Понятие универсальных учебных действий

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

 

 

Студент:

Луя Кристина Ивановна

Специальность 050711

«Преподавание в начальных классах»

Группа № 203

Руководитель:

Преподаватель высшей категории

Щавлева Оксана Николаевна

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..

Теоретическая часть

1.1.Понятие УУД………………………………………………………………..

1.2. Требования ФГОС к формированию УУД………………………………

1.3. Методические рекомендации по формированию универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста……………………………

1.4.Понятие регулятивных универсальных учебных действий ……………….

1.5. Методы формирования регулятивных УУД у младших школьников.

1.5.Возрастные особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий у обучащихся младших классов…………………………

1.6.Педагогические условия формирования регулятивных УУД у младших школьников на примере уроков технологии

Практическая часть

 

Заключение…………………………………………………………………….

Библиографический список………………………………………………….

Приложение…………………………………………………………………….

 

Введение

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает.

Сегодня, важно не только дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

С вступлением в силу в 2011 году нового федерального государственного образовательного стандарта начального образования целью образования становиться общекультурное, личностное, и познавательное развитие учащихся, которое обеспечивает такую компетенцию, как умение учиться и поэтому возникает необходимость пристального изучения новых требований, которые выдвигает общество и время.

17 стр., 8498 слов

Саморегуляция в учебной деятельности младших школьников

... младших школьников; Разработка рекомендаций по формированию саморегуляции у младших школьников. Объект исследования - учебная деятельность младших школьников, предмет исследования - саморегуляция в учебной деятельности младших школьников. ... и собой, используя речь как универсальное средство общения людей. В своих ... которая обеспечивала бы наибольшую эффективность действий». (21) Таким образом, по мнению ...

Основой обучения является начальная школа, призванная решить актуальную и важную задачу нынешней системы образования: сформировать у младших школьников систему универсальных учебных действий (УУД), дающих возможность ученикам самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться.

Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка — систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Формирование широких познавательных мотивов учения у младших школьников тесно связано с усвоением теоретических знаний и ориентацией на обобщённые способы действий.

Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».

Обращение к разработке Программы развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход к информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале.

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

Специфика урока технологии и его значимость для формирования универсальных учебных действий обусловлена возможностью действовать не только в плане представления, но и в реальном материальном плане совершать наглядно видимые преобразования и возможностью организации совместной продуктивной деятельности и формирования коммуникативных действий, а также навыков работы в группе.

При соответствующем содержательном и методическом наполнении технология может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальной школе. Этот предмет создает благоприятные условия для формирования важнейших составляющих учебной деятельности — планирования, преобразования, оценки продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата (продукта) и т.д.

Начальная школа – является главной ступенью в обучении, поэтому особое внимание на этой ступени стоит уделить школьнику младшего возраста.

В современном подходе к начальному школьному образованию нет отрицания важности формирования прочных предметных ЗУН, которые как следствие необходимы, но в то же время недостаточны для успешного развития личности ребёнка, а именно школьника младшего возраста. Делаем вывод, что в настоящем периоде времени всё более остро в процессе образования становится использование в обучении приёмов и методов, формирующих умение самостоятельно извлекать новые знания, получать необходимую информацию, строить гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Общая дидактика и частные методики на стадии учебного предмета призваны решать проблемы, относящиеся к развитию у школьников младшего возраста умений и навыков саморазвития и самостоятельности. А это предполагает под собой разработку новейших методов и форм процесса обучения, актуализации содержания образовательного процесса. Ключевой составной развития является развитие регулятивных способностей.

5 стр., 2095 слов

Особенности волевых действий младших школьников. Основные новообразования ...

... младших школьников – 2 ч. (СЗ) Особенности волевых действий младших школьников. Основные новообразования волевой сферы младших школьников. Развитие познавательных способностей Литература: 1. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология : учебное пособие ...

