Психология и педагогика 17

20

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Брянский государственный технический университет

Утверждаю

Ректор университета

________________А.В.Лагерев

Психология и педагогика

Психология эмоционально-волевых процессов и психические состояния

Методические указания

к практическому занятию № 3

для студентов очной формы обучения всех специальностей

Брянск 2009

ББК 88

Психология и педагогика. Психология эмоционально-волевых процессов и психические состояния: методические указания к практическому занятию № 3 для студентов очной формы обучения всех специальностей. — Брянск: Изд-во БГТУ, 2009. — 18 с.

Разработали:

Н.С. Пономарева, ст. преп.

Л.И. Васюкова, доцент, к.ист.н.

Рекомендовано кафедрой «Инженерная педагогика и психология» БГТУ (протокол № 6 от 09.01.2009 г.)

Предисловие

Цель занятия:

— ознакомить студентов с характеристикой эмоционально-волевых психических процессов, с характеристикой основных состояний организма и психики;

— научить различать первичные, вторичные и третичные волевые качества;

— сформировать познавательную активность в изучении психических процессов, обеспечивающих формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

Продолжительность занятия — 2 часа.

Методические указания к практическому занятию № 3 дают возможность студентам не только получать и выполнять задания, а так же заниматься самостоятельно, пользуясь списком основной и дополнительной литературы.

Студентам предлагается изучить 3 теоретических вопроса, где подробно описываются психология эмоционально-волевых процессов и психические состояния человека.

Затем студенты должны основательно изучить ключевые понятия темы, с которыми подробно можно будет ознакомится в глоссарии к практическому занятию № 3.

Студентам предлагается 9 вопросов для написания докладов и рефератов. По завершении работы над темами у студентов появятся представления о причинах возникновения стресса, о путях и средствах выхода из стрессовых состояний. Студенты познакомятся с практическими советами управления эмоциями, с методами формирования волевых качеств, с характеристикой основных состояний организма и психики человека. Познакомятся с понятием «релаксация», и узнают о методах расслабления и восстановления организма. Научатся управлять эмоциональными, познавательными и волевыми психическими состояниями, а так же узнают о возможности применения аутогенных тренировок.

Содержание теоретической подготовки к занятию:

1. Общая характеристика эмоционально-волевых психических процессов.

2. Характеристика основных состояний организма и психики.

3. Психологическая регуляция поведения и деятельности.

Вопрос № 1 .Общая характеристика эмоционально-волевых психических процессов.

Чувства и эмоции не существуют, вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание. Источниками эмоций и чувств служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашей психике и организме.

Изучая данный вопрос необходимо обратить внимание на эмоции и волю. Когда вы наблюдаете восход солнца, читаете книгу, слушаете музыку, ищете ответ на возникший вопрос или мечтаете о будущем, то, наряду с разными формами познавательной деятельности, вы проявляете свое отношение к окружающему миру. Читаемая книга, выполняемая работа могут вас радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада — это разнообразные эмоции.

Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

Через эмоции как систему сигналов человек узнает о потребностной значимости происходящего. Эмоции могут быть положи­тельными, связанные с переживанием приятного, и отрицательны­ми, когда переживается неприятное; стеническими, повышающими активность личности, и астеническими, снижающими ее активность. Эмоции подразделяются на эмоциональный тон ощущений, эмоции в узком смысле слова (о чем говорилось выше), и чувства. Эмоциональный тон ощущений — это непосредственные переживания, сопровожда­ющие отдельные ощущения (например, температурные, вкусовые, слуховые) и побуждающие субъекта к их сохранению или устранению. Чувство — отражение в сознании человека его отношений к действительности, которые возникают при удовлетворении или неудовлетворении ваших потребностей.

Эмоциональные состояния регулируют ход протекания психических и органических процессов.

Одной из традиционных проблем, психологии является проблема воли. Несмотря на множество трактовок этого феномена, можно дать следующее определение воли: под волей понимают способность индивида к сознательной организации своей деятельности и поведения, направленной на преодоление трудностей при достижении поставленных целей. Другими словами, это способность властвовать над собой, своими чувствами, желаниями, действиями.

Основные признаки волевых усилий:

а) приложение усилий для выполнения волевого акта;

б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;

в) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;

г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на:

Аффект — эмоциональное переживание, протекающее с большой и резко выраженной интенсивностью.

