Рекреалогия. Рекреационные ресурсы

17

Вариант 2

1. Теоретические школы рекреации.

Издавна туризм относили к своеобразной форме отдыха. Еще совсем недавно можно было прочувствовать на себе негативное отношение к туризму со стороны местного населения. Это связано с тем, что приоритетная роль отводилась трудовой деятельности, а не отдыху (отдых связывали с 6ездеятельностыо, а не с возможностью гармоничного развития личности).

К тому же долгое время считалось, а в прочем эта тенденция сохраняется и сейчас, что только трудовая деятельность позволяет человеку развиваться, совершенствоваться.

Частично с этим утверждением можно согласиться, если речь идет о преподавателе или ученом. Однако, как правило их деятельность ограничена рамками какой-либо проблемы.

Нельзя, однако, спорить с тем, что человек может развиваться профессионально, повышая свою квалификацию, однако это развитие одностороннее и гармоничного развития личности в таком случае не получается. Кроме того, человек не может постоянно находиться в состоянии эмоционального покоя или отрицательных эмоций, ему в определенной степени нужна положительная психологическая встряска.

В этой связи появилось новое научное направление — рекреалогия, основная задача которого изучение содержания и условий деятельности человека, осуществляемой в нерабочее время. Интерес к деятельности человека в нерабочее время стал закладываться в отечественной науке в 60-е годы. В это время возросла роль социальных факторов в жизни общества, наметилась возможность удовлетворения не только элементарных, но и новых, более высоких социальных, культурных и духовных потребностей.

И уже в середине 60-ых годов в разных отраслях науки сформировалось сознание, что удовлетворение этих потребностей становится важнейшим фактором дальнейшего развития общества. Предпосылками зарождения рекреалогии выступили революционные процессы, происходящие в последние десятилетия в сфере науки, и прежде всего, усиление внимания к совершенствованию методологии исследования сложных гетерогенных образований, экологии человека.

Среди объективных факторов, влияющих на формирование рекреалогии, можно назвать следующие:

10 стр., 4975 слов

Биосоциальное развитие человека будущего

Курсовая работа Биосоциальное развитие человека будущего Содержание ВВЕДЕНИЕ Глава 1. Биологическое и социальное в развитии человека 1.1 Трудовая деятельность и адаптация как важнейшие факторы антропосоциогенеза 1.2 Сравнение животного и человека Глава 2. Пути развития человека будущего Заключение Литература ВВЕДЕНИЕ Человек как уникальное существо имеет двойственную природу. С одной стороны - он ...

— увеличение продолжительности свободного времени и расширение форм и методов его использования;

— осознание обществом значимости рекреационной деятельности в развитии личности, сохранении и улучшении здоровья и повышении социально-трудового потенциала населения;

— понимание необходимости научного осмысления феномена «рекреационной деятельности» как совокупности множества новых для общества процессов;

— осознание актуальности создания научной базы для дальнейшего развития рекреационной культуры и организации рекреационной деятельности;

— многообразие проблем, решение которых необходимо для выявления закономерностей рекреационной деятельности и повышения эффективности ее организации.

Как уже отмечалось, 60-е годы — это период, когда достаточно быстрыми темпами росли рекреационные потребности населения и хотя недостаточными темпами, но увеличивалась сеть рекреационных учреждений, появлялись новые виды отдыха.

Например, к тому времени уже сложилась и действовала курортология как отрасль медицины.

Однако она затрагивала лишь сферу лечения и, в лучшем случае, предупреждения заболеваний. Рядом функционировал туризм, но не было отечественной науки о туризме. Значительное внимание, уделяемое рекреалогией рекреационной деятельности, обусловлено тем, что объектом рекреалогии является человек, а предметом исследования — деятельность в свободное время, представляющая собой неотъемлемую часть физической, социальной и духовной жизни личности.

Рекреационные потребности определяются как осознанная человеком, группой людей, обществом необходимость в восстановлении и развитии физических и духовных сил. Потребности могут быть реализованы только через деятельность: физическую, психическую, интеллектуальную. В силу этого они выступают как побуждение к деятельности. Рекреационные ресурсы. Поскольку рекреационные ресурсы распределены на планете крайне неравномерно, все большее количество людей отправляется в путешествие с рекреационными целями и мотивами.

