Психология и педагогика 15

16

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Брянский государственный технический университет

Утверждаю

Ректор университета

________________А.В.Лагерев

Психология и педагогика

Психология человеческих взаимоотношений

Методические указания

к практическому занятию № 4

для студентов очной формы обучения всех специальностей

Брянск 2009

ББК 88

Психология и педагогика. Психология человеческих взаимоотношений: методические указания к практическому занятию № 4 для студентов очной формы обучения всех специальностей. — Брянск: Изд-во БГТУ, 2009. — 16 с.

Разработали:

Н.С. Пономарева, ст. преп.

Л.И. Васюкова, доцент, к.ист.н.

Рекомендовано кафедрой «Инженерная педагогика и психология» БГТУ (протокол № 6 от 09.01.2009 г.)

Темплан 2009 г., п.

Подписано в печать 09.11.06. Формат 60×84 1/16. Бумага офсетная. Офсетная печать. Усл. печ.л. 0,93. Уч.-изд.л. 0,93. Тираж 40 экз. Заказ .

Издательство Брянского государственного технического университета

241 035, Брянск, бульвар им. 50-летия Октября, 7, БГТУ, тел. 58−82−49

Лаборатория оперативной полиграфии БГТУ, ул. Институтская, 16

Предисловие

Цель занятия:

— ознакомить студентов с характеристикой эмоционально-волевых психических процессов, с характеристикой основных состояний организма и психики;

— научить различать первичные, вторичные и третичные волевые качества;

— сформировать познавательную активность в изучении психических процессов, обеспечивающих формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

Продолжительность занятия — 2 часа.

Методические указания к практическому занятию № 3 дают возможность студентам не только получать и выполнять задания, а так же заниматься самостоятельно, пользуясь списком основной и дополнительной литературы.

Студентам предлагается изучить 3 теоретических вопроса, где подробно описываются психология эмоционально-волевых процессов и психические состояния человека.

Затем студенты должны основательно изучить ключевые понятия темы, с которыми подробно можно будет ознакомится в глоссарии к практическому занятию № 3.

Студентам предлагается 9 вопросов для написания докладов и рефератов. По завершении работы над темами у студентов появятся представления о причинах возникновения стресса, о путях и средствах выхода из стрессовых состояний. Студенты познакомятся с практическими советами управления эмоциями, с методами формирования волевых качеств, с характеристикой основных состояний организма и психики человека. Познакомятся с понятием «релаксация», и узнают о методах расслабления и восстановления организма. Научатся управлять эмоциональными, познавательными и волевыми психическими состояниями, а так же узнают о возможности применения аутогенных тренировок.

Содержание теоретической подготовки к занятию:

1. Психология взаимодействия людей.

2. Психология общения.

3. Взаимодействие в группе.

4. Межгрупповые взаимодействия.

Вопрос № 1 .Психология взаимодействия людей.

Взаимодействие людей определяются их внутренними побуждениями (потребности, интересы, мотивы и т. д.), особенностями выполняемых деятельностей (цели, методы, средства), а также их отношениями друг к другу.

Отношения — это взаимосвязи между людьми, во-первых, как представителями определенных социальных общностей в разных сферах социальной жизни, во-вторых, как личностями (индивидуальностями).

Первый из указанных типов принято называть общественными, второй тип — межличностными отношениями.

Общественные отношения могут быть классифицированы в соответствии со сферой их рассмотрения. Различают классовые, национальные, групповые, семейные отношения (на уровне социальных общностей), а также производственные, учебные и т. д. отношения (на уровне занятых той или иной деятельностью групп).

По сути — это формально закрепленные, объективизированные, действенные связи. Они являются ведущими в регулировании всех видов человеческих отношений, в том числе и межличностных (межперсональных) отношений.

Межличностные отношения — это переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Межличностные отношения включает в себя три элемента — когнитивный (предполагает осознание того, что нравиться или не нравиться в межличностных отношениях с данным партнером), аффективный (находит свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними) и поведенческий (реализуется в конкретных действиях).

Несмотря на очевидные различия, которые существуют между общественными и межличностными отношениями, они тесно связаны между собой и подчас очень глубоко проникают друг в друга. Даже вступая во взаимодействие в сугубо официальной обстановке и по сугубо формальному поводу, люди довольно быстро начинают испытывать те или иные чувства к своим партнерам по общению.

Динамика развития отношений проходит несколько стадий: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Длительность каждого этапа зависит от многих факторов и условий.

