10
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ
1. ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ
Человек, взаимодействуя с внешн. средой и др. людьми, определенным образом к ним относится и переживает то, что с ним происходи и им совершается. Переживание этого отношения составляет сферу чувств и эмоций человека. По силе и длительности эмоц. переживаний выделяют виды эмоций: 1) собственно эмоции носят ситуативн. характер в противоположность чувствам, к-е представляют соб. более устойчивые эмоциональные состояния; 2) чрезвычайно сильные и относительно кратковременн. эмоции, сопровождаемые резко выраженными двигательн. и висцеральн. проявлениями, называют аффектами (характеризуются значительн. изменениями сознания и нарушением контроля за действиями); 3) чувства – это наиболее устойчивые эмоц. состояния (характериз-ся длительностью, отражают отношение ч-ка к объекту его стабильн. потребностей; чувства, к-е организуются вокруг определен. объектов, лиц, предметн. областей и определен. сфер деят-сти называют предметными и подразделяют на интеллектуальные, эстетические и нравственные); 4) страсть – устойчивое глубокое и сильное чувство, определяющее направленность мыслей и поступков человека, захватывающее все его существо; 5) настроение – общее эмоц. состояние, окрашивающее чувства на протяжение длительного отрезка времени (оно не предметно, а личностно); 6) эмоц. стресс – особая форма переживания чувств, близкая к аффекту, по длительности приближающаяся к настроению (компоненты стресса: тревожность, страх, фрустрация, интрапсихический конфликт, кризис, посттравматический синдром).
По критерию оценки эмоции делят на положительные и отрицательные.
По критерию мобилизации ресурсов организма выделяют стенические (способствуют мобилизации сил, приливу активности, энергии, подъему) и астенические (расслабляют человека, характеризуются пассивностью, созерцательностью) эмоции.
Классификация эмоций Изарда выделяет фундаментальные эмоции (каждая имеет свой спектр психологических характеристик и внешних проявлений: радость, интерес, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина) и их производные.
Додонов классифицирует эмоции на основе взаимосвязи с основными потребностями.
Наибольш. значение для личностного развития человека имеют нравствен. чувства. Способность к децентрации, самоотдаче и любви как способ реализации отношений к др. людям явл-ся условием и критерием нормального развития человека.
Эмоции. Регуляторная функция эмоций
... Эффект первичности и новизны – значимость порядка предъявления информации о человеке; более ранняя информация характеризуется как первичная, более поздняя – как новая. В случае ... конкретной ситуации. Управлять интенсивностью эмоции. Интенсивность эмоции может быть: *слабой — эмоция появляется редко и случайно, легко подавляется другими чувствами *средней — эмоция управляется сознанием, может влиять ...
Стресс в совр. психологии рассматривается в связи с исследованием общих закономерностей адаптации. Т.е., те или иные условия вызывают эмоц.напряжение по причине несоответствия им адаптационн. механизмов, сформировавшихся в процессе индивидуального развития на базе генетических посылок. В результате нарушения в системе «человек-среда» возникает или усиливается тревога, к-ю и рассматривают как механизм реализации психического стресса. Стадии стресса (по Селье) характерны для любого адаптационного процесса: 1) стадия тревоги, аларм-реакция — непосредствен. реакция на взаимодействие, требующая адаптационн. перестройки, 2) стадия резистентности – период максимально эффективной адаптации, 3) стадия истощения – нарушение адаптационн. процесса в случае недостаточн. адаптационн. механизмов.
Диагностика эмоц. сферы взрослого осуществляется с пом. анкет, опросников, проективн. методов (тест Люшера, «Несуществующее животное»), к-е ориентированы на выявление актуального эмоц. состояния – тревожности, депрессивности, фрустрированности, агрессивности и др.
***
Опросник САН предназначен для оперативн. оценки самочувствия, активности и настроения. Состоит из 30 пар противоположных характеристик, по к-м испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на к-й испытуемый отмечает степень актуализации той или иной характеристики своего состояния.
***
ШКАЛА САМОЦЕНКИ ТРЕВОЖНОСТИ (Спилбергер)
Адаптирована на русский язык Ханиным. Позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство (уровень личностной тревожности), и как состояние (уровень ситуативной тревожности).
Бланк включает в себя 40 вопросов-суждений по 20 вопросов (СТ и ЛТ).
Испытуемый отмечает в 1м случае то, как он чувствует себя в данный момент, во 2м – как чувствует себя обычно.
***
ТЕСТ-АНКЕТА «ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ» (Додонов)
Классификация эмоций:
1 Альтруистические – возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям.
