Психология и педагогика 13

19

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Брянский государственный технический университет

Утверждаю

Ректор университета

__________________А.В.Лагерев

Психология и педагогика

Психические процессы

(психология познавательных процессов)

Методические указания

к практическому занятию № 5

для студентов очной формы обучения всех специальностей

Брянск 2009

ББК 88

Психология и педагогика. Психические процессы (психология познавательных процессов): методические указания к практическому занятию № 5 для студентов очной формы обучения всех специальностей. — Брянск: Изд-во БГТУ, 2009. — 16 с.

Разработали:

Н.С. Пономарева, ст. преп.

Л.И. Васюкова, к.ист.н., доц.

Рекомендовано кафедрой «Инженерная педагогика и психология» БГТУ (протокол № 6 от 09.01.2009 г.)

Предисловие

Цель занятия:

— ознакомиться с характеристикой познавательных психических процессов;

— научиться различать структурные элементы управления психической деятельностью;

— сформировать познавательную активность к изучению данной темы, исследуя уровень развития собственных познавательных процессов при помощи психодиагностических тестов, которые можно найти в методической разработке «Психодиагностические тесты» к практическим занятиям по дисциплине «Психология и педагогика».

Продолжительность занятия — 2 часа.

Методические указания к практическому занятию № 1 дают возможность студентам не только получать и выполнять задания, а также заниматься самостоятельно, пользуясь списком основной и дополнительной литературы.

Студентам предлагается изучить 2 теоретических вопроса, где подробно описываются познавательные психические процессы и их характеристики.

Затем студенты должны основательно изучить ключевые понятия темы, с которыми подробно можно ознакомиться в глоссарии к практическому занятию № 1.

Студентам предлагается 13 вопросов для написания докладов и рефератов. По завершении работы над темами у студентов появится не просто представление о развитии познавательных процессов, а также информация о приемах и средствах их улучшения, о существующих средствах интеллектуального развития и развития способностей человека.

Содержание теоретической подготовки к занятию:

  1. Основные функции педагогического процесса: образовательная, развивающая и воспитательная.
  2. Основные закономерности и принципы педагогического процесса.
  3. Структура педагогического процесса.

Вопрос № 1. Основные функции педагогического процесса: образовательная, развивающая и воспитательная

Педагогический процесс — главная структурная единица процесса воспитания; особенность его состоит в том, что он конкретизирует систему педагогического взаимодействия учителей и учащихся: если понятие «процесс воспитания» включает в себя всю совокупность целенаправленных формирующих влияний на личность, то понятие педагогический процесс отражает систему преднамеренно организованных воспитательных взаимодействий. Задачи процесса обучения:

  • стимулирование учебно-познавательной деятельности обучающихся;
  • организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями и навыками;
  • развитие мышления, творческих способностей и дарований;
  • выработка диалектико-материалистического мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;
  • совершенствование учебных умений и навыков.

Основные функции педагогического процесса:

Воспитательная функция обучения состоит собственно в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять законы в нем принятые. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение.

Развивающая функция обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие. Оно происходит во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области. Развивающая функция обучения по существу составляет проблему взаимоотношения обучения и развития — один из острейших вопросов в психологии и современной дидактике. Отечественной психологической школой и педагогическими исследованиями установлено, что обучение выступает как источник, средство развития личности. Один из важнейших законов психологии, сформулированный Л.С. Выготским, утверждает, что обучение ведет за собой развитие. Можно сказать, что всякое обучение развивается благодаря, в первую очередь, содержанию образования и, во вторую, благодаря тому, что учение является деятельностью. А личность, как известно из психологии, развивается в процессе деятельности

Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен, прежде всего, на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности. Знание в педагогике определяется как понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. Усвоенные знания, согласно выводам ученых, характеризуются полнотой, системностью, осознанностью и действенностью. Современная дидактика считает, что знания обнаруживаются в умениях ученика и что, следовательно, образование состоит не столько в формировании «абстрактного» знания, сколько в развитии умений использовать его для получения новых знаний и решения жизненных задач. Поэтому образовательная функция предполагает, что обучение направлено наряду со знанием на формирование умений и навыков, как общих, так и специальных.

