ТЕМА: ПЕРИОД «ОТКРЫТОГО КРИЗИСА» В ПСИХОЛОГИИ НАЧАЛА ХХ в.
По оценке Л.С. Выготского, это был кризис методологических основ психологии и он являлся «выражением того факта, что психология как наука в своем практическом продвижении вперед в свете требований, предъявляемых ей практикой, переросла возможности, допускавшиеся теми методологическими основаниями, на которых начинала строиться психология в конце XVIII — начале XIX века».
Факторы и условия, в контексте которых возник и развивался кризис в психологии:
—положение в науке и философии;
—ситуация в самой психологической науке.
Периодизация кризиса в психологии
Первый период кризиса — период возникновения кризисной ситуац: третья четверть
итогом развития психологии как науки о сознании.
В начале
— связан с возникновением новых теоретических направлений психологии, пришедших на смену ассоцианистической вундтовской психологии и заявивших о себе как о новых общепсихологических теориях.
ЛАНГЕ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ
Мотивация продавцов в период кризиса
... Появлялся офис (лицо компании), который тоже требовал некоторого дополнительного персонала… В период кризиса продажи резко упали или прекратились вовсе, предложение многократно превысило спрос. Хозяева / ... к старому уже не будет . Парадигма постсоветского бизнесмена лежит в плоскости психологии люмпена, поэтому тезис «что не запрещено, то разрешено» воспринимается им весьма своеобразно: ...
«В этом огромном и новом движении, при явном разрушении прежних схем и еще недостаточной определенности новых категорий, при, так сказать, бродячем и хаотическом накоплении новых терминов и понятий, в которых даже специалисту не всегда легко разобраться, мы получаем такое впечатление, будто самый объект науки — психическая жизнь — изменился и открывает перед нами такие новые стороны, которых раньше мы совсем не замечали, так что для описания их прежняя психологическая терминология оказывается совершенно недостаточной».
Фрейд разрушил представление, в соответствии с которым психика отождествлялась с сознанием, а психология объявлялась наукой о содержаниях или функциях сознания. Тем самым Фрейд поставил под сомнение и возможности самонаблюдения.
Бихевиоризм сформировался на основе острой критики субъективности предмета классической психологии и метода интроспекции и выступил с обоснованием объективного подхода, но уже не к явлениям сознания, непосредственно не доступным объективному наблюдению, а к поведению.
Французская социологическая школа явилась протестом против индивидуализма ассоцианистической психологии и отстаивала идею о социальной природе человеческой психики и ее качественном изменении в процессе исторического развития общества.
В.Дильтей и Э.Шпрангер рассматривали сознание человека в отрыве от его реальной практической деятельности. Изучение сознания невозможно с помощью объясняющих методов, сложившихся в естествознании. Для психологии как одной из наук о духе был предложен особый научный метод, «понимание» целостного по своей природе сознания путем его отнесения к объективным общественным явлениям и видам человеческой деятельности: искусству, науке, экономике и т.д.
Против сенсуализма и атомизма ассоцианистической психологии выступила целостная психология — обширное научное течение, имеющее ряд вариантов.
«…в начале каждого направления стоит
Рефлексология и бихевиоризм внесли непреходящий вклад в разработку категории действия.
Психоанализ поставил в центр своих построений категорию мотива, по отношению к которому вторичны и образ, и действие, а затем, опираясь на нее, предложил динамическую модель организации личности.
Основные направления социально-педагогической деятельности ДОУ.
... сокращения числа случаев неблагополучного развития учащихся массовой общеобразовательной школы. Основные направления социально-педагогической деятельности ДОУ. - диагностическое, - профилактическое, - ... возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образования». Деятельность специалиста по социальной работе в учреждениях дошкольного образования ...
Французские психологи сосредоточились на сотрудничестве между людьми, на процессах общения, выявив тем самым включенность в систему категорий психосоциального отношения как инварианта аппарата психологического познания.
