Российский государственный медицинский университет им. Н.И.Пирогова

Министерство здравоохранения и социального развития РФ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Кафедра общей психологии и педагогики

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­__________________________________________________________________

«Утверждаю»

Декан ПСФ,

Снежкова Н.Н.

«Утверждаю»

Проректор по учебной работе,

Профессор Владимиров В.Г.

___________________________________

ПРОГРАММА ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

030302 — клиническая психология

Программа утверждена на заседании кафедры общей психологии и педагогики от 11.10.2010 протокол № 3

Зав.кафедрой общей психологии и педагогики ____________ (М.Г.Ивашкина)

МОСКВА – 2010

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Основная цель практики состоит в подготовке квалифицированного специалиста в области клинической психологии.

Достижение основной цели предполагает решение следующих задач:

— ознакомление со спецификой работы клинического психолога;

— освоение навыков решения практических задач;

— формирование профессиональной позиции психолога;

— освоение профессиональной этики общения с клиентом, этики проведения обследования

График прохождения практик:

1 этап — 1 курс, июль – Ознакомительная практика

2 этап — 2 курс, июль – Психолого-педагогическая практика

Ознакомительная практика

Основной целью ознакомительной практики является формирование у студента представлений о практической деятельности клинического психолога, для чего необходимо решение следующих задач:

формирование представления о месте психологической службы в общей структуре организации, на базе которой проходит практика

знакомство с деятельностью психологической службы, основными видами деятельности различных клинических психологов на конкретном предприятии

Ознакомительная практика основывается на знаниях, полученных в ходе изучения студентом следующих учебных дисциплин: «Педагогика», «Общая психология» («Введение в общую психологию»).

Психолого-педагогическая практика

Основная цель психолого-педагогической практики – получение навыков самостоятельного применения полученных знаний для решения практических задач в реальной профессиональной деятельности, для чего необходимо решение следующих задач:

освоение профессиональной позиции психолога в ходе самостоятельного выполнения профессиональных задач, поставленных руководителем практики от предприятия

знакомство с этическими принципами деятельности психолога (принципами проведения обследования, интерпретации и использования полученных результатов).

Психолого-педагогическая практика основывается на знаниях, полученных в ходе изучения студентом следующих учебных дисциплин: «Общий психологический практикум», «Общая психология» («Психические познавательные процессы»), «Психология развития», «Педагогическая психология».

Документы при прохождении практики

1. Перед началом практики необходимо сообщить руководителю практики от кафедры о предполагаемом или желательном месте прохождения практики и при необходимости получить у него направление на практику

2. После прохождения практики в сроки, оговоренные планом работы психолого-социального факультета студент должен предоставить руководителю практики от кафедры следующие документы:

справка о прохождении практики (отзыв от организации с указанием точных сроков прохождения практики и оценкой профессиональной деятельности практиканта, заверенный круглой печатью, с подписями руководителя организации и руководителя практики от организации);

отчет по практике.

Содержание отчета по практике

1. Информация об организации, в которой проходила практика (официальное полное название, юридический и фактический адрес; ФИО и рабочий телефон директора, должность и рабочий телефон руководителя практики от предприятия)

2. Описание задания (определяется руководителем практики от организации), которое необходимо выполнить в ходе практики, и поставленных перед студентом задач

3. Результат работы, полученный лично практикантом (заключение по результатам обследования, отчет о консультации и др.)

4. Оценка студентом успешности прохождения практики с указанием конкретных учебных результатов (освоенные методики, формы работы и др.) и оценкой перспектив дальнейшего прохождения практики в данной организации

Программа проведения ознакомительной практики

Направление: 030302 «Клиническая психология»

Курс: I

Форма обучения: дневная

Семестр: 2

Срок практики: 1 неделя

Пояснительная записка

Специальность «клиническая психология», согласно Государственному Образовательному Стандарту, является психологической специальностью широкого профиля, имеющей межотраслевой характер и участвующей в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Междисциплинарный характер задач, призванных решать выпускником кафедры, диктует необходимость формирования у них в процессе обучения не только прочных теоретических знаний, но и адекватных практических навыков, способных обеспечить востребованность на рынке труда. В этой связи обязательным условием интериоризации знаний студента является наиболее раннее их знакомство с разнообразием практической деятельности клинического психолога. Это позволит будущим специалистам лучше понимать практический смысл теоретических дисциплин курса подготовки.

В процессе ознакомительной практики студенты получают навыки работы с людьми различного возраста в рамках учреждений различного типа. В связи с этим необходимыми являются навыки проведения беседы и наблюдения с учётом специфики контингента, с которым работают студенты. Во время практики студентам надо составить психологический портрет трёх человек, где должны быть отражены их характерологические особенности, эмоциональные и поведенческие проявления. Обязательные методы, которые используют студенты для составления портрета – наблюдение, беседа, анкетирование.

