Психологические основы профессионального развития личности

Психологические основы профессионального развития личности

Л.М. Митина

Нестабильная экономическая и социально-политическая ситуация в современном российском обществе, постоянно меняющиеся условия жизни каждого человека, многообразие идеологических установок, плюрализм мнений, политических пристрастий требуют от него постоянного самоопределения, профессионального до- и переопределения.

Одна из главных целей современного образования, по нашему мнению, состоит в развитии у учащихся заинтересованности и потребности в самоизменении. Превращение ученика в субъекта, заинтересованного в самосовершенствовании, обусловливает в дальнейшем становление его как профессионала, способного к построению своей деятельности, ее изменению и развитию.

Таким образом, профессиональное развитие неотделимо от личностного — в основе и того и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования и приводящий к высшей форме жизнедеятельности личности — творческой самореализации.

В личностно-развивающем подходе мы выделяем три основных направления исследования профессионального развития личности:

содержательное — разработка концептуальных и технологических моделей профессионального развития личности;

динамическое — все временное поле профессионального развития личности с момента поступления ребенка в школу через ста дию самостоятельного и осознанного выбора профессии к творческой самореализации личности;

институциональное —- институт профессионального развития личности, включая тип социума, в котором функционирует «рынок профессий»; образовательные системы и конкретные социальные группы, в которых реализуется процесс профессионального развития.

Идеи целостности, единства личностного и профессионального развития человека легли в основу разработанной нами концепции, в которой фактором развития являются внутренняя среда личности, ее активность и потребность в самореализации. Объектом профессионального развития и формой реализации творческого потенциала человека в профессиональном труде являются интегральные характеристики его личности: направленность, компетентность, гибкость (Митина Л.М., 1998).

Направленность в более узком смысле определяется в данной концепции как профессионально-значимое качество, занимающее центральное место в структуре личности и обусловливающее ее индивидуальное и типическое своеобразие. В более широком (в плане интегральной характеристики труда) — как система эмоционально-ценностных отношений, задающая иерархическую структуру доминирующих мотивов личности, побуждающих личность к ее утверждению в деятельности и общении.

16 стр., 7723 слов

Профессиональное развитие в период молодости

... направления заключается в том, что в ходе профессионального развития потребности человека находят свой предмет в профессиональной деятельности. Мотивация человека наполняется профессиональ-ным содержанием. Личность оценивает профессию с точки зрения возможности ...

Компетентность включает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности.

Гибкость — интегральная характеристика личности, представляющая собой оптимальное сочетание трех взаимосвязанных и взаимообусловливающих друг друга личностных качеств: эмоциональной, поведенческой и интеллектуальной гибкости.

Выделенные интегральные характеристики личности профессионала являются психологической основой, необходимой, хотя и в разной степени, во всех видах деятельности. Каждая интегральная характеристика представляет собой определенное сочетание или комбинацию значимых личностных качеств, существенных для успешного действования в рамках той или иной конкретной профессии. Таким образом, профессиональное развитие личности представляет собой процесс повышения уровня и совершенствования структуры направленности, компетентности и гибкости через разрешение противоречия между актуальным и отраженным уровнями их развития и осознанием личностью необходимости самосовершенствования. Фундаментальным условием развития интегральных характеристик личности профессионала являются осознание необходимости изменения, преобразования своего внутреннего мира и поиск новых возможностей самоосуществления в труде, т. е. повышение уровня профессионального самосознания.

По мнению С.Л.Рубинштейна, проблема самосознания есть прежде всего проблема определения своего способа жизни.

Положение С.Л.Рубинштейна о двух способах жизни послужило методологической основой для построения нами двух моделей профессионального труда: модели адаптивного поведения, в основе которой лежит первый способ существования человека, и модели профессионального развития, основанной на втором способе жизнедеятельности.

