Чтобы определить цели психологической помощи детям – жертвам насилия, необходимо знать особенности этих детей. Интегрировав накопленные в психологии данные [4] с собственным опытом работы [5], мы можем с уверенностью сказать: прохождение человека через чрезвычайные ситуации, где он пребывает в роли жертвы, чревато не просто нарушением в содержании структурных компонентов образа мира, но нередко приводит к его полному разрушению («слому»).
Разрушения столь глубоки, что касаются действия двуединого базового механизма бытия и развития лично- сти «идентификация-обособление» [7]: у пережившего насилие ребенка «включается» крайняя негативная форма обособления – отчуждение (от себя, других, мира), и вся активность направляется на защиту себя. Типы отчуждения и, соответственно, направление действия защитной активности могут быть различны: а) отчуждение от людей и агрессивная активность, направленная на преодоление препятствия любой ценой (такую активность часто характеризуют словами: «Не человек, а танк», «пойдет по головам»); б) отчуждение от себя и своих ресурсов, поиск того, кто разрешит ситуацию (прилепиться к сильному, к тому, кто защитит); в) пассивное, обороняющееся поведение (уход).
У всех описанных типов непременно обнаруживаются деформации основных компонентов субъективного образа мира:
1. Образ мира в целом. Пережитое насилие разрушает само представление подростка о жизни и ее ценностях, о своей желанности и жизнеспособности в мире. Это то, что Р. Лэнг [8] называет «онтологической неуверенностью». У такого подростка отсутствует уверенность в том, что он является ценной и жизнеспособной частью бытия.
2. Образ Я. Подросток ощущают себя «не таким, как другие», плохим, «грязным», бесполезным, недостойным любви. Нередко это сочетается с представлением о себе как маленьком, слабом и не способном изменить свою жизненную ситуацию, которое сопровождается неуверенностью в своих силах и способностях, бессилием и беспомощностью (позиция жертвы).
Образ Я подростков в неблагополучных семьях
... представлений о себе являются основополагающими в развитии и формировании личности подростка: рисуя образ "Я", подросток как бы предопределяет собственный путь развития, "пишет сценарий" своей жизни, ... реальности.Для человека Я есть такая же реальность, как окружающие его физический мир, растения и животные, другие люди, предметы, вещи, человеческая культура. Исследования Я ...
Возможен и другой вариант: подросток внешне кажется «сильным парнем» или «крутой девчонкой», но за этой броней – глубинный страх и то же чувство беспомощности, осложненное отчуждением от людей, голодом по любви и теплу. Не удивительно, что дети, пострадавшие от насилия, испытывают трудности с самоуважением, самопринятием и доверием к себе.
Деформация образа «Я» проявляется и в нарушении «границ личностного пространства». Границы «Я» становятся либо излишне жесткими, либо (чаще всего) нечеткими, спутанными, в силу чего подросток легко становится жертвой чужого вторжения.
Нередко у жертв насилия деформирован образ собственного тела; наблюдается диссоциация, т.е. расщепленность, разделенность телесных ощущений и осознания, нарушение контакта со своими подлинными чувствами. Когда-то, чтобы выжить и справиться с невыносимой физической и/или душевной болью, эти дети «заморозили боль», «окаменели». Впоследствии они безуспешно «стремятся к обретению чего-то ими утерянного; они могут не знать, чего именно им не хватает, но абсолютно уверены в том, что они чего-то лишены и в этом нуждаются».
3. Образ другого (близкого и далекого).
Другие люди представляются опасными, враждебными. Возникают трудности с доверием: подростки-жертвы насилия никому не доверяют (и прежде всего – взрослым) и зачастую отрицают саму возможность обратиться к кому-либо за помощью. Жизненным девизом одних становятся слова «Никому не верь, ни на что не надейся, никого ни о чем не проси». Другие полагают, что без помощи других, более сильных людей они не смогут выжить и, чтобы получить эту помощь и защиту, полностью отказываются от себя, растворяются в других.
Задачи работы
Отмеченные нами особенности образа мира подростков, пострадавших от насилия, определяют задачи и психологическое содержание работы с ними. Если нарушение или слом произошли, необходима длительная реабилитационная работа – восстановление целостного и упорядоченного образа мира личности, пусть он даже будет иным, чем раньше. При этом не обойтись без восстановления разорванных связей с самим собой и другими людьми, а также связи прошлого, настоящего и будущего, которая дает человеку возможность, с одной стороны, «обрести корни» и «оживить» жизненные резервы, а с другой – обрести будущее и себя в нем и освоить продуктивные способы совладания с кризисными ситуациями. Результатом такой перестройки является новый образ мира и себя в нем. Итак, прежде всего, «возрождение из боли»2, т.е. реанимация заблокированных ресурсов развития, затем реконструкция содержания основных структурных звеньев субъективного образа мира и овладение новыми, более продуктивными моделями. Без такой глубокой психологической работы детям, пережившим трагедию насилия, трудно возродиться к жизни, поверить в себя и восстановить связь с миром людей.