2 Коммуникативные – на основе потребности в общении
3 Глорические – связаны с потребностью в самоутверждении, славе
4 Праксические – вызываются деятельностью, ее успешностью или неуспешностью
5 Пугнические – происходят от потребности в преодолении опасности, на основе к-й позднее возникает интерес к борьбе
Причины возникновения тревожности у детей младшего школьного возраста
... угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти “возрастные пики тревожности” являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей. В “возрастные пики тревожности” тревожность выступает ... тенденции. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте. ...
6 Романтические – возникают на основе стремления ко всему необычайному, необыкновенному, таинственному
7 Акизитивные – в связи с интересом к накоплению, «коллекционированию» вещей, выходящему за пределы практической нужды в них.
8 Гедонистические – связаны с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте
9 Гностические (интеллектуальн. чувства) – с потребностью в получении любой новой информации и с потребностью в «когнитивной гармонии»
10 Эстетические явл-ся отражением потребности чел-ка быть в гармонии с окружающим
Обработка и интерпретация:
переживанию, поставленному на 1 место, присваивается оценка в 10 баллов, далее – по убывающей. Таким образом представляется возможным выявить эмоциональную направленность.
***
В плане профилактики и диагностики эмоц. состояния особое значение придается нервно-психическ. устойчивости (НПУ), к-я отражает психическ. и сомтическ. уровни здоровья индивида. НПУ показывает риск дезадаптации личности в условиях стресса, когда система эмоц. отражения функционирует в критическ. условиях, вызываемых как внешними, так и внутр. факторами.
Методика «Прогноз» разработана С.-Петербургск. военно-мед. академией и предназначена для определения уровня НПУ. Применяется при подборе лиц, пригодных для работы или службы в трудных, непредсказуемых условиях, где к чел-ку предъявляются повышен. требования.
***
Методика диагностики агрессивности (тест Ассингера)
Позволяет определить, достаточно ли чел-к корректен в отношениях со своими коллегами и легко ли им общаться с ним.
***
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ ФРУСТИРОВАННОСТИ Вассермана
Позволяет определить удовлетворенность по пунктом бланка. По каждому пункту определяется показатель уровня фрустрированности от 0 до 4 баллов.
Полностью удовлетворен – 0 Скорее удовлетворен – 1
Затрудняюсь ответить – 2 Скорее не удовлетворен – 3
Не удовлетворен полностью – 4
***
Тест Розенцвейга
Экспериментально-психологич. методика изучения фрустрационн. реакций впервые описана в 1944 и названа «Методикой рисуночной фрустрации». Методика модифицирована в НИИ Бехтерева НВ Тарабриной
Стимулирующая ситуация заключ-ся в схематическом контурн. рисунке, на к-м изображены 2 чел-ка и более, занятые еще не законченным разговором. Персонажи могут различаться по полу, возрасту и др хар-кам. Общим моментом является нахождение персонажа в фрустрационн. ситуации (ФС).
Совладание с трудными жизненными ситуациями
... предложенных вариантов. 1) Насколько сложна Вас ситуация? 2) Как Вы поведете себя в этой ситуации? Ответ на 1 вопрос Трудная жизненная ситуация Ответ на 2 вопрос У Вас ... настроения окружающих; 4 -для меня эта ситуация будет довольно трудной; 5 - для меня это будет тяжелейшим испытанием. Шкала ответов на вопрос 2 А. Я буду прикладывать ...
Методика состоит из 24 рисунков, ситуации на к-х можно подразделить на 2 осн. группы:
1 – ситуации препятствия: какое-либо препятствие, персонаж или предмет обескураживает, сбивает с толку словом или еще каким-либо способом (16 картинок)
2 – ситуации обвинения: субъект служит объектом обвинения (8 карт.)
Связь между группами: ситуация обвинения предполагает, что ей препятствовала ситуация препятствия, где фрустратор был в свою очередь фрустрирован. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию обвинения как ситуацию препятствия или наоборот.
Каждый из полученных ответов оценивается в соответствии с теорией Розенцвейга по 2м критериям: 1 – по направлению реакции (агрессии) и 2 – по типу реакции.
По направлению реакции могут быть:
* E — экстрапунитивные – реакция направлена на живое или неживое окружение, осуждается внешн. причина фрустрации, подчеркивается степень ФС, иногда разрешения ситуации требуют от др. лица
* I — интропунитивные – р-ция направлена на самого себя, с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, ФС не подлежит осуждению; испытуемый принимает ФС как благоприятную для себя
* M — импунитивные – ФС рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое со временем, обвинение окружающих или самого себя отстутствует
Реакции по типам могут быть:
* OD — препятственно-доминативные – с фиксацией на препятствии; препятствия всячески акцентируются независимо от того, расцениваются ли они как благоприятные, неблагоприятн. или незначительные
* ED — самозащитные – с фиксацией на самозащите; активность в форме порицания кого-л., отрицание или признание собственн. вины, уклонения от упрека, направленные на защиту своего Я; ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана
* NP — необходимо-упорствующие – с фиксацией на удовлетворении потребности; постоян. потребность найти конструктивное решение конфликтн. ситуации в форме либо требования помощи от др. лиц, либо принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, либо уверенность в том, что время и ход событий приведут к ее разрешению.
