Портфолио — отчёт студента — практиканта
Фамилия, имя, отчество студента (ки)_____________________________________
Курс, отделение, группа_________________________________________________
Номер и адрес школы, в которой
студент (ка) проходил (а) практику________________________________________
Фамилия, имя, отчество методиста________________________________________
Сроки практики _______с «___»_______________по «___»___________________
САНКТ – ПЕТЕРБУРГ
2012
Печатается по решению кафедры методики обучения иностранным языкам РГПУ им. А.И. Герцена.
Составители: к.п.н, профессор М.К.Колкова, к.п.н, доцент И.Л. Колесникова, , к.п.н, доцент О.И. Трубицина, к.п.н, доцент Н.В.Рыбакова
Ответственный редактор: к.п.н, профессор М.К.Колкова
Отметки за практику
|
Отметка |
Подпись |
Учитель иностранного языка в школе |
|
|
Методист РГПУ/ Учитель ИЯ в школе (оценивает защитный урок) |
|
|
Методист РГПУ выставляет итоговую отметку |
|
|
Сведения о школе №
Адрес школы ___________________________________________________________
Телефон школы _________________________________________________________
Директор (ФИО полностью) _____________________________________________
Завуч по иностранному языку (ФИО полностью) ___________________________
Учитель иностранного языка(ФИО полностью)_____________________________
Расписание уроков иностранного языка*
Урок |
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
Суббота
|
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
Расписание звонков*
1 урок —
2 урок —
3 урок —
4 урок —
5 урок —
6 урок —
7 урок —
8 урок —
Примечание: В течение первой недели Вы обязаны представить расписание своих уроков и звонков на кафедру методики. Если Вы проходите практику индивидуально, то следует указать адрес школы и транспорт, на котором туда можно добраться.
Список группы, в которой Вы преподаёте иностранный язык. Укажите даты проведённых уроков и выставленные отметки.
Подпись учителя иностранного языка:
Список группы, в которой Вы преподаёте иностранный язык. Укажите даты проведённых уроков и выставленные отметки.
Подпись учителя иностранного языка:
Психолого-педагогическая характеристика учащихся группы, в которой Вы проводите занятия по иностранному языку
(Составляется после беседы с учителями по различным предметам, с классным руководителем и завучем. В характеристике следует отразить Ваше мнение об учащихся на основании собственных наблюдений в период всей практики и во время посещения уроков учителей школы. Обратите внимание на такие качества учащихся как внимание, память, общительность, усидчивость, умение организовать свою работу, дисциплинированность и др.)
Подпись учителя:
Подпись методиста:
Определение уровня обученности учащихся Вашей группы по аспектам языка (фонетика, лексика, грамматика) и видам речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письменная речь).
(Составляется на основе самостоятельно разработанных и проведенных тестов)
Анализ учебника по иностранному языку
Параметры анализа:
— Название, автор/ы учебника, выходные данные;
— Основные практические, образовательные, воспитательные, развивающие цели;
— Структура учебника (параграфы /разделы /рубрики, их последовательность, количество уроков, их построение и т.д.);
— Функции учебника (коммуникативная, информативная, организационно-управленческая и т.д.);
— Реализация дидактических и методических принципов обучения;
— Учет адресата и условий обучения (возрастных особенностей, профиля обучения);
— Ориентация на личность ученика (учет его интересов, способностей, уровня обученности);
— Социокультурная направленность обучения ( включение учащихся в диалог культур);
— Организационные формы работы (индивидуальная, парная, групповая, фронтальная), их сочетание;
— Отражение компонентов содержания обучения;
— Реализация взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности;
— Использование родного языка учащихся и их речевого опыта;
— Текстовой материал ( виды и жанры текстов, их соотношение);
— Тематика для организации устно-речевого общения;
— Соотношение типов и видов упражнений (в зависимости от того, что они формируют);
— Наличие заданий для самостоятельной работы;
— Использование наглядности (рисунков, фото, схем, символов и т.д.) и ее дидактические функции;
— Качество учебных материалов с точки зрения мотивации изучения иностранного языка;
— Дизайн учебника;
— Ваше мнение об учебнике: преимущества и недостатки.