Регулятивные универсальные умения, направленные на подготовку школьников младшего возраста к самостоятельной жизни, можно трактовать как — «способность справляться с жизненными задачами; контролировать свое время и управлять им, планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты; способность решать задачи; способность принимать решения и вести переговоры». Основные навыки, основывающие самореализацию личности у детей младшего школьного возраста, т.е. управление процессом построения жизненной стратегии, являются самооценка и определение стратегии в отношении обучения.

Исходя из вышенаписанного, можно сказать, что тема моего курсового проекта «Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии» является актуальной.

Исходя из актуальности данного исследования были выявлены объект и предмет исследования:

· Объектом моего исследования является процесс развития регулятивных УУД детей младшего школьного возраста.

· Предметом исследования являются педагогические условия развития регулятивных УУД младших школьников.

Изучая актуальность данного проекта, была выведена цель исследования: изучение педагогических условий развития регулятивных УУД детей младшего школьного возраста.

Чтобы достигнуть цели данного исследования я определила следующие задачи исследования:

· Изучить теоретические основы проблемы развития универсальных учебных действий младших школьников.

· Выявить особенности развития универсальных регулятивных учебных действий младших школьников.

· Проанализировать в психолого-педагогической и методической литературе педагогические условия развития регулятивных УУД младших школьников в курсе изучения технологии.

В ходе исследования мной были использованы следующие методы теоретического исследования:

1. изучение и анализ психолого-педагогической литературы;

2. сравнение точек зрения психологов;

3. классификация и систематизация материала;

4. обобщение.

В данной работе использованы следующие методы исследования:

-изучение и анализ научной литературы;

-изучение и обобщение опыта педагогов — практиков.

Методология исследования:

Изучены подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Л.Г. Петерсон. Т.А. Беляевой, Т.С. Жидкиной, Н.М. Конышевой, И.А. Неткасовой и др.

Теоретическая часть

Понятие универсальных учебных действий

«Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее»

-Анри Барбюс

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

6 стр., 2629 слов

Общая характеристика универсальных учебных действий и способы ...

... формой реализации учебной деятельности – в совместной деятельности и учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками или самостоятельно. (9слайд) В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить пять ...

В узком смысле УУД – это совокупность способов действия учащихся (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. [13].

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (далее ФГОС) универсальные учебные действия (далее УУД) — это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.2

Сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у обучающихся обще-учебных умений, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения. Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Л.Г. Петерсон.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, то есть умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности.

Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности.
Цель современной системы образования, поставленная новыми федеральными образовательными стандартами, т.е. государством, четко определена: развитие личности на основе формирования универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Важнейшей задачей школы является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

 

Требования ФГОС к формированию УУД

 

В чём новизна подхода к обучению по новым стандартам?

В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, который предполагает:

— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального,поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

— ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

3 стр., 1431 слов

принципы наглядности в формировании универсальных учебных действий ...

... общего образования включает совокупность наиболее существенных идей науки и культуры, а также концепцию развития универсальных учебных действий. Концепция развития универсальных учебных действий разработана ... предметная деятельность на уроках технологии является основой для формирования универсальных учебных действий (УУД). На уроках технологии все элементы учебной деятельности (планирование, ...

— признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся( переход от классно- урочной системы к практическим, лабораторным, исследовательским и проектным формам работы);

— учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

— обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

— разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей сограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение формвзаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

— гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Безусловно, учитель играет ведущую роль в формировании УУД. Подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов – всё это требует от педагога грамотного подхода.

Итак, связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов определяется следующими утверждениями:

УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий:

– коммуникативно – обеспечивающие социальную компетентность,

– познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,

– регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности,

– личностные – определяющие мотивационную ориентацию.

Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.

6 стр., 2642 слов

Типологическая модель психического дизонтогенеза как основа практической ...

... более эффективным для решения задач диагностики и коррекционно-развивающей деятельности специалиста образования является трехкомпонентный методологический подход и соответствующая ему типологическая модель ... идеальной «норме/ненорме» является необходимым для создания методологической основы, включающей универсальные принципы и подходы к оценке общих закономерностей психического развития ребенка ...

Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.

Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах.

Способы учета уровня их сформированности – в требованиях к результатам освоения учебного плана по каждому предмету и в обязательных программах внеурочной деятельности.

Педагогическое сопровождение этого процесса осуществляется с помощью Портфолио, который является процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.

Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.

В каждой школе, каждым педагогом содержание УУД должно варьироваться в зависимости от различных условий: от возраста обучающихся и их индивидуальных особенностей, от класса, от педагогического стиля и приоритетных педагогических подходов учителя, предметной специфики и др.

Нужно помнить, что личностно-ориентирванный подход к диагностике УУД не предполагает сравнения результатов ученика с результатами его одноклассников, а личностные результаты не оцениваются индивидуально, а только в целом по классу.

Результаты диагностики дают возможность учителю определять эффективность реализации образовательного процесса, корректировать при необходимости собственную деятельность и содержание образования, видеть возможности осуществления индивидуального подхода к развитию каждого обучающегося. Неоднократное проведение диагностики позволяет отслеживать динамику формирования универсальных учебных действий и влиять на их дальнейшее развитие. [2, с.338].

В заключении необходимо отметить, что если формированию УУД не уделять должного внимания, это приведет к острым проблемам школьного обучения: несформированности учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности значительной части обучающихся, трудностям произвольной регуляции учебной деятельности, низкому уровню общепознавательных и логических действий, трудностям школьной адаптации, росту отклоняющегося поведения.

Методические рекомендации по формированию универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста

 

На современном этапе происходящие изменения в обществе влияют на ситуацию в образовательной системе. Школа, таким образом, должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама ещё не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Именно данное положение фиксируется в федеральном государственном образовательном стандарте.

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но прежде всего на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. Необходимость формирования универсальных учебных действий для начального общего образования обусловлена следующими факторами:

2 стр., 678 слов

Обращение миссионерского отдела Челябинской епархии о деятельности ...

... «ведических мастеров».   Сказанное позволяет предположить вовлеченность Ирины Орды в деятельность деструктивных кришнаитских «ведических» структур, создающих и реализующих свои проекты в рамках ... небрежность – родовая черта многих «практических психологов», получивших весьма поверхностное гуманитарное образование.   На официальном сайте «Студии психологических решений» ) сама о себе ...

— необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;

 

— задачами формирования общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающих социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества. Уже к концу дошкольного возраста формируются основы мировосприятия ребенка, складывается система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений между людьми, формируется Я-концепция, включая культурную и этническую самоидентификацию. Целенаправленное формирование общекультурной и гражданской идентичности личности выступает как актуальная задача воспитания ребенка уже на первых ступенях его включения в институты социализации;

— необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы. Актуальность проблемы обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, причины которой объясняются низким уровнем школьной зрелости, недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению, неудовлетворительным государственным и социальным контролем за ходом и динамикой психического развития детей. В связи со стихийностью и зачастую непрогнозируемостью результатов развития детей со всей остротой встает задача целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться;

— возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации. Низкий уровень коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи отвержения и травли детей одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета не существует. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – формированию других. В целом содержание учебного курса должно быть выстроено так, чтобы одним из планируемых результатов изучения различных тем стало бы формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.

Например, формирование универсальных логических действий, т.е. логической грамотности учащихся, происходит во всех учебных предметах. Однако если языковая грамотность в первую очередь формируется на уроках русского языка, то логическая грамотность – в процессе изучения математики. Учебные предметы гуманитарного цикла и в первую очередь литературное чтение наиболее адекватны для формирования универсального действия нравственно-этического оценивания.

5 стр., 2484 слов

Модульная Рабочая программа по курсу "психофизиология профессиональной ...

... психологии в психофизиологии профессиональной деятельности. Деятельность, ее свойства. Роль профессиональной деятельности в жизни человека. Трудности изучения профессиональной деятельности в условиях современной России. ... учебных часов Наименование темы Количество часов Всего Лекции Практика Самост. работа Модуль 1. Сущность и научные основы психофизиологии профессиональной деятельности ...