6 стр., 2892 слов

Социально-психологические аспекты управления человеческими ресурсами. Методологические основы управления социально-психологическим климатом

Содержание Введение 3 1.Социально-психологические аспекты управления человеческими ресурсами 3 1.1 Сущность управления человеческими ресурсами в современных условиях 3 1.2 Значение социально-психологического климата в управлении человеческими ресурсами 3 2. Методологические основы управления социально-психологическим климатом 3 2.1 Методы изучения социально-психологического климата 3 2.2 ...

Эти рекреационные путешествия (лечебные, оздоровительные, познавательные, спортивные) стали основой развития рекреационного туризма. Рекреационные аспекты всегда присутствуют и в деловых видах туризма (бизнес-туризме, конгресс-туризме, шопинг-туризме).Реализация туристического бизнеса в условиях рынка может быть осуществлена при наличии четырёх основных составляющих: капитала, технологии, кадров, рекреационных ресурсов.

Это означает, что, недостаточно имея капитал, приобрести кадры, технологию и заниматься туризмом. Для этого необходимо выбрать место, где имеются рекреационные ресурсы, а если такого места нет, то создать его. Это одна из специфических особенностей туристического бизнеса в условиях рынка. Так как четвёртая составляющая — рекреационные ресурсы — является наиболее дешёвой, то в целом это определяет высокую рентабельность туристического бизнеса. Если туризм связан с созданием туристического ресурса, то себестоимость туристического продукта резко возрастает.

Костюмированный фестиваль рыцарей, США. Под рекреационными ресурсами понимают — совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для создания туристического продукта. Как правило, рекреационные ресурсы определяют формирование туристического бизнеса в том или ином регионе. Эти ресурсы имеют следующие основные свойства: аттрактивность (привлекательность), климатические условия, доступность, степень изученности, экскурсионная значимость, социально демографические характеристики, потенциальный запас, способ использования и др данные ресурсы используются в оздоровительных, туристических, спортивных и познавательных целях. Рекреационные ресурсы условно можно подразделить на природные и социально-экономические (социально-культурные).

Природные ресурсы туризма классифицируют: по принадлежности к определённым компонентам природной среды (климатические, водные, лесные и т. д.).

4 стр., 1958 слов

Понятие рекреации, физической рекреации, отдых, досуг, рекреационная деятельность

  Рекреация как процесс расширенного воспроизводства физических, психических и интеллектуальных сил человека составляет одну из важнейших функций туризма и реализуется в форме рекреационной деятельности человека с помощью анимационных программ. Рекреационная и культурно-досуговая деятельность выступает целесообразно организованной и содержательно наполненной активностью больших групп людей ...

по функциональному назначению (оздоровительные, познавательные).

по иссякаемости (иссякаемые: объекты охоты, рыбалки и неиссякаемые: солнце, морская вода).

по возобновляемости (возобновляемые: растения, животные и не возобновляемые: лечебные грязи, памятники культуры).

Социально-экономические ресурсы включают: культурно-исторические объекты (памятники и памятные места, музеи, архитектурные ансамбли).

культурно-исторические явления (этнографические, религиозные).

экономические (финансовые, инфраструктурные, трудовые).

Несмотря на свою социально-гуманную роль туризм видоизменяет окружающую среду.

Снижение ущерба индустрии туризма окружающей среде регулируется на государственном и международном уровнях за счёт экологического просвещения, налогового регулирования, ограничения туристическо-рекреационной нагрузки на природные ресурсы и т. д. Таким образом, рекреационные ресурсы рассматриваются как один из факторов развития туризма и основа для планирования производства туристического продукта.

Рекреация (с лат восстановление) — это:

1. праздники, каникулы, перемена в школе (устаревшее);

2. помещение для отдыха в учебных заведения;

3. отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда.

Исследованием данного явления занимаются специалисты различных отраслей знания географы, биологи, психологи, экологи, медики, социологи, экономисты.

В связи с этим, следует отметить большую трудность в определении круга понятий, относящихся к рекреационной деятельности.

