Психология и педагогика 14

18

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Брянский государственный технический университет

Утверждаю

Ректор университета

__________________А.В.Лагерев

Психология и педагогика

Психические процессы

(психология познавательных процессов)

Методические указания

к практическому занятию № 7

для студентов очной формы обучения всех специальностей

Брянск 2009

ББК 88

Психология и педагогика. Психические процессы (психология познавательных процессов): методические указания к практическому занятию № 7 для студентов очной формы обучения всех специальностей. — Брянск: Изд-во БГТУ, 2009. — 16 с.

Разработали:

Н.С. Пономарева, ст. преп.

Л.И. Васюкова, к.ист.н., доц.

Рекомендовано кафедрой «Инженерная педагогика и психология» БГТУ (протокол № 6 от 09.01.2009 г.)

Предисловие

Цель занятия:

— ознакомиться с характеристикой познавательных психических процессов;

— научиться различать структурные элементы управления психической деятельностью;

— сформировать познавательную активность к изучению данной темы, исследуя уровень развития собственных познавательных процессов при помощи психодиагностических тестов, которые можно найти в методической разработке «Психодиагностические тесты» к практическим занятиям по дисциплине «Психология и педагогика».

Продолжительность занятия — 2 часа.

Методические указания к практическому занятию № 1 дают возможность студентам не только получать и выполнять задания, а также заниматься самостоятельно, пользуясь списком основной и дополнительной литературы.

Студентам предлагается изучить 2 теоретических вопроса, где подробно описываются познавательные психические процессы и их характеристики.

Затем студенты должны основательно изучить ключевые понятия темы, с которыми подробно можно ознакомиться в глоссарии к практическому занятию № 1.

Студентам предлагается 13 вопросов для написания докладов и рефератов. По завершении работы над темами у студентов появится не просто представление о развитии познавательных процессов, а также информация о приемах и средствах их улучшения, о существующих средствах интеллектуального развития и развития способностей человека.

Содержание теоретической подготовки к занятию:

  1. Воспитание и формирование личности.
  2. Основные направления воспитания.
  3. Основные методы воспитания.

Вопрос № 1. Воспитание и формирование личности

Освещая первый вопрос прежде всего необходимо отметить, что личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Современные научные представления о воспитании сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей.

Уже в период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, которая в различных формах продолжает существовать и в настоящее время. Одним из ярких представителей этой теории был немецкий педагог И. Ф. Гербарт, который сводил воспитание к управлению детьми. Цель этого управления — подавление дикой резвости ребенка, «которая кидает его из стороны в сторону», управление ребенком определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок. Приемами управления Гербарт считал надзор за детьми, приказания.

Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж. Ж. Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка.

Советские педагоги, исходя из требований социалистической школы, пытались по-новому раскрыть понятие «процесс воспитания», но не сразу преодолели старые взгляды на его сущность. Так, П. П. Блонский считал, что воспитание есть преднамеренное, организованное, длительное воздействие на развитие данного организма, что объектом такого воздействия может быть любое живое существо — человек, животное, растение. А. П. Пинкевич трактовал воспитание как преднамеренное планомерное воздействие одного человека на другого в целях развития биологически или социально полезных природных свойств личности. Социальная сущность воспитания не была раскрыта на подлинно научной основе и в этом определении.

Характеризуя воспитание лишь как воздействие, П. П. Блонский и А. П Пинкевич еще не рассматривали его как двусторонний процесс, в котором активно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые, как организацию жизни и деятельности воспитанников накопление ими социального опыта. Ребенок в их концепциях выступал преимущественно как объект воспитания.

Воспитание — процесс двусторонний, предполагающий как организацию и руководство, так и собственную активность личности. Однако, ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогу.

