Самарский филиал Государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования города Москвы
“Московский городской педагогический университет”
Кафедра общей и социальной психологии
Приемы развития памяти.
Курсовая работа
студентки 3 курса
психологического факультета
Полухиной Ю.Н.
Научный руководитель
Жарикова Т.П.
Самара 2008
Содержание:
Психология взаимоотношений между руководителем и подчиненным
... начинается с осознания своей подчиненности более высокому начальнику. При осознанном подчинении руководитель оказывает доверие своим подчиненным, проявляет к ним уважительное отношение, а ... Как известно, еще А.В. Суворов, великий русский полководец, составил следующий кодекс качеств для руководителя (командира): весьма смел – без запальчивости; быстр – без опрометчивости; деятелен – ...
Введение ………….3
- Общее понятие о памяти …………5
- Виды и типы памяти …………7
- Характеристика процессов памяти ………….12
- Индивидуальные различия памяти у людей ……..….17
- Приемы развития памяти ……..….19
- История развития проблемы памяти в психологии …….….24
Заключение …….….27
Список использованной литературы …….….28
Введение:
В древнегреческой мифологии богиню памяти звали Мнемозиной. Верховный бог Олимпа Зевс, очевидно, не случайно выбрал Мнемозину в жены. Ведь что делать без памяти? Шагу ступить нельзя!
С кем не бывало: ищешь крайне необходимую вещь, а найти никак не можешь – забыл, куда положил. Или встретил человека на улице, руку крепко пожимаешь, улыбаешься, а про себя мучительно думаешь: “Где я его видел? Откуда я его знаю?”
Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Память человека – это своеобразный мост во времени. Она черпает информацию из прошлого, обогащает настоящее, хранит факты и превращает их в идеи, позволяет человеку снова и снова приоткрывать дверь в минувшее. Наша жизнь целиком и полностью основывается на тех или иных возможностях памяти. Благодаря ей мы умеем ходить, учиться, отдыхать, общаться, играть. Что бы мы ни делали, наша память так или иначе постоянно работает.
Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.
Мозг и память человека
... 13 1.7. Нейрохимия мозга…………………………………………………….14 1.8. Исследования мозга…………………………………………………..16 Глава 2: «Память человека»…………………………………………………19 2.1. Два вида памяти: кратковременная и долговременная……………….19 2.2. Эффективность ... сферу сознания и поведения. Память свойственна человеку и животным, имеющим достаточно развитую центральную нервную систему. Объем памяти, длительность и надежность хранения ...
Давайте представим на один только миг, что вы являетесь обладателем уникальной памяти, и все, что необходимо запомнить, для вас не составляет большого труда удержать в своей голове. Как хозяин таких необычайных способностей – что вы будете предпринимать и как их использовать? “О! – скажете вы. – Для меня в таком случае откроются потрясающие возможности – я смогу стать интересным собеседником, без труда буду готовится к экзаменам, высоко поднимусь по карьерной лестнице”. Звучит достаточно заманчиво.
Так можем ли мы увеличить свою память и сделать ее более объемной и точной? Можем ли мы научиться помнить в течение долгого времени выученное и быстрее воспринимать новую информацию? Можем ли мы научиться управлять нашими воспоминаниями так, чтобы они появлялись как только в них появляется необходимость? Да, и еще раз да.
В психологических лабораториях были проведены сотни интересных опытов, касающихся свойств памяти. И теперь стало возможным определить важнейшие условия, от которых зависит продуктивность памяти.
Актуальность данной работы обусловлена значимостью рассмотрения проблемы развития памяти: какие условия необходимо создать для развития памяти.
Объект исследования — целенаправленный процесс развития памяти, а предмет — система приемов по развитию памяти.
Цель исследования: теоретическое обоснование системы приемов по развитию памяти.
Проводя научно-педагогическое исследование, решались следующие задачи:
- Изучить различные точки зрения на развитие процессов памяти и ее генетические корни;
- Изучить факторы, влияющие на запоминание;
- Разработать рекомендации по развитию памяти.
Гипотеза исследования: уровень объема памяти повысится, если создать необходимые условия для развития памяти.
Какой важнейший период биологического развития человека начинается ...
... коэффициента интеллекта Е. любые изменяющиеся с возрастом признаки Какой важнейший период биологического развития человека начинается в 6-7 лет у девочек, 7-8 лет у мальчиков ... к логически-оперативному мышлению, истинные волевые акты и социальная адаптация. Развитие внимания и произвольной памяти. Избирательное рисование и перспектива. Какому из возрастных периодов соответствует предложенных ...
Итак, в данной работе мы ставим своей целью реализовать поставленные цели и задачи и дать теоретическое обоснование выдвинутой гипотезе.
1.1 Общее понятие о памяти.
Что же такое память? Этот вопрос интересовал древних людей, и даже в двадцать первом веке не утихают споры по определению памяти.
Изучение памяти началось много веков назад. Первую развернутую концепцию памяти дал гениальный древнегреческий ученый Аристотель в трактате “О памяти и воспоминании”. Согласно Аристотелю, память свойственна и человеку, и животному, воспоминания же – только человеку. Он утверждал, что память является результатом работы сердца, а мозг служит лишь для охлаждения крови. Лишь в шестнадцатом веке фламандский ученый Андреас Везалий показал, что память связана с работой мозга. В настоящее время существует множество определений памяти. Например, по определению Зинченко Т.П. память – это “запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта” [3;306]. Л. Г. Воронин рассматривает память с биологической точки зрения и определяет ее как процесс изменения нервной ткани под влиянием действия раздражителей, результатом которого становится сохранение и запечатление следов нервного возбуждения.
