Психология_цвет

ПСИХОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА

Существенное влияние на зрительные восприятия оказывают психические факторы. Прежде чем возникнет зрительный образ, сигналы внешнего мира должны подвергнуться сложнейшей многоступенной переработке на трех уровнях: в сетчатке глаза, в проводящих нервах, в коре головного мозга. На этом третьем, высшем этапе зрительная информация вступает во взаимодействие с информацией других органов чувств, и на переработку ее влияют память, воображение, чувства, эмоции, мышление, различные стереотипы восприятия, прошлый опыт и многие другие факторы психической деятельности.

Выразительность цвета и цветовых сочетаний связана с эмоциональным опытом людей. Выразительные цветовые сочетания несут в себе отголоски человеческих чувств, настроения, динамику этих чувств, но и нечто иное — элементы познания жизни, особо важные для человека. Деятельность органов зрения может возбуждать и другие органы чувств: осязание, слух, вкус, обоняние. Цветовые ощущения могут также вызывать воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния. Всё это называют цветовыми ассоциациями.

Качества ассоциаций:

  • однозначность ощущения (т. е. его определенность, повторяемость при различных условиях для одного и того же индивидуума);
  • интенсивность ощущения;
  • устойчивость в пределах большой группы людей.

Качества цветовых ассоциаций, а также эстетическая оценка цветов зависят как от объективных свойств самих цветов, так и от свойств воспринимающего субъекта.

Объективные свойства цвета:

  • физические характеристики (чистота, светлота, яркость, насыщенность);
  • форма цветового пятна;
  • место и значение его в визуальной структуре;
  • материал и фактура поверхности объекта;
  • освещение.

Свойства воспринимающего субъекта:

  • групповые (национальный фактор (раса, этническая группа), культурные традиции, социальная принадлежность);
  • индивидуальные (возраст, пол, культурный уровень, образование, род деятельности, особенности нервно-психического склада субъекта).

Физические ассоциации:

5 стр., 2175 слов

Субъективность в ощущении цвета

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА РЭС РЕФЕРАТ НА ТЕМУ «Субъективность в ощущении цвета» МИНСК, 2009 Цвет окружает нас повсюду. Он такой же естественный компонент нашей жизни, как воздух, которым мы дышим. И все же в отдельные моменты, обратив внимание на какое-нибудь поразившее нас необычное цветовое сочетание, мы удивляемся и задаем себе вопрос - что же, собственно, представляет ...

  • весовые (легкие, тяжелые, воздушные, давящие, невесомые…);
  • прочность и тяжесть конструктивных элементов подчеркивают цвета: голубовато-серые, красные, красно-желтые, черные.
  • легкость конструктивных элементов подчеркивается светлыми и «холодными» цветами (бледно-голубой, голубовато-зеленый, белый).
  • температурные (теплые, холодные, горячие, ледяные, жгучие…);
  • красный, оранжевый, желтый цвета ассоциируются с огнем, солнцем — впечатление тепла (в комнате окрашенной в эти цвета кажется теплее).
  • голубой, синий ассоциируются с небом, морем, льдом — вызывают ощущение холода (в комнате окрашенной в эти цвета кажется холоднее).
  • фактурные (мягкие, жесткие, гладкие, колючие, шершавые, скользкие…);
  • акустические (тихие, громкие, глухие, звонкие, музыкальные…);
  • пространственные (выступающие, отступающие, глубокие, поверхностные…).
  • «отступающие» (темные, холодные: голубые, синие, фиолетовые и их оттенки).
  • «выступающие» (светлые, теплые: желтый, оранжевый, красный, пурпурный).

Эмоциональные ассоциации:

  • позитивные (приятные, бодрые, оживленные, лирические, нежные, радостные, восторженные, одухотворённые, возвышенные, восхищающие…);
  • негативные (злые, гневные, раздражающие, грустные, трагические…);
  • нейтральные (спокойные, безразличные, уравновешенные, вялые, скучные, пассивные, мечтательные, сентиментальные…).

