Психотерапия неврозов

План:

Введение

  1. Психотерапия при непсихотических расстройствах:
  • Психотерапия при неврозах (общие вопросы, закономерности психотерапевтического процесса)
  • Психотерапия реактивных состояний.
  • Психотерапия расстройств личности и поведения у взрослых
  1. Психотерапия при психотических расстройствах
  • Психотерапия при психозах

Заключение

Термин «невроз» ввел в медицинскую практику в 1776 г. Шотландский врач W. Gullen (1712-1790).

С тех пор его рамки клинических проявлений расширялись, суживались или вообще его существование пытались отрицать как самостоятельную форму заболевания. Но понятие невроз продолжает существовать и его актуальность только возрастает. Проблема неврозов не перестает волновать врачей различных специальностей. И это не удивительно. С истинными неврозами и невротическими симптомокомплексами встречаются не только психиатры и невропатологи, но и терапевты, педиатры, фтизиатры акушеры-гинекологи и врачи других специальностей. Невротические состояния могут быть стадией, этапом развития любой болезни. Они могут осложнять многие заболевания, особенно протекающие хронически.

В основе невроза лежит расстройство отношений человека. Невроз – это функциональное личностное расстройство, обусловленное в большинстве случаев психогенными (то есть связанными с травмирующими, тяжелыми, значимыми для больного) причинами, которые снижают психологическую адаптацию и вызывают тревогу, эмоциональные нарушения, вегето-соматические  проявления. Поэтому глубокое ознакомление с личностью больного – необходимая предпосылка обоснованного построения и содержания психотерапевтического процесса.

Для исследования личности выделяют два основных метода – клинический и лабораторный. Клинический метод предполагает изучение личности с её особенностями и расстройств в их диалектическом единстве, базирующемся на биологической почве, во взаимосвязи психики и сомы. Он основан на наблюдении за больным и беседах с ним. Многие психологические методики изучения личности вышли из клинического метода. ММРI и другие тесты явились результатом наблюдения над работой психиатров, записи их вопросов, статистического и иного обобщения их работы. Лабораторный метод предполагает использование разнообразных тестов. Наиболее распространенными тестами для изучения особенностей личности являются:

11 стр., 5222 слов

Личность консультанта в процессе психологического консультирования

... практик иллюстрируют содержательные и генетические связи психотерапии-консультирования и психологии и, прежде всего, психологии личности. Таким образом, в психологическом консультировании роль ... цель данной работы формулируется следующим образом: проанализировать к личности современного консультанта в процессе психологического консультирования. Для решения поставленной цели в представленной ...

  • Личностный опросник Айзенка
  • Тест Кеттела
  • Опросник мини-мульт (сокращенный вариант ММРI)
  • Методика определения психологической характеристики темперамента
  • Опросник Шмишека
  • Торонтская алекситимическая шкала

Для изучения эмоциональной сферы:

  • Шкала реактивной и личностной тревожности Спилберга-Ханина
  • Методика измерения уровня тревожности Тейлор (адаптация Т.А. Немчинова)
  • Шкала депрессии Цунга

Для оценки самочувствия

  • Тест дифференцированной самооценки функционального состояния (САН)

Для определения неудовлетворенности социальным достижением

  • Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Вассермана (модификация Бойко)

Многое узнать о личности больного можно из реальных взаимодействий во время групповой психотерапии. Представление о неврозах как психогенных расстройствах, в развитии которых определяющая роль принадлежит психическому фактору, объясняет адекватность и широкое применение различных методов психотерапии при них. Само же содержание психотерапии при неврозах, ее цели и задачи различны и определяются конкретными клиническими характеристиками больного и болезни с учетом клинической сущности невроза, исходя из его природы.

Клинические характеристики больного неврозом складываются из:

— личностных особенностей пациента и его реакциями на болезнь

— психологических факторов этиопатогенеза

— психологической принадлежностью болезни.

Например, на первой стадии невроза к первичным личностным особенностям относятся:

— повышенная активность больного истерией

— тревожность и ригидность обсессивного больного

— повышенная истощаемость больного неврастенией.