Подпись методиста:
Анализ умк по иностранному языку
Параметры анализа:
— Название, авторы, выходные данные.
— Структура УМК ( компонентный состав УМК: учебник, книга для учителя, рабочая тетрадь и пр.);
— Концепция авторов УМК и научный подход, лежащий в основе обучения;
— Учет авторами УМК адресата и условий обучения;
— Цель и функции компонентов УМК;
— Взаимосвязь всех компонентов УМК и их роль в реализации целей и задач обучения;
— Принципы обучения, реализуемые в УМК;
— Использование наглядности в обучающих целях;
— Средства поддержания и развития положительных мотивов учения;
— Обеспечение повторяемости, систематизации изученного ранее материала;
— Разработка автором/ами заданий для самостоятельной работы, их доля в различных компонентах УМК;
— Вклад УМК в воспитание толерантности, культуры общения в ситуациях «диалога культур»;
— Использование родного языка в УМК;
— Дизайн УМК;
— Преимущества и недостатки УМК (c Вашей точки зрения)
Подпись методиста:
Тематический план на период практики
План изучения темы «________________________________»
Количество уроков: _________________________________
Основные учебные пособия, по которым ведётся обучение: ______________________________
№ урока |
Языковой материал |
Виды речевой деятельности |
|||
лексический |
грамматический |
Аудирование |
Диалог.речь |
Монолог.речь |
|
Виды речевой деятельности |
Оснащение |
Домашние задания |
Примечание |
|
Чтение |
Письменная речь |
|||
№ урока |
Языковой материал |
Виды речевой деятельности |
|||
лексический |
грамматический |
Аудирование |
Диалог.речь |
Монолог.речь |
|
Виды речевой деятельности |
Оснащение |
Домашние задания |
Примечание |
|
Чтение |
Письменная речь |
|||
Дневник прохождения практики и задания для наблюдения за учебно-воспитательным процессом*
Подпись учителя:
Подпись методиста:
Примечание: Дневник заполняется ежедневно. В него заносятся все проводимые или посещаемые Вами мероприятия с указанием места и времени проведения. Дневник регулярно подаётся на проверку учителю иностранного языка и руководителю практики. В случае болезни или пропусков по уважительной причине в дневнике производится соответствующая запись и прилагаются оправдательные документы (копии справок, объяснительные записки и т.д.).
Подпись учителя:
Подпись методиста:
Подпись учителя:
Подпись методиста:
Подпись учителя:
Подпись методиста:
Подпись учителя:
Подпись методиста:
Подпись учителя:
Подпись методиста:
Задания для наблюдения.
Задание № 1
Цель: посетить урок учителя ИЯ, определить этапы урока, время, цель и место каждого этапа в общей методической структуре урока.
Урок в классе. Дата посещения .
Учитель . Время посещения .
Этапы урока |
Время |
Цель |
Место этапа в структуре урока |
Теоретическое обоснование наблюдений |
Задание № 2
Цель: проследить за ходом урока (обучающей деятельностью учителя и учебной деятельностью ученика) и составить протокольную запись.
Цель урока:
Задачи:
Этапы урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Теоретическое обоснование своих наблюдений или критическая оценка/замечания по уроку; оценка деятельности учителя и учащихся. |
Задание № 3
Цель наблюдения: проследить за учебной деятельностью учащихся на уроке.
Параметры наблюдения:
- виды деятельности, осуществляемые учащимися на уроке;
- отношение учащихся к предмету, наличие мотивации;
- речевая активность учащихся, степень активности каждого ученика;
- соотношение речевой активности учащихся и учителя;
- организационные формы работы (индивидуальная, парная, групповая, фронтальная) для решения каких задач использовались, методическая целесообразность их применения;
- правильность/неправильность действий учащихся при выполнений заданий/упражнений.