По цветовым предпочтениям цвета и их сочетания можно разделить на две основные группы:

  1. Простые, чистые, яркие цвета. Контрастные сочетания.
  2. Сложные, малонасыщенные цвета (разбеленные, ломаные, зачерненные), а также ахроматические. Нюансные сочетания.

Цвета группы «1» действуют как сильные, активные раздражители. Они удовлетворяют потребностям людей со здоровой, неутомленной нервной системой. К таким субъектам относятся дети, подростки, молодежь, крестьяне, люди физического труда, люди, обладающие кипучим темпераментом и открытой, прямой натурой. И действительно, цвета и сочетания такого типа мы встречаем в следующих случаях: в детском художественном творчестве; в молодежной моде на одежду; в декоративно-прикладном искусстве народов всего земного шара; в самодеятельном «городском фольклоре», создателями которого являются люди неинтеллигентного труда и т. д.

13 стр., 6080 слов

5 Целебные силы индивидуальных цветов

1. Жизнь есть цвет, каждый орган обладает специфическим цветом. 2. Каждый цвет обладает интеллектом и полярностью. 3. Каждый цвет знает свою функциональную роль и работает селективно. 4. Каждый цвет может работать индивидуально и коллективно. 5. Правильный цвет есть правильная пища в правильном месте и в правильное время. 6. Человек есть цвет, живущий на 49 вибрации. Свет есть функция ...

Цвета группы «2» скорее успокаивают, чем возбуждают; они вызывают сложные, неоднозначные эмоции, нуждаются в более длительном созерцании для их восприятия, удовлетворяют потребность в тонких и изысканных ощущениях, а такая потребность возникает у субъектов достаточно высокого культурного уровня. По всем этим причинам цвета второй группы предпочитаются людьми среднего и пожилого возраста, интеллигентного труда, людьми с утомленной и тонко организованной нервной системой. Цвета и сочетания данного типа встречаются в следующих случаях: в европейском костюме для среднего и пожилого возраста; в интерьере жилищ городской интеллигенции; в современной проектной графике и окраске подавляющего большинства архитектурных объектов и т. д.

Далее рассмотрим зрительные впечатления и ассоциации, вызываемые основными спектральными цветами, пурпурными, коричневыми, а также ахроматическими цветами.

Красный цвет воспринимается как очень близкий, выступающий, теплый; увеличивающий объем в ширину, тяжелый, горячий, яркий, активный, энергичный, динамичный, насыщенный.

Оранжевый цвет — близкий, выступающий, теплый; увеличивающий и как бы играющий объемом; легкий, теплый, слепящий, сверкающий, динамичный, подвижный.

Желтый цвет — приближающийся, выступающий, теплый; зрительно увеличивающий объем; яркий, лучистый, струящийся, подвижный.

13 стр., 6198 слов

Ощущение 3

... (различные оттенки красного, желтого, зеленого, синего) цветов. Зрительные ощущения вызываются воздействием света, т.е ... объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона ... вынужденного внимания обычно начинают с интенсивности впечатления. Наше внимание привлекает громкий звук, ... признаки, точно знать его границы (объём), его место среди других понятий ...

Зеленый цвет (4.1 — желто-зеленый, 4.2 — зеленый, 4.3 — синевато-зеленый) — два первых воспринимаются как нейтральные, а 3-й — как отступающий; по отношению к увеличению объема — нейтральный; 1-й из оттенков зеленого — легкий, 2-й и 3-й — неопределенные (по впечатлению массы); 1-й — теплый, 2-й — нейтральный, 3-й — прохладный; 1-й — светлый, 2-й — спокойный, 3-й — темный. По впечатлению движения: 1-й — живой, 2-й — инертный, 3-й — статичный.

Голубой цвет — удаляющийся, отступающий, прохладный; воздушный (по впечатлению объема); легкий, свежий, чистый; светлый или нейтральный; по впечатлению движения — пассивный, спокойный.

