Психодрама (Я.Л.Морено)
Морено считал наиболее глубинным филогенетическим фактором личности, формирующим человеческое поведение, ее спонтанность. С исчезновением спонтанности личность погибает. структура личности, по мнению Морено, представляет собой набор ролей. Фундамент, значение имеют роли (первичные ролевые категории): соматические (или психосоматические), определяемые физиологическими потребностями и эмоциями; психические, возникающие уже в социальной матрице и расширяющие сферу переживаний ребенка; социальные, задаваемые структурой социальных отношений, в которых участвует человек; трансцендентные (или интегративные), в которых человек совершает имманентную присущую миру трансценденцию и приходит к общему взгляду на мир.
Развитие личности Морено рассматривал в двух аспектах: как социоэмоциональное (формирование способности к межчеловеческим отношениям) и ролевое развитие (приобретение опыта благодаря ролевому обучению).
Социоэмоциональное развитие начинается с феномена спонтанной социализации не связанных родством людей на самой ранней ступени их развития. На 1-20 неделе младенцы живут на стадии органической изоляции, не замечая друг друга. С 20-24 недели начинается стадия горизонтальной дифференциации, когда контакты не зависят от индивид, особенностей младенцев, а обусловлены степенью близости (расположением кроваток).
На 40-42 неделе начинается стадия вертикальной дифференциации, когда на групповую организацию начинают влиять физическая сила и сообразительность. В группе образуются «верх» с ее лидерами и «низ» с несамостоятельными и обособленными членами группы. Однако взаимные социометрические выборы у маленьких детей редки вследствие неразвитости феномена теле, т. е. способности общаться на некоторой дистанции, передавая издалека эмоциональные сообщения друг другу.
Примерно на седьмом году жизни социометрическая структура детских групп меняется. Многочисленные взаимные выборы свидетельствуют о том, что фактор теле становится более действенным. До завершения пубертата и появления типичных для взрослых людей групповых структур, сменяя друг друга, следуют две стадии преобладания разнополых и две стадии преобладания однополых выборов.
Развитие личности донаучн. период
... и рукой); юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления; возмужалость — развитием воли и способностью сохранять гармонию. Соответственно этому делению, Я. А. ... периода, как детство, привело к необходимости научно и систематически изучать развитие. Принцип природосообразности воспитания, следования всеобщим законам природы, провозглашенный Я. А. ...
Огромное значение Морено придавал ролевому развитию. Он писал, что появление роли первично по отношению к «Я», подчеркивая тем самым неотъемлемое значение ролей в развитии личности В его теории рассматриваются несколько стадий ролевого развития человека.
Эмбриональная стадия. На этом уровне человек, по мнению Морено, вступает в отношение с миром, т. е. у него появляется поведение. Ребенок и мать образуют функциональное органическое единство (органическая плацента).
Важнейшим фактором нормального развития в это время является спонтанность (S-фактор).
Нормальные (спонтанные) роды – это бестравматический переход от внутриутробных к внеутробным условиям существования.
Первая психическая вселенная (матрица вселенской идентичности).
На этой стадии ребенок еще не дифференцирует объекты и живые существа. Мать вместе с младенцем образуют интеракциональное единство (социальная плацента), переживание которого становится глубинным переживанием тождественности с миром и формирует последующее доверие к собственному бытию (соответствующее описанному Эриксоном базовому доверию к миру).
Причиной сильной концентрации ребенка на стадии вселенской идентичности является акциональный голод, побуждающий его целиком отдаваться действию. Интеракция (как и на последующих стадиях) осуществляется благодаря процессам разогрева.
Первая психическая вселенная (матрица вселенской реальности).
Ребенок начинает различать и узнавать окружающих людей и предметы, однако он делает это только в тот момент, когда они реально присутствуют. Представления о вещах отсутствуют или во всяком случае не дифференцируются от самих предметов.
Вторая психическая вселенная. Единое восприятие мира ребенком разделяется на восприятие реальности и на фантазию, что является предпосылкой возникновения дискурсивного мышления. Благодаря абстрактному мышлению постепенно изменяется восприятие мира, происходит дифференциация речи и формирование понятий. На этой стадии ребенок знакомится с ролями еще до того, как он способен действовать. Он должен научиться жить и в реальности, и в представлении, не отдавая предпочтения ни одному миру в ущерб другому. Если человек остается на уровне восприятия реальности (в рамках матрицы вселенской реальности), это грозит ему слабоумием. И наоборот, застревание на своих представлениях может стать причиной невротической отгороженности от реальности из-за возникающих ирреальных страхов и желаний.
Третья психическая вселенная. Человек переживает тождество с трансперсональным бытием. Это переживание не обязательно в психосоциальном отношении. Оно совершается не только в психических или социальных ролях, а и благодаря трансценденции к новой ролевой категории интегративного переживания.
Развитие психических процессов у детей с ЗПР через ознакомление ...
... развитии психической деятельности ребёнка. Проблема задержки психического развития и трудностей обучения этих детей выступает как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. Психолого-педагогическое изучение возможностей психического развития детей с задержкой психического развития ...
В процессе ролевого развития происходит последовательное формирование всех ролевых категорий: соматических, психических, социальных и трансцендентных. Если какая-либо фаза минуется или происходит возврат на предыдущие уровни, то наблюдаются различные случаи личностной патологии. Так, пропуск формирования психических ролей ведет к психопатическому развитию, а социальных – к шизоидному. Возврат к низшим уровням является причиной развития страха, который может проявляться в различных невротических и психотических нарушениях. Целью психодрамотерапии является пробуждение спонтанности человека, которая находит выражение в творческом акте.
Теория и практика психодрамы оказали огромное влияние на многие другие виды групповой психотерапии. Метод психодрамы и лежащая в ее основе психодраматическая теория личности получили дальнейшее развитие в работах Зерки Морено, Г. Лейтц, Д. Киллера и др.
Список литературы
П.П. Горностай. Психодрама (Я.Л.Морено)