Вопрос № 2. Основные закономерности и принципы педагогического процесса

Для выявления закономерностей целостного педагогического процесса необходимо проанализировать следующие связи:

— связи педагогического процесса с более широким общественными процессами и условиями;

— связи внутри педагогического процесса;

— связи между процессами обучения, образования, воспитания и развития;

— между процессами педагогического руководства и самодеятельности воспитуемых;

— между процессами воспитательных влияний всех субъектов воспитания (воспитателей, детских организаций, семьи, общественности и др.);

— связи между задачами, содержанием, методами, средствами и формами организации педагогического процесса.

Из анализа всех этих видов связей вытекают следующие закономерности педагогического процесса:

  1. Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов педагогического процесса. Он раскрывает объективный процесс определяющего влияния общественных отношений, социального строя на формирование всех элементов воспитания и обучения. Речь идет о том, чтобы, используя данный закон, полно и оптимально перевести социальный заказ на уровень педагогических средств и методов.
  2. Закон взаимообусловленности обучения, воспитания и деятельности учащихся. Он раскрывает соотношение между педагогическим руководством и развитием собственной активности обучающихся, между способами организации обучения и его результатами.
  3. Закон целостности и единства педагогического процесса. Он раскрывает соотношение части и целого в педагогическом процессе, обусловливает необходимость единства рационального, эмоционального, сообщающего и поискового, содержательного, операционного и мотивационного компонентов в обучении.
  4. Закон единства и взаимосвязи теории и практики.
  5. Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс, как развивающееся взаимодействие между педагогом и воспитуемым имеет постепенный характер. Чем выше промежуточные движения, тем весомее конечный результат: ученик, имеющий более высокие промежуточные результаты, имеет и более высокие общие достижения.

6. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от:

  1. наследственности;
  2. воспитательной и учебной среды;
  3. применяемых средств и способов педагогического воздействия.

7. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от:

  1. интенсивности обратных связей между воспитуемым и педагогами;
  2. величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.

8. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от:

  1. действия внутренних стимулов (мотивов) педагогической деятельности;
  2. интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, моральных, материальных и других) стимулов.

9. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность педагогического процесса зависит от:

  1. интенсивности и качества чувственного восприятия;
  2. логического осмысления воспринятого;
  3. практического применения осмысленного.

10. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. С этой точки зрения эффективность педагогического процесса зависит от:

  1. качества педагогической деятельности;
  2. качества собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.

11. Закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты педагогического процесса зависят от:

  1. потребностей общества и личности;
  2. возможностей (материально-технических, экономических и других) общества;
  3. условий протекания процесса (морально-психологические, эстетические и другие).

Многие закономерности обучения обнаруживаются опытным, эмпирическим путем, и таким образом обучение может строится на основе опыта. Однако построение эффективных систем обучения, усложнение процесса обучения с включением новых дидактических средств требует теоретического знания законов, по которым протекает процесс обучения.

Выделяются внешние закономерности процесса обучения и внутренние. Первые (описанные выше), характеризуют зависимость от внешних процессов и условий: социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровня образования.

К внутренним закономерностям относят связи между компонентами педагогического процесса. Между целями, содержанием, методами, средствами, формами. Иначе говоря, — это зависимость между преподаванием, учением и изученным материалом. Таких закономерностей в педагогической науке установлено довольно много, большая часть из них действует только при создании обязательных условий обучения. Назову некоторые из них, при этом продолжим нумерацию:

12. Существует закономерная связь между обучением и воспитанием: обучающая деятельность преподавателя преимущественно носит воспитывающий характер.

Воспитательное воздействие его зависит от ряда условий, в которых протекает педагогический процесс.