Синий цвет — далекий, отступающий, очень холодный; уменьшающий объем в ширину; тяжелый, темный, застывший, неподвижный.

Фиолетовый цвет — далекий, отступающий, холодный; уменьшающий объем, делающий изящнее; тяжелый (светло-фиолетовый, сиреневый — неопределенные); сиреневый — туманно-прохладный, фиолетовый — холодный. Сиреневый воспринимается как светлый, а фиолетовый — очень темный; сиреневый — как спокойный, фиолетовый — как застывший; сиреневый — как грустный, фиолетовый — как утомляющий, угнетающий и даже пугающий.

Пурпурные цвета (8.1 — красновато-пурпурный, 8.2 — пурпурный, 8.3 — фиолетова-пурпурный).

1-й и 2-й оттенки воспринимаются как приближающиеся цвета, а 3-й — как отступающий. Этот цвет играет объемом и чуть его увеличивает (чем теплее, краснее, тем больше); 1-й и 3-й оттенки пурпурного воспринимаются как тяжелые, а 2-й — как неопределенный по массе; по впечатлению температуры: 1-й — теплый, а 2-й и 3-й нейтральные; по яркости (светлоте) — 1-й — яркий, 2-й — нейтральный, а 3-й — темный; по впечатлению движения: 1-й — подвижный, 2-й — спокойный, 3-й — статичный.

7 стр., 3266 слов

Зеленый цвет

... темное», «синяя поверхность как будто уплывает от нас вдаль», красный цвет создаст впечатление «как серьезности и достоинства, так и прелести и грации», зеленый цвет дает глазу ... дело тонкое. Вся соль вопроса заключается в том, что зелёный цвет сам по себе воспринимается как «холодный» и «влажный». Поэтому наряжая ванную в ...

Коричневые цвета (9.1 — светло-коричневый, разбеленный, 9.2 — коричневый, 9.3 — темно-коричневый).

По впечатлению расстояния: 1-й оттенок — нейтральный, 2-й — выступающий, 3-й — далекий. По впечатлению объема: все три — сокращающие объем или нейтральные; по впечатлению массы: 1-й — неопределенный, 2-й и 3-й — тяжелые; по впечатлению температуры: 1-й и 2-й — теплые, 3-й — нейтральный; по впечатлению светлоты: 1-й нейтральный, 2-й и 3-й — темные; по впечатлению движения — все оттенки статичны.

Белый цвет — воспринимается как приближающийся, увеличивающий объем, прохладный; легкий, ясный, очень светлый, пассивный, спокойный.

Серый цвет — (11.1 — светло-серый, 11.2 — серый, 11.3 — темно-серый).

Все оттенки воспринимаются по впечатлению расстояния как отступающие, удаляющиеся; все сокращают объем, либо нейтральны по этому признаку; 1-й воспринимается легким, второй — неопределенным по массе, 3-й — тяжелым; по впечатлению температуры: первые два — нейтральны, третий — холодный; по впечатлению яркости (светлоты): первый — светлый, 2-й — тусклый, 3-й — темный; по впечатлению движения все оттенки серого статичны.

Черный цвет — далекий, отступающий; уменьшающий объем, тяжелый; холодный, мрачный, неподвижный, замерший.

Теперь следует остановиться на первом ощущении от рассмотренных цветов и их психологическом целостном ассоциативном восприятии.

Красный цвет — возбуждающий, раздражающий, проникающий, согревающий, покоряющий, вызывает ощущения тревожности, страсти, жизнеутверждения, создает чрезмерную напряженность.

Оранжевый цвет — тонизирующий, страстный, жизнерадостный, импульсивный, воспринимается как увлекающий, стимулирующий к деятельности.

Желтый цвет — приятный, радостный, возбуждающий, коммуникативный, психологически воспринимается как живой, веселый, беспечный.

Зеленый цвет — свежий, ясный, успокаивающий, расслабляющий, уравновешивающий. Желто-зеленый воспринимается как нежный, приветливый, веселый, мягкий, а зеленый и темно-зеленый — как спокойные, умиротворяющие, создающие ощущение безопасности.

