Возрастная психология в системе наук

(возрастная динамика развития личности человека,

его психических процессов и особенностей,

от рождения до старости)

Проверка правильности выводов Новые идеи и проблемы Созревание коры больших полушарий головного мозга.
Педагогика (закономерности воспитания и обучения человека) Развитие нервной системы и органов чувств (биологические особенности возраста) Анатомия Физиология Гигиена
Психические явления как МЕРКА, с которой сопоставляются проявления конкретного человека Понимание того, ЧТО именно и в каком направлении развивается психика человека
Для раскрытия законов психических процессов и свойств личности
Общая психология (факты, закономерности и механизмы психики)
Философия (методологическая основа)

Основные категории психологии развития:

«развитие», «возраст», «периодизация»

Формирование психологических концепций в XX веке связано с попытками создания общих и частных теорий развития психики в онтогенезе. На сегодняшний день существует большое многообразие концептуальных подходов к психологии развития (по данным Б.Ф.Ломова, свыше 21).

Создать единую теорию или привести в определенную классификацию эти теории невозможно, так как у них разные основания. Это свидетельствует о сложности, многомерности проблемы психического развития в онтогенезе. Анализ и системная интеграция разных концептуальных подходов позволили раскрыть: процесс развития, его основные признаки и отличие от других процессов изменения, закономерности и факторы развития, механизм развития.

Развитие — это закономерное изменение всех психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Развитие характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, структур.

Основные признакиразвития (Х.Вернер, Л.С.Выготский):

  • расчленение элемента ранее бывшего единым,
  • появление новых сторон, новых элементов в самом развитии,
  • перестройка связей между сторонами объекта.

Закономерности психического развития (П.Балтес, теория всевозрастного развития):

  • всевозрастное развитие;
  • многонаправленность развития;
  • развитие как «приобретения и потери»;
  • неравномерность и гетерохронность развития;
  • кумулятивность развития;
  • пластичность развития;
  • историко-культурная обусловленность;
  • контекстность как парадигма развития (влияние трех категорий, которые всегда выступают в определенном контексте: возрастные влияния (биологические и средовые), историко-временные (биологические и средовые), индивидуальные (биологические и средовые, личностные);
  • междисциплинарность.

Факторы, определяющие психическое развитие: наследственность, среда, активность

Наследственность — свойство живых организмов воспроизводить свою организацию. Способность жить и развиваться в определенных условиях.

ПРЕДПОСЫЛКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

(НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ПРИРОЖДЕННЫЕ СВОЙСТВА ОРГАНИЗМА)

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

ВЛИЯНИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ

ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ

НАСЛЕДСТВЕННОСЬ ИЗМЕНЧИВОСТЬ
Свойство живых организмов воспроизводить свою организацию. Способность жить и развиваться в определенных условиях Обеспечивать более эффективное приспособление к условиям существования.

НАСЛЕДУЕТСЯ

Видовые и частные признаки: — цвет глаз, форма носа, ушей … — Дыхательная и пищеварительная система. —  Стопа, ее свод. — программа обмена веществ — свойства анализаторных систем — особенности строения нервной системы и мозга (Тип ВНД: подвижность, уравновешенность нервных процессов)

Материальная основа психической деятельности. Развитие внешних психических функций

О действии наследственности говорят следующие факты: свернутость инстинктивной деятельности младенца, длительность детства (возможность для дальнейшего развития), беспомощность новорожденного. Генотипические факторы типизируют развитие — обеспечивают реализацию видовой генотипической программы (прямохождение, речевая коммуникация, универсальность руки, определенное строение мозга).

Вместе с тем они и индивидуализируют развитие. Генетиками установлен полиморфизм, определяющий индивидуальные особенности людей. Так, количество потенциальных вариантов человеческого генотипа составляет 3Х10 (47), а количество живших на земле людей всего 7Х10(10).

Каждый человек-это уникальный генетический эксперимент. Наследуются: внешние признаки, дыхательная пищеварительные системы, программа обмена веществ, свойства анализаторных систем, особенности строения нервной системы и мозга (тип ВНД).

Наследственные факторы являются лишь предпосылками для развития, сами по себе они не образуют внешних психических функций.

Среда — макросреда и микросреда.

ВЛИЯНИЕ СРЕДЫ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Условие жизни

Социальные Экономические Экологические Культурные

МАКРОСРЕДА

(изменяющаяся — принцип историзма)

МИКРОСРЕДА

(изменяющаяся — полигрупповая)

Отношение к ребенку взрослых, сверстников Значимость Характер воспитания

РЕБЕНОК

(его активная деятельность)

К условиям макросреды, влияющим на развитие относят: социальные, экономические, экологические, культурные условия.

Ребенок с макросредой связан через микросреду —отношение взрослых, сверстников, характер воспитания и обучения.

Воспитание и обучение — специально организованные способы передачи общественно-исторического опыта.

Общественно-исторический опыт представлен исторически обусловленными реальностями существования человека: реальностью предметного мира, образно-знаковых систем, социального пространства, природной реальностью (Мухина В.С.).

Развитие человека происходит в окружающем его культурно-историческом пространстве.

Реальность предметного мира — производство употребление вещей создало самого человека и среду его обитания. Человек психологически вошел в него: это не только среда обитания и условие его бытия, с ним связаны чувства и потребности, условия его умственного и личностного развития. Общественное самосознание должно быть ориентировано на духовное развитие. Вещный мир не должен превращаться в фетиш, управляющий сознанием людей.

Реальность знаковых систем — включает в себя средства и способы воздействия на других и средства преобразования собственной психики. Это лексикон, символы, идеология, умонастроения, эмоции общества, карты, приметы, фото. Реальность знаковых систем — национальная ментальность народов. Выступает как условие бытия человека, его психического развития.

Природная реальность -всегда была условием и источником жизни и деятельности человека. Природа представлена в сознании человека как нечто неизменно живое, как источник жизни. Человек рассчитывает на природу как на условие своего бытия и развития (мифологизирует).

Человек вышел сам из природы и является ее частью. Благодаря наукам человек стал строить свои отношения с природой как субъект с объектом. Отчужденный от природы он отчуждается от самого себя. Сохранение способности относиться к природе, как к значимому другому, имеет принципиальное значение для развития человеческой духовности.

Реальность социального пространства — этовся материальная и духовная сторона бытия, включая общение, человеческие деятельности, систему прав и обязанностей. Человек-социум-человек.

В различных подходах и теориях психического развития фактор среды рассматривался по-разному: как определяющий в развитии, и как условие.

Воспитание и обучение:

1. Ж. Пиаже, Инельдер и др. считают, что учитель должен приспосабливать методику к уровню спонтанного развития ребенка, которого он достиг. (В.В. Давыдов показал, что при специальном обучении умственные операции могут развиваться значительно раньше, чем в установленные Ж. Пиаже сроки развития.)

2. Торндайк, Уотсон и др. отождествляют обучение и развитие, т. е. каждый шаг в обучении соответствует шагу в развитии.

3. Дж. Брунер считает, что обучение не зависит от развития. Любому ребенку на любой стадии развития можно преподать любой предмет — все зависит от методики обучения.

4. Л.С. Выготский подчеркивал ведущую роль обучения и воспитания в развитии. Обучение должно идти впереди развития. Он выделил два уровня развития детей: «уровень актуального развития», «зону ближайшего развития».

5. С.Л. Рубинштейн считал, что ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь.

Активность — человеческая активность состоит в изменении обстоятельств и в самоизменении.

В отечественной психологии:

Л.С.Выготский — идеи активности заложены в следующих положениях:

1.Инициатива индивида при обращении к орудию и определение способа его использования свидетельствовали о ненормированной социумом активности — активная роль самого субъекта, обращающегося к орудию в процессе возрастного развития (активное вмешательство человека в ситуацию, активная роль).

2.Существование опосредствованного характера психических свойств человека и знаков, обеспечивающих функцию опосредствования.Таким образом, Выготский показал, как перестраивается психика, усиливая и расширяя систему психической активности.

С 30-х годов принцип активности становится одним из методологических принципов психологии. Происходит разграничение общепсихологического, психологического и социального аспектов изучения активности. Основы биологической активности изучались Н.А.Бернштейном, П.К.Анохиным. В этих работах биологическая активность объясняется взаимодействием организма со средой. В концепции последнего способ организации биологической активности (нейродинамики) детерминируется не внутримозговыми (как у первого) отношениями, а взаимодействием организма со средой, поведением.

Психологическая активность изучалась С.Л. Рубинштейном в контексте деятельностного подхода к личностному развитию: внешние причины действуют через посредство внутренних условий. Деятельность человека как ее активного субъекта обусловливает формирование его сознания, психических процессов и свойств (принцип единства сознания и деятельности — инвариант принципа активности).