Рекреация как таковая является одним из основных объектов исследования таких наук, как рекреационная география, рекреалогия, рекреационное природопользование, курортология и других. Определение основных понятий, связанных с явлением рекреации, оказывается в высшей степени сложным. Это объясняется рядом причин. Во-первых, тем, что не существует единого международного терминологического стандарта по данной тематике. В разных странах господствует существенно различное официальное понимание (и, соответственно, толкование) понятий и терминов, связанных с рекреацией и сферой досуга. Во-вторых, в нашей стране не существует единой законодательной базы, в которой был бы точно определен круг основных понятий, связанных с рекреацией и индустрией досуга.

3 стр., 1179 слов

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РЗВ

Формирование сенсорных эталонов        На занятиях данного типа работа тифлопедагога направлена на формирование у детей представлений о форме, цвете, величине, умений выделять эти информативные признаки в предмете с последующим использованием при анализе свойств и качеств предмета, навыков использования сенсорных операций в системе исследовательских действий.  & ...

В данных условиях наблюдается полный плюрализм мнений. Всегда найдется такой специалист, который докажет некорректность приведенного строгого определения и скажет, что «все не так, а наоборот». В-третьих, в силу различных причин такие понятия как рекреация, туризм, отдых, экскурсия, свободное и рекреационное время, досуг и другие в реальных условиях зачастую не так-то просто различимы.

Поэтому не станем ориентироваться на предельно точные и сложные определения (да в этом и нет необходимости) — опишем лишь основные понятия, наиболее часто встречающиеся в современной отечественной и зарубежной литературе, их содержание и соотношение лишь в самом общем виде, не вдаваясь в подробности и детали.

Начнем мы свое исследование с понятия «рекреация». В научной литературе термин рекреация появился в США в конце 90-х годов XIX века. Он появился только с введением нормированного рабочего дня, второго выходного дня, летних отпусков. Рекреация, соответственно, это восстановление, оздоровление и пространство, где осуществляются эти виды деятельности. Как уже было сказано выше, рекреация в переводе с латыни означает восстановление, отдых. Именно эта точка зрения бытовала в отечественной (в основном, в советской) литературе. В современной литературе, изданной в последние годы, наблюдается переход к новому видению рекреации.

В частности, В. А. Квартальное в одной из своих последних работ (Энциклопедия туризма, 2000) приводит следующие определения данного понятия. Рекреация — это: расширенное воспроизводство физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека; любая игра, развлечение и т. п. используемые для восстановления физических и умственных сил; наиболее быстро развивающийся сегмент индустрии досуга, связанный с участием населения в активном отдыхе на открытом воздухе, приходящийся преимущественно на уик-энд; перестройка организма и человеческих популяций, обеспечивающая возможность активной деятельности при различных условиях, характере и изменениях окружающей среды;цивилизованный отдых, обеспечиваемый различными видами профилактики заболеваний в стационарных условиях, экскурсионно-туристскими мероприятиями, а также в процессе занятий физическими упражнениями.

7 стр., 3241 слов

Основные функции и особенности деятельности специалистов по физической рекреации

... занятий и т. д. По общественной функции и технологии выделяются лечебная, оздоровительная, спортивная и познавательная рекреационная деятельность. Лечебно-курортная рекреация ... территориальных формах организации рекреационной деятельности. Рекреационные потребности проявляются на трех уровнях организации людей: общество – группа – индивид. · Общественные рекреационные потребности являются ведущими. ...

Рекреация и туризм пересекаются: рекреация — все виды деятельности, не связанные с переменой места жительства; туризм — это учеба, деловой туризм, лечебная рекреация, шоп-туры, политический туризм.

Следовательно, зона их пересечения — все виды туризма, которые направлены на восстановление, выздоровление, релаксацию, дачный отдых, паломничество, экотуризм. Согласно приведенной точке зрения, выделяют три последовательные фазы рекреации: «образ» — отражает характер и структуру рекреационных потребностей и формируемой ими избирательности времени, мест и форм отдыха; «ситуация» — характеризует систему рекреационных занятий; «след» — определяет эффективность рекреации, включая эмоциональные аспекты — воспоминания.

Некоторыми исследователями рекреация определяется как массив времени, в ходе которого происходит восстановление производительных сил человека, либо как деятельность, направленная на это восстановление.