Благоприятной предпосылкой для успешного развития межличностных отношений является взаимная информированность партнеров друг о друге, возникающая на основе межличностного познания. При этом многое обуславливается индивидуальными особенностями общающихся. К ним относятся пол, возраст, национальность, свойства темперамента, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми и некоторые личностные характеристики.

Фактор пола проявляется, в частности, в том, что у женщин круг общения обычно значительно меньше, чем у мужчин. В межличностном общении они испытывают значительно большую потребность в самораскрытии, передаче другим личностной информации о себе. Чаще они жалуются на одиночество. Для женщин более значимы особенности, проявляющиеся в межличностных отношениях, в отличие от мужчин, для которых более значимы в жизни деловые качества. В межличностных отношениях женский стиль направлен на уменьшение социальной дистанции и установление психологической близости с людьми. В дружеских отношениях женщины делают акцент на доверии, эмоциональной поддержке и интимности. Дружеские отношения у женщин менее устойчивы. Женской дружбе свойственна близость по очень широкому кругу вопросов, обсуждение нюансов собственных взаимоотношений усложняет их. Расхождение, недопонимание и эмоциональность расшатывают женские межперсональные отношения.

У мужчин межличностные отношения характеризуются большей эмоциональной сдержанностью и предметностью. Они легче раскрываются перед незнакомыми людьми. Их стиль межличностных отношений направлен на поддержание своего имиджа в глазах партнера по общению, показ своих достижений и притязаний. В дружеских отношениях мужчины фиксируют чувство товарищества и оказание взаимной поддержки.

Таким образом, формирование взаимоотношений, а точнее говоря, процесс ак­туализации, реализации и развития общественных и межличностных отношений взаимодействующих субъектов является важнейшим компонентом общения.

Вопрос № 2. Психология общения

Тема общения важна для каждого человека. Изучение этой проблемы стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке. Из предмета исследования общение одновременно превратилось и в способ, принцип изучения вначале познавательных прочесов, а затем и личности человека в целом.

Под общением понимается реальность человеческих отношений, предполагающая любые формы совместной деятельности людей.

Здесь можно привести мнение В.В. Знакова: «Общением я буду называть такую форму взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психические качества друг друга и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними». Общение выступает как самостоятельная форма активности субъекта. Ее результат — не столько преобразованный предмет (материальный и идеальный), сколько отношения человека с человеком, с другими людьми. В процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностью, но и представлениями, идеями, чувствами. Для того, чтобы рассмотреть, как происходит этот процесс, выделим структуру общения.

К проблеме структуры общения можно подойти по-разному, как через выделение уровней анализа этого явления, так и через перечисление его основных функций. Обычно выделяют, по крайней мере, три уровня анализа.

1. Макроуровень: общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни. На этом уровне процесс общения изучается в интервалах времени, сопоставимых с длительностью человеческой жизни, с акцентом на анализ психического развития индивида. Общение здесь выступает как сложная развивающаяся сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами.

2. Мезауровень (средний уровень): общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправленных логически завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности на конкретных временных отрезках своей жизни. Главный акцент в изучении общения на этом уровне делается на содержательных компонентах ситуаций общения — «по поводу чего» и «с какой целью». Вокруг этого стержня темы, предмета общения раскрывается динамика общения, анализируются используемые средства (вербальные и невербальные) и фазы, или этапы, общения, в ходе которых осуществляется обмен представлениями, идеями, переживаниями.

3. Микроуровень: здесь главный акцент делается на анализе элементарных единиц общения как сопряженных актов. Элементарная единица общения — это не смена перемежающихся поведенческих актов его участников, а их взаимодействие. Она включает не только действие одного из партнеров, но и связанное с ним содействие или противодействие другого.

Поскольку многие проблемы психологии комплексны, встает задача разработки способов выявления взаимосвязей между разными уровнями и раскрытия принципов этих взаимосвязей.

Рассмотрим функции общения. Под функциями общения понимаются те роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Функции общения многогранны, и существуют различные основания для их классификации.

Функции общения:

• Информационно-коммуникативная функция общения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информацией в человеческом общении имеет свою специфику. Во-первых, мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом. Во-вторых, обмен информацией обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров.

Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем. Обычно различают вербальную и невербальную коммуникацию.

• Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. В процессе общения как взаимодействии индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение и контроль действий, т. е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.

• Аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение — важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей — происходит либо сближение эмоциональных состояний, взаимное усиление или ослабление.

