Предмет и задачи психологии. Методологические, теоретические и естественно-научные основы психологии

  1. Возникновение психологии как науки.
  2. История психологии. Основные теоретические направления психологии.
  3. Методологические основы психологии.
  4. Понятие о психике и ее эволюция. Биологические основы психики.
  5. Происхождение и развитие сознания человека. Природная и социальная детерминация психического развития.
  6. Специфика психического отражения.

1. Возникновение психологии как науки.

Современная психологическая наука напоминает дерево с разветвленной кроной, ветви которого – отрасли психологии, которые изучают конкретные виды человеческой деятельности (педагогическая, возрастная, социальная, космическая, психология труда, патопсихология,, зоопсихология и др.), а ствол – общая психология, которая изучает наиболее общие законы человеческой психики.

К изучению общей психологии мы сейчас с вами и приступаем. Хотя с психологией вы уже знакомы задолго до ее систематического изучения, решая в повседневной жизни вполне реальные психологические проблемы. Вообще, существует несколько таких профессий, где каждый считает себя специалистом; это врач, следователь, педагог и психолог, мы критикуем врачей и глотаем таблетки, которые мы сами себе прописали, мы легко раскручиваем преступления, читая детективы; мы недовольны своими учителями и всегда точно знаем как надо учить и воспитывать детей и конечно каждый из нас считает себя великим психологом, когда в свою пользу разрешит психологическую ситуацию. Но тут мы с вами должны развести два понятия «житейская психология» и «научная психология»

Житейская (или обыденная) психология –это психологические знания, почерпнутые людьми из обыденной жизни. Они обладают следующими основные отличительными характеристиками:

  • Конкретностью, т.е. привязанностью к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам человеческой деятельности;
  • Интуитивностью, свидетельствующей о недостаточной осознанности их происхождения и закономерностей функционирования;
  • Ограниченностью, т.е. слабыми представлениями человека о специфике и сферах функционирования конкретных психологических феноменов;
  • Основываются на наблюдениях и размышлениях, а это означает, что обыденные психологические знания не подвергнуты научному осмыслению;
  • Недостаточностью материала, т.е. человек, обладающий теми или иными житейскими психологическими наблюдениями, не может сравнивать их с подобными же у сотен других людей, чтобы сделать правильные выводы.

Научная психология –это устойчивые психологические знания, полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики людей и животных. Научной психологии присущи свои особенности:

5 стр., 2236 слов

Психология. Психологический словарь

... опасности> и <высочайшего напряжения всех духовных струн>. ФОБИЯ (PHOBIA) (психоанализ) Психологический симптом, характеризу­ющийся избеганием специфических ситуа­ций или объектов, которые, не будучи ... обусловленные ожиданием чего–то опасного, имеющие диффузный характер, не связанные с конкретными событиями. При наличии тревоги на физиологическом уровне фиксируются учащение дыхания, ...

  • Обобщенность,т.е. осмысленность конкретного психологического явления на основе специфики его проявления у многих людей, во многих условиях, применительно ко многим задачам человеческой деятельности;
  • Рационализм, свидетельствующий о том, что научные психологические знания максимально исследованы, осознанны и обоснованны законами;
  • Неограниченность, т.е. способность знаний быть использованными множеством людей;
  • Экспериментальная основа, научные психологические знания исследованы в различных условиях, на основе многочисленные опытов и экспериментов и доказаны;
  • Достаточность материалов, это означает, что знания о законах и закономерностях функционирования психики, получены на основе исследования огромного количества людей;

Фундаментальная научная психология достаточно тесно взаимодействует с обыденной психологией: достаточно сказать, что на первых порах почти весь терминологический минимум психологической науки был взят из естественного языка. А вот настоящую войну психология вынуждена сегодня вести на « два фронта»:против оккультного знания (астрологической психологии, хиромантии и т.д.) и «поп-психологии», вульгаризирующей и искажающей результаты научных исследований. Названия подобных книг говорят сами за себя: «Как достичь успеха в жизни», «Как женщине не остаться одинокой», «Не давите мне на психику», где поппсихологи дают свои рекомендации всем и каждому. «Поп-психологию» не следует путать с популяризацией научных психологических знаний. В основном это элемент идеологии общества потребления, эрзац-знания, обоснованность которых не ясна.

Итак, что же означает само слово «психология»? Оно происходит от двух греческих слов «психе»- душа и «логос» — слово, учение.