Учебная деятельность учащихся на уроке |
Анализ/выводы по наблюдению |
Учебная деятельность учащихся на уроке |
Анализ/выводы по наблюдению |
Задание № 4
Цель наблюдения: оценить последовательность работы по формированию грамматических навыков.
Параметры наблюдения:
- цель работы над грамматическим явлением;
- грамматические явления вводимые и тренируемые на уроке;
- учет типологической трудности грамматического явления;
- форма организации ознакомления с грамматическим материалом (индуктивно, дедуктивно);
- использование наглядности при презентации грамматического материала;
- выбор приемов и упражнений для тренировки грамматического явления;
- последовательность выполнения упражнений (соответствие этапам формирования навыков).
Задание № 5
Цель наблюдения: описать специфику работы над лексическим материалом. Параметры наблюдения:
- цель работы над лексическим материалом;
- количество введенных лексических единиц;
- обоснованность выбора способа семантизации;
- сочетание работы над новым лексическим материалом с повторением ранее изученного;
- упражнения для автоматизации и активизации лексического материала в различных видах РД;
- последовательность использования упражнений, их эффективность;
- контроль уровня сформированности лексических навыков.
Задание № 6
Цель наблюдения: проследить за оснащением урока.
Параметры наблюдения:
- виды наглядности, технических средств, раздаточного материала, использованных на уроке;
- цель использования (для презентации и семантизации лексических единиц, для объяснения грамматических явлений, для формирования речевых аспектных навыков и умений в различных видах речевой деятельности и т.д.);
- адекватность оснащения цели урока и задачам этапов урока;
- техника использования (приемы работы);
- положительные и отрицательные стороны качества оснащения;
- воздействие на учащихся;
- эффективность применения.
Задание № 7
Цель наблюдения: проследить специфику реализации дидактических принципов на уроке иностранного языка.
Объекты наблюдения:
принципы |
специфика реализации |
наглядности |
|
научности |
|
сознательности |
|
активности |
|
прочности |
|
доступности и посильности |
|
связи теории с практикой |
|
Задание № 8
Цель наблюдения: проследить за обучающей деятельностью учителя.
Параметры наблюдения:
- приемы и средства обучения;
- режимы работы;
- отбор учебного материала (правильно ли отобран, дозирован);
- использование учебника и других комплектов УМК;
- количество и объем упражнений, их цель, эффективность;
- планирование последовательности учебных действий учащихся, направленных на овладение отобранным материалом для решения поставленных задач;
- обучение приемам самостоятельной работы над языком;
- приемы включения учащихся в иноязычное общение;
- контроль уровня сформированности речевых навыков и умений;
- исправление ошибок в устной, письменной речи, чтении;
- создание благоприятного микроклимата на уроке.
Задание № 9
Цель наблюдения: сравнить структуру урока на разных ступенях обучения (например: в начальной школе и старшей школе; основной и старшей и т.д.): цель (одна или несколько), однокомпонентный или многокомпонентный состав структуры урока, функции (обучающая, контролирующая, диагностирующая, мотивирующая, развивающая и т. д.).
Ступень обучения Класс- |
Ступень обучения Класс- |
|
I Начало урока |
||
II Основная часть |
||
III Завершающая часть |
План — конспект защитного урока
Практическая цель урока:
Задачи урока:
Развивающая цель:
Воспитательная цель:
Образовательная цель:
Оснащение:
Ход урока
№ |
Этапы урока и их конкретные задачи |
Время |
Примечание |
Речь учителя. |
Подпись учителя:
Подпись методиста:
Ход урока
№ |
Этапы урока и их конкретные задачи |
Время |
Примечание |
Речь учителя. |
Подпись учителя:
Подпись методиста:
Ход урока
№ |
Этапы урока и их конкретные задачи |
Время |
Примечание |
Речь учителя. |
Подпись учителя:
Подпись методиста:
Методическое обоснование защитного урока
в_________классе.
1. Обоснуйте цели и задачи урока.
2. Объясните, каким образом этап урока связан с предыдущим и последующим этапами.
3. Обоснуйте выбор материала, упражнений и организационных форм работы для решения
поставленной задачи на каждом этапе урока.
Анализ урока иностранного языка (посещенного).
Ф.И.О. учителя____________________________________________________________________.
Класс___________Дата______________________Тема___________________________________.
Параметры анализа:
- Определить практическую, образовательную, воспитательную цель урока и назвать тип (вид) урока.
- Выделить этапы урока, определить задачу и содержание каждого из них, оценить их взаимосвязь; указать как организационно осуществляет учитель переход от одного этапа к другому; определить время, затраченное на каждый этап.
- Выделить новый языковой материал урока, формы его организации в единицы обучения, определить приемы объяснения значения, формы и употребления языкового явления.
- Назвать виды речевой деятельности, развиваемые на уроке, и обосновать их соотношение, учитывая при этом цель урока и его тип.
- Проследить, как учитель учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся, как устанавливает контакт с классом, поддерживает внимание и интерес учащихся к иностранному языку, развивает их самостоятельность, память и мышление.
- Определить, как осуществляется на уроке реализация общедидактических принципов: сознательности, активности, наглядности, последовательности, систематичности, доступности и посильности обучения.
- Определить как осуществляется на уроке реализация методических принципов обучения: коммуникативности, ситуативности, функциональности, опоры на родной язык.
- Проследить, как учитель организует работу учащихся по овладению новым фонетическим, лексическим, грамматическим материалом.
- Назвать способы закрепления и активизации в речи учащихся фонетического, лексического и грамматического материала. Какие способы стимулирования, поощрения, порицания использует учитель?
- Дать методическую характеристику упражнений, используемых на уроке.
- Определить, как сочетаются групповые, коллективные и индивидуальные формы работы на уроке, как осуществляется дифференцированное обучение.
- Определить виды и формы контроля.
- Назвать типичные фонетические, лексические и грамматические ошибки учащихся, допущенные ими на уроке, а также способы исправления ошибок учащихся в различных видах речевой деятельности.
- Охарактеризовать речь учителя: темп, правильность, выразительность и действенность, доступность учащимся; определить соотношение речи учителя и учащихся во времени.
- Оценить оснащение урока (технические средства, наглядность, раздаточный материал), его целевое назначение, виды упражнений, выполняемых с их помощью.
- Определить воспитательную ценность материала и приемов работы, используемых на уроке.
- Оценить такие качества учителя как педагогический такт, организованность, наблюдательность, способность создать и поддерживать благоприятный психологический (эмоциональный) климат на уроке, справедливость в требованиях и объективность в оценках; определить воспитательное значение аргументирования выставленных учителем оценок.
- Дать общую оценку урока с точки зрения достижения практической, образовательной, воспитательной и развивающей целей.
Отчёт о прохождении практики
- Общие сведения о практике.
- Учебная работа (сколько уроков провели и их оценка, посетили, какие ещё виды учебной работы выполняли, какие учебные материалы использовали, научились ли Вы наблюдать и анализировать уроки).
- Внеклассная работа по предмету (вид мероприятия, которое Вы провели, тематика, количество участников, положительные и отрицательные моменты в подготовке и проведении, заинтересованность участников мероприятия, их активность, эффективность внеклассного мероприятия).
- Воспитательная работа (в каких мероприятиях принимали участие, что конкретно сделали, как осуществлялась подготовка и проведение мероприятия, какие у Вас сложились отношения с детьми, оцените свою работу в качестве помощника классного руководителя).
- Выводы (Каково Ваше общее впечатление о практике? Что помогало или мешало Вам в работе? Какой раздаточный материал и пособия подготовили? Результативность их использования, выполнение правил внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения. Ваши предложения и замечания по поводу организации и проведения практики).
