое психологическое своеобразие и особенность индивида (см. также индивид).

«Индивидуально все, что не коллективно, т. е. все, что присуще лишь одному лицу, а не целой группе индивидов.

Личность

относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.

52Социа́льная  филосо́фия — раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек.

Социальная философия в этом понимании сближается с теоретической  социологией. Различие заключается прежде всего в том, что социология занимается анализом общества и выявлением закономерностей в его существовании, в то время как философия выполняет критическую функцию. 

53Общество — социальная организация страны, обеспечивающая совместную жизнедеятельность людей. Это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности.

Жизнедеятельность общества осуществляется в четырех основных сферах: экономической, социальной, политической и духовной.

Экономическая сфера есть единство производства, специализации и кооперации, потребления, обмена и распределения. Она обеспечивает производство товаров, необходимых для удовлетворения материальных потребностей индивидов.

Социальную сферу представляют этнические общности людей (род, племя, народность, нация и т. д.), различные классы (рабы, рабовладельцы, крестьяне, пролетариат, буржуазия) и другие социальные группы, которые обладают различным материальным положением и отношением к существующим общественным порядкам.

Политическая сфера охватывает властные структуры (государство, политические партии, политические движения), управляющие людьми.

Духовная (культурная) сфера включает философские, религиозные, художественные, правовые, политические и другие воззрения людей, а также их настроения, эмоции, представления об окружающем мире, традиции, обычаи и т. п.

54Общественные (социальные) отношения – это разнообразные формы взаимозависимостей, которые возникают при взаимодействии людей друг с другом. Социальные институты (insitutum — учреждение) — ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества.

55ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

— раздел философии, дающий филос. интерпретацию исторического процесса. Элементы филос. осмысления истории содержались еще в антич. филос. и историографических работах. В Средние века филос. исследование истории не отделялось сколько-нибудь ясно от теологических представлений об истории.

Содержание и проблематика Ф.и. существенно изменялись с течением времени. В круг основных задач современной Ф.и. входят:  исследование развития человеческой истории, на какие она делится эпохи, цивилизации, культуры, выявление ее общей схемы; 

56Прогресс — это одна из форм развития, характеризующаяся такими необратимыми изменениями явления или целостный системы, в результате которых осуществляется их переход от низшего к высшему, от менее совершенному к более совершенному состоянию. Общественный прогресс — это направление развития человеческого общества, рода «человек», характеризующиеся такими необратимыми изменениями человечества со всеми аспектами его жизнедеятельности, в результате которых осуществляется пере ход человечества от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному состоянию. Общественный прогресс — это развитие всего общества как целостности, движение к совершенству всего человечества.

57между природным и общественным нет пропасти — общество остается частью более обширного целого — природы. Но каждое при этом обладает своей спецификой.  Воздействие общества на природу обуславливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей, а также характером общественных отношений

59

 роль культуры реализуется через ряд функций:

Образовательно-воспитательная функция. Можно сказать, что именно культура делает человека личностью. Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т. е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группыи всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью — приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т. д. Все это достигается в процессе воспитанияи образования.

Интегративная и дезинтегративная функции культуры. На эти функции особое внимание обращал в своих исследованиях Э. Дюркгейм. Согласно Э. Дюркгейму, освоение культуры создает у людей — членов того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Нo сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет дезинтегрирующую функцию.

Регулирующая функция культуры. Как уже отмечалось ранее, в ходе социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т. д., выдвигая систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определенные санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения.

Функцию трансляции (передачи) социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Кроме культуры, общество не располагает иными механизмами сосредоточения всего богатства опыта, который был накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.

Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана функцией передачи социального опыта и в известном смысле вытекает из нее. Культуpa, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько полно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества, которые живут сегодня на Земле, существенно различаются прежде всего по этому признаку.

Регулятивная (нормативная) функция связана в первую очередь с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их действия и даже выбор определенных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право.

Знаковая функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Естественные науки также располагают собственными знаковыми системами.

Ценностная, или аксиологическая, функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

60