Особенности аффекта:

а) бурное внешнее проявление;

б) кратковременность;

в) безотчетность поведения человека во время аффекта;

г) диффузность переживания (аффект захватывает личность целиком, ее ум, чувства и волю).

Стресс — состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни, так и рои особых обстоятельствах, например, во время космического полета. Понятие «стресс» было введено канадским физиологом Г. Селье (1936) при описании адаптационного синдрома. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации, что ставит перед исследователями задачу изучения адаптации человека к сложным (так называемым, экстремальным) условиям, а так же прогнозирования его поведения в подобных условиях.

Настроение — более или менее устойчивое эмоциональное состояние человека, окрашивающее в течение некоторого времени все его переживания.

Чувства — устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значения этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Порождаемые миром объективных явлений, т. е. имеющие строго причинно — обусловленную природу, чувства так или иначе субъективны, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различное значение.

Основные характеристики и функции чувств: страх любовь, тревожность, беспечность, отчаяние, надежда.

Чувства в отличие от эмоций характеризуются осознанностью и предметностью. Выделяют низшие чувства-переживания и высшие чувства-переживания. Различают три группы чувств: нравственные, эстетические и интеллектуальные (познавательные).

Нравственные чувства отражают отношение человека к требованиям морали. Эстетические чувства возникают у людей в результате переживания красоты или безобразия воспринимаемых объектов, будь то явление природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия. Интеллектуальные чувства связаны с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе осуществления гностической и исследовательской деятельности. Из всего многообразия интеллектуальных чувств основными считаются чувство ясности или нечеткости мысли, удивления, недоумения, догадки, уверенности в знании, сомнения.

Страсть — сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил.

Любовь — это высокая степень эмоционально-положительного отношения, выделяющего его объект среди других.

Тревожность — можно рассматривать как реакцию на неопределенную ситуацию, потенциально несущую в себе угрозу, опасность.

Отчаяние — эмоциональное проявление уверенности в неуспехе действия, которое необходимо совершить. Надежда на этой шкале занимает промежуточное положение между тревожностью и беспечностью, а страх — между беспечностью и отчаянием.

Под волей понимают способность индивида к сознательной организации своей деятельности и поведения, направленной на преодоление трудностей при достижении поставленных целей. Другими словами, это способность властвовать над собой, своими чувствами, желаниями, действиями.

На уровне личности проявление воли находит свое выражение в таких особенностях как сила воли (степень необходимого волевого усилия для достижения цели), настойчивость (умение человека мо­билизовать свои возможности для длительного преодоления трудно­стей), выдержка (умение тормозить действия, чувства, мысли, ме­шающие осуществлению принятого решения), энергичность и др.

Это — первичные (базовые) волевые личностные качества, определя­ющие большинство поведенческих актов.

Вторичные волевые качества: решительность (умение при­нимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые ре­шения), смелость (умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия), самообладание (умение контролировать чувствен­ную сторону своей психики и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач), уверенность в себе.

К третичным следует отнести волевые качества, теснейшим образом связанные с нравственными: ответственность дисциплинированность, принципиальность, обязательность, деловитость, инициативность организованность, исполнительность

Всякое волевое действие — целенаправленное действие. В простом волевом акте побуждение к действию, направленное на более или менее осознанную цель, почти всегда переходит в действие, не предваряемое сколько-нибудь сложным и сознательным длительным процессом; сама цель не выходит за пределы ситуации, выполняются привычные действия, которые производятся автоматически, как только дан импульс. Для сложного волевого акта существенно то, что между импульсом и действием вклинивается опосредующий действие сложный сознательный процесс. Действию предшествует учет его последствий и осознание его мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана для его осуществления. В сложном волевом действии можно выделить 4 основных стадии:

1) возникновение побуждения и предварительная постановка цели;

2) стадия обсуждения и борьба мотивов;

3) решение;

4) исполнение.

Основными частями волевого процесса являются исходная и завершающая фазы — явное осознание цели и настойчивость, твердость в её достижении. Основа волевого действия — целеустремленная, сознательная действенность.

Основные признаки волевых усилий:

а) приложение усилий для выполнения волевого акта;

б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;

в) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;

г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

Главную психологическую функцию воли составляет усиление мотивации и совершенствование на этой основе регуляции действий. Этим волевые действия отличаются от импульсивных, т. е. действий, совершаемых непроизвольно и недостаточно контролируемых сознанием.

Вопрос № 2. Характеристика основных состояний организма и психики

Изучая второй вопрос, нужно обратить внимание на основные состояния организма и психики.

Психические состояния человека характеризуются целостностью, по­движностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психи­ческими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеоб­разием и типичностью, крайним многообразием, полярностью. Они могут быть личностные и си­туативные, глубокие и поверхностные, кратковременные и затяжные, положительные и отрицательные. Но в них может преобладать какой-то тип процессов, придающий им особую окраску. На этом основании их делят на эмоциональные (волнение, переживание, тревога и др.), познавательные (интерес, внимательность), волевые (собранность, мобилизованность).

Поступки человека, его деятельность зависят от его психического состояния.

При исследовании адаптации и функциональных состояний выделяют несколько типовых состояний, обусловленных уровнем активности различных механизмов, систем и органов:

Релаксация — состояние успокоения, расслабления и восстановления. Это состояние возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Релаксация может быть непроизвольной и произвольной. Например, непроизвольное состояние расслабленности возникает при засыпании или при значительном физическом и психическом утомлении. Произвольная релаксация возникает путем принятия спокойной позы, мысленного представления состояния, обычно соответствующего покою, расслабления мышц, вовлеченных в различные виды активности. Обычно произвольная релаксация вызывается в процессе аутогенных тренировок, направленных на снятие эмоционального перенапряжения, поскольку само по себе возникновение состояния релаксации приводит к нормализации эмоциональной сферы.

Сон — это периодически возникающее функциональное состояние человека со специфическими поведенческими проявлениями в вегетативной и моторной сферах. Это состояние характеризуется значительной обездвиженностью и отключенностью от сенсорных воздействий внешнего мира. Сон очень близок к состоянию релаксации, но многие явления, наблюдаемые в состоянии релаксации, в состоянии сна более выражены. Например, если в состоянии релаксации наблюдается снижение критичности, то во время сна у человека наблюдается угнетение осознаваемой психической активности. Сон является необходимым состоянием в жизни человека. Он, так же как и состояние релаксации, обеспечивает восстановление физических и психических резервов человека. Нарушение сна всегда сопровождается негативными эмоциональными переживаниями и физическими ощущениями.

Оптимальное рабочее состояние. В этом состоянии человек действует наиболее эффективно, ибо оно обеспечивает наибольшую эффективность деятельности. Это состояние часто называют состоянием комфорта. Тем не менее оно всегда сопряжено с некоторым напряжением психических и физических механизмов регуляции. По своей сути это состояние противоречиво: с одной стороны, оно способствует самоактуализации, но с другой стороны, это состояние при дальнейшем своем развитии закономерно переходит в утомление.

Утомление — это состояние, характеризующееся временным снижением работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Это состояние возникает вследствие истощения внутренних ресурсов индивида и рассогласования в работе систем организма и личности, обеспечивающих деятельность. Одна из главных особенностей данного состояния заключается в том, что оно имеет различный уровень проявления. Например, оно может проявляться на физиологическом, психологическом, и поведенческом уровнях. Так, на физиологическом уровне утомление проявляется в повышении инертности нервных процессов. На психологическом уровне при утомлении происходит снижение чувствительности. Кроме этого наблюдается нарушение таких психических процессов, как память, внимание и др. Также наблюдаются определенные сдвиги в эмоциональной и мотивационной сферах. На поведенческом уровне утомление выражается в снижении производительности труда, уменьшении скорости и точности выполняемых операций.

Стресс — это такое состояние организма, возникновение которого предполагает наличие определенного взаимодействия между организмом и средой; стресс — это состояние повышенной напряженности; психический стресс возникает в условиях угрозы и имеет место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.

Воздействие экстремальных условий деятельности может привести к возникновению у человека стресса. Стресс — это такое эмоциональное напряжение, которое в той или иной степени ухудшает протекание жизнедеятельности, снижает работо­способность человека и его надежность в работе.

