Тема 1.10Индивидуально-типологические черты личности. Темперамент. Характер. Структура характера. Акцентуации характера. Способности в структуре личности.
Цель: — формирование представлений о темпераменте, свойствах темперамента;
— формирование представлений об особенностях структуры характера;
— формирование представлений о структуре способностей.
Вопросы:
1.Понятие о темпераменте.
2.История развития учения о темпераменте.
3.Физиологическая основа темперамента и характеристика четырех основных типов нервной системы по И.П.Павлову.
4.Психологическая характеристика типов темперамента.
5.Понятие о характере.
6.Структура характера. Ведущие черты характера (эмоционально-волевые, когнитивно-познавательные (интеллектуальные), морально-ценностные, мотивационные).
Акцентуации характера.
7.Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера:
1)классификация: по телесной конституции человека Э.Кречмера (атлетический, пикнический, астенический);
2) по манере общения К.Леонгарда (гипертимный, дистимный, циклоидный, возбудимый, застревающий, педантичный, тревожный, эмотивный, демонстративный, экзальтированный, экстравертированный, интровертированный);
3)подростковые акцентуации А.Е. Личко (гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротичный, сензитивный, психоастеничный, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, нестойкий, конформный);
4) типология социальных характеров Э.Фромма (мазохист-садист, разрушитель, конформист-автомат).
8.Понятие о способностях. Природные и социальные предпосылки способностей.
9.Формирование и развитие способностей.
Основные понятия: темперамент, динамичность, ригидность, экстраверсия, интроверсия, пластичность, лабильность, сензитивность, реактивность, активность, темп реакций, эмоциональная возбудимость, резистентность, характер, структура характера, типы характера, ведущие черты характера, акцентуации черт характера, хиромантия, способности, задатки, наклонности, интересы, структура способностей, общие способности, специальные способности.
Понятие о характере. Структура характера. Акцентуации характера 2
... Акцентуации характера 2.1 Структура характера 2.2 Типы акцентуаций характера Заключение Список использованной литературы ВВЕДЕНИЕ Характер - это сложившийся и укрепившийся под влиянием жизненных воздействий и воспитания определенный стиль отношений и поведения человека. Характер ... характер, «с характером» или бесхарактерный). Формирование характера самым ... собой цели, способность страстно увлекаться ...
Литература: 4, 5, 7, 11, 12, 15-19.
1.Понятие о темпераменте.Если понаблюдать за людьми, то можно увидеть, что они отличаются один от другого своим поведением: по-разному проявляют свои чувства, неодинаково реагируют на раздражители внешнего мира. Так, одни отличаются уравновешенным поведением, действуют обдуманно, не показывают внешне свои чувства, другие при тех же самых обстоятельствах нервничают, эмоционально возбуждаются и демонстрируют вулкан чувств. Одни коммуникабельны, легко вступают в контакты с людьми, жизнерадостные, а другие наоборот, замкнутые и сдержанные.
Такие индивидуальные особенности имеют название «темперамент» (от лат. – смесь, соразмерность).
Темперамент – это врожденные формы поведения, которые проявляются в динамике, тонусе и уравновешенности наших реакций на жизненные влияния. Темперамент представляет собой динамическую характеристику поведения человека.
2.История развития учения о темпераменте. Учение о темпераменте имеет свою историю. Еще в стародавние времена ученые обратили внимание на отличие между людьми. Так, всем известный греческий врач Гиппократ (ок.460 – 377 лл. до н.э.) сделал первую попытку объяснить, чем обусловлены индивидуальные отличия в поведении людей. Он и его последователь древнеримский доктор Клавдий Гален пришли к выводу, что эти отличия обусловлены различным соотношением основных видов жидкостей в организме человека.
Если преобладает кровь («сангвис» по-латыни), то темперамент будет сангвиника, т.е. энергичный, быстрый, жизнерадостный, общительный, легко переносит жизненные трудности и неудачи.
Если преобладает желтая желчь («холе»), то человек будет холериком – желчный, раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный человек, с быстрой сменой настроения.
Если преобладает слизь («флегма»), то темперамент флегматика — спокойный, медлительный, уравновешенный человек, медленно, с трудом переключающийся с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливающийся к новым условиям.
Если преобладает черная желчь («мелана-холе»), то получается меланхолик – несколько болезненно застенчивый и впечатлительный человек, склонный к грусти, робости, замкнутости, он быстро утомляется, чрезмерно чувствителен к невзгодам. Оптимальное соотношение этих жидкостей означает здоровье, тогда как непропорциональное является источником различных болезней.
Эта теория имела название гуморальной теорией темперамента Гиппократа –Галенаи долгое время была ведущей.
Аристотель, поясняя эту теорию, утверждал, что различные темпераменты порождаются качествами крови человека (ее различной густотой и теплотой).
Так, известный исследователь темперамента немецкий психиатр Е.Кречмерсчитал, что выделенные им четыре основных черты темперамента (чувствительность к раздражителям, настроение, темп психической деятельности и психомоторика) обусловлены химическим составом крови.
Японский психолог Т.Фуракаватакже утверждал, что ведущим методом диагностики темперамента является определение химического состава крови.
