1. Принципы социального управления

Принципы управления определяют требования к системе, структуре, процессу и механизму социального управления. Это руководящие идеи, исходные положения, отражающие законы развития отношений управления. Взаимосвязь принципов, законов и закономерностей можно представить в такой последовательности: законы социального развития  социальные законы соответствующего периода (этапа) социального развития  законы и закономерности социального управления  принципы социального управления. При этом важное различие между принципами и методами социального управления состоит в том, что принципы управления не выбирают – им следуют.

К основным принципам социального управления относят принципы:

• единоначалия в принятии решений и коллегиальности при их обсуждении;

• единства воздействия всех методов управления для поддержания целостности социальной системы;

• сочетания отраслевого и территориального управления;

• приоритетности в достижении стратегических целей;

• научности социального управления;

• прогнозирования социального управления;

• мотивации (стимулирования) труда;

• ответственности за результаты социального управления;

• рационального подбора, подготовки, расстановки и использования кадров;

• экономичности и эффективности управления;

• системности (рассмотрение объекта или субъекта управления как системы, состоящей из различных звеньев);

• иерархичности (рассмотрение систем как многоступенчатых, многоуровневых, при этом каждая ступень управляет нижестоящей ступенью и одновременно является объектом управления по отношению к вышестоящему уровню);

• необходимого разнообразия (управляющая система должна обладать не меньшей сложностью и разнообразием, чем управляемая система);

• обязательности обратной связи (получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему путем сравнения фактического состояния с заданным);

• сочетания единоначалия и коллегиальности;

• ситуационного управления по прогнозированию возмущений;

• программно-целевого обеспечения;

• делегирования полномочий;

• гуманизма и нравственности в управлении;

• гласности в принятии решения.

Принципы управления позволяют формировать систему методов и выбирать каждый метод в отдельности; однако каждый отдельный метод не имеет такого же воздействия на принципы управления.

Таким образом, принципы социального управления должны:

4 стр., 1659 слов

Становление социологии управления.Социальное управление и его типы

... В.И. Основы общей теории социального управления./ Ин-т организационных систем. - М., 2000. ... неписаными законами, то при рабовладении появляются писаные законы, например, законы Хаммурапи. ... управления. Воздействие на общественность и общественное мнение, с целью управления общественными отношениями, является на сегодняшний день основной задачей управленческих сфер, политиков и дипломатов. Управление ...

• основываться на законах развития общества, на законах управления;

• соответствовать целям социального управления и отражать основные свойства, связи и отношения управления;

• учитывать временные и территориальные аспекты процессов социального управления;

• в необходимых случаях иметь правовое оформление, получать закрепление в различных нормативных документах.

Системы принципов управления изменяются в процессе развития социального управления. Тем не менее, основные принципы управления полностью исчезнуть не могут, так как выражают общие требования к системе социального управления. Формы же и методы использования этих принципов на различных этапах социального развития могут и должны быть различными.

2. Функции социального управления — это особые виды деятельности , выражающие направления или стадии осуществления целенаправленного воздействия на связи и отношения людей в процессе жизнедеятельности общества и управления им. К основным функциям социального управления относятся такие формы проявления целенаправленного воздействия на коллективы людей:

• планирование (прогнозирование) — выработка и постановка целей и задач в сфере социального управления, а также определение путей и средств реализации планов для достижения поставленных целей; • организация — создание новых и упорядочение функционирующих организационных структур менеджмента как элементов процесса реализации планов и целей социального управления; • координация (регулирование) — обеспечение необходимой согласованности действий коллективов людей как элемент процесса реализации намеченных целей; • стимулирование (активизация) и обучение (инструктаж) — побуждение и подготовка людей к действию путем обеспечения повышения эффективности системы менеджмента как элемента процесса реализации целей управления; • контроль (анализ и учет) — систематическое наблюдение за деятельностью людей с целью выявления отклонений от установленных норм, правил и требований в процессе реализации намеченных целей.

Вопрос 3. Методы социального управления

Административные методы носят прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления. Административные методы управления основываются на отношениях единоначалия, дисциплины и ответственности, осуществляются в форме организационного и распорядительного воздействия. Социально-экономические методы – это элементы механизма, с помощью которого обеспечивается социально-экономическое развитие организации. Важнейший метод – социально-экономический анализ и планирование, которое объединяет, по существу, все другие методы этой группы. Для достижения поставленных целей необходимо четко определить критерии эффективности и конечные результаты деятельности организации в виде совокупности показателей, установленных в плане социально – экономического развития коллектива. Социально-психологические методы основаны на активации социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.д.).