Признаки человеческой активности: осознанность, целенаправленность, предметность, орудийность, преобразующий характер и ценность (смысл) для человека и окружающих. На основе анализа концепций зарубежных и отечественных психологов Крупнов «сущность активности личности объясняется внутренним ее движением и самоопределением, исходя из внешних обстоятельств и внутренних возможностей, которыми она обладает».

К.А.Абульханова-Славская — социальная активность представляет собой личностный уровень, способ и качество удовлетворения высших ценностных потребностей личности, которая ищет, создает или преобразует условия их удовлетворения в соответствии с позицией личности, ее ценностями и предъявляемыми к ней требованиями.

Б.Ф.Ломов — активность рассматривается как особое качество субъекта деятельности, состоящее в интеграции его психологических возможностей, способностей, знаний и их направленности на достижение цели.

Признаки активности в детстве: реактивные действия ребенка на внешние стимулы, произвольность, торможение, выражение желаний и потребностей; как простые одноактные движения превращаются в сложную деятельность-игру, рисование, учение; по мере овладения мыслительной деятельностью; выражается в подражательных, исполнительских и самостоятельных действиях.

Активность (внутренняя позиция):

Активность как условие психического развития личности

Имя

Периодизация возрастного развития В.С.Мухиной

Младенчество (0−1)

Ранний возраст (1−3)

Дошкольный возраст (3−7)

Младший школьный возраст (6,7 до 9, 10)

Подростковый возраст (11,12 до 14,15)

Юность (от 15,16 до 21,25)

Взрослость

Поздний (пожилой и старческий) возраст.

Контрольные вопросы:

1. Что является предметом возрастной психологии? Почему о возрастной психологии говорят как о генетической науке?

2. Что входит в понятие «развитие»? Чем отличается развитие от других изменений в объекте («созревания», «роста»)? Каковы основные категории, связанные с процессом развития?

3. Какие основные признаки развития выделяют Х. Вернер и Л.С. Выготский?

4. В каких отношениях находятся категории «развитие», «возраст» и «периодизация»?

5. В работах каких отечественных психологов был сформулирован личностный принцип, требующий исследовать психические процессы и состояния как процессы и состояния личности?

6. Что означает принцип историзма применительно к возрастной психологии?

7. Каковы основные закономерности всевозрастного развития?

8. Влияние каких трех основных категорий испытывает индивид в ходе развивающейся жизни?

9. Какие основные факторы определяют психическое развитие?

10. Что относит В.С. Мухина к условиям психического развития?

11. Что в психике ребенка, по мнению современных психологов, считается наследственным?

12. Можно ли считать, что природная среда, в которой растет ребенок, непосредственно влияет на его психическое развитие? Приведите примеры.

13. Как Л.С.Выготский определял роль биологического и социального факторов в развитии психических функций?

14. Что предполагает современное гуманистическое представление о человеке, как существе экзистенциальном в отношении проблемы развития?

15. Как понимает Б.Ф.Ломов с позиции системного подхода специфическую двойственную роль человека в своем развитии?

16. Какие элементы составляют «внутреннюю позицию», определяющую активность личности?

17. По каким критериям может строиться периодизация развития? Приведите примеры схем периодизации, построенных по разным принципам.

18. Каковы механизмы социализации и индивидуализации личности?

19. Как взаимодействует идентификация-обособление с типами личности?

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема: «Проблема развития человека»

  1. Методологические проблемы и основные методологические принципы психологии развития. Почему Л.С.Выготский назвал возможность детской психологии методологической проблемой?
  2. Представления о развитии в трудах Д.Б.Эльконина:

· Предмет детской психологии. Соотношение детской и генетической психологии.

· Понятие развития. Системный характер развития. Различие понятий «рост» и «развитие».

· Историческое изменение продолжительности и структуры детства.

· Роль идеальной формы в психическом развитии.

· Изменения характера соотношения социального и органического созревания в онтогенезе в процессе исторического развития общества.

  1. Понимание психического развития М.Я.Басовым:

· Предмет психического развития.

· В чем заключается сущность развития человека как активного деятеля в среде?

· В чем заключается роль биологического фактора и каковы взаимоотношения его с объективными закономерностями этого развития?

  1. Сравнительная характеристика представлений о детерминантах развития человека (Д.Б.Эльконин, М.Я.Басов, А.В.Брушлинский, В.Г.Асеев, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец).

    Критерии сравнения теорий: содержание понятие «развитие», соотношение и характер взаимосвязи компонентов развития, понимание источника и движущих причин развития, факторов и условий развития.

  2. Понимание сущности и характера развития с позиций психогенетики. Типы средовых влияний и генотип-средовых эффектов.
  3. Понимание психического развития в рамках системного подхода (Ковалев Г. А.)
  4. Различия в понимании роли среды в психическом развитии ребенка в бихевиоризме и культурно-историческом подходе.
  5. Роль созревания ЦНС в психическом развитии ребенка.
  6. Биологическая и социальная наследственность: механизмы их влияния на психическое развитие ребенка.

ПРАКТИКУМ

Заполните пробелы:

Практические задания:

1. Мать мальчика (3 г. 9 мес.) обратилась к психологу с проблемой: как быть с сыном, который часто бывает агрессивным и упрямым? Она сказала, что отец мальчика (с которым недавно произошел развод) тоже агрессивный и упрямый. «Может ли быть это наследственным?» — спросила мама.

Задание: Оправдано ли волнение мамы? Дайте психологическое обоснование. Какие факторы психического развития повлияли на формирование таких черт характера мальчика? Что бы вы посоветовали маме?

2. В последнее время учеными обнаружен удивительный феномен — неуязвимые дети. Так названы дети, «которые воспитываются в самых ужасных условиях и все-таки добиваются значительных успехов в жизни. Наиболее типичной чертой неуязвимых детей является их способность не реагировать на стресс или справляться с ним … Эти дети отличаются начитанностью и душевным здоровьем, они хорошо учатся в школе, увлеченно играют, любят жизнь… (К.Флейк-Хобсон и др., 1992).

Задание: Какие факторы развития могут лежать в основе объяснения этого феномена?

3. Родители мальчика 5 лет утверждают, что их ребенок готов к школе, так как он может читать, считать и писать. Однако, по замечанию учителя, у этого мальчика возникают трудности в общении с другими детьми, учителем, он играет на уроке, может не выполнять задание, не сидит в течение урока на одном месте.

Задание:Какая закономерность психического развития объясняет эту ситуацию?

Выберите правильный ответ:

1. Периодизация развития каждого отдельного человека зависит от:

а) условий его развития

б) особенностей созревания морфологических структур

в) внутренней позиции самого человека

г) все ответы верны

2. Элемент структуры самосознания личности, представляющий индивидуальное переживание личностью своего физического и духовного изменения в течение времени, представленного прошлым, настоящим и будущим в отрезке объективного времени жизни:

а) социальное пространство личности

б) притязание на признание

в) психологическое время личности

г) все ответы верны

3. К реальностям социального пространства относят:

а) стиль и содержание общения

б) многообразие человеческих деятельностей

в) обязанности и права человека

г) все ответы верны

4. Доминирующую роль в развитии согласно всевозрастному подходу имеет

а) период раннего детства

б) подростковый период

в) период младенчества

г) нет верного ответа

5. Кто из отечественных психологов разрабатывал идеи всевозрастного подхода в психологии развития:

а) Анцыферова Л.И.

б) Ананьев Б.Г.

в) Слободчиков В.И.

г) все ответы верны

Терминологический словарь: развитие, рост, возраст, притязание на признание, половая идентификация, психологическое время личности, социальное пространство личности, идентификация, обособление.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ.

1. Условия, закономерности и механизмы культуроосвоения в онтогенезе.

2. Человеческий возраст: история и современность.

3. Образование в авангарде развития.

4. Парадоксы саморазвития в генетической психологии.

5. Проблема наследственности и среды в развитии ребенка.

Литература.

  1. Анцыферова Л.И. Методологические проблемы психологии развития/ Принцип развития в психологии. — М. Наука, 1978. С.3−20.
  2. Асеев В.Г. О диалектике детерминации психического развития/ Принцип развития в психологии. — М.: Наука, 1978 С. 21−37.

3. Брушлинский А.В. О природных предпосылках психического развития человека. М.: Знание. 1977.

4. М.Я.Басов. Проблема развития человека. ИПП. М., 1975. Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1996. С.8−17.

  1. Выготский Л.С. История развития высших психических функций/ Собр. соч. в 6 том. М., 1984, т.3.
  2. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. /Собр. соч. в 6 тт. Т.1.
  3. Л.С. Выготский Собр.соч.:В :т. М.: Педагогика, 1982−1984. Т.1 с.176−195.
  4. Запорожец А.В. Условия и движущие причины развития ребенка. Избранные труды. Т.1.
  5. Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда./Вопросы психологии. № 1. 1993. С.13−24.
  6. Кудрявцев В.Т. Историзм в психологии развития: от принципа к проблеме/ Психологический журнал, № 1, 1996, С. 5−18.
  7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ. 1981.
  8. Ломов Б.Ф. Об исследовании законов психики/ Психологический журнал. № 1, 1982. — С. 18−30.
  9. Немов Р.С. Психология. М., 1990 (Раздел V).
  10. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. — М.: Тривола, 1995.
  11. Равич-Щербо И.В. Психогенетика. Учебное пособие «Психогенетика» (на основе учебника «Психогенетика» под ред. И.В.Равич-Щербо.) с.50−64.
  12. Сапогова Е.Е. Психология развития. М., 2000.
  13. Ткачева Н.Ю., Моргун В.Ф. Проблема периодизации развития личности в психологии. М., 1981.
  14. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994.
  15. Мухина В.С. Возрастная психология М., 1995.
  16. Мухина В.С. Журнал «Развитие личности».№ 1, 1997. с.14−22., № 2, 1998, с.15−27.
  17. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/ Под ред. И.И. Ильясова. — М., 1980.
  18. Хрестоматия по возрастной психологии/Под ред.Л.М.Семенюк. М.-Воронеж. 1998.
  19. Балтес Поль Б. Всевозрастной подход в психологии развития./Психологический журнал. 1996. Т.15. №.1.
  20. Улыбина Е.В. Выготский и Фрейд о функции знака в развитии психики./ Мир психологии 1999, № 3.

Тема: ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Теории биогенетического направления:

· теория рекапитуляции Э. Геккеля, Ст. Холла; периодизация психического развития ребенка по Гетчинсону

· нормативный подход к исследованию детского развития

· этологическая концепция К. Лоренца,

· теория привязанности Дж. Боулби

· социобиологическая теория Э. Вильсона

· теория конвергенции двух факторов детского развития В. Штерна

· теория соответствия (Клапаред, Коффка),

· ортогенетическая концепция Х. Вернера

· теория трех ступеней К. Бюлера

Социогенетические теории развития:

  • Теория социального научения: классическое обусловливание (Дж. Уотсон), оперантное обусловливание (Б. Скиннер, Э. Торндайк), обучение посредством наблюдения (А. Бандура), научение и мотивация (Н. Миллер, К. Халл); теории социального научения Дж. Долларда, Р. Сирса
  • Психоаналитическая теория З. Фрейда.
  • Эпигенетическая теория личности Э. Эриксона.
  • Периодизация интеллектуального развития по Ж. Пиаже.
  • Развитие морального сознания по Л. Колбергу.
  • Эмоциональное развитие по Дюпону.
  • Проблема активности субъекта в концепции Дж. Вулвилла
  • Гуманистический подход в психологии развития.

Несмотря на многообразие существующих концепций, и периодизаций психического развития, на сегодняшний день возможность создания единой теории остается открытым вопросом. Существуют также и трудности с классификацией и систематизацией этих теорий, т.к. опираются они на разные основания: одни рассматривают только лишь концепцию развития, другие ограничиваются периодизацией, в иных рассматривается развитие отдельной функции.

Исторически первыми получили свое признание в науке теории биогенетического направления (теория рекапитуляции Э. Геккеля, Ст. Холла, периодизация Гетчинсона).

Их идеи были развиты А. Гезеллом в теории созревания, Л. Терменом и Д. Гилфордом, которые положили начало нормативным исследованиям. Эти исследователи констатировали, как ребенок себя ведет, но не объясняли почему. К биогенетическим теориям относятся концепция импритинга К. Лоренца, теория привязанности Дж. Боулби, социобиологическая теория Э. Вильсона, теория соответствия (Клапаред, Коффка), ортогенетическая концепция Х. Вернера.

В.Штерн утверждал, что психическое развитие ребенка определяется конвергенцией факторов среды и наследственности, при доминирующей роли последнего. На рубеже ХХ века он сформулировал наиболее общие положения структурно-динамического подхода к личности и ее развитию. Им впервые был сделан акцент на многообразии многомерности, многозначности личностной реальности. Теория трех ступеней К. Бюлера: психическое развитие (инстинкт, дрессура, интеллект) связано с созреванием мозга, отношением со средой и аффективным развитием. В ходе эволюции переживание удовольствия связано с действием: на уровне инстинкта — удовлетворение после выполнения действия, на уровне дрессуры — удовольствие на самом процессе, на уровне интеллекта — предвосхищающее удовольствие. Переход удовольствия «с конца на начало» — движущая сила развития поведения — сущность онтогенеза.

Таким образом, в биогенетическом направлении развитие представлено как обусловленный наследственными причинами процесс, течение которого определено основной линией эволюционного развития, где стадии строго последовательно и автоматически воспроизводятся.

Бихевиористское направление в американской психологии отождествляет понятие «развитие» с понятием «научения». Человек то, что из него делает его окружение, среда. Типы научения: классическое обусловливание (Дж.Уотсон), оперантное обусловливание (Б.Скиннер, Э. Торндайк) и обучение посредством наблюдения (А.Бандура).

Концепции Н. Миллера и К. Халла раскрыли проблему зависимости научения от состояний испытуемого. Концепции социального научения в работах Дж. Долларда, Р. Сирса, центральной проблемой которых стала проблема социализации.

Проблема активности самого субъекта в развитии впервые началась рассматриваться Дж.Вулвиллом. Концепции З. Фрейда, Э. Эриксона, К. Левина, А. Валлона, Х. Вернера рассматривали психическое развитие уже как качественный процесс, подчиняющийся внутренним законам. Они пытались ответить на вопрос, как, за счет каких механизмов происходит психическое развитие. В частных теориях психического развития Ж. Пиаже, Л. Кольберга, Р. Селмана, Г. Дюпона изучается развитие отдельных сфер: интеллектуальной, моральной, социальной и эмоциональной.

Идеи развития человека не только в детстве, но и в течение всей его жизни затрагивались такими психологами как Ш. Бюллер, Э. Эриксон, С. Холл, К. Г Юнг. Однако эмпирически всевозрастное развитие стали изучать в последние два десятилетия.

Гуманистический подход представлен работами Г. Олпорта. А. Маслоу, К.Рождерсом. Г. Олпорт выдвинул положение о том, что личность представляет собой открытую саморазвивающуюся систему. Человек — это социальное существо. Общение личности с обществом представляет собой стремление не к уравновешиванию со средой, а к взаимообщению взаимодействию. Он подчеркивал уникальность личности, которая является носителем своеобразного сочетания качеств — «черт». Они разделяются на основные и инструментальные. Общество стимулирует развитие одних и тормозит развитие других. Со временем развивается автономность этих черт у взрослого. Автономность будет определять развитие. В теории самоактуализации А. Маслоу раскрыты механизмы становления личности: идентификация и отчуждение. Оптимальным для личностного становления является идентификация во внешнем плане и отчуждение во внутреннем плане. Цель личностного развития — стремление к росту, самоактуализации. Это связано с умением понять себя, свою внутреннюю природу, научиться сонастраиваться с этой природой, строить свое поведение. Психологическая защита — препятствие для личностного роста. К. Роджерс показал, что личностный опыт, который возникает в процессе жизни (феноменальное поле) — уникален и индивидуален. Степень тождественности этого поля реальной действительности есть конгруэнтность. Нарушение конгруэнтности ведет к напряженности, уходу от индивидуальности. В основе конгруэнтности/неконгруэнтности лежит самооценка. В ней выражается самость. Она руководит поведением. Когда ребенок отчуждается от своей самооценки (в силу родительских отношений) возникают проблемы в поведении и здоровье, отчуждение своего опыта от сознания. Строится ригидная схема мира и себя, которая не соответствует реальности. В его теории и методе показаны пути формирования личности и самосовершенствования детей и взрослых.

Контрольные вопросы

1. Какие основания можно выделить для классификаций концепций психического развития?

2. Представители каких концепций стояли на биологизаторской позиции? Каковы основные следствия биогенетического закона? Что означает спонтанное психическое развитие?

3. Какие четыре модели влияния опыта на развитие поведения предложил Дж. Вулвилл?

4. Почему концепция развития личности (по Э. Эриксону) названа эпигенентической? Как представляется в ней процесс развития?

5. Что понимается под идентичностью личности? На каком возрастном этапе она формируется?

6. Что такое «личностные новообразования»? Отношения к каким сферам жизни в них закрепляется? Какие полярные личностные новообразования появляются в каждом периоде в концепции Э. Эриксона?

7. Какова роль общества в развитии личности, по Эриксону?

8. Какие три главных уровня развития морального сознания личности можно выделить, исходя из схемы Л. Колберга?

9. Перечислите основные принципы подхода Ж. Пиаже к развитию интеллекта ребенка?

10. Что понимает Ж. Пиаже под адаптацией? Какие понятия используются при анализе этого явления?

11. В чем специфика сенсомоторного интеллекта и чем он отличается от последующих видов мышления?

