Роджерс — клиент-центрированная терапия

Клиент-центрированная терапия: Карл Роджерс

Подход к терапии, изначально называвшийся «недирективным», а затем получивший название «клиент-центрированного», был создан Карлом Рэнсомом Роджерсом (1902-1987).

Днем публичного рождения теории Роджерса явилась его встреча с американскими психологами в 1940 г. В раннем варианте психотерапии, названном «недирективной психотерапией», акцент был сделан на технике рефлексии — словесном отражении терапевтом чувств клиента (терапевтическое зеркало).

Посредством такой обратной связи последний получает возможность осознать свои чувства и без терапевтического руководства, самостоятельно прийти к определенным выводам и решениям.

В 1951 г. Роджерс изменил название терапии — она стала именоваться «клиент-центрированной» или «клиент-ориентированной» (clientcentered). Этим подчеркивалось, что психотерапия не ориентирована ни на теорию (когда имеется концептуальный аппарат анализа клиента, и в этом смысле терапевт выступает в качестве эксперта, лучше понимающего проблему клиента, чем сам клиент), ни на проблему (когда признается, что единственный способ решить проблему — это погрузиться в нее), а на клиента: он свободен в терапии делать и говорить то, что хочет, он равноправен с психотерапевтом, он — ключевая фигура в создании психотерапевтических изменений. Одна из гипотез клиент-центрированной терапии состоит в том, что человеком, который лучше понимает и изменяет клиента, является сам клиент. В этом новом названии отразился иной фокус психотерапии — факторы, определяющие рост клиента. Акцент был сделан на процессе изменения личности в психотерапевтическом контакте, на условиях, которые способствуют такому изменению.

Термин «клиент» в большей мере, чем термин «пациент», адекватен неманипулятивной, немедицинской модели психотерапии, отражает важность уважения к человеку, который приходит за помощью. Такой человек сам ответствен за свое изменение и не рассматривается как объект диагностики и лечения.

В последние годы жизни Роджерс сконцентрировался на приложении своей теории и методов к обеспечению личностного роста и улучшению качества человеческих контактов в различных областях. И, таким образом, в 1960-1970-х гг. данный подход значительно расширился и стал именоваться «человек-центрированным» подходом, или подходом, «ориентированным на человека» (personcentered approach). Психотерапия же стала именоваться «человек-центрированной», или «ориентированной на человека»; другое название — «человек-центрированный подход к терапии» (последнее более точно).

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Это отражает исследовательские ценности Роджерса и его сотрудников: создание метаподхода, в рамках которого психотерапия является частным вариантом его приложения.

Роджерс и Р. Санфорд (1985) указали на следующие основные черты человеко-центрированой терапии:

1) гипотеза о том, что определенные установки психотерапевта образуют необходимые и достаточные условия терапевтической эффективности;

2) основной акцент на феноменологическом мире клиента (отсюда определение психотерапии как «клиент-центрированной»);

3) терапевтический процесс ориентирован на изменения в переживаниях, на достижение способности более полно жить в данный момент;

4) внимание в большей степени к процессам изменения личности, а не к статической структуре;

5) гипотеза о том, что одни и те же принципы психотерапии применимы ко всем людям, независимо от того, к какой клинической категории они отнесены — к лицам, страдающим психозами, невротикам или к психически здоровым людям;

6) интерес к философским проблемам, вытекающим из практики психотерапии.

Теория человека.

Люди по сути своей рациональны, социализированы, устремлены вперед и реалистичны. Антисоциальные эмоции — ревность, враждебность и т. п. — существуют, но это не спонтанные импульсы, которые следует контролировать. Напротив, они являются реакциями на фрустрацию базовых влечений к любви, принадлежности, безопасности и т. д.

Следовательно, нет необходимости контролировать эти импульсы — потребности саморегулируются, уравновешивая друг друга. Потребность в любви или дружеском общении уравновесит агрессию или выраженную сексуальную потребность, а также любые потребности, способные помешать другим людям.

Люди обладают способностью к переживанию путем осознавания факторов психологической дезадаптации, а также способностью и склонностью перемещаться от этого состояния к психологической адаптации. Эти способности и эта склонность будут реализованы в терапевтических отношениях.

Тенденция к адаптации = тенденция к самоактуализации. Терапия, таким образом, служит высвобождению уже существующих у индивида способностей. Если человеку предоставлены разумные условия для роста, он станет конструктивно развивать свой потенциал, подобно тому как из семян вырастают плоды.

Базовые конструкты КЦПТ

Тенденция к актуализации — врожденная тенденция организма к развитию всех способностей с целью самоподдержания и самосовершенствования.

Тенденция к самоактуализации — проявление общей тенденции к актуализации в той части переживаний организма, которая символизируется в «Я».

Опыт — все происходящее в организме в данное время, осознаваемое или потенциально осознаваемое, имеющее психологическую природу.

Чувство, переживание чувства — эмоционально окрашенное переживание в сочетании с его личностным смыслом.

Осознание, символизация, сознание — репрезентация части переживаний.

Воспринимать, восприятие — гипотеза или прогноз действия, которые осознаются при воздействии на организм стимулов. Восприятие есть осознавание стимулов.

Переживание себя — любое событие или сущность в феноменальном поле, определяемое человеком как Я, «меня», «сам» или имеющее отношение к Я.

23 стр., 11067 слов

Субъективное переживание чувства одиночества подростками

... и с ДЦП. Объект исследования: субъективное переживание чувства одиночества. Предмет исследования: субъективное переживание чувства одиночества у лиц подросткового возраста с ... изменений, возникающих в психике личности, по тем или иным причинам испытывающей чувство одиночества. В данной работе мы понимаем одиночество как субъективное переживание, вызывающее различные позитивные или негативные чувства ...

Я, Я-концепция, Я-структура — организованный, устойчивый концептуальный гештальт, составленный из восприятия характеристик Я и взаимоотношений Я с другими людьми и различными аспектами жизни, наряду с ценностями, связанными с этими ощущениями.

Психологическая дезадаптация — состояние, при котором организм отвергает или искажает значимое переживание в осознании, что ведет к неконгруэнтности между Я и переживанием; неконгруэнтность.

Конгруэнтность, конгруэнтность Я и переживания — состояние, при котором Я-переживания точно представлены в Я-концепции, — интегрированное, целостное, подлинное.

Открытость опыту — отсутствие угрозы; противоположность защитам.

Позитивное самоуважение — позитивная установка к Я, прямо не зависящая от установок других.

Локус оценки — источник доказательства ценности, внутренний / внешний.

Процесс терапии

Терапевтический процесс — это фасилитация у клиента личностного роста, особенности взаимоотношений помощи или необходимые и достаточные условия терапевтических личностных изменений, создаваемые терапевтом.

Фокусы терапевтического процесса

  1. ослабление чувствования;
  2. изменение стиля переживания;
  3. переход от неконгруэнтности к конгруэнтности;
  4. изменение манеры и степени, в которой индивид желает и способен выразить себя в благоприятной обстановке;
  5. ослабление когнитивных схем переживания;
  6. изменение отношения человека к своим проблемам;
  7. изменение манеры общения.

Условия терапевтического процесса

1. Два человека находятся в контакте.

2. Клиент — в состоянии неконгруэнтности, ранимости и тревожности.

3. Терапевт конгруэнтен в отношениях.

4. Терапевт испытывает безусловное позитивное отношение к клиенту.

5. Терапевт переживает эмпатическое понимание внутренней системы координат клиента.

6. Клиент воспринимает, хотя бы минимально, условия 4 и 5.

Наличие этих условий приводит к следующим личностным изменениям клиента:

1. Клиент все более свободно начинает выражать свои чувства через вербальные и/или моторные каналы.

2. Выражаемые им чувства имеют отношение скорее к Я, чем к не-Я.

3. Он все лучше различает объекты своих чувств и восприятий. Его переживания точнее представляются в символах.

4. Выражаемые им чувства все чаще указывают на неконгруэнтность между некоторыми его переживаниями и Я-концепцией.

5. Он приходит к осознанию угрозы неконгруэнтности.

6. Он полностью осознает чувства, которые в прошлом искажались или не осознавались.

7. Его Я-концепция реорганизуется, чтобы ассимилировать и включить эти переживания, которые ранее искажались или не осознавались.

13 стр., 6294 слов

Методики групповой терапии

... переживание заново и осознание прошлого эмоционального опыта и получение нового эмоционального опыта в группе. 3. Поведенческая сфера. Групповая терапия должна помочь клиенту: ... и спонтанности; 2) пережить в группе те чувства, которые он часто испытывает в реальной ... обсуждения-межличностное взаимодействие, возникшее «здесь и теперь», т.е. межличностный опыт (межличностная групповая психотерапия, ...

8. По мере продолжения реорганизации Я-структуры Я-концепция становится все более конгруэнтной переживаниям, ослабляется защита.

9. Он все более способен к переживанию безусловного позитивного отношения со стороны терапевта без ощущения угрозы.

10. Он все сильнее ощущает безусловное позитивное самоуважение.

11. Он все сильнее чувствует себя как локус оценки.

12. Он реагирует на переживание в меньшей степени с учетом условий ценности, а в большей степени основываясь на организмическом оценивающем процессе.