7 стр., 3259 слов

Восприятие цвета человеком 2

... так называемые основные, или«первичные», чистые цвета: красный, синий, желтый. Смешивая ихпопарно, можно получить «вторичные», или смешанные, цвета: оранжевый,зеленый, фиолетовый. Смешение можно продолжать и ... глаза признака хроматических цветов. Цветовой тон - это субъективный признак цвета,который познается через ощущения и определяется словами — синий, зеленый,красный, желтый и т. д ...

Голубой цвет создает первое впечатление цвета чистого и завораживающего, психологически воспринимается в целом как спокойный, воздушный, прозрачный.

Синий цвет создает первое ощущение некоторой настороженности, психологически воспринимается в целом как строгий, отдаляющий, таинственный.

Светло- и темно-фиолетовые цвета создают ощущение грусти и угнетения, утомления, испуга.

Пурпурные цвета вызывают первое ощущение возбуждения (красновато-пурпурный) и настороженности (пурпурный и пурпурно-фиолетовый).

Общее психологическое восприятие пурпурных цветов создает впечатление роскошности, возвышенности, напряженности.

Коричневые цвета создают ощущение надежности, покоя. Общее психологическое восприятие светло-коричневого цвета создает впечатление сухости и земной тверди. Два другие оттенка воспринимаются как спокойные, сдержанные, твердые.

Белый цвет вызывает первое ощущение чистоты и стерильности, а общее его психологическое восприятие ассоциируется с ясностью, благородством, целомудрием.

Серые цвета создают первое ощущение спокойствия, пассивности, нейтральности, равновесия, инертности и психологически создают настроение грусти, меланхолии.

Черный цвет вызывает первое ощущение равнодушия или даже угнетения, психологически воспринимается как цвет печали, грусти, траура, бесконечности.

Кроме того, рассмотрим основные символические значения основных цветов.

4 стр., 1822 слов

Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Задания к контрольной работе по дисциплине «Физика и химия цвета» и методические указания к её выполнению рассч

... проделать с другими парами дополнительных цветов (по выбору): жёлтый – фиолетовый; жёлто-оранжевый – сине-фиолетовый; оранжевый – синий; красно-оранжевый – сине-зеленый; красный – зелёный; красно-фиолетовый – жёлто-зеленый.   Блок 3 Тема ... три в каждом ряду, окрашенных в хроматические цвета (желтый, красно-оранжевый, ярко-красный, ярко-зеленый, ярко-синий, ярко-фиолетовый); · в центр каждого из ...

Красный цвет символизирует: огонь; любовь; феерию (праздник); мужество, энергию, силу; смелость, достоинство; власть, войну и кровь.

Оранжевый цвет — символ тепла, солнца, радости; наслаждения, праздника; великодушия; благородства, благополучия.

Желтый цвет — символ движения, неизменности; чистоты, ясности; уважения, величия; великолепия, богатства; света, надежды, оптимизма, дружелюбия.

Зеленый цвет символизирует свободу, ликование, надежду; покой, мир; здоровье, спасение; ясность духа; природу, естественность; скромность, нежность, кротость (светлый желто-зеленый).

Голубой цвет — символ чистоты; разума; постоянства; нежности, добродетели; мира и вечности.

Синий цвет — символ чести, верности, искренности; безупречности, непорочности; вселенной, бесконечности; спокойствия, чистоты.

Фиолетовый цвет — символ мудрости, зрелости; таинственности, покоя, смирения; высшего разума, духовного начала и космического пространства. Сиреневый цвет символизирует грусть, печаль, меланхолию.

Пурпурные цвета символизируют власть, верховенство, величие; достоинство, силу; могущество, крепость.

Коричневые цвета символизируют строгость, сдержанность, постоянство, стабильность, скрытость, благородство, зрелость.

Белый цвет — символ чистоты, мудрости; невинности, безмятежности души; мира; духа просвещения.