В. А. Крутецкий памятью называет отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал. Мы придерживаемся, определения Столяренко Л.Д., что память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращении в сферу сознания.
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнить и оно безвозвратно утрачивалось.
Внешний вид делового человека 2
... времени,характеру события. Ее нужно уметь правильно носить. Чем светлее костюм, темлучшего качества он должен быть. 2.Внешний вид делового человека Внешнийоблик делового человека – ... пунктуальность, четкость, квалификацию,верность слову и т.п. Именно поэтому к внешнему виду делового человека, егоповседневному костюму (не говоря уже о торжественных случаях) предъявляется многотребований. ...
Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире. У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы.
Память — важнейшая, познавательная функция. Она создает возможность для обучения и развития. Память лежит в основе формирования речи, мышления, эмоциональных реакций, двигательных навыков, творческих процессов. Физиологической основой памяти является образование временных связей, способных восстанавливаться, актуализироваться в дальнейшем под влиянием различных раздражителей. Память обслуживает все виды многообразной деятельности человека. Отсюда и многообразие форм ее проявления. Выполняя ту или иную деятельность, человек может запоминать предметы, явления, их соотношения, движения, мысли и чувства, как свои, так и других людей. Все это — объекты запоминания. Человек может запоминать эти объекты, не ставя перед собой задачи запоминать, а в силу того, что эти объекты его чем-то заинтересовали. Может запоминать и потому, что это ему нужно для каких-то целей, и тогда он ставит задачу запомнить. Запоминаемый материал может потребоваться ему только для обеспечения выполнения данной деятельности, на короткое время, а может быть использован и в других видах деятельности или при повторении данной деятельности в другое время. Тогда его необходимо запомнить надолго. Соответственно во всех этих случаях будут иметь место и разные виды памяти. Итак, рассмотрим виды и типы памяти.
1.2 Виды и типы памяти.
Чтобы охарактеризовать память человека, недостаточно сказать, что она хорошая или плохая. Память может быть хорошей по отношению к одним объектам и плохая относительно других. Существуют бесчисленные оттенки различий памяти. Существенно знать ее специфические качества и особенности.
В качестве наиболее общего основания для выделения в памяти различных видов выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. При этом отдельные виды памяти дифференцируются в соответствии с тремя основными критериями.
Память и её виды 2
... природы человеческой памяти, её структура имеханизм запоминания. Предмет исследования:Влияние деятельности на неправильное запоминание. Гипотеза исследования: Непроизвольное запоминание может быть как продуктомтекущей деятельности, так и ... Они сохраняются и вотсутствии этих предметов и явлений в виде представлений памяти. Важнейшая особенностьпсихики состоит в том, что отражение внешних воздействий ...
По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.
Двигательная память связана с запоминанием и воспроизведением движений, с формированием двигательных умений и навыков в игровой, трудовой, спортивной и других видах деятельности человека.
Эмоциональная память — память на чувства. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Человек, которого сильно испугала выскочившая из подъезда собака, еще долго будет вздрагивать, проходя мимо (память страха, стыда и т.п.).
Словесно-логическая память – память на мысли, суждения, умозаключения. В ней закрепляется отражение предметов и явлений в их общих и существенных свойствах, связях и отношениях. Словесно-логическая память – это специфически человеческая память, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным.
Образная память связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств и наглядно данных связей и отношений между ними. В зависимости от того, какой анализатор принимал наибольшее участие в формировании образа, можно говорить о пяти подвидах образной памяти: зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. Психика человека ориентирована, прежде всего, на зрительную и слуховую память, отличающиеся у него большой дифференциацией (особенно “память” на лица, ситуации и т.п.).
Обонятельную, осязательную и вкусовую память можно в известном смысле назвать “профессиональными” типами памяти: как и соответствующие ощущения, они особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности субъекта.
Вторым критерием деления памяти на виды является характер целей деятельности. В соответствии с этим критерием выделяют память непроизвольную и произвольную. О непроизвольной памяти говорят тогда, когда человек запоминает и воспроизводит материал, не ставя перед собой специальной цели что-либо запомнить или припомнить. Она является продуктом и условием осуществления познавательных и практических действий. В тех случаях, когда человек ставит перед собой мнемическую цель, говорят о произвольной памяти. Непроизвольная память является генетически первичной: ее формирование предшествует формированию произвольной памяти.
Имеются и определенные различия в содержании материала, запоминаемого непроизвольно и произвольно. Непроизвольная память более тесно связана с интимной, эмоциональной и смысловой сферой человеческой жизни. В непроизвольной памяти фиксируется смысл событий. Этот вид памяти относительно безразличен к форме. Последняя в непроизвольной памяти может трансформироваться в достаточно широких пределах. В то же время смысл события удерживается точно и прочно. По-видимому, многие неосновательные по самонаблюдению, но по существу точные прогнозы и оценки, касающиеся тех или иных событий, имеют своим источником сохранение смысла и забывание формы, а порой и содержания прошлых событий.
Мнемонические процессы (память: запоминание, сохранение, забывание, ...
... с его интеллектуальной деятельностью и перцептивными процессами. Образы памяти именуются представлениями. Что же такое память? Память - процесс ... определенный интерес, однако были применимы исключительно к материалу, который не имел логической организации. В ... мнемической функцией. Запоминание, припоминание, воспроизведение, узнавание, которые включаются в память, строятся на этой основе, но ...
Произвольная память связана не столько с интимным миром человека, сколько с кругом его трудовых и социальных обязанностей. Этот вид памяти не безразличен к форме, основное в нем – не столько выделение личностного смысла событий, сколка их значения и формы. Доведенная до абсурда произвольная память, например при зубрежке, безразлична не только к смыслу, но и к значению событий. Следовательно, непроизвольный и произвольный виды памяти ориентированы на выделение различных информативных признаков, содержащихся в одних и тех же событиях.