При адаптивном поведении (первая модель) в самосознании (человека доминирует тенденция к подчинению профессиональной деятельности внешним обстоятельствам в виде выполнения предписанных требований, правил, норм. Имеются в виду процессы самоприспособления и подчинения среды исходным интересам специалиста. В деятельности специалист, следующий этой модели, как правило, руководствуется принципом экономии сил и пользуется главным образом наработанными алгоритмами решения профессиональных задач, проблем, ситуаций, превращенными в штампы, шаблоны, стереотипы.

В модели профессионального развития (вторая модель) человек способен выйти за пределы непрерывного потока повседневной практики, увидеть свой труд в целом и превратить его в предмет практического преобразования, что дает ему возможность стать хозяином положения, полноправным автором, конструирующим свое настоящее и будущее. Это позволяет внутренне принимать, осознавать и оценивать трудности и противоречия разных сторон профессионального труда, самостоятельно и конструктивно раз- решать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривать любую трудность как стимул дальнейшего развития, как преодоление собственных пределов.

3 стр., 1229 слов

МЫШЛЕНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

... технического моделирования мышления; 6) проблема творческого мышления. 2. Мышление как форма познавательной деятельности. Развитие мышления в онтогенезе Мышление – одно из высших проявлений психического, процесс ... проникновения в существенные связи и отношения предметного и социального мира (практические действия, модели, схемы, символы, знаки, язык и др.). Мышление позволяет получить знание о таких ...

Многочисленные экспериментальные исследования, проведенные нами, показали, что профессиональное функционирование специалиста в русле первой модели детерминируется главным образом противоречием между требованиями профессиональной деятельности и профессионального сообщества, с одной стороны, и возможностями и способностями личности, индивидуальным стилем деятельности и общения, опытом работы — с другой. Динамика профессионального функционирования специалиста проходит три стадии: адаптации, становления и стагнации.

На стадии профессиональной адаптации молодой человек перенимает, впитывает, ассимилирует чужой опыт. На этом этапе превалирует стремление удовлетворить требования значимой среды.

На стадии профессионального становления необходимость приспособления к требованиям руководства и профессионального сообщества вступает в противоречие с выработанным к тому времени специалистом индивидуальным стилем деятельности и общения, профессиональными познаниями, собственными приемами и «техниками».

На стадии профессиональной стагнации, когда специалист приспособил свои индивидуальные способности и возможности к требованиям профессиональной среды и существует за счет достижений прошлого (эксплуатации стереотипов, канонизации и универсализации собственного опыта), возникают предпосылки для снижения профессиональной активности и роста, невосприимчивости к новому, использования своего положения для подавления окружающих. Эта стадия характеризуется резким снижением показателей здоровья (невротизация, возникновение психосоматических заболеваний и др.).

У разных профессиональных групп стадия стагнации наступает в разное время. Так, по нашим данным, у учителей и врачей эта стадия начинается через 10—15 лет работы. По данным зарубежных исследователей, у менеджеров стадия стагнации наступает гораздо раньше — через 5 — 7 лет работы (Вапдига А., 1986).

Профессиональное развитие человека (вторая модель) детерминируется противоречиями разного рода, в том числе выделенными в модели адаптивного поведения. Но основной движущей силой развития профессионала является внутриличностное противоречие между «Я-действующим» и «Я-отраженным». Вектором профессионального развития выступает творческое «Я» личности.

Рассматривая профессиональное развитие как непрерывный процесс самопроектирования личности, мы выделяем в нем три основные стадии психологической перестройки личности: самоопределение, самовыражение и самореализацию.

2 стр., 625 слов

Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению ...

... нужны новое работники с определёнными профессиональными качествами. Профессиональная пригодность к работе официанта определяется психологическими ... результаты отражают возможности индивида проявлять определенные формы поведения в конфликтных ситуациях. Социально-демографические характеристики ... компромисс и попытается его не допустить. томас личность конфликт диагностика Вывод: В целом наше ...

На стадии самоопределения соотнесение знаний о себе происходит в рамках сопоставления «Я» и «Другого». На этом этапе важно, ориентируясь на обратную связь от других, анализируя и осознавая свои возможности и способности, стремиться максимально приблизить «Я-действующее» к «Я-отраженному».

