Психология и педагогика 19

Обязательный минимум содержания дисциплины определяемый государственным стандартом высшего профессионального образования

Психология: предмет, объект и методы психологии; место психологии в системе наук; история развития психологического знания и основные направления в психологии; индивид, личность, субъект, индивидуальность; психика и организм; психика, поведение и деятельность; основные функции психики; развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза; психология личности, структура психики, соотношение сознания и бессознательного, основные психические процессы; структура сознания; познавательные процессы; ощущение, восприятие; представление; воображение; мышление и интеллект; творчество; внимание; эмоции; психическая регуляция поведения и деятельности, общение и речь; межличностные отношения; психология малых групп; межгрупповые отношения и взаимодействия. Психология: предмет, объект и методы психологии; место психологии в системе наук; история развития психологического знания и основные направления в психологии; индивид, личность, субъект, индивидуальность; психика и организм; психика, поведение и деятельность; основные функции психики; развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза; психология личности; структура психики; соотношение сознания и бессознательного; основные психические процессы; структура сознания; познавательные процессы; ощущение; восприятие; представление; воображение; мышление и интеллект; творчество; внимание; эмоции; психическая регуляция поведения и деятельности; общение и речь; межличностные отношения; психология малых групп; межгрупповые отношения и взаимодействия.

Психология делового общения: личность, психологические типы, архетип, взаимодействие, перцепция, коммуникация, конформизм, нонконформизм, референтная группа, атрибуция, идентификация, эмпатия, рефлексия, стереотипы, вербальная и невербальная коммуникация, конфликт, этические нормы общения; национально-психологические типы; универсальные этические и психологические нормы и принципы; психология и общество; психология и труд; экономическая, правовая психология; модели политической психологии: федеральный и региональный аспект; психология глобальных проблем современности; психология и личность: телесная психология и психология повседневности, профессиональная психология, психология и культура ноосферного мышления; деловые переговоры: характер их, определение целей, организация, методы и навыки ведения деловых переговоров; способы оценки достигнутых в процессе переговоров соглашений. Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики; основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача; образование как общечеловеческая ценность; образование как социокультурный феномен и педагогический процесс; образовательная система России; цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования; педагогический процесс; образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения; воспитание в педагогическом процессе; общие формы организации учебной деятельности; урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация; методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом; семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности; управление образовательными системами.

14 стр., 6580 слов

1.Психология как наука, ее основные задачи и методы. Место психологии в системе наук

... -ку. Объект психологии – это субъект, обладающий психикой (человек, группа людей, животное, группа животных). Предмет – это психика и закономерность ее развития. Основные задачи и методы: 1 ... . Постулаты: онтогонизм сознательного и бессознательного; индивида и социальной среды; в структуре личности 3 инстанции: сознание, предсознание, бессознательность. Критиковался и развивался бывшими ...

Ключевые понтия

Психология (от греч. psyhe — душа, logos – учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Психика – системное свойство высокоорганизованной материи (на уровне животных и человека), заключающееся в активном отражении действительности, создании субъективной картины мира и саморегуляции на этой основе.

Сознание – высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий. Это — функциональный орган, формирующийся в ходе овладения индивидом миром созданных человечеством предметов и явлений. Психика – фактор эволюции, сознание – фактор человеческой истории.

Индивид — человек как представитель рода, имеющий природные свойства; телесное бытие.

7 стр., 3028 слов

процесс развития самостоятельности детей младшего дошкольного возраста.

... они исходили из того, что развитие мышления человека может успешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствование личности и развитие ее способности - путем самопознания ... Ш.Амонашвили, 1996. - 224с. 41. Концепция дошкольного воспитания [Текст] // Дошкольное образование в России в документах и материалах 2004 года: сборник действующих ...

Субъект – человек как носитель предметно – практической деятельности; распорядитель душевных сил.

Личность – человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.

Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности.

Психологическая защита – особого рода психическая активность, проявляемая человеком в форме специфических приемов переработки информации, которые могут предотвратить потерю самоуважения и избежать разрушения единства «образа Я».

Универсум – высшая ступень духовного развития человека, осознающего свое бытие и место в мире.

Педагогика (от греч. Paid – дитя, аqo – веду) – наука о закономерностях воспитания и обучения.

Социализация – процесс интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит усвоение ценностей, норм, установок, образцов поведения и способов деятельности.