Прежде всего следует отметить, что понятие «воспитание» употребляется в самых различных значениях: подготовка подрастающих поколение к жизни, организованная воспитательная деятельность и т. п. Ясно, что в разных случаях понятие «воспитание» будет иметь различный смысл. Это различие особенно четко выступает, когда говорят-воспитывает социальная среда, бытовое окружение и воспитывает школа. Когда говорят что «воспитывает среда» или «воспитывает бытовое окружение», то имеют в виду не специально организованную воспитательную деятельность, а то повседневное влияние которое оказывают социально-экономические и бытовые условия на развитие и формирование личности.

Иное значение имеет выражение «воспитывает школа». Оно четко указывает на специально организованную и сознательно осуществляемую воспитательную деятельность. Еще К. Д. Ушинский писал, что в отличие от влияний среды и бытовых влияний, имеющих чаще всего стихийный и непреднамеренный характер, воспитание в педагогике рассматривается как преднамеренный и специально организованный педагогический процесс. Это отнюдь не означает, что школьное воспитание отгораживается от влияний среды и бытовых влияний. Наоборот, эти влияния оно должно максимально учитывать, опираясь на их положительные моменты и нейтрализуя отрицательные. Суть дела, однако, состоит в том, что воспитание как педагогическую категорию, как специально организованную педагогическую деятельность нельзя смешивать с разнообразными стихийными влияниями и воздействиями, которые испытывает личность в процессе своего развития.

Но в чем же, состоит сущность воспитания, если рассматривать его как специально организуемую и сознательно осуществляемую педагогическую деятельность?

Когда речь идет о специально организованной воспитательной деятельности, то обычно эта деятельность ассоциируется с определенным воздействием, влиянием на формируемую личность. Вот почему в некоторых пособиях по педагогике воспитание традиционно определяется как специально организованное педагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью формирования у нее определяемых обществом социальных свойств и качеств. В других же работах слово «воздействие» как неблагозвучное и якобы ассоциирующееся со словом «понуждение» опускается и воспитание трактуется как руководство или управление развитием личности.

Однако, как первое, так и второе определения отражают только внешнюю сторону воспитательного процесса, только деятельность воспитателя, педагога. Между тем, само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведет к желаемому результату: оно может вызывать у воспитуемого как положительную, так и отрицательную реакцию или же быть нейтральным. Вполне понятно, что только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает на нее эффективное развивающее и формирующее влияние. Но как раз об этом в приведенных определениях сущности воспитания умалчивается. Не проясняется в нем и вопрос о том, каким само по себе должно быть это педагогическое воздействие, какой характер оно должно иметь, что зачастую позволяет сводить его к различным формам внешнего понуждения. Различным проработкам и морализированию.

Для педагогики, однако, весьма важным является то, что мера личностного развития человека зависит не только от самого факта его участия в деятельности, но главным образом от степени той активности, которую он проявляет в этой деятельности, а также от ее характера и направленности, что в совокупности принято называть отношением к деятельности. Обратимся к примерам.

В одном и том же классе или студенческой группе обучающиеся изучают математику. Естественно, что условия, в которых они занимаются, примерно одинаковы. Однако качество их успеваемости зачастую бывает весьма различным. Конечно, в этом сказываются различия в их способностях, уровень предшествующей подготовки, но едва ли не решающую роль играет их отношение к изучению данного предмета. Даже при средних способностях школьник или студент могут весьма успешно учиться, если будут проявлять высокую познавательную активность и упорство в овладении изучаемым материалом. И наоборот, отсутствие этой активности, пассивное отношение к учебной работе, как правило, ведут к отставанию.

Не менее существенными для развития личности является также характер и направленность той активности, которую проявляет личность в организуемой деятельности. Можно, например, проявлять активность и взаимопомощь в труде, стремясь добиться общего успеха класса и школы, а можно быть активным, чтобы только показать себя, заслужить похвалу и извлечь для себя личную выгоду. В первом случае будет формироваться коллективист, во втором — индивидуалист или даже карьерист. Все это ставит перед каждым педагогом задачу — постоянно стимулировать активность учащихся в организуемой деятельности и формировать к ней положительное и здоровое отношение. Отсюда следует, что именно деятельность и отношение к ней выступают как определяющие факторы воспитания и личностного развития учащегося.