Параллельно с этими взглядами с середины 18ст. начала развиваться теория, основой которой стали качества нервной системы. Так, Альбрехт Галлер,основатель экспериментальной физиологии, который ввел важные понятия для психологии такие как возбудимость и чувствительность, утверждал, что основным фактором отличия темпераментов является сила и возбудимость кровеносных сосудов, через которые проходит кровь. Эту идею воспринял его ученикГ.Врисберг, который связывал типы поведения с особенностями нервной системы. Так, он считал, что у людей холеро-сангвинического темперамента большой мозг, «сильные и толстые нервы», высокая возбудимость органов чувств. А для флегматиков и меланхоликов характерны небольшой мозг, «тонкие нервы» и невысокая возбудимость органов чувств.
Философский взгляд на сущность человека. Система воспитания как ...
... обсуждения, анализа и целенаправленной организации. Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, ... Этот дуализм души и тела - извечная тема философских трактатов о человеке. Кроме того, в истории философии проблема человека ставилась еще и как вопрос о ...
Под влиянием антропологических и психиатрических исследований конституционных отличий между людьми и склонностями к психиатрическим заболеваниям определилась концепция, которая стремится связать строение тела и качества темперамента.
Конституционную теорию темпераментапредложил Е.Кречмер,который в 1921 г. Издал труд «Построение тела и характер». Основной мыслью этого исследования является то, что люди с определенным типом строения тела имеют психические особенности и склонность к психическим заболеваниям. Он выделил четыре конституционных типа:
Первый тип телосложения – астеник – человек хрупкого телосложения, с плоской грудной клеткой, узкими плечами, удлиненными и худыми конечностями, вытянутым лицом, но сильно развитой нервной системой, головным мозгом.
Второй тип – пикник – человек малого или среднего роста, с выраженной жировой тканью, выпуклой грудной клеткой, с большим животом, круглой головой на короткой шее.
Третий тип — атлетик – хорошо развитая мускулатура, пропорциональное крепкое телосложение, широкие плечи.
Четвертый – дипластик – человек с неправильным телосложением.
В зависимости от типа строения тела выделил три типа темперамента:
1) шизотимик – астеническое строение тела;
2)циклотимик – пикническое телосложение;
3)искотимик – атлетическое строение тела.
Типология Кречмера была и есть достаточно популярная в странах Западной Европы.
В Америке популярна концепция У. Шелдона, сформулированная в 40-е годы нашего столетия. Его взгляды на типологию близки концепции Кречмера, по которой тело и темперамент – это два параметра одного и того же субъекта, которым является человек. Качества темперамента У.Шелдон назвал в зависимости от функций органов тела:
*висцеротония (лат.-внутренности),
*соматония (тело),
*церебрототония(мозг).
Людей, у которых преобладает висцеротония, он назвал висцеротониками, второй тип – соматотониками, третий тип – церебротониками.
3.Физиологическая основа темперамента и характеристика четырех основных типов нервной системы по И.П.Павлову. Научное решение вопроса основ темперамента впервые дал И.П.Павлов в своем учении о типах нервной системы животных и людей.
Академик И.П.Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса – возбуждение и торможение – отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные: по силе, взаимной уравновешенности, подвижности.
В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности:
1) «безудержный» (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы – соответствует темпераменту холерика);
2) «Живой» (сильный, подвижный, уравновешенный тип н/с, отвечает темпераменту сангвиника);
3) «спокойный» (сильный, уравновешенный, инертный тип н\с, соответствует темпераменту флегматика;
4)слабый (слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип н\с, обусловливает темперамент меланхолика).
Типология И.П.Павлова стала источником многих исследований темперамента. Под руководством Б.М.Теплова, В.Д.Небылицина, В.С.Мерлина были разработаны приемы исследования нервной системы человека. Так, Б.М.Теплов и В.Д. Небылицин пришли к выводу, что между силой нервной системы возбуждением и чувствительностью существует связь. Они раскрыли такие понятия как лабильность, динамичность, способность к концентрации и др. черты темперамента.
Все типы темперамента можно охарактеризовать такими основными качествами:
*Лабильность — быстрота возникновения и протекания возбуждения и торможения.
*Сензитивность – определяется тем, какая сила влияния необходима, чтобы вызвать у человека реакцию.
*Реактивность – сила эмоциональной реакции на внешние и внутренние раздражители.
*Активность – характеризуется тем, насколько человек активен во время преодоления преград.
*Темп реакций – быстрота протекания психических процессов и реакций.
*Пластичность – гибкость, легкость приспособления к новым условиям.
*Ригидность – инертность, нечувствительность к изменению условий.
4. Психологическая характеристика темперамента
Начиная с работ И.П.Павлова, в науке стала утверждаться теория, связывающая темперамент со свойствами нервной системы: силой или слабостью протекания нервных процессов(возбуждения или торможения), их подвижностью или инертностью, уравновешенностью или неуравновешенностью. Действительно, темперамент, как и все в психике, имеет нейрофизиологическую природу, однако нас интересует сугубо психологические характеристики этого образования. Остановимся подробнее на их содержании.
Имея биологическую природу, темперамент характеризует психику со стороны динамики протекания различных психических процессов. В большинстве классификаций этого образования выделяют две основные психологические характеристики активность и эмоциональность.
Активность характеризуется высокой степенью энергичности, мощностью, работоспособностью, стремительностью и быстротой.
При низкой же активности соответственно медлительностью, инертностью, слабостью и быстрой утомляемостью.
Эмоциональность выражается в особенностях протекания эмоций, чувств, настроений. Так, например, в доминировании того или иного знака эмоционального переживания (положительного или отрицательного), в характере преобладающей эмоции (радость, горе, страх, печаль, гнев и т.д.), эмоциональность проявляется в подвижности мимической маски, ее яркости и выразительности.
