Психологические направления в социологии

Иркутский Государственный Университет

Сибирско-Американский факультет менеджмента
Реферат по социологии

Тема: Психологические направления в социологии

Выполнил: Сергей Каморников, 2 курс

Иркутск, 2000.

Содержание:

страница

· I. Основные школы и их характеристика (аннотация) ———— 3

· II. Некоторые авторы. Характеристика их трудов и теорий

Чарльз Кули ————————————————————— 4

· Габриэль Тард ———————————————————— 5

· Г. Тард. «Социальная логика» —————————————— 6

· Гюстав Лебон. «Психология народов и масс» ——————— 8

· Список источников информации ————————————- 11

Психологические направления в социологии.

I. Основные школы и их характеристика.

Психологическое направление пришло в социологию в конце ХIХ века на смену биолого-натуралистическим теориям и требовало учета сложной совокупности социальных фактов.

Интерес к проблемам мотивации человеческого поведения и ее социальным механизмам возрастает с каждым днем. Существует несколько разновидностей психологических механизмов в социологии. Объединяющий момент для всех направлений — стремление искать ключ к объяснению всех общественных явлений и процессов индивида и общества. Разновидности психологизма выделяются в зависимости от выбора ключевых понятий.

Психологический эволюционизм (Уорд, Гиддингс)

Развитие общества — часть классической эволюции, которая носит направленный характер, т.е. развивается на основе разумного сознательного управления социальными процессами, здесь первичны социальные факты: желания индивида (голод, жажда), сознание рода (делающее возможным сознательное взаимодействие индивидов).

Инстинктвитизм (Мак-Дугалл)

Основа общественной жизни в биологически наследуемых инстинктах, сопровождающихся соответствующими эмоциями.

9 стр., 4204 слов

Социология наука об обществе

... сравнительном, историческом и противостоять умозрительному рассуждению об обществе. Это способствовало тому, что социология сразу стала имперической наукой, наукой, привязанной к ... соотношения русской социологической мысли и социологии марксизма. В этой связи в развитии социологии России наблюдаются различные социологические школы. На дискуссию представителей немарксиской социологической ...

Школа психологии народов основная историческая сила — народный дух, выражающий психологическое сходство индивидов одной нации. Здесь рассматриваются проблемы групповой психологии — внушаемости и психического заражения и других явлений, происходящих в толпе.

Теория подражания (Тард)

Элемент общества — факт подражание одного индивида другому.

Интеракционизм (Мид, Кули)

Первичные факты общества – это представления, которые люди представляют друг о друге. Сконцентрировав внимание непосредственно на взаимодействии индивидов в рамках первичной группы, Кули отождествлял общественные отношения с индивидуальными, а личность — с ее самосознанием.

Заслуга психологического направления в том, что они привлекли внимание к проблеме общественного сознания в его соотношении с индивидуальным.

II. Некоторые авторы. Характеристика их трудов и теорий.

Чарльз Кули

Первоначально точка зрения Кули заключалась в том, что индивид первичен по отношению к обществу. Однако, позже он пересмотрел этот взгляд и в большей степени акцентировал роль общества, утверждая, что личность и общество имеют общий генезис и, следовательно, представление об изолированном и независимом эго — иллюзия (1912).

Действия индивидов и

социальное давление оказывают взаимное модифицирующее влияние. Позже произошел дальнейший сдвиг в основах этой теории, когда Мид пришел к выводу о том, что личность фактически определяется социальными условиями.

Экспериментально можно показать, что главным ориентиром для Я-концепции является Я другого человека, то есть представление индивида о том, что думают о нем другие. Как неоднократно было показано (Ширер, 1949; Борис, 1975),

«Я-каким-меня-видят-другие» и «Я-каким-я-сам-себя-вижу» весьма сходны по своему содержанию. Кули первым подчеркнул значение субъективно интерпретируемой обратной связи, получаемой нами от других людей, как главного источника данных о собственном Я. В 1912 году Кули предложил теорию «зеркального Я», утверждая, что представления Индивида о том, как его оценивают другие, существенно влияют на его Я-концепцию.

Видимо, мало найдется таких людей, кому бы ни разу в жизни не приходилось с предельной остротой осознать свое существование и свой собственный облик как нечто воспринимаемое другими. В сущности, в этом и проявляется предельно обостренное чувство Я. Человек, который находится перед лицом любой аудитории или которому приходится взаимодействовать с другими людьми, может обнаруживать различные признаки волнения, нервного напряжения, растерянности и т.п. Но эти эмоции в большей степени связаны с тем, «что они обо мне подумают», чем с реальной задачей взаимодействия. Такая концентрация .на том, как тебя оценивают, может иметь весьма серьезные последствия в деятельности учителей, актеров, журналистов и т.п.

Зеркальное Я возникает на основе символического взаимодействия индивида с разнообразными первичными группами, членом которых он является. Такая группам характеризующаяся непосредственным общением ее членов между собой, относительным постоянством и высокой степенью тесных контактов между небольшим количеством членов группы, приводит к взаимной интеграции индивида и группы. Непосредственные отношения между членами группы предоставляют индивиду обратную связь для самооценки. Таким образом, Я-концепция формируется в осуществляющемся методом проб и ошибок процессе, в ходе которого усваиваются ценности, установки и роли.

5 стр., 2225 слов

Тема 6. Лидерство в малой группе. Теории происхождения лидерства

... что руководитель одновременно является лидером организации или некоторой группы внутри организации. Именно поэтому в рамках психологии менеджемента создавались теории лидерства (50-60 гг.), и лишь позднее, ... ты делаешь. Эта черта характера связана с пониманием человеком его места в обществе, с сильным желанием достичь цели. Однако эта уверенность должна быть не агрессивной, ...

Габриэль Тард

Тард (Gabriel Tarde) — французский социолог и криминалист (род. в 1843 г.).

Служил в судебном ведомстве, был потом начальником статистического бюро в министерстве юстиции; потом преподавал в высших учебных заведениях Парижа (College de France, Ecole des sciences politiques. College libre des sciences sociales).

В 1900 г. он избран в члены академии нравственных и политических наук. Как социолог, Т. может быть назван представителем психологического направления. Известность его зиждется главным образом на его труде: «Les lois de l’imitation» (1890, русский перев. 1892).

Кроме массы статей, разбросанных по разным периодическим изданиям и отчасти собранных в «Essais et melanges sociologiques» (1895), он написал еще: «La foule criminelle» (1892),

«Les transformations du droit» (1893), «Logique sociale» (1895), «L’opposition universelle» (1897), «Etudes de psychologie sociale» (1898), «Les lois sociales» (1898), «Les transformations du pouvoir» (1899) и «L’opinion et la foule» (1901), а также несколько работ по теории уголовного права («Преступная толпа» и «Социальная логика», перев. на рус.).

Сущность социологических взглядов Т. определяется исходным их положением, по которому общественность тесно связана с подражательностью. Основной закон всего сущего — всемирное творение, под формами волнообразного движения в неорганической природе, наследственности в мире органическом и подражания в жизни общества. Т. говорит даже, что общество, в конце концов, есть подражание («la societe, c’est l’imitalion»).

Если бы, однако, действовал этот только закон, то была бы невозможна эволюция; но дело в том, что повторяющиеся ряды вторгаются один в другой, тем самым вызывая уклонения от строгого повторении, и потому кроме подражания действует еще инновация, которую мы называем индивидуальными особенностями, личной оригинальностью, инициативой и т. п. Подражание подхватывает то, что было сначала лишь уклонением; этим путем единичный случай тоже начинает повторяться, и то, что первоначально было случайным исключением, становится общим правилом для целого ряда случаев. См. ст. Beulot («Rev. Phil.», 1896), Wrobblewska, «Arch. fur Gesch. der Philosophie» (1896) и брошюру А. Козлова, «Т. и его теория общества» (1886).

Н. Карпева. Как криминалист, Т. стоит одинаково далеко и от классической школы, и от итальянских антропологов-позитивистов. По методу и приемам исследования он примыкает ко вторым, по существу своих воззрений —

является самым решительным их противником. Главное его сочинение: «La philosophie penale» (1890) представляет собою критически разбор теории Ломброзо. Задачи и цели наказания, по Т., эволюционируют. Первоначальная цель наказания — очищение общества: грех должен быть смыть. Затем выдвигается момент устрашения. Современные карательные меры должны иметь целью исправление. Наряду с полной вменяемостью и полной безответственностью, Т. допускает вменяемость частичную или ослабленную.

3 стр., 1347 слов

Презентация на тему: Психика и организм

... процессами одновременно),переключение. а) природное, связанное с саморегуляцией организма (непроизвольное); б) социально обусловленное, связанное с воспитанием ... акцентуацией); социальные (по отношению человека к жизни, обществу, моральным ценностям). Типология характеров: гипертимный (высокая контактность, ... куб. см , а у современного европейца лишь –1450 куб. см. Индивидуальность личности во многом ...

Возражая против учения Гарофало о так паз. естественных преступниках, Т. утверждает, что во многих случаях в человеке исчезают чувства альтруистические и до крайности развивается эгоизм не до, а после совершения преступления, так что не отсутствие альтруизма порождает преступление, а наоборот. Момент предумышления в его глазах не имеет того значения, которое за ним удерживается классической доктриной.

Покушение на преступление должно влечь то же наказание, как и оконченное деяние, ибо преступник подвергается наказанию не за вред; им причиненный, а в виду той опасности, которую создают для общества проявленные им антисоциальные свойства. Учение о соучастии, как об особой форме виновности, обусловливающее особый порядок назначения наказания за общее дело, могло, по мнению Т., иметь место лишь тогда, когда судили не живых людей, а отвлеченное дело; теперь вина каждого из соучастников должна быть исследуема самостоятельно и каждый должен быть наказываем только за то, что он сам сделал. В области процесса Т. выступает, вслед за итальянскими позитивистами, энергичным противником суда присяжных, за его слабость и безграничную снисходительность.

Функции суда, по его учению, должны быть переданы специалистам, изучавшим физиологию, психологию и социологию и знакомым с арестантами, с их жизнью и бытом. Кроме «Философии уголовного права», Т. написал: «La criminalite comparee» (1886), «Etudes penales et sociales» (1891) и несколько статей и отчетов в различных статистических и криминалистических изданиях. Он состоит одним из редакторов «Archives d’antropologie criminelle». См. В. Д. Спасович, «Новые направления в науке уголовного права» (М., 868).

Г. Тард. «Социальная логика».

Тард пишет о том, что до сих пор ученые тщательно искали связи и законы исторических событий, причины, вызывавшие странный порядок. В действительности, считает он, почти все события не обуславливают одно другое. Каждое из них связывается с целым рядом или даже скорее с несколькими рядами правильных жизненных или социальных повторений,

верхней точкой пересечения которых является данное событие. Эти события накладываются одно на другое, подобно последовательным состояниям сознания в уме индивида.

Логическое сознание проявляется не между различиями, последовательно пользовавшимися известностью, а именно между различными продолжительными подражаниями, исходящими из каждого из этих нововведений, как из фокуса.

В силу непрекращающейся логической разработки, связь между ними становится теснее, прямо пропорционально их возрасту. В процессе этого социального нагромождения, открытия и изобретения, постепенно распространяясь и укореняясь, проходят через фазы, подобные тем, через которые проходит восприятие и действие, в аналогичном процессе их закрепления в глубине индивидуальной памяти. Первые, как и последние, распадаются на несколько слоев, которые сводятся к трем.

На поверхности находится довольно малоподвижный слой идей и привычек, приобретенных более или менее недавно, и образующих собой мнения и вкусы. Под ними лежит собрание убеждений и страстей, разрабатывавшихся и складывавшихся в течение продолжительного времени. Ими являются традиции, обычаи в обществе; ум и сердечность в индивиде. Еще глубже лежит та плотная ткань, состоящая из практически неосознаваемых, но бесспорных принципов и побуждений , которая носит название духа и характера.

17 стр., 8457 слов

Учреждение образования 18

... И. Е. Валитова, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии развития учреждения образования «Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина». РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ: ... Становление дошкольной педагогики, использование дошкольной педагогикой прогрессивных педагогических идей прошлого. Источники развития дошкольной педагогики как науки. ...

Каждое состояние сознание сознания, взятое в отдельности, уже представляет собой маленькую систему. Знаменитым становится лишь одно, наиболее способное в любой момент укрепить и увеличить сумму народной веры и его спокойствие.

Над несколькими слоями воспоминаний и привычек, прочно укоренившихся, классифицированных и расположенных в систему воспоминаний, то есть прежних восприятий, преобразованных в средства — над этой грудой остатков суждений и эссенцией прошлого, находится наше теперешнее «Я» .

Такова умственная жизнь индивида. Идет искусственное и натянутое сравнение общества с организмами.

Изначально, общество походит на организм, но по мере того, как оно цивилизуется, оно стремится все более и более стать отличным от организма. Оно стремится походить на тот своеобразный орган, который называется мозгом. Вот почему социальная наука, как и психология, является только прикладной логикой. Наше сопоставление позволяет приписывать

человеческому верованию свойственное ему первенствующее значение в обществе, тогда как, уже вышедшее из моды сравнение Спенсера, позволяет видеть здесь лишь комбинацию желаний и обнаруживает свою несостоятельность своим очевидным непониманием религиозности народов. У всякого общества есть также, в зависимости от и к его услугам,

группа существ и предметов, которым оно приписывает себе и приспосабливает к своим потребностям, и которые, будучи раз выработанными им, становятся его внутренними составляющими, как бы его членами. Но там, где рабство исчезло, теория общества-организма потеряла свою правдоподобность. Если там и наличествует какой-либо организм или нечто

подобное, то это совсем не общество, считает Тард, а все то целое, что слагается из признаков, черт общества, с одной стороны, а с другой — из его обработанной теории с проходящими по ней «дорогами и каналами», с подчиненной человеку флорой и фауной, и т.п. Если бы общества представляли собой организмы, то социальный прогресс сопровождался бы не только ростом дифференциации, но и ростом неравенства. Но с точки зрения аналогии Тарда, это становится понятным.

В самом деле, хотя мозг стоит и выше всех других органов, он отличается от них относительной однородностью своего состава и тем, что несмотря на его извилины, несмотря на более или менее точное размещение его функций, в каждой доле, все его бесчисленные элементы сходны между собой.

Во время войны современные нации, в виде исключения, также приобретают довольно ясно выраженный характер организма. Солдат позволяет убить себя за свой полк, полк жертвует собой для армии, армия для спасения страны, то есть для торжества политической мысли, задуманной тем человечеством, той группой людей, которые воплощают собой государство. Для наглядности данного примера можно привести аналогию, когда при ударе человек, защищаясь, подставляет под удар руку, подчиняясь сигналу своего мозга — основного регулирующего действия организма органа. От удара пострадают и погибнут тысячи, миллионы клеток на руке (солдаты армии) , но сам организм (государство) не пострадает и сохранит себя.

Таким образом, милитаризм приобретает поражающий нас характер органической солидарности именно потому, что он является регрессом. Прогресс же происходит по направлению к возрастающей «дезорганизации» , являющейся основным условием наступления внешней гармонии.

17 стр., 8458 слов

Учреждение образования 15

... старший преподаватель кафедры психологии факультета педагогики и психологии учреждения образования «Барановичский государственный университет»; Ж. В. Рзаева, старший преподаватель кафедры ... психологии факультета педагогики и психологии учреждения образования «Барановичский государственный университет»; Е. Ф. Нестер, преподаватель кафедры психологии ...

Гюстав Лебон. «Психология народов и масс»

Если трудно внушать новую идею, то не менее трудно уничтожить старую. Человечество постоянно с отчаянием цепляется за мертвые идеи и мертвых богов. Уже почти полтора века, говорит Лебон, прошло с тех пор, как бросили в мир идею равенства людей и рас. Некоторые из неравенств, разделяющих индивидов и расы, были слишком очевидны. Эти неравенства являются только следствием различий их воспитания, например то, что все люди рождаются равно умными и добрыми и что одни лишь учреждения могут их развратить. Средство против этого было очень простое — перестроить все учреждения и дать всем людям одинаковое

воспитание.

Новейшие успехи науки выявили все бесплодие эгалитарных теорий и доказали то, что умственная бездна, созданная прошлым, между людьми и расами, может быть заполнена только наследственными накоплениями. Воспитание и учреждения, приспособленные к известным лицам и к известным народам, могут быть оказаться вредны для других.

Никто не имеет нравственного права игнорировать то, насколько наши учреждения и воспитание приемлемы для низших народов.

Идея равенства продолжает развиваться. Во имя этого равенства , говорит Лебон, социализм, долженствующий в ближайшее будущее поработить большинство народов Запада, обязан обеспечить их счастье. Для оценки социальной важности какой-либо идеи нет более вредного мерила, чем та власть, которой она пользуется для контроля над умами. Итак, посредством просвещения и создания учреждений, необходимо приступить к осуществлению современной мечты о равенстве.

Г. Тард исследует образование и духовный строй исторически сложившихся, искусственных рас, образованных в исторические времена случайностями, завоеваниями, иммиграцией. Он старается доказать то, что следствием этого духовного строя является история. Он устанавливает степень прочности и изменчивости характеров рас и пытается изучить то, идут ли индивиды и народы к равенству, или стремятся, как можно дальше отдалиться друг от друга. Он определяет преодоление силы, при действии которой, цивилизации начинают угасать, и, наконец, умирают.

Мнения и верования толпы.

Лебон говорит о том, что факторами, определяющими характер мнений верования толпы являются «отдаленные» и «непосредственные» факторы.

Отдаленные факторы делают толпу доступной к восприятию известных убеждений и совершенно неспособной проникнутся некоторыми другими взглядами. Они подготавливают почву, на которой впоследствии внезапно развиваются какие-нибудь новые идеи, поражающие своей силой и результатами (раса, традиции, время, образование, политические и социальные учреждения).

Непосредственные факторы действуют уже на подготовленную отдаленными факторами почву и без этого не вызывают никаких результатов. Они порождают в толпе активную уверенность; т.е. облекают в известную форму идею и развивают ее со всеми последствиями. Благодаря им, в толпе возникают решения, увлекающие ее (образы, опыт, слова и формулы, рассудок).

12 стр., 5673 слов

Психология толпы

... от того, какое внушение ее было сделано. Таковы общие характеристики толпы. Лебон сознает, что созданная им схема толпы - идеальна, это абстракция, и в абсолютной полноте данные свойства ... интеллект и пр. Поскольку главный фактор, влияющий на характеристики толпы - раса, то существенно отличается разнородная толпа одной расы и толпа той же разновидности, но состоящая из представителей разных ...

Лебон считает, что влияние расы таково, что ни один элемент не может перейти от одного народа к другому, не претерпев, тем самым, глубоких изменений.

В традициях выражаются идеи, потребности и чувства прошлого расы, они являются своеобразным синтезом расы. Без традиций не может быть ни национальной души, ни цивилизации. Толпа является стойкой хранительницей идей и упорно противится их изменениям.

Время способствует возникновению, развитию и уничтожению верований, дает им силу и могущество. Оно подготавливает мнения и верования толпы, или почву для них.

Политические и социальные учреждения, говорит Лебон, являются продуктом расы. Не они создают эпоху, а эпоха создает их. Не во власти народа менять учреждения, в его силах лишь менять их названия посредством насильственной революции. Но сущность их не изменится.

Необходимо изучить отдельно законы и учреждения каждого народа, для того, чтобы составить для себя ясное понятие о том, до какой степени они служат выражением потребностей расы, и уже потому не могут быть изменены насильственно. Народы управляются свойствами своего характера, и такие учреждения, которые не соответствуют характеру толпы, представляют собой, своего рода, заимствование одежды, переодевание.

Образование в состоянии значительно изменить людей и непременно должно улучшить их, и даже создать между ними равенство.

Главная ошибка латинской системы образования в том, что она опирается на заучивание. Рассудок, опыт, инициатива и характер являются условиями обеспечения успеха в жизни.

Вожаки толпы:

Обычно, вожаки толпы не принадлежат к числу мыслителей. Это люди действия. Роль всех великих вожаков заключается в том, чтобы создать веру, будь то вера религиозная, политическая или социальная. Сила веры является наиболее могущественной из всех тех сил, которыми располагает человечество. Все исторические события, считает Лебон, были произведены верующими людьми, вся их сила заключена в вере.

В душе толпы преобладает не стремление к свободе, а по требность подчинения; толпа инстинктивно покоряется тому, кто объявляет себя ее лидером, властелином.

Вожаков Лебон делит на две категории:

· Люди энергичные, с сильной волей, проявляющейся лишь на короткое время. Они особенно пригодны для внезапных дерзких предприятий, для увеличения массы их приверженцев, несмотря на всю опасность этого.

· Вожаки, встречающиеся гораздо реже. Обладают сильной и стойкой волей. Они — инстинктивные основатели религии и творцы великих дел. Они часто не отдают себе отчет в том, что можно достигнуть посредством упорной и сильной воли.

Способами действия вожаков являются утверждения, повторение и «зараза». Обаяние является родом господства какой-либо идеи или дела над умом человека. Это господство парализует все критические способности индивида. Оно может быть приобретенным (дается именем, богатством, репутацией) и личным. Оно составляет основу всякого убеждения. Обаяние не может оспариваться.

Мнения и верования толпы, согласно Лебону, образуют два разряда:

· постоянные верования, удерживающиеся в течение многих столетий, и на которых покоится вся цивилизация (идеи христианства, феодализма, демократии).

· временные и переменчивые мнения, проистекающие из общих понятий, которые нарождаются и исчезают с каждой эпохой (теории, руководящие искусством, литературой, которые вызвали появления романтизма, мистицизма).

8 стр., 3515 слов

Толпа как социальное явление 2

... и пр. Посколькуглавный фактор, с точки зрения Лебона, влияющий на характеристики толпы — раса,то существенно отличается разнородная толпа одной расы и толпа той жеразновидности, но состоящая из представителей разных ... положения. Чтокасается класса, то онвозникает в силу общности социального положения, образа жизни, воспитания и интересов.К классу могут относиться люди разных профессий и верований. ...

Эти теории поверхностны.

Мнение толпы все более стремится к тому, чтобы стать высшим регулятором политики. При существующем могуществе толпы всякое мнение, обладающее достаточной степенью обаяния, чтобы овладеть ею, должно тотчас же получить такую тираническую власть, что эра свободных суждений прекратилась бы надолго.

Лебон классифицирует толпу по ее состоянию следующим образом:

· низшая форма, когда толпа состоит из индивидов различных рас и не имеет другой общей связи, кроме более или менее почитаемой воли одного вождя. Примером такой формы толпы могут послужить варвары.

· толпа, которая под влиянием известных факторов приобрела общие черты и образовала расу.

Обе эти категории, под влиянием факторов, могут превращаться в организованную или одухотворенную толпу. В ней можно установить следующие различия:

1. Толпа разнородная: анонимная (уличная толпа) и неанонимная (парламентские собрания);

2. Толпа однородная: секты ; касты; классы.

Преступные толпы всегда вызваны каким-нибудь могущественным внушением. Индивиды, принявшие участие в совершении преступления, убеждены, что они исполнили свой долг. Общими чертами преступной толпы можно назвать восприимчивость к внушениям, легковерие, непостоянство, приоритет чувств, как хороших, так и дурных.

Избирательской толпой Лебон называет те собрания, которые созываются для избрания лиц на известные должности. Она представляет собой толпу разнородную. Общими чертами такой толпы являются слабая способность к рассуждениям, отсутствие критического духа, раздражительность, легковерие и односторонность. Люди в толпе стремятся к сглаживанию умственных различий.

Раса имеет большое значение и учреждения, и правительства играют лишь незначительную роль в жизни народов. Раса и цель насущных потребностей повседневной жизни — вот таинственные властелины, которые управляют судьбами нации.

Список источников информации:

1. Гюстав Лебон “Психология толпы”, “Психология социализма”

2. Габриэль Тард “Социальная логика”

3. Internet:
· http://soc ia l.narod.ru

· http://w ww.sociology.ru

·