6 Развитие критич тенденций

Развитие критических тенденций в социальной психологии во второй половине 20-го века: американские и западноевропейские подходы. Позиции В. МакГвайра, С. Московиси, А. Тэшфела. Поиски «новой парадигмы» и становление новых теоретических подходов.

План ответа

  1. Причины кризиса.
  2. Американские подходы в критике (В. МакГвайр).
    1. Общие тенденции критики
    2. Позиция МакГвайра
  3. Европейская позиция (С. Московиси, А. Тэшфел).
    1. Критика американской социальной психологии С. Московиси
    2. Критика А. Тэшфела
  4. Новая парадигма исследования и новые теории.
    1. Социальный конструкционизм К. Гергена
    2. Теория социальных представлений С. Московиси
    3. Теория социальной идентичности А. Тэшфела

  1. Причины кризиса.

Во второй половине XX в. становится очевидным, что существующее социально-психологическое знание не в состоянии удовлетворить запросы практики, в частности, решать адекватно возникающие социальные проблемы в эпоху бурных социальных изменений.

  1. Американские подходы в критике (В. МакГвайр).
    1. Общие тенденции критики

Большинство исследовательских работ опирается на старый стиль, который не меняется, характер исследований достаточно консервативен. Вследствие этого создается ощущение неизменности социальной психологии.

Другим аспектом критики, обозначенным Ньюкомбом, является двойственный характер социальной психологии, где и психологический и социологический подход являются ограниченными и никак не могут объединиться и сочетаться в исследованиях. Психологический ограниченный в том, что не уделяет должного внимания поведению именно в социальной среде, новым проблемам, возникающим в этих условиях. Ограничения социологического подхода он видит в пренебрежении к биологическим и психологическим характеристикам среды.

7 стр., 3285 слов

Критика факторного подхода в понимании движущих сил психического развития ребенка

Критика факторного подхода в понимании движущих сил психического развития ребенка Содержание Введение 1. Факторный подход к проблеме движущих сил психического развития ребенка 1.1 Общая характеристика 1.2 Теории нативизма 1.3 Теории эмпиризма 1.4 Теория конвергенции двух факторов 2. Критика факторного подхода в понимании движущих сил психического развития ребенка Заключение Список использованной ...

С. Аш считает ошибочными стратегические установки исследователей, т. е. их понимание задач и предмета социальной психологии.

  1. Позиция В. МакГвайра

Две парадигмы. Проводя анализ кризиса в социальной психологии, МакГвайр констатирует тот факт, что социальная психология находится на стадии смены одной парадигмы другой. Под парадигмой он понимает «образ» науки на определенной стадии ее развития. В парадигму он включает творческий (формулировка гипотез) и критический (деятельность по проверке гипотез) компоненты. Он дает следующую характеристику парадигмам:

  1. старая парадигма (начиная с 20-х гг.) — формулировались гипотезы на концепциях, заимствованных из других областей психологии, проверка осуществлялась в рамках лабораторного эксперимента. Оба компонента ориентировались исключительно на теорию и оказались средством лабораторного манипулирования.
  2. новая парадигма — для формулировки гипотез стало необходимым требованием их связь с практикой, основным методом проверки гипотез становится эксперимент в полевых условиях. Однако эта парадигма, по мнению МакГвайра, также не решает тех проблем, которые существовали при использовании старой парадигмы. Поскольку вновь эксперимент становится средством манипуляции для подтверждения гипотез, а не для их реальной проверки.

Принципы действительно новой парадигмы. МакГвайр выдвигает принципы, которые бы характеризовали действительно новую парадигму:

  1. Следует больше уделять внимания тому, как гипотезы конструировать, а не проверять.
  2. Необходимо научиться думать в терминах более сложных систем, чем простые линейные модели.
  3. При исследовании нужно больше внимания уделять людям, а не данным.
  4. Нужно накапливать социальные данные, чтобы в исследованиях не упустить временной перспективы (видеть будущее в настоящем, находить настоящее в прошлом).
  5. Необходимо создать методологию, построенную не на корреляциях, а на многомерном, каузальном анализе.
  6. Больше времени необходимо уделять интерпретации и интеграции эмпирических данных, а не добавлять новые к существующим.
  7. Шесть предложенных задач можно толковать и с обратным знаком (принцип многообразия интерпретации задач социальной психологии).
  1. Европейская позиция (С. Московиси, А. Тэшфел).
    1. Критика американской социальной психологии С. Московиси

Считает, что американская теория не может претендовать на роль «всей» социальной психологии, поскольку обращена на те социальные проблемы, которые существуют непосредственно в ее обществе (критика его касается использования американской социальной психологии в Европе);

13 стр., 6438 слов

Психология социальных меньшинств

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСИКЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ КАФЕДРА МТБ КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ: социальная психология НА ТЕМУ: «Психология социальных меньшинств» Студентки СКС – 23 Шумариной А.А. Преподаватель – ассистент Кафедры психологии Фомина Ю.Ю. Саратов ...