Еще одной психологической характеристикой темперамента является сензитивность и склонность к формированию тревожности. Проявляются они в повышенной чувствительности человека к происходящим событиям, в легко и быстро возникающем беспокойстве по поводу недостаточно понятных индивиду ситуаций, в боязни новых событий, людей, всякого рода испытаний и т.п.
Склонные к тревожности люди легко пугаются, и их воображение способно тотчас дорисовывать устрашающую картину. Избавиться от неприятных, негативных переживаний, вызванных тревожащей ситуацией, таким людям бывает достаточно сложно.
Психологически темперамент человека характеризуется также интровертированностью и экстравертированностью.
Известный психолог К.Юнг подразделяет людей по складу личности на экстравертов («обращенных вовне») и интровертов («обращенных внутрь себя»).
Показатель «интроверсии-экстраверсии» характеризует индивидуально-психологическую ориентацию человека либо на мир внешних объектов, либо на внутренний субъективный мир.
Интровертированным типамприсуща повышенная фиксация внимания на собственном внутреннем мире, склонность к самоанализу. Именно это доставляет им особый интерес. Интроверты малообщительны, иногда замкнуты, в совместной групповой деятельности более пассивны (при достаточно большой настойчивости), испытывают сложности при адаптации к новому незнакомому социуму. В своих поступках ориентируются в основном на собственные представления, серьезно относятся к принятию решения, контролируют свои эмоции. К интровертам относятся флегматики и меланхолики. Лучше справляются с монотонной работой, они более осторожны, аккуратны и педантичны.
Экстравертированный типхарактеризуется ярко выраженной обращенностью к внешнему миру, окружающим их объектам, другим людям. Им более свойственна импульсивность поведения, общительность, социальная активность, гибкость, большая инициативность (но малая настойчивость) и высокая социальная адаптивность. У экстравертов значительно снижен интерес к самоанализу собственного поведения, своего внутреннего мира, однако адаптируется к самым разным группам достаточно легко. Обычно обладают внешним обаянием, прямолинейны в суждениях, как правило ориентируются на внешнюю оценку. Хорошо справляются с работой, требующей быстрого принятия решений. По темпераменту экстраверты сангвиники или холерики.
Любопытно, что у экстравертов ведущим полушарием является правое полушарие, что частично может проявляться даже во внешности – у них более развит левый глаз, т.е. левый глаз более открыт и более осмыслен. У интровертов ведущим является левое полушарие.
Современные исследования подтвердили, что правое и левое полушария имеют специфические функции преобладание активности того или иного полушария оказывает существенное влияние на индивидуальные особенности личности.
№ |
Функции левого полушария |
Функции правого полушария |
1 |
Хронологический порядок |
Текущее время |
2 |
Чтение карт, схем |
Конкретное пространство |
3 |
Запоминание имен, слов, символов |
Запоминание образов, конкретных событий, узнавание лица людей |
4 |
Речевая активность, чувствительность к смыслу |
Восприятие эмоционального состояния |
5 |
Видение мира легким, веселым |
Видение мира мрачным |
6 |
Детальное восприятие |
Целостное, образное восприятие |
Раскрывая психологическое содержание основных характеристик темперамента, мы говорили только о полярных формах проявления. Но при определении темперамента конкретного человека надо помнить, что индивидуальный вариант выраженности той или иной черты может быть самым разным. Он определяется генотипом данной личности.
Учет темперамента в воспитании ребенка
Воспитывая ребенка, нельзя ставить задачу переделать темперамент, но на основе какого-либо темперамента можно воспитать необходимые позитивные качества личности и ее поведение. Все типы темперамента имеют свои позитивные и негативные стороны.
Холерик.Если ребенок имеет холерический темперамент, то у него непомерно обостряется упрямство. Он с неуемной жестокостью может крушить все на своем пути. «Человек-танк» — образно называют такого субъекта. У холерика может сформироваться истероидный характер, склонный к бурным вспышкам протеста по всякому, даже самому незначительному поводу, демонстративность, элементарная несдержанность, манерность, склонность во всех промахах обвинять других.
Легко концентрируют свое внимание на том или ином объекте, но не могут его быстро переключить, т.к. процессы торможения у них замедленные. Учителю следует так организовать деятельность учащихся, чтоб облегчить успешное переключение внимания и воспитывать умение его переключать.
Позитивные качествахолерика: активность, энергичность, страстность.
Негативные качества– несдержанность, резкость, аффективность.
Сангвиник.У сангвиника вследствие «отсутствия» воспитания может заостряться пагубная неустойчивость интереса. У него не возникает крепких привязанностей к людям, что лишает его возможности дружить, да и приятелем для него является обычно тот, кто сейчас рядом. Формируется необязательность, безответственность, он научается ловко увиливать от любых трудностей. Его влечет к себе только сиюминутное удовольствие, ради которого он может перешагнуть через любые принципы, любую мораль.
Позитивные качества – подвижность, эмоциональность, чуткость.
Негативные качества– недостаточно наблюдательный, легкомысленность, поверхностность.
Флегматик.Целенаправленная неспешность людей этого типа может перерождаться в пассивность, апатию или эгоцентризм. В нем способно актуализироваться желание властвовать над другими, грубо и слепо используя только свою неуемную физическую силу.
Позитивные качества– выдержка, спокойствие.
Негативные качества– безразличие, вялость.
Меланхолик.У меланхолика в отсутствии воспитания непомерно обостряется чувствительность, которая преобразуется в обидчивость и тревожную мнительность. Формируется пугливый, плаксивый, стремящийся к уединению характер, с редкими вспышками агрессии.
Позитивные качества– глубина и устойчивость чувств. Негативные качества– боязливость, замкнутость.
Описательная характеристика типов темперамента
Описательная характеристика типов темперамента
№ |
Холерик |
Сангвиник |
Флегматик |
Меланхолик |
1 |
Неуравновешенное поведение |
Хорошо уравновешенное поведение |
Отлично уравновешенное поведение |
Очень неуравновешенное поведение |
2 |
Сильные, кратковременные эмоциональные переживания |
Поверхностные, кратковременные эмоциональные переживания |
Слабые эмоциональные переживания |
Глубокие и длительные эмоциональные переживания |
3 |
Настроение неустойчивое с преобладанием бодрого |
Настроение устойчивое, жизнерадостное |
Настроение устойчивое, без больших радостей и печалей |
Настроение неустойчивое с преобладанием пессимизма |
4 |
Речь громкая, резкая, неравномерная |
Речь громкая, живая, плавная |
Речь монотонная, медленная |
Речь тихая с задыханием |
5 |
Терпение слабое |
Терпение умеренное |
Терпение очень большое |
Терпение очень слабое |
6 |
Адаптация хорошая |
Адаптация отличная |
Адаптация медленная |
Адаптация трудная |
7 |
Общительность высокая |
Общительность умеренная |
Общительность невысокая |
Общительность низкая (замкнутость) |
8 |
Агрессивность в поведении |
Миролюбивое поведение |
Сдержанность в поведении |
Истеричность поведения (возмущение и уход от любых сложностей) |
9 |
Отношение к критике возбужденное |
Отношение к критике спокойное |
Отношение к критике безразличное |
Обидчивое отношение к критике |
10 |
Страстные, увлеченные поведение и деятельность |
Энергичные (деловые или болтливые) поведение и деятельность |
Поведение неутомимого труженика |
Неравномерное, реактивное поведение(как ответ на активность других) |
11 |
Отношение к новому положительное |
Безразличное отношение к новому |
Отрицательное отношение к новому |
Оптимистичное отношение сменяется пессимистичным и наоборот |
12 |
Отношение к опасности боевое, рискованное, без особого расчета |
Расчетливое, без особого риска отношение к опасности |
Хладнокровное, невозмутимое отношение к опасности |
Тревожное, растерянное, подавленное отношение к опасности |
13 |
Стремление к цели сильное, с полной отдачей |
Стремление быстрого достижения с избеганием препятствий |
Достижение цели медленное, упорное |
Стремление к цели то сильное, то слабое, с избеганием препятствий |
14 |
Значительная переоценка своих способностей |
Некоторая переоценка своих способностей |
Более реальная оценка своих способностей |
Чаще недооценка своих способностей |
15 |
Умеренная внушаемость и мнительность |
Небольшая внушаемость и мнительность |
Слабая внушаемость и мнительность |
Большая внушаемость и мнительность |
5.Понятие о характере.Характер – это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе.
Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям.
Характер проявляетсявдеятельности и общении(как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению специфический, характерный для него оттенок (отсюда название «характер»).
Характер может обнаруживатьсявособенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают наиболее простые, беспроблемные пути.
Для одних существенно с какими результатами они выполнили ту или иную работу, для остальных это может быть безразличным.
В общениис людьми характер проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой.
Характерв отличие оттемпераментаобусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.
Характер человека – это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции.
В своем формировании, развитии и функционировании характер тесным образом связан с темпераментом. Темперамент представляет собой динамическую сторону характера. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым.
6.Структура характера. Ведущие черты характера. Характер – это компонент личности, который имеет свою структуру. Черт характера много, их количество трудно установить. Сам термин «черта» используется в нескольких значениях, хотя в целом отечественные психологи считают, что характерологическая черта – это общность мотива и действий, содержания и формы, связь между которыми не всегда однозначный.
На основе морально-психологической природы черты характера подразделяются на моральные, волевые, эмоциональные, интеллектуальные.
Все эти черты проявляются в различных жизненных ситуациях.
Так, в ситуациях, которые ставят перед личностью требования действовать согласно с общественными идеалами, нормами, правилами поведения, на первый план выходят моральныекачества поведения.
В условиях, которые побуждают личность главным образом к волевым усилиям, осуществлению волевых действий, проявляются волевые черты характера.
Если же личности необходимо эмоционально оценить себя или других людей, явления природы, искусство, то проявляются эмоциональные черты характера.
Обстоятельства, которые требуют от личности четкого и осознанного восприятия окружающей действительности, глубокого и оригинального решения различных жизненных, производственных и учебных задач, четко проявляются интеллектуальные черты характера.
Черты морального, волевого, эмоционального и интеллектуального содержания являютсяведущими чертами характера человека.
Формирование структуры характера начинается в дошкольном возрасте, продолжается и активизируется в подростковом и юношеском возрасте. В связи с этим в структуре характера выделяют простые и сложныечерты. Образование сложных опорных черт происходит на основе формирования простых, так называемых первичных.
Б.М.Теплов в свое время предложил классификацию групп черт характера:
— отношение личности к себе (самолюбие, чувство собственного достоинства или неуверенность, угнетенность);
— отношение к другим людям (принципиальность и беспринципность, правдивость, тактичность и грубость, умение общаться);
— отношение к труду (энтузиазм, серьезность, ответственность);
— отношение к вещам (аккуратность).
Существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные.
Мотивационныепобуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, аинструментальные придают ей определенный стиль.
Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако, когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.
Перечислим основные черты личности, которые входят в состав характера человека.
Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности. Здесь как определенные характерологические черты могут проявитьсярациональность, расчетливость или противоположные им качества.
Во-вторых, черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность. В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека.
В-третьих, в состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия-интроверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, переключаемость-ригидность.
7.Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера
Попытки исследовать характер предпринимались еще в незапамятные времена. Было сформировано учение о характере – характерология. Задачами этого учения было выявление типов характера и их определение по внешним проявлениям с целью прогнозирования поведения человека в различных ситуациях.
Типология характеров, как правило, строится на существовании определенных типических черт.
Типическиминазываются черты и проявления характера, которые являются общими и показательными для некоторой группы людей. Соответственно подтипом характераследует понимать выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей.
Все типологии характеров исходят из ряда общих идей:
1.Характер человека формируется в онтогенезе относительно рано и на протяжении остальной жизни проявляет себя как более или менее устойчивое личностное образование.
2.Сочетание личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными.
3.Большая часть людей в соответствии со своими основными чертами характера может быть разделена на типовые группы.
Необходимо отметить, что попытки создания типологий характера не всегда основывались на научных методах.
Одной из таких попыток является объяснение характера и поступков человека датой его рождения. Разнообразные способы предсказания судьбы и характера человека, построенные на этом принципе, получили название гороскопов.
Значительное влияние на исследование характера оказала физиогномика – учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности.
Наиболее известной стала физиогномическая система И.К.Лафатера, считавшего основным путем познания человеческого характера изучение строение головы, конфигурации черепа, мимика и т.д.
Хиромантия – система предсказания черт характера и его судьбы по кожному рельефу ладоней.
1) Следующее направление характерологии является конституциональная типология Э.Кречмера. Он выделил и описал четыре типа строения тела, конституции, человека, пытался объяснить поведение человека, связав его с типом телосложения. Э.Кречмер в результате исследований сделал вывод о том, что тип тела связан со склонностью к психическим заболеваниям.
Например, к шизофреническим заболеваниям более склонны астеники и атлетики.
Хотя у Кречмера не было научно обоснованных доказательств, но практический опыт показывает, что определенная связь между типом характера и телосложением существует, например у людей с определенным типом строения тела отмечаются акцентуациисоответствующих черт характера.
2) Понятие «акцентуации» было введено в психологию К.Леонгардом.По мнению Леонгарда, акцентуации личности прежде всего проявляются в общении с другими людьми. Поэтому, оценивая стили общения, можно выделить определенные типы акцентуаций.
В классификацию, предложенную Леонгардом, входят следующие типы:
1.Гипертимный тип.Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики.
Часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы разговора.
Возникают эпизодические конфликты с окружающими из-за недостаточно серьезного отношения к своим служебным и семейным обязанностям.
Нередко бывают инициаторами конфликтов, но огорчаются, если окружающие делают им замечания по этому поводу.
Положительные черты – энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность.
Отталкивающие черты – легкомыслие, склонность к аморальным поступкам, повышенная раздражительность, прожектерство.
Трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.
2.Дистимный тип.Его характеризует низкая контактность, немногословность, доминирующее пессимистическое настроение.
Домоседы, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты, ведут замкнутый образ жизни.
Высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиняться.
Привлекательные черты для партнеров по общению: серьезность, добросовестность, обостренное чувство справедливости.
Отталкивающие черты – пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм.
3.Циклоидный тип.Ему свойственны частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется манера общения. В период повышенного настроения являются общительными, а в период подавленного – замкнутыми.
Во время душевного подъема ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада – как люди с дистимной акцентуацией.
4.Возбудимый тип. Присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций.
Нередко такие люди занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной.
Неуживчивы в коллективе, властны в семье.
В эмоционально спокойном состоянии – добросовестные, аккуратные, любят животных и маленьких детей.
В состоянии эмоционального возбуждения – бывают раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют свое поведение.
5.Застревающий тип.Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость.
В конфликтах выступает инициатором, активной стороной.
Стремиться добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, предъявляет повышенные требования к себе.
Особо чувствителен к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен.
Иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и к подчиненным на работе.
6.Педантичный тип.Редко вступает в конфликты, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной.
На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований.
Вместе с тем он с охотой уступает лидерство другим людям.
Иногда изводит домашних чрезмерными претензиями на аккуратность.
Привлекательные черты – добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах.
Отталкивающие черты и способствующие возникновению конфликтов – формализм, занудливость, брюзжание.
7.Тревожный тип. Свойственны: низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение.
Редко вступают в конфликты, играя в них пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и опоры.
Привлекательные черты – дружелюбие, самокритичность, исполнительность.
Вследствие своей беззащитности нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток.
8.Эмотивный тип.Предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают «с полуслова».
Редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль.
Обиды носят в себе, не «выплескивая» наружу.
Привлекательные черты – доброта, сострадательность, обостренное чувство долга, исполнительность.
Отталкивающие – чрезмерная чувствительность, слезливость.
9.Демонстративный тип.Характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы.
Демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения).
Они раздражают окружающих самоуверенностью и высокими притязаниями, систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются.
Привлекательные черты – обходительны, артистичны, способны увлечь других, отличаются неординарностью мышления и поступков.
Отталкивающие – эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.
10.Экзальтированный тип.Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость.
Часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов.
В конфликтах бывают как активной, так и пассивной стороной.
Привязаны и внимательны к друзьям и близким.
Они альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств.
Отталкивающие черты – паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.
11.Экстравертированный тип.Такие люди высокой контактностью, у них масса друзей, знакомых, они словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации, редко вступают в конфликты, обычно играют в них пассивную роль.
На работе, в семье и в общении часто уступают лидерство другим, предпочитают подчиняться и находиться в тени.
Они располагают такими привлекательными чертами, как готовность внимательно выслушать другого, сделать то, о чем просят, исполнительность.
Отталкивающие особенности: подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространении сплетен и слухов.
12.Интровертированный тип.Очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию.
Любят одиночество; вступают в конфликты только при попытках бесцеремонного вмешательства в их личную жизнь.
Они часто представляют собой эмоционально холодных идеалистов, относительно слабо привязанных к людям.
Привлекательные черты – сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность.
Отталкивающие – упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание своих идей.
3) Позднее классификацию характеров на основе описания акцентуаций предложил А.Е.Личко. Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками.
Акцентуация характера,по Личко, — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в поведении человека, граничащие с патологией.
Существуют и другие классификации типов характера.
4) Например, социальная типология характеров Эриха Фромма, построенная на основе отношения человека к жизни, обществу и нравственным ценностям.
Следует отметить, что все существующие концепции типов характера обладают существенным недостатком.
Дело в том, что каждый человек индивидуален и не всегда может быть отнесен к определенному типу.
Очень часто у одного и того же человека оказываются достаточно развитыми самые разные черты характера.
9.Структура способностей: общие и специальные способности.
10.Формирование и развитие способностей.
8. Понятие о способностях. Природные и социальные предпосылки способностей
Проблемы психологии способностей всегда были в центре внимания отечественных и зарубежных специалистов. Это одна из важных и актуальных проблем воспитания. Она беспокоит родителей, учителей и самих учащихся.
Способности – индивидуально-психологические особенности, которые являются субъективными условиями успешного выполнения конкретной деятельности. Способности не сводятся к наличию у индивида знаний, умений, навыков. Они проявляются в скорости, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности.
В изучении способностей выделяют три основные проблемы: происхождение и природа способностей, типы и диагностика отдельных видов способностей, формирование способностей.
Весомый вклад в изучение способностей внес Борис Михайлович Теплов.
Исходными предпосылками для развития способностей являются природные задатки, с которыми ребенок появляется на свет. Вместе с тем биологическая наследственность особенностей человека не определяют его способности. Мозг концентрирует в себе не те или иные специфические человеческие способности. А только способность к формированию этих способностей (С.Л.Рубинштейн).
Уровень развития способностей зависит от:
1)качеств знаний и умений, от меры их объединения в единое целое;
2)природных задатков человека, качеств природных нервных механизмов элементарной психической деятельности;
3) «тренированности» самих мозговых структур, которые берут участие в осуществлении познавательных и психомоторных процессов (Б.И.Додонов).
Задатки– наследственные особенности периферического и центрального нервного аппарата – являются существенными предпосылками способностей человека. От задатков к способностям – таким есть путь развития личности.
Задатки многозначны, они могут развиваться в разных направлениях, переходить в различные способности.
Задатки бывают разных видов. Одни из них не определяют ни содержание способностей, ни уровень возможных достижений; они лишь придают своеобразие процессу развития способностей, облегчают или затрудняют их развитие. К этой категории задатков можно отнести, например, типологические особенности нервной системы.
Другие задатки влияют на содержательный блок способностей. Только благодаря хорошим задаткам способности могут развиваться очень быстро даже в неблагоприятных жизненных условиях.
В психологии выделены две стороны развития способностей – общая и личностная. Анализ, проведенный Б.М.Тепловым, свидетельствует о том, что не считая наличие в способностях общепсихологического, «родового», они всегда являются индивидуальными.
Способностями тесно связаны наклонности, т.е. избирательная направленность индивида на необходимую деятельность. В основе этой направленности лежит стойкая потребность.
Наклонности – предпосылки развития способностей.
Качественная и количественная характеристика способностей.
Качественная характеристика.Способности выступают как сложный комплекс психологических свойств человека, обеспечивающий успех деятельности, как набор «переменных величин», позволяющий идти к цели разными путями. Рассмотрим это на примере развития и воспитания некоторых видов способностей.
В основе одинаковых достижений при выполнении какой-либо деятельности могут лежать сочетания различных способностей. Это открывает возможности компенсации одних свойств другими, которые человек развивает у себя, трудясь упорно.
Компенсаторные возможности способностей человека выявляются, например, специальным воспитанием людей, лишенных зрения и слуха.
В целом качественная характеристика способностей позволяет ответить на вопрос, в какой сфере трудовой деятельности человеку легче обнаружить большие успехи и достижения.
Количественная характеристика.Проблема количественных измерений способностей имеет большую историю в психологии. Еще в конце 19 – начале 20 века ряд психологов (Кеттел, Термен, Спирмен и др.) для осуществления профессионального отбора для массовых специальностей, выступили с предложением выявлять уровень способностей обучающихся.
В качестве способа измерения способностей тогда же стали использоваться тесты умственной одаренности.
9.Формирование и развитие способностей
Творческие способности. Существует как минимум три основных подхода к проблеме творческих способностей. Они могут быть сформулированы следующим образом.
1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты (Д.Б.Богоявленская, А. Маслоу и др.).
К числу основных черт творческой личности эти исследователи относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в определенных и сложных ситуациях.
2. Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта(Дж.Гилфорд, К.Тейлор, Я.А. Пономарев).
В «мягком» варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция. Наиболее развитой концепцией является «теория интеллектуального порога» Э.Поля Торренса: еслиIQниже 115-120, интеллект и креативность образуют единый фактор, приIQвыше 120 творческая способность становится независимой величиной, то есть нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.
3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот.Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Д.Векслер, Г.Айзенк, Л.Термен и др.).
Творческая личность.
З.Фрейд считал творческую активность результатом сублимации (смещения») полового влечения на другую сферу деятельности.
А.Адлер считал творчество способом компенсации комплекса неполноценности.
К.Юнг в феномене творчества видел проявление архетипов коллективного бессознательного.
Психологи гуманистического направления (Г.Олпорт и А.Маслоу) считали, что первоначальный источник творчества – мотивация личностного роста; по А.Маслоу – это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей.
Ряд исследователей полагают, что творческим людям присущи следующий черты:
1)независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений;
2)открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;
3)высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;
4)развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.
Креативность и ее диагностика.
Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности Дж.Гилфорда. Основанием этой концепции явилась его кубообразная модель структуры интеллекта: материал × операции × результаты.
Гилфорд указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Конвергентное мышление (схождение) актуализируется в том случае, когда человеку, решающему задачу, на основе множества условий найти единственно верное решение.
Таким образом, Гилфорд отождествил способность к конвергентному мышлению с тестовым интеллектом, то есть интеллектом, измеряемым высокоскоростными тестами IQ.
Дивергентное мышление определяется как «тип мышления, идущего в различных направлениях». Такой тип мышления допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам.
Гилфорд выделил шесть основных параметра креативности:
1)способность к обнаружению и постановке проблем;
2)способность к генерированию большого числа идей;
3)гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи;
4)оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно;
5)способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
6)способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу.
На основе этих теоретических предпосылок Гилфорд и его сотрудники разработали тесты программы исследования способностей, которые тестируют преимущественно дивергентную продуктивность.
Дальнейшее развитие эта программа получила в исследованиях Торренса. В состав батареи Торренса входят 12 тестов, сгруппированных в три серии: вербальную, изобразительную и звуковую, диагностирующие соответственно творческое мышление, изобразительное творческое мышление и словесно-звуковое творческое мышление. Тесты предназначены для широкого спектра возрастов: от дошкольников до взрослых.
Развитие творческих способностей. В психологии способностей выделяются три подхода к развитию способностей:
1)генетический, отводящий основную роль в детерминации психических свойств наследственности;
2)средовой, представители которого считают решающим фактором развития психических способностей внешние условия;
3)генотип-средового взаимодействия, сторонники которого выделяют разные типы адаптации индивида к среде в зависимости от наследственных черт.
Развитие творческих способностей учащихся чрезвычайно важно для их эффективной учебы и будущей профессиональной деятельности. Этому способствует глубокое усвоение учащимися системы знаний, стимулирование их участия в исследованиях, проводимых в учебных заведениях, самостоятельная работа, поддержка научных интересов.
Творчество педагога выражается в поисках наиболее результативных методов обучения и воспитания учащихся, в создании учебных пособий, постоянном пополнении знаний.
В научном творчестве большую роль играют гипотеза, умственный эксперимент, догадка.
В художественном творчестве – наглядные образы, их яркость.
Индивидуальные различия способностей.Зависимость развития способностей от задатков, их своеобразное сочетание у одних и тех же людей изучаетпсихология индивидуальных различий.
А.Анастази отмечает: «Индивидуальные различия порождаются сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и его средой».
Влияние среды, как и воздействие наследственности, начинает проявляться уже при рождении ребенка. Например, новорожденные дети-близнецы имеют не только общие черты, но и особенности, отличающие их друг от друга. Так у младенцев вскоре после рождения могут быть обнаружены различия в доминирующем психофизиологическом эмоциональном состоянии. Этот факт свидетельствует, что определенные психические состояния и формы поведения находятся в сфере прямых генетических влияний.
Много внимания проблеме изучения индивидуальных психологических различий детей было уделено в исследованиях, проведенных Б.М.Тепловым и его учениками.
Эти исследования были направлены на то, чтобы установить, существуют ли врожденные типы высшей нервной деятельности и если да, то чем они определяются. Проверялась гипотеза о том, что одним из генетически обусловленных факторов является тип нервной системы, который в свою очередь зависит от сочетания ее основных свойств.
Под свойствами нервной системы понимаются такие устойчивые ее качества, которые являются прирожденными. К числу таких свойств относятся:
1.Сила нервной системы по отношению к возбуждению, т.е. ее способность длительно выдерживать, не обнаруживая запредельного торможения, интенсивные и часто повторяющие нагрузки.
2.Сила нервной системы по отношению к торможению, т.е. способность выдерживать длительные и часто повторяющиеся тормозные влияния.
3.Уравновешенность нервной системы по отношению к возбуждению и торможению.
4.Лабильность нервной системы, оцениваемая по скорости возникновения и прекращения нервного процесса возбуждения или торможения.
На основе проведенных исследований В.Д.Небылицина, В.М.Русалова Б.М.Теплова, касающихся связи свойств нервной системы человека с мышлением ученые пришли к выводу, свойства нервной системы не предопределяют психические качества и формы поведения человека, и их поэтому нельзя рассматривать как задатки к развитию способностей.
Вместе с тем, как писал Б.М. Теплов, они «образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее – другие».
Равич-Щербо И.В. исследуя индивидуальные различия пришел к выводу, генотипическая обусловленность поведения и психологии людей не подтверждается и в отношении межполовых различий. Общие суждения типа «Девочки лучше владеют речью, чем мальчики», «Мальчики более склонны к математике, чем девочки» не вполне соответствуют действительности.
Между детьми женского и мужского пола никаких существенных различий по уровню общего интеллектуального развития не обнаруживается.
Вместе с тем небольшие различия возрастного характера в проявлении частных способностей имеются. Так, в возрасте 10-11 лет у девочек действительно имеется чуть больший словарный запас, чем у мальчиков, они лучше ориентируются в письменных текстах, совершеннее владеют языком. А мальчики в этом возрасте превосходят их в способностях к пространственной ориентации, чтении чертежей, географических карт, геометрических способностях.
После 13 лет математические способности у мальчиков несколько быстрее.
С возрастом, в силу влияния жизненного опыта и профессиональной деятельности некоторые межполовые различия могут возрастать. В среднем взрослые мужчины, занятые физическими видами труда, могут превосходить женщин по координации движений, ориентации в пространстве, математическим суждениям.
Женщины в свою очередь могут опережать в отношении ловкости рук, скорости восприятия, счета, памяти, беглости речи.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что социально-культурные факторы, связанные с развитием способностей, оказывают на них гораздо более сильное влияние, чем биологические.
Талант.Талант от греч.- первоначально вес, мера, а потом в переносном значении – уровень способностей – высокий уровень развития способностей, проявляемых в творческих достижениях, важных в контексте развития культуры, прежде всего – способностей специальных.
Таким образом, высшую ступень развития способностей называют талантом. О наличии таланта следует судить по результатам деятельности, кои должны отличаться принципиальной новизны, оригинальностью подхода.
Так же как и способности, талант представляет собой лишь возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.
Структура таланта.Талант – это сочетание способностей, их совокупность. Отдельно взятая, изолированная способность не может быть аналогом таланта, даже если она достигла очень высокого уровня развития и ярко выражена. Об этом, в частности свидетельствуют обследования людей, обладавших феноменальной памятью. Удивительные мнемические способности не нашли в конечном счете никакого применения (кроме демонстрирования на эстраде).
В созидательной деятельности человека память – это лишь один из факторов, от которого зависят успешность и продуктивность творчества.
Структура таланта определяется характером требований, которые предъявляет личности данная деятельность (научная, художественная, спортивная, военная и т.д.).
Поэтому составляющие таланта способности будут не идентичны, если сравнивать, например, между собой талантливого конструктора и талантливого композитора.
Формирование таланта начинается с раннего детства, сначала как обнаружение природных задатков и склонностей к определенному виду деятельности, позже как закрепление и увеличение способностей и, наконец, как высокое проявление творчества.
Талантливость к музыке, пению, сочинению стихов, рисованию, конструированию может обнаружиться еще в дошкольном возрасте. А талант в литературной, научной или организаторских сферах обнаруживаются в более позднем возрасте.
Максимальная продуктивность талантливых людей проявляется в разных возрастах: в науке в 35-40 лет; в поэзии в 24-30.
Своевременное распознавание таланта всемерно помогает его становлению.
Развитие таланта во многом зависит от направленности и характера личности, трудолюбия. Лучшее средство развития таланта – систематический, напряженный труд, он превращает талант в реальную творческую силу.
О наличии таланта следует судить по результатам деятельности человека, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода.
Талант человека проявляется в творчестве. В психологической литературе встречаются в известной мере разные трактовки творчества.
Л.С.Выготский рассматривал творчество как создание нового.
С.Л.Рубинштейн определял как деятельность, создающую нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю развития не только самого творца, но и науки, искусства и т.д.
А.М.Матюшкин выделял два вида активности: адаптивный и творческий. Задачей творческой активности является изменение существующего порядка, создание новых подходов.
А.Маслоу считает, что подлинное творчество, креативность проявляется у человека и в повседневной реальной жизни, каждодневном выборе жизненных ситуаций, в разных формах самовыражения.
Для личности, стремящейся к творчеству, по мнению Я.А. Пономарева, характерна оригинальность, инициативность, высокая самоорганизация, огромная работоспособность.
Б.Г.Ананьев среди свойств творческой личности выделял глубину и остроту мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальную инициативу.
Общим для творческих личностей, как показал американский психолог П.Торренс, является потребность развиваться, потребность в постоянном росте.
Гениальность. Гениальность от лат. – дух – высший уровень развития способностей – как общих (интеллектуальных), так и специальных.
О наличии гениальности говорят лишь в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры.
Личности гения характерны такие черты, как творческая продуктивность, владение определенной методологией, готовность к преодолению стереотипов.