Психология и педагогика 12

10

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Брянский государственный технический университет

Утверждаю

Ректор университета

__________________А.В.Лагерев

Психология и педагогика

Психические процессы

(психология познавательных процессов)

Методические указания

к практическому занятию № 8

для студентов очной формы обучения всех специальностей

Брянск 2009

ББК 88

Психология и педагогика. Психические процессы (психология познавательных процессов): методические указания к практическому занятию № 8 для студентов очной формы обучения всех специальностей. — Брянск: Изд-во БГТУ, 2009. — 14 с.

Разработали:

Н.С. Пономарева, ст. преп.

Л.И. Васюкова, к.ист.н., доц.

Рекомендовано кафедрой «Инженерная педагогика и психология» БГТУ (протокол № 6 от 09.01.2009 г.)

Темплан 2009 г., п.

Подписано в печать 09.11.06. Формат 60×84 1/16. Бумага офсетная. Офсетная печать. Усл. печ.л. 0,81. Уч.-изд.л. 0,81. Тираж 40 экз. Заказ .

Издательство Брянского государственного технического университета

241 035, Брянск, бульвар им. 50-летия Октября, 7, БГТУ, тел. 58−82−49

Лаборатория оперативной полиграфии БГТУ, ул. Институтская, 16

Предисловие

Цель занятия:

— ознакомиться с характеристикой познавательных психических процессов;

— научиться различать структурные элементы управления психической деятельностью;

— сформировать познавательную активность к изучению данной темы, исследуя уровень развития собственных познавательных процессов при помощи психодиагностических тестов, которые можно найти в методической разработке «Психодиагностические тесты» к практическим занятиям по дисциплине «Психология и педагогика».

Продолжительность занятия — 2 часа.

Методические указания к практическому занятию № 1 дают возможность студентам не только получать и выполнять задания, а также заниматься самостоятельно, пользуясь списком основной и дополнительной литературы.

Студентам предлагается изучить 2 теоретических вопроса, где подробно описываются познавательные психические процессы и их характеристики.

Затем студенты должны основательно изучить ключевые понятия темы, с которыми подробно можно ознакомиться в глоссарии к практическому занятию № 1.

Студентам предлагается 13 вопросов для написания докладов и рефератов. По завершении работы над темами у студентов появится не просто представление о развитии познавательных процессов, а также информация о приемах и средствах их улучшения, о существующих средствах интеллектуального развития и развития способностей человека.

Содержание теоретической подготовки к занятию:

  1. Характеристика семьи.
  2. Основные функции семьи.
  3. История семьи и семейного воспитания.

Вопрос № 1. Характеристика семьи

Семья, как малая социальная группа — это важнейшая форма организации и личностного опыта, основанная на супружеском союзе и родственных связях.

В данном вопросе следует рассмотреть типы семьи и ее организацию.

В зависимости от форм брака:

  • моногамная семья — состоящая из двух партнёров
  • полигамная семья — один из супругов имеет несколько брачных партнеров

В зависимости от числа поколений в семье:

  • сложные — в них совместно проживает несколько поколений родственников
  • простые — однопоколенные семьи, прежде всего — супружеские пары с не состоящими в браке детьми (нуклеарные семьи).

    Это основная ячейка воспроизводства населения.

Также выделяются:

  • Полная семья — семья с обоими супругами; неполная — если отсутствует один из супругов. Возможна типологизация семей по числу входящих в состав семьи лиц, включая детей.
  • Эгалитарная семья — семья, основанная на равенстве супругов
  • Авторитарная семья — базируется на экономическом господстве одного из партнёров.

Психологический климат семьи можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации.

Психологическое здоровье — это состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи. К основным критериям психологического здоровья семьи относится:

Сходство семейных ценностей отражает совпадение, ориентационное единство взглядов, отношений членов семьи к общечеловеческим нормам, правилам, принципам формирования, развития и функционирования семьи как малой социальной группы.

Функционально-ролевая согласованность представляет собой динамический показатель психологического здоровья семьи.