Т.е. на 1 стадии больше преобладает эмоциогенная ситуация, а не психогенная. Вторая стадия – собственно невроз, психогенное расстройство, в основе которого лежит нарушение значимых отношений личности. Неуверенность в себе, поиски признания – зафиксированное и устойчивое отношение к себе. На третьей стадии невроза отмечается усиление этих черт до степени характерологических акцентуаций и психопатических особенностей, которые во многом определяют поведение человека и его дезадаптацию. Т.о. первичные личностные черты, связанные с особенностями темперамента выражаются в аффективной сфере. Вторичные черты проявляются в нарушении системы отношений и являются глубинными личностными нарушениями, внутренними проблемами, «для себя». Третичные личностные черты обнаруживаются уже на поведенческом уровне и могут выражаться, напр., в трудностях общения, т.е. в проблемах «с другими и для других». Особенности личности пациента, страдающего неврозом, играют существенную роль при выборе наиболее оптимальной психотерапевтической тактики.

19 стр., 9129 слов

Групповая личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия ...

... невротическими расстройствами относится групповая психотерапия. В настоящее время в психотерапевтической практике в России среди многих за­падных психотерапевтических методов лечения больных неврозами достойное ... на защиту: 1. Задачей личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии являет­ся коррекция нарушенной системы отношений больного с учетом всех значимых отно­шений личности. ...

В клинической картине неврозов при наличии невротических расстройств (астенический, обсессивно-фобический синдромы, истерические моносимптомы) психическая травма не осознается вовсе или осознается, но не соотносится с невротическими расстройствами напрямую. В некоторых случаях при уточнениях больным может признаваться существование проблемы психотравмирующей ситуации, но в жалобах звучат только расстройства и озабоченность ими.

Главная задача при психотерапевтическом лечении невротических расстройств – «превращение» больного в здорового.

ЭТАПНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

  1. Лечение астенического синдрома. Астенический синдром в той или иной форме и степени присутствует при любой форме невроза. Варианты течения астенического синдрома (гипостенический – преобладание утомления, истощаемости над раздражительностью, возбудимостью, а если раздражительность, возбудимость над истощаемостью, то гиперстенический) отражают функциональное состояние нервной системы и их учет важен при проведении психотерапии. Поэтому на этом этапе важно проводить нормализацию психосоматического статуса, подготовку к более плодотворному восприятию больным проводимой психотерапии. С этой целью проводятся удлиненные сеансы гипнотерапии по В.Е. Рожнову с соответствующими внушениями нормализации жизненного тонуса, уравновешенности, хорошего самочувствия, внимания, памяти, хороших эмоций, глубинного внутреннего спокойствия. Также полезны АТ, психотерапевтические методики, восстанавливающие ресурсный потенциал организма. Те же цели преследует медитация на дыхании в психосинтезе и тренировка процесса сознавания в гештальттерапии. На этом этапе важно и общеукрепляющее медикаментозное лечение.
  2. Достижение адекватного осознания своей болезни, т.е. коррекция типа реакции человека на свои расстройства. Обычно у больных неврозами повышенная реакция на них. Важно на этом этапе ПТ проводить коррекцию ВКБ в сторону её адекватности с пониманием уровня расстройств (функциональный, обратимый).

    С этой целью проводятся разъяснительная, рациональная ПТ и её сегодняшнее видоизменение – когнитивная ПТ. Можно использовать методики изменения убеждения, визуально-кинестетическую диссоциацию из НЛП.

  3. Вскрытие и осознание больным психотравмы, как причины расстройств, осознание связи между психотравмой и болезненной симптоматикой. Переработка этой травмы без её вытеснения, ухода от неё меняя своё «Я», адаптируя себя к новым обстоятельствам, которые породила психотравма. Можно сказать, что невроз – это вынужденный способ существования человека в трудной, почти не переносимой для него обстановке, т.е. своеобразный способ компенсации. Важно учитывать специфику психотравмы при каждом виде невроза, природу и общие принципы психотравмы во взаимоотношении сознания и бессознательного, разработанной в нашей отечественной ПТ (В.Н, Мясищев, В.Е. Рожнов).
  4. Дезактуализация психотравмы и конфликта в целом с дальнейшей потерей внимания к ним путем аналогии данного конфликта, его типичности. Идентификация конфликта больного с конфликтами такого рода у известных людей, литературных героев, типы разрешения конфликта у них. Осознание переживаемости момента психотравмы – другие люди переживали эту психотравму, а теперь и на мою долю выпало это переживание.