13 стр., 6071 слов

Синергетический подход к анализу и управлению социальными системами

... страна, пережив первую в своей истории гражданскую войну, развал государства, голод и социальный распад, "пробовала" различные типы политического порядка - власть "царя-иноземца" ( ... лет содержит новые названия "отраслевых" направлений синергетики. Так, социальная синергетика исследует общие закономерности социальной самоорганизации. Бранский отмечает, что диалектическая концепция Гегеля и Маркса ...

Специфика этих методов состоит в активном использовании неформальных факторов, интересов личности, социальных группы, общности в процессе управления. С социологической точки зрения главным при применении этих методов является степень их влияния на социальные компоненты: статус, положение, роль индивида.

4. Управленческий цикл, управленческое решение.

Управленческий цикл содержит четыре функ­ции — планирование, организацию, мотивацию и контроль. Данные функции охватывают все виды управленческой деятель­ности по созданию материальных ценностей, финансированию, маркетингу, управлению человеческими ресурсами и т. д.

Планирование.Эта функция представляет собой, по суще­ству, процесс подготовки решений. Этапы планирования:

Для нормального функционирования система управления должна состоять из замкнутого цикла управления, включающего в себя следующие этапы: • постановку целей; • планирование действий и назначение ответственных за их исполнение; • исполнение намеченных действий; • контроль за результатом; • анализ полученных результатов; • формирование управленческого воздействия; • корректировку планов (целей).

Организация. Функция организации нацелена на упорядоче­ние деятельности менеджера и исполнителей. Это, прежде всего, оценка менеджером своих возможностей, изучение подчинен­ных, определение потенциальных возможностей каждого работ­ника, расстановка сил и т. д. Вся эта организаторская деятель­ность протекает на фоне проявления вполне конкретных структур предприятия.

Мотивация.После проведения подготовительных мероприя­тий менеджер должен обеспечить успешное выполнение работы. С этой целью используются:

а)   стимулирование, т. е. побуждение работников к активной деятельности с помощью внешних факторов (материальное и моральное стимулирование);

б)   собственно мотивирование, т. е. создание у работников внутренних (психологических) побуждений к труду. Главным здесь являются заинтересованность в труде, потребность в трудовой активности, переживание чувства удовлетворения от трудовой деятельности. Для успешного осуществления этой функции управления менеджер должен быть компетентен в различных аспектах коммуникации, обязан развивать в себе соответствующие умения и навыки.

Контроль.Эта функция состоит в подтверждении того, что все идет в соответствии с принятым планом, существующими директивными документами и принятыми принципами управ­ления. Другими словами, контроль — это процесс проверки и сопоставления фактических результатов с заданиями.

5. Технология социального управления

Под технологией управления понимается совокупность методов, приемов реализации управленческих функций, выполнения управленческих операций и их элементов с учетом обоснованных затрат времени. В основе управленческих технологий лежат производственные и информационные потоки. Технологии управления являются важнейшим элементом организационной культуры. Они обеспечивают: 1. установление организационного порядка и рациональной последовательности выполнения управленческих работ; 2. равномерную загрузку, согласованность и единство действий персонала; 3. принятие решений на максимально низких уровнях; 4. ограничение субъективного влияния на этот процесс вышестоящих руководителей. При этом технологии должны быть минимально сложными и трудоемкими.

7 стр., 3476 слов

Функция управления в концертной деятельности

... значимость курсовой работы состоит в том, что исследована функция управления концертной деятельностью творческого коллектива. Практическая значимость курсовой работы в том, ... по организации концертной деятельности. Объект. Организация концертной деятельности. Предмет. Функция управления руководителя творческого коллектива Гипотеза. Исследование функции управления творческим коллективом будет ...

6. Социальная диагностика. Социальный мониторинг.

весьма сложный и ответственный вид деятельности специалистов социальной работы. Она требует соответствующего профессионального мастерства, поскольку затрагивает судьбы людей, различных социальных групп. На основе социального диагноза выделяются приоритеты и осуществляется выбор в оказании той или иной социальной помощи. В связи с этим социальный работник должен соблюдать ряд социально-этических требований, принципов диагностики.

Принцип конфиденциальности. Неразглашение результатов социального диагноза без персонального согласия на это лица, которое являлось объектом исследования. Если это дети, то на разглашение результатов обследования обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц.

Принцип научной обоснованности. Результаты анализа должны быть, как минимум, валидными и надежными.

Принцип ненанесения ущерба. Диагностические результаты ни в коем случае нельзя использовать во вред человеку, который подвергся исследованию.

Принцип объективности. Требует, чтобы исследования резюмировались на основе научно обоснованных, объективных данных и никак не зависели от субъективных установок тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами.

Принцип эффективности. Не следует предлагать человеку такие рекомендации, которые по итогам диагноза для него бесполезны, могут привести к нежелательным или непредсказуемым последствиям.

Социальная диагностика — важнейший компонент социальной технологии и сфера деятельности практического социального работника. Технология социальной диагностики включает в себя принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных методов исследования социальных процессов. В основе диагностики лежит проблема анализа и обобщения факторов, характеризующих социальное развитие человека, социальных групп, общества.

7. Социальная экспертиза в управлении.

Особенности прогнозирования социальных явлений и процессов. Существует заметная разница между прогнозированием в рамках естественных и технических наук, с одной стороны, и в рамках общественных наук, с другой. Прогноз погоды, например, может быть установлен с высокой степенью вероятности. Но при этом его нельзя отменить управленческим решением. В небольших пределах человек может сознательно изменить состояние погоды (так, возможна расчистка неба от туч в связи с проведением крупного общественного праздника или стимулирование схода снежных лавин в горах), но это очень редкие случаи противодействия прогнозу. В основном человеку приходится приспосабливать свои действия к погоде (брать зонтик, если ожидается дождь; надевать вещи потеплее, если обещано похолодание, и т. д.).

16 стр., 7869 слов

Стиль управления и стиль руководства: психологическая характеристика

... в которых подчиненные сами принимают решение. Для оценки эффективности каждого из стилей управления Р. Лайкерт предложил рассчитывать либерально-авторитарный коэффициент (ЛАК). ... провел эксперименты, и определил три ставших классическими стили руководства: авторитарный, демократический, нейтральный (анархический). Авторитарный стиль руководства предполагает концентрацию монопольной власти в руках ...

^ Специфика же социального прогноза состоит в том, что предвидение социальных явлений и процессов и управление ими тесно связаны. Спрогнозировав нежелательный социальный процесс, мы можем его остановить или так видоизменить, что он не проявит своих отрицательных качеств. Спрогнозировав позитивный процесс, мы можем активно содействовать его развитию, способствовать его расширению по территории действия, охвату людей, длительности проявления и т. д.

Социальное нововведение обладает спецификой в ряду других нововведений: если в научно-технической, экономической сферах смысл нововведения — достижение большей эффективности, то в социальной сфере установление эффективности проблематично.

8. Факторы риска в социальном управлении

Объектами социального проектирования являются социальные системы, социальные процессы и отношения. В отличие от проектирования технического, которое, как правило, носит прототипный, детерминированный характер, устанавливающий функциональные взаимосвязи вход – выходных параметров, социальное проектирование обусловлено внешними и внутренними возмущающими факторами, имеющие стохастическую природу. При указанной специфике разработка алгоритма управления как техническими, так и социальными проектами универсальна, предполагает учет динамических параметров объекта проектирования. Динамические характеристики объекта определяют его движение (или поведение) в переходном процессе – от одного установившегося состояния к другому. В техническом проектировании эти динамические характеристики являются для каждого канала передачи воздействия постоянными, либо зависимыми от величины управляющего воздействия. Следствием этого является возможность создания или синтезирования заданного алгоритма управления. При проектировании социальных объектов динамика социальных взаимодействий в системе между вход-выходными параметрами, как правило, описываются системой нелинейных дифференциальных уравнений, получаемых из рассмотрения взаимовлияния возмущающих факторов. Получаемая система имеет нестационарный характер и может рассматриваться как с позиций устойчивости, так и при помощи вероятностных методов. Более того, известно, что нелинейные уравнения обычно имеют множество типов решений. Поэтому в любой момент времени может возникнуть новый, несводимый к прогнозируемому, а в точках смены типов решений – в точках бифуркации – возможна смена пространственно-временной организации объекта. Другая особенность социального проектирования состоит в том, что целевая функция (выходные параметры объекта) характеризуется в большинстве случаев не количественными, но качественными признаками. Поэтому логично выделять из множества состояний объекта наиболее значимые параметры с заданными показателями надежности. Как известно, надежность – величина обратная вероятности ошибки (риска).

9. Культура и стиль управления.

Именно в стиле руководства находит свое отражение культура управления, знания и опыт руководителя. Стиль руководства оказывает существенное влияние на психологический климат коллектива. Стиль так тесно связан с личностью руководителя, его культурой управления, что его часто называют почерком управленческой деятельности менеджера.

17 стр., 8073 слов

Взаимосвязь стилей руководства и представления руководителя о конфликте

... (стили, стили руководства, конфликт, конфликт в организации и т.д.) Описание взаимосвязи стиля руководства и представления руководителя о конфликте. Проведение экспериментальной части работы, интерпретация полученных данных и оформление выводов. Объектом исследования являются руководители ...

Существует несколько классификаций стилей управления. Наиболее известной из них является классификация, выделяющая автократический, демократический и либеральный

Автократический (директивный) стиль руководства в своей основе имеет авторитарность лидера. Характеризуется централизацией власти, приверженностью к единоначалию, преувеличением роли руководителя. Руководитель обычно сам решает все вопросы, не учитывает мнение других, чрезмерно требователен к подчиненным: ограничивает их инициативу и самостоятельность. Руководство осуществляется не методами разъяснения, а методами принуждения. Эффективность такого стиля, весьма низка, так как для руководства подчиненными здесь используется лишь страх потерять работу или внешние вознаграждения.

Демократический стиль руководства характеризуется партнерскими отношениями в коллективе, привлечением подчиненных к подготовке, и обсуждению управленческих решений по основным направлениям деятельности коллектива, взаимным распределением прав и обязанностей, развитием самостоятельности и инициативы подчиненных при выполнении принятых решений, расширением взаимного контроля, исключением навязывания своей воли подчиненным со стороны руководителя.

Либеральный стиль характеризуется тем, что руководитель старается не вмешиваться в работу своих подчиненных, не требует ответственности за невыполнение задач исполнителями, пускает работу на самотек, не желая принимать на себя ответственность. Иногда этот стиль называют «попустительским».

Стиль руководства чаще всего не может быть выбран, он является функцией многих аргументов, зависит от следующих факторов и условий:

• господствующего стиля управления отраслью, регионом, страной;

•      стиля работы вышестоящих руководителей;

•      уровня управления;        

•      подготовленности руководителя к работе на занимаемой должности;

•      индивидуальных особенностей руководителя, (темперамента, характера,  знания, опыта и др.);        

•      социально-психологических особенностей исполнителей;

•      уровня развития коллектива;

•      социальных, демографических; материальных, природных и других условий;

•      стиля работы в аналогичных организациях, подразделениях;

     С помощью стиля руководства можно значительно улучшить, работу организации, подразделения, однако можно и существенно ухудшить.

Следует помнить, что не существует универсального стиля управления,одинаково подходящего для осуществления руководства разными людьми. Хороший руководитель это хороший психолог,  который в нужный момент выбирает тот стиль управления, который в наибольшей мере отвечает требованиям конкретной управленческой ситуации.

10. Гендерный аспект управления

При выборе стиля руководства и женщины, и мужчины демонстрируют достаточно разные модели деловых стратегий, которые опираются не на полоролевые особенности, а на требования эффективности. При этом необходим поиск моделей сочетания мужского и женского типов лидерства в управлении фирмой.

10 стр., 4802 слов

Анализ стиля руководства и лидерских характеристик руководителя организации

... и источников для написания дипломной работы содержит 45 наименований. 1. Теоретические основы стилей руководства и личных качеств руководителя предприятия 1.1 Роль руководителя в системе управления организацией В условиях становления российского ...

Сопоставление данных, полученных при анализе эффективности руководства, осуществляемого мужчинами и женщинами, позволяет утверждать, что при сравнении успешности мужчина более «эффективен» при постановке целей организации и по параметру лидерских качеств.

С другой стороны, женщина «эффективнее» в сфере мотивации персонала, коммуникации и при принятии решений – она с большей пользой использует знания и потенциал сотрудников для анализа альтернатив. Что касается контроля, то мужчины и женщины реализуют его одинаково успешно. Вывод напрашивается однозначный: потенциалы преимуществ мужчин и женщин-руководителей дополняют друг друга.

Оптимальная, с точки зрения эффективности, демографическая структура организации предусматривает одинаковое количество женщин и мужчин на всех уровнях управления.

И все же, структура современного общества до сих пор патриархальна: высокооплачиваемой и престижной работой, как правило, занимаются мужчины. Статистика свидетельствует, что за одинаковую с мужчиной работу женщина получает меньше, причём не только в России, но и в большинстве других стран мира.

Доступ к профессиональным занятиям и карьере, возросший для женщин по сравнению с началом XX века, пока ещё имеет количественное измерение и зачастую не приводит к необходимым качественным сдвигам. Речь идёт не столько о завоевании статусных позиций в иерархических структурах управления производством, сколько о существенном изменении самого его характера. В то же время домашним хозяйством занимается, как правило, женщина, что означает двойную нагрузку.