  1. Другая закономерность говорит о том, что есть зависимость между взаимодействием учителя и ученика и результатом обучения. Согласно этому положению обучение не может состоятся, если нет взаимообусловленной деятельности участников процесса обучения, отсутствует их единство. Частным, более конкретным проявлением этой закономерности является связь между активностью ученика и результатами учения: чем интенсивнее, сознательнее учебно-познавательная деятельность школьника, тем выше качество обучения. Частное выражение этой закономерности состоит в соответствии целей учителя и учеников, при рассогласовании целей эффективность обучения значительно снижается.
  2. Только взаимодействие всех компонентов обучения обеспечит достижения результатов соответствующих поставленным целям.

В последней закономерности как бы соединяются в систему все предшествующие. Если педагог правильно выберет задачи, содержание, методы стимулирования, организации педагогического процесса, учтет имеющиеся условия и примет меры к их возможному улучшению, то будут достигнуты прочные, осознанные и действенные результаты.

Описанные выше закономерности находят свое конкретное выражение в принципах педагогического процесса.

  1. Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося.
  2. Принцип научности содержания и методов педагогического процесса отражает взаимосвязь с современным научным знанием и практикой демократического устройства общества.
  3. Принцип систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры придает системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям, практическим умениям учащегося.
  4. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности, учащихся при руководящей роли учителя.
  5. Принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного, репродуктивного и продуктивного, как выражение комплексного подхода.
  6. Принцип доступности обучения.
  7. Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся.
  8. Принцип связи обучения с жизнью, с практикой.
  9. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.

10. Принцип сознательности и активности учащихся — педагогический процесс не должен превращаться в пассивное восприятие знаний.

11. Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.

  1. Уважение личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.
  2. Принцип согласованности требований школы, семьи и общества.
  3. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Как видно, принципы современной дидактики образуют систему, целостное единство скрепленное их тесной взаимосвязью. Реализация одного принципа тесно связана с реализацией других: активность и систематичность — с прочностью, доступность — с научностью и т. д. Все рассмотренные принципы нацелены на осуществление первого, ведущего, принципа воспитывающего и развивающего обучения.

Вопрос № 3. Структура педагогического процесса

Педагогический процесс считают системой наук и выделяют следующие основные части:

  • общие основы;
  • теория воспитания;
  • дидактика — теория обучения;
  • школоведение.

Каждая из них решает свои собственные задачи, результат которых часто накладывается друг на друга.

Развитие человека требует организации двух взаимосвязанных процессов — обучения и воспитания. Эти два процесса имеют различные задачи и потому, пересекаясь друг с другом, а иногда даже совпадая во времени, принципиально отличаются друг от друга методами и формами организации. Рассмотрим основные теоретические проблемы воспитания и образования.

Воспитание есть относительно самостоятельный процесс, имеющий ряд особенностей:

Во-первых, воспитание — процесс целенаправленный. Воспитание становится эффективным, когда педагог специально выделяет цель воспитания, к которой он стремится. Наибольшая эффективность достигается в том случае, когда эта цель известна и понятна воспитаннику, и он согласен принять ее.

Во-вторых, это процесс многофакторный. При его осуществлении учитель должен учитывать и использовать огромное количество объективных и субъективных факторов. Личность подвергается воздействию множества разнофакторных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Многофакторность объясняет эффект неоднозначности результатов воспитания.

В-третьих, огромную роль в процессе воспитания играет личность педагога: его педагогическое мышление, черты характера, личностные качества, ценностные ориентиры.

В-четвертых, воспитательный процесс характеризуется отдаленностью результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия. Воспитание не дает мгновенного эффекта. Его результаты не та ощутимы, не так явно обнаруживают себя, как, например результаты процесса обучения.

В-пятых, особенностью педагогического процесса выступает его непрерывность. Воспитание, осуществляемое в ходе педагогического процесса — это процесс систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Одно мероприятие, каким бы ярким оно ни было, не способно сильно повлиять на поведение воспитуемого, в частности ученика. Если же процесс воспитания не регулярен и идет от случая к случаю, то воспитателю приходится заново закреплять то, что уже осваивалось учеником, а затем забылось.