Также критикует американскую теорию за слабую связь с собственными социальными проблемами;

Главное обвинение АП — в асоциальности, поскольку исследования во многом игнорируют социальный контекст;

Абсолютизация и разобщенность двух стратегий исследования различных проблем: стратегии наблюдения (социологическое направление) и стратегии эксперимента (психологическое).

Сторонники эксперимента хотят видеть в теории лишь средство для интерпретации собранных фактов, а сторонники стратегии наблюдения пренебрегают тщательным формулированием гипотез.

Значительный отрыв теории от исследовательской практики.

Предлагаемые решения: анализ европейской теории собственных проблем (но тогда ее ждет та же участь, что и АП, следует изучать различные культуры!), социальная психология должна обратится к социологическому направлению (безусловно, психологический анализ должен включать социальный контекст, но это не значит, что она должна быть социологизирована).

3 стр., 1174 слов

Анализ содержательных теорий мотивации. Теория приобретенных потребностей МакКлелланда.

СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………….3 Глава 1. Анализ содержательных теорий мотивации………… …………...5 1.1 Понятие мотивации…………………………………………………….5 1.2 Сущность содержательных теорий мотивации………………………6 1.2.1 Теория иерархии потребностей по Маслоу……………………7 1.2.2 Двухфакторная теория Герцберга……………………………...8 1.2.3 Теория Альдерфера…………………………………………….10 1.2.4 Теория приобретенных потребностей ...

Разрабатывает теорию социальных представлений

  1. Критика А. Тэшфела

Проводит критический анализ неправильного толкования социально-психологического эксперимента. Наиболее важным моментом считает разрыв с социальным контекстом (социальный вакуум).

Эксперимент в большинстве современных исследований остается «манипулятивным исследованием» в лаборатории. Это происходит из-за неправильного толкования социально-психологического знания, которое сводится к теориям об индивидуальном или межличностном, в то время как речь должна идти о социальном поведении и детерминации его социальными факторами;

Переход от индивидуального поведения к социальному совершается с потерей качественной специфики группы, что приводит к огрублению теоретического знания, а эксперимент лишь отражает существующие теоретические предпосылки;

Цели экспериментаторов ограничены: собрать подтверждение гипотезам;

Проведение эксперимента происходит в социальном вакууме

Решения:

  • необходимо анализировать проблему поведения индивида в контексте социальных изменений, необходимо анализировать психологические аспекты социальных изменений в противовес принятым в психологии анализам человека в условиях стабильности;
  • разрабатывает теорию межгрупповых отношений и теорию социальной идентичности.
  1. Новая парадигма исследования и новые теории.
    1. Социальный конструкционизм К. Гергена

Принципы новой эпистемологии Гергена:

  1. выход за рамки отношений S-O и базирование на неэмпирической науке.
  2. объединение экзогенной (источником знания является реальный мир) — бихевиоризм и эндогенной концепций знания (знание обусловлено внутренними процессами субъекта) — когнитивизм, в частности К. Левин.

Герген говорит о недооценке значения социальной ситуации как в бихевиоризме, так и в когнитивизме, в рамках которой и происходит познание человеком окружающего мира. Необходимо расширение критического анализа, т. е. не просто по горизонтали: эмпиризм — рационализм, но и по вертикали: Запад-Восток (индивидулизм-коллективизм).

4 стр., 1969 слов

Социальный проект «Навстречу друг другу»

Тема: Социальный проект «Навстречу друг другу» Ребёнок является объектом исследования различных направлений современного научного знания, таких как: возрастная психология, психофизиология, педагогика, педагогическая психология, теория социальной работы. Интерес многих отраслей научного знания к ребёнку, как к объекту исследования, обусловлен тем, что именно в детском возрасте происходит ...

Для обеспечения большего акцента на социальной обусловленности психологических феноменов необходимо принимать в расчет следующие гипотезы:

  • Сомнение в том, что мир — нечто само собой разумеющееся. Тогда любое объяснение мира может быть только конвенцией — соглашением.
  • Осмысление мира — результат совместной деятельности людей (включение в процесс познания исторических и культурных «воздействий»).
  • Распространенность той или иной формы понимания мира зависит от характера социальных процессов, а устойчивость образов социальных объектов зависит от характера социальных изменений.
  • Описания и объяснения мира сами конструируют определенные формы социального действия и включаются в социальную действительность.

Новая интерпретация существа социальной психологии как науки. Она ориентируется на интерпретацию как основу познания (преодоление дуализма S-O).

Также предлагает рассматривать социальную психологию как историю, поскольку мы имеем дело с динамикой, а не стабильностью общества и людей. При этом необходимо учитывать 2 рода обстоятельств:

  • влияние самой науки на процесс социального взаимодействия. Интерпретация полученных результатов исследования испытуемому позволяет изменить «поведенческие последствия».
  • социальную психологию сближает с историей то, что теоретические принципы жестко привязаны к текущим историческим обстоятельствам.

В исследовательской работе психолога должны быть совершены изменения. На этом пути есть 4 задачи:

5 стр., 2155 слов

Социальная психология 5

Убеждение – процесс формирования системы знаний, взглядов и норм поведения человека. Убеждающее воздействие мб на 2 компонентах: -рациональном (убеждения, установка) -эмоционально (интонации, форма обращения, эмоции, отношения) Аргументация: -восходящая -нисходящая Правила аргументации – аргументы должны опираться на информацию, которой владеет собеседник. (визуал, кинестетик, аудиоал ) -выбор ...

  • интеграция чистого и прикладного знания
  • отказ от прогнозирования
  • разработка индикаторов психосоциальных диспозиций — анализ соц-пси процессов, выявление изменений психологических склонностей, а связи с социальным поведением
  • изучение стабильности поведения — выведение на уровень отношений с психофизиологий и психологией индивидуальных различий. Зависимость от физиологических параметров (в которых есть некая стабильность) позволяет дифференцировать социальные феномены по их «исторической стабильности».
  1. Теория социальных представлений С. Московиси

Социальное представление — специфическая форма познания социальной действительности, помогающая обыденному человеку понять смысл окружающего его мира. Постижение смысла социального мира возможно лишь при условии коммуникации, поэтому социальное представление — продукт индивида, но в создании его принимает участие группа. Общее видение реальности, присущее данной группе, ориентирует действия и взаимосвязи членов группы.

Группа фиксирует аспекты воспринимаемого явления, влияет на принятие или отвержение информации, на частоту использования социальных процессов в коммуникативном процессе. Социальное представление, в свою очередь, оказывает воздействие на варьирование интерпретаций социальных явлений, способствует формированию групповой идентичности.

Знание социально детерминировано, поскольку возникновение социального представления — есть сведение нового к тому, что было известно ранее, что носит характер массовой культуры

4 стр., 1930 слов

19 Образ социального мира

... мира и социальная нестабильность. План ответа Образ социального мира. Структура социальных представлений. Функции социальных представлений. Возникновение социальных представлений. Основные элементы образа СМ. Образ Я или персональная идентичность. Образ Другого. Образ группы ...

Таким образом, существует двойная социальная зависимость индивидуального акта познания: 1-социальное представление порождается группой, 2-социальное представление включается в систему социальных коммуникаций. Поэтому необходим анализ социальной жизни как основы и общения и проявлений межличностных отношений.

Важная черта теории социальных представлений: идея активности познающего мир субъекта — конструирование социального мира

  1. Теория социальной идентичности А. Тэшфела

Предложил концепцию межгрупповых отношений как фокус социальной психологии.

Осознание человеком своего места в социальном мире связано с отнесением себя к какой-то социальной группе. Осознание группового членства осуществляется посредством:

  • социальной категоризации (осмысление социального окружения как состоящего из различных групп)
  • социальной идентификации (выбор группы на основе сравнения)
  • социальной идентичности (полное осознание своей принадлежности к группе).

Из признания важности для индивида осознать свою принадлежность следует, что:

  • люди всегда стремятся сохранить позитивную идентичность, что способствует восприятию мира как более стабильного
  • осуществляется постоянный процесс сравнения своей группы с другими, что расширяет представление о мире
  • сравнение предполагает более внимательную оценку свойств различных групп
  • при негативной оценке группы, индивид ищет способы выйти из нее и перейти в другую

Также делает акцент на социальной детерминации поведения. В подтверждении своей теории находит феномен «минимальной групповой парадигмы»: для индивида достаточно минимального ощущения себя членом группы, чтобы немедленно идентифицировать себя с нею.