Можно привести другую классификационную схему функций общения, в которой наряду с перечисленными отдельно выделяются и другие функции: организация совместной деятельности; познание людьми друг друга; формирование и развитие межличностных отношений.

Общение невозможно без определенного уровня взаимопонимания общающихся субъектов. Понимание — это определенная форма воспроизведения объекта в знании, возникающая у субъекта в процессе взаимодействия с познаваемой реальностью. В случае общения объектом познаваемой реальности является другой человек, партнер по общению. При этом понимание можно рассматривать с двух сторон: как отражение в сознании взаимодействующих субъектов целей, мотивов, эмоций, установок друг друга; и как принятие этих целей, позволяющих устанавливать взаимоотношения. Поэтому в общении целесообразно говорить о межличностном восприятии. Некоторые исследователи предпочитают говорить не о восприятии, а о познании другого.

Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия.

Идентификация — это мыслительный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления.

Эмпатия — это мыслительный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека.

Говоря о процессе эмпатии, нужно иметь в виду и безусловно положительное отношение к личности.

Это означает два момента:

1. Принятие личности человека в целостности;

2. Собственная эмоциональная нейтральность, отсутствие оценочных суждений о воспринимаемом.

Рефлексия в проблеме понимания друг друга — это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимание партнером по общению. В ходе взаимного отражения участников общения рефлексия является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию и стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга.

Еще одним механизмом понимания в общении является межличностная аттракция. Аттракция — это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений. В настоящее время формируется расширенная трактовка процесса аттракции как формирования эмоционально — оценочных представлений друг о друге и о своих межличностных взаимоотношениях.

Рассмотренные классификации функции общения не исключают друг друга. Более того, существуют еще и другие варианты классификации. Это, в первую очередь, предполагает, что феномен общения как многомерное явление необходимо изучать с помощью методов системного анализа.

Вопрос № 3. Взаимодействие в группе

В данном вопросе речь идет о взаимоотношениях людей в группе. Каждый из нас значительную часть своего времени проводит в различных группах — дома, на работе или в учебных заведениях, в гостях, на занятиях спортивной секции, среди дорожных попутчиков в купе железнодорожного вагона и т. д.

В процессе совместной деятельности членам малой группы необходимо вступать в контакты друг с другом для передачи информации и координации своих усилий. От уровня такой координации всецело зависит продуктивность группы, каким бы видом деятельности в ней не занимались.

Любое взаимодействие людей, даже при минимальном их количестве, начинается с распределения функций. Без этого не возможно существование группы как единого целого. Группа может быть понята через личность, так как человеческая личность является главным материалом для ее создания.

В современных условиях (в сферах труда, спорта) существует ряд видов деятельности, требующих как психофизиологической, так и социально-психологической совместимости. Исследования показали, что можно выделить следующие четыре типа коммуникативного поведения людей в группе:

1) люди, стремящиеся к лидерству, которые могут решить задачу, лишь подчиняя себе других членов группы;

2) индивидуалисты, пытающиеся решить задачу в одиночку;

3) приспосабливающиеся к группе, легко подчиняющиеся приказам других членов группы;

4) коллективисты, которые стараются решить задачу совместными усилиями; они не только принимают предложения других членов группы, но и сами выступают с инициативой.

Эксперименты показали также, что успешно решать задачи удавалось далеко не каждой группе. Например, когда человек, стремящийся к лидерству, не мог заставить остальных следовать его приказам, он нередко совсем отказывался участвовать в эксперименте, а если и оставался, то вел себя уже пассивно. Если же группа в основном состояла из индивидуалистов, то каждый из них стремился действовать обособленно от других, сам по себе. Наиболее оптимальным было сочетание людей, которые были активны и обменивались информацией между собой, действуя коллегиально.

Также представляют интерес эксперименты Л. Хоффмана, который выяснял роль такой характеристики, как состав группы. Полученные данные показали, что гетерогенные (разнородные) группы, члены которых различались по квалификации и опыту, обычно принимали решения более высокого качества, чем гомогенные (однородные) группы. Однако гомогенные группы способствовали удовлетворенности их членов и уменьшению конфликтности. Здесь была большая гарантия того, что в процессе деятельности группы ни один из ее членов не будет доминировать.