Социально-ролевая адекватность обусловливается ролевой структурой семьи, которая в процессе ее жизнедеятельности складывается более жесткой по сравнению с большинством малых групп. Она отражает уровень реализации межличностных, внутрисемейных ожиданий: от каждого члена семьи ожидают исполнения определенной роли (отец — мужчина, лидер, добытчик, опора в трудной ситуации и т. д.; жена — заботливая мать, хозяйка, хранительница семейного очага и т. д.; дочь, сын — помощники родителей, опора в будущем, наследники и т. д.).

Эмоциональная удовлетворенность показывает характер эмоционального принятия друг друга и уважение в семье. Рейтинг этого показателя в психологическом здоровье семьи определяется многими факторами: уровнем образования родителей, мотивами заключения брака, характером супружеских отношений, целями воспитания детей, методами достижения результата и т. д. Адаптивность в семейных отношениях характеризуется способностью, прежде всего, взрослых семьи приспосабливаться к социально-психологической атмосфере семьи после трудового дня.

Устремленность на семейное долголетие представляет собой постоянное влечение к новым семейным целям, разумное их планирование и поддержание активности всех членов семьи в их достижении

Идентичность и стабильность семьи. Семейная идентичность определяется как содержание ценностей, устремлений, тревог и проблем адаптации. Другими словами, семейная идентичность — это эмоциональное и когнитивное мы данной семьи.

Психологически благополучная и неблагополучная современная семья. Известный психотерапевт Вирджиния Сатир выделяет 2 типа семей: зрелая (благополучная) и проблемная (неблагополучная).

Зрелая семья:

Для зрелой семьи характерна совсем другая атмосфера: честность; естественность поведения; уважение к друг другу; люди считаются с мнением, положением друг друга; открыто выражаются и боль и радость; никто не боится быть осмеянным; с интересом выслушивают друг друга; есть место юмору, когда это уместно, т. е. в этой семье умеют шутить, а не оскорблять, насмехаться. Если в семье спокойно, то это спокойное затишье. Если в такой семье буря, то эта буря тоже спокойная. Здесь человек знает, что всегда его выслушают, поймут. Люди в таких семьях свободно общаются, открыто выражают свои чувства.

Проблемная семья:

Характеризуется, чаще всего, холодностью; дискомфортом для его членов; в этой семье нет улыбок, нет юмора, если юмор появляется, то он редкий, превращается в сарказм, иронию; самим членам семьи может казаться, что они живут в такой семье как бы по обязанности; члены семьи избегают друг друга (каждый живёт своей жизнью); очень часто члены семьи, избегая друг друга, превращаются в трудоголиков на работе (например, сидит сверх рабочего времени, хотя могли бы пойти домой); если у человека нет этого трудоголизма, то он ищет дела вне дома (например, постоянная рыбалка или сауна).

В проблемных семьях может царить и иная атмосфера: крик, вопль, придирки, элемент контроля со стороны члена семьи (например, ревность).

Вопрос № 2. Основные функции семьи

Семья — важнейший источник социального и экономического развития общества. Это безвозмездный вклад отцов и матерей в общественное производство. Возрастает роль семьи как психологической, коммуникативной ячейки, ячейки организации досуга и отдыха, укрепления здоровья человека. Все сказанное только одна из сторон значимости семьи. Другая (не менее важная) — без семьи ни один человек не чувствует себя в полной мере счастливым.

Основное назначение семьи — удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей человека. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности.

На основе понимания семьи сложилось представление о функциях семьи, основные из них таковы:

  1. функция продолжения рода — рождения и воспитания детей;
  2. функция создания гармонии интимных отношений супругов; межличностных отношений различных членов семьи, основанных на чувстве материнства — отцовства, сестринско-братских отношениях, любви бабушек, дедушек и т. д.;
  3. функция организации быта и ведения хозяйства;
  4. функция поддержания физических и духовных сил, создания условий для полноценного развития каждого члена семьи;
  5. функция создания условий для профессиональной деятельности;
  6. функция общения, возникающая задолго до образования семьи;
  7. функция организации досуга.

Диалектический подход к изучению функций семьи выводит на понимание того, что на различных этапах жизни семьи значимость различных функций неоднозначна, носителем их могут быть разные члены семьи. Это обеспечивает преемственность развития семьи.

Выше перечисленные функции можно обобщить в 5 основных: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха.

Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, т. е. в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, т. к. семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это, прежде всего, связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также предотвращением «воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий».

Итак, семья единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжения рода. Но, к сожалению, выполняет эту главную функцию со сбоями. Т. е. эта функция выполняется не в полной мере в неполных семьях, в семьях с приемными детьми.

Семья выполняет и экономическую функцию, т. е. участвует в общественном производстве средств к жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Опыт семейного подряда, участие семей в кооперативной деятельности, индивидуальная трудовая деятельность, развитие семейного садоводства и подсобных хозяйств вносят заметный вклад в производство материальных благ, в улучшение благосостояния семьи, расширяют ее воспитательный потенциал.

В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, в том числе и развитие у детей познавательных интересов, передача детям взрослыми членами семьи накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; соблюдать нормы поведения; постоянное обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект — систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого его члена в течение всей его жизни. Аспект третий — постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи.

Большое значение принадлежит коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со СМИ, литературой и искусством; читая книги, знакомясь с новыми произведениями искусства, новостями, родители должны обязательно обсудить это с ребенком так, чтобы у него появился интерес и развивался далее; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер воспитания; организация внутрисемейного общения.

Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает ее воспитательный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией связывают деятельность по созданию психологического климата семьи. С этим нельзя не согласиться: в нашу динамическую эпоху сильно возрастает значение семьи как психологической ячейки.

В настоящее время возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха. Под досугом понимается внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается всецело по своему выбору и усмотрению. Свободное время — одна из важнейших социальных ценностей, незаменимое средство восстановления физических и духовных сил человека, всестороннего развития личности. Повышению роли досуга способствуют правильный ритм и режим жизни семьи, разумное распределение обязанностей между ее членами, планирование труда и отдыха. Семейный досуг включает в себя: чтение, разгадывание кроссвордов, просмотр фильмов, встречи с родственниками, друзьями и знакомыми, совместный отдых, посещение театров, музеев, кинотеатров и концертов; проведение ежегодного отпуска; посещение парков, туристские походы, экскурсии, прогулки на природу; занятия спортом, участие в соревнованиях, в проведении праздников. Это все влечет за собой познание окружающего мира. Дети узнают много нового и полезного. Появляется интерес к тому, чтобы узнать что-то еще, не останавливаться на достигнутом. Таким образом, расширяется кругозор ребенка. И родители должны сделать так, чтобы интерес был устойчивым и потом не пропал.

Но в организации семейного досуга обнаруживается немало ошибок: слишком много времени дети находятся у телевизора или компьютера, мало бывают на свежем воздухе, родители зачастую недостаточно уделяют времени своим детям, ссылаясь на занятость, усталость и т. п. Преодолеть эти ошибки — задача современной семьи.

Жизнь семьи многогранна. Мы кратко рассмотрели только ее основные функции и предназначение. Но даже отсюда видно, что она удовлетворяет и многообразные индивидуальные потребности личности, и групповые (общесемейные) потребности, и важнейшие потребности общества. Как общество влияет на семью, создавая определенный ее тип, так и семья оказывает немалое влияние на развитие и образ жизни общества. Семье принадлежит важная роль в ускорении экономического и социального развития общества, в воспитании подрастающего поколения, в достижении счастья каждым человеком.

Каждая семья должна выполнять данные функции, но, к сожалению, далеко не во всех семьях существуют условия для их выполнения. Так как наш мир не идеален, поэтому и идеальных семей в нем немного.

Итак, семья осуществляет ряд функции как общественного, так и индивидуального характера.

Сфера семейной деятельности

Общественные функции

Индивидуальные

функции

Репродуктивная

Биологическое воспроизводство общества

Удовлетворение потребности в детях

Воспитательная

Социализация молодого поколения

Удовлетворение потребности в родительстве.

Хозяйственно-бытовая

Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми

Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других

Экономическая

Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособные членов общества

Получение материальных средств одними членами семьи от других

Сфера первичного социального контроля

Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах, ответственность и обязательства родителей перед детьми

Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за нарушение социальных норм в общественной жизни и семейных отношениях

Сфера духовного общения

Развитие личности членов семьи

Духовное взаимообогащение членов семьи

Социально-статусная

Предоставление социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры

Удовлетворение потребности в социальном продвижении

Досуговая

Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга

Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга

Эмоциональная

Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия

Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребности в личном счастье и любви

Сексуальная

Сексуальный контроль

Удовлетворение сексуальных потребностей

В полноценной нормальной семье все эти функции взаимосвязаны между собой.