По отношению к стрессу у человека не возникает целенаправ­ленных и адекватных реакций. В этом заключается основное отличие стресса от напряженной и трудной задачи, на которую (вне зависимо­сти от ее тяжести) человек, выполняющий ее, реагирует адекватно. В состоянии стресса возникают затруднения в осуществлении функций, связанных с направленностью мышления на решение опре­деленных задач. Это происходит ввиду того, что стресс выступает как фактор, разрушающий предварительное «эмоциональное планирова­ние», а в конечном итоге и всю схему предстоящей деятельности или общения. При сильном стрессе возникает общая реакция возбуждения, и поведение человека становится дез­организованным, уровень исполнения резко падает. Еще большее уси­ление стресса приводит к общему торможению, пассивности, бездея­тельности. Причиной стресса выступают эмоционально-отрицательные раздражители (например, неудачи в деятельности и общении, боязнь критики или принятия ответственного решения, «цейтнот», перегрузка информацией и т. д.).

Степень стрессовости реакций человека зависит не только от ситуации и длительности внешнего эмоционального воздействия, но и от силы нервной системы, от многих качеств его личности, от про­шлого опыта, тренированности.

Состояние стресса у человека нередко может сопровождаться таким сложным психическим состоянием как «беспокойство», «тревога», «тре­вожность».

Тревожность — это психологическое состояние, которое вы­зывается возможными или вероятными неприятностями, неожиданно­стью, изменениями в привычной обстановке и деятельности, задержкой приятного, желательного, и выражающееся в специфических пережи­ваниях и реакциях. Но состояние тревожности не всегда препятствует успешной деятельности. Здесь все зависит, с одной стороны, от конкретного содержания, глубины и длительности состояния тре­вожности, а с другой — от адекватности этого состояния вызвавшим его раздражителям, от наличия или отсутствия самоконтроля, от форм реакции и степени «вязкости» данного состояния. Так, тревожность будет положительным психическим состоянием, если она вызывается у человека из-за того, что он близко к сердцу принимает судьбы других людей, дело, которому служит. «Мягкие» формы тревожности служат человеку в качестве сигнала к устранению имеющихся в работе недостатков, к воспитанию решительности, смелости, уверенности в собственных силах.

Трудности и возможные неудачи в жизнедеятельности при определенных условиях могут привести к возникновению у человека не только психических состояний стресса и тревожности, но и состояния фрустрации. Применительно к человеку фрустрацию в самом общем виде можно определить как сложное эмоционально-мотивационное состояние, выражающееся в дезорганизации сознания, деятельности и общения и возникающее в результате продолжительного блокирования целенаправленного поведения объективно непреодолимыми или субъективно так представляемыми трудностями.

Фрустрация проявляется тогда, когда лично значимый мотив ос­тается неудовлетворенным или его удовлетворение тормозится, а воз­никшее при этом чувство неудовлетворенности достигает степени вы­раженности, превышающей «порог терпимости» конкретного человека, и проявляет тенденцию к стабилизации. Типичными реакциями на воздействие фрустраторов, т. е. ситуаций, вызывающих фрустрацию, являются агрессия, фиксация, отступление и замещение, аутизм, регрессия, депрессия и др.

Действие фрустраторов может приводить и к тому, что человек подменяет деятельность, оказавшуюся блокированной, другой, которая для наиболее доступна или представляется таковой. Частный выход из состояния фрустрации путем перемены деятельности приводит к утрате настойчивости, трудолюбия, усидчивости, организованности, целенаправленности.

Вопрос № 3. Психологическая регуляция поведения и деятельности

Изучая третий вопрос, необходимо обратить внимание на следующие моменты.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом — трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т. д.).

Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением.

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства — наблюдательность, гибкость ума; волевые — решительность, настойчивость; эмоциональные — чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействие внешней среды, адаптируются к ней, а с другой — регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как человек именно с ее помощью осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения ее результатов. Поведение при этом выступает внешней формой проявления деятельности.

Поведение — активность живого организма, направленная на взаимодействие с окружающей средой. В основе поведения лежат потребности животного организма, над которыми надстраиваются исполнительные действия, служащие их удовлетворению. Обычно под поведением понимают внешне проявляемое поведение, то есть действия, которые могут быть замечены наблюдателем. Но существует и внутреннее (мыслительное) поведение — предположительно, мыслительный процесс человека, его думание. Результат этого поведения может быть замечен во внешнем поведении. В то же время влияние окружающей (внешней) среды также оказывает влияние на внутреннее (мыслительное) поведение человека.

Деятельность — процесс активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл.

Одним из важных факторов, влияющих на формирование регуляции поведения, на характер и стратегии взаимодействия человека с миром, является темперамент.

