Содержание
Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1 Возникновение психики и ее проявление в поведении человека.
1.1 Возникновение психики………………………………………………….……5
1.2 Бессознательное проявление в психике и поведении человека…………….8
Глава 2 Структура психики и основные психические процессы.
2.1 Структура психики человека………………………………………….….…15
2.2 Основные психические процессы человек…………………………………17
Глава 3 Психические состояния и свойства человека.
3.1 Психические состояния и их воздействие на деятельность людей……….24
3.2 Психические свойства человека……………………………………………..29
Заключение………………………………………………………………………..34
Глоссарий……………………………………………………………………..….36
Список использованных источников……………………………………………37
Приложения………………………………………………………………………38
Введение
Наука о психическом развитии зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX века. Нет практически ни одного выдающегося психолога, занимавшегося проблемами общей психологии, который бы одновременно, так или иначе, не занимался бы проблемами развития психики. В этой области работали такие всемирно известные ученые, как В. Штерн, , 3. Фрейд, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.
Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Л. С. Выготский и другие психологи описали основные признаки развития. Наиболее важные среди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. Каждый из этих процессов соответствует перечисленным критериям развития.
Психика – это внутренний, субъективный мир человека, который возникает в процессе взаимодействия человека с внешним, объективным миром, в процессе активного его отражения.
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ...
... своей компетенции и в соответствии с законодательством Республики Беларусь. ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ ... содержанию, либо совершают правонарушения или иные антиобщественные действия; являются жертвами физического, психического или иного вида насилия; пострадали в результате военных действий, природных ...
Развитие психики это, прежде всего закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Как и всякое явление в природе, психика имеет свою историю развития и законы, по которым это развитие происходило. Развитие было долгим, оно прошло длинный путь от низших и, следовательно, примитивных форм до высших совершенных. Существуют два пути истории развития психики: филогенез — историческое развитие (охватывает весь процесс эволюции вида, более глобальный), филогенез определяет онтогенез путем создания необходимых для него естественных предпосылок и социальных условий; онтогенез — развитие от рождения и до смерти вида, более конкретная и короткая для определённой особи. Онтогенез человеческой психики носит стадиальный характер. Последовательность его стадий необратима и предсказуема.
Развитие человека представляет непрерывную динамику изменений. Эти изменения особенно очевидны при сравнении младенца, школьника, взрослого человека и старика. Развитие человека от момента образования зародыша будущей жизни до его смерти называется онтогенезом ( от греч. «онто» – сущее + «генез» — развитие).
Много веков существует загадка появления сознания, эмоциональных переживаний, творческих взлетов, сложного внутреннего мира у человека, который при рождении так хрупок и беспомощен, лишен возможности сказать о своих переживаниях и нуждах.
Цель данной работы рассмотреть основные периоды развития психики индивида.
Развитие психики человеческого индивида — это обусловленный и вместе с тем активный саморегулирующийся процесс. Это — внутренне необходимое движение, от низших к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание всегда действуют через внутренние условия. С возрастом постепенно увеличивается роль собственной активности индивида в его психическом развитии, в формировании его как личности.
Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих потребностей, совершает определенные поступки. Психические процессы, состояния и свойства вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом. Хотя все формы проявления психики исследуются отдельно, в действительности они связаны друг с другом и составляют единое целое.[2]
Основная часть
1. Возникновение психики и её проявление в поведении человека.
1.1 Возникновение психики.
С появлением живой материи характер взаимодействия организма с окружающей средой изменился. Взаимодействие в виде обмена веществ стало необходимым условием сохранения жизни.
В процессе эволюции у живых организмов сформировалась способность выделять из окружающей среды нужные вещества и реагировать на них, что сделало организм активным в процессе обмена веществ.
Активность проявляется в особом свойстве живых организмов – раздражимости. Раздражимость – это допсихическая форма отражения внешней среды, проявляющаяся в реагировании на вещества, необходимые для поддержания существования организма.[10]
Основные подходы к пониманию структуры психики человека
... с развития психологии, и накопленный опыт, который привел к определенным трудностям. Оказывается, что понимание психики имеет ... образом на развитие. Развитие психики рассматривается с позиций номогенеза - это направление на развитие простейших организмов для человека, в соответствии ... общей жизни вида. Эти три фактора увеличивают выживаемость, которая соответствует трем основным функциям психики: ...
Условия жизни на этапе допсихического отражения таковы, что организму нет необходимости в особой ориентировочной поисковой деятельности, а, следовательно, и в специальном органе, обеспечивающем ориентировку. У него сформировалась способность к отражению только узкого круга внешних воздействий – тех, от которых зависит его существование. Такие воздействия называются биотическими.
Ответная реакция также осуществляется только на биотические раздражители. Допсихическое отражение имеет место у растений и некоторых элементарных форм жизни, промежуточных между растительным и животным миром.
На этапе допсихической жизни организмы способны только к конкретному типу движений, которые именуются тропизмами. Тропизмы – это движения в определенном направлении под влиянием биологически значимых раздражителей.
Примерами тропизмов являются: движение растений к солнцу (фитотропизм); движение корней глубоко в почву, где есть влага и вещества, необходимые для жизни (геотропизм); движение к теплу (термотропизм).[10]
Тропизмы могут быть положительными – движения к условиям, необходимым для жизни, или отрицательными – движения от вредных для организма условий……..
Список использованных источников
1 Кроль В.М. Психология и педагогика; учебное пособие для технических вузов/ 2-е изд, переработанное и дополненное, М: Высшая школа, 2004- 325 с ISBN 5- 1278- 5856- 4
2 Немов Р.С. «Психология», в 3-х кн- 4-е изд. М: 2003- 688 с
3 Рубинштейн С.Л. « Основы общей психологии» ISBN 5- 3217- 5215- 3
4 Радугин А.А Психология и педагогика: Уч. Пособие для вузов- М: Центр, 2003- 256 с ISBN 5- 8614- 3335- 6
5 Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология, учебник- М- Высшее образование, 2007- 484 с ISBN 5- 1287- 5734- 7
6 Столяренко А.М. Психология в вопросах и ответах.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2000- 576 с
7 Немов Р.С. Психология: Учебник- М: Высшее образование, 2007- 639 с- (Основы наук)
8 Тихомиров О.К. Психология: Учебник под ред. Гордеевой О.В- М: Высшее образование 2006- 538 с ISBN 5- 4568- 4375- 6
9 Юнг К.Г. « Сознание и бессознательное», Санкт-Петербург,1997
10 Выготский Л.С. Психология- М: Изд-во ЭКСМО- Пресс, 2000- 1008 с ( серия «Мир психологии» )
11 Маслаков А.Г. « Общая психология», Санкт-Петербург, 2002.