Предмет психологии.
Рассмотреть разные психологические школы (психология сознания, бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, когнитивная психология, гуманистическая психология, отечественная психология), выделив, что являлось предметом психологии в каждой школе, какие методы каждая школа использует для изучения своего предмета, что нового она вносит в развитие теории и практики науки психологии, в чем недостатки данного направления.
С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания. В связи с развитием естественных наук с помощью опытно-экспериментальных методов стали изучать закономерности сознания человека. Способность думать, чувствовать назвали сознанием. Психология стала развиваться как наука о сознании. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Р.Декарт (1596-1650) приходит к выводу о различии между душой человека и его телом. Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с её центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Этот декартовский дуализм — тело, действующее механически, и управляющая им «разумная душа», локализованная в головном мозге. Декартовская фраза «Я мыслю, значит, я существую» стала основой постулата, утверждавшего, что первое, что человек обнаруживает в себе, — это его собственное сознание. Существование сознания — главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояние и содержание сознания.
Бихевиористский подход (от англ. «поведение»).
Психология — наука о поведении.
Американский психолог Уотсон провозгласил в 1913г., что психология получит право называться наукой, когда будет применять объективные экспериментальные методы изучения.
Объективно можно изучать только поведение человека, возникающее в той или иной ситуации. Каждой ситуации соответствует определённое поведение, которое следует объективно фиксировать. Новые формы поведения появляются в результате образования условных рефлексов (Уотсон).
Любое поведение определяется своими последствиями (Скиннер).
Человек склонен также подражать поведению других людей, с учётом того, насколько благоприятны могут быть результаты такого подражания для него самого (Бандура).
Эмпирическая психология сознания. Эмпиризм и ассоцианизм
... А. стремился утвердить строго причинный подход к поведению и сознанию человека. Философская энциклопедия Ассоцианизм — иначе ассоциативная психология теория, сводящая психические процессы, прежде всего ... психические единицы. Принципы А. оплодотворили прогресс психологических исследований, в частности разработку новых методов изучения памяти [механической (Г. Эббингауз — Германия) и образной (Ф. ...
Важными заслугами данного учения являются: внедрение объективных методов регистрации и анализа внешне наблюдаемых реакций, действий человека, процессов, событий; открытие закономерностей научения, образования навыков, реакций поведения. Основной недостаток заключается в недоучёте сложности психической деятельности человека, сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания, творчества, самоопределения личности.
В начале XXв. в психологии возникло направление психоанализа. Психоанализ (от греч. «душа» и «решение») — врачебный метод исследования, зародившийся в работах Ж.Шарко и И.Бернгейма, использовавших гипноз в лечении многих нервных заболеваний. Зигмунд Фрейд ввёл в психологию ряд важных понятий: бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и др. Психоаналитическое направление обратило усиленное внимание на изучение неосознаваемых психических процессов. Эти процессы можно разделить на два класса: неосознаваемые механизмы сознательных действий (неосознаваемые автоматические действия и автоматизированные навыки, явления неосознаваемой установки); неосознаваемые побудители сознательных действий (оказывают сильное влияние на действия и состояния человека, хотя человек не подозревает этого и часто сам не знает, почему он совершает то или иное действие).
Бессознательные представления переходят в сознание, принимая искаженную или символическую форму. Недостатки данного направления: мифологическое объяснение «сексуальных комплексов», антиисторический подход к анализу культурных и социальных процессов общества; биологизированность, отсутствие социального фактора, влияющего на развитие личности; неправомерное перенесение выводов, сделанных на основе частного наблюдения, на более общие закономерности развития природы и общества.
«Гештальтпсихология» возникла в Германии благодаря усилиям Т.Вертгеймера (1880-1943), В.Келера (1887-1967) и К.Левина (1890-1947), выдвинувших программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов).
Понятие о гештальте (от нем. «форма») зародилось при изучении сенсорных образований, когда обнаружилась «первичность» их структуры по отношению к входящим в эти образования компонентам (ощущениям).
Принцип структурной целостности, первоначально раскрытый на проблеме восприятия, был затем применён для решения исходных принципиальных проблем, прежде всего психофизической проблемы. Широкое применение данного принципа в рассмотрении многих вопросов психологии обусловлено выявлением второго основного принципа гештальтпсихологии — принципа динамичности. Согласно этому принципу, течение психических процессов определяется динамическими, изменяющимися соотношениями, устанавливающимися в самом процессе, а не независимыми от него и определяющими его путь механистическими связями. Заслуги гештальтпсихологии состоят в разработке понятия психологического образа, в утверждении системного подхода к психическим явлениям; в исследованиях было открыто множество феноменов зрительного восприятия. Недостатки: разделение восприятий и ощущений, отрицание самого существования ощущений, умаление значения памяти и жизненного опыта в решении задач.
Мотивы и мотивационные состояния личности. Формирование патологических ...
... личности, к свертыванию ее возможностей в самореализации; затруднение в удовлетворении физиологических потребностей ведет к понижению когнитивных потребностей и т.д. Иерархия потребностей человека: 1. .Физиологические потребности. 2. Потребность ... прогрессирования самого болезненного процесса и нарастания болезненных ... основе этого формируется целенаправленное действие. Итак, актуализированна
Когнитивный (от латинского «знать») подход в психологии.