Альтернативную точку зрения представляет подход, когда рекреация рассматривается как функция всякой деятельности, всякого времени и всякой территории. С понятием рекреации непосредственно связано понятие «отдых».Отдых — любая человеческая деятельность, которая не направлена на удовлетворение физиологических потребностей (путешествия, хобби, собирательство, рыбная ловля, охота и т. д.).По мнению Т. В. Николаенко, отдых (рекреация) — любая деятельность или бездеятельность, направленная на восстановление сил человека, которая может осуществляться.

11 стр., 5260 слов

Комплекс упражнений № 1 Горизонтальная восьмёрка

Кнопки мозга. Бесспорно, все мы знаем, что наш мозг находится в черепной коробке в непрерывной связи с остальными частями нашего тела. Но на практике, когда мы исследуем мышление, пробуем стимулировать его, создавать благоприятные условия для учения и творчества, мы стремимся рассматривать его как бестелесный процесс, словно роль тела заключается только в том, чтобы "переносить" мозг с места на ...

Вывод. Таким образом, рекреационные ресурсы рассматриваются как один из факторов развития туризма и основа для планирования производства туристического продукта.

2. Рекреационная деятельность как специфическая деятельность общества относительно организации условий для удовлетворения населения его потребностей в отдыхе

Рекреационные потребности реализуются в определенных видах рекреационной деятельности, под которой понимается деятельность в свободное время, направленная на восстановление и развитие психических, физических и духовных сил человека.

Можно выделить 2 основные функции свободного времени:

1. Функция восстановления сил человека, поглощаемых сферой труда и иными непреложными занятиями;

2. Функция духовного и физического развития.

Восстановительные функции (психофизиологические) включают: питание, сон, движение. Они выполняют функции простого восстановления психофизиологических параметров. Функции развития (духовно-интеллектуальные) включают: оздоровление, познание, общение.

Виды рекреационной деятельности имеют определенное количество способов реализации, называемыми рекреационными занятиями.

Среди совокупности занятий, совершаемых в процессе рекреационной деятельности можно выделить собственно рекреационные занятия (купание, пешие прогулки, сбор грибов и ягод и т. д.) в отличие от удовлетворения повседневных физиологически необходимых потребностей (сон, питание).

По типологии собственно рекреационных занятий можно выделить2 группы, объединяющие 4 основных типа занятий.

1. Группа восстановления:

а) рекреационно-лечебные занятия;

б) рекреационно-оздоровительные занятия.

2. Группа развития:

а) рекреационно-спортивные занятия;

б) рекреационно-познавательные занятия.

Рекреационно-лечебные занятия представляют собой систему занятий, жестко определяемых методами санаторно-курортного лечения. Тип рекреационно-оздоровительных занятий гораздо более разнообразен. Сюда входят прогулки, купание, воздушные и солнечные ванны, игры, сбор грибов и ягод, охота, пассивный отдых и т. д.

Рекреационно-спортивные занятия направлены преимущественно на развитие физических сил человека. Рекреационно-познавательные занятия призваны духовно развивать человека. Многие виды рекреационных занятий в реальной ситуации комбинируются. Рекреант может сознательно в течение определенного отрезка времени комбинировать рекреационные занятия. Очевидно, что чем больше совмещений, тем эффективнее протекает рекреационная деятельность, так как в единицу времени больше удовлетворяется рекреационных потребностей.

Устойчивая комбинация повторяющихся рекреационных занятий за определенный отрезок времени получила название цикла рекреационной деятельности (ЦРД).

ЦРД представляет как бы сюжетную канву будущей туристской программы, позволяет на основе поведенческих возможностей и образцов реализовать конкретные рекреационные цели, мотивации и притязания туристов посредством выбора сочетаний ТРД как эталонов рекреационной деятельности. В отсутствие ТРД каждый человек самостоятельно неосознанно конструирует ЦРД, исходя из собственных представлений о полезности и аттрактивности рекреационной деятельности, привычек, моды, цен, денежных доходов и других факторов.

Чаще всего самостоятельно организованная деятельность слабо отвечает рекреационным потребностям. ЦРД должен удовлетворять двум фундаментальным требованиям: рекреационной полезности и индивидуальной привлекательности. Разработанная процедура формирования ЦРД позволяет проделать эту работу за туриста и рекомендовать ему оптимальные сочетания элементарных рекреационных занятий. ЦРД выступают структурной композицией рекреационной деятельности, обладающей внутренней целостностью и консервативностью, являются предметом организации и конструирования в рекреационных системах и туристских центрах.

