Областное государственное автономное профессиональное
Образовательное учреждение среднего
Профессионального образования
«Белгородский педагогический колледж»
СОГЛАСОВАНО Работодатель ______________________ должность ______________________ наименование учреждения ______________________ ФИО «___»________________2016 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ________________Е.А.Попова «___»________________2016 г. | |
Рассмотрено на заседании ЦМК протокол № ____ от «___» _______2016 г. Председатель ЦМК _________ Е.А.Киселева |
ПРОГРАММА
Экзамена квалификационного по профессиональному модулю
ПМ.03 ОБУЧЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
По специальности 050710
«Специальное дошкольное образование»
Квалификация:
Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в
развитии и с сохранным развитием
Белгород 2016
Форма промежуточной аттестации по итогам освоения профессионального модуля – экзамен квалификационный.
Экзамен квалификационный по профессиональному модулю проверяет готовность обучающегося к выполнению соответствующего вида профессиональной деятельности:Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья
1. Экзамен квалификационный по профессиональному модулю включает контроль знаний по МДК и видам практик:
МДК.03.01. Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с нарушениями интеллекта
МДК 03.02. Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с задержкой психического развития и недостатками речевого развития
МДК.03.03. Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с недостатками слухового и зрительного восприятия
МДК.03.04. Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
МДК.03.05. Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с недостатками эмоционально-личностных отношений и поведения
Учебная практика «Практика наблюдений организации деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья»
Производственная практика «Планирование и организация деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья»
Коды проверяемых компетенций:
ПК 3.1 | Планировать различные виды деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья в течение дня. |
ПК 3.2 | Организовывать игровую и продуктивную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование), посильный труд и самообслуживание, общение детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. |
ПК 3.3 | Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. |
ПК 3.4 | Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья. |
ПК 3.5 | Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. |
ПК 3.6 | Проводить занятия. |
ПК 3.7 | Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. |
ПК 3.8 | Анализировать проведенные занятия. |
ПК 3.9 | Вести документацию, обеспечивающую образовательный процесс. |
ПК 5.1 | Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом состояния здоровья, особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников. |
ПК 5.2 | Создавать в группе предметно-развивающую среду. |
ПК 5.3 | Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного и специального дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. |
ПК 5.4 | Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. |
ПК 5.5 | Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного и специального дошкольного образования. |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 | Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4 | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. |
ОК 7 | Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 | Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий |
ОК 10 | Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. |
ОК 11 | Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. |
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля* | |
ПК 3.1-3.9 ПК 5.1-5.5 | Раздел 1. Организация различных видов деятельности, общения и обучения дошкольников с нарушением интеллекта | |
ПК 3.1-3.9 ПК 5.1-5.5 | Раздел 2Организация различных видов деятельности, общения и обучения дошкольников с задержкой психического развития | |
ПК 3.1-3.9 ПК 5.1-5.5 | Раздел 3. Организация различных видов деятельности, общения и обучения дошкольников с недостатками речевого развития | |
ПК 3.1-3.9 ПК 5.1-5.5 | Раздел 4. Организация различных видов деятельности, общения и обучения дошкольников с недостатками слухового восприятия | |
ПК 3.1-3.9 ПК 5.1-5.5 | Раздел 5. Организация различных видов деятельности, общения и обучения дошкольников с недостатками зрительного восприятия | |
ПК 3.1-3.9 ПК 5.1-5.5 | Раздел 6. Организация различных видов деятельности, общения и обучения дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата | |
ПК 3.1-3.9 ПК 5.1-5.5 | Раздел 7. Организация различных видов деятельности, общения и обучения дошкольников с недостатками эмоционально-личностных отношений и поведения |
2. Объем времени на подготовку и проведение экзамена квалификационного – навыполнение практического задания – 1 час (академический), на устный ответ по билету – 0,5 часа.
3. Сроки проведения- в соответствии с утвержденным графиком.
ПК 3.4, ПК 3.5, ПК 3.6, ПК 3.7, ПК 3.8, ПК 5.2, ОК 1, ОК 2, ОК 7, ОК 10.