Приведенные суждения, на мой взгляд, достаточно четко раскрывают сущность воспитания и дают возможность подойти к его определению. Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.

Указанный подход к трактовке развития личности получил название деятельностно — отношенческой концепции воспитания.

Вопрос № 2. Основные направления воспитания

Успех воспитательного процесса как единства цели и средств ее достижения проявляется как повышение степени индивидуальной активности воспитанника. Направление воспитания определяется единством целей и содержания. По этому признаку выделяют умственное, идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое и другие направления воспитания. Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей, интереса к познанию себя и окружающего мира. В раннем детстве умственное воспитание тесно связано с физическим. У детей память, внимание, воображение носят непроизвольный характер и как бы вплетены в их деятельность. Наиболее правильный путь интеллектуального развития ребенка — общение со взрослыми и детьми старшего возраста, в результате которого расширяется кругозор, и пополняется словарный запас ребенка. Для умственного развития дошкольника чрезвычайно важным являются игры-занятия. Полезны игры, в которых используются одинаковые по форме, но различные по величине и цвету, предметы, а также ролевые игры, в которых ребенок подражает действиям взрослых в быту. Таким образом, умственное воспитание основывается на:

  • развитии воли, памяти, сообразительности как основ познавательного, воспитательного и образовательного процессов
  • формирование культуры учебного и трудового процессов
  • развитие личностных качеств — расширение кругозора и словарного запаса, воображения, самостоятельности и способности к творчеству
  • стимулирование интереса к работе с книгой

Решение задач умственного воспитания осуществляется посредством обучения и образования, различных олимпиад и викторин, бесед со старшими о науке и ее деятелях, приобщения к творческим занятиям, исследованиям и экспериментам.

Второе направление воспитательного процесса — идейно-политическое воспитание, предполагающее формирование у ребенка основ гражданственности, ответственного отношения к семье, своему народу и Отечеству. Формирование убеждений у ребенка, его идейное воспитание — это, прежде всего, передача личного отношения взрослого окружения воспитуемого к родной земле, готовности бороться за ее свободу и независимость, гордости за героическое прошлое и настоящее своего Отечества и народа. воспитании большое значение имеет развитие чувства любви к природе. Эстетически развитый человек способен не только наслаждаться красотой и творить по законам красоты, но и активно бороться со всякими проявлениями безобразного, низменного, фальшивого.

В связи с усилением природоохранительной деятельности, с необходимостью рационального использования природных богатств становится актуальной такая грань личностного развития ребенка, как экологическая воспитанность. Экологическое воспитание призвано формировать отношение к природе как к общественной ценности, а также бережное отношение к ресурсам, флоре и фауне. В целом оно основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле, и того, что каждый человек должен принять посильное участие в предотвращении экологических катастроф.

Кроме вышеперечисленных направлений, в современном обществе формируются новые направления воспитательной работы, такие как экономическое и правовое. Экономическое воспитание направлено на формирование экономического мышления современного человека в масштабах семьи, производства, всей страны. Оно ставит целью развитие деловых качеств человека, таких как бережливость, предприимчивость, расчетливость, и накопление знаний в сфере экономики, хозяйства, налогообложения.

Правовое воспитание основано на воспитание уважительного отношения к Конституции и правам человека, а также критического отношения к тем, кто их нарушает. Оно предполагает знание человеком своих прав и обязанностей и ответственность за их нарушение.

Вопрос № 3. Основные методы воспитания

Метод воспитания не придумывается, не создается произвольно, он даже не является продуктом творчества субъекта. Выбор метода полностью зависит от того, каким предвидится результат.

Метод воспитания — это модель организации деятельности педагога и ребенка, конструируемой с целью формирования у него ценностного отношения к миру и самому себе.

Следовательно, метод выводится в процессе осознания поставленной цели, он жестко диктуется ходом производимого мысленного анализа. По количеству, методов не может быть ни много, ни мало — ровно столько, сколько необходимо для программируемого результата, исходя из природы данного результата.