Вопрос № 3. История семьи и семейного воспитания

В данном вопросе следует рассмотреть эволюцию семьи, которая прошла три этапа. На первом этапе существовали архаичные большие семьи с коллективной или групповой собственностью. На втором этапе они трансформировались в поздние большие семьи, внутри которых возникали обособленные семейные ячейки с частной собственностью. На третьем этапе эти ячейки превратились в малые или нуклеарные семьи с развитой частной собственностью.

Первой формой отдельной семьи была большая семья, или домашняя (домовая) община. Еще одно ее название — патриархальная семья. Различаются два основных типа такой семьи: вертикальная большая семья, состоящая из трех-четырех поколений женатых и неженатых родственников по прямой линии; горизонтальная большая семья, образованная несколькими женатыми и неженатыми родственниками по боковой линии.

Большая семья постепенно уступило место исторически новой форме — малой нуклеарной, элементарной семье, воплощавшей в себе начала частной собственности. Произошло это на пороге классового общества и развития товарного хозяйства. Таким образом,

Воспитание в семье — это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы.

В данном вопросе следует рассмотреть основные правила воспитания.

Первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей — это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.

Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком — это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Основа для сохранения контакта — искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека.

Диалог. Главное в установлении диалога — это совместное устремление к общим целям, совместное видение ситуаций, общность в направлении совместных действий. Ребенок, даже в самом малом возрасте, должен становиться не объектом воспитательных воздействий, а союзником в общей семейной жизни, в известном смысле ее создателем и творцом. Именно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единоголосие воспитания, уступая место подлинному диалогу.

Равенство позиций означает признание активной роли ребенка в процессе его воспитания. Человек не должен быть объектом воспитания, он всегда активный субъект самовоспитания Равенство позиций в диалоге состоит в необходимости для родителей постоянно учиться видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей.

Контакт с ребенком, как высшее проявление любви к нему, следует строить, основываясь на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие его индивидуальности. Помимо диалога для внушения ребенку ощущения родительской любви необходимо выполнять еще одно чрезвычайно важное правило — принятие ребенка. Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка — значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами. Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера.

Для правильного построения воспитания родителям необходимо время от времени определять для самих себя те мотивы, которыми побуждается их собственная воспитательная деятельность, определять, что движет их воспитательными условиями.

Ключевые понятия темы:

Список рекомендуемой литературы Основная

  1. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин. [и др.]. — М.: Школа-пресс. 2005.
  2. Сластенин, В.А. Психология и педагогика / В.А. Сластенин. — М.: Академия, 2004.
  3. Столяренко, A.M. Психология и педагогика / А.М. Столяренко — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  4. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика для техн. вузов / Л.Д. Столяренко. — Ростов н/Д.: ФЕНИКС, 2004.
  5. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов / И.П.Подласый:учеб.пособиедляВУЗов.-М.:ВЛАДОС, 2004.-364с.

Дополнительная

  1. Бордовская, Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская [и др.]. — М.: Питер, 2003.
  2. Гуревич, П.С. Психология и педагогика / П.С. Гуревич. — М.: Проект, 2004.
  3. Кроль, В.М. Психология и педагогика / В.М. Кроль. — М.: Высш. шк., 2003.
  4. Лихачев, Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. — М.: Юрайт, 2003.
  5. Педагогический энциклопедический словарь / Редкол.: М.М. Безруких и др. — М.: БРЭ, 2003.
  6. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый. — М.: ВЛАДОС, 2003.
  7. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: В 2 кн. Кн. 2. Процесс воспитания / И.П. Подласый. — М.: ВЛАДОС, 2003.
  8. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. — М.: Гардарики, 2003.

Примерная тематика докладов и рефератов

1. Современная семья.

2. Педагогическая культура семьи.

3. Родители-первые учителя.

4. Проблема взаимоотношений поколений в семье.

5.Домашнее воспитание.