Серые цвета символизируют строгость, замкнутость, благородство, скромность; печаль, грусть, тоску.

Черный цвет — символ постоянства, скромности, торжественности; мира как покоя; ночи; траура и смерти.

Выше описаны зрительные впечатления, ассоциации, вызываемые рассмотренными цветами, взятыми отдельно, вне сочетаний друг с другом и иными оттенками. Парные, тройные и полихроматические сочетания (хроматических и ахроматических цветов) характеризуются своими особенностями цветового восприятия. Далее рассмотрим вызываемые ассоциации на примере парных цветовых сочетаний:

желтый — синий: сильная напряженность, благодаря которой создается эффект движения;

желтый — красный: насыщенная лучезарность, радостная теплота;

желтый — пурпурный: некоторый диссонанс, неблагозвучность, подвижность;

желтый — зеленый (травяной): веселье, радость;

желтый — оливковый: некоторый диссонанс (успокаивающая подвижность);

желто-оранжевый — цвет зеленого липового листа: умеренное возбуждение (обволакивающая теплота);

желто-зеленый — красновато-серый: легкий диссонанс, связанность;

оранжевый — синий (зелено-синий): ритмическая полярность между излучением и глубокой замкнутостью в себе, отчего создается сильное впечатление;

оранжевый — красный: резко кричащий;

оранжево-красный — зеленый: импульсивность;

оранжевый — фиолетовый: опьянение, оглушение;

оранжевый — ультрамариновый: претенциозность, резкость;

красный — зеленый (сине-зеленый): сильный контраст между энергией и спокойствием, отсюда впечатление жизнеутверждения, импульсивности;

красный — пурпурный: диссонанс, праздничность;

красный — синий: динамика отталкивания, волнение;

красный — ультрамариновый: резкая сила;

синий — розовый: робость, застенчивость, разобщенность;

синий — серый: нейтральность, холодность;

пастельно-зеленый — красный: неуверенность, мерцание;

пастельно-зеленый — синий: односторонность, пассивность, неясность;

пастельно-зеленый — розовый: слабость, нежность, радушие;

пастельно-зеленый — лиловый: диссонанс, сумерки;

зелено-серый — сине-серый: пассивность, нейтральность;

зеленый — серый: родственность, пассивность;

бежевый — красный: легкий диссонанс (внутренняя раздвоенность);

бежевый — цвет зеленого липового листа: ассоциации с природой, успокаивающая теплота;

коричневый — зеленый (оливковый): приземленность;

коричневый — ультрамариновый: укрепление, разрешение;

темно-коричневый — синий: бескомпромиссность, тяжесть, грубоватость;

темно-коричневый — охра: неподвижность, жесткость, приземленность;

золотой — пурпурный: мощь, достоинство, праздничность;

золотой — красный: пышность, роскошь, теплота;

фиолетовый — лимонно-желтый: создают впечатление одновременной тяжести и легкости, а также нестабильности, раздражения;

пурпурный — желто-зеленый: повышает ощущение жизнеутверждения;

красный — черный: подавленность, опасность, тревога;

оранжевый — черный: насилие;

желтый — черный: разрыв, подавление лучезарности, фиксация внимания;

синий — черный: подчеркивание удаленности синего, ночь;

желтый — белый: прояснение, просветление;

красный — белый: очищение;

синий — белый: чистота, холодность;

зеленый — белый: усиление зеленого цвета, чистота, ясность;

розовый — белый: слабость, бледность.

Кроме того, цвета оказывают определенное влияние на физиологию человека. Физиологическое значение основных цветов заключатся в следующих значениях.

Красный улучшает жизненный тонус, стимулирует работу внутренних органов, активизирует все функции организма, повышает артериальное давление, ускоряет ритм дыхания, усиливает мышечное напряжение, в больших количествах быстро утомляет и раздражает зрение, является одновременно физическим и психологическим стимулятором.