Таким образом, ЦРД составляют системную структуру, адекватно отражающую свойства и отношения как субъекта, так и объекта рекреации. С их помощью возможно учесть рекреационные потребности и сформулировать требования к условиям их реализации, определить технологию обслуживания.

Суточный цикл рекреационной деятельности, как определенное сочетание комплексов одновременных занятий или занятий, совершаемых в течение небольших отрезков времени, может быть рассмотрен как первичная ячейка. Суточные циклы могут многократно повторяться в течение определенного продолжительного отрезка времени. Можно выделить циклы отпуска, жизненный цикл, цикл, характерный для определенной возрастной градации (детство, юность и т. д.).

Жизненные циклы рекреационной деятельности проявляются в чередовании видов и форм рекреации, географических районов и т. д. Циклы рекреационной деятельности можно различать и по их общественной функции и технологии: лечебные, оздоровительные, спортивные и познавательные.

Разнообразие, комбинирование и цикличность рекреационных занятий непосредственным образом связаны со свойствами рекреационных территорий и их организацией. Разнообразию занятий должно соответствовать разнообразие рекреационных ресурсов. Комбинирование и цикличность также возможны при наличии разнообразных ресурсов на определенной территории.

В заключение необходимо отметить 3 основные тенденции в эволюции рекреационной деятельности:

· возрастание относительного значения оздоровительных, спортивных и познавательных занятий.

· относительное снижение лечебных занятий при абсолютном росте всех видов занятий.

· возникновение новых, ранее не практиковавшихся рекреационных занятий.

3. Подсистемы рекреационных систем

Целостность системы определяется ее функциями в жизни человека, группы, общества, положением в социально-экономической и демоэкологической суперсистеме. Системообразующей связью выступает рекреационная деятельность как отдыхающих, так и организаторов отдыха.

Отдыхающие. Центральный элемент рекреационной системы, определяющий сам факт ее возникновения и развития. С позиций социологии и экологии это событийная группа, т. е. обязанная своим существованием некоторому событию в данном случае возникновению свободного от непреложных занятий времени. На характер потребностей, избирательность к видам, формам и условиям рекреационной деятельности влияют принадлежность человека к определенной социальной и национально-этнической группе, его культурная ориентация, условия и образ жизни, предшествующий опыт рекреационной деятельности, имеющаяся информация о возможностях удовлетворения потребностей и реальная (доступная) сеть рекреационных учреждений и мест отдыха.

В последнее время внимание привлекается не только к социопсихологическим и культурно-психологическим, но и к группам, выделяющимся по специфике темперамента, мобильности психики. В этом видится стремление приблизиться к самой личности отдыхающих. Предложены десятки классификаций подобных групп. Так, в типологии, разработанной У. Шелдоном, учитываются взаимосвязи людей с природой. Им выделены следующие типы:

эктоморфный — отличается стремлением сосредоточиться на своем внутреннем состоянии, воспринимать окружающий мир исходя из своего настроения, а не таким, каков он на самом деле;

мезоморфный — характеризуется любовью к природе как источнику оптимизма, месту деятельности; для них природа — объект воздействия;

эндоморфный — релаксирующий, чувственный, открытый для восприятия природы, чувствующий ее основные аспекты — физические и эстетические.

Таким образом, подсистему «отдыхающие» составляет множество гетерогенных групп, отличающихся как потребностями, так и ценностными установками их удовлетворения, различным восприятием элементов других подсистем и других групп отдыхающих.

Важнейшими общими чертами группы отдыхающих выступают избирательность, способность к адаптации, самоорганизация. Избирательность определяется как формирование отдыхающими своего отношения к другим подсистемам и малым группам самой подсистемы на основе не просто информации, а оценочных суждений в обстоятельствах гораздо большей свободы выбора, чем в условиях труда. Основу этого свойства составляет различие требований к условиям деятельности. Адаптацией называют процесс приспособления к изменяющимся свойствам каждой из подсистем, их комбинациям с помощью психофизиологических, поведенческих и социокультурных механизмов. Одно из свойств подсистемы «отдыхающие» — тенденция к самоорганизации малых партнерских групп, выступающих ячейками самоорганизованной деятельности, которая по мере развития рекреационной культуры населения и совершенствования рекреационных систем получает возможность проявляться все в большей мере.

Природные и культурные комплексы. Они в рекреационной системе характеризуются, прежде всего, мерой соответствия потребностям отдыхающих (комфортностью и привлекательностью) и потребностям органа управления — пространственной и временной емкостью, надежностью.

Если первая наиболее тесно связана с климатическими условиями, то вторая во многом определяется характером открытости или закрытости пейзажей, ощущением тесноты от скопления людей или, наоборот, одиночества, сенсорной избыточности или недостаточности, темпа смены впечатлений, звуковой насыщенности и др. Надежность способность безотказно удовлетворять потребности. Понятие это охватывает как устойчивость комфортных погод, так и возможность посещений культурного комплекса в любое удобное для отдыхающих время. В первом приближении могут быть выделены системы, где ведущая роль принадлежит либо природным, либо культурным комплексам. Природные комплексы — ведущие при организации курортно-лечебного, оздоровительного и спортивного отдыха. Роль культурных комплексов особенно велика в культурно-познавательном туризме.

Природные комплексы — это целостные сочетания природных компонентов, обеспечивающих осуществление циклов рекреационной деятельности при соответствующей степени комфортности условий отдыха. Природные комплексы составляют одну из самых важных подсистем рекреационной системы, поскольку уже само наличие участка природы с благоприятными климатическими условиями, красивыми пейзажами, разнообразной растительностью и близостью водоема обусловливает возникновение здесь простейшей рекреационной системы (отдыхающие — природный комплекс).

В настоящее время роль малоизмененных природных комплексов сократилась, одновременно с этим возросла их ценность. Заметно усилился интерес к созданию и развитию особо охраняемых природных территорий заповедников и особенно национальных парков. Одновременно с этими тенденциями изменяется и характер использования природных комплексов. Этот процесс был прослежен Б. Б. Родома-ном, который выделил ряд стадий.

1. Изъятие природных тел из ландшафта в процессе любительских занятий (охоты, рыбной ловли, сбора грибов и ягод).

2. Использование природных факторов без изъятия их из природы (купание, солнечные ванны).

3. Восприятие познавательной и эстетической информации (туризм, прогулки).

4. Передача другим людям своих знаний о природе, ее красоте (организатор туристских групп).

В числе таких же стадий могут быть названы сопереживание, стремление людей сохранить наиболее ценные естественные природные биоценозы, благоустроить, восстановить нарушенные участки природы. Таким образом, намечается как бы два типа отношений к природе в рамках рекреационной системы:

1) преобразование природы в соответствии с требованиями населения по организации мест массового отдыха, приспособленных для размещения там многочисленного контингента отдыхающих;

2) приспособление, адаптация отдыхающих к уже существующим природным комплексам, стремление людей построить свои взаимоотношения с природой на основе сохранения уже сформировавшихся ранее природных комплексов.

Среди важнейших свойств природных комплексов называют, прежде всего, аттрактивность, надежность и емкость.

Аттрактивность природных комплексов определяется комфортностью условий отдыха и соответствием их свойств и эстетических качеств определенным технологиям рекреационной деятельности. Комфортность отдыха обусловлена, прежде всего, климатическими и микроклиматическими характеристиками природного комплекса — температурным режимом, влажностью и осадками, атмосферным давлением, числом дней солнечного сияния и др. Однако не менее важную роль играют психоэмоциональные характеристики природы. Эстетические свойства природы также влияют на аттрактивность природных комплексов.

Надежность природных комплексов — устойчивость к рекреационным нагрузкам, а также их разнообразие, поскольку это дает возможность отдыхающим менять характер использования этого комплекса, предопределяет лабильность их поведения. Устойчивость природных комплексов объясняется их возможностями противостоять различным воздействиям — природным и антропогенным.

Емкость природных комплексов определяется как способность территории вмещать определенное количество туристов и рекреантов, при котором не происходит нарушения экологического равновесия. Емкость может быть как нормативной, так и предельно допустимой (критической).