В практической деятельности нередко встречаются ситуации, когда все члены группы так или иначе принимают участие в выработке и принятии каких-либо решений. С точки зрения здравого смысла, совместный подход к принятию решений может казаться более эффективным, чем единоличное решение. Само по себе взаимодействие членов группы может характеризоваться, как отмечает американский психолог Т. Митчелл, следующими проявлениями:

— некоторые индивиды склонны говорить больше, чем другие;

— индивиды с высоким статусом оказывают большее влияние на решение, чем индивиды с низким статусом;

— группы часто тратят значительную долю времени на устранение межличностных разногласий;

— группы могут упустить из виду свою цель и отделаться несообразными выводами;

— члены группы часто испытывают исключительно сильное давление, побуждающее их к конформности.

Таким образом, необходимы определенные практические шаги для того, чтобы минимизировать негативность указанных проблем.

Психологи обнаружили, что групповое обсуждение порождает в два раза больше идей по сравнению с ситуациями, когда те же самые люди работают единолично. При этом решения, принятые группой, отличаются большей точностью, чем индивидуальные решения.

Одним из главных факторов, определяющих взаимоотношения в группе, являются индивидуальные психологические особенности ее членов. Каждый человек уникален и неповторим. Его психический склад представляет собой то или иное сочетание личностных черт и свойств, создающее своеобразие характера в целом. Для формирования того или иного климата группы имеют значение не столько индивидуальные свойства ее членов, сколько эффект их сочетания. Уровень психологической совместимости членов группы также является фактором, обусловливающим в большей степени его климат.

Таким образом, в регуляции эффективности коллективистской деятельности участвуют самые разные системы факторов: внегрупповые (физические и социальные), внутригрупповые (нормы, межличностные отношения), внеличностные (однородность- разнородность по индивидуально-психологическим параметрам), внутриличностные (индивидуально-психологические особенности членов группы, их состояние, исходные мнения, оценки).

Также можно сделать вывод о том, что принятие групповых решений способствует большей точности и эффективности, порождению новых идей. Однако группы обычно не способствуют проявлению творческих сил при принятии решений. Чаще всего группа подавляет творческие порывы отдельных ее членов.

Вопрос № 4. Межгрупповое взаимодействие

Психология межгрупповых отношений является одним из наиболее динамично развивающихся направлений в социальной психологии.

Так, Б.Ф. Поршнев (1979), рассматривая специфику предмета социальной психологии, отмечает, что она лишь тогда может претендовать на статус самостоятельной науки, когда исходной единицей анализа становятся отношения между общностями. Он считает, что специфическим объектом социально-психологической науки, изучение которого предполагает выход за рамки индивидуально-психологического исследования, является групповая общность, понимаемая не только как социальное объективное, но и как субъективное (психологическое) объединение людей.

Общая теория социальной психологии представляет собой всесторонний психологический анализ центрального понятия — понятия общности. В качестве психологической первопричины образования общности ученый выделяет не межличностные отношения и взаимодействия, а межгрупповые отношения, строящиеся по типу противопоставления и обособления, на основе которого формируются групповое самосознание и чувство общности.

Самоопределение и обособление отдельной социальной общности является, по мнению автора, необходимым условием и изначальным импульсом к осознанию и переживанию людьми себя как общности. Субъективная сторона всякой реально существующей общности формируется путем двуединого психологического явления — возникновения и переживания «самоотождествления» индивидов и групп в понятиях «Мы» и «Они», путем обособления общностей друг от друга и уподобления в чем-либо друг другу членов.

Одним из первых ученых, обратившихся к изучению психологических закономерностей межгрупповых отношений, был видный представитель социального дарвинизма У. Самнер. В своей работе «Народные обычаи» (1906) он впервые предло­жил концепцию этноцентризма для описания и анализа межгрупповых отношений. Как известно, основными принципами социального дарвинизма являются принцип бескомпромиссной борьбы за существование и положение о том, что «выживают сильнейшие». Своя группа составляет «мы-группу» (ин-группу), остальные являются «группами других» (аут-группами).

Основным постулатом, раскрывающим сущность этноцентризма и описывающим закономерности отношений между «мы-группами» и «группами других» является тезис о неизбежности отчуждения, враждебности и взаимной агрессивности в отношениях между группами. Своя группа является центром отсчета, а все остальное измеряется и оценивается лишь с этой позиции с неизменной переоценкой «себя» и недооценкой «других». Иными словами, этноцентризм как социальный феномен проявляется в чувстве превосходства своей этнической и культурной группы и одновременно в неприязни, враждебности по отношению к другим.