Если в начале становления КЦПТ делался акцент на техниках, позже главное внимание стало уделяться философии и установкам психотерапевта, терапевтическим отношениям.

Техники служат способами выражения и коммуникации принятия, уважения, понимания, способами сообщить клиенту, что психотерапевт пытается создать внутреннюю систему координат за счет совместного с клиентом мышления, чувствования и исследования.

Существует ряд способов установления и поддержания терапевтических отношений. Но техники не могут использоваться осознанно, поскольку это означало бы неискренность, неистинность терапевта.

Сам процесс терапии рассматривается с точки зрения клиента, с учетом его восприятия и происходящих в нем изменений.

Терапевтические отношения основаны не на интеллектуальных построениях. Разъяснение клиенту особенностей его личности и поведения, предписание тех или иных действий не дают стойких эффектов. Терапевтические отношения должны обладать рядом характеристик: принятие, конгруэнтность, понимание, сообщение принятия, конгруэнтности и понимания.

Ни один терапевт не обладает полным их набором в их максимальной выраженности. Таким образом, это скорее желательные цели или идеальные характеристики.

Роджерс в статье «Процессуальное уравнение психотерапии» (1961b) дает представление о терапии как о работе с теплыми живыми людьми теплых живых консультантов. Анализ процесса проводится в двух системах координат:

— феноменологической — системе координат клиента;

— внешней — системе координат наблюдателя.

«Итак, что же представляет собой процесс консультирования и терапии?

Для психотерапевта это новое путешествие в неизведанное. Его чувства: «Это другой человек, мой клиент. Я немного его побаиваюсь, опасаюсь таящихся в нем глубин так же, как боюсь своих собственных. Когда он говорит, я начинаю чувствовать к нему уважение, дружеское расположение. Я ощущаю, как его пугает собственный мир, как отчаянно он пытается удержать его на месте. Я хотел бы чувствовать его чувствами, и мне бы хотелось дать ему знать, что я стою рядом с ним в его тесном, ограниченном маленьком мире и что я гляжу на него без страха. Вероятно, я могу сделать этот мир для него более безопасным. Мне бы хотелось, чтобы мои чувства в отношениях с ним, моим клиентом, были бы максимально прозрачными и ясными, чтобы они стали для него заметной реальностью, в которую он может возвращаться вновь и вновь. Мне бы хотелось отправиться вместе с ним в пугающее путешествие в глубины его «я», в глубоко погребенный страх, ненависть и любовь, которым он никогда не давал проявиться в себе. Я признаю, что это путешествие непредсказуемо для меня так же, как и для него, и что я могу, даже не успев осознать собственного страха, уйти в себя от некоторых чувств, обнаруженных в глубинах моего клиента. Мне известно, что в некоторой степени я буду ограничен в своей способности оказать ему помощь. Я признаю, что иногда собственные страхи клиента будут заставлять его воспринимать меня как равнодушного, отвергающего, вторгающегося на чужую территорию, непонятного. Я искренне желаю принять эти его чувства, вместе с тем я надеюсь, что мои собственные реальные чувства проявятся так ясно, так что со временем он не сможет их не воспринять. Более всего мне хотелось бы, чтобы он видел во мне реального человека. У меня нет необходимости быть неестественным, чтобы мои собственные чувства были «терапевтическими». То, что я собой представляю и что чувствую, — вполне достаточная основа для терапии, если мне удастся быть самим собой в отношениях с ним. В этом случае, вероятно, он сможет быть самим собой открыто и без страха».

11 стр., 5074 слов

Либлинг м.М. Холдинг-терапия как форма психологической помощи ...

... методов восстановления эмоционального взаимодействия в семье аутичного ребенка - метода холдинг-терапии. Описание метода холдинг-терапии Метод разработан доктором М.Welch (1983) как психотерапевтическая техника, холдинг ( ... темы и переживать чувство любви" (из книги М. Welch "Holding-Time". N.Y., 1988). После сеанса холдинга ребенок становится спокойным, расслабленным (иногда после первого холдинга ...

Клиент, со своей стороны, проходит гораздо более сложные перипетии, о которых можно лишь догадываться. Все же схематично его чувства меняются в некоторых из перечисленных ниже направлений. «Я его боюсь. Я хочу получить помощь, однако я не уверен, что ему можно доверять. Он может увидеть то, чего я сам в себе не замечаю — пугающие и дурные элементы. Он, по-видимому, не собирается меня осуждать, однако мне кажется, что это обманчивое впечатление. Я не могу сообщить ему своих настоящих проблемах, однако вполне могу рассказать о некоторых своих прошлых переживаниях, которые связаны с этими проблемами. Он вроде бы меня понимает, так что можно рассказать ему о себе кое-что еще».

«Теперь, когда я показал ему некоторые свои дурные стороны, он меня презирает. Я в этом уверен, хотя, как ни странно, не вижу ни малейшего тому подтверждения. Следует ли считать, что рассказанное мной вовсе не так уж плохо? Возможно ли, что мне вовсе не надо стыдиться этой своей части? Мне уже не кажется, будто он меня презирает. Напротив, я чувствую, что хочу двигаться дальше, исследуя себя, вероятно, больше себя выражая. Он кажется мне надежным компаньоном; видимо, он действительно меня понимает».

«Но теперь я вновь ощущаю страх, на этот раз я сильно напуган. Я не представлял себе, что исследование глубин собственного «я» заставит меня переживать ранее неведомое. Все это весьма странно, ведь чувства эти не новы. Я всегда догадывался об их существовании. Однако они представлялись настолько дурными и волнующими, что я не допускал их в себя. А теперь я заново часами переживаю эти чувства вместе с ним, я в ужасном волнении, словно мой мир рушится. Он всегда казался мне таким прочным и надежным. Теперь он ослаблен, проницаем и уязвим. Не очень-то приятно испытывать чувства, которых всегда страшился. Это он во всем виноват. Любопытно, но я жду встреч с ним, рядом с ним я чувствую себя в большей безопасности».

«Я не знаю теперь, кто я такой, однако иногда, ощущая нечто, я на мгновение кажусь себе реальным и стабильным. Я обеспокоен противоречиями, которые во мне обнаружились: я делаю или думаю одно, а чувствую другое. Это лишено гармонии. Иногда исследование собственной сущности напоминает настоящее приключение, кружит голову. Временами я ловлю себя на мысли, что я ценен сам по себе, каким бы я ни был в действительности».

10 стр., 4646 слов

Интеллектуальные, эстетические и нравственные чувства

... знания о становлении субъективного духа человека в пределах его жизни. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА Интеллектуальные чувства выражают и отражают отношение к процессу познания, его успешности и ... подтверждая их, ищет наиболее правильные пути решения проблемы. Поиски истины могут сопровождаться чувством сомнения – эмоциональным переживанием сосуществования двух или нескольких конкурирующих в сознании ...

«Я начинаю привыкать, хотя это и очень болезненно, делиться своими чувствами, возникающими в данный момент, и даже нахожу это весьма полезным. Знаете, действительно полезно попытаться к себе прислушаться, чтобы заметить происходящее внутри. Я больше не боюсь того, что происходит во мне. Это заслуживает внимания и доверия. Отпущенное мне время совместной работы я использую на то, чтобы докопаться до своих глубин, узнать, что я чувствую на самом деле. Это тяжелая работа, но я хочу это знать. И я доверяю ему почти всегда, это помогает. Я ощущаю себя ранимым, но знаю, что он не хочет причинить мне боль, я даже верю в то, что он действительно обо мне заботится. Мне кажется, если я попытаюсь добраться как можно глубже, мне удастся понять, что во мне происходит, и уловить смысл происходящего, я узнаю, кто я такой, а также что мне следует делать. Во всяком случае, иногда в его присутствии у меня появляются такие чувства».

«Я даже могу сказать, что думаю о нем в каждый конкретный момент, и это не убивает отношения, как я раньше опасался, а еще больше их углубляет. Как, по-вашему, я мог бы поделиться своими чувствами также и с другими людьми? Вероятно, это не столь уж опасно».

«Понимаете, я чувствую, будто плыву в потоке жизни, рискуя и попадая в водовороты, но будучи самим собой. Иногда я терплю поражения, терплю обиду, однако я учусь тому, что переживания не фатальны. Я точно не знаю, кто я такой, однако я могу ощутить свои реакции в каждый конкретный момент и они, по-видимому, служат прочной основой для моего поведения. Возможно, это как раз и значит быть собой. Но, конечно же, я могу это делать только потому, что ощущаю себя в безопасности, общаясь с психотерапевтом. Могу ли я быть собой вне этих отношений? Мне хотелось бы это знать. Очень хотелось бы. Не исключено, что могу».

Продолжительность. Сессии обычно назначаются раз в неделю, хотя они могут быть более или менее частыми. Продолжительность терапии определяет клиент. Ближе к концу терапии сессии могут проводиться реже, раз в две недели, например. Однако это не значит, что клиент-центрированная терапия не имеет конца; в действительности это сравнительно краткосрочное лечение.

Область применения. Принято считать, что КЦПТ подходит только клиентам, имеющим уровень интеллекта выше среднего, в частности студентам колледжей или людям с относительно простыми проблемами. Вместе с тем метод хорошо зарекомендовал себя при работе с разными клиентами, имеющими широкий спектр проблем, включая пациентов психиатрических больниц.

6