В психологии известны различные механизмы и методы регуляции поведения и деятельности человека:

1. Эмоционально-волевая регуляция

Эмоции — психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий. Воля — это способность человека управлять собой, сознательно контролировать свое поведение и деятельность, мобилизовать свои силы на достижение поставленных целей и на преодоление трудностей, стоящих на пути к ней. Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов.

Особенностью эмоций является их интегрированность — возникая при соответствующих эмоциогенных воздействиях, эмоции захватывают весь организм, объединяют все его функции в соответствующий генерализованный стереотипный поведенческий акт.

2. Моральная регуляция.

Человек в своем поведении и деятельности так или иначе опирается на нормы морали, установленные в окружающем его обществе.

3. Мотивационная регуляция.

С точки зрения психологии, процесс мотивации начинается с какой-либо (осознаваемой или неосознаваемой) нужды, неудовлетворенной потребности. Затем определяется цель, совершается действие (под действием чаще всего подразумевается работа), с помощью которого удовлетворяется потребность. Зная психологические механизмы формирования мотивации, можно очень тонко руководить людьми, используя психологические способы влияния на них.

Таким образом, и поведение и деятельность человека подвержены психологической регуляции.

Ключевые понятия темы: адаптация, аутотренинг, аффект, внушение, волевое усилие, волевые психические процессы, воля, гипноз, гомеостаз, действие, депрессия, деятельность, желание, медитация, мотив, настроение, невроз, нейро-лингвистическое программирование, оптимальное рабочее состояние, поведение, поступок, психическое состояние, релаксация, сон, состояние, страсть, стресс, утомление, фрустрация, функциональное состояние, цель, чувства, эмоции, эмоциональные психические процессы.

Список рекомендуемой литературы Основная

  1. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2005.
  2. Григорович, Л.А. Педагогика и психология: учеб. пособие для вузов / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. — М.: Гардарики, 2005. — 475 с.
  3. Погорелова, Г. Н. Психология личности: учеб.-метод. пособие / Г. Н. Погорелова. — Брянск: Изд-во БГТУ, 2005. — 127 с.
  4. Крысько, В.Г. Социальная психология: учеб. для вузов / В.Г. Крысько. — 2-е изд. — Питер, 2006. — 431 с.
  5. Петровский, А.В. Психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. — 7-е изд., стер. — М.: Академия, 2007. — 500 с.
  6. Щербатых, Ю.В. Общая Психология / Ю.В. Щербатых. — СПб.: Питер, 2008. — 272 с.

Дополнительная

1. Немов, Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. — М.: ВЛАДОС, 2003.

2. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. — Ростов н/Д.: ФЕНИКС, 2003.

3. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика для техн. вузов / Л.Д. Столяренко. — Ростов н/Д.: ФЕНИКС, 2001.

4. Выготский, Л.С. Собр. соч. В 6-ти т. Т.2. / Л.С. Выготский — М., 1982.

5. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская — Спб., 1997.

6. Психические состояния: Хрестоматия. — Спб., 2000.

7. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн — Спб., 1999.

8. Фресс, П. Экспериментальная психология / П. Фресс, Ж. Пиаже — М., 1978.

Примерная тематика докладов и рефератов

  1. Функциональное назначение различных эмоций у человека.
  2. Эмоции и человеческие взаимоотношения.
  3. Эмоции и человеческая индивидуальность.
  4. Эмоции и современное художественное творчество.
  5. Волевая регуляция поведения и деятельности.
  6. Сон как психическое состояние.
  7. Стратегия поведения при стрессе.
  8. Психотерапия и ее виды: гипноз, внушение и аутотренинг.
  9. Нейро-лингвистическое программирование.

Психология и педагогика. Психология эмоционально-волевых процессов и психические состояния: методические указания к практическому занятию № 3 для студентов очной формы обучения всех специальностей.

Людмила Ивановна Васюкова

наталья сергеевна пономарева

Редактор издательства Л.И. Афонина

Компьютерный набор Н.С. Пономарева

Темплан 2009 г., п.

Подписано в печать 09.11.06. Формат 60×84 1/16. Бумага офсетная. Офсетная печать. Усл. печ.л. 1,04. Уч.-изд.л. 1,04. Тираж 40 экз. Заказ .

Издательство Брянского государственного технического университета

241 035, Брянск, бульвар им. 50-летия Октября, 7, БГТУ, тел. 58−82−49

Лаборатория оперативной полиграфии БГТУ, ул. Институтская, 16