Непроизвольная и произвольная память образуют единую систему. Системный анализ памяти показывает, что все ее процессы могут выступать как в произвольной, так и в непроизвольной форме в зависимости от стоящей перед субъектом задачи. Произвольная форма памяти, для которой характерна сознательная установка субъекта на будущее воспроизведение, выполняет в структуре познавательной деятельности организующую функцию, направляя все познавательные процессы на достижение мнемической цели. Непроизвольная форма памяти включена в структуру целенаправленной деятельности как способ достижения познавательных или практических целей.
Третьим критерием деления памяти на виды является время закрепления и сохранения материала. В соответствии с этим критерием различают память кратковременную и долговременную. Долговременная память – наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. Все, что удерживается на протяжении более чем нескольких минут, очевидно, должно находиться в долговременной памяти. По словам Р. Солсо, долговременная память позволяет нам жить в двух мирах одновременно: в прошлом и настоящем, и таким образом позволяет разобраться в нескончаемом потоке непосредственного опыта.
Основной функцией долговременной памяти является предвосхищение, т.е. направленность на будущие события высокой вероятности и перенос благоприятных реакций на один и тот же стимул из прошлого в будущее. Это свойство позволяет организму осуществлять принцип экономии усилий на основе отбора и долговременной фиксации существенных реакций и вызывающих их стимулов. В данном случае процесс отбора и фиксации предполагает способность долговременной памяти “сжимать масштаб времени”, т.е. воспроизводить последовательность событий, развертывающихся за макроинтервалы времени.
Деятельность педагога-психолога в коррекционной школе-интернате
... ул. Светлова, д. 80. Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, ... тифлоприборами и специальным оборудованием; используется специальный дидактический материал и особые средства наглядности, позволяющие расширить рамки ... 296с. 3.Уотсон Д. Удерживание видимых телесных навыков, или "память" / Д. Уотсон.- М.: ЧеРо, 2000г-269с. 9.03.2013 ...
Таким образом, долговременная память — это:
- отражение процессов длительного порядка;
- такая фильтрация событий, детерминантом которой является степень общности, повторяемости событий;
- такая фиксация опыта, которая абстрагируется от несущественных признаков и отражает лишь связи, существенные для целенаправленного поведения субъекта.
Главный источник трудностей, связанных с долговременной памятью, — это проблема поиска информации. Количество информации, содержащейся в долговременной памяти, очень велико, и поэтому извлечение из нее сведений, необходимых в данный момент, сопряжено с серьезными трудностями. Тем не менее отыскать необходимое удается быстро. Даже в такой деятельности, как чтение, для интерпретации значений символов печатного текста приходится непосредственно и немедленно обращаться к долговременной памяти.
В отличие от долговременной основная функция кратковременной памяти – первичная ориентировка в окружающей среде. Функция первичной ориентировки предполагает отражение пространственно-временной структуры среды в конкретный момент времени и анализ степени многообразия параметров внешнего мира.
Можно выделить следующие характеристики кратковременной памяти:
- отражение быстро изменяющихся процессов;
- фильтрация событий не по существенным взаимосвязям, а по степени качественного многообразия, также существенного для организма;
- фиксация такого числа параметров, которое предполагается конечным. Кратковременная память как поставщик материала для долговременной памяти должна реагировать не только на значимость сигнала, но и на его новизну.
Вместо термина «кратковременная память» в литературе нередко употребляются различные его синонимы: «мгновенная», «первичная», «немедленная», «краткосрочная память». Некоторые авторы, однако, в качестве одного из таких синонимов используют и термин «оперативная память», стремясь подчеркнуть им не временной, а «деловой» характер той же кратковременной памяти. Между тем за этим термином в советской психологии закрепилось другое содержание.
Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Участие оперативной памяти можно обнаружить в любом виде деятельности. Например, письмо по образцу (списывание) включает целый ряд умений и навыков и определяется особенностями функционирования ряда психических процессов. Работа памяти составляет одно из условий успешного выполнения этой деятельности. При этом в работе памяти можно выделить две функции. Одна из них связана с долговременной памятью, то есть с использованием прошлого опыта и запоминанием на длительное время какой-то части материала в ходе осуществления деятельности. Другая функция, связанная с работой оперативной памяти, выражается в запоминании определенных кусков текста и их сохранении в течение небольшого отрезка времени. Куски материала, которыми при этом оперирует человек, могут быть различными.
11. Демонстрационный материал
... программам дошкольного образования. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного ... педагогических кадрах, повышении их квалификации, аттестации Материал по аттестации педагогов Диагностический материал Материалы методических дней: «Использование здоровьесберегающих технологий специалистами ...
В оперативной памяти образуется «рабочая смесь» из материалов, поступающих как из кратковременной, так и из долговременной памяти. Пока этот материал функционирует, он остается в ведении оперативной памяти. Как только работа прекратилась, он либо возвращается или поступает на хранение в долговременную память, либо забывается.
Различные виды памяти, выделенные в соответствии с разными критериями, выступают в органическом единстве. Так, словесно-логическая память в каждом конкретном случае может быть либо кратковременной, либо долговременной. Различные виды памяти, выделенные по одному и тому же критерию, также взаимосвязаны. Так, кратковременная память и долговременная память по существу представляют собой две стадии единого процесса: процессы памяти всегда начинаются с кратковременной памяти.
Эффективность памяти зависит от ряда факторов, среди которых важное место принадлежит развитию ее основных процессов. Итак, перейдем к рассмотрению характеристики процессов памяти.