В результате получают 9 возможных категорий и 2 дополнит. варианта.
В начале определяют направление реакции, содержащееся в ответе испытуемого, а затем выявляют тип реакции (табл. 6.25).
К примеру: ответ испытуемого «Подождем еще 5 минут» по направлению реакции явл-ся импунитивным, а по типу – с фиксацией на удовлетворение потребности.
Сочетанию вариантов присваивается буквенное значение. При доминировании идеи препятствия добавляется значок «прим» — E’ I’ M’. Тип реакции с фиксацией на защите обозначается – E I M. Тип реакции с фиксацией на удовлетворение потребности — e i m. Дополнительные варианты оценки для экстра- и интропунитивных реакций самозащитн. типа в ситуациях обвинения обозначаются символами E I.
Психиатрия Вопросы и ответы 200 шт
... 4. Аносомния -5. Абулия Бурная кратковременная, эмоциональная реакция в ответ на действие какого-либо внутреннего или внешнего ... Способность человека к сознательной целенаправленной психической деятельности, преодолевающей препятствия. +1. Воля -2. Возбуждение -3. Внушаемость - ... жестов окружающих людей. Высказываются идеи преследования, воздействия, обвинения -1. Бред толкования +2. Бред тугоухих ...
В ситуациях препятствия реакция субъекта обычно направлена на фрустрирующую личность, в ситуациях обвинения – явл-ся выражением протеста, отстаивания своей невиновности, отвержения обвинения или упрека (настойчивого самооправдания).
Пример. Ситуация 1
Варианты ответов:
E’ – как это неприятно
I’ – я совсем не испачкался
M’ – ничего не случилось, он немного забрызган водой
E – вы неуклюжи; вы недотепа
I – ну конечно, мне надо было остаться на тротуаре
M – ничего особенного
e – вам придется почистить
i – я почищу
m – ничего, высохнет
Если ответы выражены в форме 2х фраз или предложений, каждое из к-х может иметь разные функции, их можно обозначить соответствующими символами, но оценка большинства ответов зависит от одного фактора. Особый случай представляют собой взаимопроникающие или взаимосвязанные ситуации. За основу подсчета принимается явное значение слов субъекта. Данные заносятся в таблицу:
Далее вычисляется коэффициент групповой конформности (мера индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению) GCR, к-й определяется путем сравнения ответов испытуемого со стандартными величинами, полученными статистического подсчета.
Ситуаций, к-е используются для сравнения — 14 (значения в табл. 6.29)
Если ответ испытуемого идентичен стандартному, ставится знак +. Когда в качестве стандартного ответа даются 2 типа ответов на ситуацию, то достаточно, хотя бы один из ответов испытуемого совпадал со стандартным. В этом случае ответ также отмечается знаком ++. Если ответ субъекта дает оценку и одна из них соответствует стандартному, он оценивается в полбалла. Если ответ не соответствует стандартному, его обозначают знаком -.
Оценки суммируются: каждый плюс считается за единицу, минус – ноль. Исходя из 14ти ситуаций, к-е принимаются за 100 проц., вычисляется процентная величина GCR испытуемого (табл. 6.31)
Количественная величина GCR может рассматриваться в качестве меры индивидуальн. адаптации субъекта к своему соц. окружению.
Следующ. этап – заполнение профилей. Осуществляется на основании листа ответов испытуемого. Подсчитывается, сколько раз встречается каждый из факторов; каждому появлению фактора присваивается 1 балл. Если же ответ испытуемого оценен при пом. нескольких счетн. факторов, то каждому из них придается равное значение. Так если ответ был оценен Ее – значение Е будет равняться 0,5 и значение е=0,5. Полученн. числа заносятся в таблицу. Когда таблица заполнена, цифры суммируются в колонки и строчки, а затем вычисляется процентное содержание каждой полученной суммы.
I. Оценка очевидной валидности
... недостаток повторного тестирования – это эффект привыкания. Испытуемые уже знакомы с этим тестом, а может быть, даже помнят большую часть своих ответов после предыдущего заполнения. В с ... говорить о валидности. Основной целью конвергентной валидизации является определение того, будут ли оценки теста варьироваться в соответствии с ожиданиями. Подход второй — «дивергентная валидизация» (англ.). ...
Полученное таким образом процентное отношение E I M OD ED NP представляет выраженные в количественной форме особенности фрустрационн. реакций испытуемого. На основании профиля числовых данных составляются 3 основных и один дополнительный образцы:
1 образец выражает относительн. частоту разных направлений ответа. Ответы располагаются в порядке убывающей частоты:
E – 14 I – 6 M — 4
E>I>M
2 образец выражает относит. частоту типов ответов независимо от их направления. Записываются знаковые символы:
OD – 10 ED — 8 NP — 6
OD>ED>NP
3 образец выражает относит. частоту 3х наиболее встречающихся факторов независимо от типа и направления E>E’>M
4 дополнит. образец включает сравнение ответов в ситуациях препятствия и ситуациях обвинения. Сумма E и I рассчитывается в проц., исходя из 24. Макс. процент ответов – 33. Для интерпретации полученные проц. сравнивают с максимальным.
Анализ тенденций проводится на основании листа ответов испытуемого для выяснения, есть ли изменение направления реакции или типа реакции. Наличие таких перемен свидетельствует об отношении испытуемого к своим ответам. Напр., реакции экстарпунитивн. направленности с агрессией на окружение под влиянием возникшего чувства вины могут смениться ответами, содержащими агрессию на самого себя.
Тенденции записываются в виде стрелы, над к-й указывается численная оценка тенденции, определяемая знаком + или -; вычисляется по фомуле (а-б)/(а+б), где а – количествен. оценка проявления фактора в 1й половине протокола (сит. 1-12), б – количеств. оценка во 2й половине (13-24).
Тенденция может рассматриваться как показатель, если содержится как минимум в 4х ответах испытуемого и имеет минимальную оценку.
Типы тенденций:
1 – рассматривается направление реакции в графе OD. Напр., фактор E’ появл-ся 6 раз (3 р. в 1 половине протокола с оценкой 2,5 и 3 раза во 2й с оценкой 2 балла) – соотношение равно +0,11. Фактор I’ появл-ся в целом 1 раз, фактор M’ появл-ся 3 раза. Тенденция 1 типа отсутствует.
2 – аналогично рассматриваются факторы E I M
3 – аналогично рассматриваются факторы e i m
4 – рассматриваются направления реакций, не учитывая графы
Ответы на билеты по психологии развития
... Основные факторы психического развития человека. В биологизаторском направлении человек рассматривается как существо биологическое, наделенное от ... того же психологического инструмента у различных возрастных групп испытуемых (но близких по социально-психологическим характеристикам). Лонгитюдные ... выражение в тех или иных действиях, речевых реакциях, в изменении работы внутренних органов. Очень важно ...
5 – поперечная тенденция: рассматр-ся распределение факторов в 3х графах без учета направления.
В целях выявления причин той или иной тенденции рекомендуется проведение беседы с испытуемым, в процессе к-й с пом. дополнит. вопросов экспериментатор может получить интересующую его информацию.
1 этап интерпретации заключ-ся в изучении GCR. Можно предположить, что испытуемый, имеющий низкий процент GCR, часто конфликтует с окружающими, поскольку недостаточно адаптирован к соц. окружению. Данные могут быть получены с пом. повторн. исследования: испытуемому повторно предъявляются рисунки с требованием дать ответ, которые явл-ся социально желательным, правильным, эталонным. Индекс рассогласования дает информацию о показателе степени соц. адаптации.
2 этап. Изучаются оценки факторов в таблице профилей. Выявляются устойчивые характеристики фрустрационн. реакций, стереотипы эмоц.реагирования, к-е формируются в процессе развития, воспитания и становления чел-ка и составляют одну из характеристик его индивидуальности. Реакции могут быть направлены на окр. среду в форме различн. требований к ней, на него самого как виновника происходящего, либо чел-к может занять примиренческую позицию. Напр., если получена нормальная оценка М, очень высокая Е и низкая I, можно сказать, что субъект в ФС будет с повышен. частотой отвечать в экстрапунитивн. манере и очень редко в интрапунитивной. Т.е. он предъявляет повышен. требования к окружающим, и это может служить признаком неадекватной самооценки.
Оценка OD показывает, в какой степени препятствие фрустрирует субъекта: выражена ли идея препятствия или фиксация на самозащите означает силу или слабость личности. Повышение ED означает слабую, уязвимую личность. Оценка NP – признак адекватного реагирования.
3 этап – изучение тенденций; позволяет понять отношение испытуемого к своим собственн. реакциям.
Методика не дает материала заключений о структуре личности, но позволяет с большой долей вероятности прогнозировать эмоц. реакции на различн. трудности или помехи, к-е встают на пути к удовлетворению потребности, к достижению цели.