12. Что такое репрезентативный интеллект и конкретные операции?

13. Какое место занимают эгоцентрическая речь и мышление по Ж. Пиаже?

14. Что, согласно Ш. Бюлер, лежит в основе человеческой природы?

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема: «Социогенетические теории психического развития»

4. Проблема психического развития в бихевиоризме. Понимание предмета психологии; суть понятия «развития». Проблема соотношения развития и научения. Понятие «сензитивных периодов» в развитии. Проанализируйте и сравните понимание роли среды в бихевиоризме и в культурно-историческом подходе.

Тема: «Теория интеллектуального развития Ж. Пиаже и с позиций культурно-исторического подхода»

5. Характеристика понятия «адаптация». Адаптация как активное стремление к равновесию. Условия достижения равновесия. Равновесие и уравновешивание. Механизмы адаптации (ассимиляция и аккомодация) и их психологическое содержание. В чем суть понятия интериоризации в теории Пиаже? Каковы детерминанты интеллектуального развития? Каковы основные признаки интеллектуальной операции? Соотнесите понятия «эгоцентризм», «децентрация», «центрация». Какова периодизация интеллектуального развития? В чем различия между сенсомоторным и операциональным интеллектом, конкретно-операциональным и формально-операциональным интеллектом? Проанализируйте и сравните понимание феномена эгоцентрической речи в теории интеллектуального развития Ж. Пиаже и культурно-исторической теории Л.С.Выготского (его генезис, структура, функции, способы изучения и пр.).

Тема: «Проблема развития в психодинамическом и гуманистическом подходе»

6. Механизмы и особенности психического развития в ортодоксальном психоанализе З. Фрейда? Каково понимание источников и механизмов развития в неофрейдизме?

7. Эпигенетическая теория развития Э. Эриксона: основные понятия, механизмы развития, периодизация. Проведите сравнительный анализ теорий З. Фрейда и Э.Эриксона.

8. Концепция психического развития ребенка А.Валлона.

9. Теория развития морального сознания Л.Колберга. Что входит в понятия морального действия? Что такое обратимость моральных операций? Какие стадии развития личности по критерию морали выделяет Л. Колберг?

10. Всевозрастное развития в теории интенциональности Ш. Бюлер.

11. Гуманистический подход о механизмах развития личности.

12. Психогенная теория истории Л.Демоза. Каковы основные положения теории? Какие стадии развития детско-родительских отношений в ходе истории выделяет Л. Демоз?

ПРАКТИКУМ

Заполните пробелы:

1. Формальное мышление есть ______ мышление, использующее ______ и дедукции и позволяющее совершать операции без опоры на конкретные ______.

2. Кольберг называет ______ уровнем такой уровень нравственного развития, на котором люди приспосабливаются к правилам и принципам, выработанным другими.

3. По мнению бихевиористов, развитие представляет собой результат _______________ .

4. Как утверждает теория З. Фрейда, ______ развитие происходит в соответствии со способом удовлетворения ______ через ______ зоны, специфические для каждого возраста.

5. Если либидо на данной стадии не удовлетворяется или удовлетворяется ______, не исключено, что у человека произойдет ______ на этой стадии, приводящая к развитию определенных. ______

6. Согласно гуманистическим теориям, природу человека можно постичь только благодаря ______опыту, через который она выражается «в данном ______ и в данное ______».

7. По Эриксону, в своем развитии человек проходит через ______ кризисов, ______или ______ разрешение которых определяет возможность последующего ______ личности.

Выберите правильный ответ:

1. Согласно Кольбергу, личность, сообразующая свои поступки с одобрением другими людьми, находится на:

а) преднравственном уровне развития

б) конвециональном уровне развития

в) постконвенциональном уровне развития

г) уровне самоуважения.

2. Бихевиористский подход рассматривает развитие личности как результат

а) постижения им последствий своего поведения

б) когнитивной интерпретации различных ситуаций

в) конфликтов между подсознательными силами и реальностью

г) взаимодействий между людьми

3. Эдипов комплекс, который имел в виду З. Фрейд, развивается

а) на оральной стадии

б) на анальной стадии

в) на фаллической стадии

г) на генитальной стадии

3. Согласно теории З. Фрейда, такие черты личности, как чрезмерная чистоплотность, скупость или упрямство, формируются в результате фиксации человека

а) на оральной стадии

б) на анальной стадии

в) на фаллической стадии

г) на генитальной стадии.

5. Согласно гуманистическим теориям, самореализация тесно связана

а) с самоуважением

б) с переоценкой собственного «Я»

в) с комплексом превосходства

г) со способностью любить

6. По Эриксону, второй психосоциальный кризис, соответствующий первым процессам научения у ребенка, может разрешиться развитие независимости или, напротив, развитием

а) недоверчивости

б) чувства вины

в) чувства неполноценности

г) ни один из ответов не верен.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

1. Взаимосвязь концепций детского развития и методов его исследования.

2. Динамическая структура личности и ее формирование в онтогенезе с позиций психоанализа.

3. Понятие социализация в психоаналитических учениях (З. Фрейд, А. Фрейд, Э. Эриксон, Э. Фромм).

4. Психология развития в понимании представителей американской психологии.

5. Ключевые проблемы понимания детского развития в работах европейских психологов.

6. Возможности применения теоретических положений психологии развития в практической работе с детьми.

Литература

1. Анцыферова Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности Э. Эриксона\ Принцип развития в психологии. М., 1978.

2. Анциферова Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития./Психологический журнал. 1999. Т.20. № 1.

3. Анциферова Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением (по Л. Колбергу)./Психологический журнал. 1999. Т.20. № 3.

4. Антонова Н.В. Проблемы личностной идентичности./ Вопросы психологии. 1996. № 1.

5. Бодалев А.А. О перспективах использования идей А. Маслоу для акмеологии./Мир психологии 1998, № 2.

6. Блюм Г. Психоаналитические теории психического развития. М., 1999.

7. Браун Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты. М., 1999.

8. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. М., 2000.

9. Бурменская Г. В., Обухова Л.Ф., Подольский А.И. Современная американская психология развития. М., МГУ, 1986. С.14−25, 33−37.

10. Валлон А. Психическое развитие ребенка. — М., 1967.

11. Выготский Л.С. Теория «трех ступеней К. Бюлера». Собр. соч. в 6 тт. М., 1982−1984. Т.1. С.196−209.

12. Он же. Проблема психического развития ребенка в структурной психологии. Собр. соч. в 6 тт. М., 1982−1984. Т.1. С. 239, 246−347, 267−290.

13. Он же. Биогенетический закон в психологии и педагогике. БСЭ. Т.6. М., 1927. с.275−279

14. Он же. Проблема речи и мышления в учении Ж.Пиаже.

15. Он же. Проблема психического развития ребенка в бихевиоризме. Т.1. С.176−195.

16. Годфруа Ж. Что такое психология? В 2 т. — М., 1992.

17. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985. С.158−176.

18. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. — М., 1982.

19. Крайг Г. Психология развития. М., 2000.

20. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. М., 1998.

21. Обухова Л.Ф. Детская психология. — М., 1995.

22. Обухова Л.Ф. Концепция Ж. Пиаже: за и против. — М., 1981.

23. Обухова Л.Ф.Возрастная психология.М., 1996. с.79−102.

24. Пиаже Ж. Психологическое развитие операций. Избранные психологические труды. М., 1969. с.579−591.

25. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека М., 1994.

26. Смирнова Е.О., Радева Р. Развитие теории привязанности./ Вопросы психологии. 1999. № 1.

27. Сапогова Е.Е. Психология развития. М., 2000.

28. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П.А. Мир входящему: развитие ребенка и его отношений с окружающими.

29. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. — М., 1989.

30. Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задачи для подростков и их педагогов. — М., 1994.

31. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

32. Эриксон Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности/ Архетип. — 1995, N.1.

Культурно-историческая парадигма в психологии развития

Парадигма Л.С. Выготского обладает всеми признаками неклассической психологии:

  • гуманистическая
  • культурно-историческая
  • историко-эволюционная.

Две линии влияния на научное творчество Л.С.Выготского: идентификация с Гамлетом и идеи Б. Спинозы. Спиноза рассматривает развитие с позиции ценностного поведения, с позиции аксиологии (ценностного подхода в философии).

Какие идеи Б. Спинозы прошли через творчество Л.С. Выготского?

  1. Каждый человек является причиной самого себя.
  2. Атакует механистическое понимание психического развития (Декарта и Павлова) Выступает против грубых форм детерминизма (причины, жестко определяющие следствие, поступают непосредственно)
  3. Вводит понятие «интеллектуальная любовь». Проблема взаимоотношений аффекта и интеллекта. Отсюда в теории Л.С. Выготского единство аффекта и интеллекта — как смысловое образование (смыслы).

В то время, когда психологи были представлены либо сторонниками И. П. Павлова и бихевиористов, либо представителями психологии сознания, Л.С. Выготский выступил на психоаналитическом конгрессе с идеей «Сознание — как проблема психологии поведения». Это был, по словам Л.С. Выготского, «эмбрион деятельностного, культурно-исторического подхода». В своей концепции он опирается на закон прямых и смешанных линий Вагнера (исследовал поведение животных и эволюцию поведения).

Этот закон является основой системного подхода. Рефлексы, инстинкты, рассудок -эти линии нельзя рассматривать отдельно, изолированно. Л.С. Выготский переносит этот закон на социогенез и онтогенез.

Поведение современного культурного взрослого человека является результатом развития двух различных процессов психического развития: процесс биологической эволюции животных видов, где возник вид хомо сапиенс, процесс исторического развития, путем которого первобытный человек превратился в культурного. В филогенезе эти процессы представлены раздельно, как независимые линии развития. В онтогензе эти линии слиты и образуют единый и сложный процесс. Культурное развитие налагается на процессы роста, созревания и органического развития ребенка и образует с ними единое целое. Они совпадают, сливаются и взаимопроникают, образуя единый ряд социально-биологического формирования личности.

В процессе исторического развития общественный человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции, вырабатывает и создает новые формы поведения — специфически культурные. Развитие высших психических форм поведения— одна из важнейших сторон культурного развития поведения. Они представлены процессами овладения внешними средствами культурного развития и мышления (языком, счетом, письмом и др.) и процессами развития специальных высших психических функций (произвольное внимание, логическая память, образование понятий и т. д.).

Общество рассматривается как детерминирующий факторповедения — идея культурного развития.

Процесс психического развития представляет собой процесс интериоризации. Л.С. Выготский разработал теорию, показывающую, как «через других мы становимся самим собой», и доказал, что «всякая высшая психическая функция проходит через внешнюю стадию развития, потому что функция является первоначально социальной». Интериоризация — это не просто переход, Л.С. Выготский показывает, что это переходы, трансформации миров. Он показывает, как социальный мир свертывается, меняет размерность, обладает хронотопом, превращаясь во внутренние миры. Он показал ход от мира значений к миру смыслов.

Л.С.Выготский вводит понятия «социальная ситуация развития», «новообразования», «критический (кризисный) период», «стабильный период».

Социальная ситуация развития — это та конкретная форма отношений, в которых ребенок находится со взрослым в тот или иной период своей жизни, это складывающаяся к началу каждого нового этапа своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное и неповторимое отношение между человеком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Социальная ситуация развития обуславливает динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу (Л.И. Божович).

Л.С.Выготский выделяет две единицы анализа социальной ситуации развития — деятельность и переживание. Переживание — «есть такая единица», в которой в неразрывном единстве представлены, с одной стороны среда, т. е. то, что переживается ребенком, с другой — субъект, т. е. то, что вносит в это переживание сам ребенок и что, в свою очередь, определяется уже достигнутым им ранее уровнем психического развития" (Л.И.Божович).

ДЛЯ ПОДРОСТКА, ВЗРОСЛОГО — РАЗНОЕ ВЛИЯНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

1. Семья, ее психологическая атмосфера. 1. Роль взаимодействий, эмоциональное благополучие в школе, ПТУ, ВУЗе, на производстве, неформальной группе.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ, АКТИВНОСТЬ

Через механизм идентификации-обособления

ЧЕРЕЗ МЕХАНИЗМ ИДЕНТИФИКАЦИИ — ОБОСОБЛЕНИЯ

УСТАНАВЛИВАЮТСЯ СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ

Психические новообразования -это те психические и социальные изменения, которые возникают на данной ступени развития и, которые определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период времени. Они, по мнению Л.С.Выготского, являются основными критериями психического развития. Новообразования — это обобщенный результат всего психического развития ребенка в соответствующий период времени, оно становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста. Новообразования могут охватывать широкий спектр психических явлений от психических процессов до отдельных свойств личности.

Кризис развития -«сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка. Это цепь внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних изменениях. Сущностью кризисаявляется перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменение потребностей и побуждений, движущих его поведением. Источникомвозникновения кризиса выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами (способами) деятельности.

Противоречия, составляющие суть кризиса, протекают в острой форме, порождают сильные эмоциональные переживания, нарушения в поведении детей и в их взаимоотношениях со взрослыми. Существует две стороны кризиса: разрушительная (включает в себя процессы свертывания и отмирания старого) и позитивная конструктивная.

Л.С. Выготский выделял «стабильные» и «кризисные» периоды развития. В кризисные периоды происходит качественная перестройка функций и отношений, отмечаются изменения в развитии личности (новообразования).

КРИЗИСЫ На переломных этапах онтогенетического развития ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД Основной смысл в позитивных изменениях личности КРИЗИСЫ Знаменуют завершение одного периода и начало другого

Центральное новообразование (обобщенный результат психического развития)

несет в себе побудительную силу и становится базой для формирования личности в следующем возрасте

НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ЧЕРТЫ КРИЗИСА

Непослушание Капризы Раздражительность Труднообучаемость Конфликт с окружающими взрослыми Отрицательное отношение к прежним требованиям

УСЛОВИЯ

Неудовлетворение новых потребностей ребенка Терпение, тактичность, знание возрастных особенностей
— Не дает положительных результатов — Кризис обостряется и затягивается — расширение возможностей ребенка — овладение средствами для удовлетво- рения новых потребностей — освоение новых сфер жизни

Стабильные периоды — характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка.

Л.С. Выготский рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития.Внутренняя связь одной стадии с другой осуществляется через самодвижение, саморазвитие, как рост в настоящем базируется на предыдущем росте". Таким образом, стадии психического развития определенным образом следуют одна за другой, подчиняясь свей внутренней логике. Любая возрастная стадия вносит свой неповторимый вклад, а потому имеет непреходящее значение для психического развития ребенка, имеет собственную ценность.

Критерием психического развития, по А.Н.Леонтьеву, является ведущая деятельность.Признаком перехода от одной стадии к другой является смена ведущего типа деятельности. Ведущая деятельность — это деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития. Признаки ведущей деятельности:

— это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности;

— деятельность, в которой формируются и перестраиваются частные психические процессы;

— деятельность, от которой зависят психологические изменения личности ребенка.

Ведущая деятельность не появляется сразу, она проходит свое развитие в рамках той или иной социальной ситуации развития. Появление в каждый период новой ведущей деятельности не отменяет предшествующую, но обусловливает основные изменения в психическом развитии.

ПЕРЕХОД К ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сензитивный период развития — период наиболее благоприятный для той или иной стороны психики, наибольшей чувствительности к определенного рода воздействиям. В этот период, как считал Л.С. Выготский, определенные влияния сказываются на всем процессе развития, вызывая в нем глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными; может даже проявиться даже обратное влияние на ход развития. Сензитивный период совпадает с оптимальными сроками обучения.

Вопрос о том, влияет ли обучение на развитие ребенка и если влияет, то как — один из основных в возрастной психологии. Для представителей биологизаторского направления психическое развитие — спонтанный процесс, протекающий по своим особым внутренним законам. Представители социологизаторского направления отождествляют развитие и обучение. Л.С. Выготский выдвинул положение о ведущей роли обучения в психическом развитии: истинно человеческие, высшие психические функции являются продуктом исторического развития. Развитие человека (в отличие от животных) происходит благодаря овладению им различными средствами — орудиями труда, преобразующими природу, и знаками, перестраивающими его психику. Овладеть знаками (главным образом словом и др.) и, следовательно, опытом предшествующих поколений, ребенок может только в процессе обучения. Поэтому развитие психики не может рассматриваться вне социальной среды, в которой происходит усвоение знаковых средств, и не может быть понято вне обучения.

Когда высшая психическая функция формируется в процессе обучения, в совместной деятельности со взрослым, она находится в «зоне ближайшего развития».Потенциальные возможности ребенка, т. е. зону его ближайшего развития, можно определить в совместной деятельности — помогая ему выполнить задание, с которым он еще не может справиться сам (задавая наводящие вопросы, объясняя принцип решения).

После того, как эти процессы будут сформированы и окажутся «вчерашним днем», их можно диагностировать с помощью тестовых заданий. Насколько успешно ребенок самостоятельно справляется с заданиями, определяется актуальным уровнемегоразвития. Обучение должно ориентироваться на зону ближайшего развития. Развитие, воспитание и обучение тесно взаимосвязаны. «Ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь» (С.Л.Рубинштейн).