Текст задания:
· Разработайте конспект и проведите игровую обучающую ситуацию для детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха по сенсорному воспитанию.
· Сформулируйте задачи игровой обучающей ситуации.
· На основе анализа программы для детей дошкольного возраста с нарушением слуха установите соответствие задач и программных требований.
· Разработайте структуру и содержание игровой обучающей ситуации в соответствии с темой и с учётом интеграции образовательных областей.
· Обоснуйте целесообразность организации и проведения предложенного варианта игровой обучающей ситуации с детьми с нарушением слуха.
Задание 7
Коды проверяемых компетенций:
ПК 3.4, ПК 3.5, ПК 3.6, ПК 3.7, ПК 3.8, ПК 5.2, ОК 1, ОК 2, ОК 7, ОК 10.
Текст задания:
· Разработайте конспект и проведите игровую обучающую ситуацию для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения по сенсорному воспитанию.
· Сформулируйте задачи игровой обучающей ситуации.
· На основе анализа программы для детей дошкольного возраста с нарушением зрения установите соответствие задач и программных требований.
· Разработайте структуру и содержание игровой обучающей ситуации в соответствии с темой и с учётом интеграции образовательных областей.
· Обоснуйте целесообразность организации и проведения предложенного варианта игровой обучающей ситуации с детьми с нарушением зрения.
Задание 8
Коды проверяемых компетенций:
ПК 3.4, ПК 3.5, ПК 3.6, ПК 3.7, ПК 3.8, ПК 5.2, ОК 1, ОК 2, ОК 7, ОК 10.
Текст задания:
· Разработайте конспект игровой обучающей ситуации для детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата по сенсорному воспитанию.
· Сформулируйте задачи игровой обучающей ситуации.
· На основе анализа программы для детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата установите соответствие задач и программных требований.
· Разработайте структуру и содержание игровой обучающей ситуации в соответствии с темой и с учётом интеграции образовательных областей.
· Обоснуйте целесообразность организации и проведения предложенного варианта игровой обучающей ситуации с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Задание 9
Коды проверяемых компетенций:
ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.4, ПК 3.5, ПК 3.6, ПК 3.7, ПК 5.2, ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 7, ОК 10.
Текст задания:
· Разработайте план-конспект дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. (3 игры).
· Сформулируйте цели дидактических игр.
· На основе анализа целей спрогнозируйте результативность влияния игр на дошкольников с нарушением интеллекта.
· Организуйте и проведите дидактические игры, обоснуйте соответствие содержания игр специфике нарушения детей.
Задание 10
Коды проверяемых компетенций:
ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.4, ПК 3.5, ПК 3.6, ПК 3.7, ПК 5.2, ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 7, ОК 10.
Текст задания:
Разработайте план-конспект дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха (3 игры).
Сформулируйте цели дидактических игр.
На основе анализа целей спрогнозируйте результативность влияния игр на дошкольников с нарушением слуха.
Организуйте и проведите дидактические игры, обоснуйте соответствие содержания игр специфике нарушения детей.
Задание 11
Коды проверяемых компетенций:
ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.4, ПК 3.5, ПК 3.6, ПК 3.7, ПК 5.2, ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 7, ОК 10.
Текст задания:
· Разработайте план-конспект дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата (3 игры).
· Сформулируйте цели дидактических игр.
· На основе анализа целей спрогнозируйте результативность влияния игр на дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата.
· Организуйте и проведите дидактические игры, обоснуйте соответствие содержания игр специфике нарушения детей.
Задание 12
Коды проверяемых компетенций:
ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.4, ПК 3.5, ПК 3.6, ПК 3.7, ПК 5.2, ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 7, ОК 10.
Текст задания:
· Разработайте план-конспект дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста с нарушением поведения (2-3 игры).
Тип нарушения поведения по выбору студента.
· Сформулируйте цели дидактических игр.
· На основе анализа целей спрогнозируйте результативность влияния игр на дошкольников с нарушением поведения.
· Организуйте и проведите дидактические игры, обоснуйте соответствие содержания игр специфике нарушения детей.