1.3 Характеристика процессов памяти.
Память не представляет собой чего-либо однородного: она заключает в себе ряд сложных процессов. Это запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание и реминисценция.
Запоминание – “процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с уже приобретенным ранее. Физиологическую основу запоминания составляет условный рефлекс как акт образования связи между новым и ранее закрепленным содержанием. Запоминание есть закономерный продукт действия субъекта с объектом. Характеристики запоминания того или иного материала определяется мотивами, целями и способами деятельности личности” [3;298].
В соответствии с целями деятельности различают непроизвольное и произвольное запоминание.
Непроизвольное запоминание – процесс запоминания, протекающий на фоне деятельности, направленной на решение не мнемических задач. Непроизвольное запоминание не является специальным целенаправленным действием. Оно представляет собой побочный результат деятельности, направленной на выполнение каких-либо других задач. Это запоминание является ранней генетической формой памяти, на которой избирательность памяти определяется самим ходом деятельности, а не активным использованием включенных в нее средств и способов, оно предшествует формированию произвольной памяти.
Произвольное запоминание – “процесс запоминания, осуществляющийся в форме сознательной деятельности, имеющей мнемическую направленность и включающей совокупность специальных мнемических действий. Среди условий продуктивности произвольного запоминания центральное место занимает использование его рациональных приемов. Один из важнейших приемов – составление плана запоминаемого материала. Большое значение имеют сравнение, классификация, систематизация материала. Необходимым условием прочности произвольного запоминания является повторение” [3;310].
Запечатление и запоминание проявляются в узнавании и воспроизведении.
Воспроизведение — процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную. Физиологической основой воспроизведения является повторное возбуждение (оживление) следов ранее образованных нервных связей такими раздражителями, которые прямо или косвенно связаны с тем, что воспроизводится. Воспроизведение бывает непроизвольным или произвольным. При непроизвольном воспроизведении человек не ставит специальной цели припомнить что-либо; оно вызывается содержанием той деятельности, которую человек осуществляет в данный момент, хотя она и не направлена на воспроизведение. Произвольное воспроизведение называется припоминанием. Показателем, характеризующим воспроизведение, является время воспроизведения – одна из форм времени реакции. Время воспроизведения – это интервал между стимулом и ответной речевой реакцией. Установлено, что время воспроизведения зависит от длительности интервала между заучиванием и воспроизведением. С увеличением этого интервала время воспроизведения увеличивается.
С. Л. Рубинштейн рассматривает еще один вид восприятия – воспоминание – представление, отнесенное к более или менее определенному моменту в истории жизни человека. Этот процесс неразрывно связан с формированием личности. Лишь благодаря воспоминанию, по словам Рубинштейна, мы не оказываемся отчужденными от самих себя, от того, чем мы сами были в предшествующий момент нашей жизни. Эта специфически человеческая память является исторической памятью, в которой выражается единство нашего личностного сознания. Всякое расстройство личности, доходящее в крайних своих формах до ее распада, всегда связано с амнезией, расстройством памяти.
Узнавание является одним из основных процессов памяти. Процессы узнавания функционально отличаются от процессов воспроизведения. Узнавание предполагает наличие объекта, начинается с него, а воспроизведение предполагает поиски объекта. В то же время узнавание – это и восприятие, но в отличие от первичного восприятия узнавание – всегда повторное восприятие. Узнавание бывает разным по степени своей определенности, четкости и полноты. Оно может осуществляться как непроизвольный или как произвольный процесс. Обычно, когда узнавание является полным, ясным, определенным, оно осуществляется как одномоментный непроизвольный акт. Непроизвольное узнавание включается в повседневную жизнь и деятельность человека. В случаях недостаточно полного узнавания оно может приобретать сложный произвольный характер. Узнавание может происходить в нескольких планах. Самая элементарная первичная его форма – это более или менее автоматическое узнавание в действии. Эта первая ступень узнавания проявляется в виде адекватной реакции на первичный раздражитель. Следующей ступенью являются формы узнавания, которые связаны с чувством знакомости, без возможности, однако, отожествления узнанного предмета с ранее воспринятым. Третьей ступенью узнавания является отожествление предмета.
Узнавание, с одной стороны, совершается внутри восприятия (в отличие от репродукции представлений) и вместе с тем оно в своей развернутой форме – акт мышления. Оно упирается в восприятие, с одной стороны, и в мышление – с другой. Сам процесс узнавания может протекать по-разному: в одних случаях он совершается на основе представлений или воспоминаний о конкретной ситуации, в которой был в прошлом воспринят этот или аналогичный предмет; в других – узнавание носит генерический характер, опираясь на понятие о соответствующей категории предметов.
Заученный материал может быть более или менее воспроизведен впоследствии, что обеспечивается его сохранением в памяти. Сохранение само по себе прямо не наблюдается, но действие его обнаруживается по позднейшему воспроизведению или узнаванию либо по тому факту, что материал, кажущийся забытым, требует для доучивания меньше времени, чем это необходимо было для первоначального заучивания. Воспроизведение, узнавание и доучивание являются тремя экспериментальными проверками сохранения. Из них наименее адекватный показатель сохранения – воспроизведение, так как часто то, что не вспоминается в данный момент, все еще сохраняется; это доказывается более поздним его воспроизведением. Ослабление сохранения с течением времени называется забыванием, восстановление забытого – реминисценцией.