Самооценка
Самооценка отражает отношение человека к своим способностям, результатам деятельности. От степени объективности, адекватности самооценки зависит осознание студентом уровня своей подготовленности (подготовки) к осуществлению самостоятельной профессиональной деятельности. Заниженная или завышенная (недооценка или переоценка своих возможностей) самооценка затрудняет профессиональное становление личности.
Таблица самооценки
Определите по 10-бальной шкале/системе уровень сформированности нижеперечисленных умений, входящих в профессиональную компетентность учителя, где 1 – минимальный уровень сформированности умений, 10 – максимальный.
Умения |
Баллы |
|||||||||
наблюдать и анализировать учебно-воспитательный процесс |
||||||||||
корректировать обучающую деятельность в связи с изменившимися условиями обучения |
||||||||||
определять уровень обученности учащихся |
||||||||||
диагностировать уровень обучаемости учащихся |
||||||||||
рационально распределять время на уроке |
||||||||||
использовать нетрадиционные формы проведения урока |
||||||||||
адаптировать речь к уровню речевых возможностей обучающихся |
||||||||||
оптимально сочетать фронтальные, парные, групповые, индивидуальные формы работы |
||||||||||
осуществлять контроль уровня сформированности знаний, навыков и умений |
||||||||||
поддерживать дисциплину на уроке |
||||||||||
развивать и поддерживать интерес к изучению иностранного языка |
||||||||||
определять конкретные цели и задачи урока |
||||||||||
выбирать оптимальные приемы и способы достижения целей |
||||||||||
Прогнозировать возможные трудности усвоения языкового и речевого материала |
||||||||||
Уметь планировать урок в соответствии с целями обучения |
||||||||||
Отбирать и дозировать учебный материал |
||||||||||
Создавать наглядные пособия |
||||||||||
планировать систему уроков в соответствии с целями обучения |
||||||||||
моделировать речевые ситуации общения |
||||||||||
планировать, организовывать и проводить внеклассную работу по предмету |
||||||||||
применять современные технологии обучения, в том числе информационные |
||||||||||
определять типы упражнений, их методическое назначение и последовательность выполнения |
||||||||||
осуществлять методический и психолого-педагогический анализ урока |
||||||||||
использовать активные и интерактивные формы обучения в учебном процессе |
||||||||||
Учитывать психологические особенности учащихся различных ступеней обучения |
Оценка уровня сформированности профессиональной компетентности студента
Раздел 1. Общепрофессиональная компетенция.*
1. |
Наличие мотивации к осуществлению профессиональной деятельности |
2 |
1 |
0 |
2. |
Умение использовать теоретические(психолого-педагогические, культурологические, психолингвистические) знания для решения профессиональных задач |
2 |
1 |
0 |
3. |
Владение основами речевой профессиональной культуры (профессиональным тезаурусом) |
2 |
1 |
0 |
4. |
Умения отбирать/создавать профессионально значимое содержание обучения |
2 |
1 |
0 |
5. |
Способность реализовать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях |
2 |
1 |
0 |
6. |
Готовность применять современные технологии для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса |
2 |
1 |
0 |
7. |
Способность применять современные методы диагностирования достижений учащихся |
2 |
1 |
0 |
8. |
Способность выявлять и использовать возможности региональной среды для формирования поликультурной языковой личности |
2 |
1 |
0 |
9. |
Этика поведения и выполнения правил внутреннего распорядка школы |
2 |
1 |
0 |
Раздел 2. Методическая компетенция.