Задание 13
Коды проверяемых компетенций:
ПК 3.2, ПК 3.4, ПК 5.2, ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 7, ОК 10.
Текст задания:
· Разработайте конспект проведения коллективного труда для детей подготовительного возраста с нарушением речи.
· Сформулируйте цели коллективного труда, укажите оборудование, необходимое для организации коллективного труда.
· Продемонстрируйте организационное начало коллективного труда.
· Обоснуйте целесообразность проведения коллективной формы труда в коррекции обозначенного нарушения у данной категории дошкольников.
Задание 14
Коды проверяемых компетенций:
ПК 3.2, ПК 3.4, ПК 5.2, ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 7, ОК 10.
Текст задания:
· Разработайте конспект проведения коллективного труда для детей подготовительного возраста с задержкой психического развития.
· Сформулируйте цели коллективного труда, укажите оборудование, необходимое для организации коллективного труда.
· Продемонстрируйте организационное начало коллективного труда.
· Обоснуйте целесообразность проведения коллективной формы труда в коррекции обозначенного нарушения у данной категории дошкольников.
Задание 15
Коды проверяемых компетенций:
ПК 3.2, ПК 3.3, ПК 3.4, ПК 5.2, ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 7, ОК 10.
Текст задания:
· Разработайте конспект образовательной деятельности — экскурсии по ознакомлению с природными явлениями для детей подготовительного дошкольного возраста с нарушением речи.
· Сформулируйте задачи образовательной деятельности в соответствии с темой.
· Запланируйте целесообразные варианты предварительной и последующей работы с детьми по теме вашего конспекта.
· Продемонстрируйте методы и приемы ознакомления старших дошкольников с природными явлениями и обоснуйте целесообразность их выбора при организации и проведении экскурсии с детьми с нарушением речи.
Задание 16
Коды проверяемых компетенций:
ПК 3.2, ПК 3.3, ПК 3.4, ПК 5.2, ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 7, ОК 10.
Текст задания:
· Разработайте план-конспект дидактических игр, направленных на воспитание речемыслительной деятельности детей старшей группы с нарушением речи. (2-3 игры).
· Сформулируйте цели дидактических игр.
· Определите дидактическую ценность предложенных вами игр.
· Предложите стимульный материал к проведению игр для детей с нарушением речи.
· Организуйте и проведите дидактические игры, обоснуйте соответствие содержания игр специфике нарушения детей.
Задание 17
Коды проверяемых компетенций:
ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.4, ПК 3.5, , ПК 3.7, ПК 3.8, ПК 5.2, ОК 1, ОК 2,ОК 7,
ОК 10, ОК 11
Текст задания:
· Разработайте конспект образовательной деятельности по развитию речи в группе детей подготовительного возраста с недостатками речевого развития (тема по выбору).
· Сформулируйте тему, цель, задачи и содержание образовательной деятельности.
· Выделите структурные компоненты образовательной деятельности, целесообразность их планирования.
· Определите оборудование для проведения данного занятия.
· Продемонстрируйте варианты использования методов и приемов в соответствии с предложенным конспектом и обоснуйте целесообразность их выбора для детей с недостатками речевого развития.
· Смоделируйте возможности использования информационно-коммуникационных технологий в процессе данной образовательной деятельности.
Задание 18
Коды проверяемых компетенций:
ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.4, ПК 3.5, , ПК 3.7, ПК 3.8, ПК 5.2, ОК 1, ОК 2,ОК 7,
ОК 10, ОК 11
Текст задания:
· Разработайте конспект образовательной деятельности по развитию математических представлений у детей подготовительной группы с задержкой психического развития (тема по выбору студента).
· Сформулируйте тему, цель, задачи и содержание образовательной деятельности.
· Выделите структурные компоненты непосредственно образовательной деятельности, целесообразность их планирования.
· Определите оборудование для проведения данного занятия.
· Продемонстрируйте варианты использования методов и приемов в соответствии с предложенным конспектом и обоснуйте целесообразность их выбора для детей с задержкой психического развития.