Таким образом, при формировании УУД учителю рекомендуется опираться на базовые педагогические технологии: уровневая дифференциация, обучение на основе учебных ситуаций, проектная деятельность, информационные и коммуникативные технологии.

Анализ научно-методической литературы позволил сделать вывод, что в общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

 

Понятие регулятивных универсальных учебных действий

 

Школа – это прежде всего обучение, жизнь убедительно доказывает, что воспитание современных школьников не только труднее, но и важнее , чем обучение. Воспитать такого человека нелегко. Н.И. Лобачевский говорил: «Чему должны мы учиться, чтобы достигнуть своего назначения? Главное мы должны научиться — ничего не уничтожать и все совершенствовать».

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

К человеку обществом в определенную историческую эпоху приписывали набор ценностных характеристик, которые отвечали представлением об идеальном типе личности. Характеристики идеального типа личности своё выражение находят в ценностных ориентациях образования как ведущего института социализации личности, которые направляет на формирование соответствующего этим ориентациям репертуара социальных установок, тем самым обеспечивают формирование личности как идеального представителя гражданского общества. В основе разработки современных стандартов школьного образования лежит представления об образовании как институте социализации личности, вытекающее из основных положений культурно-исторической концепции психического развития школы Л.С.Выготского. В системно – деятельностном подходе выделяются: основные задачи образования как института социализации; набор ценностных нормативных характеристик личности как идеального представителя гражданского общества.

6 стр., 2828 слов

Основные направления деятельности психологической службы образования

... руководителей образовательных учреждений к психологической культуре. Основные направления деятельности психологической службы образования В деятельности психологической службы можно выделить три направления - актуальное, ... результативной профессиональной деятель­ности психолога в образовательном учреждении. Профессиональные действия психолога могут быть дифферен­цированы в соответствии с целями: ...

Процессы информатизации, глобализации, ускорения внедрения новых научных открытий, появлениям новых профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования и стратегию его развития. Фундаментальное ядро содержание общего образования конкретизирует цели как результаты общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся. .

Одно из перечисленных требований Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется через формирования основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

Следовательно, если Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на следующий «портрет выпускника начальной школы»: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Для достижения поставленных требований к личностным результатам младшего школьника можно сформировать посредствам развития регулятивные универсальные учебные действия.

Рассмотрим регулятивные универсальные учебные действия. В школе учеников учат решать сложные математические примеры и задачи, но не помогают в освоении способов преодоления жизненных проблем. Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями: уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

Развитие регулятивных способностей составляет ключевую компетентность личности. В образовательной системе США программы направлены на подготовку учащихся к самостоятельной жизни, где выделяют управленческие, т.е. регулятивные, универсальные умения – способность справляться с жизненными задачами; планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты; принимать решения и вести переговоры, контролировать своё время и управлять им; решать задачи. Наиболее важными умениями, связанными с построения жизненной стратегии, выступают самооценка и выстраивание стратегии в отношении учения.

Развитие способности к регуляции своей деятельности должно быть рассмотрено в трёх аспектах: Формирование к целеполаганию и построению жизненных планов во временной перспективе. Этот аспект является важным, так как имеет прямое отношение к процессу порождения личностного смысла и мотивация учения; развития регуляции учебной деятельности; саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.

Необходимо создавать психологические условия для развития регулятивных универсальных учебных действий, которые включают в себя:

— ориентирование регулирующих высказываний на партнёра (с учётом его особенностей) и представление их в форме контекстной речи;

— адекватное отражение в речи цели усвоения (учебной задачи), исходных данных и вопросов задания, учебных действий, полученный результат;

— организация форм совместной учебной деятельности для обеспечения осмысленности регулирующей речи учащихся на начальном этапе её становления и трансформации из речи коммуникативной в речь регулирующую;

— формирование произвольной и осознанной речи, отраженной в подборе речевых средств и корректном оформлении речевого высказывания;

— выполнение в речи всех частных функций регуляции совместной деятельности: внешнеречевое планирование действия партнёра по решению учебной задачи; стимуляция действий партнера, контроль за качеством выполняемых партнерам действий, оценка этого качества и полученного результата; коррекция допущенных партнером в процессе деятельности ошибок.

Структурными компонентами саморегуляции личности являются ценности, цели, идеалы, образ «Я», уровень притязаний, самооценка. Самооценка выполняет регулятивную функцию посредством уровня притязаний, задающих систему требований, которые сам человек предъявляет к себе.

Функция регулятивных универсальных учебных действий — организация учащимся своей учебной деятельности.

К регулятивным универсальным учебным действиям относятся:

• целеполагание — постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

• оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

В начальной школе выделяют следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущий деятельности младшего школьника:

1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка):

— способность принимать и сохранять цели, следовать им в деятельности;

— умение планировать деятельность и действовать по плану;

— преодоление импульсивности, непроизвольности;

— умение контролировать процесс и результаты деятельности, включая осуществления предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

— умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

-умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;

-умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в деятельности.

2.Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей:

— формирование основ оптимистического восприятия мира;

— целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

— готовность к преодолению трудностей, поиск способов разрешения трудностей.

Таким образом, по средствам развития регулятивных универсальных учебных действий обучающийся может научиться самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. На основе данных умений развиваются социальные компетенции младшего школьника создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности.

 

 

Возрастные особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий у обучащихся младших классов

 

Модернизация российского образования предполагает принципиальное обновление его содержания, нацеленность на кардинально новый образовательный результат. От признания «знаний, умений и навыков» как основных итогов образования произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы самостоятельно решать разнообразные жизненные задачи.

Как утверждал О. Б Дарвиш, младший школьный возраст — это вершина детства. В современной периодизации психологии развитие охватывает от 6-7 до 9-11 лет. В этом возрасте происходит смена образов и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность. В школе он приобретаете не только новое знания и умения, но и определенный социальный статус. В этот период ребенка ждет крупная перемена в жизни, ведущей деятельностью становиться учение. Таким образом, если рассматривать ребенка как личность с точки зрения достигшей определенного уровня развития, следовательно, ребенок поэтапно овладевает определенной системой знаний.

Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

К общеучебным универсальным действиям относятся:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

-структурирование знаний;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

-определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально – делового стилей;

-понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

-постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Важно отметить такое общеучебное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

-моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

-преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

На младший школьный возраст (6-7 лет – 10-11 лет) в теории Ж. Пиаже приходится конкретно-операциональная стадия, которая характеризуется появлением операций — действий наиболее общих, интериоризованных, обратимых, координированных в систему, которые Ж. Пиаже считал ядром умственного развития ребенка, т.е. в терминологии концепции универсальных учебных действий – универсальные познавательные действия.

Педагогами выявлена характеристика результатов регулятивных универсальных учебных действий на разных этапах обучения в начальной школе.

1 класс:

1. Организовать своё рабочее место под руководством учителя.

2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

3.Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

4. Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

2 класс:

1. Самостоятельно организовывать своё рабочее место.

2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

3.Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5. Соотносить выполнение заданий с образцом, предложенным учителем.

6. Корректировать выполнения заданий в дальнейшем.

7. Оценка своего задания по следующем параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

8. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

3 класс:

1. Самостоятельно организовать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на уроках и внеурочной деятельности.

5. Определять правильность выполнения задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

6. Корректировать выполнения задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

7. Оценка своего задания по параметрам, заранее предоставленным.

8. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

9. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

4 класс:

1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

2. Использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

4. В диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки и пользоваться или в ходе оценки и самооценки.

5. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатам.

Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. В сфере произвольности и воли, психологическая готовность обеспечивает целенаправленность и планомерность управления ребенком своим поведением и деятельностью. Произвольность означает как умение ребёнка строить своё поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами, осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, использую соответствующие средства. Воля находит отражение в возможности соподчинения мотивов, целеполаганию (сохранение цели), способностях прилагать волевое усилие для её достижения.

 

 

Педагогические условия формирования регулятивных УУД младших школьников на примере уроков технологии

 

Для нашей работы особый интерес представляют регулятивные УУД, которые имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания.

 

Система образования сейчас стремительно меняется. А это означает, что школа должна подготовить своих учеников к жизни за её пределами. Следовательно, сегодня важно вооружить ученика такими универсальными способами действий, которые помогут ему самосовершенствоваться в меняющемся обществе через присвоение нового социального опыта.

 

Заключение

Сегодня вопрос о развитии мыслительной деятельности учащихся в теории и практике обучения стоит особенно остро, так как исследования последнего времени выявили у школьников большие возможности усваивать научные понятия, применять знания и умения, как в привычной, так и в нестандартной ситуации. Трудно себе представить сферу жизни, где способность ясно мыслить была бы не нужна. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию у обучающихся логических универсальных учебных действий как эффективного средства обучения предмету.

В данной работе решался ряд задач:

• Решая первую задачу, были выявлены основные проблемы развития универсальных учебных действий младших школьников.

• Решая вторую задачу, были выведены особенности развития универсальных регулятивных учебных действий младших школьников.

• Решая третью задачу, были изучены педагогические условия развития регулятивных УУД младших школьников в курсе изучения технологии в психолого-педагогической и методической литературе.

В целом, я могу сказать, что цель исследования была достигнута и на настоящем этапе реформирования системы образования вопрос по формирования регулятивных УУД младших школьников является очень актуальным. ФГОС начального общего образования определил в качестве главных результатов формирование УУД, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.

Анализ научно-методической литературы позволил сделать вывод, что для формирования логических универсальных учебных действий младших школьников в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования требуются специальные методы обучения и приемы в учебно-воспитательном процессе начальной школы с помощью которых будут сформированы необходимые умения. Современная специализированная литература накопила огромный научный и методический опыт, который предлагает учителю ценный материал.

 

Библиографический список

1. Бордовская, Н. В. Педагогика [Электронный ресурс]: учеб. для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. — СПб.: Питер, 2000.

2. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Академия, 2010. – 338 с.

3. Википедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

4. Викиучебник [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikibooks.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0

5. Зак А.З. Как развивать логическое мышление? / А.З.Зак. – Москва.: Аркти, 2001г.

6. И.В. Кузина, В.М. Миронычева. К проблеме освоения ФГОС начального общего образования[Электронный ресурс]: //Начальная школа, 2013г., №5.

7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. :Просвещение, 2008. — 151 с.

8. Классификация универсальных учебных действий: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/11/06/klassifikatsiya-universalnykh

9. Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании [Электронный ресурс]: Н. В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. – 2011. — № 11

10. Методические рекомендации по формированию логических УУД: http://refleader.ru/jgebewujgbewrna.html

11. Пиаже Жан. Избранные психологические труды / пер. с англ. и фр.; вступ. статья В. А. Лектогорского, В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина. – М. : Международная педагогическая академия, 1994. – 389 с.

12. Познавательные УУД: http://odiplom.ru/pedagogika/formirovanie-poznavatelnyh-universalnyh-uchebnyh-deistvii-u-mladshih-shkolnikov-na-urokah-russkogo-yazyka

13. Понятие УУД: http://doc4web.ru/angliyskiy-yazik/formirovanie-universalnih-uchebnih-deystviy-na-urokah-angliyskog.html

14. Программа формирования универсальных учебных действий // . Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М., 2009.

15. Развитие логики на уроках математики: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2012/04/10/razvitie-logicheskogo-myshleniya-na-urokakh-matematiki-v

16. Роль логического мышления: http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-rol-logicheskogo-myshlenija-v-intelektualnom-razviti-doshkolnika.html

17. Т.Н. Беркалиев Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы, Спб. 2007

18. Типические особенности умственной деятельности младших школь-ников / под ред. С. Ф. Жуйкова. – М. : Просвещение, 1968 г.

19. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников / Л.Ф.Тихомирова. – Ярославль, 2000г.

20. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: утвержден приказом Мин-вом Образования и науки РФ от 17.10.2013 г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013.