Культурные комплексы — сочетание объектов материальной и духовной культуры. Среди них и искусственные сооружения, и сами люди с их языком, обычаями, традициями, обрядами. Когда говорят о крупном территориально-культурном комплексе, имеют в виду не только архитектурные ансамбли, но и всю социокультурную среду, традиции и обычаи, сохранившиеся в народе, особенности его быта и хозяйственной деятельности. Культурные комплексы обеспечивают реализацию многих функций, необходимых для нормального функционирования рекреационной системы. Они создают возможность более эффективного оздоровления и курортного лечения, повышая эстетическую ценность среды, ее разнообразие, делают ее более аттрактивной для отдыхающих. Особенно велико их значение в удовлетворении познавательных потребностей людей. Технические комплексы. Технические подсистемы призваны облегчить отдыхающим доступ и адаптацию к природным комплексам, увеличить надежность их функционирования. Они служат также адаптирующими средствами, удовлетворяющими потребности отдыхающих и обслуживающего персонала. Развитие природно-технических. и технических систем, совершенствование технических устройств, облегчающих труд обслуживающего персонала, создает новые возможности для включения в рекреационные системы новейших элементов, природных и культурных компонентов, позволяют обеспечить их лучшую доступность и сохранность.

Среди наиболее важных свойств технических подсистем отметим надежность, экологичность. Надежность технических сооружений определяется их возможностями противостоять процессам, ведущим к физическому и моральному износу, снижению комфортности условий отдыха. Они должны обладать определенным запасом прочности, защищающим их от разрушительных функциональных перегрузок. Особо место занимает безотказность и безаварийность работы систем энерго- и водоснабжения, очистных сооружений и канализационных сетей, систем обеспечения минеральной водой. Поскольку свойства природных и культурных комплексов выступают важными системообразующими факторами, не меньшее внимание при создании и функционировании технических подсистем должно быть уделено усилиям по сохранению окружающей среды (экологичность).

Обслуживающий персонал. Роль обслуживающего персонала в системе определяется тем, что он обеспечивает взаимосвязь отдыхающих с природными и культурными комплексами, техническими системами, а также общение их между собой. Этим понятием охватывается широкая группа людей, занятых как непосредственно бытовым, медицинским, культурным, транспортным обслуживанием отдыхающих, так и эксплуатацией технических сооружений, природных и культурных комплексов.

И. В. Зорин установил, что в крупных развитых системах проявляется своеобразное эшелонирование этой группы. Каждый эшелон характеризует меру близости обслуживающего персонала к отдыхающим. Так, первый эшелон, или контактную группу, образуют лица, которые в силу своих обязанностей непосредственно контактируют с отдыхающими. Второй эшелон состоит из рабочих и служащих, обеспечивающих деятельность технической подсистемы, природных и культурных комплексов в пределах предприятий отдыха. Третий эшелон составляют работники общекурортных служб, обеспечивающие прямые потребности предприятий отдыха. Следующие эшелоны формируются работниками, оказывающими услуги обслуживающему персоналу.

Орган управления. Обозначенный этим понятием элемент рекреационной системы, как и любой орган управления, должен обеспечить: сохранение структуры системы, поддержание режима ее деятельности, реализацию целей, общих функций системы. В сфере рекреационной и туристской деятельности имеется как минимум два уровня управления.

Первый из них — управление, расположенное как бы вне конкретной системы. Оно составляет элемент суперсистемы, т. е. формирует рекреационную политику региона, изучает потребности, планирует, проектирует и принимает решения о создании или развитии конкретных рекреационных систем, управляет потоками отдыхающих, согласует рекреационную с другими видами деятельности. К этой системе относятся законодательные органы, разрабатывающие общую стратегию туристско-рекреационного обеспечения населения, туристско-рекреационную политику как часть общей социальной политики.

Другой характерный уровень — орган управления, входящий в качестве неотъемлемой части в любую конкретную рекреационную систему. Он обеспечивает сбор информации о состоянии подсистем, об удовлетворении потребностей туристов, о степени соответствия природных комплексов требованиям туристов, о степени сохранения полезных свойств и возможностях технических систем, о состоянии обслуживающего персонала. Орган управления осуществляет организацию связи между всеми подсистемами и в силу этого — общую устойчивость системы и эффективность выполнения ею своей функции.