Развитие внимания и памяти у детей дошкольного возраста
Развитие внимания у детей дошкольного возраста
На протяжении дошкольного возраста происходит развитие внимания в направлении от непроизвольного к произвольному. В младшем дошкольном возрасте внимание ребенка привлекается новизной, силой и другими специфическими раздражителями. Позднее внимание начинает привлекаться такими раздражителями, которые имеют сигнальное значение вследствие их непосредственной связи с удовлетворением потребности ребенка, а также объектами, связанными с яркими и эмоциональными переживаниями. С развитием произвольного внимания дети получают возможность направлять свое сознание на определенные предметы и явления, удерживать его в течение определенного времени.
Вопрос о генезисе и развитии произвольного внимания в детском возрасте был поставлен отечественными психологами Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым. Внимание ребенка с самого начала становится направляемым вниманием. Первоначально им руководят взрослые, однако вместе с постепенным овладением речью ребенок начинает овладевать таким же свойством управлять вниманием сначала в отношении других, а затем и в отношении себя.Вначале взрослый направляет внимание ребенка словами, создавая как бы добавочные указания – стрелки – к окружающим его вещам, и вырабатывает из слов могущественные стимулы-указания. Затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом или звуком как средством указания, т. е. обращать внимание взрослых на интересующий его предмет.
Эффективность всех психических процессов регулируется механизмами внимания, связанными с активацией кортикальных областей со стороны ядер ретикулярной формации. Если в раннем детстве внимание проявляется только в непроизвольной форме, то увеличение способов поведения с возрастом постепенно преобразует непроизвольное внимание в произвольное. Основной механизм этой важнейшей трансформации –формирующаяся речь ребенка, с помощью которой планируются действия и осуществляется над ними контроль. В.Г. Каменская отмечает, что возраст, от трех до семи лет связан с постепенным усилением роли произвольности в процессах внимания.К шести-семи годам наблюдается скачок в созревании лобных долей, что служит основой осознанной регуляции активационных процессов и базой для формирования произвольного внимания. Но для этого необходима направляющая деятельность взрослых через игру, речевое общение и управление поведением.
Формирование мотивационной готовности к обучению в школе у детей ...
... уровня развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержанным психическим развитием 2.2 Определение эффективности системы работы по ознакомлению детей с задержкой психического развития с ... целенаправленной деятельностью. В связи с этим считается целесообразным начинать систематическое обучение детей не ранее, чем у них возникает учебная мотивация ...
В среднем периоде дошкольного возраста произвольность внимания проявляется в способности ребенка к восприятию предметов и действию с ними по словесному предложению со стороны взрослого. Ребенок уже может сосредоточиться на том деле, которое предлагает ему взрослый. Однако период сосредоточения у четырех-, пятилетних детей не долог, не более 3-5 минут, к тому же дошкольник легко отвлекается на посторонние, не относящиеся к делу стимулы и события. Такая рассеянность обычна для дошкольников, так как внимание еще не приобрело необходимой устойчивости и концентрированности. Внимание в этом возрасте выглядит как лабильный, неустойчивый и слабо концентрированный процесс, который не может еще обеспечить высокой эффективности произвольной деятельности.Психофизиологической причиной этих свойств внимания выступает недостаточная зрелость лобных долей и несформированность длинных ассоциативных путей, связывающих передние отделы с проекционными зонами коры и расположенных в височных и затылочных долях мозга.
В психологии и педагогике в качестве основного средства развития произвольности внимания считают совместные общение и деятельность ребенка и взрослого, а также игру. Через игровую деятельность происходит становление произвольности поведения в целом, в том числе внимания, как важнейшего «усилителя» мышления.
К семи годам многие дошкольники способны произвольно управлять своим поведением, что служит основанием для выводов о достаточной степени развития произвольного внимания. Основные свойства произвольного внимания следующие:избирательность как настройка на восприятие сигнала, относящегося к осознанной цели; объем внимания – количество одновременно отчетливо осознаваемых предметов, необходимых для успешной деятельности; устойчивость и переключаемость – два взаимосвязанных динамических свойства, первое связано со стабильностью выполнения какой-либо деятельности, второе определяет способность произвольно завершать одно действие и переходить на другое; распределение как способность одновременного восприятия нескольких предметов, событий и организации нескольких действий с ними. Перечисленные свойства в полной мере относятся к произвольному вниманию взрослого человека, которое включено во все виды и формы осознанной целенаправленной его деятельности. В связи с тем, что активность, общение и поведение дошкольника далеко не полностью еще осознаваемы, произвольность его внимания проявляется в недостаточно зрелой форме.