· Смоделируйте возможности использования информационно-коммуникационных технологий в процессе данной образовательной деятельности.
Задание 19
Коды проверяемых компетенций:
Основные показатели оценки результата
(по профессиональным компетенциям)
Названия и коды проверяемых компетенций | Показатели оценки результата | Оценка |
ПК 3.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья в течение дня. | Дидактическая целесообразность планирования различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья в течение дня; соответствие содержания планирования программным требованиям, возрастным и индивидуально-психологическим особенностям детей с ограниченными возможностями здоровья. | 5 «отлично» |
Дидактическая целесообразность планирования различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья в течение дня; имеются несущественные ошибки в соответствии содержания планирования программным требованиям, возрастным и индивидуально-психологическим особенностям детей с ограниченными возможностями здоровья. | 4 «хорошо» | |
Планирование различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья в течение дня представлено без учета программных требований; допускаются грубые ошибки при учете возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья. | 3 «удовлетвори- тельно» | |
Планирование различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья в течение дня не представлено или содержит представлено без учета программных требований; при планировании не учитываются возрастные и индивидуально-психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. | 2 «неудовлетворительно» | |
ПК 3.2 Организовывать игровую и продуктивную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование), посильный труд и самообслуживание, общение детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. | Дидактически целесообразная организация игровой и продуктивной деятельности; использование различных методов, форм, средств организации деятельности и определение педагогических условий для организации общения детей с ограниченными возможностями здоровья. При организации игровой и продуктивных видов деятельности, посильного труда и самообслуживания, общения детей раннего и дошкольного возраста учтены психофизиологические и возрастные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. | 5 «отлично» |
Дидактически целесообразная организация игровой и продуктивной деятельности; использование различных методов, форм, средств организации деятельности и определение педагогических условий для организации общения детей с ограниченными возможностями здоровья. При организации игровой и продуктивных видов деятельности, посильного труда и самообслуживания, общения детей раннего и дошкольного возраста допускаются незначительные ошибки при учете психофизиологических и возрастных особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. | 4 «хорошо» | |
При организации игровой и продуктивной деятельности, при использовании различных методов, форм, средств организации деятельности и определении педагогических условий для организации общения детей с ограниченными возможностями здоровья допускаются грубые ошибки При организации игровой и продуктивных видов деятельности, посильного труда и самообслуживания, общения детей раннего и дошкольного возраста не учитываются психофизиологические и возрастные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. | 3 «удовлетвори- тельно» | |
Неумение организовать игровую и продуктивную деятельности детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, нецелесообразно использует методы, формы, средства организации деятельности; не учитываются психофизиологические и возрастные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. | 2 «неудовлетвори-тельно» | |
ПК 3.3. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. | Дидактически оправданный выбор содержательного компонента праздников и развлечений в соответствие с особенностями детей; методически грамотная организация праздников и развлечений развлечения для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья; правильность выбора форм, методов, средств и приемов при проведении праздников и развлечений для детей с ограниченными возможностями здоровья.; точность выполнения педагогических и гигиенических требований к организации праздников и развлечений; целесообразное использование технических и наглядных средств. | 5 «отлично» |
Дидактически оправданный выбор содержательного компонента праздников и развлечений в соответствие с особенностями детей; методически грамотная организация праздников и развлечений развлечения для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья; не всегда осуществлялся дидактически целесообразный выбора форм, методов, средств и приемов при проведении праздников и развлечений для детей с ограниченными возможностями здоровья; точность выполнения педагогических и гигиенических требований к организации праздников и развлечений; неоправданное использование технических и наглядных средств. | 4 «хорошо» | |
