Психика и организм
Психология конституциональных различий
•Параметры, влияющие на психическую деятельность человека: возраст, пол, строение нервной системы и мозга, тип телосложения, генетические аномалии, уровень гормональной активности.
•Хронические заболевания и психологический тонус.
•Э. Кречмер
—астенический тип;
—атлетический тип;
—пикнический тип.
Предназначение типологии Кречмера – диагностика психических заболеваний.
Психология конституциональных различий
Соматотипы У. Шелдона:
—мезоморфный (широкие плечи и грудная клетка, мускулистые руки и ноги, мощная голова, минимум жира);
—эктоморфный (худоба, вытянутое лицо, тонкие длинные руки и ноги, слабая мускулатура).
Соматотип |
Психическая конституция |
|
эндоморфный |
висцеротоники |
(преобладание |
|
пищеварения) |
|
мезоморфный |
соматотоники |
(преобладание |
|
физической деятельности) |
|
эктоморфный |
церебротоники |
(преобладание |
|
мозговой деятельности) |
|
Влияние пола человека на психику
И.Кон:
—девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях;
—мальчики отличаются большей агрессивностью и
Особенности мозга:
—межполушарные связи у женщин более многочисленны (лучше происходит синтез информации);
—художественные способности и возможности уверенно ориентироваться в пространстве лучше развиты у мужчин.
Женское начало ориентировано на сохранение уже имеющихся признаков, отсюда большая психическая устойчивость женщин и усредненные параметры их психики.
Мужское начало связано с необходимостью адаптации к совершенно новым, неведомым условиям, что объясняет большую психологическую индивидуализированность мужчин.
Психика и особенности строения мозга
•Вес мозга колеблется в норме от1100 до 3000 граммов.
•у европейских кроманьонцев объем мозга достигал 1880 куб. см , а у современного европейца лишь –1450 куб. см.
Индивидуальность личности во многом определяется спецификой взаимодействия полушарий мозга (Р. Сперри – 1981г. — Нобелевская премия).
Функциональная асимметрия полушарий мозга: одну и ту же задачу оба полушария «решают» с разных точек зрения, а при выходе из строя одного из них нарушается функция, за которую оно отвечает.
Чувственные формы освоения действительности
«Ничего не бывает в уме, чего раньше не было в ощущении» ( сенсорная система – ворота сознания).
Рецепторы (сенсорные клетки) преобразуют стимулы в короткие электрохимические импульсы, передающиеся по нервным путям в «станции» ЦНС. Импульсы, переходя с одногонейрона на другой, синтезируются и декодируются в систему данных о характере внешнего воздействия.
Ощущение – психическое отражение в коре головного мозга отдельных свойств, явлений и предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств.
I. Стимул => вегетативная нервная система=> рефлекторная реакция.
II. Стимул => спинной мозг=> ретикулярная формация=> кора головного мозга=> изменение активности тысяч нейронов=> придание смысла сенсорному сигналу (восприятие)=> сопоставление полученной информации с хранящейся в памяти=> узнавание.
Классы ощущений:
—экстерорецептивные (от рецепторы на поверхности тела);
—интерорецептивные (от рецепторов внутри тела)
—проприорецептивные (от рецепторов мышц и сухожилий).
Презентация на тему: Восприятие (перцепция)
Восприятие (перцепция)
I. Теория гештальта (образа): человек (и животные) воспринимают не отдельные стимулы, а их комплексы.
II. Теория бихевиоризма: воспринимаются только элементарные сенсорные функции, а синтез осуществляет головной мозг.
Апперцепция – восприятие, зависящее от прошлого опыта человека (пример с алеутами).
Константность восприятия – мир воспринимается нами как относительно устойчивый и постоянный.
Целостность восприятия (достраивание образов предметов).
Категориальность восприятия (человек способен осознавать процессы своего восприятия.)
Внимание
Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности на
Внимание – психическое образование, чьи структуры
анатомически |
и |
физиологически |
относительно |
||
независимы от сенсорных процессов. |
|
||||
Свойства |
внимания: |
концентрированность, |
|||
|
|
|
|||
интенсивность, устойчивость, |
объем (у человека 4 |
объектов), распределение (способность следить за несколькими процессами одновременно),переключение.
а) природное, связанное с саморегуляцией организма (непроизвольное);
б) социально обусловленное, связанное с воспитанием и обучением (произвольное).
Рациональные формы освоения действительности
Память
— способ существования психики во времени, удержание прошлого.
Типы памяти
Память сенсорного типа (длительность сохранения от 0,1 до 0,5 с.).
|
Память кратковременного |
типа может |
регулироваться человеком ( от |
||
|
Память долговременного типа (ёмкость и |
|
длительность безграничны). |
|
Виды памяти
двигательная;
образная (зрительная, слуховая, осязательная,
обонятельная, вкусовая);
эмоциональная;
вербальная (семантическая);
непроизвольная;
произвольная.
Запоминание => хранение => воспроизведение.
Остается загадкой, где находится «центр» памяти.
Мышление
— способность ориентироваться в новых для нас данных и обстоятельствах, понимать их; психологический процесс с открытием «нового» знания на основе переработки полученной информации.
Обобщение – важный признак мышления.
Возникновение вопросов – первый признак начинающейся работы мысли.
Структура мышления: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, формирование понятий.
Виды мышления:
понятийнотеоретический;
Интеллект – совокупность всех умственных способностей, обеспечивающих человеку решать разнообразные задачи (способность осознанно адаптироваться к окружающей среде).
Сумма данных (о чём думаем?), система операций(как думаем?), результат(что получаем?).
Психология личности
Личность – интегральная целостность биогенных, социогенных и психогенных элементов.
Биогенные: нервная система, система желез, обменные процессы, половые различия, анатомические особенности.
Социогенные: социальная роль, субъективное «Я».
«Структура личности»: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация.
Направленность личности: система устойчивых мотивов, идеалов, убеждений, ценностей, привязанностей, симпатий, антипатий, вкусов.
Способности –индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности:
природные (биологически обусловленные);
специфические человеческие (их происхождение
Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону поведения человека.
Презентация на тему: Темперамент тесно связан с характером человека:
Темперамент тесно связан с характером человека:
холерик (общая подвижность, бурные эмоции, резкие смены настроения, неуравновешенность);
сангвиник (высокая психическая активность, разнообразие мимики, отзывчивость, общительность, уравновешенность);
флегматик (медлительность, инертность, устойчивость настроения, низкий уровень психической активности);
меланхолик (замедленность движений, сдержанность моторики и речи, низкий уровень психической активности, легкая ранимость, склонность к глубоким переживаниям, преобладание отрицательных эмоций).
Характер – система устойчивых черт личности, проявляющихся в отношениях человека к себе, к другим людям, к работе и досугу.
Типология теорий характеров:
конституционные (связывают особенности характера с внешним видом человека);
акцентуальные (связывают особенности характера с его акцентуацией);
социальные (по отношению человека к жизни, обществу, моральным ценностям).
Типология характеров:
гипертимный (высокая контактность, словоохотливость, выраженность мимики, оптимистичность, легкомысленность);
дистимный (низкая контактность, немногословие, пессимизм, замкнутый образ жизни, серьезность, добросовестность, пассивность, медлительность);
циклоидный (периодические смены настроения);
педантичный (добросовестность, аккуратность, надежность в делах, занудливость, формализм);
демонстративный (артистичность, обходительность неординарность поступков, стремление к лидерству, эгоистичны, лицемерны, тщеславны);
экставертированный (общительны, имеют много друзей, легко внушаемы, склонны к необдуманным поступкам);
интровертированный (ориентированы на свой внутренний мир, мало контактны, склонны к одиночеству, сдержанны, упрямы, консервативны);
конформистский (отсутствие собственного мнения, социальной позиции, легко подчиняются обстоятельствам, меняют свои убеждения, приспособленцы);
мыслительный (доверяют логике, стремятся к истине не заботясь о справедливости, доводят все до полной ясности; сохраняют самообладание);
чувствующий (повышенная чувствительность, альтруисты, любят помогать другим, нерешительны).
Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.
Эмоции – своеобразное выражение субъективного отношения человека к предметам и явлениям окружающей действительности в форме приятного и неприятного.
Положительные и отрицательныеэмоции, стенические
(повышающие активность) и астенические.
Чувство – отражение в сознании отношений человека к действительности (моральные, интеллектуальные, эстетические).
Аффект – сильное и кратковременное эмоциональное состояние, сопровождающиеся двигательными и внутриорганическими проявлениями.
Мотив – побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное потребностями человека.
Мотивация:
а) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида;
б) процесс образования, формирования мотивов.
Типичные положительные психические состояния:
профессиональная заинтересованность (сильный интерес к профессиональному труду, фактор профессиональной пригодности);
творческое вдохновение (сложный комплекс интеллектуальных и эмоциональных компонентов, творческий подъем, возрастание воображения, обилие мыслей).
Отрицательные психические состояния:
психическая напряженность (операциональная, как
результат сложности выполняемой деятельности; эмоциональная, как необходимое условие продуктивной
деятельности);
стресс (специфическое состояние нервнопсихологической напряженности);
фрустрация (переживание расстройства, напрасные ожидания, переживание провала, неудачи; дезорганизация сознания, деятельности, общения.)