Сторонники этого подхода утверждают, что человек — это не машина, слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или события внешнего мира, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы. Согласно концепции Брунера (1966), познание мира человеком носит, прежде всего, чувственный и двигательный характер: ничто не может быть включено в мысль, не пройдя сначала через чувства и двигательную активность. Поступок человека включает следующие компоненты: само действие, мысли, чувства. Оказавшись в реальной ситуации, человек не имеет возможности всестороннего анализа обстоятельств (мало времени, нехватка знаний и т.д.), ему нужно решать, человек делает выбор и совершает поступок (бихевиористы тут заканчивают анализ поведения), но когнитивная и эмоциональная часть поступка ещё не завершена, так как сам поступок является источником информации, позволяющей формулировать или изменять мнение о себе или о других. После реакции человек в той или иной степени осуществляет субъективный анализ своего поведения, степени его успешности, на основе чего осуществляет необходимую коррекцию или делает какие-то выводы на будущее. Когнитивная психология сделала значительный вклад в развитие психотерапии. Недостатки: отсутствие единой теории личности и единой схемы объяснения познавательных процессов (концепции Брунера, Жана Пиаже, Келли); низкая валидность, т.е. соответствие взглядов будущим прогнозам; культура не рассматривается как фактор влияния на развитие способностей индивида.
Гуманистическая психология.
Изучает здоровые, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации». А.Маслоу разработал «иерархию потребностей». Она состоит из следующих ступеней: 1 — физиологические потребности — это низшие, управляемые органами тела потребности, как дыхание, пищевая, сексуальная, потребность в самозащите; 2 — потребность в надёжности — стремление к материальной надёжности, здоровью, обеспечению в старости и т.д.; 3 — социальные потребности; 4 — потребность в уважении, осознании собственного достоинства; 5 — потребность в развитии личности, в осмыслении своего назначения в мире. Феноменологический подход основывается на следующих идеях:
— поведение человека можно понимать только на основе анализа его субъективного восприятия и познания действительности;
— люди способны сами осуществлять свою судьбу, т.е. самоопределение является существенной частью природы человека, и люди ответственны за то, что они собой принимают;
— люди в своей основе добры и обладают стремлением к совершенству, естественно и неизбежно движутся в направлении автономности и зрелости, реализуя внутренние возможности и личностный потенциал. Феноменологический подход к личности наиболее выражен в работах К. Роджерса, который оказал огромное влияние на формирование терапевтических и педагогически-образовательных современных стратегий.
Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность.
... деятельности. В психологии различают познавательные психические процессы (направленные на познание человеком окружающего мира). Это ощущение отдельных свойств предметов (различный цвет, различные звуки, вкусовые, обонятельные ощущений и т. д.), восприятие ... nbsp; Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность. Психика – совокупность психических процессов, кот. поддерживаются ...
Основоположником отечественной научной психологии считается И.М.Сеченов (1829-1905).
В его книге «Рефлексы головного мозга» основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема та же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью — движением, поступком, речью. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической её основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека. Усилия И.П.Павлова (1849-1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы плодотворно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности. Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г.И.Челпанову (1862-1936).
Его главная заслуга состоит в создании в России психологического института (1912).
Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В.М.Бехтерев (1857-1927).
Л.С.Выготский (1896-1934) ввёл понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание).
А.Н.Леонтьев (1903-1979) провёл цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций. А.Р.Лурия (1902-1977) особое внимание уделял проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений. Он явился одним из создателей нейропсихологии.
П.Я.Гальперин (1902-1988) рассматривал психические процессы как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях. Гальперин — автор концепции поэтапного формирования умственных действий. Практическая реализация этой концепции позволяет существенно повысить эффективность обучения.
2. Познавательная сфера человека.
Познавательные процессы — это процессы психической деятельности, обеспечивающие информационный фонд психики, её ориентировочную основу. К познавательным процессам относятся: ощущение, восприятие, мышление, воображение и память.
Первичный психологический процесс в познании окружающего мира — ощущения.
Ощущения это отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств. Основная часть каждого органа чувств — окончания чувствующего нерва — рецепторы. Ощущения — объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей.
Выделяют три основных класса ощущений (И. Шеррингтон):
1. Экстерорецептивные, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела. Общую массу данных ощущений можно разделить на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые).
МЫШЛЕНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ
... РОЛЬ И МЕСТО ВООБРАЖЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. СВЯЗЬ ВООБРАЖЕНИЯ С МЫШЛЕНИЕМ И ПАМЯТЬЮ 40 39. ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ. ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА 41 40. ВООБРАЖЕНИЕ КАК ФАКТОР ... мышления являются ощущения, восприятия и представления. Но в процессе мышления, используя данные ощущений, восприятия и представлений, человек выходит за пределы чувственного познания. Мыслительная деятельность ...
Обонятельные ощущения занимают в этом случае промежуточное положение.
2. Интерорецептивные (органические), сигнализирующие о том, что происходит в организме (ощущения голода, жажды, боли и т.п.).
Данные ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека.
3. Проприорецептивные, расположенные в мышцах и сухожилиях; с их помощью мозг получает информацию о движении и положении различных частей тела.
Основные характеристики анализаторов:
Нижний порог ощущений — минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Сигналы, интенсивность которых меньше данной величины человеком не ощущаются. Верхний порог — максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор. Разностный порог — наименьшая величина различий между раздражителями, когда они ещё ощущаются как разные. Одно из проявлений взаимодействия ощущений — их контраст (с латинского «резкая противоположность») — повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных, свойств действительности. Прежде чем сделать тот или иной вывод в вопросе об ощущениях учёные проводят целый ряд наблюдений и экспериментов среди определённых групп людей, опыты с животными.