Оранжевый стимулирует чувства и слегка ускоряет пульсацию крови, но не влияет на кровяное давление, способствует легкому возбуждению, улучшению пищеварения и кровообращения.

Желтый активизирует умственную деятельность, зрение и нервную деятельность, наименее утомляющий, привлекает внимание и сохраняется в памяти дольше, чем другие цвета.

Зеленый позитивно воздействует на сердце и кровообращение, понижает кровяное давление, расширяет капилляры, снимает боль, поднимает тонус, благотворно влияет на нервную систему, применяется при бессоннице, раздражительности и усталости.

Голубой снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания.

Синий понижает артериальное давление и температуру тела и одновременно снижает пульс и ритм дыхания, успокаивает и расслабляет, создает внутреннюю силу и гармонию.

Фиолетовый стимулирует деятельность сердца и легких, кровеносные сосуды, увеличивает сопротивляемость простудным заболеваниям. Большое количество фиолетового цвета может вызвать меланхолию.

Далее рассмотрим группы цветов, которые способствуют возбуждению и действуют как раздражители, приглушают раздражение или отвлекают от других возбуждающих цветов, а также особенности цветов ахроматической гаммы.

1. Стимулирующие (теплые) цвета, способствующие возбуждению и действующие как раздражители:

  • красный — волевой, жизнеутверждающий;
  • кармин — повелевающий, требующий;
  • киноварь — подавляющий;
  • оранжевый — теплый, уютный;
  • желтый — контактирующий, лучезарный.

2. Дезинтегрирующие (холодные) цвета, приглушающие раздражение:

  • фиолетовый — углубленный, тяжелый;
  • синий — подчеркивает дистанцию;
  • светло-синий — уводит в пространство, направляющий;
  • сине-зеленый — подчеркивает движение, изменчивость.

3. Пастельные цвета, приглушающие чистые цвета:

  • розовый — нежный, производящий впечатление некоторой таинственности;
  • лиловый — замкнутый, изолированный;
  • пастельно-зеленый — ласковый, мягкий;
  • серовато-голубоватый — сдержанный.

4. Статичные цвета, способные уравновесить, успокоить, отвлечь от других возбуждающих цветов:

  • чисто зеленый — требовательный, освежающий;
  • оливковый — успокаивающий, смягчающий;
  • желто-зеленый — обновляющий, раскрепощающий;
  • пурпурный — изысканный.

Цвета ахроматической гаммы:

  • Светлые ахроматические цвета занимают промежуточное положение между теплыми и холодными — воздействие на человека относительно нейтральны и являются физиологически оптимальными, белые и светло-серые цвета производят впечатление пустоты и холода (являются хорошим фоном для ярких хроматических цветов).
  • Черные создают ощущение тяжести, подчеркивают интенсивность цвета.

К ним еще относят две группы смешанных цветов.

Теплые темные тона (коричневые), стабилизирующие раздражение, действующие вяло, инертно:

  • охра — смягчает рост раздражения;
  • коричневый, землистый — стабилизирующий;
  • темно-коричневый — смягчающий возбудимость.

Холодные темные цвета, изолирующие и подавляющие раздражение:

  • темно-серые,
  • черно-синие,
  • темные — зелено-синие.

Кроме того, необходимо учитывать и фактор времени в восприятии цвета. Это способность цвета изменяться под воздействием времени не только физически, но и психологически. Яркие, насыщенные цвета обладают коротким импульсным воздействием, способным мобилизовать и воздействовать на короткое время, но быстро ахроматизируются (теряют цветность) или надоедают. В малонасыщенных цветах со временем обнаруживаются новые цветовые нюансы, обладающие более долговременным воздействием. Теплые цвета — красный, оранжевый, оранжево-желтый в интерьере первоначально обладают тонизирующим воздействием, затем возникает тяга к противоположным сине-фиолетовым, склонность уставшего от цветовой экспрессии зрения искать в любом цвете новую цветовую информацию, в сложных нейтрально-серых — новые оттенки.