Несколько неоправданный выбор содержательного компонента праздников и развлечений в соответствие с особенностями детей; при организации праздников и развлечений для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья допускаются методические ошибки; не всегда осуществлялся дидактически целесообразный выбора форм, методов, средств и приемов при проведении праздников и развлечений для детей с ограниченными возможностями здоровья; неточность выполнения педагогических и гигиенических требований к организации праздников и развлечений; неоправданное использование технических и наглядных средств. | 3 «удовлетвори- тельно» | |
Проведение праздников и развлечений в соответствие с особенностями детей осуществлялось методически безграмотно; выбор форм, методов, средств и приемов при проведении праздников и развлечений для детей с ограниченными возможностями здоровья нецелесообразен; технические и наглядные средства не использовались. | 2 «неудовлетвори-тельно» | |
ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья. | Полнота и правильная аргументация анализа процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья соответствии с заданными целями. Правильность выделения структурных компонентов видов образовательной деятельности; точность определения целей различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья; аргументированность оценки организации деятельности воспитанников; выбора методов, форм, содержания в соответствии с видом нарушения; правильная оценка образовательной деятельности в целом и анализируемых аспектов. | 5 «отлично» |
Полнота и правильная аргументация анализа процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья соответствии с заданными целями. Правильность выделения структурных компонентов видов образовательной деятельности; точность определения целей различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья; аргументированность оценки организации деятельности воспитанников; допускаются несущественные ошибки в анализе методов, форм, содержания в соответствии с видом нарушения. | 4 «хорошо» | |
Недостаточная аргументация анализа процесс и результата организации различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья соответствии с заданными целями; допускаются ошибки в определении целей образовательной деятельности, в определении содержания, методов, форм, средств; неумение правильно обосновать соответствие содержания, методов обучения целям образовательной деятельности. | 3 «удовлетвори- тельно» | |
Неумение анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья; неумение определить цели образовательной деятельности и выделить структурные компоненты: содержание, методы, формы, средства. | 2 «неудовлетвори-тельно» | |
ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. | Правильность и точность определения целей, задач, планирования занятий с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. соответствие содержания плана конспекта занятия его целям, задачам, возрастным и индивидуально-психологическим особенностям детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья; обоснованность формулировки целей и задач занятий в соответствии с программными требованиями; дидактически целесообразное распределение времени, этапов занятия. | 5 «отлично» |
Правильность и точность определения целей, задач, планирования занятий с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. соответствие содержания плана конспекта занятия его целям, задачам, возрастным и индивидуально-психологическим особенностям детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья; имеются несущественные ошибки в формулировке целей и задач занятий в соответствии с программными требованиями; несколько нецелесообразное распределение времени, этапов занятия. | 4 «хорошо» | |
Правильно определена структура занятия; при определении целей и задач занятия и при планировании допускается много ошибок: содержание занятия не всегда соотносится с целями данного занятия, выбор методов и средств обучения дидактически нецелесообразен, в содержании не учитываются индивидуальные особенности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.. | 3 «удовлетвори- тельно» | |
Неправильно определены и сформулированы цели и задачи занятия; неправильно определена структура и содержание занятия; представленные конспекты содержат много грубых методических ошибок, либо конспекты не представлены. | 2 «неудовлетвори-тельно» | |
ПК 3.6. Проводить занятия. | Методически грамотное проведение занятия; соблюдение всех дидактических принципов; правильность выбора содержания, форм, методов, средств и приемов с учетом возрастных, индивидуальных, личностных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья; точность выполнения педагогических и гигиенических требований к организации занятия; оправданная дифференциация дошкольников для групповых и индивидуальных занятий; использование вербальных и невербальных средств стимуляции и поддержки детей, испытывающих затруднения в общении; целесообразное использование технических и наглядных средств. | 5 «отлично» |
Методически грамотное проведение занятия; достижение целей; соблюдение всех дидактических принципов; при проведении занятия выбор методов, технических и наглядных средств обучения не всегда осуществлялся дидактически целесообразно в соответствии с содержанием занятия и индивидуальными особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья | 4 «хорошо» | |