Цель ознакомительной практики

Cформировать у студентов представление о необходимой подготовке и практической деятельности клинического психолога в учреждениях Миндзравсоцразвития.

Задачи ознакомительной практики

1. Ознакомить студентов с разнообразием учреждений, в которых используется работа специалиста по клинической психологии.

2. Ознакомить с разнообразием форм работы клинического психолога в учреждениях.

3. Ознакомить с рабочим местом клинического психолога.

4. Создать позитивную мотивацию к обучению у студентов-первокурсников.

Содержание и характер деятельности студентов

За время практики студент должен:

изучить особенности труда в профессиональном устройстве клинического психолога;

изучить организационную структуру и управление деятельностью лечебно-профилактических учреждений, сформировать представление о роли и месте клинического психолога в общей структуре работы учреждения;

получить информацию о деятельности клинических психологов, как сотрудников этих учреждений, о вариантах предоставления услуг клинического психолога населению и организациям.

Основные этапы организации практики

1. Знакомство с контингентом. Выбор потенциальных объектов (исследуемых).

2. Составление плана беседы (учитывая специфику исследуемых, их возрастные особенности).

3. Составление вопросов для анкетирования.

4. Составление плана наблюдения.

5. Проведение беседы, наблюдения, анкетирования. Протоколирование процесса обследования и результатов.

6. Проведение анализа работы.

7. Оформление письменого заключения (психологический портрет каждого из трех испытуемых).

Предполагаемое место проведения практики – Измайловская детская городская клиническая больница

Студент, проходящий практику, должен:

ознакомиться с программой практики;

присутствовать на всех предложенных программой практики мероприятиях;

фиксировать полученную информацию в рабочей тетради, отражать в ней возникшие в ходе практики вопросы;

подготовить отчет по практике в соответствии с требованиями программы ознакомительной практики;

своевременно сдать в установленные сроки отчёт по практике.

Ожидаемые результаты

В результате прохождения производственной практики студент должен получить начальные представления о деятельности клинического психолога в условиях различных учреждений; знать формы и методы, а так же условия работы специалиста (рабочее место, кому подчиняется психолог, график работы, заработная плата и др.).

Отчетность

Не позднее установленного планом срока после окончания практики в качестве отчетных документов студенты должны предоставить руководителю группы отчет о прохождении 1 этапа ознакомительной практики соответствующего требованиям программы практики, а также изложить проблемные стороны практики и предложения по их устранению.

Форма отчёта студента по 1 этапу ознакомительной практики

В сентябре студенты сдают руководителю практики после 1 курса:

1) дневник практики (с указанием содержания деятельности на каждый день) с выставленной руководителем учреждения оценкой, его подписью и печатью учреждения (можно приложить характеристику практиканта),

2) план беседы, анкетирования и наблюдения (для каждого метода указаны цель, задачи, схема проведения, вопросы, пункты анализа результатов),

3) психологический портрет трёх человек (с указанием характеристики испытуемых, протоколы исследования прикладываются).

Итоговая аттестация проводится в устной форме, в виде собеседования по содержанию письменных отчетов по практике. При оценке принимается во внимание:

1. Соблюдение учебной и трудовой дисциплины.

2. Своевременность предоставления письменного отчета.

3.Качество защиты отчета на собеседовании с руководителем практики.

Студент считается аттестованным при выполнении всех вышеперечисленных требований.

Список рекомендуемой литературы

  1. Вачков И.В. Введение в профессию «психолог»: учеб. пособие/ Под ред. И.Б. Гриншпуна. – 3-е изд., стер. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.
  2. Клиническая психология: Учебник. 2-е издание / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб: Питер, 2006.
  3. Клиническая психология, 2-е международное издание под редакцией М.Перре У. Бауманна., ПИТЕР, Санкт-Петербург, Москва-Харьков-Минск, 2002г.
  4. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: Учебное пособие / В.Д. Менделевич. – 5-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2005.
  5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность «Клиническая психология».

Программа проведения психолого-педагогической практики

Направление: 030302 «Клиническая психология»

Курс: II

Форма обучения: дневная

Семестр: 4

Срок практики: 1 неделя

Пояснительная записка

Специальность «клиническая психология», согласно Государственному Образовательному Стандарту, является психологической специальностью широкого профиля, имеющей межотраслевой характер и участвующей в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Междисциплинарный характер задач, призванных решать выпускником кафедры, диктует необходимость формирования у них в процессе обучения не только прочных теоретических знаний, но и адекватных практических навыков, способных обеспечить востребованность на рынке труда. В этой связи обязательным условием интериоризации знаний студента является наиболее раннее их знакомство с разнообразием практической деятельности клинического психолога. Это позволит будущим специалистам лучше понимать практический смысл теоретических дисциплин курса подготовки.

В процессе психолого-педагогической практики в начале обучения студенты как можно более подробно знакомятся с различными учреждениями, видами деятельности, спецификой форм работы клинического психолога. В результате у студентов должно складываться представление о будущей профессии, возникать вопросы и определенная мотивация к обучению. Важнейшим моментом ознакомительной практики является непосредственное общение с личностью преподавателей, психологов, психиатров, обогащающее будущих специалистов.