Своим название и первым определением психология обязана греческой мифологии. Эрот, сын Афродиты влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. К сожалению, Афродита была очень недовольна, что ее сын, небожитель, хотел соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через целый ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом было так велико, что это произвело глубокое впечатление на богинь и богов, и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту, в свою очередь удалось убедить Зевса –верховное божество греков_ превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Таким образом влюбленные были соединены на веки.

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея – смертная, обретшая бессмертие,- стала символом души, ищущей свой идеал.

Впервые термин «психология» ввел в философский язык в ХУШ веке немецкий философ Христиан Вольф(1679-1754) в своих книгах «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология» в 1732-1734гг.

20 стр., 9582 слов

Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи

... сказок); 6) историзма (генетический подход к изучению психики ребенка). При изучении явлений детской психологии необходимо с выяснять, как они возникли, развиваются и изменяются под влиянием взаимодействия ... изучение психического развития, его механизмов и закономерностей согласно основам детской психологии, а не других наук или по аналогии с психических особенностей взрослого. При этом важно ...

Но как наука, психология в то время еще не была самостоятельной, она была лишь частью философии. Лишь в 1879 году в г.Лейпциге немецкий психолог В.Вундт открыл первую в мире лабораторию экспериментальной психологии и родилась научная психология, появились профессиональные психологи, которые помогают осмыслить, упорядочить стихийно накопленный опыт, оказывают людям квалифицированную психологическую помощь. А до этого времени, психология, возникнув на стыке двух областей знаний, лишь накапливала свои знания, причем лишь только описательным путем.

Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

Каждая наука всегда имеет свой объект и предмет, свои задачи исследования.

Объектом психологииявляется психика.

Предмет психологии — это формирование, развитие и становление всех явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человека, и процессы его взаимоотношения с миром.

Задачи психологии:

  1. Изучение объективных закономерностей функционирования психических процессов и явлений, как отражения объективной действительности
  2. Изучение физиологических механизмов психических явлений
  3. Качественное изучение психических явлений
  4. Анализ формирования и развития психических явлений.
  5. Содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику жизни и деятельности людей.

2. История психологии. Основные теоретические направления психологии

1-й этап. Психология как наука о душе.

Начало этапа — более двух тысяч лет назад.

Психология является частью философии.

Ведущие ученые-философы: Аристотель, Демокрит, Платон.

Предмет изучения – душа человека

( Наличием души в этот период пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души. В Пифагорейской школе возникло представление о трех частях души. Его приняли и Демокрит, помещавший разум в голове, мужество в груди и чувственное вожделение в печени; и Платон; вспомним его миф о колеснице, в которую впряжены кони – дикий, рвущейся идти собственным путем и породистый, подающийся управлению, возница стремится управлять этими конями, соответственно цели, которая ведома только ему, но это удается ему с большим трудом.

Но позже позиции Демокрита и Платона разошлись и сложились две противоположные точки зрения на психику: материалистическая (Демокрит) и идеалистическая (Платон).

Демокрит считал, что психика, как и всякая природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств.

27 стр., 13251 слов

Психология как наука. Основные исторические этапы развития психологической науки

... психологические законы. Задачи психологии. Область изучаемых явлений. Основная задача психологии — изучение законов психической деятельности в ее развитии. Область явлений, изучаемых психологией — различные процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности. ...

По мнению Платона , душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от последней идеальна. Познание мира, по мнению Платона,- это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того как попала в тело человека.)

2-й этап. Психология как наука о сознании.

Начало этапа -17 век( Период интроспекционизма)

Этап выделения из философии, становления психологии как самостоятельной науки

Точка отсчета- открытие в 1879г. В Лейпциге первой в мире лаборатории экспериментальной психологии.

Основатель – Вильгельм Вундт.

Ведущие ученые этого периода –Дж.Локк. Т.Гоббс, Д.Гартли, К.Гельвеций, П.Гольбах.

Предмет изучения – сознание.

Основной метод изучения–самонаблюдение-интроспекция : «Только я сам могу судить о том, что происходит в моем внутреннем мире»

Недостатки:

1) трудность раздвоения- Первое Я-деятель активно мыслит, радуется страдает, действует; Второе Я-наблюдатель- в это же самое время оценивает,анализирует, контролирует.

2) многие процессы осознаются лишь частично, например, механизмы памяти, мышления,воображения и поэтому не всегда возможно самонаблюдение;

3) обширная область переживаний, получивших название подсознательных, неосознаваемых, бессознательных не представлены в области сознания и потому не доступны для самонаблюдения;

4) не всегда можно перекодировать чувства в слова, человеку порой трудно рассказать о своих переживаниях (опишите радость);

5) человек всегда субъективен к себе и мир воспринимает сквозь призму своих мыслей, чувств, своего опыта (врет как очевидец).

3-й этап.

Психология как наука о поведении.

Начало этапа ХХ век –.

Период бихевиоризма

— Основатель- Джон Уотсон-

Предмет изучения – поведение человека

Представители Эдвар Торндайк

Основной метод- наблюдение за поведением (аргументы: наблюдать нужно не сознание, а то, что доступно наблюдению, то что можно увидеть поведение, поступки реакции человека)

Основная формула бихевиоризма S–R. На основании анализа стимула можно предсказать реакцию на него и наоборот (фашизм, сталинизм).

Психология – наука о бессознательном

Период психоанализа:

Основатель- Зигмунд Фрейд.

Предмет изучения – неосознаваемые побудители, мотивы поведения и сознательных действий человека (это бихевиористы не изучали)

Задача психоанализа- проникнув в бессознательное, понять причины поведения человека.

4-й этап (современный) Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики.

Период гуманистической психологии

….Основатели: А.Маслоу. К.Роджерс

Представители: Мюррей, Мерфи, Мей.

Предмет изучения – уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни

Период трансперсональной психологии

Представители: К.Юнг, Р.Ассаджиоли, С.Грофф.

Предмет изучения – психика как взаимодействие сознательного и бессознательного компонентов при непрерывном обмене между ними.

3. Методологические основы психологии

Каждая наука для того, чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, дающие представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают теория и методология.

Теория– это совокупность взглядов, представляющих собой результат познания и осмысления практики жизни, позволяющих строить конкретные рассуждения об изучаемых явлениях и процессах.

Методология– это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования.

Обычно различают три уровня методологии любой науки.

Общая методология– обеспечивает наиболее правильные и точные представления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли в нем тех явлений, которые изучает данная наука.

Специальная методологияпозволяет конкретной науке формулировать свои собственные законы и закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует.

Частная методология представляет собой совокупность методов, способов, приемов и методик исследования конкретной наукой различных явлений, которые составляют предмет и объект ее анализа.

В качестве общей методологии психологической наукивыступает диалектико-материалистический подход к пониманию окружающего мира, роли и места психики и психического в нем. Содержание этого подхода составляют научные представления:

  1. о первичности материи и вторичности сознания:
  2. о движущих силах развития объективной реальности и психики;
  3. о единстве внешней деятельности и внутренней психической;
  4. о социальной обусловленности развития психики человека;
  5. о сознании как высшем этапе развития психики.

В качестве специальной методологии психологиивыступают ее методологические принципы: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития и принцип системности.

Принцип детерминизма: согласно этому принципу, все существующее возникает, видоизменяется и прекращает свое существование закономерно, т.е. все в природе порождается действием материальных причин и законов. Детерминация (причинность, обусловленность)- генетическая связь явлений, порождение предшествующим (причиной) последующего (следствия)

Принцип единства сознания и деятельностиозначает, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а создают неразрывное единство. Сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности. Деятельность выступает как форма активности сознания, а сознание обеспечивает активный характер деятельности.

Принцип развитияозначает, что психика может быть правильно и адекватно исследована и объяснена, если она рассматривается как продукт развития и в процессе этого развития.

Принцип системности:методологический подход к анализу психических явлений, когда соответственное явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в структуре.

В качестве частной методологии психологической наукивыступают ее методы и методики исследования конкретных психологических явлений.

Основные методы:

— методы наблюдения; ( с.28) см. дальше

— эксперимент. С.25-27. см. дальше

— беседы, интервьюирование; с.28-30

— анкетирование, тестирование, опросники; с.34-37, с.51

— метод экспертной оценки. С.37

— изучение продуктов деятельности (например, анализ сочинений, изложений, контрольных работ, различных поделок, рисунков, стихов); с.37

— анамнез: обобщение независимых данных об испытуемом, полученных от разных людей.

— моделирование с.33-34

Основные методы изучения взаимоотношений :

— социометрический метод;

-референтометрический метод.

Существуют экспериментальные и неэкспериментальные методы:

Экспериментальные методы— это исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, которая предполагает следующее:

— исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него;

— экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление;

— в эксперименте имеется возможность неоднократного воспроизведения результатов;

— в результате эксперимент устанавливает допускающие математическую формулировку количественные закономерности.