Содержание занятия соответствует теме и целям; при его проведении допускались методические ошибки: нарушались некоторые принципы обучения; недостаточно обоснован выбор методов, форм и средств обучения; цели занятия частично достигнуты; не использовались технические средства обучения, не учитывались индивидуальные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. | 3 «удовлетвори- тельно» | |
Проведение занятия осуществлялось методически безграмотно: не соблюдались структурные компоненты, нарушались принципы обучения, неправильный выбор методов, форм и содержания занятия; цели не достигнуты. | 2 «неудовлетвори-тельно» | |
ПК 3.7. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. | Правильность осуществления контроля, оценки процесса и результатов обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. соблюдение основных дидактических требований к контролю и оценке; грамотное оценивание продуктов деятельности детей; целесообразность использования видов и методов контроля на внеурочных занятия; верная интерпретация результатов обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. | 5 «лично» |
Правильность осуществления контроля, оценки процесса и результатов обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. соблюдение основных дидактических требований к контролю и оценке; грамотное оценивание продуктов деятельности детей; целесообразность использования видов и методов контроля на внеурочных занятия; допускаются несущественные ошибки в интерпретация результатов обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. | 4 «хорошо» | |
Контроль и оценка процесса и результатов обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с ошибками: нарушены некоторые требования к контролю и оценке; допускаются существенные ошибки в интерпретации результатов обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. | 3 «удовлетвори- тельно» | |
Контроль и оценка процесса и результатов обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья осуществляется методически безграмотно: не соблюдаются требования к контролю; допускаются грубые ошибки в интерпретации результатов обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. | 2 «неудовлетвори-тельно» | |
ПК 3.8. Анализировать проведенные занятия. | Полнота и правильная аргументация анализа проведенного занятия в соответствии с заданными целями. Правильность выделения структурных компонентов занятия: содержания, методов и приемов, форм, средств и обоснования их соответствия целям занятия, психофизиологическим особенностям детей;. Точность определения целей занятия и правильная оценка их реализации в ходе занятия; аргументированность оценки организации деятельности; выбора методов, форм, содержания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья. | 5 «отлично» |
Полнота и правильная аргументация анализа проведенного занятия в соответствии с заданными целями;равильность выделения структурных компонентов занятия: содержания, методов и приемов, форм, средств и обоснования их соответствия целям занятия, психофизиологическим особенностям детей;. допускаются несущественные ошибки при обосновании соответствия содержания, методов обучения целям занятия; недостаточная аргументированность оценки занятия в целом | 4 «хорошо» | |
Недостаточная аргументация анализа занятия в соответствии с заданными целями; допускаются ошибки в определении его целей, в выделении структурных компонентов занятия: содержания, методов, форм, средств; неумение правильно обосновать соответствие содержания, методов обучения и воспитания целям занятия; допускаются ошибки в аргументации оценки внеурочного занятия в целом; не учитывается индивидуальные особенности дошкольников и вид психофизиологического расстройства. | 3 «удовлетвори- тельно» | |
Неумение анализировать занятия в соответствии с заданными целями; неумение определить цели занятия и выделить в нем структурные компоненты: содержание, методы, формы, средства; неправильная оценка внеурочного занятия в целом; не учитывается индивидуальные особенности дошкольников и вид психофизиологического расстройства. | 2 «неудовлетвори-тельно» | |
ПК 3.9 Вести документацию, обеспечивающую образовательный процесс. | Правильность и аккуратность оформления документации в соответствии с требованиями; умение правильно в соответствии с программными требованиями осуществлять календарно-тематическое планирование; правильное оформление всех представленных конспектов с включением всех необходимых структурных компонентов; правильное составление психолого-педагогической характеристики на ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетов структуры нарушения; оформление документации в соответствие с требованиями к введению и оформлению и к нормам русского языка. | 5 «отлично» |
Правильность и аккуратность оформления документации в соответствии с требованиями; умение правильно в соответствии с программными требованиями осуществлять календарно-тематическое планирование; не соблюдены некоторые дидактические требования к оформлению всех представленных конспектов; несущественные ошибки при составлении психолого-педагогической характеристики на ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетов структуры нарушения. | 4 «хорошо» | |
