3. Модель личности эффективного консультанта.
Подобный перечень личностных особенностей должен послужить основой программы по подготовке консультантов. Речь идет, конечно, о «подвижной» моде ли, поскольку каждый консультант имеет возможность ее дополнить. Рассмотрим факторы, способные соста вить остов такой модели.
Аутентичность. J. Bugental (1965) называет аутентичность стержневым качеством психотерапевта в важнейшей экзистенциальной ценностью. Он выделяет три основных признака аутентичного существования:
— полное осознание настоящего момента;
— выбор способа жизни в данный момент;
— принятие ответственности за свой выбор.
Аутентичность в какой-то степени обобщает многие свойства личности. Прежде всего это выражение искренности по отношению к клиенту. Аутентичный человек жаждет быть и является самим собой как в своих непосредственных реакциях, так и в целостном поведении. Он позволяет себе не знать все ответы на жизненные вопросы, если их действительно не знает. Он не ведет себя как влюбленный человек, если в данный момент чувствует враждебность. Трудности большинства людей в том и заключаются, что они много энергии расходуют на проигрывание ролей, на создание внешнего фасада, вместо того чтобы использовать ее на решение реальных проблем. Если консультант большую часть времени будет прятаться за профессиональной ролью, клиент тоже спрячется от него. Если консультант выполняет роль только технического эксперта, отмежевываясь от своих личных реакций, ценностей, чувств, консультирование будет стерильным, а его эффективность — сомни-тельной. Соприкоснуться с жизнью клиента мы можем, только оставаясь живыми людьми. Аутентичный консультант наиболее подходящая модель для клиентов, служащая примером гибкого поведения.
Открытость собственному опыту. Здесь открытость понимается не в смысле откровенности перед
другими людьми, а как искренность в восприятии собственных чувств. Социальный опыт учит нас отрицать, отбрасывать свои чувства, особенно отрицательные. Ребенку говорят: «Замолчи, большие дети (или мальчики) не плачут!» Взрослым окружающие говорят то же: «Не плачь!» или «Не нервничай!» Давление окружающих заставляет вытеснять печаль, раздражительность, злость. Эффективный консультант не должен отгонять любые чувства, в том числе и отрицательные. Только в таком случае можно успешно контролировать свое поведение, поскольку вытесненные чувства становятся иррациональными, источником неконтролируемого поведения. Когда мы осознаем свои эмоциональные реакции, то можем сами выбирать тот или иной способ поведения в ситуации, а не позволять неосознанным чувствам нарушать регуляцию нашего поведения. Консультант способен содействовать позитивным изменениям клиента, только когда проявляет терпимость ко всему разнообразию чужих и своих эмоциональных реакций.
Психогенетика поведения человека. Модели поведения
... отношении отрицательных моделей – это очень губительно и трагично для человека, то когда вы переформатируете, перепрограммируете, переобучите программы своих клиентов на успешные, счастливые модели, то ... в свои чувства или наоборот бежит от своих чувств –в работу, секс, алкоголь, наркотики, болезнь или смерть (модель ухода). Именно унаследованные модели «жертвы» поведения провоцируют «агрессора» ...
Развитие самопознания. Ограниченное самопознание означает ограничение свободы, а глубокое самопознание увеличивает возможность выбора в жизни. Чем больше консультант знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот — чем больше консультант познает своих клиентов, тем глубже понимает себя. Как говорит Е. Kennedy (1977), неумение услышать, что творится внутри нас, увеличивает подверженность стрессу и ограничивает нашу эффективность, кроме того, возрастает вероятность пасть жертвой удовлет-ворения в процессе консультирования своих неосознанных потребностей. Очень важно реалистично относиться к себе. Ответ на вопрос, как можно помочь другому человеку, кроется в самооценке консультанта, адекватности его отношения к собственным способностям и вообще к жизни.
Сила личности и идентичность. Консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу. Он обращается к жизни с вопросами, отвечает на вопросы, поставленные ему жизнью, и постоянно подвергает проверке свои ценности. Как в профессиональной работе, так и _ в личной жизни консультанту не следует быть простым иотражением надежд других людей, он должен действовать, руководствуясь собственной внутренней позицией. Это позволит ему чувствовать себя сильным в межличностных отношениях.
Толерантность к неопределенности. Многие люди неуютно чувствуют себя в ситуациях, в которых недостает структуры, ясности, определенности. Но поскольку одной из предпосылок становления личности является «прощание» человека с привычным, известным из собственного опыта и вступление на «незнакомую территорию», консультанту совершенно необходима уверенность в себе и ситуациях неопределенности. Принятие личной ответственности. Поскольку многие ситуации в консультировании возникают под контролем консультанта, он должен нести ответственность за свои действия в этих ситуациях. Понимание своей ответственности позволяет свободно и сознательно осуществлять выбор в любой момент консультирования — соглашаться с доводами клиента или вступать в продуктивное противостояние. Личная ответственность помогает более конструктивно воспринимать критику. В таких случаях критика не вызывает механизмов психологической защиты, а служит полезной обратной связью, улучшающей эффективность деятельности и даже организацию жизни.
Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека
... большее удовлетворение от дарения, чем от получения подарков. Иногда детей порадовать подарком легче, чем взрослых. Но при ... вредной оказывается гипертрофия праздничной фазы, искусственно (особенно в жизни эксплуататорских классов) раздутой и потому пустой, поверхностной, декоративно ... что праздник оказывает влияние на социализацию личности, а дарение и получение подарков – на психическое состояние. ...
О глубине отношений с другими людьми. Консультант обязан оценивать людей — их чувства, взгляды, своеобразные черты личности, но делать это без осуждения и наклеивания ярлыков. Такой характер отношений с клиентами весьма важен, тем не менее следует принять во внимание страхи, которые переживает большинство людей, пытаясь завязать близкие, теплые отношения с другими. Некоторым кажется, что выражение положительных чувств обязывает, ограничива-
ет свободу, делает уязвимым. Кого-то страшит неп] ятие партнером положительных чувств, отклонение: поэтому более безопасной представляется отсрочка лубления межличностных отношений. Эффективно консультанту чужды такие страхи, он способен своб( но выражать свои чувства перед другими людьми том числе и перед клиентами.
Постановка реалистичных целей. Обычно yen побуждает ставить перед собой большие цели, а неуг ча, наоборот — опустить ниже планку притязани Иногда этот механизм самозащиты нарушается, и тс да слишком большая цель будет заранее обречена ] неудачу или стремление к незначительной цели i доставит никакого удовлетворения. Итак, эффективнь консультант должен понимать ограниченность cboi возможностей. Прежде всего, важно не забывать, чч любой консультант независимо от профессионально подготовки не всемогущ. В действительности ни оди консультант не способен построить правильные вза! моотношения с каждым клиентом и помочь всем кл! ентам разрешить их проблемы. Такой наивный опт! мизм может стать причиной «холодного душа» повседневном консультировании и постоянно вызь вать чувство вины. Консультант должен отказаться о нереального стремления стать совершенным. В кон сультировании мы всегда можем выполнять свою ра боту «хорошо», но не идеально. Тот, кто не в состоянш признать ограниченность своих возможностей, живе1 иллюзиями, что способен полностью познать и понят] другого человека. Такой консультант постоянно виниг себя за ошибки вместо извлечения полезных уроков, i в результате его деятельность неэффективна. Если мь допускаем собственную ограниченность, то избегаем ненужного напряжения и чувства вины. Тогда отношения с клиентами становятся более глубокими и реалистичными. Правильная оценка собственных возможностей позволяет ставить перед собой достижимые цели. Об эмпатии, которая является одной из важнейших черт личности эффективного консультанта, более Подробно поговорим при обсуждении вопроса о взаимоотношениях в процессе консультирования.
Обобщая обсужденные выше требования, предъявляемые личности консультанта, можно утверждать, чтоэффективный консультант — это прежде всего зрелый человек. Чем разнообразнее у консультанта стиль личной и профессиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность. Иногда выражать чувства и попросту слушать, что говорит клиент,— это самое лучшее, но опасно ограничиваться только такой тактикой консультирования, порой необходимо вступать с клиентом в конфронтацию. Иногда следует интерпретировать его поведение, а подчас и побуждать клиента толковать смысл своего поведения. Порой в консультировании требуется директивность и структурированность, а иногда можно позволить себе увлечься беседой без определенной структуры. В консультировании, как и в жизни, следует руководствоваться не формулами, а своей интуицией и потребностями ситуации. Такова одна из важнейших установок зрелого консультанта.
Консультирование личностей с девиантным поведением
... работы студентов, обучающихся по направлению 030300 – психология. Дисциплина «Консультирование личностей с девиантным поведением» является обязательной в подготовке бакалавров психологии, ориентированных ... компетенции, соответствующие полному среднему образованию. Для успешного изучения дисциплины «Консультирование личностей с девиантным поведением» студенты должны иметь базовые знания, умения, ...
К. Schneider (1992) выделяет три важные постулата квалифицированного психологического консультирования и психотерапии:
1. Личная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант успешно решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к себе.
2. Социальная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант способен помочь другим людям эффективно решать их проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к клиентам.
3. Зрелость консультанта — это процесс, а не состояние. Подразумевается, что невозможно быть зрелым всегда и везде.
Нарисованная нами модель эффективного консультанта с первого взгляда может показаться слишком величественной и далекой от действительности. При этом напрашивается утверждение, что черты эффективного консультанта совпадают с чертами преуспевающего человека. К такой модели и должен стремиться консультант, если желает быть не техничным ремесленником, а художником психологического консультирования. Наконец, свойства личности эффективного консультанта могут быть и целью психологического консультирования — появление этих свойств у клиента в этом случае становится показателем эффективности консультирования.