Презентация на тему: 2.Теоретические методологические и естественнонаучные основы психологии

2.Теоретические методологические и естественнонаучные основы психологии

План

1.Теоретические основы психологии.

2.Методологические основы психологии.

3.Естественно-научныеосновы психологии.

Список литературы

Крысько В.Г. Психология в схемах и комментариях к ним. — М.,2000.

Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб, 2000.

Методологические основы

Диалектико-материалистическийподход к пониманию окружающей действительности и психики

Представление о первичности материи и вторичности сознания

Представление о движущих силах развития действительности и психики

Понимание единства внешней (материальной) и внутренней (психической) деятельности

Осознание социальной обусловленности развития психики

Психологическая наука исходит из того, что:

Психика – свойство высокоорганизованной материи, функция головного мозга.

Сущность психики состоит в отражении воздействий предметов и явлений окружающей действительности.

Сознание – высший этап развития психики.Психика, сознание социально обусловлены.

Теоретические основы

Представления о психике как функции головного мозга

Представление о сознании как высшем этапе развития психики

Представления о сущности проявления психики

Понятие о методологии психологии

Представления о методах и методиках изучения психических явлений

Основные функции психики

Основные функции психики

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... действий для своего решения. Онтогенез (анг. ontogenesis)  это развитие психики отдельно взятого организма в процессе его жизни. Онтогенез психики человека – возрастная психология (детство, подростковый, юношеский, молодость, зрелость, пожилой возраст, ...

Отражение

 

Регуляция

воздействий

 

окружающей

 

поведения

действительности

Осознание человеком

и деятельности

 

 

 

своего места

 

 

в окружающем мире

 

Взаимосвязь различных видов движения

Общественная жизнь.

Сознание, психика.

Органическая жизнь.

Химическое движение.

Физическое движение.

Движение элементар-

ных частиц.

Закономерности взаимосвязи различных видов движения

Каждая высшая форма движения основывается на более простой форме, без которой она не могла бы возникнуть.

Каждая высшая форма движения обладает своими качественными особенностями и закономерностями, которые не могут быть выведены из низших форм.

Каждая высшая форма представляет собой сложное единство, в котором присутствуют все низшие формы.

Виды и структура отражения

Психическое – сознание,

самосознание

Физиологическое – предметное

восприятие

Физическое – элементарная чувствительность

О

Т

Р

А

Ж

Е

Н

И

Е

Историческое развитие психики и сознания

СРазвитие социального поведения человека.

Т

А

Д

И

Развитие самосознания человека.Развитие сознания человека.

ИФизиопсихологическое развитие человека в

Р

А

З

В

И

Т

И

Я

процессе труда.

Развитие интеллектуальных действий животных.

Развитие перцептивных процессов животных

Развитие сенсорных процессов животных.

Психическое отражение – самый

сложный и развитый вид отражения

На низших его стадиях психика животных достигает совершенных ее форм, носящих название интеллектуального поведения.

На высшей его стадии сформировалосьсознание и самосознание людей, спе-цифика их проявления в общественной жизни.

Презентация на тему: Для высшей стадии характерны:

Для высшей стадии характерны:

отражение как самоконтроль и самовоспитание;

отражение как путь познания человеком самого себя, своей деятельности и поведения;

отражение как путь познания других;

отражение как путь познания социальной жизни и социальных отношений.

Естественнонаучные основы психологии

Естественнонаучные основы психологии обеспечивают:

знание о взаимосвязях психологии с другими естественнонаучными дисциплинами;

представления о специфике функционирования нервной системы человека;

представления о взаимосвязях нервной системы и психики человека;

знание и учет закономерностей функционирования нервной системы человека;

правильное осмысление рефлексов головного мозга.

Связь психологии с другими естественными науками

 

Биологические науки

 

Физиология

Физиология ВНД

Анатомия человека

 

человека

 

 

 

Физиология труда

Психология

Психиатрия

Психофармакология

Неврология

Психоэндокринология

 

 

 

 

Медицинские науки

 

Естественнонаучной основой психологии является физиология высшей нервной деятельности — учение о закономерностях высших, наиболее сложных форм функционирования нервной системы, в особенности тех, которые связаны с психическим отражением действительности и работы организма, поведением человека.

Физиология ВНД (психофизиология) ставит перед собой следующие задачи:

•изучение нервных структур и центров, деятельность которых связана с психическими процессами и поведением человека;

•исследование физиологических механизмов психической и познавательной деятельности (восприятий, пямяти мышления, эмоций, воли) и поведения;

•изучение безусловных рефлексов и инстинктов человека и животных.