    24 стр., 11784 слов

    «Механизмы психологической защиты

    ... по Р. Плутчику). Тип групповой роли: «роль невиновного» Вторая группа механизмов психологической защиты связана с преобразованием (исскажением) содержания мыслей, чувств, поведения больного. ... попытки суицида и самоповреждения. Диагностическая концепция: истерия. Возможные психосоматические расстройства (по Ф. Александеру): конверсионно-истерические реакции, параличи, гиперкинезы, нарушения ...

    Разбор с больным судьбы его переживаний с перспективой выхода из этой психотравмы. Здесь действенны аналогии, соответствующие внушения в гипнотическом состоянии, самовнушении в состоянии АТ, НЛП (взмах, взрыв, визуально-кинестетическая диссоциация), разотождествление из психосинтеза (Ассаджиоли: «Над нами вла­ствует то, с чем мы себя отождествляем, но мы можем осуществ­лять контроль над тем, с чем себя отождествляем».

  5. Психотерапевтическая тактика, направленная на обратное развитие симптомов и синдромов. В недавнем прошлом вся тактика лечения невроза сводилась только к этой задаче. В настоящее время есть угроза к возвращению такого положения дел, если врач работает в рамках какой-то одной психотерапевтической методики, например, НЛП, бихевиоризма и т.д., а не исходит из учения о неврозах, их этиологии и патогенеза. На данном этапе, когда психотравма, породившая эти расстройства потеряла актуальность, тактика на обратное развитие расстройств имеет перспективу. Используются вышеперечисленные методики, направленные уже не на психотравму, как на предыдущих этапах, а на болезнь. Актуальными методиками являются когнитивно-поведенчекая ПТ.
  6. Формирование мотива к выздоровлению. Это можно сделать изменив самосознание больного, самопредставление, т.е. концепцию «Я» реального. Формирование мотива к изменению себя у пациента происходит путем коррекции самосознания, реального Я по отношению к нужному Я и двигаться к тому Я, которое привело бы его к желанным для него результатам.

Рекомендуется давать задание рассмотреть вопросы:

  • Каким он себя считает. Пусть рассмотрит себя по всем параметрам, включая душевные качества, умения, способности;
  • Каким он хочет, чтобы его считали, есть ли недовольство собой в чем-либо и т.д.;
  • Каким его считают другие. Попытаться посмотреть на себя глазами своих родных и близких, сослуживцев, учитывая характер отношений, поступков;
  • Какой он есть на самом деле – здесь важно резюмировать все: его действия, эмоции, болезненные проявления поступки, душевные тенденции. Какую реакцию вызывает все это среди окружающих.
  1. Преодоление механизмов психологической защиты, т.к. невротические расстройства возникают как компенсация, разрядка психологического конфликта (психотравмы) и устанавливают психологическое «равновесие» по отношению к психологической причине, но с присутствием невротических расстройств. Естественно такое равновесие, которое в какой-то мере сняло внутреннее напряжение, такую невротическую жизненную позицию больной неосознанно защищает. Больной в любой ситуации осознанно и неосознанно стремится поддержать свой личностный статус, свое Я и в негативной форме реагирует на воздействия, которые нарушают душевный дискомфорт. Механизмы психологической защиты проявляются в виде рационализации, вытеснения, проекции, низведения, реактивных образований, в своеобразных играх невротиков. Механизмы психологической защиты участвуют и в патогенезе невротических расстройств, то есть вытеснение психологических проблем и формирование невротических расстройств. Механизмы психологической защиты возникают, формируются и закрепляются ситуационно. Какие механизмы наиболее эффективно защищают Я в данной ситуации при данных обстоятельствах, те интуитивно и используются больным. Если одни механизмы не срабатывают, тогда включаются другие. Важно путем аналогий вытормаживать их проявление при психотерапевтической работе. Хорошо работают в этом плане роджеровские «помогающие отношения».
  2. Психотерапевтическая тактика, направленная на личностное развитие, по возможности достижение зрелости функционирования в эмоциональной, волевой, интеллектуальной сферах, налаживание процесса личностного роста и психологической устойчивости. Используют групповую, когнитивную, поведенческую ПТ, психосинтез, символдрама, техники НЛП, элементы высшей ступени АТ.

Психотерапия реактивных состояний

Невротические реакции или реактивные состояния отличаются от неврозов тем, что в клинической картине болезни, жалобах пациентов звучат психотравмы, расстройства напрямую связаны с ней, и они являются по своей сущности понятными реакциями на психотравму.

25 стр., 12426 слов

Расстройства личности в современной психотерапии

4.7 Нарциссическое расстройство личности 1.4.8 Избегающее расстройство личности 1.4.9 Зависимое расстройство личности 1.4.10 Обсессивно-компульсивное расстройство личности 1.4.11 Неспецифические расстройства личности 1.4.11.1 Депрессивное расстройство личности 1.4.11.2 Пассивно-агрессивное расстройство личности (Негативистское расстройство личности) Глава 2. Диагностическая и психотерапевтическая ...

Реактивные состояния могут возникать на фоне воздействия психотравмы, сразу после неё, а могут после какого-то времени, отставлено, т.к. на первых порах личность вытормаживает эту реакцию, включаются компенсаторные механизмы, но в дальнейшем они истощаются и возникают отставленные реактивные состояния.

По проявлению клинической картины выделяют:

  1. Реактивные депрессии, при которых нет суточного колебания настроения типичного для эндогенной депрессии.

Поэтому на первом этапе психотерапевтической тактики является сочувственно-успокоительная беседа. Успокоение носит не прямой, а косвенный характер на фоне седативной медикаментозной терапии. Другие методики на этом этапе не уместны. Второй этап – осторожное растворение горя в факте переживания. Человек в таком состоянии нуждается в сочувствии косвенном успокоении (но не в прямом).

Третий этап – поднять силу духа, формирование внутреннего чувства – смогу выстоять. Применяется беседа, уже уместны сеансы гипнотерапии с соответствующими внушениями. Четвертый этап – перевод психотравмы из сферы чувственных переживаний в прошлое, память, как значимое, стимулирующее человека к жизни (в противоположность при неврозах – к дезактуализации).

Пятый этап – включение в реальную жизнь, память, что пережил, что случилось. Переживаемое не исчезает, ему наоборот, воздается должное, его значимость определяется мотивом к будущим действиям.

2. Реактивные состояния, возникающие вследствие сексуального насилия. Тактика меняется и важно учитывать клиническую картину расстройств, т.е. психический статус. Может доминировать апатическая форма депрессии с потерей веры во все, временами переходящая в отчаяние.

6 стр., 2811 слов

Проявление защитных механизмов личности в трудных жизненных ситуациях

... состояние человека в той или иной трудной жизненной ситуации. В тоже время отечественных исследований, которые касаются изучения особенностей проявления защитных механизмов личности в трудных жизненных ситуациях ... защитные механизмы, ориентированные на искажение содержания чувств, мыслей, поведения личности (например, интеллектуализация, изоляция, смещение, проекция и идентификация); защитные ...

На первом этапе ПТ применяется сочувственно-успокоительная беседа. Затем гипнотерапия в гипнотическом состоянии прививается чувство внутреннего спокойствия, наличие душевных сил и резерва стойко перенести случившееся без особых переживаний назло насильнику. На последующих сеансах – внушение состояния облегчения страдания, успокоения.

Второй этап — перевод психотравмы из сферы чувственных переживаний в прошлое. В некоторых стойких случаях переживания случившегося можно провести гипнокатарсис, т.е. обострение представлений о случившемся, усиление страданий с подтекстом отреагирования, ухода этих аффектов, их разрядка с последующим повторением ПТ работы, описанной выше. В данном случае актуальна техника визуально-кинестетической диссоциации из НЛП, приемы когнитивно-поведенческой ПТ. В некоторых случаях возможна техника «пустого стула», т.е. беседа с воображаемым насильником, находящимся на пустом стуле.

3. В клинике реактивных состояний могут присутствовать расстройства истерического характера, возникающие непосредственно как прямая реакция на психотравму. Возможны истерическая дрожь, гиперкинезы, ступор, немота, слепота и другие истерические моносимптомы. Здесь важны императивное внушение, шоковые способы погружения в гипнотическое состояние с последующим внушением нормализирующего характера, применение транквилизаторов.

4. В клинике реактивных состояний могут звучать тревога, подозрительность, сверхценные идеи в ответ на психотравму. Здесь важна тактика достижения адекватного осознания болезни, что это состояние психогенно. Следующим этапом может быть когнитивно-поведенческая ПТ, закрепление этих результатов в гипнотическом состоянии. Следующим этапом является внушение психической устойчивости в гипнотическом состоянии, душевной силы, анализ и перестройка реакции на ситуацию (визуально-кинестетическая диссоциация из НЛП).