На стадии с а м о в ы р а ж е н и я соотнесение знаний о себе происходит в рамках «Я» и «Я». На этом этапе человек соотносит собственное поведение с той мотивацией, которую он реализует.

На стадии самореализации соотнесение знаний о себе происходит в рамках «Я — высшее (творческое) Я». На этом этапе формируется жизненная философия человека в целом, осознается смысл жизни, своя общественная ценность. Тем самым субъект не только достигает профессионального мастерства, но и гармонично развивает свою личность, творчески самореализуясь.

Очевидно, что модель профессионального развития личности исключает различные типы адаптивного поведения, но не как слепое подчинение внешним требованиям, а как выбор оптимального поведенческого решения.

Таким образом, модель профессионального развития характеризует конструктивный путь личности в профессии, т.е. путь ус- пешной, конкурентоспособной личности, тогда как модель адаптивного поведения определяет деструктивный путь в профессии, путь стагнации и невротизации специалиста.

Именно на развитие интегральных характеристик конкурентоспособной личности направлена специально разработанная нами психологическая технология (Митина Л.М., 1998, 2002), предполагающая преобразование мотивационной, интеллектуальной, аффективной и в конечном счете поведенческой структур личности, в результате чего внешняя детерминация жизнедеятельности меняется на внутреннюю.

Мы выделяем четыре стадии оптимизации личности и поведения учащегося: подготовку, осознание, переоценку и действие. Модель объединяет основные процессы изменения поведения: мотивационные (I стадия), когнитивные (II стадия), аффективные (III стадия) и поведенческие (IV стадия).

I стадия — подготовка. Для того чтобы произошло активное включение учащегося в процесс оптимизации собственной личности и поведения, необходимо заинтересовать, увлечь его интересной и нужной ему информацией и новыми способами работы.

II стадия — осознание. Уровень осознания собственных способов общения, деятельности, личностных особенностей существенно повышается благодаря наблюдению, противопоставлению, интерпретации точек зрения, позиций, способов и приемов восприятия и поведения, обсуждаемых в малых группах. Благодаря увеличению информации учащиеся начинают осознавать и оценивать альтернативы нежелательному поведению и рост собственных профессиональных и личностных возможностей.

III стадия — переоценка. Эта стадия в большей степени характеризуется аффективными и оценочными процессами изменения. В процессе тренингов, деловых игр, режиссуры и разыгрывания ситуаций учащийся все больше ощущает свою независимость и способность изменить жизнь в чем-то важном, принципиальном. Выбор и принятие решения действовать по-новому — основной результат стадии переоценки.

5 стр., 2193 слов

Направленность личности как фактор профессионального самоопределения врача

... личности, выбор жизненного пути; 2 - творческое развитие и обогащение человеком самой профессиональной деятельности, мира профессий. В профессиональном самоопределении выделяются фазы или стадии: выбор профессии, профессиональное обучение, овладение профессиональным ... важнейших условий успешной профессиональной адаптации. Вместе с овладением мастерства профессии происходит перестройка мотивационной ...

IV стадия — действие. На нее переходят учащиеся, успешно осуществляющие стадию переоценки. Переход на эту стадию наиболее эффективен в том случае, когда у учащегося появляется возможность апробировать и закреплять осваиваемые на семинаре новые способы поведения в своей учебной и внеучебной деятельности. На самом семинаре учащийся может, обсуждая свои трудности, проблемы, рецидивы в поведении, получать открытое и доверительное сочувствие, понимание, помощь, поощрение за осуществление изменений в поведении. Устойчивость (толерантность) к стимулам, провоцирующим нежелательное поведение, и поощрение самого себя за способность к позитивным изменениям в поведении — основной результат этой стадии. В процессе занятий происходит самоосознание каждым участником семинара индивидуально эффективных средств деятельности, общения и поведения в целом.

Таким образом, разработанные нами концепция и технология позволяют решать вопросы, связанные с диагностикой, прогнозом, коррекцией профессионального развития личности, а также строить инновационные проекты и программы общего и специального непрерывного образования — от начальной школы до систем переподготовки специалистов.