Избирательность произвольного внимания дошкольника является функцией его спонтанной игровой деятельности, так как в игре он произвольно направляет свое внимание на то, что ему необходимо для нее. Пожалуй, основные достижения в процессе формирования произвольности внимания в дошкольном возрасте связаны с оттачиванием механизмов его избирательности. Остальные свойства внимания развиты намного слабее. Итак, произвольное внимание старшего дошкольника, несмотря на высокую степень сформированности, еще не совершенно и не полностью готово к обеспечению более сложного вида деятельности – учебной. Общей закономерностью является то, что устойчивость внимания увеличивается от младшего дошкольного к старшему.По данным А.А. Люблинской младшие дошкольники тратят на рассматривание картинки 6-7 с, а старшие рассматривают эти же картинки в течение 12-19 с. Средняя продолжительность продуктивной деятельности и средняя продолжительность отвлечений от нее зависят от возраста детей. Старшие дошкольники не только более длительное время могут заниматься малоинтересной для них работой по указанию взрослых, но и меньше делают отвлечений от нее.
Психическая деятельность – это свойство мозга
... БрГТУ, ЭФ, Ма-31. Психика – это отражение объективной действительности. Будучи свойством, продуктом мозговой деятельности, психика по своему содержанию является субъективным отражением объективного мира. Психические процессы ... чувства ли ты получаешь все свои понятия»,— писал он. Без деятельности мозга невозможны ни процессы памяти, ни воображение, ни мышление. Мозг — материальная основа психики, без ...
Факторами устойчивости внимания являются: интерес ребенка к материалу, его знакомость и понятность, связь с потребностями, комфортные или отвлекающие внимание условия, в которых деятельность выполняется, психическое состояние дошкольника, индивидуально-психологические особенности личности (такие, например, как уровень развития волевых свойств и свойства темперамента).
Свойства темперамента во многом определяют индивидуальные особенности свойств внимания детей, что не противоречит наличию общих возрастных закономерностей внимания в дошкольном возрасте. К возрастным особенностям внимания дошкольников относится быстрая отвлекаемостъ и трудность сосредоточения на непривлекательных объектах.В отвлекаемости внимания участвуют различные механизмы. Отвлекаемость может являться результатом торможения отдельных участков мозга вокруг очага оптимальной возбудимости по закону отрицательной индукции. Это характеризует непроизвольную, пассивную отвлекаемость от каких-либо раздражителей, которые могут даже недостаточно осознаваться, образуя некоторый фон.
Причинами неспособности детей сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени и появления рассеянности также могут быть:общее расстройство нервной системы (неврастения); малокровие; болезни носоглотки, затрудняющие поступление воздуха в легкие и, следовательно, обедняющие кислородное питание мозговых клеток; физическое и умственное утомление и переутомление, тяжелые переживания; перегрузка мозга большим количеством впечатлений; разбросанность интересов, неупорядоченность увлечений; неправильное воспитание ребенка в семье: отсутствие определенного режима в занятиях, развлечениях и отдыхе ребенка, выполнение всех его прихотей, освобождение от трудовых обязанностей; неинтересные однообразные занятия, на которых детям даются слишком легкие для них задания, не побуждающие к активной мыслительной деятельности.
Распределение, переключение и объем внимания у дошкольников (особенно у детей младшего дошкольного возраста) развиты недостаточно сильно. Распределение внимания во многом зависит от степени овладения теми видами деятельности, которые выполняются в рамках этого свойства внимания. Чем более значимо для детей выполнение какого-то действия, чем привычнее оно им стало, чем более оно освоено, тем легче его совмещать с выполнением другого действия. Дети дошкольного возраста способны распределять свое внимание в незначительной степени. Переключение внимания развивается в различных играх и упражнениях, которые требуют от ребенка быстрой ориентировки в неожиданно изменившейся обстановке. Развивающаяся речь ребенка, увеличивающаяся самостоятельность, разнообразие деятельности, в которую он включается, обусловливают увеличение объема внимания.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... способностей дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы к ... музыкальной деятельности. Она эстетизирует их, развивая при этом наблюдательность, память, мышление, интуицию, воображение. Дошкольный возраст является наиболее подходящим для ...