Забывание – “процесс ослабления связей того или иного материала с прошлым опытом субъекта, обусловленный выпадением этого материала из деятельности. Забывание проявляется в невозможности припомнить или узнать либо в ошибочном припоминании и узнавании. Физиологическая основа забывания – торможение временных нервных связей. Основная закономерность забывания состоит в быстром его ходе непосредственно после заучивания и замедлении процесса с увеличением интервала, т.е. с течением времени забывание становится все более постепенным. Забывание зависит также от содержания, объема материала, его эмоциональной окраски. Забывание оказывается тем более глубоким, чем реже данный материал включается в деятельность субъекта. Включение материала в деятельность – надежное средство борьбы с забыванием” [3;298].
Забывание, как и запоминание, имеет избирательный характер. Оно зависит и от не всегда осознанных самим человеком установок, выражающих специфическую направленность личности. Забывается то, что перестает для человека быть существенным, важным, а иногда то, что идет вразрез с его стремлениями.
Сохранение – это не пассивное хранение материала, не простое его консервирование. Сохранение – динамический процесс, совершающийся на основе определенным образом организованного усвоения, включающий более или менее выраженную переработку материала, его реконструкцию, т.е. участие различных мыслительных операций (обобщения, систематизации и пр.).
Этот процесс имеет свою динамику, при разных условиях различную. Она может выразиться не только в убыли, в более или менее быстром забывании; в некоторых случаях последующие воспроизведения могут оказаться более полными, чем предыдущие. Уже в силу этого не приходится понимать сохранение как простое консервирование. Оно включает освоение и овладение материала, его переработку и отбор, обобщение и конкретизацию, систематизацию и детализацию. Сохранение материала в памяти зависит от времени. Оно имеет избирательный характер, являясь функцией участия материала в деятельности субъекта. Материал, связанный своим содержанием с потребностями человека, с целью его деятельности, лучше сохраняется в памяти. В процессе сохранения в памяти материал подвергается определенным качественным изменениям, приобретая более обобщенный характер.
Реминисценция – воспоминание первоначально забытого. Проявляется в том, что отсроченное воспроизведение бывает более полным, нежели то, которое осуществляется сразу после запоминания. Реминисценция чаще обнаруживается при запоминании большого по объему материала. Явление реминисценции встречается чаще у детей, чем у взрослых.
Специальным исследованием реминисценции занималась Красильщикова Д. И. Основные результаты этого исследования сводятся к следующему:
- реминисценция – широко распространенное явление (из 485 индивидуальных опытов реминисценция обнаружена в 40,5% случаев);
- наличие реминисценции существенно зависит от характера заучиваемого материала (в то время как при воспроизведении осмысленного материала сплошь и рядом обнаруживалось улучшение отсроченного воспроизведения, всплывание новых элементов при воспроизведении бессвязного материала наблюдалось лишь в редких случаях);
- реминисценция чаще обнаруживается при свободном изложении смыслового содержания, нежели при буквальном воспроизведении;
- проявление реминисценции зависит и от отношения запоминающего к материалу (она наиболее ярко обнаруживается на таком материале, который вызывает интерес у испытуемого).
Человеку, который занимается развитием памяти, важно знать индивидуальные особенности памяти: это даст ему возможность, с одной стороны, опираться на более сильные стороны памяти, а с другой – целеустремленно работать по совершенствованию слабых сторон памяти. Итак, рассмотрим индивидуальные особенности памяти.
1.4 Индивидуальные различия памяти у людей.
Индивидуальные различия памяти зависят от множества факторов: особенностей высшей нервной системы, характера профессиональной деятельности человека, уровня развития отдельных процессов памяти, особенностей процесса обучения и т.д.
Индивидуальные различия в памяти людей проявляются в особенностях ее процессов, т. е. в том, как осуществляется запоминание и воспроизведение у разных людей, и в особенностях содержания памяти, т. е. в том, что запоминается. Эти двоякие изменения с разных сторон характеризуют продуктивность памяти каждого человека.
Индивидуальные различия в процессах памяти выражаются в скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению.
Все это количественные характеристики памяти. Скорость запоминания определяют числом повторений, необходимых тому или иному человеку для запоминания определенного объема материала. Прочность выражается в сохранении заученного материала и в скорости его забывания. Наконец, готовность памяти выражается в то, насколько легко и быстро человек может припомнить в нужный момент то, что ему необходимо. Указанные особенности памяти определяются условиями ее воспитания, и зависит в первую очередь от того, насколько сформированы у каждого человека рациональные способы запоминания. Они связаны с привычкой к точности и аккуратности в работе, наличием ответственного отношения к своим обязанностям, настойчивостью в их выполнении и т. д. Готовность памяти, кроме того, зависит от систематичности в приобретении и закреплении знаний.
Наиболее распространенной является типология памяти, связанная с оценкой быстроты запоминания и прочности сохранения. Здесь выделяют четыре типа памяти:
- быстрое запоминание сочетается с медленным забыванием;
- медленное запоминание сочетается с медленным забыванием;
- быстрое запоминание сочетается с быстрым забыванием;
- медленное запоминание сочетается с быстрым забыванием.
Оптимальным является первый тип памяти. Представителям второго типа
приходится больше времени затрачивать на заучивание, но при этом материал у них хранится достаточно долго. Представители третьего типа быстро запоминают, но, удовлетворившись быстрым запоминанием, они обычно не повторяют материал и это приводит к ухудшению сохранения его, снижению продуктивности памяти. Этих людей необходимо ориентировать на своевременное повторение с целью повышения прочности сохранения. Наиболее низкой продуктивностью отличается четвертый тип памяти. Представители этого типа тратят много времени на запоминание, но быстро забывают заученное. Это может быть следствием пробелов в знаниях, но может быть следствием перенесенных мозговых заболеваний. Люди с такими особенностями нуждаются в регулярной помощи. Их надо учить преодолевать недостатки в памяти, правильно организуя заучивание и повторение.
Существуют и качественные различия памяти. Они касаются как доминирования отдельных видов памяти — зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и других, так и их функционирования. В соответствие с тем, какие сенсорные области доминируют, выделяют следующие индивидуальные типы памяти: зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную и разнообразные их сочетания. Наибольшего развития у человека обычно достигают те виды памяти, которые чаще всего используются. Большой отпечаток на этот процесс накладывает профессиональная деятельность.
Много интересных фактов, касающихся памяти человека, было установлено в исследованиях, авторы которых руководствовались гештальттеорией памяти. Один из них был открыт Б.В. Зейгарник и получил название эффект Зейгарник. Он состоит в следующем. Если людям предложить серию заданий и одни из них позволить довести до конца, а другие прервать незавершенными, то оказывается, что впоследствии испытуемые почти в два раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания. Объясняется данное явление так. При получении задания у испытуемого появляется потребность выполнить его, которая усиливается в процессе выполнения задания. Эта потребность полностью реализует себя, когда задание выполнено, и остается неудовлетворенной, если оно не доведено до конца. В силу связи между мотивацией и памятью первая влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных заданий.
1.5 Приемы развития памяти.
Способы и приемы, позволяющие достигнуть результатов, намного превышающих возможности памяти человека, одаренного природой, объединены искусством укрепления памяти, или другими словами – мнемотехникой.
Слова “мнемотехника” и “мнемоника” обозначают одно и то же – технику запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.).
Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг до н. э. и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.
Мнемотехника существует очень давно, и многие методы и приемы буквально встроены в нашу жизнь. Каждый человек в течение жизни вырабатывает для себя свою собственную систему запоминания. Благодаря визуализации информации даже ребенок, не умеющий читать, знает, что для записи информации на дискету необходимо кликнуть по значку дискеты. Дорожные знаки – это тоже яркий пример внедрения мнемотехники в повседневную жизнь. На больших скоростях человек не способен воспринимать текстовые сообщения. Дорожные знаки же, которые по существу являются символами тех или иных правил, воспринимаются быстро.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Овладение мнемотехникой – это овладение инструментальным навыком. Обучение мнемотехнике можно сравнить с обучением машинописи, стенографии. Очевидно, что для формирования навыка необходимо выполнять упражнения. Без упражнений освоить мнемотехнику нельзя.
Что могут дать навыки мнемотехники?
Во-первых, появится возможность хранить информацию у себя в голове, а не в записной книжке. Во-вторых, в процессе запоминания можно будет значительно экономить время, так как сам процесс полностью контролируется. В-третьих, то, что было запомнено, не будет нуждаться в повторении. В-четвертых, постоянно будет тренироваться внимание и мышление.
1.Развиваем свою внимательность.
Внимание как психическое явление занимает особое место в жизни человека. При любом роде деятельности человек должен включать в обязательном порядке свое внимание. Внимание – основное свойство познания. Чтобы контролировать свое внимание, нужно развить способность к сосредоточению. Для совершенствования памяти это играет огромную роль.
Упражнения, позволяющие развить внимание и быструю сосредоточенность:
а) “Словесные лабиринты” [4;262].
б) “Лабиринт в саду Роуза Болла” [9;26].
в) “Мозговой ящик” [15;64].
г) “Радио” [15;65].
2. Развиваем зрительную память.
Большую часть информации из внешнего мира человек получает зрительно. Безусловно, необычайно важно уметь видеть. Однако больше всего нам помогает правильно осмыслить окружающий мир целенаправленная активность. Для развития зрительной памяти рекомендуются такие упражнения:
а) “Метод Айвазовского” [4;122].
б) “Спички” [4;123].
в) “Любовь к жизни” [9;13].
3. Развиваем двигательную память.
Двигательная память во многом определяет координацию, меткость и ловкость наших движений. Без нее нельзя научиться водить машину, достигнуть успехов в спорте. Обычно свои движения человек контролирует зрением. Контроль подобного рода – не единственно возможный, ведь глаза можно освободить от этой работы и переключит на что-то более важное, движение можно контролировать без помощи глаз, однако это возможно только при хорошо развитой двигательной памяти. Упражнения для тренировки двигательной памяти:
а) “Направление движений” [4;87].
б) “Расстояние движений” [4;88].
в) “Угол поворота сустава” [4;89].
4.Запоминаем последовательности.
Необходимость в запоминании последовательностей довольно часто встречается в повседневной жизни. Самым распространенным примером может послужить последовательность слов в докладе. Также всегда будет полезно запомнить, а не записать, любой список или перечень. Распространено довольно большое количество всевозможных приемов и способов, используемых для запоминания последовательности. Перечислим самые популярные:
а) “Укладывание чемодана” [15;135].
б) “Метод цепочки” [15;71].
в) “Метод Цицерона” [15;92].
5. Запоминаем цифровую информацию.
Одним из видов абстрактной информации, с которой нам приходится часто сталкиваться в повседневной жизни, являются цифры. Работать с ними становится гораздо удобнее и легче, если цифры превратить в конкретную информацию. В таком случае каждая цифра обретает четкий образ, и ее можно будет запоминать не сложнее, чем последовательность слов. Для этого существуют различные способы и приемы:
а) “Ассоциации по форме” [15;103].
б) “Ассоциации по опыту” [15;108].
в) “Система Шедд” [15;110].
г) “Цифро-буквенное сочетание” [15;113].
6. Запоминаем иностранные слова.
Любой иностранный язык лучше учить в детстве. Взрослый же человек, серьезно изучая иностранный язык впервые, должен мысленно вернуться к тому времени, когда неудержимо влекло к тайному, необычному. Кто в детстве не изобретал новые слова, не использовал жестовую речь? Сформировав такой эмоциональный настрой, можно двигаться дальше. Упражнения:
а) “Ритм и рифма” [4;233].