Эксперимент делится на:

констатирующий эксперимент– задача, которого состоит в простой фиксации и описании фактов;

формирующий или обучающий эксперимент— заключается в том, чтобы сформировать у человека какое-либо качество или изменить его поведение;

естественный эксперимент— проводится без вмешательства экспериментатора, его основная тенденция сочетать экспериментальность исследования с естественностью условий;

лабораторный эксперимент— ставит сам экспериментатор, активно вмешиваясь и создавая условия, специально рассчитанные на то, чтобы проверить некоторую научную гипотезу.

К неэкспериментальным методам относится прежде всего наблюдение: с.28

Наблюдениезаключается в фиксации проявлений поведения и получения суждений о субъективных психических явлениях. Наблюдения бывают:

эпизодическое— запись отдельных случайных действий наблюдаемого;

систематическое— развернутая запись поведения человека в самых различных обстоятельствах жизни;

внешнее— прямое наблюдение со стороны за поведением человека;

внутреннее— самонаблюдение за интересующим явлением, которое непосредственно представлено в его сознании;

стандартизированное— заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается, ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем;

свободное— не имеет заранее установленных рамок программы, процедуры его проведения, оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя;

включенное— исследователь выступает в качестве непосредственного участника, того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение;

стороннее— не предполагает личного участия исследователя в том процессе, который он наблюдает.

4. Понятие о психике и ее эволюция. Биологические основы психики

Психика — свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать объективную действительность и на основе активно формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.

Развитие психики – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Психическое развитие реализуется

-в форме филогенеза

становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества

в форме онтогенеза

формирование психических структур в течение жизни отдельного организма – человека или животного

Движущая сила развития— борьба внутренних противоречий, борьба между старым и новым, между отживающим и нарождающимся. Психическое развитие есть всегда возникновение чего-то нового, переход к которому носит скачкообразный характер, оно неизбежно несет в себе перерывы постепенности.

Сензитивные периоды развития— наиболее благоприятные, специфические периоды для формирования и развития каждого психологического свойства индивида.

ЭВОЛЮЦИЯ ПСИХИКИ

  1. Развитие сенсорных процессов животных:

— совершенствование их двигательного аппарата;

— постепенное развитие их способности дифференцировано отвечать на воздействия внешних и внутренних раздражителей,

— одновременное развитие органов рецепции — обоняния, зрения, слуха, осязания и др., — позволяющих более точно дифференцировать внешние раздражения.

2.Развитие перцептивных процессов животных:

— появляется сложная нервная система;

— наблюдается значительное развитие рецепторных процессов, усложнение их роли в поведения;

— совершенствуются центральные отделы нервной системы, позволяющие образовывать связи между анализаторами;

— появляется предметно-образное отражение действительности;

— возникают эмоции.

3.Развитие интеллектуальных действий животных:

— появляется способность к интеллектуальному поведению при возникновении препятствий на пути к достижению цели;

— интеллектуальные действия носят примитивный характер и не являются следствию знания объективных законов природы;

— интеллектуальные действия не занимают главенствующего положения в поведения;

— изобретенные способы действий не передаются от одного животного к другому и не являются, таким образом, продуктом видового развития;

4.Физическое и психологическое развитие человека в процессе труда:

На этом этапе у человека:

— руки становятся не только органом движения, но и осязания, помогая человеку познавать важные для процесса труда особенности предметов;

— появляется способность к мышлению;

— отмечается потребность к общению с другими людьми;

— появление речи содействует развитию абстрактного мышления;

— отражательная деятельность начинает носить сознательные характер.

5. Развитие сознания человека.

На этом этапе у человека появляется способность:

— познавать общее и особенное в окружающей действительности; — определенным образом относиться к окружающей действительности;

— заниматься творчеством;

6.Развитие самосознания человека.На этом этапе у человека появляются способности:

— познания себя путем познания других;

— самопознание путем анализа собственной деятельности и поведения;

— самоконтроля и самовоспитания.

7.Развитие социального поведения человека.

На этом этапе психика и сознание человека достигают совершенства.

Биологические основы психики.

Исходя из того, что психика — есть свойство мозга, мы не можем обойти вниманием специфику функционирования мозга. Мозг — это центральный отдел нервной системы животных и человека. Поэтому, прежде всего мы должны получить представление о структуре и специфике функционирования нервной системы.

Нервная система человека является физиологическим носителем психики человека. Неточно понимая структуру и специфику функционирования нервной системы, невозможно точно исследоваться психическую деятельность и поведение человека.