Третий период кризиса характеризуется упадком направлений периода открытого кризиса, смешением одних направлений с другими, размыванием четких границ между ними, появлением новых психологических концепций: «гуманистическая», психология (К. Роджерс, А. Маслоу Г. Олпорт), когнитивная психология (У. Найсер, Н. Линдсей, Д. Норман) и др. Этот период начинается с середины
Презентация на тему: Несмотря на принципиальные различия анализируемых направлений, все они исходили тем не менее из
Несмотря на принципиальные различия анализируемых направлений, все они исходили тем не менее из старого понимания сознания, что и выступало их общей основой, которая, по мнению С.Л. Рубинштейна, состояла «…в отрыве сознания от практической деятельности, в которой преобразуется предметный мир и формируется само сознание в его предметно-смысловом содержании…
Здесь, в общем узле сходятся нити, связующие психологию сознания и психологию поведения, психологию поведения и психологию духа; у направлений, представляющихся самыми крайними антиподами, здесь обнаруживается общая основа. Здесь средоточие кризиса, и именно отсюда должно начаться его теоретическое преодоление».
Советские психологи выдвинули задачу перестройки своей науки на основе принципов марксизма.
«научная психология ориентируется на марксизм» (П.П. Блонский),
переходя затем к сознательной задаче построения марксистской психологии (К. Н. Корнилов)
и от нее — к конкретной психологической программе «исторической человеческой психологии» на основе принципов марксизма (Л. С. Выготский),
Детерминанты, определяющие специфику развития психологии:
личностная (наличие
исследования, методологию, отличающуюся по своим существенным характеристикам от таковых других школ); социокультурная;
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ВЫГОТСКОГО
... - А.Р.Лурия. Новый директор Московского института психологии Н.К.Корнилов принял предложение Лурия о приглашении Выготского в Москву. Так в 1924 г. ... период падает начало его научной карьеры в качестве психолога, так как в 1917 г. он начал заниматься ... историю можно уподобить не плоскостной проекции "чистой" истории науки, а трехмерному пространству сцены, в котором и разворачивается многофигурная ...
территориальная привязанность объекта практической деятельности и время его возникновения); оценочная (определяющая динамику результативности
деятельности психологов в науке, образовании, общественной практике).
ШКОЛА ВЫГОТСКОГО — направление в отечественной психологии и педагогике, созданное Выготским. Возникла в середине
В
Московская психологическая школа
1 период (1924 – 1925)
Л.С. Выготский
А.Н. Леонтьева
А.Р. Лурия
Выготский, Лев Семенович
Леонтьев, Алексей Николаевич (1903– 1979) – советский психолог, действительный член АПН РСФСР (1950), доктор педагогических наук (1940), профессор (1932).
В 1924 г. окончил факультет общественных наук Московского университета. В
1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...
... человека. Основная задача изучение законов психической деятельности человека. Общая психология – это наука, изучающая особенности возникновения и формирования познавательных процессов, состояний и ... по мере того, как он взрослеет. В неё входят перинатальная психология, детская и юношеская психология, психология зрелого возраста. Предмет- конкретные возрастные периоды, причины переходов от ...
Лурия, Александр Романович
Лурия родился в Казани, в семье известного врачатерапевта, окончил факультет общественных наук Казанского университета в 1921 г., в 1937 г. –
В результате многолетних исследований нарушений психических процессов при различных поражениях мозга Лурия создал новое направление в психологии – нейропсихологию, имеющую важное теоретическое и практическое значение. С 1945 г. он преподавал в Московском университете (на кафедре психологии философского факультета); с 1968 г. по 1977 г. он заведовал кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
Второй период (открытие в 1943 г. на философском факультете МГУ отделения психологии, преобразованного в 1966 г. в факультет психологии).
А.В. Запорожец, Л.И. Божович, Д.Б.Эльконин, П.Я. Гальперин, Б.В. Зейгарник, Л.В. Занков, В.В. Давыдов,
П.И.Зинченко и др.
Запорожец Александр Владимирович (1905 – 1981) — советский психолог, ученик Л.С. Выготского. В
Было показано, что в основе любого познавательного процесса лежат практические действия, в частности, что восприятие и мышление являются системой свернутых „перцептивных действий“, в которых происходит уподобление основным свойствам предмета и, за счет этого, формирование перцептивного или мыслительного образа. В дальнейшем приступил к разработке положения о развитии эмоций как процесса постепенного овладения действиями оценки смысла ситуации. Создал концепцию возникновения и развития произвольных движений и действий, где, в частности, обобщил свой опыт восстановления движений у раненых во время Отечественной войны.
Презентация на тему: Божович Людмила Ильинична (1908-1981) — советский (российский) психолог. Училась в Московском университете, первое
Божович Людмила Ильинична (1908-1981) — советский (российский) психолог. Училась в Московском университете, первое экспериментальное исследование по психологии подражания провела под руководством Выготского. В1920-30е гг. входила в состав пятёрки ближайших московских учеников Выготского (Запорожец, Божович, Морозова, Левина, Славина).
4 стр., 1773 слов
Психология — наука XXI века
... у психологии головокружительные перспективы, и вполне возможно, что XXI век поименует сам себя психологическим веком», с сарказмом подмечает В.И. Слободчиков, доктор психологических наук, член- ... по-прежнему нелегки и актуальны. Так, В.В. Знаков доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института психологии РАН говорил, что типичной психологической комплексной проблемой ...
Работала завучем в психоневрологической
В
Даниил Борисович Эльконин
Всю Великую Отечественную войну Д. Б. Эльконин находился в действующей армии, был награжден боевыми орденами и медалями. После войны он преподавал психологию в
Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки
... В начале XIXв. этим требованиям отвечала только физика; она считалась образцом науки. Психология же исходя из специфики психологического знания не отвечала этим требованиям. В ... переживаниями, но нужно учитывать и опыт и ассоциации. Первые программы возникновения психологии как самостоятельной науки. Вильгельм Вундт (1832-1920). Существуют разные классификации первых программ возникновения ...
Гальперин Петр Яковлевич (2.10.1902, г. Тамбов — 25.03.1988, г. Москва).
Выдающийся отечественный психолог, заслуженный деятель науки РСФСР (1980).
Доктор педагогических наук по психологии (1965), профессор (1967).
Окончил Харьковский медицинский институт (1926).
В
С 1943 г. — в МГУ им. М.В.Ломоносова; доцент, профессор (с 1966 г.), зав. кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ (с 1971 г.),
Зейгарник Блюма Вульфовна (9.11.1900, г. Пренай, Литва — 24.02.1988, Москва).Психолог, доктор психологических наук (1960), профессор (1965).
Окончила психологическое отделение философского факультета Берлинского университета (1927).
З. Начала свою научную деятельность под руководством берлинского психолога Курта Левина. Обнаруженный в дипломной работе З. факт преимущественного запоминания незавершенных действий вошел в мировую литературу под названием “эффект (или феномен) Зейгарник”. З. работала в психоневрологической клинике Всес. Института экспериментальной медицины (ВИЭМ) вместе с Л.С.Выготским, применяя идеи культурноисторического подхода к пониманию патологии психики (1931).
В годы Великой Отечественной войны З. занималась восстановлением высших психических функций после
После войны
Занков Леонид Владимирович (1901 – 27.11.1977) — отечественный психолог. В
Психология как наука. Роль психологических знаний в деятельности ...
... все же необходимо говорить о множестве психологических наук. В настоящее время, психологии говорят о том, что психологическая наука является единой наукой с собственным особым предметом и объектом. ... комплекс, набор категорий. При этом собственный категориальный аппарат имеет и психологическая наука. Категориальный аппарат психологии имеет 4 блока: психические процессы -это понятие обозначает то, ...
Васиилий Вас льевичии Дав довыи(31 августа 1930 — 19 марта 1998) — советский педагог и психолог. Академик и
Доктор психологических наук (1971), профессор (1973).
С 1953 г. работал в учреждениях АПН СССР
Почетный член Национальной академии образования США (1982).
Член редколлегий журналов «Вопросы психологии» и «Психологический журнал». Последователь Л.С. Выготского, ученик Д.Б. Эльконина и П.Я. Гальперина (с которым позднее дружил до конца жизни).
Работы по педагогической психологии посвящены проблемам развивающего обучения и возрастных норм психического развития.. В современной педагогике существует образовательная система развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова, учебники для которой рекомендованы для начальной школы и некоторых старших классов общеобразовательных школ.
Зинченко Петр Иванович (1903 – 1969) — советский психолог. В
Третий этап развития московской психологической
А.Г. Асмолов, В.П.Зинченко, Н.Н.Нечаев, А.И. Донцов,
Д.И. Фельдштейн, Н.Ф. Талызина, А.Л. Журавлев, В.А. Барабанщиков, А.А. Деркач, А.Н. Ждан,
Г.М. Андреева и др.
Презентация на тему: Асмолов Александр Григорьевич. Родился 22 февраля 1949 г. Окончил факультет психологии МГУ в
Асмолов Александр Григорьевич. Родился 22 февраля 1949 г. Окончил факультет психологии МГУ в 1972 г. Кандидат психол. наук (1976), доктор психол. наук (1996), профессор (с 1996 г.).
Работает в МГУ с 1972 г., в должности профессора кафедры общей психологии с 1992 г. Главный психолог Гособразования СССР (19881992 гг.); зам. министра образования России (с 1992 г.);
СССР (с 1989 г.); член президиума Российского Общества Психологов (с 1996 г.),
2. Отличительные особенности психологии как науки. Типы и виды ...
... изучения психологии являются психические процессы, психические состояния и психические свойства личности. Согласно второму, предметом данной науки являютсяфакты психической жизни, психологические законы ... истинности научно-психологических знаний придает им особую весомость. Методы науки обеспечивают большую надежность и доказательность получаемым знаниям. В научной психологии существуют надежные ...
и Минобразования Российской Федерации; заведующий кафедрой психологии личности.
Зинченко, Владимир Петрович (род.1931) – психолог, академик РАО (1992), доктор
психологических наук (1967), профессор (1968).
Окончил отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова (1953).
Организатор и первый заведующий кафедрой
психологии труда и инженерной психологии (1970); в
ФЕЛЬДШТЕЙН ДАВИД ИОСИФОВИЧ
ФЕЛЬДШТЕЙН Давид Иосифович (р. 1929), доктор психологических наук, профессор,
Его перу принадлежит 257 работ, в том числе 22 монографии, 19 из них изданы за рубежом. Ряд положений его работ по психологическим закономерностям воспитания подростка и юношества стали классическими, вошли в хрестоматии для педагогических институтов.
В числе основных работ Д.И. Фельдштейна: «Трудный подросток» (1972); «Психология воспитания подростка» (1978); «Психологические основы общественно полезной деятельности подростков» (1982); «Психология современного подростка» (1987);» Психология развития личности в онтогенезе «(1989); «Психология развивающейся личности» (1996).
ТАЛЫЗИНА НИНА ФЁДОРОВНА Родилась 28 декабря 1923 г. в с. Лучинском Ярославской
области, закончила Ярославское педучилище (1942 г.), а затем
СССР (1971), действительный член АПН СССР (1989), действительный член РАО (1992).
Преподает в МГУ им. М.В.Ломоносова с 1950 г., заведующий кафедрой педагогической психологии и педагогики отделения, а затем факультета психологии МГУ
Журавлёив, Анат лоий Лакти ноивич (род. 1948, с. Новые ключи, Петровского района Куйбышевской области) — российский психолог, специалист в области социальной, организационной и экономической психологии. Ученик Б. Ф. Ломова, В. Ф. Рубахина, Е. В. Шороховой.
Лауреат Премии Президиума РАН в области психологии имени С. Л. Рубинштейна (2005), «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (2003).
Окончил
Директор ИП РАН (с 2002).
Член Президиума РПО (с 2002),
Главный редактор «Психологического журнала» РАН (с 2003).
Работает в Институте психологии (ИПАН СССР, ныне ИП РАН) с 1976 года.
Барабанщиков Владимир Александрович
23.5.1949 г.р.доктор психологических наук, профессор,
ДЕРКАЧ АНАТОЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (р. 1944), доктор психологических наук, профессор, действительный член АПСН. Заведующий кафедрой акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской Академии государственной службы при Президенте РФ. Доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации,
Ждан Антонина Николаевна. Родилась 10 мая 1934 в г. Шатура Московской области. В 1952 г. поступила на философский факультет МГУ им. М.В.Ломоносова, а в 1957 году окончила отделение психологии данного факультета. С 1958 года работала на отделении психологии философского факультета, а с основания факультета психологии МГУ в 1966 г. по настоящее время – на данном факультете. В 1968 году защитила кандидатскую диссертацию под руководством П.Я.Гальперина, а в 1994 году – докторскую диссертацию. Доцент с 1976, профессор кафедры общей психологии с 1997.
Андреева Галина Михайловна. Родилась 13 июня 1924 в Казани, ведущий специалист в области социальной психологии, окончила философский факультет МГУ им. М.В.Ломоносова (1950), преподает в МГУ с 1953 г., доктор философских наук (1966), профессор (1968), академик Российской Академии Образования (с 1993).
Является основательницей кафедры методики конкретных социальных исследований на философском факультете МГУ (1969) и кафедры социальной психологии на факультете психологии МГУ (1972).
Заведующая кафедрой
Донцов Александр Иванович. Родился 15 октября 1949 г. в г. Львове. В 1972 году закончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова; после окончания аспирантуры в 1975 году работал преподавателем МГУ. Доктор психологических наук (1989), профессор (с 1992), заведующий кафедрой социальной психологии (с 1989),
Декан факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова
Презентация на тему: Братусь Борис Сергеевич. Родился 19 апреля.1945, окончил факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова в
Братусь Борис Сергеевич. Родился 19 апреля.1945, окончил факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова в 1968 году. Доктор психологических наук (1989), профессор (1993), заслуженный профессор МГУ (2002), действительный член Академии естественных наук Российской Федерации (1993), член-корреспондент Российской Академии Образования (1993), иностранныйчлен-корреспондент Общества психологов здравоохранения Кубы (1980).
Заведующий кафедрой общей психологии (2001).
Харьковская психологическая школа: 1930 — начало
Кнач.
Харькове для Лурия, Леонтьева, Запорожца оказалась Всеукраинская психоневрологическая академия (Харьков в те годы был столицей Украины).
Школа зародилась в 1932 г. когда группа московских психологов, учеников Выготского (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Т. О. Гиневская, Л. И. Божович) переехала в столицу Украины того времени, Харьков, где была дополнена примкнувшими к ней местными психологами (такими как П. И. Зинченко, П. Я. Гальперин, В. И. Аснин, Г. Д. Луков, а затем и К. Е. Хоменко, В. В. Мистюк, Л. И. Котлярова, Д. М.
Леонтьев в своей автобиографии указывает, что в
Ленинградская школа психологии
В.М. Бехтерев Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев Б.Ф. Ломов А.А. Бодалев
Бехтерев, Владимир Михайлович (1857–1927) –
российский физиолог, невропатолог, психиатр, психолог. Получил ученую степень Военномедицинской академии
– первый в мире центр по комплексному изучению человека. Существует мнение, что В.М. Бехтерев был отравлен по приказу Сталина в отместку за страшный диагноз
Ананьев, Борис Герасимович
С 1937 г. по 1942.г. заведовал сектором психологии в Институте мозга. С 1944 г. заведовал организованной им кафедрой психологии и психологическим отделением философского факультета ЛГУ, а с 1967 г. руководил факультетом психологии
ЛГУ.
Мясищев, Владимир Николаевич (1892– 1973) – советский психиатр и психолог. После окончания в 1919 г. Психоневрологического института вся его деятельность была связана с СанктПетербургским Психоневрологическим институтом им. В.М. Бехтерева, которым он руководил более 20 лет. Он в течение многих лет заведовал кафедрой СанктПетербургского университета
Крылов Альберт Александрович (род. 1935) — декан факультета психологии СПбГУ (до 2002 года), профессор, доктор психологических наук. Область научных интересов — общая психология, психология личности, инженерная психология.
Бодалев, Алексей Александрович (род. 1923) –
специалист в области общей и социальной психологии. Окончил отделение психологии философского факультета Ленинградского университета (1950), кандидат психологических наук (1953), доктор психологических наук (1966), профессор (1967), зав. кафедрой общей психологии факультета психологии ЛГУ (1969), декан факультета психологии ЛГУ
СССР (1971), академик АПН СССР (1978), вицепрезидент АПН СССР
Ярославская психологическая школа
Вииктор Вас иильевич Н виковои (родился 18 мая 1935) — российский психолог, известный в России и за рубежом специалист в области социальной психологии, промышленной психологии и психологии коллектива, организатор психологической науки, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Президент Международной академии психологических наук, заведующий кафедрой социальной и политической психологи Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова, главный редактор журнала «Человеческий фактор»
Презентация на тему: Шадриков Владимир Дмитриевич родился 18 ноября 1939 г. Один из крупнейших отечественных психологов,
Шадриков Владимир Дмитриевич родился 18 ноября 1939 г. Один из крупнейших отечественных психологов, лидер ярославской психологической школы, выдающийся ученый и педагог, заместитель министра общего и профессионального образования РФ, академик РАО, доктор психологических наук, профессор.
Он известен в России и за рубежом как руководитель и активный реформатор системы народного образования, много сделавший для ее развития.
Грузинская психологическая школа
Психологическое знание в Грузии имеет глубокие корни и давнюю историю, однако научная психология начинает развиваться только с 1918 г., со времени основания Тбилисского университета, в котором были открыты кафедра психологии и психологическая лаборатория. Университет становится центром развития психологии в Грузии. Организатором научной психологии в Грузии был Д.Н. Узнадзе, один из основателей университета, выдающийся ученый, столетие со дня рождения которого было отмечено в 1986 г.
Узнадзе, Дмитрий Николаевич
Иосиф Теймуразович Бжалава
Большой вклад в выявление общих закономерностей установки внесли первые сотрудники Д.Н. Узнадзе — Э.К. Абашидзе, Н.Г. Адамашвили, Б.И. Хачапуридзе, З.И. Ходжава и др. Следует отметить, что в дальнейшем грузинские психологи разработали другие способы и методы изучения установки (Н.Л. Элиава, З.И. Ходжава, Р.Г. Натадзе, Ш.Н. Чхартишвили, А.Т. Кинцурашвили, Ш.А. Надирашвили, Д.Ш. Квавилашвили, Д.К. Дзидзигури, М.Д. Читашвили и др.).
В Грузии выполнено большое количество исследований, в
которых с позиций теории установки анализируются и изучаются различные вопросы общей психологии. Изучены вопросы ощущения, восприятия и воображения (Д.Н. Узнадзе, Р.Г. Натадзе, З.И. Ходжава, И.Т. Бжалава, Ш.А. Надирашвили, О.И. Табидзе, Г.В. Кирия, Д.Т. Купрашвили, М.А. Роговская и др.), памяти (А.С. Прангишвили, Д.Ш. Парджанадзе, Л.Д. Квавилашвили и др.), внимания (Д.Н. Узнадзе, Г.С. Бакрадзе, А.Н. Мосиава, Ж.И. Непаридзе и др.), мышления (Д.Н. Узнадзе, Р.Г. Натадзе, Н.Л. Элиава, Д.И. Рамишвили, Ш.А. Надирашвили, М.Г. Колбая, Г.В. Дарахвелидзе, Г.А. Нижарадзе и др.), языка и речи (Д.Н. Узнадзе, А.Т. Бочоришвили, Д.И. Рамишвили, А.Г. Баиндурашвили, З.И. Ходжава, А.М. Авалишвили, Н.В. Чрелашвили, Н.В. Имедадзе, А.А. Алхазишвили, Г.Н. Мчедлишвили, Р.Т. Сакварелидзе, Р.Г. Мшвидобадзе, М.Г. Какиашвили, Т.Г. Заридзе, Р.Г. Джваршеишвили и др.), эмоций (Н.В. Имедадзе), навыка (З.И. Ходжава, Ш.А. Надирашвили, О.И. Табидзе, А.В. Григолава и др.).
Юревич Андрей Владиславович доктор психологических наук, член-корреспондент РАН,
зам. директора Института психологии РАН, Москва.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ В ПСИХОЛОГИИ
В качестве основных симптомов кризиса обычно указываются следующие:
•отсутствие единой, общеразделяемой теории;
•разобщенность на психологические «империи «, такие
как когнитивизм, психоанализ, бихевиоризм и т.п., каждая из которых живет по своим собственным законам;
•отсутствие универсальных критериев добывания,
верификации и адекватности знания;
•некумулятивность знания, объявление каждым новым
психологическим направлением всей предшествующей ему психологии набором заблуждений и артефактов;
—раскол между исследовательской и практической
психологией — ситуация, когда «психологическая практика и психологическая наука живут параллельной жизнью как две субличности диссоциированной личности;
какое то странное самостоятельное существование память, мышление, восприятие, внимание и другие психические функции;
— существование всевозможных «параллелизмов «: психофизического, психофизиологического, психосоциального, — которые психология осознает как неразрешимые для нее «головоломки «.
Томас Сэмюэл Кун (Thomas Samuel Kuhn; 18 июля 1922, Цинциннати, Огайо — 17 июня 1996, Кембридж, Массачусетс) — американский историк и философ науки, считавший, что научное знание развивается скачкообразно, посредством научных революций. Любой критерий имеет смысл только в рамках определённой парадигмы, исторически сложившейся системы воззрений. Научная революция — это смена научным сообществом психологических парадигм.
Видение будущего психологии производно от квалификации ее парадигмального статуса, которая обычно дается в терминах теории Т.Куна. Соответственно, формулируются три основные позиции:
а) психология — это допарадигмальная наука, в которой единая парадигма еще не сложилась (позиция самого Т.Куна), б) психология — это мультипарадигмальная наука, где
сосуществуют несколько парадигм, в) психология — это внепарадигмальная наука.
Презентация на тему: «Методологический либерализм » предписывает, что психологическое объяснение всегда будет разноуровневым, многослойным, построенным по
«Методологический либерализм » предписывает, что психологическое объяснение всегда будет разноуровневым, многослойным, построенным по принципу «слоеного пирога «, каждый слой которого обладает самостоятельной значимостью и принципиально не заменим ни одним другим .
Любой психологический феномен имеет различные уровни детерминации: феноменологический, физический, биологический и социальный, — требует объяснения на каждом из данных, не сводимых друг к другу уровнях, и именно сочетание этих слоев всегда будет придавать психологическому «пирогу » его своеобразный вкус