б) “Иллюстрации” [9;23].
в) “Буквенные превращения” [4;236].
7. Запоминаем орфографические правила.
а) “Перегруппировка” [4;240].
б) “Укрупнение” [4;241].
в) “Ритмизация” [9;24].
г) “Нестыковочки” [4; 244].
Рассматривая приемы и способы развития памяти, нельзя забывать о факторах, способствующих запоминанию. Что же любит наша память и за счет чего начинает работать лучше?
- Яркость впечатлений.
Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчетливостью и ясностью. Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются. При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты. И наоборот иногда человек многократно сталкиваясь с одним и тем же предметом в течение долгого периода не может его описать или например указать его цвет. Этим и объясняется то, что редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся.
- Интерес к запоминанию.
То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Поэтому не случайно В.С. Щербаков теоретик и практик внешкольной работы с детьми в области изобразительного искусства считал что, первой задачей должно стать воспитание творческого внимания. Творческое внимание – это увлеченность объектом.
- Установка на получение знаний.
Интересный факт, что масса студентов, сдав экзамен по какому-либо предмету спустя пару дней, не могут ничего вспомнить из, казалось бы, хорошо усвоенного материала. Это можно объяснить следующим образом: при подготовке студенты ставят себе определенную задачу (сдать экзамен), а кроме того сосредотачиваются на относительно близкой дате сдачи экзамена, не «программируя» себя на будущее. Таким образом, материал попадает в промежуточную память, не закрепляясь в долговременной, и как только экзамен сдан соответствующая информация утрачивается. Итак, правильная установка – усвоить материал, а не запомнить его для того, чтобы забыть.
- Повторение.
Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго до отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями, которые в течение дня обычно накладываются друг на друга и тем самым мешают запоминанию, отвлекая наше внимание. Это хорошо видно на примере школьников младших классов – ребенок может целый день учить стихотворение, но не может потом рассказать. Однако если он повторит стих перед сном, то рассказать его не составит труда.
- Систематизация материала.
Материал в процессе запоминания должен непрерывно систематизироваться. Здесь особое значение приобретает способность находить в вещах сходство и различие. Для систематизации материала бывает полезно придать ему древовидную структуру.
- Ранее усвоенные знания.
Если по усвоенному материалу имеются предшествующие знания, то он легче будет пониматься и запоминаться. По этой причине после предварительного просмотра информации имеет смысл активизировать все имеющиеся знания в этой области. Необходимо установить наибольшее количество связей с ранее усвоенными знаниями.
- Уверенность в своей памяти.
Уверенность в том, что вы сможете запомнить ту или иную информацию, также способствует самому процессу запоминания. Результат будет в большинстве случаев положительным, только когда в голове сидит мысль — “да, я смогу это сделать”.
Есть так же множество других факторов, которые влияют на память. Это правильный режим дня и работы (учебы); отсутствие монотонности при изучении материала; наглядность в подаче материала; логические и смысловые закономерности. Надо помнить: все, что улучшает здоровье и самочувствие, повышает и продуктивность памяти.
1.6 История развития проблемы памяти в психологии.
Известно, что проблеме развития памяти в отечественной и зарубежной психологии уделялось немало внимания.
Вопросы психологии памяти, получившие наиболее раннюю в истории развития психологии экспериментальную разработку, долгое время оставались предметом теоретических столкновений разных концепций.
Среди коренных вопросов психологической науки память занимала неоднозначное место в отдельные периоды истории психологии. Иногда вопросы памяти выдвигались на передний план в формировании общей психологической теории, например к классической ассоциативной и, позже, в бихевиористической психологии. Представителями ассоциативной психологии были сделаны первые попытки экспериментального изучения памяти (работы Г. Эббингауза, 1885; Г. Мюллера, 1911-1915; А. Пильцеккера, 1980).
А психологи бихевиористического направления обогатили науку ценными фактами, характеризующими зависимость продуктивности запоминания от различного рода установок, мотивов (К. Ховланд, 1940; Э. Гилфорд, 1934; Э. Толмен; Дж. Миллер).
В других случаях ее оттеняли вопросы восприятия – в гештальт-психологии или мышления – в Вюрцбургской психологической школе.
Коренные изменения в теоретических представлениях о памяти и в ее экспериментальном изучении возникли на основе идеи социальной природы памяти человека и возможности социального управления ее процессами. В работах П. Жане (1928), Л.С. Выготского и А.Р. Лурия (1930), А.Н. Леонтьева (1931), Ф. Бартлетта (1932) процессы памяти начинают толковаться как социальная форма поведения, специфическое социально управляемое действие.
В работе Ф. Бартлетта “О воспоминании” (1932) проводится идея зависимости материала памяти и воспроизведения от интересов личности, определяемых обществом.
Л.С. Выготский и А.Р. Лурия в своей книге “Этюды по истории поведения” (1930) анализируют эволюцию памяти первобытного человека и впервые в истории исследования памяти применяют принцип сравнительно-генетического исследования – сравнение данных фило- и онтогенеза. Авторы отмечают такие особенности памяти первобытного человека, как ее необычайную буквальность, фотографичность. Эти свойства соответствуют особенностям эйдетической памяти, отмечаемой на ранних ступенях развития психики ребенка.
В книге А.Н, Леонтьева “Развитие памяти” (1931) указанные выше положения получили дальнейшее развитие. Эта работа еще более углубила представление о социальной природе человеческой памяти и истории ее формирования в фило- и онтогенезе, раскрыла в эксперименте опосредованный инструментальный характер функционирования памяти.
В отечественной психологии преимущественное развитие получило направление в изучении памяти, связанное с общепсихологической теорией деятельности. В контексте этой теории память выступает как особый вид психологической деятельности, включающей систему теоретических и практических действий, подчиненных решению мнемической задачи – запоминания, сохранения и воспроизведения разнообразной информации.
Начало изучению памяти как деятельности было положено работами французских ученых, в частности П. Жане. Он одним из первых стал трактовать память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и хранение материала.
Понимание памяти как действия явилось самым существенным достижением психологии памяти 20-30-х годов. П.И. Зинченко (1939) писал, что благодаря этому стало возможным исследование не только результатов запоминания, но и самой деятельности запоминания, ее внутреннего строения.
Новым шагом в анализе психологических механизмов памяти явились сравнительные исследования непроизвольного и произвольного запоминания, наиболее полно развернутые в работах П.И. Зинченко(1939,1961) и А.А. Смирнова (1948).
Эти работы реализовали понимание памяти как социальной формы действия в исследовании всех уровней функционирования памяти человека.
В контексте культурно-исторической теории психики, разработанной Л.С. Выготским и его сотрудниками (А.Н. Леонтьев и А.Р. Лурия), было показано, что произвольное запоминание представляет собой действие, реализующееся при помощи вполне реальных – на первых порах внешних, материальных, а затем внутренних, мыслительных, речевых средств и способов.
В 60-х гг. центральной в контексте исследования познавательных процессов стала проблема операционального состава и структуры. В работах П.И. Зинченко, А.А. Смирнова была поставлена задача структурно-функционального анализа процессов, лежащих в основе различных видов запоминания. П.И. Зинченко отмечал, что произвольное запоминание как специальное действие принимает в своем развитии различные формы в зависимости от характера тех компонентов, которые составляют реальное содержание этого действия: предмета, цели, мотива, средства запоминания.
В 1967г. появилась книга У. Найссера, давшая название новому направлению психологической науки – когнитивная психология. Она рассматривает человека как познающую систему и интерпретирует протекающие в этой системе процессы как поэтапную переработку информации по аналогии с переработкой информации в ЭВМ. Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше поведение. Основные направления исследований в когнитивной психологии представил Р. Солсо. Область психологии памяти стала центральной для когнитивного подхода. Вкогнитивной психологии память сравнивалась с библиотекой (Бродбент Д., 1971), хранилищем (Аткинсон Р., 1980) и т. д.
Благодаря когнитивной психологии был сделан значительный шаг вперед. Вклад когнитивной психологии в развитие психологической науки определяется тем, что она расширила сферу исследований, открыла много новых аспектов анализа традиционных психологических проблем, дала полный анализ микроструктуры познавательных действий.
Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к проблемам памяти. Но все эти науки, вместе взятые, расширяют наши знания о памяти человека, взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже заглянуть в это, одно из самых важных и загадочных явлений человеческой психологии.
Заключение.
В настоящее время разработано и на практике используется немалое количество разнообразных систем и методов практического влияния на память человека с целью ее улучшения. Одни из этих методов основаны на регуляции внимания, другие предполагают совершенствование восприятия материала, третьи базируются на развитии у человека способности осмысливать и структурировать запоминаемый материал, пятые – на приобретении и активном использовании в процессах запоминания и воспроизведения специальных мнемотехнических средств, приемов и действий. Все эти методы, в конечном счете, основаны на установленных в научных исследованиях и подтвержденных жизнью фактах связи памяти с другими психическими процессами человека и его практической деятельности.
В данной работе была кратко рассмотрена память: ее определения, основные черты и характеристики, основные виды и механизмы процессов, происходящие в памяти, а также был дан ряд упражнений и рекомендаций по развитию памяти. Мнение автора работы – это то, что, используя упражнения и следуя рекомендациям, представленным в данной работе, можно существенно увеличить свои возможности и еще раз убедиться: что нет людей с “плохой” памятью, есть множество людей, не умеющих своей памятью пользоваться.
Тем не менее, очень важно осознавать, что даже после многолетних исследований механизмы памяти еще не достаточно изучены, и даже те закономерности, которые удалось вывести, не всегда применимы к абсолютному большинству людей. И что любые приемы развития памяти хороши лишь тогда, когда они подходят данному человеку, когда он сам для себя их выбрал, адаптировал, исходя из собственных вкусов и жизненного опыта. Что к изучению человека, особенно когда речь идет о его психике, нужно подходить с достаточной долей смирения и осознания, что каждый человек глубоко индивидуален и очень сложен. Св. Августин когда-то сказал:
“Человек — это великая глубина…
Легче посчитать волосы на его голове, чем чувства, мысли и наклонности его сердца”.
Список использованной литературы:
1. Бьюзен Т. Суперпамять. – Минск: Попурри, 2004.
2. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М.: 1996.
3. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – СПб.: Питер, 2002.
4. Калинина А. Как заставить память работать. – Донецк: Сталкер, 2007.
5. Картер Ф. Большой сборник IQ тестов. – М.: Эксмо, 2007.
6. Козловский А.В. Скорочтение. Современные методы обучения. – М.: БАО, 2004.
7. Лурия А.Р. Маленькая книга о большой памяти. – М.: 1968.
8. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000.
9. Надеждена В. 10 шагов к укреплению памяти. – М.: АСТ, 2006.
10. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
11. Никитина Т.Б. Как развить суперпамять. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006.
12. Первушена О.Н. Общая психология: Методические указания.- Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.
13. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. – М.:1990.
14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2007.
15. Усачев М.В. Лучше, чем суперпамять: эффективные приемы мнемотехники. – Ростов на Дону: Феникс, 2006.