Нервная система — совокупность нервных образовании в организме человека и позвоночных животных. Ее основные функции:

— обеспечение контактов с внешним миром;

— интеграция внутренних органов в системы, координация и регуляция их деятельности;

— организация целостного функционирования организма;

5.Происхождение и развитие сознания человека. Природная и социальная детерминация психического развития

Понятие о сознании

Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями.

Высший уровень психики, свойственный человеку образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.

Какова же структура сознания, его важнейшие психологические характеристики?

Первая его характеристика дана уже в самом его наименовании: сознание. Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятия при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент. Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение — строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становятся расстройством сознания.

Вторая характеристика сознания – способность к самопознанию и формированию самосознания. Он единственный среди живых существ способен обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом.

Третья характеристика сознания — обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы.

Наконец, четвертая характеристика сознания — включение в его состав определенного отношения. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и, прежде всего общественные отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений.

ПРИРОДНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Рассматривая проблему происхождения в развития сознания следует выделить несколько направлений исследования этой проблемы,

На всем протяжении учения о развитии сознания боролись две точки зрения: одна, утверждающая, что развитие осуществляется по твердым законам, обусловленным действием врожденной программы- биогенетическое направление. И другая, для которой развитие — результат воздействий внешней среды, приводящих к появлении качественно нового – социогенетическое направление. Следует отметить, что биогенетики не отрицали влияние среды , но главенствующим фактором в развитии сознания считали природные особенности человека. Социогентики в свою очередь, не отрицали влияние природных, генетических основ человека на формирование сознания, но во главу угла ставили влияние среды, деятельности, научения.

Эволюционнаятеория развития — становление психики и поведения человека — есть результат эволюционного преобразования генетически заложенных в организме с рождения возможностей, существующих в виде задатков.

Революционнаятеория развития — у любого человека, независимо от его природных анатомо-физиологических особенностей можно сформировать любые психологические и поведенческие свойства, доведя их развитие до любого уровня с помощью обучения и воспитания.

Функциональнаятеория развития — формирование и преобразование той или иной функции определяется тем, как часто она используется в жизни организма. В ней в «качестве основного принципа выступает положение об определяющей роли образа жизни в развитии психики» /С.Л. Рубинштейн/

Вероятностная или стохастическаятеория развития — конечный результат развития, достигаемый на каждой его ступени, связан и с генотипом и со средой, но сам по себе определяется случайным стечением обстоятельств в жизни индивида.

6. Специфика психического отражения

Существуют физическое, физиологическое и психическое отражение.

Физическое отражение- это простейший вид отражения, способный отражать лишь начальные формы движения. На поздней стадии физического движения возникает элементарная чувствительность /тропизм/, представляющая собой начальную форму приспособления простейших организмов к внешней среде на основе присущего свойства раздражимости.

Физиологическое отражение- более сложный вид отражения, соответствующий органической жизни органическому движению.

На низшей его стадиисформировалась простейшая рефлекторная деятельность животных, которая характеризовалась тем, что:

  • она совершается всегда как ответ на внешнее раздражение;
  • при наступлении раздражения содержание ответного движения, его сила и направленность находятся в полном соответствии с особенностями раздражения.

На высшей стадиифизиологического отражения сформировалась сложные условные рефлексы животных, позволяющие осуществлять предметное восприятие;

Психическое отражение- самый сложный и наиболее развитый вид отражения.

На низших его стадияхпсихика животных достигает самых совершенных форм ее развития, носящих название интеллектуального поведения,

На высших его стадияхсформировалось сознание и самосознание людей, специфика их проявления в общественной жизни. Для этой стадии отражения характерны:

  • отражение как путь познания человеком самого себя, своей деятельности и поведения;
  • отражение как самоконтроль и самовоспитание;
  • отражение как путь познания других;
  • отражение как путь познания социальной жизни и социальных отношений

Психическое отражение окружающей действительности имеет свои особенности:

1. Это не мертвое, зеркальное, однократное отражение, а процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия.

2. Психическое отражение преломляется черех индивидуальность человека. При психическом отражении объективной действительности любое внешнее воздействие всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому, одно и то же внешнее воздействие может по — разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях.

3. Психическое отражение обеспечивает целесообразность поведения и деятельности. Несмотря на субъективность психического отражения, — это правильное, верное отражение действительности. Несмотря на, характерное для человека активное преобразование отражаемого, возникающие образы материального мира являются своеобразными снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий, т.е. оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность и на этой основе целесообразно регулировать поведение человека.

4. Сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека, поэтому психическое отражение постоянно углубляется и совершенствуется и носит опережающий характер.