Различают две основные формы изменения чувствительности (способность к ощущению): адаптация — изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям (чувствительность может повышаться или понижаться, например адаптация к яркому свету, сильному запаху); сенсибилизация — повышение чувствительности под влиянием внутренних факторов (результат упражнений, приобретение опыта), а также состояния организма.
Приём и переработка человеком поступившей через органы чувств информации завершается появлением образов и явлений. Процесс формирования этих образов называется восприятием (иногда употребляется также термин «перцепция», «перцептивный процесс»).
В отличие от ощущений, которые отражают отдельные качества и свойства предметов, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств и взаимосвязи их друг с другом.
Восприятие пространства основывается на восприятии величины и формы предметов с помощью синтеза зрительных, мышечных и осязательных ощущений, а также на восприятии объёма и удалённости предметов. Восприятие времени — отражение деятельности, скорости и последовательности явлений. «Всякий раз, когда мы обращаем внимание на течение времени, оно кажется длиннее» (Вундт).
Восприятие движения заключается в том, что перемещение происходит обычно на каком-либо фоне, это позволяет сетчатке глаза последовательно воспроизводить происходящие перемещения в положении движущихся тел по отношению к тем элементам, перед которыми или позади которых и перемещается объект.
В зависимости от целенаправленного характера деятельности личности восприятие разделяют на преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное).
К новообразованиям младшего школьного возраста относятся память, ...
... правила, принятые в обществе взрослых. К новообразованиям младшего школьного возраста относятся память, восприятие, воля, мышление. Память. В этом возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. ... самого и его семьи, но и для общества. Его начинают рассматривать как человека, вступившего на первую ступень лестницы, ведущей к гражданской зрелости. Вместе с новыми ...
Непреднамеренное восприятие вызывается как особенностями предметов окружения (их яркостью, их местонахождением, оригинальностью), так и соответствием их интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нём и волевая активность. В преднамеренном восприятии человек ставит цель деятельности, прилагая определённые волевые усилия для лучшей реализации возникшего намерения, произвольно выбирает объект восприятия.
Закономерность субъективности восприятия — одну и туже информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т.п. Зависимость восприятия от содержания психической деятельности человека, от особенностей его личности носит название апперцепции.
Свойства восприятия:
Целостность — восприятие есть всегда целостный образ предмета. Однако способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной, а постепенно формируется в процессе практики.
Константность — человек воспринимает окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить (при активном действии системы анализаторов) относительно постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Это не врождённое чувство, а приобретённое.
Структурность — восприятие не является простой суммой ощущений. Человек воспринимает фактически абстрагированную из этих ощущений обобщённую структуру. Например, слушая музыку, человек воспринимает не отдельные звуки, а мелодию, и узнаёт в исполнении на любом инструменте.
Осмысленность — восприятие тесно связанно с мышлением. Наиболее простая форма осмысливания предметов и явлений — узнавание. Здесь восприятие тесно связано с памятью. Узнать предмет — значит воспринять его в соотношении с ранее сформированным образом.
Избирательность восприятия — проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.
Мышление позволяет раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии. Это психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности.
Виды мышления:
Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами. Генетически наиболее ранняя форма мышления.
Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связанны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию.
Словесно-логическое мышление (мышление в форме абстрактных понятий) — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Мышление выступает не только в виде практических действий и не только в форме наглядных образов, а прежде всего в форме отвлечённых понятий и рассуждений.
1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...
... основные психологические условия высокой эффективности деятельности. Деятельность- форма поведения активности человека. Деятельность- активное взаимодействие человека со средой. Деятельностью можно назвать любую активность человека, ... внешних условий жизнедеятельности. К ним относят: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представление, внимание, волю, эмоции. Психические качества – ...
Мышление возникает в связи с решением проблемы; условием его возникновения является проблемная ситуация — обстоятельство, при котором человек встречается с чем-то новым, непонятным с точки зрения имеющихся знаний. Основным механизмом мышления, его общей закономерностью является анализ через синтез: выделение новых свойств в объекте (анализ) через соотнесение его (синтез) с другими объектами. Требование обоснованности мышления обусловлено фундаментальным свойством материальной действительности: каждый факт, каждое явление подготавливаются предшествующими фактами и явлениями. Селективность (от латинского «выбор, отбор») — способность интеллекта отбирать необходимые для данной ситуации знания, мобилизовать их на решение проблемы, минуя механический перебор всех возможных вариантов (что характерно для ЭВМ).
Антиципация (от латинского «предвосхищение») означает предвосхищение событий. Человек способен предвидеть развитие событий, прогнозировать их исход, схематически представлять наиболее вероятностные исходы своих действий. Прогнозирование событий — одна из основных функций психики человека. Рефлексивность (от латинского «отражение»).
Человек постоянно отражает ход своего мышления, критически его оценивает, вырабатывает критерии самооценки, также происходит взаимоотражение партнёров по общению. Структурность — поэтапная организация мыслительного процесса.
Каждый акт мышления включает в себя воображение. Это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.
Воображение обеспечивает целостность и константность восприятия. Наиболее простой вид — непроизвольное воображение, возникающее помимо воли человека, непреднамеренно, в связи с теми или иными восприятиями. Так, глядя на облако, человек может вообразить различные фигуры. Преднамеренное, целенаправленное использование человеком соответствующих элементов опыта и реконструкция их в новых образах — произвольное воображение. Воссоздающее воображение — это воображение, при котором происходит конструирование новых образов в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных обозначений, знаков и т.д. Творческое воображение — это воображение, в ходе которого человек самостоятельно создаёт новые образы и идеи, представляющие ценность для окружающих и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности.
Агглютинация — соединение в воображении выделенных из разных объектов их частей или элементов и создание таким путём мысленного образа, представления нового, не существовавшего ранее в природе предмета (сфинкс, кентавр, феникс и т.д.).
Гиперболизация — изменение величины, размеров объектов в сторону преувеличения или преуменьшения предмета, его отдельных частей, по сравнению с действительностью (великан, гном и т.п.).
1. Клиническая психология как область психологических знаний
... психики. 45. Нарушения восприятия. Агнозии. Иллюзии и галлюцинации. Псевдогаллюцинации. 46. Нарушения памяти. Психологическая структура процессов памяти и памяти как мнестической деятельности. Феноменология нарушений памяти. 47. Нарушение памяти ... деятельности. 43. Нарушения сознания и самосознания. Категория сознания в психологии и медицине. Виды нарушений сознания при разных патологических ...
Мысленное усиление или ослабление какого-либо свойства или качества, придание особого значения в характеристике объекта. Схематизация — отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают чётко (гном, эльф, мальчик-с-пальчик и т.д.).
Типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных образах. Заострение — подчёркивание каких-либо отдельных признаков.
Память является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Непроизвольная память — когда информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией.
Произвольная память — информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приёмов.
Генетически первичной считают двигательную память, т.е. способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций. Затем формируется образная память, т.е. возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные восприятия. В зависимости от того, какой анализатор принимает участие в формирования образа, можно говорить о пяти подвидах образной памяти: зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. Одновременно с двигательной формируется эмоциональная память, представляющая собой запечатление пережитых чувств, эмоциональных состояний и аффектов. Высшим видом памяти, присущим только человеку, считается вербальная (словесно-логическая, семантическая) память. С её помощью образуется информационная база человеческого интеллекта, осуществляется большинство мыслительных действий. Семантическая память как продукт культуры включает в себя формы мышления, способы познания и анализа. Память характеризуется следующими процессами: запоминание — процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений; сохранение — процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала; воспроизведение и узнавание — процессы восстановления прежде воспринятого, различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, воспроизведение происходит в отсутствие объекта.
Выбрать один из познавательных процессов и проанализировать особенности развития данного процесса у себя.
3. Изучая литературу по психологии памяти, выделить и описать основные приёмы запоминания (мнемотехники).
Проанализировать собственное владение мнемическими приёмами, выделить наиболее эффективные из них (с вашей точки зрения) для взрослых и детей.
Мнемотехника (от греч. «искусство запоминания») — совокупность приёмов, повышающих эффективность запоминания путём установления смысловых и искусственных ассоциаций, схематизации запоминаемого материала (например, для запоминания цветов спектра используется фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», в которой начальные буквы каждого слова обозначают начальную букву названия соответствующего цвета).
Использование таких приёмов не приводит к чисто автоматическому запоминанию и требует концентрации внимания на запоминаемом материале. Кроме того, он должен быть организован таким образом, чтобы отложиться в памяти в хорошо структурированной форме.
Внутришкольный контроль преподавания предмета «Человек и мир» ...
... Остановимся подробнее на вопросах внутришкольного контроля преподавания предмета «Человек и мир» в начальных классах. Предмет «Человек и мир» является одним из самых сложных для учителей начальных классов. ... конкретные образы. Если учащиеся не видят картин общественной жизни, не наблюдают за изменениями, происходящими в окружающем мире, они усваивают лишь словесные формулировки, которые лишены ...
Всё улучшение памяти заключается в усовершенствовании привычных методов запоминания фактов. Таких методов три: механический, рациональный и технический. Механический метод заключается в усилении интенсивности, увеличении и учащении впечатлений, подлежащих запоминанию. Современный способ обучения детей при помощи письма на классной доске, при котором каждое слово запечатлевается в сознании при посредстве четырёх путей — глаз, ушей, голоса и рук, представляет собой образец усовершенствованного механического запоминания. Рациональный метод запоминания есть нечто иное, как логический анализ воспринимаемых явлений (методы группировки, рифм и ритма; метод акронимов и акростихов).
При помощи технических, искусственных систем можно нередко удерживать в памяти массу совершенно бессвязных фактов, большое количество имён, цифр и т.д., какие невозможно запомнить естественным путём. Метод заключается в механическом заучивании какой-нибудь группы символов, которые должны быть твёрдо навсегда удержаны в памяти. Затем то, что должно быть заучено, связывается путём нарочно придуманных ассоциаций с некоторыми из заученных символов, и эта связь впоследствии облегчает припоминание (цифровой алфавит, цепной метод, метод «мест», метод парных ассоциаций).
Психологические исследования со всей четкостью указывают на то, что механическое заучивание у детей, так же как и у взрослых, даёт меньший эффект, чем осмысленное запоминание. Для развития памяти у детей удобно использовать методы рифм и ритма («Раз, два, три, четыре, пять — вышел зайчик погулять»).
Взрослые чаще пользуются методом группировки (аналитический склад ума) и методом ассоциаций (творческие личности).
Для анализа познавательного процесса можно использовать методику, разработанную на основе изучения педагогических ситуаций. Активными участниками таких ситуаций являются и студенты педагогических учебных заведений. Эти люди должны обладать и некоторыми специфическими качествами, которые проявляются в педагогической деятельности и от которых напрямую зависит её успешность.
Для оценки состояния памяти взрослого человека вполне достаточно получить данные о динамике процесса заучивания, в которой фактически одновременно включены все основные виды памяти и её процессы.
В этой методике перед испытуемым ставится задача запомнить 20 малознакомых, достаточно длинных, в т.ч. иноязычных, слов, для решения этой задачи отводится 8 попыток.
Список используемых слов:
Лапидарность Эвакуация Официоз Папильотка Виолончель
Манускрипт Альманах Протекция Меланхолия Конъюктура Апперцепция Краниология Ультиматум Филантроп Баллотировка Жестикуляция Стандартизация Филистер Манифестация Геликоптер
График
Число повторных прослушиваний и последующих попыток воспроизведения в данной методике ограниченно восьмью. С каждой попыткой воспроизведения соотносится число правильно воспроизведённых слов, а полученные в итоге данные представляются в виде графика заучивания. На основе анализа кривой заучивания определяются два показателя динамики заучивания: динамичность заучивания и продуктивность заучивания.
Динамичность процесса заучивания устанавливается по характеру кривой.
Так как от повторения к повторению результаты не ухудшаются, оставаясь на прежнем уровне, то процесс заучивания характеризуется как среднединамичный. Разница между первым результатом и последующими показателями свидетельствует, что зрительная память развита лучше, чем слуховая.
1-9
2-12
3-14
4-17
5-17
6-17
7-18
8-18
Факторы, влияющие на результаты диагностики.
Объективные:
Обстановка — исследование проходило в спокойной обстановке, продолжительность — 30 минут
Количество материала — для запоминания предложен случайный набор из 20 слов.
Характер материала — 11 слов были известны испытуемой; на 2 слова было обращено внимание испытуемой (были даны понятия слов «краниология» и «баллотировка»); первый раз испытуемая прочитала текст сама, остальные семь раз — материал воспринимался на слух (применялось чёткое размеренное произношение), слова никак не были связанны друг с другом.
Субъективные:
Состояние организма — исследование проводилось в вечернее время (в конце трудового дня), испытуемая девушка находилась в усталом состоянии, внимание было рассеянное.
Интерес — в относительно точных результатах были заинтересованы как исследователь, так и сам испытуемый. Установка — для получения хороших результатов необходимо было расслабиться и сосредоточить внимание, правильно выбрать способ запоминания. Предшествующий опыт — для запоминания все слова мысленно были разделены на группы (опыт составления конспектов в процессе обучения).
Тип запоминания — использовались свойства зрительной и слуховой памяти (1:7), был применен метод ассоциаций. Ассоциации по смежности (манифестация — ультиматум; манускрипт — альманах), ассоциации по контрасту (эвакуация(быстро) — меланхолия(медленно)), искусственно созданные ассоциации (на виолончели «играет» филистер) метод ритма и рифмы (апперцепция(термин из изучаемого материала) — протекция — жестикуляция — стандартизация; геликоптер — созвучие от «гелий» и «коптить», официоз — созвучие «апофеоз», папильотка — созвучие «пилотка»).
4. Сделать выводы.
Все познавательные процессы тесно связанны друг с другом. Так, например, для развития памяти необходимо развивать мышление, воображение, внимание. Показатели способностей одного и того же человека зависят от общего физического и психического состояния, обстановки, времени суток и т.д. Поэтому психологу, прежде чем проводить исследования, необходимо не только выбрать правильную методику, но и подходящий момент, а также соответствующую обстановку. Для обучения отдельного человека важен индивидуальный подход, с учётом его психического настроя.
Hhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhhh
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Но идеалист-философ Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи — вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.
Великий философ Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию, как своеобразную область знания и впервые выдвинул теорию о неразделимости души и живого тела.
Первичная познавательная способность человека — ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому, «как воск принимает оттиск печати без железа и золота». Ощущения оставляют след в виде представлений — образов тех предметом, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей — ассоциации вакхических явлений.
Таким образом, I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
III этап — психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, — а именно поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной в Лейпциге немецким психологом Вильгельмом Вундтом первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году, Бехтерев В. М. организовал подобную лабораторию в России.
2. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Так, особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека изучается другими отраслями психологии: детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).
Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда — рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология — изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.
Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность психологии на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования — факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию — с техническими науками, через педагогическую психологию — с педагогикой, через социальную психологию — с общественными и социальными науками и т. д.).
Согласно классификации наук академика А. Кедрова (рис. 1.1) психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.
Технические науки Общественные науки
Естественные науки
Рис. 1.1. Классификация А. Кедрова
Психология интегрирует все эти данные наук, и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.
3. ЕДИНСТВО МИРА И ПРОБЛЕМА ПСИХИКИ
С древних времен человек верил в феномен единства мира, в то, что многообразие, сложность и множественность мира, природной жизни предполагает или содержит в себе также и существенное единство, самотождественность мира, что мир имеет какой-то единый первоисточник, первичный источник энергии и материи. Но откуда у нас такая уверенность в единстве мира? Классический ответ на этот вопрос гласит следующее. Эта наша уверенность исходит из устройства нашего сознания, из его принципа самотождественности («Я» = «Я»).
Условием существования нашего сознания является некоторое определенное устройство мира. Причем само сознание это мировое устройство как-то обозначает, «снимает» в себе и опирается на него. Если существует единство мира, то должна существовать и некая сущность, субстанция, которая это единство выполняет. Поэтому обычно вводились и существовали в человеческом сознании понятия, аналогичные мировой душе. Понятие (именно как понятие) мировой души для нас может обозначать довольно простую вещь. А именно тот факт, что мы всегда включены в какую-то глобальную связность мира, всегда существуем внутри глобальной цепи мировых событий. Иными словами, факт включенности в мировую связность, которая замыкается в какое-то единство (существующее и везде и нигде, точно так же, как и наша психика по отношению к нашему телу).