Не исключено лечение психотропными препаратами.

Важно также учитывать, что реактивные состояния могут развиваться на фоне других заболеваний, так как происходит наложение общечеловеческих реакций на другие заболевания.

Психотерапия расстройств личности и поведения у взрослых

Названия этих расстройств имеют тенденцию изменяться в историческом аспекте. В ХIХ веке имели место следующие термины: «неправильное поведение» (P. Pinel, 1809), «моральное помешательство» (J. Prichard, 1835), «психическая дегенерация» (B. Morel, 1868).

Термин, характеризующий данные расстройства и ставший общепринятым, ввёл I. Koch (1891) под названием психопатии. Термин сохранялся длительное время и не утратил своего значения и сейчас, не смотря на то, что в МКБ-9 в связи с тенденцией гуманизации этот раздел расстройств получил название «расстройства личности», а в МКБ-10 – «расстройства зрелой личности и поведения у взрослых».

Результаты систематизации психопатий дали множество классификаций, как зарубежных (Е. Крепелин, Р. Шейдер, Е. Кречмер), так и наших (С. Корсаков, Г. Сухарева, О. Кербиков, А. Личко, А. Смулевич, М. Бурно и др.).

5 стр., 2248 слов

Изменения личности и характера больных алкоголизмом

... Айзенка, опросник Шмишека на акцентуацию характера, методику многофакторного исследования личности Кеттела. Типы личности больных алкоголизмом Изменения личности характерные для больных алкоголизмом выражается ... проявляют себя, если есть генетическая предрасположенность.     Алкогольное поведение как игру позволяющую манипулировать чувствами и действиями окружающих рассматривает ...

Широкое распространение получила классификация П.Б. Ганнушкина. Отечественные психиатры П.Б.Ганушкин, О.В.Кербиков внесли большой вклад в развитие учения о психопатиях. Ганушкиным сформулированы кардинальные признаки психопатий, которые позволяют отграничивать психопатии от крайних вариантов характерологической нормы (акцентуаций характера).

По П.Б. Ганнушкину психопатии имеют критерии: врожденность, необратимость, тотальность, т.е. проявляющиеся во всех сферах жизни патологические свойства личности.

Психопатии – это патология характера, от которой страдает сам больной или его окружение или он сам и окружение. Психопатия – продукт аномального развития, созревания личности, обусловленного влиянием неблагоприятных конституционально-биологических и экзогенных факторов.

Клиническая типология личностей:

  1. Астеническая психопатия
  2. Психастеническая психопатия
  3. Ананкастический (обсессивно-компульсивный) тип личности
  4. Неустойчивый инфантильный тип личности
  5. Истерические личности
  6. Эпилептоидные психопаты
  7. Шизоидные психопаты
  8. Циклоидные психопаты
  9. Паранойяльный тип личности
  10. Эксплозивный (возбудимый) тип личности

Психопатии бывают в стадии компенсации, т.е. адаптированные к окружению и декомпенсации, вызванной какой-то психотравмой, фрустрацией и на конституциональной основе возможно наступление фаз. Часто декомпенсация расценивается как невротические реакции, что приводит к неадекватной психотерапевтической тактике.

Роль психотерапии при расстройствах личности определяется значением психогенных факторов в динамике состояния больного. Чем больше их удельный вес в декомпенсации пациента по сравнению с биологической недостаточностью, тем большего успеха можно ожидать от психотерапии. Психотерапевтический подход, начиная с установления первых же контактов с пациентом, должен ориентироваться на тип психопатии (М.Е. Бурно, И.С. Павлов и др.), на использовании личностных особенностей в становлении состояния компенсации. Это избежание ситуаций, ведущих к декомпенсации (В.Е. Рожнов Н.К. Шубина), осознание своих личностных особенностей, постижение личностных особенностей других людей из своего окружения. Другой параллельный путь психотерапевтической тактики должен опираться на развитие личности, становление душевной зрелости, механизмов личностного роста. Этот путь ведет к «изживанию» личностных расстройств, «нормализации» характера, формированию механизмов и навыков, способствующих умению справиться с ситуацией, ранее ведущей к декомпенсации.

Приобретению жизненного опыта, созреванию личности душевной зрелости способствуют:

  1. умение больного определить, что в данной ситуации главное подчиняться задаче ситуации;
  2. понимание того, что в некоторых ситуациях ничего нельзя сделать, нужно просто спокойно её пережить, а потом время все расставит на свои места. Это один из важнейших механизмов компенсации наряду с механизмами избегания ситуаций, ведущих к декомпенсации;
  3. тренировка навыков преодоления ситуационного аффективно суженного сознания, формирование в таких случаях установок на целостное восприятие действительности; умение не возводить эту мимолетную ситуацию в ранг решения своей судьбы и своего будущего. Здесь важно проводить функциональные тренировки, эпизоды ролевых игр, элементы психодрамы.
  4. низведение установки на победу в споре, тенденции быть всегда правым. Это важно и астенику с его стеснительностью, мнительностью и психастенику с его болезненными сомнениями, и эпилептику с его прямолинейным мышлением подняться над ситуацией спора, увидеть себя и собеседника как бы со стороны. Видеть в споре реальную пользу для себя – постижение истины, а не детское желание, во что бы то не стало победить собеседника. Тактично приостановить спор, если проявляется такая тенденция, вежливо указав пациенту на это.
  5. формирование чувства того, что другой — такой же, как и я, изначально мы равны.
  6. рассмотреть соотношения «Я» больного и «Я» в конфликтной, психотравмирующей ситуации больного;
  7. понимание ситуации агрессивности других людей. Если человек агрессивен, значит у него проблемы, а не у тебя.
  8. психотерапевтическая тактика, направленная на личностное развитие, налаживание процесса личностного роста и психической устойчивости

такая психотерапевтическая работа требует времени. Наиболее эффективен такой подход, при котором проводится полный курс психотерапии, после которого больной продолжает жить без поддерживающей психотерапии.

2 стр., 549 слов

Методика диагностики ситуативной самоактуализации личности

... его поведении, носящих нередко разрушительный характер. Методика может быть использована для экспресс-диагностики: - значимости различных жизненных ситуаций (работа, учеба, общение с друзьями, другими людьми) для самоактуализации-самореализации личности ...

Большой интерес представляет опыт использования при психопатиях «клинической психотерапии творчеством» (Бурно).

Терапия творческим самовыражением, глубоко индивидуализированная, основанная на тонком знании особенностей психопатической личности, ее структуры, клинического состояния, включает в себя создание творческих произведений (на занятиях живописью, скульптурой, художественной фотографией), общение с природой. Бурно указывает на три лечебных фактора при психотерапии данным методом: 1) возвращение собственной индивидуальности, 2) катарсис, 3) возникновение контактов, общение с другими людьми благодаря своему творчеству. Психотерапия осуществляется в индивидуальной и групповой форме. Последняя форма особенно показана пациентам с психастенической, истерической и некоторыми другими видами психопатий и акцентуаций характера.

Важное значение при психопатиях приобретает семейная психотерапия (Эйдемиллер, Юстицкис).

Указывается на две фазы психотерапевтического процесса: регистрирующую (получение сведений о больном и его семье, для чего используются как клинический метод, так и специальные психологические исследования) и реконструктивную.

Семейная психотерапия направлена на исследование межличностных отношений и имеет своей целью устранение эмоциональных нарушений в семье или их компенсацию (Эйдемиллер, Юстицкис).

В процессе психотерапии каждый конфликт анализируется с учетом истории семьи, ее прошлого опыта, психологических особенностей ее членов и пр.

В последнее время при психопатиях все чаще применяется групповая психотерапия. Она позволяет пациентам лучше оценить свои реакции на жизненные трудности, выявить индивидуально-непереносимые ситуации, способствующие декомпенсации, продемонстрировать реакции группы на их поведение. Конфронтация этих больных с лицами, имеющими аналогичные проблемы, позволит сделать первых более восприимчивыми к лечению и добиться большей их социализации, нивелировки характерологических отклонений. Главное, чего позволяет добиться групповая психотерапия при психопатиях, — это научить предвидеть последствия своего поведения и корректировать его в конкретных условиях. Рекомендуется проводить лечение пациентов с психопатиями в малых группах (лучше всего, объединяя их с больными неврозами и другими пограничными состояниями).

3 стр., 1297 слов

Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте (психопатия)

... Ведущая роль при лечении психопатии является: А) глубокий сон 2б психотерапия 62.Что пациенту дает психотерапия? А) малоэффективна 2б ... личности от других? 1а демонстративностью,театральностью Б) спокойным поведением В) Особо не отличаются 30. Как характеризуются ... люди,пережившие канцлагеря,пытки, длительную угрозу потери жизни Б) группа людей,уже имеющих прежде психастенические расстройства 39.Как ...

Применяются дискуссионные формы и иные техника

Психотерапия при психозах

Психозы (психотические нарушения) — выраженные формы психических нарушений, когда больной неправильно воспринимает окружающую действительность, его поведение противоречит реальности и, как правило, отсутствует критика к своему состоянию (психозы обуславливаются галлюцинациями, бредом и другими грубыми нарушениями психики).

Медикаментозная терапия редуцирует симптомы и синдромы болезни, но часто остается нарушенная адаптация больного к его микросреде в частности и полноценной жизнедеятельности в целом. Основная литература по данной проблеме посвящена ПТ при шизофрении и эндогенных депрессиях. При этих заболеваниях используют не глубинные психотерапевтические подходы лечения, а простые и доступные психиатрам и психотерапевтам механизмы налаживания адаптации к микросреде, поведенческих процессов, профилактике возникновения конфликтов в ремиссии, которые ведут к возникновению тревоги, провоцирующей рецидивы основных заболеваний.

Здесь более целесообразна групповая работа с больными, т.к. присутствует групповой фактор, взаимопомощь, взаимоподдержка, возможность проведения ролевых тренировок, элементов психодрамы. Оптимальны малые группы по 7-9 больных на разных стадиях лечения с купированной острой симптоматикой. По возможности включать больных и с психотическими расстройствами без проявления возбуждения, агрессивности. Они служат опорным пунктом высвечивания проблем, наглядным примером нарушения адекватного функционирования человека. Больные без психотических расстройств являются примером для формирования адаптации к микросреде, показывают важность этого процесса, цели наряду с редукцией симптомов и синдромов, т.е. цели в личностном аспекте.

Вначале обговариваются нормы и правила поведения в группе. Определяются цели группы – формирование взаимопонимания, осознание влияния болезни на жизнь и поведение человека, взаимопомощь в исправлении поведения, вопросы ресоциализации к микросреде после выписки путем вырабатывания новых форм взаимодействия между членами группы.

На группе по очереди каждый из пациентов говорит о своих трудностях, конфликтах, внутренних состояниях и они становятся предметом обсуждения. Даются советы, пути исправления, изменения характера поведения.

В процесс ресоциализации, адаптации входят:

1. Формирование адекватного внешнего поведения, компонентов взаимодействия соответственно ситуации, т.е. разыгрывание нужных ролей и сцен. Например, раньше сын грубил матери, которая навещала его, не понимал её отношения к нему, что мать на небольшую пенсию покупает ему гостинцы. Такая поведенческая реакция – результат ранее сформированной установки, навыка, а не результат психопатологии, где психопатологическое обуславливание, надо корригировать медикаментозно. После разучивания соответствующего ролевого поведения, больной благодарит мать. Здесь присутствует и групповой фактор воздействия, контроль членов группы этих ситуаций с последующим разбором на группе с положительным или отрицательным подкреплением.

  1. Попытка формирования адекватного внутреннего состояния, установок,

чувств в зависимости от социально-психологического характера ролевого поведения. Восстанавливать эмоциональный репертуар пациента. Тренировать настрой, установки у больных на состояние миролюбия, спокойствия, дружеских отношений.

  1. Способность и готовность адекватно воспринимать и понимать состояние других людей. Умение посмотреть на себя со стороны других людей, увидеть то, что их раздражает.
  2. Преодоление негативизма на фоне медикаментозного лечения, ролевые тренировки этого процесса.
  3. Ролевые игры и тренировка умения склоняться в ситуации своей амбивалентности и амбивалентности к общепринятому ролевому поведению.
  4. Преодоление аутизма.
  5. Умение избегать конфликтных ситуаций.

Взаимодействие медикаментозного лечения с психотерапией дает возможность не только редуцировать симптомы и синдромы, но и провести ресоциализацию больного к его микросреде.