Обучение, как целостная система содержит в себе множество взаимосвязанных элементов: цель, учебную информацию, средства педагогической коммуникации педагога и учащихся, формы их деятельности и способы осуществления педагогического руководства учебой и другими видами деятельности и поведения учащихся.

Схематически процесс обучения, как целостную систему можно представить следующим образом:

Модель структуры учебного процесса:

Системообразующим понятием процесса обучения, как системы, выступают цель обучения, деятельность учителя (преподавание), деятельность учащихся (учение) и результат. Переменными составляющими этого процесса выступают средства управления. Они включают: содержание учебного материала, методы обучения, материальные средства обучения (наглядные, технические, учебные пособия и др.), организационные формы обучения как процесса и учебной деятельности учащихся. Связь средств обучения, как переменных компонентов, с постоянными смыслообразующими компонентами зависит от цели обучения и его конечного результата. Они образуют устойчивое единство и целостность, которые подчинены общим целям воспитания, так называемым глобальным целям в подготовке подрастающих поколений к жизни и деятельности в существующем обществе. Основанием единства всех этих компонентов является предметная совместная деятельность преподавания и учения. Благодаря их единству множественность и разнотипность разнокачественных элементов и связей образуют целостную систему обучения и придают ей упорядоченность и организованность, без чего она, как таковая вообще лишена смысла и способности функционировать.

Процесс обучения рассматривается в дидактике, как деятельность, и потому в нем четко просматриваются:

— анализ исходной ситуации, определение и постановка цели обучения и принятие ее учащимися;

  • планирование работы, отбор содержания и средств достижения цели — предъявление нового фрагмента учебного материала разными способами и его осознанное восприятие;
  • исполнение обучающих и учебных операций, организация совместной работы учителя и учеников;
  • организация обратной связи, контроль и корректирование работы по усвоению содержания материала и самоконтроль;
  • анализ и самоанализ, оценка результатов обучения;
  • подготовка и работа учащихся вне школы.

Такова структура процесса обучения в его теоретическом представлении. В реальной педагогической действительности процесс обучения носит цикличный характер. Каждый дидактический цикл процесса обучения представляет собой функциональную схему, основанную на совместной работе всех его звеньев. Остановимся подробнее на цикличном анализе учебного процесса. Такой анализ позволяет четче обозначить структурные связи компонентов процесса обучения.

В развитии всех педагогических процессов можно легко обнаружить одни и те же этапы. Этапы — это не составные части, а последовательности развития процесса. Главными этапами можно назвать подготовительный, основной и заключительный. Рассмотрим их подробнее.

На этапе подготовки педагогического процесса создаются надлежащие условия для его протекания в заданном направлении и с заданной скоростью. На этом этапе решаются следующие важные задачи: обоснование и постановка цели, диагностика условий, прогнозирование, проектирование и планирование развития процесса. Сущность первой, состоит в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель, стоящую перед системой народного образования в целом, в конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогического процесса. На этом этапе функционирования педагогического процесса выявляются противоречия между требованиями общей педагогической цели и конкретными возможностями контингента учеников учебного заведения и т. д., намечаются пути разрешения этих противоречий в проектируемом процессе.

Поставить правильную цель, определить задачи процесса невозможно без диагностики. Ее главная цель получить ясное представление о тех причинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов. В процессе диагностики собирается вся необходимая информация о реальных возможностях педагогов и учеников, уровне их предшествующей подготовки и многих других важных обстоятельствах. В процессе диагностики происходит корректировка первоначальных задач: очень часто конкретные условия заставляют их пересматривать, приводить в соответствие с реальными возможностями.

Далее проводится прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования заключается в том, чтобы еще до начала процесса оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных условиях. Применяя научное прогнозирование, можем заранее теоретически взвесить и рассчитать параметры процесса. Оно осуществляется по довольно сложным методам, но затраты на получение прогноза окупаются, поскольку в этом случае педагоги получают возможность активно вмешиваться в протекание и ход педагогического процесса, не дожидаясь, пока он окажется малоэффективным или приведет к нежелательным последствиям.