Развитие памяти у детей дошкольного возраста
Память –это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами память – это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения. Память – это удивительное свойство человеческого сознания, это возобновление в нашем сознании прошлого, образов того, что когда-то произвело на нас впечатление. Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. И сама память немыслима вне других психических процессов. Память имеет большое значение в жизни каждого человека, она обеспечивает непрерывность психической жизни. Благодаря ей мы запоминаем полученную информацию, сохраняем ее и при необходимости восстанавливаем, воспроизводим.
В зависимости от того, что запоминает человек, различают двигательную (запоминание собственных движений, выработка навыков), эмоциональную (память чувств), образную (образцы восприятия, мышления и воображения) и словесно-логическую (сохранение мыслей, общего смысла запоминаемой информации) память. Существует особая форма образной памяти – эйдическая, когда человек запоминает полученную информацию полно, детально, с фотографической точностью. Очень часто дошкольники обладают такой памятью и их способность к эйдетическим представлениям сохраняется на протяжении всего дошкольного детства. Разные виды памяти тесно связаны друг с другом и почти никогда не существуют изолированно.
Сохранение и воспроизведение информации зависит от богатства, содержательности и прочности связей, которые человек устанавливает при запоминании нового опыта с элементами уже имеющегося у него опыта. Поэтому овладение способами и приемами запоминания – единственный путь улучшения памяти.
Большая часть нашего опыта сохраняется в памяти без специальной цели запомнить, т.е. непроизвольно. Непроизвольное запоминание является дополнительным результатом восприятия, мышления, воображения.
При произвольном запоминании человек ставит перед собой цель запомнить что-либо для этого он выполняет действия запоминания, которые специально направлены на достижение этой цели. В действиях запоминания используются те же средства, что и в действиях восприятия, мышления, воображения (сенсорные эталоны, наглядные модели, понятия).
Но при запоминании человек устанавливает максимальное число связей между запоминаемым материалом и имеющимся опытом, а также между разными частями и сторонами самого запоминаемого материала.
Если запоминание происходит главным образом путем установления смысловых связей (это касается запоминания как мыслей, так и образов), оно называется смысловым. Запоминание, преимущественно основанное на повторениях, — механическим. Однако обычно при запоминании сочетается осмысление материала и его повторение.
В начале дошкольного детства память ребенка носит непроизвольный, пассивный характер. Запоминание происходит в ходе детских видов деятельности (игра, рисование, конструирование, слушание сказок и рассказов).
В среднем дошкольном возрасте начинает складываться произвольное запоминание. Впервые это проявляется в сюжетно-ролевой игре.
У старших дошкольников произвольное запоминание продолжает развиваться, но остается главным образом механическим. При заучивании дети старшего дошкольного возраста от повторений вслух переходят к повторению шепотом или про себя.
Память умственно отсталых детей
... специальной психологии. Важным вопросом в исследовании познавательных процессов детей является выявление механизмов памяти. В специальной и детской психологии актуально выявление механизмов ... § рассмотрение памяти как психического процесса; § выявление особенностей памяти умственно отсталых детей. Объектом работы выступает умственная отсталость. Предметом - память умственно отсталых детей. Глава 1. ...
При активной умственной работе над материалом его непроизвольное запоминание старшими дошкольниками оказывается продуктивнее произвольного. Однако к произвольному запоминанию дети обращаются редко и главным образом по просьбе взрослых.
В старшем дошкольном возрасте становится возможным смысловое запоминание в условиях специального обучения.
Преобладающим видом памяти у старших дошкольников остается образная память. Поэтому для запоминания информации по смыслу могут быть использованы картинки.