Движущая сила развития — внутренние противоречия. Они отличаются в каждом возрасте и в то же время протекают в рамках одного, главного противоречия — между потребностью ребенка быть взрослым, жить вместе с ними общей жизнью, занимать определенное место в жизни общества, проявлять самостоятельность и отсутствием реальных возможностей для ее удовлетворения. На уровне сознания ребенка оно выступает как несоответствие между «хочу» и «могу». Данное противоречие ведет к усвоению новых знаний, формированию умений и навыков, к освоению новых способов деятельности, что позволяет расшириться границам самостоятельности и возрасти уровню возможностей. В свою очередь расширение границ возможностей приводит ребенка к «открытию» все новых и новых областей жизни взрослых, которые пока ему не доступны, но куда он стремится «войти». Таким образом, разрешение одних противоречий приводит к появлению других. В результате ребенок устанавливает все более разнообразные и широкие связи с миром, преобразуются формы действенного и познавательного отражения им действительности.

Диагностика психического развития. Актуальный уровень психического развития. Зона ближайшего развития. Обучение должно опираться на зону ближайшего развития.

К показателям психического развития относятся:

  1. развитие познавательной сферы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);
  2. формирование системы личностных отношений (эмоции, потребности, мотивы, установки, ценностные ориентации, направленность и т. д.)
  3. овладение системой разнообразных практических и умственных действий, обеспечивающих возможность продуктивной, творческой деятельности.

Предметом психологического изучения являются: психологические факты (физические и умственные действия, речь, выразительные движения — мимика, жесты, позы, интонации речи, в которых выражается эмоциональное состояние и отношение к чему-либо или же кому-либо).

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

Д.Б. Эльконин предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе: социальной ситуации развития, ведущего типа деятельности, психологических новообразований, возникающих в данный период, кризисы. Д.Б. Эльконин выделил 6 периодов детского развития. Каждому из них соответствует свой ведущий тип деятельности. Согласно его гипотезе психическое развитие представлено двумя направлениями, которое в онтогенезе образуют тесное единство. Это освоение отношений с предметным миром (интеллектуальной сферы, способ исполнения) и освоение взаимоотношений в мире людей (мотивационно-потребностной, ориентировано на общество).

В связи с этим, Д.Б.Элькониным был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельность одного типа, ориентации в системе отношений, следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Этот закон структурирует периоды в онтогенезе психики:

1) период раннего детства: младенчество (с освоением мотивационно-потребностной сферы), открывающее кризисом новорожденности, и ранний возраст (с освоением операционально-технической сферы) с кризисом 1 года жизни;

2) период детства: дошкольный (мотивационно-потребностный) с кризиса 3-лет, и младший школьный (операционально-технический) с кризисом 7 лет;

3) период отрочества: подростковый возраст (мотивационно-потребностный) с кризисом 11−12 лет, ранняя юность (операционально-технический) с кризисом 15 лет.

Кризисы 3 лет и 11 лет — кризисы отношений — возникает ориентация в человеческих отношениях. Кризис 1 года, 7 лет, 15 лет — кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей.

ФАЗЫ I II I II I II I II I II I II
Периоды Младен-чество Раннее детство Дошколь-ное детство Младшее школьное детство Младшее Старшее подростничество

_______________ - Мотивационно — потребностная сфера

— - - - - - - - - - - - - - Интеллектуально — познавательная сфера

Л.И. Божовичв своей теории развития личности в социальной ситуации развития выделяет внутренние процессы развития и внешние условия, их обеспечивающие; в личностных новообразованиях она выделяет центральное новообразование и потребности. Периоды развития выглядят следующим образом:

1) младенчество: начинается кризисом новорожденности, деятельность опосредуется взрослым, центральное новообразование — аффективно заряженные представления;

2) раннее детство: начинается кризисом 1-го года: ребенок характеризуется самостоятельностью, со стороны взрослых предъявляются требования, центральное новообразование — система «Я», появляется потребность в самоутверждении;

3) дошкольное детство: начинается кризисом 3-лет; центральное новообразование — внутренняя позиция, потребность в которой и появляется;

4) младшее школьное детство: начинается с кризиса 7 лет, начинает осознавать свое социальное «Я», со стороны взрослых предъявляется новая система требований;

5) кризис подросткового возраста: делится на две фазы. Первая- с 12до 14 лет характеризуется эмансипацией от взрослых, переходом в средние классы; появляется целеполагание как центральное новообразование. Вторая фаза (15−17 лет) характеризуется определением места в жизни; появляется новая жизненная перспектива как центральное новообразование возраста.

Д.И.Фельдштейн полагает, что социальное развитие личности происходит по двум взаимосвязанным линиям:

n социализации (овладение общественным опытом, его присвоение)

n индивидуализации(приобретение самостоятельности, относительной автономии).

ЛИЧНОСТЬЮ ребенок становится в результате осуществления самоуправления(вначале с помощью взрослых, а затем самостоятельно).

А.В. Петровскийразработал социально-психологическую периодизацию формирования личности. Он указывает, что для каждого возрастного периода ведущим является не монополия конкретной (ведущей) деятельности, а деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, которые складываются у ребенка с наиболее референтной для него в этот период группой. Эти взаимоотношения опосредствуются содержанием и характером деятельности, которые задает эта референтная группа и общением, которое в ней складывается. Внутри каждого периода выделяются 3 микрофазы:

1 микрофаза — адаптация — усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности.

2 микрофаза — индивидуализация — поиск средств и способов для обозначения своей индивидуализации.

3 микрофаза — интеграция — общность одобряет и культивирует лишь те индивидуальные особенности личности, которые соответствуют ее ценностям и т. д.

В схемах периодизации Выготского-Эльконина и Петровского признается центральное место социальной ситуации развития в характеристике возрастного периода. Однако А.В.Петровский считает, что детерминантой перехода на новый этап развития личности являются СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ, внешние по отношению к индивиду, в то время как для Л.С.Выготского определяющими могут быть лишь факторы, ставшие уже ДОСТОЯНИЕМ ЛИЧНОСТИ.

В.И. Слободчиковым представлена периодизация психического развития, включая зрелую личность. Его теория рассматривает становление в психическом развитии особого личностного образования — субъективности (как итога развития).

Механизм ее обретения представлен в изменении форм взаимодействия (со — бытия = бытия вместе) развивающегося ребенка с социальным окружением, взрослыми путем отождествления с ними (становление событийности) и обособления от них (реализация само=бытности).

В предложенной им периодизации каждая ступень есть относительно завершенный цикл развития, выстроенный в логике процесса развития как горизонтальная последовательность периодов (становления и реализации) и стадий (критических и стабильных).

По вертикали в таблице представлены последовательность ступеней и смена форм развития, которые фиксируют общее направление и уровни становления субъективности человека в онтогенезе.

Ступени раз­вития субъек­тивности Матрица возраста
Период становления событийности Период реализации самобытности
кризисы рождения Стадии принятия кризисы развития стадии освоения
Оживление родовой кризис: (-2 мес.) — (-1−3 недели) новорожденность (ново­рожденный): 0,5−4,0 мес. кризис новорожденности 3,5−7,0 мес. младенчест­во (младе­нец): 6−12 мес.
Одушевление Кризис мла­денчества: 11−18 мес. Раннее детст­во (дитя): 1 год 3 мес. — 3 года кризис ран­него детст­ва: 2,5−3,5 года дошкольное детство (ре­бенок): 3−6,5 года
Персонализация кризис дет­ства: 5,5−7,5 лет отрочество (отрок): 7−11,5 лет кризис от­рочества: 11 -14 лет юность (юноша): 13,5 года -18лет
Индивидуали­зация кризис юно­сти: 17 лет-21 год молодость (молодой че­ловек): 19−28 лет кризис мо­лодости: 27лет-33 года взрослость (взрослый): 32−42 го­да
Универсали­зация кризис взрослости: 39−45 лет зрелость (зрелый муж): 44 года-60 лет кризис зре­лости: 55−65 лет старость (старик): 62 года
Кризис индивидуальной жизни

А.М. Лобок всвоей теории и периодизации раскрываетпроблему, как через развитие субъективного отношения к миру возникает возможность объективного отношения к миру. Он описывает развитие ребенка в онтогенезе как развитие мифологических механизмов субъективности. Суть этих процессов состоит в субективации мира, превращении нейтрального мира в жизненный через раскрытие, с одной стороны его возможностей в контексте человеческой деятельности, культуры, и с другой, через развитие форм осмысления той деятельности, которая выходит за пределы сферы биологических смыслов. Его периодизация:

1 форма осмысления или субъективации мира — меточная деятельность (9−12 мес.) Предметы обретают персональные лица, становятся лично узнаваемы. Выступают как эмоционально значимые, обладают сверхпредметной значимостью. Несут на себе следы переживаний. В основе лежит эмоционально-знаковая память. Она фиксирует связь между прошлыми переживаниями и предметами окружающей действительности. Играя со своей игрушкой, он одновременно играет как бы с ее прошлым, со своей эмоциональной памятью. Физически персонифицирует предметы: царапает, кусает, вмятины — знаки эмоциональных переживаний, обеспечивающие узнавание. Для годовалого ребенка предметы имеют не культурное измерение, а личностное.

2- возраст магической утилитарности (1,5 — 2,5 лет)

Видит в обращении с предметами окружающих взрослых, культурные образцы поведения, примеры для подражания. Начинает активно осваивать их, подражать. Однако ребенок относится к этой деятельности не как к утилитарной, а как к обрядово-магической. Т. е. цель деятельности не результат, а важен сам ритуал, чтобы воспроизводилась некая схема действий, которая имеет для ребенка смысл. Эта имитация становится универсальной матрицей усвоения ребенком культурных образцов.

3 этап — третий год жизни. Этап вариативной индивидуализации культуры. Ребенок делает открытие, что можно идти и против, поперек нормы. С ним связывается кризис 3 лет. Это начало вариативного диалога ребенка с культурой. Однако эта творческая вариативность не является еще собственно творчеством. Присутствует лишь его одна сторона — фантазии. Т.к. подлинное творчество -это диалог культур, способность вырабатывать критерии оценки собственных продуктов, соотнося их с культурным контекстом. Ребенок воспроизводит модель подмеченных действий, не подвергая их сознательному рефлексивному анализу. В результате он совершает подмену: весь освоенный им мир он воспринимает как проекцию соей самости. Мир для него живет по законам его собственного Я. Ребенок идентифицируется с тем миром, который он осваивает, а осваиваемый мир идентифицирует с собой. Ребенок познает окружающий мир через логику своей субъективности.

4 этап осмысления мира — сознательное изобретательство, сознательное творчество на основе образования. Пережив драму несовпадения себя с культурой, ребенок обретает способность творить в культуре, т. е. производить продукт, имеющий значение не только для него лично, но и для культуры в целом. В школе осуществляется переход из субъекта для самого себя в субъект культуры.

В.С. Мухина предлагает путь познания личности через анализ индивидуальных личностных смыслов, которые организуются в сознании в структурные звенья, общие для всех по наименованию, но уникальные по их значениям и смыслам. Критерием выделения возрастных этапов являются специфические для них формы самосознания. Мухина определяет их как ценностные ориентации, образующие систему личностных смыслов, которые составляют индивидуальное бытие личности. К структурным звеньям самосознания относятся имя, местоимение Я, физический облик и ценностное отношение к ним; чувство половой идентичности, психологическое время личности, притязание на признание, социальное пространство личности. Первое рождение личности происходит внутри заданной структуры самосознания, второе рождение связано с формированием мировоззрения и активной воли, собственных смыслов.

В.Е. Клочкоутверждает, что в основе теории психологических систем лежит принцип системной детерминации, который снимает противопоставление внутреннего и внешнего, субъективного и объективного. Функция психики — обеспечение устойчивости человека как самоорганизующейся психологической системы. Объектом исследования является человек, как сложная самоорганизующаяся психологическая система, открытая как в социум, так и в объективную (предметную, вещную, природную, физическую) среду. Тогда предметом исследования является не система ВПФ, а система свойств и состояний, т. е. психическое — то, что порождается, возникает в процессе функционирования психологических систем и обеспечивает ее самоорганизацию и саморазвитие. Порождение этой психической реальности происходит через взаимопревращение противоположностей (субъективного и объективного) в процессе их взаимодействия. Эта психическая реальность и становится предметом научного исследования.

Человек, как психологическая система, включает:

  1. субъективную компоненту (образ мира -действительность человека)
  2. деятельностную компоненту (образ жизни)
  3. саму действительность — многомерный мир человека, определяющий образ жизни и определяемый самой жизнью.

Выделяются две основные фазы онтогенеза:

  1. Образ жизни детерминируется особенностями формирования многомерного мира и образом мира, возникающим в сознании.
  2. Детерминация изменяется, и образ жизни начинает определять развитие мира человека и качество его сознания.

Источник развития — постоянное противоречие между образом жизни и качеством многомерного мира.

Как происходит становление многомерного мира человека как психологической системы?

  1. От рождения до 2,5−3 лет происходит процесс порождения 5 мерного мира (3-мерного пространства, время, система значений) Возникает предметное сознание. Условия его развития: собственные движения; нормальные органы чувств; взрослый с указывающим жестом; культура, из которой взрослый выбирает слова.
  1. Становление шестимерного мира, когда предметы наполняются значением, это приводит к осмысленности предметной картины мира. Предметный мир становится реальностью, т. е. переживается (связан с потребностями и желаниями).

Избирательность поведения и деятельности невозможна без смыслов. Деятельность возможна, когда человек понимает смысл и ценность своих действий. В основе перехода от предметного сознания к смысловому лежит собственная деятельность и деятельность посредников (взрослых).

3. Этап развития ценностного сознания.

Когда говорят о становлении «человеческого в человеке», то в логике теории психологических систем многомерный мир человека понимается как «самое человеческое в нем». Становление мира человека определяет становление определяет определенного образа жизни. Становясь суверенной личностью, т. е. личностью, обладающей всей полнотой координат многомерного мира, человек получает возможность менять образ жизни, стимулируя тем самым дальнейшее развитие собственного мира.

Контрольные вопросы

1. Перечислите основные положения теории Л.С. Выготского о развитии высших психических функций.

2. В чем специфика детского развития по сравнению с животными?

3. Может ли социальная ситуация развития оставаться неизменной для ребенка на определенных возрастных этапах?

4. Для детей воспитывающихся в одной семье, социальная ситуация развития различна. Почему?

5. Какие противоречия становятся движущими силами психического развития ребенка?

6. Какого типа общение со взрослыми способствует благоприятному личностному развитию ребенка? На каких чувствах оно базируется?

7. Назовите три критерия ведущей деятельности.

8. Может ли ребенок, увлекшись новой деятельностью и уделяя ей много времени, «сделать» ее ведущей для себя? Обоснуйте свой ответ.

9. Психическое развитие ребенка осуществляется в ведущей деятельности, характерной для данного возраста. Можно ли считать, что остальные виды деятельности, в которые включен ребенок, не влияют на его психическое развитие?

10. Что понимается под своевременностью воспитания (обучения)?

11. Дайте определение сензитивного периода. Приведите примеры сензитивных периодов. К чему наиболее чувствителен в это время ребенок?

12. От чего зависят временные рамки и эффективность сензитивного периода?

13. Как соотносятся актуальный уровень развития и зона ближайшего развития? Как их можно экспериментально установить?

14. В чем заключается, по С.Л. Рубинштейну, основной закон психического развития ребенка?

15. Что такое «возрастные психические новообразования»? Как они соотносятся с ведущей деятельностью?

16. Сравните стабильные и кризисные периоды по длительности, характеру развития, поведенческим показателям, индивидуальным особенностям протекания.

17. Как чередуются стабильные и кризисные периоды психического развития?

18. Д.Б. Эльконин выделяет два типа ведущих деятельностей. Какие сферы личности преимущественно развиваются в каждом из них?

19. Как вы поняли взаимосвязь двух линий развития — мотивационно-потребностной и интеллектуально-познавательной?

20. Как происходит интеграция ребенка в новой социальной среде? Какие фазы выделяются А.В. Петровским?

21. К развитию каких личностных качеств приводят трудности адаптации и индивидуализации?

22. Дайте общую картину возрастного развития личности (по А.В. Петровскому).

23. Как происходит развитие человека как субъекта по концепции Слободчикова В.И. Какие выделяются им ступени развития человеческой субъектности?

24. Что принято называть нормативной возрастной диагностикой?

25. Что относят к показателям психического развития ребенка?

26. Какие факты являются предметом психологического изучения в диагностике психического развития?

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема: Развитие идей культурно-исторического подхода Л.С.Выготского

4.Теория деятельности А.Н.Леонтьева. В чем суть понимания движущей силы развития психики как изменения места человека в системе человеческих отношений? Категория предметной человеческой деятельности как базис в развитии личности. Что вкладывает А.Н.Леонтьев в понятие ведущей деятельности? Характеристики типов ведущей деятельности. В чем отличие понимания кризисов возрастного развития Леонтьева от понимания Выготского? Как можно преодолеть негативные симптомы кризиса? Какое психологическое новообразование стоит за «Феноменом горькой конфеты»?

5.Принцип самодвижения в психическом развитии ребенка. Как понимает А.В.Запорожец системность в объяснении личности?

6. Проблема соотношения понятия «социальная ситуация развития» и «ведущий тип деятельности» в трудах В.ВВ.Давыдова. В чем сходство и различие психологических новообразований стабильных и переходных возрастов? Общая характеристика психологических новообразований младенчества, раннего дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста.

7. В чем психологические особенности общения как коммуникативной деятельности? Как понимает М.А.Лисина основу единства общения и предметной деятельности? Каковы структурные компоненты общения? Какова роль общения в развитии ребенка в теории М.А.Лисиной? Каким образом формируется потребность в общении? Какие формы общения детей со взрослыми выделяет Лисина, на основании каких критериев? В какой последовательности возникают формы общения в ходе развития ребенка? Какова роль взрослого в возникновении и развитии новых форм общения, создании зоны ближайшего развития и появлении новой ведущей деятельности?

8. Каковы критерии зрелой личности в понимании Л.И. Божович? В чем видит Божович психологическое содержание возрастных кризисов? Характеристики возрастных кризисов (причины, сущность, новообразование).

Каковы психологические особенности детей, переживающих возрастной кризис?

Тема: «Проблема обучения и развития в современной отечественной психологии».

1. Почему проблема обучения и развития занимает центральное место в концепции Л.С.Выготского?

2. Усвоение как специфически человеческая всеобщая форма психического развития в детском возрасте.

3. Почему модель соотношения житейских и научных понятий, по мнению Л.С.Выготского, является доказательством ведущей роли обучения для развития?

4. Как можно объяснить высказывание Л.С.Выготского о том, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний день, а на завтрашний день детского развития"?

5. Почему решение коренных задач современного школьного образования в конечном счете связано с изменением типа мышления, проектируемого целями, содержанием и методами обучения?

6. Чем отличается технология формирования содержательных обобщений от той, которая свойственна обобщениям эмпирического характера?

7. Перечислите основные принципы построения учебных предметов или их отдельных разделов на основе содержательного обобщения.

8. Четыре подсистемы условий планомерного формирования умственных действий и понятий, обеспечивающие: 1) мотивационную основу действия; 2) правильность выполнения действия; 3) интериоризацию действия; 4) формирование заранее заданных свойств действия.

9. Определите сущностные характеристики каждого из трех типов учения, выделяемы Гальпериным.

10. Связь типа учения, интеллектуальных возможностей ребенка и его умственного развития. Значение исследований, сравнивающих развивающий эффект трех типов учения для решения проблемы соотношения возрастного и функционального развития.

ПРАКТИКУМ

Заполните пробелы:

1. Усвоение детьми общественного опыта происходит не путем пассивного восприятия, в ______ форме, в процессе ______, от характера которой и от особенностей взаимоотношений, складывающихся у него при этом с окружающими людьми, во многом зависит процесс формирования его ______ (Запорожец А.В.).

2. Одним из основных противоречий психического развития ребенка является противоречие между возросшими ______ и ______ возможностями ребенка и сложившимися ранее видами ______ с окружающими людьми и формами ______.

3. Противоречия разрешаются путем установления новых ______ ребенка с ______, формирования новых ______, что знаменует переход на следующую ступень развития.

4. Если противоречия не находят своего разрешения, возникают ______, «кризисные» явления, а в тех случаях, когда они относятся к ______ сфере личности, — и болезненные ее нарушения, психоневрозы.

5. «Сензитивные периоды — возрастные периоды особой ______ к определенного рода влияниям ______ действительности» (Л.А. Венгер, В.С. Мухина)

6. «Зона ближайшего развития — понятие, объясняющее связь обучения и психического развития ребенка и их зависимость от ведущей роли взрослого (Л.С. Выготский).

Зона ближайшего развития определяется теми ______ ребенка, которые он реализовать______ в настоящий период еще не может, но использует с помощью ______ и которые благодаря сотрудничеству со взрослыми будут его ______ достоянием в ближайшее время». (Л.А. Венгер, В.С. Мухина)

Выберите правильный ответ:

1. С какими из следующих высказываний и почему можно согласиться, а с какими — нельзя?

а) Единственный источник познания психических процессов есть самонаблюдение.

б) О сознательности человека судят не потому, что он о себе говорит или думает, а потому, что и как он делает.

в) Психическая деятельность всегда получает свое объективное выражение в тех или других действиях, движениях, речевых реакциях, в изменениях внутренних органов и т. д.

г) Чужой душевной жизни мы не можем воспринимать, сама она навсегда останется вне пределов возможного опыта.

2. Л.С. Выготский в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал:

а) ведущие деятельности

б) психические новообразования

в) характер освоения человеческих общностей

г) все ответы верны

3. Влияние среды по Л.С. Выготскому определяется:

а) переживаниями ребенка

б) непосредственно

в) особенностями общения

г) нет верного ответа

4. По Л.С. Выготскому приводит в движение внутренние процессы развития:

а) биологическое созревание

б) обучение

в) деятельность

г) все ответы верны

5. Ведущая деятельность рассматривается как показатель психологического возраста ребенка благодаря работам:

а) Л.И. Божович

б) А.В. Запорожца

в) А.Н. Леонтьева

г) все ответы верны

6. Проблема расщепления двух миров: мира предметов и мира людей (что является одним из серьезных недостатков в зарубежной психологии) преодолевается в концепции:

а) Гальперина Л.Я.

б) Эльконина Д.Б.

в) Зинченко П.И.

г) нет верного ответа

7. Изучению процессов становления и смены мотивов в развитии ребенка посвящены работы

а) А.В. Запорожца

б) Б.Д. Эльконина

в) Л.И. Божович

г) все ответы верны

Практические консультации:

1. Накануне 1 сентября Оле исполнилось 6 лет 10 месяцев. Она в школу не пошла и осталась в детском саду. Свете и Мише исполнилось 7 лет, и они пошли в школу.

Все дети на этот период одинаково развивались.

Через год было проведено обследование этих детей. Оно выявило. Что развитие у детей, обучавшихся в школе, было значительно выше, чем Оли, которая продолжала ходить в детский сад. При сравнении психического развития Светы и Миши более высокие показатели развития были обнаружены у Светы.

Задание: Назовите возможные причины разного психического развития этих детей, при условии, что они не болели, и их физическое развитие было примерно одинаковым.

2.Разговор двух мам. Одна из них с тревогой говорит: «Я слышала, что к 6 годам у ребенка пробуждается интерес к учению. Некоторые дети уже в 5 лет читают. Я все жду, жду, а у моего сына ни интереса, ни желания учиться не появилось, хотя ему скоро идти в школу».

Задание: Какой фактор, влияющий на психическое развитие ребенка, не был использован мамой?

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Проблема обучения и развития в работах Л.С. Выготского.

2. Проблема возраста в работах Л.С. Выготского

3. Развитие идей Л.С. Выготского в отечественной психологии.

4. Развитие представлений Л.С.Выготского о кризисных возрастах в отечественной психологии.

5. Сензитивные периоды в развитии.

6. Роль социальной среды в психическом развитии ребенка.

7. Социальная ситуация развития ребенка.

8. Активность личности как условие психического развития ребенка.

9. Идеи развития личности в работах А.В. Петровского.

10. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Две линии в понимании природы интериоризации.

11. История детства и теория психического развития ребенка в трудах Д.Б. Эльконина.

12. Концепция амплификации психического развития ребенка-дошкольника: А.В. Запорожец и его школа.

13. Деятельностный подход в психологии развития.

14. Всевозрастной подход в психологии развития.

15. Проблема диагностики возрастного развития.

Литература

1. Анциферова Л.И. Теория Б.Г.Ананьева. /Психологический журнал. 1998. Т.19. №.1

2. Брушлинский А.В. Теория В.В.Давыдова./Вопросы психологии. 1998. № 5.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1984. Т.4.

4. Выготский Л.С. Проблема возраста. Собр. соч.: в 6 т. Т.4. С. 244−248.

5. Выготский Л.С. Мышление и речь. Т.2.

6. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Т.3.

7. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка. Т.5.

8. Выготский Л.С. Экспериментально-генетический метод в исследовании психического развития. Т.3. с.91−100.

9. Выготский Л.С. Культурно-исторический подход в понимании природы человеческой психики. Т.3.С.8−25.

10. Выготский Л.С. Знаковые операции и организация психических процессов. Т.6. С.53−59.

11. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1985. С.3−42.

12. Давыдов В.В. Основные периоды психического развития ребенка./ Теория развивающего обучения. М., 1996.

13. Давыдов В.В.Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. С.74−94.

14. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. с.395−399.

15. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка./Проблемы развития психики. М., 1981.

16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.

17. Лейтес Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека/ Принцип развития в психологии. М., 1978.

18. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

19. Лисина М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей в первые семь лет жизни. /Вопросы психологии. 1978. № 5.

20. Мухина В.С. Детская психология. М., 1985. С. 44−52.

21. Поддъяков Н.Н. Концепция поэтапного социального развития Д.И.Фельдштейна./Мир психологии 1999, № 4.

22. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте/ Избр. психологические труды. М., 1989.

23. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

24. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии / Вопросы психологии. 1984, № 4.

25. Шванцара Й. Диагностика психического развития. Прага, 1978. С. 137−138.

26. Запорожец А.В. Развитие мышления. Учение Ж. Пиаже и советские исследования психического развития ребенка / Избр. психологические труды. М., 1986. Т.1.

27. Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики / Избр. психологические труды. М., 1986. Т.1.

28. Слободчиков В.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995.

29. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. с.460−469.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector