Психическое развитие в подростковом возрасте

Лабораторная работа 1

Исследование психического развития подростков

Образовательные задачи

  1. Практическое освоение тестовых методик (личностных опросников) для исследования психического развития в подростковом возрасте.
  2. Анализ особенностей развития самосознания в подростковом возрасте.

План занятия

  1. Особенности и динамика самооценки и самоотношения в подростковом возрасте (анализ исследовательских отчетов).
  2. Специфика тестовых исследований с целью изучения возрастно-психологических особенностей: возможности использования личностных опросников в работе с подростками и взрослыми (дискуссия по результатам исследовательской работы).

Задания для самостоятельной работы

Задание 1

Провести исследования уровня тревожности в подростковом возрасте с применением тестовых процедур (два испытуемых).

Задание 2

Провести изучение особенностей самоотношения в подростковом возрасте (два испытуемых).

Рекомендации к выполнению лабораторной работы

  1. Подготовка к исследованию.
  • Договоритесь о возможности проведения исследования в 6 и 9 классах школы. Поставьте в известность классного руководителя и школьного психолога о задачах и процедуре вашего исследования.
  • Заранее познакомьтесь со школьниками (два младших подростка из 6 класса и два старших подростка из 9 класса), установите с ними психологический контакт, решите вопрос о времени и месте исследования.
  • Внимательно изучите описания всех личностных опросников, самостоятельно ответьте на все вопросы по каждому тесту. Обработайте полученный вами материал самообследования. Уточните все возникшие вопросы по описанию теста, продумайте возможные сложности в процессе предъявления инструкции, протоколирования и обработки тестовых материалов.
  • Подготовьте печатные материалы (тексты двух опросников) и бланки протоколирования. После этого вы готовы к работе со школьниками.
  • Тестирование проведите в два этапа: с младшими подростками (30 минут работы) и со старшими подростками (30 минут работы).
  1. Описание тестов

Тест школьной тревожности Филлипса

11 стр., 5389 слов

25. Основные тенденции развития в подростковом возрасте. Подростковый ...

... возраста характерно желание быть похожим на кого-то, т. е. создание устойчивых идеалов. Для подростков, только вступивших в подростковый ... со своими сверстниками - ведущий тип деятельности в подростковом возрасте.  1. Общение является для подростков очень важным ... проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий. В работах Д.Б. Эльконина [54, С.384], В.В. Давыдова [16, С.224 ...

Тест школьной тревожности Филлипса предназначен для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой, эффективен при работе с младшими подростками.

Тест состоит из 58 вопросов, которые можно зачитать подросткам, но лучше предложить в печатном виде. На каждый вопрос требуется однозначный ответ: «Да» или «Нет».

Инструкция: Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

На листе бумаги напишите свою фамилию, имя, класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ — «да» (если вы согласны) или » нет» (если не согласны).

Текст опросника:

  1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне с классом?
  2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
  3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
  4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
  5. Случалось ли, что кто-то из твоего класса бил или ударял тебя?
  6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что оно говорит?
  7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
  8. Случается ли, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
  9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
  10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
  11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
  12. Волнует ли тебя вопрос о том, оставят ли тебя на второй год?
  13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делают выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
  14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
  15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?
  16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
  17. Трудно ли тебе получать такие отметки, которых ждут от тебя твои родители?
  18. Боишься ли ты временами. Что тебе станет дурно в классе?
  19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?
  20. Похож ли ты на своих одноклассников?
  21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли ты с ним справился?
  22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
  23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
  24. Верно ли, что большинство ребят относятся к тебе по-дружески?
  25. Работаешь ли ты более усердно. Если знаешь, что результаты твоей работы будут сравнивать в классе с результатами твоих одноклассников?
  26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы меньше волноваться, когда тебя спрашивают?
  27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
  28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
  29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
  30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с тем их твоих одноклассников, к кому ребята относятся с особым вниманием?
  31. Бывает ли, что некоторые ребята говорят в классе что-то, что тебя задевает?
  32. Как ты думаешь, теряют ли расположение других те из учеников, кто не справляется с учебой?
  33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
  34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
  35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
  36. Помогает ли твоя мама в организации школьных вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
  37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что о тебе думают твои одноклассники?
  38. Надеешься ли ты учиться в будущем лучше, чем раньше?
  39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как твои одноклассники?
  40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что о тебе думают в это время другие?
  41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
  42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
  43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
  44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
  45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
  46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах сильнее, чем другие ребята?
  47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают. Чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
  48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
  49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой. Что совершенно забыл то, что хорошо знал раньше?
  50. Дрожит ли твоя рука, когда ты работаешь над письменным заданием?
  51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать задание классу?
  52. Пугает ли тебя проверка твоих заданий в классе?
  53. Когда учитель говорит, что собирается дать задание классу, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
  54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?
  55. Когда учитель объясняет новый материал, кажется ли тебе. Что твои одноклассники понимают лучше, чем ты?
  56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
  57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
  58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель сделать задание на доске перед всем классом?

Обработка и интерпретация результатов

17 стр., 8473 слов

Причины возникновения тревожности у детей младшего школьного возраста

... 2. Исследовать особенности тревожности у детей младшего школьного возраста и установить причины повышенной тревожности. 3. Рекомендации. База исследования: 4класс (8 человек) центра лечебной ... страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства. К. Изард объясняет различие терминов "страх" и "тревога" таким образом: тревога - это комбинация некоторых эмоций, а страх ...

18 стр., 8832 слов

Роль личности педагога в развитии школьной тревожности у подростков

... окраску. Большое внимание в литературе уделяется также конкретным, частным видам тревожности у детей: школьной тревожности[9], тревожности ожиданий в социальном общении[6]. В последнее время к этому ... присоединились исследования так называемой «компьютерной» тревожности[7]. Тревожность как сигнал об опасности привлекает внимание к возможным трудностям, препятствиям для ...

При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста (см. раздел «Ключ»).

Например, на вопрос 58 подросток отвечает «да», в то время, как в ключе этому вопросу соответствует «нет». Ответы, не совпадающие с ключом, — это проявление тревожности.

При обработке подсчитывается:

  • общее количество несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50% — можно говорить о тревожности ребенка, если больше 75% — от общего числа вопросов теста — о высокой тревожности;
  • число совпадений (показателей тревожности) по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае (в процентном отношении от количества вопросов по данному фактору).

Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьников, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных симптомов и их факторов.

Ключ к тесту: 1 — ; 2 — ; 3 — ; 4 — ; 5 — ; 6 — ; 7 — ; 8 — ; 9 — ; 10 — ; 11 + ; 12 — ; 13 — ; 14 — ;15 — ; 16 — ; 17 — ; 18 — ; 19 — ; 20 + ; 21 — ; 22 + ; 23 — ;24 + ; 25 + ; 26 — ; 27 — ; 28 — ; 29 -; 30 + ; 31 — ; 32 — ; 33 — ; 34 — ; 35 + ; 36 + ; 37 — ;38 + ; 39 + ;40 -;41 + ; 42 + ; 44 + ; 45 — ; 46 — ; 47 — ;48 -; 49 — ;50 — ; 51 — ; 52 — ; 53 — ; 54 — ; 55 — ; 56 — ; 57 — ; 58 -.

Распределение вопросов по факторам:

  1. Общая тревожность в школе: 2; 4; 7; 12; 16; 21; 23; 26; 28; 46; 47; 48; 49; 50; 51; 52; 53; 54; 55; 56; 57; 58. Всего = 22.
  2. Переживание социального статуса:5; 10; 15; 20; 24; 30; 33; 36; 39; 42; 44. Всего=11
  3. Фрустрация потребности в достижении успеха: 1;3; 6; 11; 17; 19; 25; 29; 32; 35; 38; 41; 43. Всего = 13.
  4. Страх самовыражения: 27;31; 34; 37; 40; 45. Всего = 6.
  5. Страх ситуации проверки знаний: 2; 7; 12; 16; 21; 26. Всего = 6.
  6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих: 3; 8; 13; 17; 22. Всего = 5.
  7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу: 9; 34; 18; 23; 28. Всего = 5.
  8. Проблемы и страхи в отношениях с учителем: 2; 6; 11; 32; 35; 41; 44; 47. Всего = 8.

Содержательная характеристика каждого из 8 факторов тревожности:

20 стр., 9684 слов

С. Р. Пантилеев Методика исследования самоотношения

... качестве основного метода для выявления компонент (измерений) самоотношения использовали метод факторного анализа. Этот метод, по нашему мнению, вполне адекватен этой задаче, однако его конкретные реализации не ... в тех или иных академических дисциплинах, а также пункты, аналогичные шкалам социальной уверенности (например, таким как шкала Н теста 16PFКеттела). В соответствии с эти были получены ...

  1. Общая тревожность в школе— общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
  2. Переживание социального статуса— эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками).
  3. Фрустрация потребности в достижении успеха— неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в достижении высокого результата.
  4. Страх самовыражения— негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
  5. Страх ситуации проверки знаний— негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей.
  6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих— ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.
  7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу— особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
  8. Проблемы и страхи в отношениях с учителем— общий негативный фон отношений с взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Тест-опросник самоотношения (В.В.Столин, С.Р.Пантелеев)

Тест-опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В.В.Столиным иерархической моделью структуры самоотношения, рекомендован для использования в консультативных целях и в научных исследованиях.

Инструкция к тесту: Сейчас вам будет предложен тест-опросник, состоящий из 57 утверждений. Прочитывая (слушая) каждое из них, отвечайте «да», если это утверждение соответствует вашему самоотношению, или «нет», если не соответствует.

Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

На листе бумаги напишите свою фамилию, имя, класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ — «да» (если вы согласны) или » нет» (если не согласны).

Текст опросника:

  1. Думаю, что большинство моих знакомых относится ко мне с симпатией.
  2. Мои слова не так уж часто расходятся с делом.
  3. Думаю, что многие видят во мне что-то сходное с собой.
  4. Когда я пытаюсь себя оценить, я вижу прежде всего свои недостатки.
  5. Думаю, что как личность я вполне могу быть притягательным для других.
  6. Когда я вижу себя глазами любящего меня человека, меня неприятно поражает, насколько мой образ далек от действительности.
  7. Мое «Я» всегда мне интересно.
  8. Я считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя.
  9. В моей жизни есть или по крайней мере были люди, которым я был чрезвычайно дорог.
  10. Собственное уважение мне еще надо заслужить.
  11. Бывало, и не раз, что я сам себя остро ненавидел.
  12. Я вполне доверяю своим внезапно возникшим желаниям.
  13. Я сам хотел бы во многом себя переделать.
  14. Мое собственное «Я» не представляется мне чем-то достойным глубокого внимания.
  15. Я искренне хочу. Чтобы у меня было все хорошо в жизни.
  16. Если я и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то это прежде всего к самому себе.
  17. Случайному знакомому я скорее всего покажусь человеком приятным.
  18. Чаще всего я одобряю свои планы и поступки.
  19. Собственные слабости вызывают у меня что-то вроде презрения.
  20. Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своим двойником.
  21. Некоторые свои качества я ощущаю как посторонние, чуждые мне.
  22. Вряд ли кто-нибудь сможет почувствовать сходство со мной.
  23. У меня достаточно способностей и энергии, чтобы воплотить в жизнь задуманное.
  24. Часто я не без издевки подшучиваю над собой.
  25. Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни — это подчиниться своей судьбе.
  26. Посторонний человек, на первый взгляд, найдет во мне много отталкивающего.
  27. К сожалению, если я сказал что-то, — это не значит, что именно так я и буду поступать.
  28. Свое отношение к самому себе можно назвать дружеским.
  29. Быть снисходительным к собственным слабостям вполне естественно.
  30. У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное время.
  31. В глубине души я бы хотел. Чтобы со мной произошло что-то катастрофическое.
  32. Вряд ли я вызываю симпатию у большинства моих знакомых.
  33. Мне бывает очень приятно увидеть себя глазами любящего меня человека.
  34. Когда у меня возникает какое-нибудь желание, я прежде всего спрашиваю себя, разумно ли это.
  35. Иногда мне кажется, что если бы какой-то мудрый человек смог бы увидеть меня насквозь, — он тут же понял бы, какое я ничтожество.
  36. Временами я сам собой восхищаюсь.
  37. Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.
  38. В глубине души я никак не могу поверить, что я действительно взрослый человек.
  39. Без посторонней помощи я мало что могу сделать.
  40. Иногда я сам себя плохо понимаю.
  41. Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности.
  42. Думаю, что другие в целом оценивают меня довольно высоко.
  43. В моей личности есть, наверное, что-то такое. Что способно вызвать у других острую неприязнь.
  44. Большинство моих знакомых не принимают меня так уж всерьез.
  45. Сам у себя я довольно часто вызываю чувство раздражения.
  46. Я вполне могу сказать, что сам себя уважаю.
  47. Даже мои негативные черты не кажутся мне чужими.
  48. В целом меня устраивает то, какой я есть.
  49. Вряд ли меня можно любить по-настоящему.
  50. Моим мечтам и планам не хватает реалистичности.
  51. Если бы мое второе «я» существовало, то для меня это был бы скучный партнер по общению.
  52. Думаю, что смог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком.
  53. То, что во мне происходит, как правило, мне понятно.
  54. Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки.
  55. Вряд ли найдется много людей, которые обвиняют меня в отсутствии совести.
  56. Когда со мной случаются неприятности, я говорю себе: «И поделом тебе».
  57. Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу.

Ключ для обработки:

Анализируя лист ответов, подсчитайте значения по каждой шкале теста путем суммирования утверждений, с которыми испытуемый согласен, если они входят в шкалу с положительным знаком, и утверждений, с которыми испытуемый не согласен, если они входят в шкалу с отрицательным знаком. Иначе говоря, суммируются по каждой шкале ответы, совпадающие с ключом.

Ниже приводятся номера пунктов и знак, с которым каждый ответ входит в соответствующую шкалу (фактор самоотношения): ответ «да» +; ответ «нет» — .

Шкала S (интегральная)

«+» : 2, 5, 23, 33, 37, 42, 46, 48, 52, 53, 57.

«—» : 6, 9, 13, 14, 16, 18, 30, 35, 38, 39, 41, 43, 44, 45, 49, 50, 56.

Шкала I (самоуважения)

«+»: 2, 23, 53, 57.

«—«: 8, 13, 25, 27, 31, 35, 38, 39, 40, 41, 50.

Шкала II (аутосимпатии)

«+»: 12, 18, 28, 29, 37, 46, 48, 54.

«—«: 4, 9, 16, 19, 24, 45, 56.

Шкала III (ожидание положительного отношения других)

«+»: 1, 5, 10, 15, 42, 55.

«—«: 3, 26, 30, 32, 43, 44, 49.

Шкала IV (самоинтереса)

«+»: 7, 17, 20, 33, 34, 52.

«—«: 14, 51.

Шкала 1 (самоуверенности)

«+»: 2, 23, 37, 42, 46.

«—«: 38, 39, 41.

Шкала 2 (ожидание отношения других)

«+»: 1, 5, 10, 52, 55.

«—«: 32, 43, 44.

Шкала 3 (самопринятия)

«+»: 12, 18, 28, 47, 48, 54.

«—«: 21.

Шкала 4 (самопоследовательности, саморуководства)

«+»: 50, 57.

«—«: 25, 27, 31, 35, 36.

Шкала 5 (самообвинения)

«+»: 3, 4, 9, 11, 16, 24, 45, 56.

«—«:

Шкала 6 (самоинтереса)

«+»: 17, 20, 33.

«—«: 26, 30, 49, 51.

Шкала 7(самопонимания)

«+»: 53.

«—«: 6, 8, 13, 15, 22, 40.

Описание шкал (факторов самоотношения) для интерпретации полученных данных:

Шкала Sизмеряет интегральное, глобальное чувство «за» или «против» собственного «Я» испытуемого. Это интегральное самоотношение включает в себя следующие факторы:

  • самоуважение (шкала I): шкала направлена на отражение аспектов самоотношения к своим способностям, энергии, самостоятельности, оценки возможностей контролировать свою жизнь, степени веры в свои силы;
  • аутосимпатию (шкала II): шкала на позитивном полюсе объединяет доверие к себе и положительную самооценку, а на негативном полюсе отражает видение в себе недостатков, низкую самооценку, склонность к самообвинению;
  • ожидание положительного отношения от других (шкала III);
  • самоинтерес (IV): отражение меры близости к себе, интереса к собственным мыслям и чувствам, уверенность в собственном интересе для других.

Опросник содержит также семь шкал, направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес собственного «Я» испытуемого: шкала самоуверенности, шкала отношение других. Шкала самопринятия, шкала самообвинения, шкала самоинтереса и шкала самопонимания.

Проведение исследования и подготовка исследовательского отчета

  • Проводя исследование с применением личностных опросников, помните о том, что любой опросник и процедура его применения оказывает определенное влияние на психическое состояние подростков.
  • Обязательно побеседуйте со своими испытуемыми после того, как будет завершена процедура ответов на вопросы тестов. Успокойте их относительно возможности того, что результаты тестирования могут негативным образом отразиться на их положении в школе, сообщите о принципах добровольности и конфиденциальности психологических исследований.
  • Поинтересуйтесь, как отнеслись подростки к содержанию опросников, какие мысли или чувства они породили у них.
  • Если вы затрудняетесь в выборе формы использовании полученных данных (после обработки тестовых материалов), в целях оказания психологической (консультативной) помощи подросткам, передайте материалы школьному психологу и проконсультируйтесь с ним о возможности и необходимости, форме и целях встречи с вашими испытуемыми.
  • Напишите исследовательский отчет в соответствии с задачами лабораторной работы, соблюдая все требования к структуре, содержанию и оформлению отчета по лабораторной работе.
  • Приготовьте материалы для обсуждения в соответствии с планом лабораторного занятия.

Литература

Обязательная литература

  1. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. — М., 1996. С.285-297.
  2. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. — М., 2000. С. 281-291.
  3. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. — М., 1997. С. 283-291; 301-321; 372-383.

Дополнительная литература

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. — М., 1997. С.529-565.
  2. Кривцова С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. — М., 1997.
  3. Кон И.С. Открытия «Я». — М., 1978.
  4. Практикум по психолого-педагогическим курсам: учебное пособие для студентов. — Новосибирск. НГПУ. 1997.
  5. Психология человека от рождения до смерти. — Спб. 2002. С. 357-373.
  6. Столин В.В. Самосознание личности. — М., 1973.

Психическое развитие в периоде юношества

Лабораторная работа 2

Исследование психического развития в юношеском и зрелом возрастах

Образовательные задачи

  1. Практическое освоение проектно-исследовательского метода и обсуждение его образовательных эффектов.
  2. Практическое освоение метода поперечных срезов и его применения в возрастно-психологических исследованиях.
  3. Практическое освоение методик исследования ценностных ориентаций в период юности.

План занятия

  1. Юность как период личностного самоопределения: жизненные цели и ценности в зависимости от социальной ситуации развития (презентация и обсуждение групповых исследовательских проектов).
  2. Молодость и задача становления субъектности в социальной жизни и в отношении собственной жизнедеятельности (дискуссия по материалам эмпирических наблюдений и рефлексия личного опыта).
  3. Проект как форма научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы (рефлексия специфики и образовательных эффектов проектной работы).

Длительность подготовки студентов к лабораторному занятию — 3 недели, промежуточные консультации проводятся по запросам исследовательских групп по расписанию консультаций ведущего преподавателя. Каждая группа имеет возможность получить 2 консультации.

Задания для самостоятельной работы

Провести групповое исследование (учебно-исследовательский проект) ценностных ориентаций в юношеском возрасте, выбрав одну из следующих исследовательских тем:

  • Ценностные ориентации студентов гуманитарных и естественно-научных факультетов педуниверситета.
  • Ценностные ориентации студентов педагогического и технического университетов.
  • Ценностные ориентации юношей и девушек — членов неформальных молодежных групп.
  • Ценностные ориентации современных девушек и юношей (гендерные различия).
  • Динамика ценностных ориентаций студентов в период обучения в педагогическом университете (от 1 до 5 курсов).

Рекомендации к выполнению самостоятельной работы

1. Вам предстоит выполнить групповой учебно-исследовательский проект в области возрастной психологии, с целью изучения специфики ценностных ориентаций современной студенческой молодежи — жителей крупного сибирского города — в зависимости от конкретных социальных условий жизнедеятельности.

2. Каждая группа должна внести свой вклад в общий проект, получить достоверные факты о характере ценностных ориентаций, наличии ценностных конфликтов или ценностного вакуума у студентов, обучающихся в вузах разного профиля, у девушек и юношей, у членов неформальных молодежных групп или формализованных объединений (партий, общественных организаций, научных обществ).

3. Объединившись в группы по 5 человек, вы должны выбрать и зафиксировать тему проекта (из списка предложенных или выбрать самостоятельно в ходе группового обсуждения).

4. Каждый студент должен самостоятельно изучить инструкции к процедуре исследования ценностных ориентаций в юношеском возрасте (методика Е.Б.Фанталовой), работая с учебно-методическим пособием.

Методика исследования ценностных ориентаций в юношеском возрасте

(Е.Б.Фанталова) Изучение ценностных ориентаций подростка

(желаемое и субъективно оцениваемое возможное)

Особенностью подросткового возраста является то, что подросток принадлежит и детскому, и взрослому миру. Как ребенок, он зависит от взрослых, но при этом как взрослый, он находился на пути самоопределения и построения своей жизненной перспективы.

Чрезвычайно отчетливо трудности и проблемы взросления представлены в построении подростком своей жизненной перспективы соотношения желаемого и субъективно оцениваемом возможного.

Содержательную сторону жизненной перспективы составляет система ценностных ориентации. Выражая личностную значимость тех или иных областей жизни и раскрывая мотивационно-потребностную сферу личности, ценностные ориентации определяют основные мотивы устремлений и поведения индивида, оказывая влияние на все сферы его жизнедеятельности. В то же время построение подростком своей жизненной перспективы непосредственно связано с его представлениями о доступности тех или иных ценностей в обозримом будущем. Если оценка подростком важности той или иной сферы жизни не совпадает с ее представлением о доступности этой сферы для себя, то можно говорить о наличии у него психологических проблем в этой области, причем эти проблемы могут быть двоякими:

  • в случае, если какая-либо жизненная сфера обладает для подростка большой ценностью, но при этом он оценивает ее как недоступную для себя, то можно говорить о наличии внутреннего психологического конфликта: «Я считаю, что это для меня очень важно, жизненно необходимо, значимо, но при этом я не могу обладать ним»;
  • в случае, если какая-либо жизненная сфера оценивается подростком как очень доступная, но при этом совершенно незначимая, то имеет смысл говорить о наличии внутреннего психологического вакуума: «Я могу достичь этого в любой момент, как только пожелаю, мне ничего не стоит обладать этим, но мне это совершенно не нужно».

Понятно, что и в том, и в другом случае у подростка возникшиi некоторые трудности социальной адаптации: в первом случае у нам формируется сверхценность какой-то одной жизненной сферы собственные возможности в достижении успехов в этой сферы представляются незначительными, соответственно, падает самооценка и самоуважение подростка, а во втором напротив, какая-то жизненная сфера совсем «выпадает» из его системы ценностей, нивелируется и перестает играть хотя бы какую-то роль в построении им жизненных перспектив и планов. Очевидно, что чем меньше степень расхождения между доступным и желаемым для подростка, тем больше его внутренняя гармония и соответственно, степень его социальной адаптированности.

Текст опросника:

Мы просим Вас высказать Вашу точку прения по поводу своей будущей взрослой жизни. Просим Нас быть искренними. Перед Вами список из 12-ти ценностей:

  1. Активная, деятельная жизнь
  2. Здоровье
  3. Интересная работа
  4. Красота природы и искусство (переживание прекрасного в природе и искусстве)
  5. Любовь
  6. Материально-обеспеченная жили.
  7. Наличие хороших и верных друзей
  8. Уверенность в себе (отсутствие сомнений)
  9. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора)
  10. Свобода как независимость в поступках и действиях.
  11. Счастливая семейная жизнь
  12. Творчество.

Рассмотрите таблицу. В ней записаны пары цифр. Каждой цифре соответствует ценность, которая стоит пол этим номером в списке. Например, 2 — это «здоровье», а 3 — «интересная работа».

1 2

2 3

3 4

4 5

5 6

6 7

7 8

8 9

9 10

10 11

11 12

1 3

2 4

3 5

4 6

5 7

6 8

7 9

8 10

9 11

10 12

1 4

2 5

3 6

4 7

5 8

6 9

7 10

8 11

9 12

1 5

2 6

3 7

4 8

5 9

6 10

7 11

8 12

1 6

2 7

3 8

4 9

5 10

6 11

7 12

1 7

2 8

3 9

4 10

5 11

6 12

1 8

2 9

3 10

4 11

5 12

1 9

2 10

3 11

4 12

1 10

2 11

3 12

1 11

2 12

1 12

Задание 1. Обведите в каждой паре кружком ту ценность, которая кажется Вам более важной, более привлекательной. Обводить можно только одну цифру из пары! Пропускать пары нельзя! Заполняйте таблицу вертикально по колонкам.

Задание 2. В таблице обведите кружком в каждой паре ту ценность, которую, по Вашему мнению, легче достигнуть в будущем. Заполняйте таблицу вертикально по колонкам.

В результате первичной обработки результатов можно получить следующие данные о подростке:

Желательность или ценность каждой из предлагаемых ему для оценки жизненных сфер (Ц).

Оценивается числом предпочтений ценности этой сферы перед другими. Максимально возможное значение Ц по каждой сфере равно 11 (в случае, если подросток всегда выбирает эту жизненную сферу в качестве более важной по сравнению с другими), минимально возможное значение Ц по каждой равно 0 (н случае, если ни разу эта сфера не выбрана в качестве более важной по сравнению с другими).

Доступность каждой из предлагаемой ему для опенки жизненных сфер (Д).

Оценивается числом предпочтений доступности этой сферы перед другими. Максимально возможное значение Д по каждой сфере равно 11 (в случае, если подросток всегда выбирает эту жизненную сферу как более доступную в будущем но сравнению с другими), минимально возможное значение Д по каждой сфере равно 0 (в случае, если ни разу эта сфера не выбрана в качестве более доступной по сравнению с другими).

5. В качестве дополнительных материалов на этом этапе можно воспользоваться следующими источниками:

  • Фанталова Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов». — Психологический журнал. — 1992. -Т.13. №1. С. 107-117.
  • Кривцова С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. М., 1997. С. 18-52.

6. Освоив диагностическую методику, необходимо, работая в группе, распределить обязанности, выделив в качестве обязательных ролей следующие:

Методолог-руководитель проекта —организует работу по определению и формулировке проблемы, обоснованию ее актуальности, постановке целей исследования, гипотезы, конкретизации исследовательских задач, уточнению концептуальной базы (основные теоретические понятия и научные факты, позволяющие осуществить исследование).

Руководитель исследовательской работы — организует и координирует работу по сбору эмпирических данных, распределяет конкретные обязанности, определяет объем работ для каждого члена группы, консультирует по процедурам исследования, консультирует по способам первичной обработки данных, собирает все протоколы, систематизирует и структурирует исследовательские материалы, составляет сводные таблицы по выделенным параметрам исследования.

Статистик — организует работу по статистической обработке полученных данных (сравнение двух групп испытуемых по нескольким параметрам), по оформлению графических материалов (таблиц, графиков, диаграмм), по интерпретации результатов статистической обработки.

Оформитель — организует работу по подготовке текста исследовательского отчета (структура, содержание, машинописный набор, редактирование).

Докладчик— организует работу по презентации проекта на занятии (тезисы доклада, иллюстративные материалы, вопросы для обсуждения в группе, вопросы к другим группам-участникам исследовательского проекта, подготовка самого доклада и выступление на занятии).

Завхоз— организует работу по обеспечению всех необходимых ресурсов групповой работы (помещение для консультаций и обсуждений, место сбора материалов, книги, учебные пособия, бумага, канцелярские принадлежности, оповещение всех о времени групповых обсуждений и консультаций и другое).

7. Каждый член исследовательской группы выполняет индивидуальную роль и несет личную ответственность, но принимает участие во всех других видах работ. Диагностические процедуры (сбор эмпирических данных) осуществляют все члены группы (каждый опрашивает не менее 6 человек из определенной выборки и заполняет протоколы с первичной обработкой данных).

Общий объем выборки в групповом проекте должен быть не менее 36 человек.

8. Участие в промежуточных консультациях и групповых обсуждениях является обязательным для всех участников исследовательской группы.

9. Защита проекта проводится на итоговом лабораторном занятии по программе курса. В ходе защиты осуществляется презентация исследовательского отчета (доклад на 6 минут с использованием иллюстративных материалов), коллективное обсуждение итогов работы, экспертиза текста отчета.

10. По результатам защиты производится оценка группового задания проекта и выставляется отметка каждому из членов исследовательской группы.

Параметрами оценки проекта

  • значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность темы и проблемы группового проекта общей теме и проблеме исследования;
  • корректность использования метода исследования и методов обработки полученных результатов;
  • активность каждого члена группы в соответствии с его индивидуальной ролью и возможностями;
  • групповая сплоченность и коллективный характер принимаемых решений;
  • характер коммуникаций членов группы в ходе исследования и презентации;
  • доказательность, достоверность, аргументированность выводов;
  • достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение дополнительных источников информации;
  • культура оформления исследовательского отчета;
  • культура презентации и участия в групповом обсуждении (умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность, аргументированность ответов, умение ставить смысловые вопросы, сопоставлять данные разных групп, умение содержательно оценить доклад других групп).

Литература

Обязательная литература

  1. Практикум по психолого-педагогическим курсам. Учебно-методическое пособие: Новосибирск. НГПУ. 1997. С. 56-59.
  2. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М., 2000. С. 303-338.

Дополнительная литература

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. — М., 1997. С.565-579.
  2. Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость. — М., 1984.
  3. Возрастные аспекты онтопсихологии: учебное пособие / Под общей ред. А.А.Реана, Е.Ф.Крылова. — Спб. , 1993.
  4. Крайг Г. Психология развития. — Спб. 2000. С. 599-638.
  5. Кривцова С.В. и др. подросток на перекрестке эпох. — М., 1997. С. 18-52.
  6. Практическая психология образования/ Под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1997. С.386-423.
  7. Психология человека от рождения до смерти. — Спб., 2002. С. 409-411; 425-439; 345-355.
  8. Фанталова Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов». — Психологический журнал. — 1992. -Т.13. №1. С. 107-117.