1. Умения планировать урок
1. |
Поставить цель и определить задачи урока |
2 |
1 |
0 |
||||
2. |
Отобрать и распределить учебный материал по этапам урока |
2 |
1 |
0 |
||||
3. |
Рационально распределить время на уроке |
2 |
1 |
0 |
||||
4. |
Отбирать дополнительный языковой и речевой материал |
2 |
1 |
0 |
||||
5. |
Выбирать формы урока, приемы и режимы работы, адекватные цели и задачам урока |
2 |
1 |
0 |
||||
а именно: |
(+/-) |
|||||||
-формы урока |
традиционные |
|||||||
нетрадиционные(проблемные, игровые и др.) |
||||||||
-режимы работы |
учитель-ученик |
|||||||
учитель-класс |
||||||||
ученик-класс |
||||||||
учитель-ученик1-ученик2 |
||||||||
парный |
||||||||
групповой |
||||||||
6. |
Определить обьем Д/З и форму его выполнения |
2 |
1 |
0 |
2. Умения реализовать цели и задачи урока
1. |
Выполнить план урока: полностью, неполностью, с запасом времени |
2 |
1 |
0 |
||||
2. |
Перестроить ход урока в зависимости от изменившихся условий обучения |
2 |
1 |
0 |
||||
3. |
Ввести новый материал |
2 |
1 |
0 |
||||
4. |
Закрепить и активизировать материал в различных видах речевой деятельности |
2 |
1 |
0 |
||||
5. |
Организовать контроль |
2 |
1 |
0 |
||||
6. |
Использовать различные средства обучения |
2 |
1 |
0 |
||||
а именно: |
(+/-) |
|||||||
-технические средства обучения |
||||||||
-раздаточный материал |
||||||||
-изобразительная наглядность |
||||||||
-другие |
3. Умения организовать деятельность учащихся на уроке
-
1.
Поддерживать дисциплину
2
1
0
2.
Вовлекать всех учащихся в работу
2
1
0
3.
Поддерживать интерес к предмету
2
1
0
4.
Организовать самостоятельную работу учащихся
2
1
0
4. Иноязычная коммуникативная компетентность
-
1.
Умение вести урок на иностранном языке
2
1
0
2.
Умение адаптировать речь к уровню владения ИЯ учащимися
2
1
0
3.
Умение рационально использовать родной язык
2
1
0
4.
Умение общаться с учащимися
2
1
0
5.
Владение языковыми и речевыми средствами ИЯ
6.
Владение компенсаторными средствами, обеспечивающими иноязычное общение на уроке
2
1
0
7.
Владение фоновыми знаниями и способность формировать у учащихся лингвосоциокультурную компетенцию
2
1
0
8.
Умение обучать учащихся использовать ИЯ для получения новых знаний
2
1
0
9.
Способность моделировать учебный процесс как реальный процесс общения на ИЯ
2
1
0
5. Умения анализировать умк и проведенные уроки
1. |
Умение оценивать структуру, содержание УМК |
2 |
1 |
0 |
2. |
Умение определять научный подход к обучению иностранному языку авторов УМК и соответствие цели УМК условиям обучения. |
2 |
1 |
0 |
3. |
Умение оценивать структуру, содержание урока и использованные приемы обучения. |
2 |
1 |
0 |
4. |
Умение определять этапы урока, их цель, задачи и степень их реализации в обучении. |
2 |
1 |
0 |
*Баллы по каждому пункту раздела I выставляются по следующей схеме:
-
-
-
2
-отлично(всегда, регулярно)
1
-хорошо(часто, но не всегда, не регулярно)
0
-плохо(очень редко, никогда)
-
-
Общее количество баллов:
Отметка выставляется, исходя из количества набранных баллов:
-
-
-
-
61-76 баллов:
«5»
45-60 баллов:
«4»
29-44 баллов:
«3»
13-28 баллов:
«2»
Менее 13 баллов:
«1»
-
-
-
Отметка:
Общие данные о прохождении практики
Выполнение учебных поручений
Количество |
|||
Дано уроков: |
всего |
||
в том числе по замещению |
|||
Посещено уроков: |
у студентов |
||
у учителей |
|||
Дано индивидуальных и дополнительных занятий |
Внеклассная работа по предмету
Вид мероприятия |
Качество проведения |
Отзыв о работе студента – практиканта
(оформляется в произвольной форме)
Отметка за педпрактику: « ________________» Дата: _____________________
Учитель иностранного языка:
Директор школы: \подписи\
(Заверяется печатью школы)
58