Поэтому Гегель как начальное, наиболее абстрактное определение психики вообще вводит понятие всеобщей души или мировой души, которая, по сути дела, есть просто всеобщая сущность, субстанция, то есть первичное основание мира, из которого все исходит и куда все возвращается. В такой субстанции должна сниматься вся разобщенность и разнообразие природной жизни. Гегель любил повторять, что душа (как сущность природной жизни, ее субстанция) есть «имматериальность», то есть истина всякой материальности. Хотя, по тому же Гегелю, душа и тело неразличимы и тождественны, душа есть тело, а тело есть душа, в том смысле, что как органического тела не может быть без души (психики), так же и психики не может быть без тела. И живой организм, его единство мы должны понимать в связи с этим базовым единством мира. Психика, которая организует единство этого организма, должна обязательно содержать в себе, «снимать» определения природы, так что многообразие этих определений свертывается в единство. В этом смысле, психика есть микрокосмос, где макрокосмос сжимается, свертывается, собирается в своей самотождественности, таким образом теряя свою внеположностъ. То, что в природе самостоятельно, в психике сжимается до простых качеств, из которых сплетается психическое единство. Эти психические качества имеют, конечно, в природной жизни свои подобия, эквиваленты, но только существующие как разобщенные друг от друга. И в этом принципиальное отличие природных качеств от качеств психических. В таком случае говорят, что природа, природные качества удерживаются в психике идеально, психика, чтобы выполнять функции психики организма, органического тела должна в свернутом виде содержать в себе природу. Таким образом, психику следует понимать как виртуальное сжатие природы, психика — это такая сущность, где вне-положность и многообразие природы собирается к своему единству, собирается в целое организма. Но организм — это такое целое, которое включено в более широкое целое, из которого оно происходит, наш человеческий организм есть дитя природы, и обязательно удерживает в себе и интенсивно использует физические закономерности природы уже в силу того, что осуществляет себя, становится внутри них, т. е. организм существует только в природной среде, в процессе систематического обмена продуктами с природной средой и существует глубинная, фундаментальная связь нашего органического существования с природой. А функция психики и состоит, собственно, в отображении, удержании, воспроизведении и развитии этого единства всех существенных сил природы.
Тот факт, что наше тело и его психика включены во всеобщую связность мировых процессов и как-то удерживают в себе природу вообще как целое, предполагает существенное непосредственное влияние этого целого на нашу психику, влияние природных пульсаций и ритмов на наш организм и наши психические состояния. Нужно оговорить только, что на этом уровне описания психики нет принципиального различия психики и тела, т. е., психика и тело здесь неразличимо тесно переплетены и взаимосвязаны. Поэтому не будем специально обсуждать, на что (психику или тело) оказывает действие то или иное влияние. Все эти влияния природы на нашу психику можно представить в виде некоторых кругов влияния:
1. Наиболее фундаментальным кругом, описывающим такое влияние, является круг или целое вообще космической жизни. В древности в этом смысле говорили о рождении под определенной звездой, т. е. о некотором состоянии мира и космических процессов, которые оказывают первичные (а затем и последующие) влияния на нашу психику и, соответственно, и жизнь, ее образ. Здесь речь идет о каком-то изоморфизме состояний мира, космоса и наших психических состояний, космических процессов и динамики нашей жизни. Всеобщая жизнь природы, целостность космической жизни как-то воспроизводится в нашей психике и есть ее, по-видимому, наиболее глубинный пласт.
2. Второй, более узкий, круг составляет целое жизни солнечной системы, в которое мы включены. Обратим внимание, что второй круг снимает, удерживает в себе предыдущий круг, первый круг, так же как и каждый последующий круг влияний удерживает в себе предыдущий круг, частью которого он является. Солнечная система уже более непосредственно задает условие нашей жизни, определяет ее характер и структуру. И нет ничего удивительного, что мы чутко реагируем на ритмику солнечной системы. Уже давно появились и соответствующие научные дисциплины, которые исследуют эти влияния (космобиология, гелиобиология, гелиопсихология и пр.).
Давно было замечено, что, например, солнечные вспышки, повышение его радиоактивности оказывают непосредственное влияние на классовые психические состояния. Такие влияния представляют собой именно общие влияния, а психику, которая это воспринимает, следует рассматривать как надындивидуальную составляющую психики.
3. И третьим, еще более непосредственным, кругом влияний является жизнь Земли. По своей природе, биологии, устройству нашей психики (а затем и сознания) мы являемся детьми Земли, земных природных условий. И наше историческое бытие, история вообще имеют своим условием специфическое земное бытие, которое определяют особые природные условия нашей планеты, и ее планетарная жизнь. Правда, эти наши психобиологические особенности не так просто точно описать, поскольку у нас нет критериев, нет в наличии других условий жизни, но некоторые корреляции все-таки очень явно бросаются в глаза.
А. Несомненно влияние на психобиологическую организацию климата в совокупности с целостностью природных условий. В условиях теплого климата можно констатировать некий специфический психический комплекс.
психическую структуру, которые можно обозначить как «душевную легкость», и, действительно, люди в условиях теплого климата более экспрессивны, подвижны, «свободны», динамичны, Напротив, в условиях холодного климата преобладает строгость, организованность, ритмичность жизни и соответствующие такой жизни свойства психики. А умеренный климат определяет нечто вроде средней психической организации (уравновешенность, сдержанность и пр.).
Это, конечно, не точное описание, оно скорее имеет задачу указать на сам факт существования такого пласта психики и необходимости его понимания и учета.
Б. Частям света, географическим условиям среды обитания соответствуют расовые биопсихические особенности, которые формируются в процессе приспособления организма к наличной среде. И поскольку здесь среда общая для всех индивидов, проживающих в данной части света, то и психобиологические особенности, образующиеся в процессе приспособления к среде, являются общими для всех индивидов данной группы.
В. Природные условия определяют также и первичные условия производственной деятельности людей, определяют характер, способы, ритм производственной деятельности, вообще общий характер движений, психодинамику, ритм всего поведения и реагирования. Так, степной житель привык просматривать пространство одним взором, другое дело житель гор, у него ориентировка строится уже по-другому. Таким образом, психика и ее состояния имитируют внешние условия в процессе приспособления к ним, и через воспроизводство таких имитаций они удерживаются в самой психике и становятся ее моментом,
4. Ритмы природные оказывают свое влияние на психику человека. Например, смена времен года отражается в психических состояниях человека (сравни «весеннее настроение» и «осеннее настроение»).
Так же и времени суток тоже соответствуют определенные склонности. Утру более соответствует рассеянность, днем — сосредоточенность, активность, вечеру соответствует выхождение из деятельности, склонность к размышлению, рефлексии, а ночи — покой, сон, вхождение в глубь себя, в собственное самочувствие и одновременно отдых. Сюда можно добавить еще метеорологические изменения и их ритмику, у людей в таких состояниях болят раны, обостряются заболевания (так что они могут играть роль вроде барометра).
Гегель говорит по этому поводу, что душа чувствует состояния природы, ибо она сама природа.
Таким образом, речь идет о природной психике, которая находится в существенной гармонии с природными состояниями. Развитие психики в этом смысле не должно идти вразрез с природными процессами, не должно противоречить закономерностям природы. Необходимо систематическое исследование природных условий и их влияния на психику, а затем, с опорой на систему таких знаний, организация оптимального функционирования и развития психики, использование максимально возможного количества психических ресурсов. Эта проблема особенно актуальна сегодня, когда человек все более отчуждается от природы и его существование искусственно подчиняется техническим закономерностям.
Следующим шагом развития организма и вообще живой материи является постепенное обособление организма от среды, и чем более происходит такое обособление в сторону самостоятельности, тем более завершенной и закрытой системой становится сам организм, что порождает индивидуализацию организма и его психики.
4. ПСИХИКА КАК СУБСТАНЦИЯ И ПСИХИКА КАК СУБСТРАТ
Этимологически слово «психика» (по-гречески «душа») имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика — это сущность, где внеположностъ и многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.
Отраженное (психические явления)
Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т, е. психическое отражение — это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, т. к. принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика — это «субъективный образ объективного мира».
В этом смысле субстрат психики в древних текстах связывали, например, с процессом питания, с процессом дыхания и его субстратом (воздухом), с мельчайшими атомами и пр. В сегодняшней психофизиологии также интенсивно обсуждается проблема субстрата психики. Проблема может ставиться так: психика это просто свойство нервной системы, специфическое отображение ее работы или психика имеет также свой специфический субстрат? Единственное, что можно пока здесь сказать, это то, что психику нельзя свести просто к нервной системе. Действительно, нервная система является органом (по крайней мере одним из органов) психики. При нарушении деятельности нервной системы страдает, нарушается психика человека. Но как машину нельзя понять через исследование ее частей, органов, так и психику нельзя понять через исследование только нервной системы. Возможно, психика имеет и свой собственный субстрат? Как предполагают некоторые физики — это могут быть микро-лептоны — мельчайшие ядерные частицы. Есть и другие гипотезы. Однако г тесная связь психики и деятельности мозга не подлежит сомнению, повреждения или физиологическая неполноценность мозга однозначно приводят к неполноценности и психики. Хотя головной мозг — это орган, деятельностью которого обусловлена психика, но содержание этой психики производится не самим мозгом, его источником является внешний мир. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозге, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Еще К. Маркс писал, что «световое воздействие вещи на зрительный нерв воспринимается не как субъективное раздражение самого нерва, а как объективная форма вещи, находящейся вне глаз». Отсюда понятно, что характеристики психических процессов не выводятся только из закономерностей функционирования мозга, реализующего эти процессы. Именно этой трудностью можно объяснить представления о независимости психического и физиологического процессов в теории психофизиологического параллелизма, согласно которой психическое и физиологическое составляют 2 ряда явлений, которые звено за звеном соответствуют друг другу, но вместе с тем, как две параллельные линии никогда не пересекаются, не влияют друг на друга. Т. о. предполагается наличие «души», которая связана с телом, но живет по своим законам. Теория механического тождества, напротив, утверждает, что психические процессы по сути есть физиологические процессы, т. е. мозг выделяет психику, мысль, подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.
Теория единства утверждает, что психические и физиологические процессы возникают одновременно, но они качественно различны. Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т. е. психика — это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившихся форм деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность человека. Тут мы должны обратить внимание еще на одну важную особенность психики человека — человеческая психика не дана в готовом виде человеку с момента рождения и не развивается сама по себе, не появляется сама по себе человеческая душа, если ребенок изолирован от людей. Только в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми у него формируется человеческая психика, в противном случае, при отсутствии общения с людьми, у ребенка (феномен Маугли) ничего человеческого ни в поведении, ни в психике не появляется. Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируется у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает по меньшей мере 3 составляющих: внешний мир, природа, ее отражение — полноценная деятельность мозга — взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.
Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:
— оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;
— сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;
— психическое отражение углубляется и совершенствуется;
— обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;
— преломляется через индивидуальность человека;
— носит опережающий характер.
Существуют разные подходы к пониманию того, кому присуща психика: 1) антропопсихизм (Декарт) — психика присуща только человеку; 2) панпсихизм (французские материалисты) — всеобщая одухотворенность природы, всей природе, всему миру присуща психика (и камню в том числе); 3) биопсихизм — психика — это свойство живой природы (присуще и растениям); 4) нейропсихизм (Ч. Дарвин) психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему; 5) мозгопсихизм (К. К. Платонов) — психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (при таком подходе, у насекомых психики нет, т. к. у них узелковая нервная система, без выраженного головного мозга); 6) критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности (А. Н. Леонтьев) — способность реагировать на жизненно незначимые раздражители среды (звук, запах и т. п.), которые являются сигналами для жизненно важных раздражителей (пища, опасность), благодаря их объективно устойчивой связи. Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы — закономерная связь внешнего или внутреннего раздражителя через посредство нервной системы с той или иной деятельностью.
Развитие психики у животных проходит ряд этапов. На стадии элементарной чувствительности животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.
III стадия интеллекта характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальный характер носят действия многих хищников, но в особенности человекообразных обезьян и дельфинов. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.
Таким образом, психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать.
Психика человека — качественно более высокий уровень, чем психика животных.
Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биологически-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Трудовая деятельность имеет продуктивный характер; труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в своем продукте, т. е. происходит процесс воплощения, опредмечивания е продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей. Таким образом, материальная, духовная культура человечества — это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.
Труд — это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу. Для трудовой деятельности характерно: 1) употребление и изготовление орудий труда, их сохранение для последующего использования; 2) продуктивный характер и целенаправленность процессов труда; 3) подчиненность труда представлению о продукте труда-трудовой цели, которая как закон определяет характер и способ трудовых действий; 4) общественный характер труда, осуществление его в условиях совместной деятельности; 5) труд направлен на преобразование внешнего мира. Изготовление, употребление и сохранение орудий труда, разделение труда способствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка, развитию общественно-исторических отношений между людьми. В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки н функции в высшие психические функции — специфически человеческие-, общественно исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знакрв, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.
Действия человека, его активность существенно отли чаются от действий, поведения животных.
Таблица 1.1
Важнейшие особенности
деятельности животных
деятельности человека
1
2
Инстинктивно-биологическая деятельность
Направляется познавательной потребностью и потребностью в общении
Нет совместной деятельности
Каждое действие приобретает для людей смысл лишь в силу того места, которое оно занимает в их совместной деятельности
Руководствуются наглядными впечатлениями, действуют в рамках наглядной ситуации
Абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости
Типичны наследственно закрепленные программы поведения (инстинкты)
Передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык и другие системы знаков)
Могут создавать вспомогательные средства, орудия, но не сохраняют их, не используют орудия постоянно
Изготовление и сохранение орудий труда, передача их последующим поколениям
Приспосабливаются к внешней среде
Преобразуют внешний мир в соответствии со своими потребностями
Деятельность — это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива (рис. 1.5).
Рис. 1.5. Структура деятельности
Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями.
Поступок — действие, выполняя которое человек осознает его значение для других людей, т. е. его социальный смысл.
Действие имеет подобную деятельности структуру: цель — мотив, способ — результат. Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мнемичес-кие (действия памяти), внешние предметные (действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания).
Выделяют следующие компоненты действия: (рис. 1.6).
Рис. 1.6. Компоненты действия и их функции
Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности: это общение, игра, учение и труд. Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, является речевое общение. Речь — это язык в действии. Язык — система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис — набор правил, по которым строятся предложения. Основные функции языка: 1) средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта человечества; 2) средство общения (коммуникации); 3) орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения).
Речь является формой существования мысли. «Язык есть практическое, существующее для других людей и …для меня самого действительное сознание» (К. Маркс).
Все психические процессы с помощью речи становятся произвольно управляемыми.
Рис. 1.7. Функции речи
Посредством слова обозначается предмет, действие, состояние, т. е. у человека со словом связано представление о предмете или явлении. Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков, т. е. каждое слово уже обобщает, и это позволяет реализоваться мышлению. Коммуникация состоит в передаче друг ДРУГУ определенных сведений, мыслей, чувств и тем самым в воздействии друг на друга. Экпрессия заключается в передаче эмоционального отношения к содержанию речи и к собеседнику.
5. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
В психологии существуют специальные методы, с помощью которых выявляются существенно важные факты, закономерности и механизмы психики.
Наблюдение — научный метод исследования — переход от описания факта к объяснению его внутренней сущности. Необходимые условия: четкий план наблюдения, фиксация результатов наблюдения, построение гипотезы, объясняющей наблюдаемые явления, и проверка правильности гипотезы в последующих наблюдениях. Одна из разновидностей наблюдения — самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал).
Однако главным методом психологического исследования является эксперимент — активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Бывает лабораторный эксперимент, он протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие математико-статистически достоверные закономерности развития психических явлений. Естественный эксперимент протекает в обычных условиях труда, учебы, общения, и человек не знает, что над ним экспериментируют.
Метод тестов — метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест — кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты могут быть прогностические и диагностирующие. Тесты должны быть научно обоснованны, надежны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики.