Итальянский психиатр и психотерапевт Роберто Ассаджиоли (I N88-1974) был последовательным учеником Фрейда и не подвергал критике его классический психоанализ. Однако он справедливо считал, что если есть анализ — должен быть и синтез. Ассаджиоли принимает классический психоанализ Фрейда и дополняет его терапевтическим подходом Юнга, который предусматривает две стадии: аналитическую и синтетическую.
Там, где классический психоанализ заканчивается (найдя причину невроза), начинается ПС: складывание разложенных частей личности в более совершенную комбинацию. Сложить «новую» личность можно лишь в пределах резервов ее личностного роста, но не более того.
Ассаджиоли создает свою теорию структуры личности (внеся в нее идею Адлера о врожденном бессознательном стремлении к самосовершенствованию), вводит целый ряд новых понятий и разрабатывает четкую практику терапевтических упражнений. В настоящее время ПС широко применяется в психотерапии для лечения психосоматических заболеваний, выявления и коррекции пограничных нервно-психических состояний, неврозов и других личностных проблем.
Структура личности по Ассаджиоли
1. Низшее бессознательное близко к «фрейдовскому» Оно: наиболее простые животные инстинкты, сильные энергетические ресурсы, эмоциональная заряженность, неконтролируемые парапсихические процессы и фантазии, которые могут быть источниками как кошмаров, так и творчества.
2. Среднее бессознательное (предсознание) — здесь бессознательные ощущения, восприятия и впечатления оформляются в осознаваемые (в различной степени) психические состояния и навыки. Здесь «зреют плоды нашего ума» путем более четкого осознавания потребностей, эмоций, интуитивных озарений.
3. Высшее бессознательное (супербессознательное) влияет на сознательное Я сверху: врожденные (а не навязанные Сверх-Я) ценности — альтруизм, потребность в красоте и в творческом самовыражении, героизм, высшие парапсихические процессы и т.п. По Ассаджиоли бессознательные инстинкты тянут человека не только вниз, но и вверх, к реализации высших потребностей.
5. Классический психоанализ как система
... с позиции классического психоанализа Предметом психологии в ПА, как уже упоминалось, стали глубинные, бессознательные структуры психики (влечения). Человеческая психика стала истолковываться как обусловленная бессознательными, иррациональными силами, влечениями, инстинктами, желаниями, ...
4. Поле сознания — осознаваемая, анализируемая индивидом часть личности, ощущений и восприятий.
5. Сознательное Я / Эго — в центре сознания. Это рефлексивное, целостное Я, «видящее себя со стороны». Поле сознания — освещенный экран, а сознательное Я — проецируемое на этот экран изображение.
6. Высшее Я — истинная сущность человека, к которой он неизменно возвращается после различных отклонений в другие состояния сознания (сон, обморок, состояние аффекта, наркоз, опьянение, бред, гипноз и т.п.).
Именно осознание своего личного высшего Я — условие психического здоровья.
7. Коллективное бессознательное (Юнг) — в пространстве (бессознательная связь с психикой современников), во времени (связь с памятью предков, поколений, опытом всего человечества).
Решающее условие обретения психического здоровья — постижение своего высшего, истинного Я. На базе этого постижения и только после него человек с помощью терапевта налаживает наиболее гармоничные взаимоотношения с самим собой, с другими людьми, окружающим миром. Это и есть сущность практики ПС.
Этапы психосинтеза
1. Глубинное постижение личности начинается с анализа проявлений низшего бессознательного. Здесь Ассаджиоли согласен с Фрейдом в том, что причинами различных психологических комплексов, неврозов являются ранние детские переживания, впоследствии вытесненные из сознания. Они сохраняются в виде фантазий, мыслеобразов, темных сил, провоцирующих и усугубляющих неврозы. После анализа низшего бессознательного терапевт подводит клиента к изучению среднего и высшего бессознательного, помогая ему увидеть свои скрытые творческие способности.
В психосинтезе психоанализ играет не основную, а подчиненную роль, подготавливая клиента к основной терапевтической 2ааботе — синтезу.
2. Выявление основных элементов личности и контроль над ними. Эти этапы могут проходить в строгой последовательности или одновременно, так как процесс глубинного познания личности, а затем истинного Я — бесконечны.
Нa данном этапе применяются два основных метода:
Разотождествление — процесс отделения себя от того элемента личности, который клиент ошибочно воспринимает как свою сущность и который, по мнению терапевта, является причиной невроза или усугубляет его: «Над нами властвует то, с чем мы себя отождествляем, но мы можем осуществлять контроль над тем, с чем себя отождествляем» (А.).
Например, у каждого человека бывают полосы неудач, но некоторые под их воздействием начинают считать себя неудачниками и перестают предпринимать даже вполне доступные им усилия, чтобы исправить положение.
Другой, на длительное время страдающий каким-то заболеванием или считающий себя больным (ипохондрик), начинает отождествлять себя с болезнью. Такие отождествления формируют и усугубляют неврозы и нуждаются в разотождествлении.
Психологические детерминанты креативности личности как ПВК в ...
... психология профессиональной деятельности. Предмет исследования: психологические детерминанты креативности личности как ПВК в системе «человек-человек, художественный образ» (на примере работников салона красоты). ... учитывать самые незначительные на первый взгляд индивидуальные потребности своих клиентов. Это позволяет выстраивать экстра-лояльные, практически индивидуальные схемы взаимодействия ...
Терапевт помогает клиенту понять, что неудачи или болезнь являются не сутью его личности, а лишь ее элементами, от которых он должен сначала отделиться психологически, а затем и фактически.
Некоторые отождествления себя с элементами личности могут казаться вполне безвредными и даже стимулирующими самосовершенствование, но на каком-то этапе могут стать причиной неврозов.
Так, женщина, которая рассматривает себя в первую очередь как объект физического влечения, очень болезненно относится своим возрастным изменениям. Если же она начинает воспринимать себя и как постоянно совершенствующуюся хозяйку дома, заботливую мать, а затем и любящую и любимую бабушку, возрастные изменения воспринимаются значительно менее печально и уж во всяком случае не катастрофически.
Поэтому важно научиться отождествлять себя с положительными для психического здоровья элементами личности, а с таящими в себе опасность невроза — стараться разотождествляться как с элементом личности, к тому же далеко не главным. Этот процесс требует терпения и квалифицированного руководства.
Работа с субличностями. Если элементы — это определенные качества, то субличности — более целостные образы самовосприятия, обладающие относительной самостоятельностью: сын своих родителей и отец своих детей, начальник и подчиненный и т.д. Чем больше субличностей у психически здорового человека, тем духовно богаче сама личность.
Субличности могут жить дружно, даже помогая друг другу, а могут конфликтовать. Их взаимоотношения — реальная причина неврозов.
Задача терапевта — работа именно с конфликтующими субличностями, рождающими психологические проблемы клиента.
Если субличность, «нежелательная» с точки зрения морали и психического здоровья человека, начинает властвовать над всей личностью, начинается работа по дезидентификации — отстранению от мешающей субличности.
Это аналогично процессу разотождествления с элементами личности: клиент с помощью терапевтадолжен осознавать, что эта субличность не заполняет всю его личность и вполне может быть отстранена.
3. Психосинтез:
— выявляется или формируется объединяющий центр Я. Истинное Я отличается от элементов и субличностей своей неизменной сущностью. Это и позволяет ему выполнять роль объединяющего центра;
Самосознание личности. «Я» – концепция. Образ «Я». Самооценка. ...
... провоцироваться как противоречивыми установками в самой личности, так и рассогласованием внешней информации и сформированного у личности образа мира и образа Я. З. Фрейд, первым приступивший к ... более значительную роль в жизни человека). Самосознание личности. «Я» – концепция. Образ «Я». Самооценка. Уровень притязаний. Механизмы психологической защиты. Самосознание — форма психического ...
— формируется или переформируется личность вокруг вновь созданного или выявленного объединяющего центра Я.
Не каждому клиенту даже под руководством терапевта удается эту задачу решить полностью.
Задача терапевта — выработка у клиента способности его истинного Я разотождествляться с отдельными элементами и дезидентифицироваться с различными субличностями — отделяться от них для их анализа, контроля и управления ими как бы со стороны.
Обретение такой способности позволит сохранять душевное спокойствие и равновесие психофизического самоощущения, отделяя или хотя бы дистанцируя себя от временных переживаний, психотравмирующих мыслей и эмоций.
Если поиск и дистанцирование истинного Я не позволяет «докопаться» до него «внутри себя», Ассаджиоли рекомендует сформировать такой центр «вне себя» в виде желаемой сущности своего истинного Я.
Это может быть идентификация с любимым человеком; реальным, литературным или киногероем, с каким-то моральным идеалом (героизмом, достижением успеха и т.д.).
Нередко идентификация происходит непроизвольно, и тогда ее можно успешно использовать. В других случаях ее надо формировать.
Придуманный идеальный образ высшего Я — внешний объединяющий центр, вокруг него тоже можно начать работы по отстранению нежелательных элементов и субличностей, их контролю и коррекции — имаготерапию.
Имаготерапия (от англ. image — образ) — прием перестройки себя под выбранный самостоятельно или с помощью терапевта идеальный образ.
Терапевт помогает в выборе идеального Я, исходя из личностных резервов клиента. Он не должен стремиться стать своей противоположностью: выбранная в качестве внешнего объединяющего центра цель личностного оздоровления и совершенствования должна быть объективно достижима. Синтез (новая конструкция личности) может быть основан только на имеющихся и подвергнутых анализу личностных ресурсах.
Внешний объединяющий центр решает задачу примирения и координации стремлений низшего и высшего Я, снимая между ними скрытые конфликты.
Основные ступени имаготерапии
1. Выбор идеальной модели своего желаемого я.
Для этого подбирается образ, достижение которого потребует хотя и больших, но доступных для данного человека усилий. Ассаджиоли делит выбираемые идеальные Я-образы на два основных типа:
- характерные для интровертов образы внутреннего, духовного совершенствования, достижения внутренней гармонии;
- характерные для экстравертов образы лиц, достигающих общественно признанного успеха в различных сферах деятельности.
Важно, чтобы выбранный образ соответствовал типу личности клиента — выраженного интроверта или экстраверта. При этом следует помнить: у многих эти различия не выражены ярко, более 30% людей являютсяамбавертами. Таким людям Я-образы подбираются, исходя из других наклонностей, способностей и интересов.
1.Понятие личности в психологии. Структура в личности. Самосознание ...
... а т.ж. на основе сравнения себя с идеальным образом. 1.Адекватная самооценка –позволяет человеку отнестись к себе ... среди других людей. Психологи называют самооценку личности «ядром личности». Самооценка играет существенную роль в организации ... возникновение психологической реакции на внешних раздражителей меньшей силой. 2.Реактивность – Сила эмоциональной реакции на внешние и внутренние раздражители. ...
2. Конструктивное использование всех энергетических ресурсов. Имеется два основных энергетических источника:
— Энергия бессознательного, высвобождающаяся в результате анализа, «вскрытия» различных личностных комплексов и причин неврозов. Ее нужно направить в конструктивное, созидательное русло — трансмутировать (перевести в иное качество).
Это целенаправленный (с помощью терапевта) процесс на пути к идеальной модели личности.
— Энергия врожденного стремления человека к самосовершенствованию, обретению гармонии в слиянии со своим высшим (истинным) Я, высвобождающаяся на разных уровнях личности.
3. Дополнение или развитие недостающих или «недоразвитых» элементов личности. Они выявляются в анализ модельных компонентов идеального Я. С этого момента начинается работа над их формированием и совершенствованием. Некоторые психосинтетики добавляют работу над устранением или уменьшением влияния элементов, мешающих гармонизации личности на пути к идеальному Я, одновременно по внутреннему и внешнему путям:
А) Внутренний путь — самовнушение, что необходимые элементы идеального Я уже присутствуют и развиваются до нужного уровня.
Б) Внешний путь — действенное формирование и совершенствование необходимых качеств (уверенности, выдержки, самоконтроля …) и психических функций (внимания, памяти, воображения …) путем систематической тренировки.
Здесь используются бихевиористские методы: тренинг умений (и качеств), систематическая десенсибилизация или негативное подкрепление мешающих элементов.
4. Гармонизация структуры личности. Осуществляется четкое распределение и закрепление иерархической зависимости различных имевшихся в наличии, скорректированных и вновь сформированных элементов личности в соответствии с выбранной идеальной моделью.
Работу на этой ступени, являющейся завершением всего психосинтеза, сравнивают с творением красивой музыки из гармоничного соединения отдельных нот, которые существовали и до этого, но, будучи неправильно распределены, доставляли мучение и исполнителю, и слушателям.
5