Американские психологи под руководством Т. Адорно, исследуя причины проявления враждебного отношения к представителям других групп, пришли к выводу, что это явление связано с психологическими особенностями личностей представителей разных групп. Для описания и характеристики этого феномена было введено понятие «авторитарная или этноцентричная личность» с определенным набором психологических качеств:

— установка на уважение и почитание внутригрупповых авторитетов; стереотипность суждений и оценок;

— повышенная чувствительность к вопросам статуса и власти;

— склонность подчиняться людям, наделенным властью, и проявлять нетерпимость к лицам, находящимся на более низком статусном уровне;

— нетерпимость к неопределенности.

М. Шериф, эмпирически исследуя проблему межгрупповых конфликтов в полевых условиях, пытался выявить причины проявления межгрупповой враждебности во взаимоотношениях представителей разных групп. В экспериментах, которые проводились на протяжении ряда лет в середине 1950-х гг., испытуемыми стали подростки летнего лагеря. Им были созданы условия конкуренции, нейтральности или кооперации межгруппового взаимодействия, а также «введены» проблемные ситуации.

Результаты экспериментов и выводы, к которым пришли исследователи, сводятся к следующему:

• основной причиной проявления межгрупповой враждебности и дискриминации является объективный конфликт интересов и целей групп, неизбежно возникающий при конкурентном взаимодействии;

• впервые экспериментально были изучены в качестве важного фактора детерминации межгрупповых отношений характеристики совместной деятельности групп (конкурентные или кооперативные);

• впервые экспериментально был выявлен факт наличия межгрупповой дискриминации (предпочтение собственной группы) в условиях отсутствия конкуренции, объективного конфликта интересов и вообще предшествующего опыта межгрупповых отношений.

Полевые эксперименты Шерифа положили начало экспериментальному направлению в исследовании психологии межгрупповых отношений, впервые была сделана попытка научного изучения межгрупповых отношений в естественных условиях, в динамике их развития в зависимости от этих условий.

Ключевые понятия темы: авторитаризм, авторитет, альтруизм, аттракция, аффилитация, беседа, внушение, группа, дискуссия, заражение, интеракция, коллектив, коммуникация, конфликт, конформность, лидер, мимика, негативизм, общение, пантомимика, переговоры, перцепция, рефлексия, роль, симпатия, совместимость, соревнование, социализация, социальная связь, социально-психологический климат, социальные отношения, социометрия, статус, транзакция, убеждение, эмпатия.

Список рекомендуемой литературы Основная

  1. Григорович, Л.А. Педагогика и психология: учеб. пособие для вузов / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. — М.: Гардарики, 2005. — 475 с.
  2. Погорелова, Г. Н. Психология личности: учеб.-метод. пособие / Г. Н. Погорелова. — Брянск: Изд-во БГТУ, 2005. — 127 с.
  3. Крысько, В.Г. Социальная психология: учеб. для вузов / В.Г. Крысько. — 2-е изд. — Питер, 2006. — 431 с.
  4. Петровский, А.В. Психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. — 7-е изд., стер. — М.: Академия, 2007. — 500 с.
  5. Щербатых, Ю.В. Общая Психология / Ю.В. Щербатых. — СПб.: Питер, 2008. — 272 с.

Дополнительная

1. Кричевский, Р.Л. Психология малой группы / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубровская — М., 1991.

2. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына [и др.] - СПб., 2000.

3. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский — М., 1992.

4. Дорощенко, В.Ю. Социальная психология и этика делового общения / В.Ю. Дорощенко, Л.И. Зотова, Н.А. Нартов, И.А. Уледова. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995.

5. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева — М.: Аспект Пресс, 2002.

6. Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко — М.: Academia, 2002.

7. Немов, Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. — М.: ВЛАДОС, 2003.

8. Психология: учеб. для экон. вузов / под ред. В.Н.Дружинина. — СПб.: Питер, 2000.

9. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. — Ростов н/Д.: ФЕНИКС, 2003.

10. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика для техн. вузов / Л.Д. Столяренко. — Ростов н/Д.: ФЕНИКС, 2001.

Примерная тематика докладов и рефератов

  1. Роль общения в развитии человека.
  2. Психология невербального общения.
  3. Психологические механизмы делового общения.
  4. Психология лжи.
  5. Влияние группы на индивида.
  6. Феноменология лидерства.
  7. Психология управления.
  8. Психологические механизмы восприятия людьми друг друга.
  9. Психологические особенности дружеских взаимоотношений.
  10. Феноменология одиночества.
  11. Понятие о любви.
  12. Психология человеческой несовместимости.
  13. Психология конфликта.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector