Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми в детском саду

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ 5

1.1. Понятие и виды одаренности 5

1.2. Особенности развития одаренных детей в дошкольном возрасте 9

1.3. Методы выявления и диагностики одаренности 13

1.4. Организация индивидуальной работы с одаренными детьми 17

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 19

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 20

2.1. Обобщение и анализ передового педагогического опыта 20

2.2. Практическое исследование 23

2.3. Методические рекомендации по развитию одаренности детей дошкольного возраста 28

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

ПРИЛОЖЕНИЕ 37

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 37

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 38

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 41

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 42

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 43

?

ВВЕДЕНИЕ

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Наиболее частое проявление одаренности – это ранняя речь и большой словарный запас. Наряду с этим замечается необычайная внимательность, ненасытное любопытство и отличная память.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями.

В научных исследованиях психологов: А. Анастази, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, М. Карне, В.А. Леви, А.М. Матюшкина, А.В. Моляко, С.Л. Рубинштейна, Е.П. Торренса, Б.М. Теплова и др., и педагогов: Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, Б.М. Неменского, Е.А. Флёриной и др., генетиков: В.П. Эфроимсона, высказываются разные мнения на феномен «детской одаренности». Но, несмотря на многочисленные исследования, феномен развития одаренности детей дошкольного возраста является менее изученным и наиболее противоречивым в современной педагогической науке.

Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей.

Главная цель образования раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, сейчас акцент видится в том, чтобы воспитать личность активную, творческую, осознающую глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении. Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, а умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... -творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе ...

Актуальность выбранной темы заключается в том, что раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.

Цель исследования: изучение особенности педагогической деятельности с одаренными детьми.

Задачи:

• раскрыть в полном объеме понятие одаренности и показать особенность развития одаренных детей;

• рассмотреть методы диагностики одаренности;

• реализовать эффективные методы о приемы по развитию одаренности.

Предметом исследования являются педагогические основы и методы работы с одаренными детьми.

Объект исследования — одаренность в детском саду Родничок.

Методы исследования: в процессе исследования применялись такие методы как беседа, наблюдение, тестирование.

Работа состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения, списка используемых источников и приложений.

?

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ

1.1. Понятие и виды одаренности

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Детский возраст – период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов психике. Уровень и широта интеграции характеризуют формирование и зрелость самого явления – одаренности.

Вопрос о частоте проявления детской одаренности, одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей.

Имеются две крайние точки зрения «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует значительная часть детей.

Большая часть психологов анализируют, что креативность (творческий потенциал) человека как один из важных и независимых факторов одаренности. Американский психолог П. Торренс определил креативность как процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности и дефицита информации. По этому, одаренность у разных детей может выражаться в более или менее очевидном виде. Если анализировать особенности поведения ребенка, педагог, психолог и их родители должны делать своего рода «допуск» на недостаточное знание о действительных возможностях каждого ребенка, понимая при этом, что существуют одаренные дети, чью одаренность они пока не смогли увидеть. Совершенно ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности сравнительно с ребенком, для которого не были созданы такие условия…

3 стр., 1434 слов

«Агрессия детей дошкольного возраста».ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИВНОГО ...

... акту-альность темы исследования. Это определило тему исследования: «Агрессия детей дошкольного возраста». Цель настоящего исследования – изучить особенности агрессии детей до-школьного возраста. Объект исследования: агрессия детей дошкольного возраста. Предмет исследования: особенности агрессии ...

?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Детская одаренность — сложное и много — аспектное явление. Существует множество подходов к определению одаренности, точек зрения на проблему одаренности. Возникает острая необходимость в особых, научно обоснованных методов работы с детьми с различными видами одаренности.

В курсовой работе в теоретической части рассматривалась проблемы одаренности со времен ее происхождения до наших дней. Из всего вышеизложенного материала вытекают следующие выводы:

На протяжении многих веков одаренность рассматривалась несколько автономно от социально-педагогической практики. И происходило это в первую очередь потому, что изыскания были не востребованы системой образования;

Основное внимание исследователей было обращено не на сам феномен одаренности как личностное образование или социально – психологическое явление, а на проблему его происхождения (божественное или земное);

Основными видами одаренности стало принято считать интеллектуальную и творческую одаренности;

Большая часть филологов, психологов, педагогов были склонны проявление высшей одаренности видеть в научном творчестве и научном мышлении.

Структурирование материала по принципу логарифмической спирали требует, чтобы педагог многократно возвращался с детьми к проработке ранее рассматриваемых проблем, но делал это каждый раз уже на новом, более сложном уровне.

Таким образом цель нашей курсовой работы достигнута. Работа не претендует на полноту исследования. Проект программы может быть использован в работе педагогов дополнительного образования с интеллектуально одаренными детьми.

Раскрытие проблем одаренных детей дошкольного возраста происходит через взаимосвязь их со сверстниками и взрослыми. Как выяснилось, дети имеют проблемы. В курсовой работе были упомянуты те из них, о которых наиболее часто сообщают исследователи.

В настоящее время не существует оптимальных программ для одаренных детей, которые помогли бы избежать им трудностей, либо они не в достаточной степени реализуются. Остается только надеяться, что что-то изменится и у таких детей не будет трудностей в будущем или хотя бы их станет меньше.

В работе были приведены ряд исследований. В целом получились не плохие результаты. Исследования показали, что количество детей со средним уровнем развития преобладает над количеством одаренных детей. Но это не значит, что одаренные дети – это дети описанные в ученой литературе, не существующие в реальности, это лишь еще раз доказывает, что одаренных детей не много. В связи с этим необходимо поддерживать и помогать развиваться таким детям. Вот направления над которыми надо работать взрослым: учителям, воспитателям, родителям.

12 стр., 5506 слов

Использование компьютера в развитии математических представлений ...

... формировании математических представлений в частности. Требования к использованию компьютера в дошкольном учреждении Начиная уже с дошкольного возраста, дети приобщаются к новому виду деятельности - компьютерной игре. Компьютер ... приобщает его к миру информационной культуры. По убеждению Пейперта, ребенок, будучи от природы весьма одаренным учеником может постепенно терять вкус к обучению. Одну из ...

?

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алексеева, Н.В. Развитие одаренных детей/ авт. – сост. Н.В. Алексеева и др. – Волгоград: Учитель, 2011. – 182с.

2. Босякова, С.Н. Работаем с талантливыми детьми [Текст] / С. Н. Босякова, Л. В. Болотная // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2010. — № 2. — С. 68-74.

3. Баранникова Н. А. О мальчишках и девчонках, а также их родителях: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.:ТЦ Сфера, 2012. –с.132.

4. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург: Союз, 1997. – 96с.

5. Градусова Гендерная педагогика: учебное пособие / Л.В. Градусова. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. – 176с.

6. Емельянова, И. Роль исследовательской деятельности в развитии одаренных детей [Текст] / И. Емельянова // Дошкольное воспитание. — 2010. — № 7. — С. 25-27.

7. Емельянова, И. Е. Педагогическая технология развитие одаренности детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов/ И.Е. Емельянова. – Челябинск: Изд–во ООО «Три Кита», 2010. –195с.

8. Евтушенко, И.Н. Гендерные особенности и развитие одаренности детей дошкольного возраста: И.Н. Евтушенко. // Плюс до и после. — 2009. — №12 . С.1-7

9. Коломийченко, Т.А. Программа социального развития детей дошкольного возраста: пособие для педагогов ДОУ / Т.А. Коломийченко. – Пермь, 2003- 68с.

10. Куликовская И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учеб. пособие./ И.Э. Куликовская, Н.В. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80с.

11. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды / Н. С. Лейтес. Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК» 2003. — 464с.

12. Лазурский А.Ф «Как развить творческое мышление у ребёнка» // А.Ф. Лазурский — М: 2002 – 256 с.

13. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. // Вопр. психологии. — 1989. — №6. – с.29-33.

14. Мещеряков, Б.Г. Современный психологический словарь. /сост. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко, – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК,2007. – 634с

15. Николаева, Е. Воспитать одаренного ребенка. Как? / Е. Николаева.: – СПб.: Питер, 2013. – 176с

16. Предметно – пространственная развивающая среда в детском саду.: /сост.Н.В. Нищева. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.1–28с.

17. Педагогическая энциклопедия.: актуальные понятия современной педагогики / под. ред. Н. Н. Тулькибаевой, Л. В. Трубайчук. – Москва : Издательский Дом «Восток», 2003. – 274с

18. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников./ А.И. Савенков. – Самара: Издательство «Учебная литература»; Издательский дом «Федоров»,2010. – 128с

19. Сибил?ва, Л.В. Психолого–педагогическое исследование детей дошкольного возраста.: учебно-практическое пособие./ Л.В. Сибилева. – Челябинск: Челяб. гос. пед. ун–та, 2013. – 229с.

20. Трубайчук, Л.В. Педагогическая технология развития одаренности детей дошкольного возраста [Текст] / под ред. Л.В. Трубайчук. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2011. – 188 с.

5 стр., 2151 слов

Учебная практика в группах детей раннего возраста содержание ...

... для развития детей раннего возраста-----------Критический анализ программы, по которому работает дошкольное учреждение, отсутствует. Оценка содержания программы в пункте воспитания детей раннего возраста производится по ... педсовете учреждения с выставкой всей документации: текстов докладов, работ детей, материалов по работе с родителями, наглядных пособий и так далее. Затем проводится итоговая ...

21. Шумакова, Н.Б. Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя / Н.Б. Шумакова, Н.А. Авдеева, Л.Е. Журавлева. – М.: Просвещение, 2006, — 239с.

22. Ходеева С. Ф., Белоусова Е. Ю., Клевцова М. Н. Развитие одарённости детей дошкольного возраста посредством творческой игры [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.).

— Казань: Бук, 2016. — С. 232-234. — URL conf/ped/archive/190/10423/ (дата обращения: 08.04.2018).