Методологически и экспериментально психофизиология основывается на теории функциональных систем П. К. Анохина, в соответствии с которой психические и физиологические процессы составляют единое целое, в котором отдельные механизмы объединены общей задачей и целью в совместно действующие комплексы, направленные на достижение полезного, приспособительного результата.

Психология опирается на другие естественно-науч-ные дисциплины, например, биологические и медицинские, так как они помогают лучше понять психику.

Представления о взаимосвязях нервной системы и психики человека

Основываются на теории функциональных систем П. К. Анохина, в соответствии с которой психическая и физиологическая деятельность составляют единое целое, в котором отдельные механизмы объединены общей задачей и целью в совместно действующие комплексы, направленные на до- стижение полезного, приспособительного результата. В результате теперь есть все предпосылки для более точного и полного изучения не только деятельности психики, но и самой нервной системы.

Знание и учет закономерностей высшей нервной деятельности человека

Закономерности ВНД позволяют правильно осмыслить особенности функционирования таких сложных психических феноменов, как динамический стереотип, первая и вторая сигнальные системы, функциональные системы психики и акцептор действия.

Правильное осмысление рефлексов головного мозга

Рефлексы головного мозга являются главными механизмами приспособления организма животного и человека к внешней среде.

Рефлексы отличаются следующими особенностями:

они всегда начинаются с нервного возбуждения, вызванного каким-либораздражителем в том или другом рецепторе;

они всегда заканчиваются определенной реакцией организма на

соответствующее раздражение.

Основные связи и взаимодействия психологии и физиологии ВНД

Психология

Раскрытие

 

 

Совместное

нервных

Взаимное

Взаимное

решение

механизмов

использование

использование

теор. и практ.

психических

методов

знания

задач

процессов

 

 

 

 

 

Физиология ВНД

Естественнонаучная теория психической регуляции поведения И. М. Сеченова

Все акты сознательной и бессознательной психической жизни по своей структуре рефлекторны. При этом рефлекс трактовался И. М. Сеченовым не как механический ответ нервного центра на внешний стимул, а как согласование движения с выполняющим сигнальную роль чувствованием.

И. М. Сеченов обосновал новый подход к функциям органов чувств, согласно которому работа рецептора составляет лишь сигнальную половину целостного механизма (анализатора); другую половину образует работа мышц. Сигналы мышечного чувства служат источником информации опространственно-временныхсвойствах среды, являются основой элементарных форм мышления, из которых в процессе онтогенеза возникают высшие формы познавательной активности.

Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности

Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности сложилось под влиянием материалистических традиций русской философии и развивало идеи И. М. Сеченова.

Руководящим для И. П. Павлова являлось представление о рефлекторной саморегуляции работы организма, имеющей эволю- ционно-биологический(адаптивный) смысл.

Центральную роль в саморегуляции выполняет нервная система. Начав с изучения кровообращения и пищеварения, выдающийся российский ученый перешел к исследованию поведения це- лостного организма в единстве внешних и внутренних проявлений, во взаимоотношениях с окружающей средой. Органом, реализующим эти взаимоотношения, служат центры больших полушарий головного мозга — высшего интегратора всех процессов жизнедеятельности, включая психические.

Презентация на тему: В качестве основного акта поведения выступает условный рефлекс, благодаря которому организм приспосабливается к

В качестве основного акта поведения выступает условный рефлекс, благодаря которому организм приспосабливается к изменчивым условиям существования, приобретая новые формы поведения, отличные от прирожденных рефлексов. И. П. Павлов и его ученики всесторонне исследовали динамику образования и изменения условных рефлексов (процессы иррадиации и др.), открыв детерминанты многих психологических явлений.

Теория функциональных систем психики П. К. Анохина

Поведение и рефлекторная деятельность человека должны рассматриваться как целостный, определенным образом организованный процесс, направленный,во-первых,на адаптацию организма к среде и,во-вторых,на активное ее преобразование. В их основе лежит деятельность функциональных систем психики, изученных П. К. Анохиным.

Функциональная система (ФС) — это такая организация

активности элементов нервной системы и органов тела человека, действие которой направлено на достижение полезного приспособительного результата и позволяет продуктивно выполнять задуманное. Достижение приспособительного результата осуществляется с помощью специфических механизмов, из которых наиболее важными являются:

1)афферентный синтез всей поступающей в нервную систему информации;

2)принятие решения с одновременным формированием аппарата прогнозирования результата в виде афферентной модели акцептора

результатов действия;

3)собственно действие;

4)сличение на основе обратной связи афферентной модели акцептора результатов действия и параметров выполненного

действия; 5) коррекция поведения в случае рассогласования реальных и

идеальных (смоделированных нервной системой) параметров действия.