ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

ВВЕДЕНИЕ 2

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ. 4

1.1 Девиантное поведение детей и подростков. 4

1.2 Анализ имеющегося опыта деятельности Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних г.Хабаровска. 7

2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ. 12

2.1 Общая характеристика проекта. 12

2.2. Содержание деятельности. 13

3. МЕХАНИЗМ ВНЕДРЕНИЯ. 15

3.1 Нормативно-правовое обеспечение. 15

3.2 Кадровое обеспечение проекта. 16

3.3 Финансовое обеспечение проекта. 17

3.4 Планируемый результат социального проекта. 17

3.5 Препятствия и риски внедрения проекта. 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 20

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. В настоящее время в России актуализировалась проблема девиантного поведения подростков. Это распространенный феномен, сопровождающий личность в процессе, как социализации, так и в зрелости. Этот феномен возрастает на протяжении подросткового периода и снижается после восемнадцати лет. В современных условиях, когда возрастает роль личности и анализа факторов ее становления, большое значение приобретает изучение девиантного поведения в контексте вторичной профилактики, то есть профилактики девиантного поведения подростков групп риска. Процессы разрушения родительской семьи, сопровождающиеся изменениями традиционных отношений к воспитанию несовершеннолетних, противоречия между личными стремлениями подростка и сужение их границ институтами социализации, противоречия между духовными и материальными потребностями подростков и реальными возможностями их удовлетворения. Все эти факторы и создают условия для развития поведенческой девиации подростков и позволяют внести их специалистами в группы риска.

В последнее десятилетие отмечается увеличение числа общественно-опасных действий, совершаемых несовершеннолетними. В условиях кризиса, когда прежние нравственные идеалы отвергнуты, а новые еще не выработаны, когда старые средства и методы воспитания не работают, а новые еще не найдены, когда все социальные противоречия обострены, возможность девиантного поведения несовершеннолетних резко возрастает.

Учитывая все выше изложенное, тема курсового проекта является актуальной.

14 стр., 6645 слов

Особенности форм девиантного поведения подростков

... - девиантное поведение подростков. Предмет курсовой работы - особенности форм девиантного поведения подростков. Цель данной курсовой работы - проанализировать особенности разных форм девиантного поведения подростков. Задачи: - Проанализировать детерминанты девиантного поведения. - Рассмотреть формы девиантного поведения подростков. - Изучить способы предотвращения девиантного поведения подростков. ...

В проекте целевой группой являются подростки с девиантным поведением.

Цель проекта: создание условий для профилактики девиантного поведения подростков.

Для реализации данной цели необходимо выполнение следующих задач:

1. Изучение теоретических аспектов социальной работы с подростками.

2. Анализ имеющегося опыта деятельности Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних г.Хабаровска.

3. Разработка методов профилактики девиантного поведения среди подростков.

4. Определение механизма внедрения методов профилактики девиантного поведения подростков.

В проекте используется метод моделирования.

Проект по типу является практико — ориентированным.

По уровневому виду — управленческая технология.

По масштабу — средний проект.

По срокам реализации — среднесрочный.

По требованию к качеству и способу его обеспечения — организационно-сложный.

По степени уникальности — инновационный.

По особенностям финансирования — бюджетный.

По составу участников и географии — местный.

По характеру целевой задачи — реконструированный.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

1.1 Девиантное поведение детей и подростков.

Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой.

Норма — это эталон поведения, следования личности принятым в данном сообществе в данное время нравственным требованиям. То есть социальную норму можно определить как совокупность требований и ожиданий, которую предъявляет социальная общность к своим членам с целью регуляции отношений. Под девиантным или отклоняющимся поведением, как его еще называют, подразумевают некое проблемное поведение, не соответствующее норме. Семейный доктор О.И. Гетьман определяет девиантное поведение как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Девиантное поведение можно подразделить на две большие группы………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Лучшая профилактика девиантного поведения — это целенаправленное организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитания воздействие. Причем предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств сдерживания, так как меры правовой профилактики, как правило, несколько запаздывают и начинают действовать тогда, когда поступок уже совершен. Для того, чтобы “срабатывали” правовые меры предупреждения, они должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, опыта, что можно достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия.

Отношения взаимного доверия и уважения разрушают асоциальные установки у несовершеннолетних. Важно дать им возможность почувствовать, что они нужны и полезны людям и всему обществу. Хочется обратить внимание, что в воспитании подрастающего поколения главное не только то, насколько умным, знающим, образованным и настойчивым в достижении своих жизненных целей будет человек, но и то, будет ли он добрым, отзывчивым, будет ли он сопереживать другим.

9 стр., 4093 слов

1 Основные этапы развития социальной психологии как науки

... мифы, обычаи – три основополагающих явления, определяющих психологию народа. 5 Социальная матрица человеческого поведения Социальная психология одна из нескольких дисциплин специализирующихся на изучении человеческого поведения. Поступки человека процессы, повторяющиеся происходящие закономерным ...

Доброта и отзывчивость не появляются сами по себе, они воспитываются, и основную роль в этом играет родительская любовь — любовь не на словах, а на деле. Если родители не формируют в детях (в первую очередь с помощью собственного примера) доброжелательного, сердечного, мягкого отношения к людям, то ребенок растет жестоким, черствым, агрессивным.

Окружающая социальная микросфера, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и педагогами — все это отражается на ребенке. И если мы исключим плохое влияние, если мы будем осторожно относиться к своим и чужим детям, то можем быть уверенными в том, что вырастим хорошую смену активных и трудолюбивых людей.

Реализация проекта предусматривает дополнительные затраты, которые понесёт бюджет на создание и функционирование центра. Но необходимо понимать, что вкладывание денег в социальную сферу при правильной организации в конечном итоге даёт определённый социальный эффект.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. 12MANAGE. Анализ «затраты — выгода» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <12manage.com/methods_cost-benefit_analysis_ru.html> (Дата обращения 02.02.2010).

2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психология. — М.: Директ-Медиа, 2008. — 258 с.

3. А.Я. Психология [Электронный ресурс]. — Режим доступа: (Дата обращение 04.03.2010).

4. Алтунина И.Р. Структура и развитие мотивов социального поведения. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2006. — 112 с.

5. Алтунина И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения детей — (формирование и развитие).

— М: Изд-во Московского психолого-социального института, 2006. — 75 с.

6. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс. 2006. — 363 с.

7. Ассоциация начинающих преподавателей // Применение современных методов проектирования в образовательном процессе. — Петрозаводск, 2008. — 154 с.

8. Борзов С.П., Королева Н.Г. Семьи групп риска // Социальная работа. — 2008. — № 5. — С. 46.

9. Бергер А. Видеть — значит верить. Введение в зрительную коммуникацию. — М.: Вильямс, 2005. — 288 с.

10. Бендас Т.В. Гендерная психология. — СПб.: Питер, 2007. — 431 с.

11. Бродская С.Л. Возрастная психология в вопросах и ответах.- М.: КНОРУС, 2006. — 53 с.

12. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства. 2005. — 351 с.

13. Видмер Т., Колков В. Определение эффективности социальных проектов // Социальная работа. — 2005. — №4.

14. Виртуальная энциклопедия, значение слова «проект» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/Проект (Дата обращения 05.02.2010).

15. Войцеховский С.Н. О понятии и систематике социальных технологий // Социальные технологии и современное общество: Сб. науч. трудов. вып. 4. — СПб, 2006. — С. 24.

16. Водянов А., Гаврилова О., Гришин Л., Шевелева Е., Касаткин А. Инвестиционные проекты, финансируемые из федерального бюджета: методы оценки эффективности // Российский экономический журнал. — 2006. — № 1.

11 стр., 5399 слов

Контрольная работа по курсу «психология социального взаимодействия»

... ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра гуманитарных и социальных наук . ВАРИАНТ № 1 Выполнил: Лапаев В.П ... литературу. (Ссылки на литературу обязательно). Тема. Психология управленческого решения. Какова сущность управленческого решения? ... указывается использованная литература, ставится подпись студента и дата выполнения контрольной работы. ПРИЛОЖЕНИЕ а. оБРАЗЕЦ ...

17. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков: Распознавание, лечение, профилактика. — М.: Когито-Центр, 2006. — 181 с.

18. Нагаев В.В., Толстов В.Г., Толстов В.В. Основные направления социально-психологической, психотерапевтической и правовой реабилитации подростков-девиантов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2001. — № 3. — С. 38 — 43

19. Новикова С.С., Соловьев А.В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе.- М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2006. — 496 с.