Завершается подготовительный этап скорректированным на основе результатов диагностики и прогнозирования проектом организации процесса, который после окончательной доработки воплощается в план. Планы педагогических процессов имеют определенный срок действия. Таким образом, план — это итоговый документ, в котором точно определено кому, когда и что нужно сделать.

Этап осуществления педагогического процесса — основной этап. Его можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы:

  • постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;
  • взаимодействие педагогов и учеников;
  • использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;
  • создание благоприятных условий;
  • осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников;
  • обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

Эффективность процесса зависит от того, насколько целесообразно эти элементы связаны между собой, не противоречит ли их направленность и практическая реализация общей цели, и друг другу.

Важную роль на этапе осуществления педагогического процесса играют обратные связи, служащие основой для принятия оперативных управленческих решений. Обратная связь — основа качественного управления процессом, ее развитию и укреплению каждый педагог обязан придавать приоритетное значение, только опираясь на нее, удается найти рациональное соотношение педагогического управления и самоуправления своей деятельностью со стороны воспитуемых.

Завершается цикл педагогического процесса этапом анализа достигнутых результатов. Важно еще раз внимательно проанализировать ход и результаты педагогического процесса после его завершения, чтобы в будущем не повторить ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо спланированном и организованном процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего.

Особенно важно понять причины неполного соответствия результатов и процесса первоначальному замыслу, где, как и почему возникли ошибки. Практика подтверждает, что больше всего ошибок появляется тогда, когда педагог игнорирует диагностику и прогнозирование процесса.

Ключевые понятия темы: педагогический процесс; закон, закономерность, принцип; цель, задача, содержание, форма, метод, прием, средство, условие; технология.

Список рекомендуемой литературы Основная

  1. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин. [и др.]. — М.: Школа-пресс. 2005.
  2. Сластенин, В.А. Психология и педагогика / В.А. Сластенин. — М.: Академия, 2004.
  3. Столяренко, A.M. Психология и педагогика / А.М. Столяренко — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  4. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика для техн. вузов / Л.Д. Столяренко. — Ростов н/Д.: ФЕНИКС, 2004.
  5. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов / И.П.Подласый:учеб.пособиедляВУЗов.-М.:ВЛАДОС, 2004.-364с.

Дополнительная

  1. Бордовская, Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская [и др.]. — М.: Питер, 2003.
  2. Гуревич, П.С. Психология и педагогика / П.С. Гуревич. — М.: Проект, 2004.
  3. Кроль, В.М. Психология и педагогика / В.М. Кроль. — М.: Высш. шк., 2003.
  4. Лихачев, Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. — М.: Юрайт, 2003.
  5. Педагогический энциклопедический словарь / Редкол.: М.М. Безруких и др. — М.: БРЭ, 2003.
  6. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый. — М.: ВЛАДОС, 2003.
  7. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: В 2 кн. Кн. 2. Процесс воспитания / И.П. Подласый. — М.: ВЛАДОС, 2003.
  8. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. — М.: Гардарики, 2003.

Примерная тематика докладов и рефератов

  1. Педагогика: наука, искусство, практика.
  2. Обучение и развитие. Обучение и воспитание. Обучение и творчество.
  3. Философские принципы образования.
  4. Уроки «Великой дидактики» Я.А.Коменского.
  5. Смысл образования.
  6. Образ педагога.

Психология и педагогика. Психические процессы (психология познавательных процессов): методические указания к практическому занятию № 5 для студентов очной формы обучения всех специальностей.

Людмила Ивановна Васюкова

наталья сергеевна пономарева

Редактор издательства Л.И. Афонина

Компьютерный набор Н.С. Пономарева

Темплан 2009 г., п.

Подписано в печать 09.11.06. Формат 60×84 1/16. Бумага офсетная. Офсетная печать. Усл. печ.л. 0,93. Уч.-изд.л. 0,93. Тираж 40 экз. Заказ .

Издательство Брянского государственного технического университета

241 035, Брянск, бульвар им. 50-летия Октября, 7, БГТУ, тел. 58−82−49

Лаборатория оперативной полиграфии БГТУ, ул. Институтская, 16