В 3 года ребенок может запомнить и воспроизвести не более 2-3 слов или 3-4 названия предметов, изображенных на картинках, которые предъявляются ребенку для запоминания, дети этого возраста могут заучить понравившиеся им небольшие песенки, потешки, стихотворения. К 4 годам ребенок уже в состоянии удержать в памяти до 5- 6 названий предметов (из 10-15), изображенных на картинках. Некоторые дети могут принять задачу на запоминание и приложить определенные усилия, чтобы запомнить. В 4 года, получив поручение от взрослого, малыш повторит его не один раз и довольно точно передаст другому ребенку или взрослому. Играя в «магазин», 4 — летний ребенок способен запомнить названия 5-6 предметов, которые ему необходимо купить. Некоторые дети в состоянии нарисовать по памяти простой узор. В 5 лет ребенок может запомнить уже 7-8 предметов (из 10-15), изображенных на предъявляемых ему картинках. Для ребенка 6-7 лет доступно прямое задание – запомнить как можно больше слов. Если старшему дошкольнику назвать подряд 10 коротких слов, не связанных по смыслу, он в первый раз назовет от 2 до 5 слов. Можно называть те же слова еще несколько раз, каждый раз спрашивая, какие слова он запомнил. После 3-4 предъявлений ребенок 6-7 лет обычно называет больше половины слов, причем количество запоминаемых слов чаще всего увеличивается от предъявления к предъявлению. Если ребенок 6-7 лет не может запомнить больше 3 слов с 4-го предъявления, следует обратить внимание на общее психосоматическое состояние ребенка, – возможно, ему необходима консультация невропатолога.
Помимо не связанных между собой слов старшие дошкольники легко заучивают наизусть стихотворения, иногда очень длинные. Если ребенок испытывает трудности при запоминании даже одного четверостишия, необходимо организовать активное действие с этим материалом: показ картинок, игру-драматизацию. В том случае, когда и это не приводит к улучшению результата, нужна консультация психолога или врача.
Если младшие дошкольники при запоминании чаще всего не используют никаких специальных средств, то в старшем дошкольном возрасте картина меняется. Помимо самого простого способа – повторения дети (особенно 7 лет) используют группировку материала по смыслу, так как им уже доступно такое мыслительное действие, как классификация. Появление элементов словесно-логического мышления приводит к тому, что для лучшего запоминания рассказа или сказки дети выделяют их структуру (сюжет, основные герои, их взаимоотношения).
Особенности усвоения и воспроизведения детьми новых слов в процессе ...
... развития речи является знание ребенком окружающей действительности. Каждый вновь усвоенный им предмет или явление должны быть скреплены соответствующим словом. Окружающая ребенка действительность - предметы обихода, люди, животные, картины, ... в единстве с умственным развитием; 2) речь детей развивается в социальной среде, в процессе общения с взрослыми и сверстниками; 3) речь развивается в ...
Поэтому ребенок 6, а особенно 7 лет способен изложить содержание небольшого рассказа или сказки. Тем не менее, необходимо помнить, что даже у старших дошкольников эффективность непроизвольного запоминания обычно все-таки выше произвольного.
Итак: в 3 года –по просьбе взрослого ребенок может запомнить не менее 2-3 слов; в 4 года –по просьбе взрослого ребенок в состоянии запомнить до 5 названий предметов, выполняет несложное (2-3 последовательных действия) поручение взрослого; в 5 лет –может запомнить по просьбе взрослого 7-8 названий предметов; в 6-7 лет –в состоянии изложить содержание небольшого рассказа или сказки.
Использование мнимических приемов обеспечивают условия успешного запоминания: воспроизведение и сохранение информации. Необходимо проводить все в игровой деятельности: лепку, рассказы… Если воспитатель хорошо владеет словом, то это увеличивает объем запоминания материала.
Особенности развития памяти в дошкольном возрасте:
· преобладает непроизвольная образная память;
· память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер;
· словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;
· складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;
· формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания;
· по мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка со взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности.
Таким образом, память необходима любому человеку, она позволяет накапливать и сохранять эту информацию, а затем воспроизводить ее в личном жизненном опыте. И как писал К. Д. Ушинский: Если хотите, чтобы дитя, что-то усвоило прочно, то заставьте в этом усвоении участвовать, как можно большее число нервов… слух, вкус, обоняние, осязание, зрение…