На протяжении педагогической практики студенты работают с детьми разного возраста. Основной целью практики для студентов является проведение формирующего эксперимента. Работа может проводиться как в группе детей, так и индивидуально (не менее 3-х детей).

Индивидуальные случаи (наряду с характеристикой группы) также могут быть представлены на этапе первичного анализа группы и после проведения развивающих занятий как качественные показатели эффективности проведенной работы.

Цель психолого-педагогической практики

Расширить представления студентов о методах и формах работы клинического психолога в различных учреждениях Миндзравсоцразвития и Минобрнауки России, в ряде государственных и частных медицинских и немедицинских учреждений.

Задачи психолого-педагогической практики

1. Ознакомить студентов с административно-правовым регламентом деятельности клинического психолога в учреждениях, где используется работа такого специалиста.

2. Ознакомиться со спецификой работы клинического психолога в процессе наблюдения за проведением психолго-педагогических обследований, присутствия при планировании или проведении профилактических (просветительских) мероприятий.

3. Укрепить позитивную мотивацию к обучению у студентов-второкурсников.

Содержание и характер деятельности студентов

За время практики студент должен

Ознакомиться психолого-педагогическими основами профессиональной деятельности специалиста – клинического психолога в различных учреждениях

Ознакомиться с квалификационными требованиями и должностными обязанностями специалиста — клинического психолога в различных учреждениях

Получить представление об особенностях психолого-педагогической практики работы клинического психолога

Основные этапы организации практики

1. Знакомство с детьми, вхождение в детский коллектив.

2. Выбор проблематики, требующей развития. В проблеме должна учитываться специфика возраста детей.

3. Опередить основные критерии, по которым будет оцениваться развитие детей.

4. Определить начальный уровень развития детей изучаемой группы.

5. Выбрать развивающие мероприятия, с учетом проблемы, возрастных особенностей и начального уровня развития детей.

6. Провести развивающие мероприятия в игровой форме (не менее 5 занятий).

7. Определить уровень развития изучаемых характеристик у детей после проведения развивающих игр.

8. Провести анализ динамики развития детей по изучаемым параметрам.

Студент, проходящий практику, должен:

ознакомиться с программой практики;

присутствовать на всех предложенных программой практики мероприятиях;

фиксировать полученную информацию в рабочей тетради, отражать в ней возникшие в ходе практики вопросы;

подготовить отчет по практике в соответствии с требованиями программы психолого-педагогической практики;

своевременно сдать в установленные сроки отчёт по практике.

Ожидаемые результаты

В результате прохождения производственной практики студент должен расширить свои представления о деятельности клинического психолога в условиях различных учреждений; усвоить психолого-педагогические основы работы специалиста.

Отчетность

В сентябре студенты сдают руководителю практики после 2 курса:

1) дневник практики с выставленной руководителем учреждения оценкой, его подписью и печатью учреждения (можно приложить характеристику практиканта),

2) план развивающих мероприятий,

3) отчёт о выполнении задания.

Форма отчёта студента по психолого-педагогической практике

ОТЧЕТ

о выполнении задания учебно-педагогической практики студента(ки)

1. Тема.

2. Цель практики.

3. Задачи практики.

4. Характеристика испытуемых (возраст, пол, количество).

5. Место проведения практики.

6. Использованные развивающие занятия/мероприятия; диагностический инструментарий (в случае, если применялся), игровые упражнения в диагностических целях.

7. Критерии оценки динамики развития группы.

8. Анализ начального уровня развития группы.

9. Анализ изменений после проведенных игровых занятий.

10. Выводы по работе.

Отчёт выполняется на листах бумаги формата А 4 (желательно в печатном виде).

Рекомендуемый объём 3-4 листа.

Итоговая аттестация проводится в устной форме, в виде собеседования с руководителем практики по содержанию письменных отчетов. При оценке принимается во внимание:

1. Соблюдение учебной и трудовой дисциплины.

2. Познавательная активность студента в процессе прохождения практики, отмеченная руководителем.

3. Своевременность предоставления письменного отчета.

4. Качество защиты отчета в устном собеседовании с руководителем практики.

Студент считается аттестованным при выполнении всех вышеперечисленных требований.

Список рекомендуемой литературы

1. Вачков И.В. Введение в профессию «психолог»: учеб. пособие/ Под ред. И.Б. Гриншпуна. – 3-е изд., стер. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.

2. Клиническая психология: Учебник. 2-е издание / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб: Питер, 2006.

3. Клиническая психология, 2-е международное издание под редакцией М.Перре У. Бауманна., ПИТЕР, Санкт-Петербург, Москва-Харьков-Минск, 2002г.

4. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: Учебное пособие / В.Д. Менделевич. – 5-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2005.

5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность «Клиническая психология».