Образование – это путь и форма становления целостного человека, обретение им образа человеческого в пространстве культуры и во времени истории.

Образование как процесс — целенаправленно организуемое в специальных социальных институтах педагогическое управление социализацией, сознательно ориентированной на определенные идеальные образцы, исторически обусловленные социальные эталоны,

– как результат – это достигнутый человеком уровень профессиональной подготовки и личностного развития;

– как система – совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.

Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение как потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Содержание образования – научно обоснованная система знаний, умений и навыков, эмоционально ценностных отношений к окружающему миру, опыта творческой деятельности.

2 стр., 631 слов

Психология успешной личности

Команда – основа успешной карьеры Успех развития фирмы зависит не только от отдельной личности, но и от ее окружения. Умение работать в команде позволяет добиться высоких результатов. Выполняя упражнения на знакомство, сплочение, развитие сотрудничества, тренировку уверенного поведения, координацию совместных действий и мобилизацию внимания вы познакомитесь с основами командной работы, приобретете ...

Обучение – целенаправленный процесс управляемого познания явлений окружающего мира, их закономерностей, исторического развития и освоения способов деятельности в результате взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся (преподавание и учение).

Воспитание – в широком смысле – это общественное явление, воздействие общества на личность (фактически отождествляется с социализацией); – в узком смысле – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Формирование – становление личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и саморазвития.

ТематИка вопросов к зачету

  1. Обоснуйте необходимость психологического образования для успешной профессиональной деятельности экономиста.
  2. Возможности психологической и педагогической науки в решении человеческих проблем.
  3. Психология и педагогика: их связь и специфика. (Объект, предмет, задачи).
  4. Методы психологического и педагогического познания человека.
  5. Человек как психологическая и духовная реальность. (Внешняя и внутренняя жизнь человека. Пять образов его субъективной реальности.)
  6. Психика, ее природа, свойства, функции.
  7. Психика как структурно – функциональная целостность. Мир индивидуально– психологических явлений (А.М.Столяренко,).
  8. Сознание, его свойства и структура.
  9. Самосознание: структура, функции.
  10. Бессознательное и его виды.
  11. Механизмы психологические защиты.
  12. Темперамент как интегративная характеристика индивидных свойств человека. Учение о темпераменте и его типах в психологии.
  13. Психологическая организация человека как субъекта (желания, воля, чувства, разум).
  14. Потребности, мотивы деятельности и поведения.
  15. Чувства и эмоции, их функции в поведении.
  16. Формы эмоциональных переживаний.
  17. Стресс. Пути выхода из него.
  18. Внимание. Его функции, виды и свойства.
  19. Восприятие и его свойства.
  20. Память человека: определение, виды, процессы.
  21. Мышление: определение, типы, виды.
  22. Мыслительные операции как основные механизмы мышления.
  23. Воображение: определение, виды, функции, способы создания образов воображения.
  24. Человек как личность, индивидуальность и универсум.
  25. Характер: определение, структура функции.
  26. Акцентуации характера.
  27. Способности личности и их виды.
  28. Концепции развития личности Э.Эриксона и А.В.Петровского. Провести сравнительный анализ.
  29. Развитие, социализация и воспитание личности.
  30. Образование как общечеловеческая ценность.
  31. Содержание образования как средство развития личности и формирования ее базовой культуры.
  32. Методы педагогического воздействия на личность.
  33. Педагогические ценности: понятие, классификация (В.А. Сластенин, В.П.Каширин).
  34. Педагогические принципы воспитания (А.М.Столяренко).
  35. Педагогические основы профессионального обучения.
  36. Методика формирования профессиональных знаний, навыков и умений.
  37. Деятельность и общение как способы социальной жизни человека.
  38. Психология профессионального межличностного общения. (В.А.Сластенин, В.П.Каширин).
  39. Профессиональная адаптация специалиста. (В.А.Сластенин, В.П.Каширин).

Рекомендуемая литература в качестве основной

  1. Заборова Е.Н., Качалова Н.Г., Черданцев В.В. Психология и педагогика. Екатеринбург, 2002.
  2. Ильин Е.П. Мотивация поведения. СПб., 2000.
  3. Немов Р.С.Психология.М., 2001.
  4. Психология и педагогика:М.-Новосибирск,2001.
  5. Психология индивидуальных различий. Тексты.: М., 1982.
  6. Реан А.А., Борждовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб., 2001.
  7. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: М.,2001.
  8. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. М. 2002.