Оформление документации в соответствии с требованиями; ошибки в составлении календарно-тематического планирования; не соблюдены некоторые дидактические требования к оформлению всех представленных конспектов; содержание конспектов неполное; грубые ошибки при составлении психолого-педагогической характеристики на ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетов структуры нарушения. | 3 «удовлетвори- тельно» | |
Неумение составить календарно-тематический план; конспекты занятий оформлены неправильно; е соблюдены дидактические требования к содержанию и структуре конспекта занятия. | 2 «неудовлетвори-тельно» | |
ПК 5.1 Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом состояния здоровья, особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников. | Оправданный выбор рабочих программ и учебно-тематических планов для работы с различными категориями дошкольников; грамотная и целесообразная разработка методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) на основе примерных с учетом состояния здоровья, особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников. | 5 «отлично» |
Оправданный выбор рабочих программ и учебно-тематических планов для работы с различными категориями дошкольников; Небольшие недочеты в разработке методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) на основе примерных с учетом состояния здоровья, особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников; в недостаточной степени учитывается тип психофизиологического расстройства дошкольников; при разработке материалов соблюдаются требования к структуре и содержанию. | 4 «хорошо» | |
Недостаточная аргументированность выбора рабочих программ и учебно-тематических планов для работы с различными категориями дошкольников; разработка учебно-методических материалов сопровождается грубыми ошибками, без учета специфики нарушения; при разработке материалов в недостаточной степени соблюдаются требования к структуре и содержанию. | 3 «удовлетвори- тельно» | |
Отсутствие должной аргументации при выборе рабочих программ и учебно-тематических планов для работы с различными категориями дошкольников; неспособность разработать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида нарушения. | 2 «неудовлетвори-тельно» | |
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду. | Соответствие спроектированной модели групповой комнаты педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям; обоснованный и дидактически целесообразный отбор (выбор) педагогических средств создания в группе предметно-развивающей среды с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей; оправданное использование дидактических материалов; эстетическое оформление дидактики. | 5 «отлично» |
Соответствие спроектированной модели кабинета начальных классов педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям; недостаточно обоснованный выбор средств создания в группе предметно-развивающей среды; несколько неэстетическое оформление дидактического материала. | 4 «хорошо» | |
Спроектированная модель групповой комнаты в недостаточной степени соответствует педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям; необоснованный выбор средств создания в группе предметно-развивающей среды; неумение создавать дидактический материал. | 3 «удовлетвори- тельно» | |
Спроектированная модель групповой комнаты не соответствует педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям; отсутствие обоснования выбора средств создания в группе предметно-развивающей среды; неспособность спроектировать модель групповой комнаты. | 2 «неудовлетвори-тельно» | |
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного и специального дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. | Методически грамотная систематизация и оценка педагогического опыта и образовательных технологий осуществляется с учетом современных тенденций развития образования. Соответствие предъявляемым требованиям и полнота систематизации и самоанализа адаптированных методических разработок в методическом портфолио студента. Правильность в оценке эффективности выбранных образовательных технологий в области дошкольного и специального дошкольного образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников; правильность выбора профессиональной литературы для анализа и систематизации педагогического опыта. Адекватность самооценки собственной деятельности и оценки деятельности других педагогов | 5 «отлично» |
Методически грамотная систематизация и оценка педагогического опыта и образовательных технологий осуществляется с учетом современных тенденций развития образования. Соответствие предъявляемым требованиям и полнота систематизации и самоанализа адаптированных методических разработок в методическом портфолио студента. Правильность в оценке эффективности выбранных образовательных технологий в области дошкольного и специального дошкольного образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Адекватность самооценки собственной деятельности и оценки деятельности других педагогов. Допущены некоторые ошибки в выборе профессиональной литературы для анализа и систематизации педагогического опыта и образовательных технологий. | 4 «хорошо» | |
Систематизация и оценка педагогического опыта и образовательных технологий осуществляется без учета современных тенденций развития образования. Методический портфолио студента выполнен с нарушением предъявляемых требований; Недостаточная правильность в оценке педагогического опыта и эффективности выбранных образовательных технологий в области дошкольного и специального дошкольного образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Допущены ошибки в выборе профессиональной литературы для анализа и систематизации педагогического опыта и образовательных технологий. Незначительная неадекватность самооценки собственной деятельности и оценки деятельности других педагогов. | 3 «удовлетвори- тельно» | |
Неумение систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного и специального дошкольного образования. Неумение выбирать и изучать профессиональную литературу для систематизации педагогического опыта образовательных технологий. Неадекватность оценки своей деятельности и оценки деятельности других педагогов. | 2 «неудовлетвори-тельно» | |
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. | Соответствие оформленного студентом отчета, реферата, выступления, предъявляемым требованиям по содержанию и форме. Наличие в структуре реферата введения, теоретической части, заключения; списка использованных источников, оформленного в соответствии с требованиями; в тексте работы имеются ссылки на использованные источники. Представлена нумерация глав и параграфов, нумерация страниц; соблюдены требования в отношении объема работы. Оформление текста реферата, доклада осуществлено только на компьютере в соответствии с требованиями. Выступление, отчет изложены логично, последовательно, сделаны обобщающие выводы. | 5 «отлично» |
Соответствие оформленного студентом отчета, выступления, реферата предъявляемым требованиям к структуре, содержанию и оформлению. Имеются некоторые недочеты в изложении содержания, а также несущественные ошибки в оформлении работ | 4 «хорошо» | |
В оформленном студентом отчете, выступлении, реферате имеются грубые ошибки в изложении содержания: нет достаточной логичности и последовательности, не сделаны обобщающие выводы и др. Имеются нарушения некоторых требований по структуре и оформлению работ. | 3 «удовлетвори- тельно» | |
Несоответствие оформленного студентом отчета, выступления, реферата предъявляемым требованиям к содержанию этих работ, к их структуре и оформлению. Изложенное содержание не раскрывает тему, нет ссылок на использованные источники. | 2 «неудовлетвори-тельно» | |
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного и специального дошкольного образования. | Активное участие в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного и специального дошкольного образования: в конкурсах студенческих научно-исследовательских работ, научно-практических конференциях, в рамках педагогической практики. Умение грамотно и правильно выполнять исследовательскую работу: разрабатывать методологический аппарат исследования, обосновывать теоретические основы по выбранной проблеме, оптимально выбирать диагностические методы, проводить диагностику дошкольников в соответствии с целями исследования, планировать и реализовывать опытную работу, проектную деятельность, обобщать, обрабатывать и оформлять результаты. Соответствие спланированной и выполненной студентом исследовательской и проектной работы предъявляемым к педагогическому исследованию требованиям и реализации проектов в области дошкольного и специального дошкольного образования | 5 «отлично» |
Активное участие в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного и специального дошкольного образования в рамках педагогической практики. Умение выполнять исследовательскую работу: разрабатывать методологический аппарат исследования, обосновывать теоретические основы по выбранной проблеме, оптимально выбирать диагностические методы, проводить диагностику дошкольников в соответствии с целями исследования, планировать и реализовывать опытную работу, проектную деятельность, обобщать, обрабатывать и оформлять результаты. Допускаются некоторые ошибки в выборе методов исследования, в планировании опытной работы в соответствии с целями педагогического исследования | 4 «хорошо» | |
Участие в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного и специального дошкольного образования в рамках педагогической практики. При выполнении исследовательской работы допускаются ошибки в разработке методологического аппарата исследования, недостаточное обоснование теоретических основ по выбранной проблеме, ошибки в выборе диагностических методов, в планировании и реализации опытной работы в соответствии с целями педагогического исследования. Результаты представлены недостаточно грамотно | 3 «удовлетвори- тельно» | |
Исследовательская и проектная деятельность в области дошкольного и специального дошкольного образования в рамках педагогической практики осуществляется эпизодически; отсутствие теоретических и методических умений осуществлять исследовательскую и проектную деятельность; допущены грубые ошибки в определении методологического аппарата исследования, в выборе диагностических методов | 2 «неудовлетвори-тельно» |