Так как отношение имеет три формы своего существования, то естественным и логичным является вывод о трех воспитательных каналах педагогического влияния. Рациональная сторона отношения подвергается влиянию через слово, апеллирующее к разуму. Практическо-действенная складывается в ходе непосредственно организуемых действий ребенка. Эмоциональное отношение подвластно влиянию через оценочное воздействие. Поэтому в педагогическом арсенале три основных метода воспитательного воздействия: метод убеждения, метод упражнения, метод оценки.

Метод убеждения выступает в виде следующего:

  • суждение педагога (например: «Глупый неспособен быть свободным, потому что не умеет предвосхищать последствия»);
  • аргументация педагога (например, «В транспорте мальчишкам лучше не садиться, ибо всегда найдутся те, кто слабее»);
  • мнение, высказанное педагогом, сообщение о личном отношении и самочувствии (например, «Мне не нравится, когда люди опаздывают, это всегда сбивает ритм работы»);
  • сообщение об общепринятом в культуре (например, «Удобнее пить из стакана или чашки, не принято пить из бутылки»);
  • диалог педагога с детьми (например, «Я так считаю, а вы что думаете?»);

Также в задачи этого направления входит осмысление детьми причастности к прошлому, настоящему и будущему Родины. Одновременно гражданин своего Отечества может чувствовать ответственность за судьбу всей планеты, которой угрожают военные или экологические катастрофы и, таким образом, становиться гражданином мира.

Нравственное становление человека также является одним из направлений воспитательной деятельности. Сущность нравственного воспитания заключается в формировании у ребенка системы отношений к обществу, другим людям, самому себе. В содержание нравственного воспитания входит развитие у детей чуткости и отзывчивости, доброты и честности, способности к сопереживанию, уважения к людям в сочетании с требовательностью к ним. Особое значение имеет формирование дисциплинированности и культуры поведения. Главный путь нравственного формирования ребенка — общение со взрослыми, и чем богаче общение, тем активнее эмоциональное восприятие ребенком окружающего мира, тем шире возможности нравственного воспитания. Также необходимо проведение бесед и диспутов на примере художественных произведений и практических ситуаций. Таким образом, нравственное воспитание включает в себя вооружение ребенка знанием норм нравственности и морали, а также формирование у него поведения в соответствии с этими нормами.

Важнейшей предпосылкой всестороннего гармонического развития личности ребенка является его трудовое воспитание. Целями его являются: развитие добросовестного, ответственного и творческого отношения к любому труду, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.

В раннем возрасте трудовая деятельность ребенка тесно связана с игрой. Ребенку нравятся поручения, содержащие элементы игры и доставляющие эстетическое наслаждение. Одновременно здесь заложена возможность воспитать у ребенка понимание необходимости труда, его пользы. Для реализации задач трудового воспитания используются различные приемы и методы:

  • организация труда в кружках по интересам
  • различные виды поощрения трудовой деятельности и творчества
  • творческие выставки, конкурсы и соревнования, оценка их качества
  • временные и постоянные домашние обязанности, дежурство в учебных заведениях, а также систематическое участие в общественно-полезном труде, обучение технологиям и приемам трудовой деятельности и т. д.

Фундамент здоровья закладывается в детстве. От того, насколько правильно будет организовано физическое воспитание, во многом будет зависеть его самочувствие, настроение, успехи в учебе. Оно способствует росту трудовых возможностей воспитуемого, совершенствует его нравственно-волевые качества, является средством гармонического развития. Основными целями физического воспитания являются правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания, воспитание силы воли и характера, повышающих работоспособность человека. Комплекс средств физического воспитания включает в себя правильный режим дня, рациональное питание, привитие культурно-гигиенических навыков, занятия физкультурой и спортом.

Эстетическое воспитание имеет целью развитие творческих способностей, умения понимать и ценить прекрасное в жизни и искусстве, обогащение духовного мира ребенка. Кроме того, необходимо научить его замечать красивое в природе, общественной жизни, искусстве, помочь воспитаннику выработать правильные эстетические суждения и оценки, а также развить способности, приобщить ребенка к художественному творчеству.

Особенно большая роль в воспитании эстетического вкуса ребенка отводится его первым игрушкам. Они учат познавать жизнь и являются источником первых эстетических впечатлений. Воспитательное значение имеют эстетическая организация труда, привлекательное оформление комнат, классов и аудиторий в учебных заведениях, художественный вкус, проявляющийся в стилистике одежды и прочем. В эстетическом

  • раскрытие внутреннего скрытого смысла происшедшего, отношенческого смысла (например, «Теперь мы не сможем основательно все выполнить, так как необходимый материал легкомысленно забыт тобою»);
  • дискуссия, спонтанно либо специально организуемая педагогом (например, «Давайте сначала обсудим, что такое дисциплина и зачем она каждому из вас…»);
  • обмен впечатлениями по восприятию художественного образа (например, «На этом портрете прекрасное человеческое лицо, а здесь — явная мордашка…»);
  • совет, рекомендация педагога по поводу жизненной коллизии (например, «Я советую тебе, как умному и красивому человеку, принести извинения в адрес обиженной девочки»);

Метод упражнения — это такого рода воздействие, которое обеспечивает реальные практические действия ребенка, воплощающие его внутреннее отношение, которое как бы материализует отношение, делая его видимым для другого.

В поступке соединяются внутреннее и внешнее отношение, но чтобы совершить поступок, ребенок должен владеть внешней формой. Метод упражнения содействует такому оснащению поведенческими умениями. Он реализуется следующим образом:

  • примером педагога (например, учитель-мужчина встает при входе в классную комнату женщины);
  • просьбой что-либо сделать, направленной в адрес ребенка (например — «Пожалуйста, отнеси диапроектор малышам»);
  • просьбой что-либо переделать, изменив характер действия (например — «Я вас прошу вернуться и проверить, остался ли класс таким же чистым, каким он был до нашего прихода»);
  • показом-инструкцией, вплетенной в контекст совместной деятельности (например, «Протяните, юноши, руку девушке — вот так, ладошкой вверх, чтобы она могла опереться»);
  • специальным тренингом, отрабатывающим поведенческие навыки (например, урок этикета);
  • игрой с этико-психологическими правилами (например, «честно играть» в прятки или слышать другого в «эстафете смыслов»);
  • традиционным оформлением некоторых правил поведения (например, урок считается завершенным только при обмене учителя и детей благодарностью за общение и работу. «Спасибо» — «Спасибо»);
  • приказ к действию в особых случаях, от экстремальных ситуаций до ситуаций, наносящих оскорбление в чей-либо адрес (например, прекратить драку, отдать взятую без разрешения чужую вещь, не прикасаться к смертоносному предмету);

Метод педагогической оценки имеет две разновидности: открытой педагогической оценки и скрытой педагогической оценки. К открытой следует прибегать редко, лишь в случае, когда воспитанник полностью отдает себе отчет в содеянном. Скрытая педагогическая оценка — наиболее эффективна, так как. Рассчитанная на субъективную самостоятельность, она интенсивно развивает эту самостоятельность.

Назовем виды открытой оценки, выстраивая их последовательность по усилению меры воздействия. Положительную станем называть по традиции поощрением, отрицательную оценку — наказанием. Поощрение организуется:

  • одобрением — предельно лаконичной формой вербального, мимического, пластического характера (например, улыбка, кивок головы или слово «хорошо»);
  • похвалой — развернутой формой одобрения, раскрывающей основание оценки (например, «Замечательно! Теперь всем будет комфортно»);
  • материальным предметом, который благодаря материализации создает протяженность оценки и длительность положительных переживаний (например, открытка, игрушка-символ, лакомство);
  • благодарностью — персональным или коллективным признанием значимости сделанного ребенком;
  • присвоением звания — признанием его существенных качеств и выражением уверенности в достоинстве личности навсегда.

Наказание организуется аналогично, у него те же виды, меняется лишь оценочный вектор. Перечислим аналогичные виды: неодобрение, замечание, лишение удовольствий, выговор, исключение из системы общения либо из группы.

В современной практике воспитания увеличивается доля скрытой педагогической оценки, имеющей следующее выражение:

  • «Я — сообщение», оглашение вслух собственного состояния и переживаний, связанных жизненным явлением (например, «Мне всегда стыдно, когда я слышу грубые слова красивой дамы»);
  • «Ты — сообщение», оглашение предполагаемого состояния ребенка в момент содеянного им (например, «Ты, наверное, очень расстроился и потерял контроль над собой, а теперь тебе, конечно же стыдно?..»);
  • «естественное последствие», как логически развернутая неизбежность обстоятельств, в которые поставил своим поведением себя ребенок (например, «Разлил? — Неси тряпку!» или «Не сделал? Значит, надо сделать!»);
  • возложение оценочных полномочий на ребенка (например, «Что ты скажешь? Как расцениваешь свои действия?»);
  • оттянутая во времени оценка (например, «Я потрясен, поговорим, когда я приду в себя…») и другие.

Методы воспитательного воздействия разрабатывает такая научная дисциплина, как педагогическая технология. Реализация этих методов осуществляет тончайшее психологическое прикосновение к личности.

Ключевые понятия темы:

Список рекомендуемой литературы Основная

  1. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин. [и др.]. — М.: Школа-пресс. 2005.
  2. Сластенин, В.А. Психология и педагогика / В.А. Сластенин. — М.: Академия, 2004.
  3. Столяренко, A.M. Психология и педагогика / А.М. Столяренко — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  4. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика для техн. вузов / Л.Д. Столяренко. — Ростов н/Д.: ФЕНИКС, 2004.
  5. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов / И.П.Подласый:учеб.пособиедляВУЗов.-М.:ВЛАДОС, 2004.-364с.

Дополнительная

  1. Бордовская, Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская [и др.]. — М.: Питер, 2003.
  2. Гуревич, П.С. Психология и педагогика / П.С. Гуревич. — М.: Проект, 2004.
  3. Кроль, В.М. Психология и педагогика / В.М. Кроль. — М.: Высш. шк., 2003.
  4. Лихачев, Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. — М.: Юрайт, 2003.
  5. Педагогический энциклопедический словарь / Редкол.: М.М. Безруких и др. — М.: БРЭ, 2003.
  6. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый. — М.: ВЛАДОС, 2003.
  7. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: В 2 кн. Кн. 2. Процесс воспитания / И.П. Подласый. — М.: ВЛАДОС, 2003.
  8. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. — М.: Гардарики, 2003.

Примерная тематика докладов и рефератов

  1. Цели воспитания.
  2. Самовоспитание.
  3. Перевоспитание.
  4. Особенности воспитательного процесса и его содержание.
  5. Системный подход к воспитанию и его идея.
  6. Детский коллектив как системообразующий фактор воспитания.

Психология и педагогика. Психические процессы (психология познавательных процессов): методические указания к практическому занятию № 7 для студентов очной формы обучения всех специальностей.

Людмила Ивановна Васюкова

наталья сергеевна пономарева

Редактор издательства Л.И. Афонина

Компьютерный набор Н.С. Пономарева

Темплан 2009 г., п.

Подписано в печать 09.11.06. Формат 60×84 1/16. Бумага офсетная. Офсетная печать. Усл. печ.л. 0,93. Уч.-изд.л. 0,93. Тираж 40 экз. Заказ .

Издательство Брянского государственного технического университета

241 035, Брянск, бульвар им. 50-летия Октября, 7, БГТУ, тел. 58−82−49

Лаборатория оперативной полиграфии БГТУ, ул. Институтская, 16

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector