Исследование самооценки с помощью личностного дифференциала

Министерство образования и науки Украины

Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина

Факультет психологии

Практическая работа

на тему «Исследование самооценки с помощью личностного дифференциала»

Выполнила студентка

-ого курса Группы ПС-12

Стародубцева Карина Валентиновна

Проверила Зотова Л.Н.

Харьков 2015

Введение

Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Эта методика адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В.М. Бехтерова. Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений, который мог бы быть применен в клинико-психологической и психодиагностической работе, а также в социально-психологической практике.

Цель: изучение самооценки с помощью методики семантического дифференциала.

Задачи.

.Оценить с помощью методики семантического дифференциала «мое настоящее Я», «мое идеальное Я» и «Я, каким я больше всего не нравлюсь»;

2.Провести сравнительный анализ характеристик по трем основным факторам и сопоставить личностные профили, полученные в трех вариантах самооценок;

.Вычислить семантическое расстояние между понятиями «Я» и «мое идеальное Я», «Я» и «Я, каким я больше всего не нравлюсь». Сравнить полученные показатели.

Материалы: бланк-анкета личностного дифференциала и ключ; форма с инструкцией для испытуемого.

методика личностный дифференциал семантический

Порядок проведения эксперимента

Инструкция 1: «Ниже вам предлагаются различные пары прилагательных, описывающие личность. Вам необходимо в каждой паре выбрать прилагательное, на ваш взгляд более точно, характеризующее Вас в настоящий момент и указать степень выраженности данной характеристики, поставив галочку в соответствующей колонке. Помните, на каждой строчке должна быть только одна пометка. Старайтесь избегать нулевых ответов. Спасибо. Какие будут вопросы?»

4 стр., 1909 слов

Методика «Реабилитационный потенциал личности» разработана И.Ю. Кулагиной и Л.В. Сенкевич в 2011 г. и апробирована в 2012—2013 гг.

Приложение 1. 1. Анкета "Успешным может стать каждый" Уважаемые коллеги! У каждого из нас есть как положительный, так и отрицательный опыт по реализации своего потенциала. Мы просим Вас помочь выяснить причины, с одной стороны, помогающие, с другой стороны, мешающие достижению успеха. Мы заранее благодарны Вам за участие в нашем исследовании. По результатам опроса мы Вас обязательно познакомим с ...

Инструкция 2: «Ниже вам предлагаются различные пары прилагательных, описывающие личность. Вам необходимо в каждой паре выбрать прилагательное, на ваш взгляд более точно, характеризующее идеальную личность и указать степень выраженности данной характеристики, поставив галочку в соответствующей колонке. Помните, на каждой строчке должна быть только одна пометка. Старайтесь избегать нулевых ответов. Спасибо. Какие будут вопросы?»

Инструкция 3: «Ниже вам предлагаются различные пары прилагательных, описывающие личность. Вам необходимо в каждой паре выбрать прилагательное, на ваш взгляд более точно характеризующее Вас, каким вы больше всего не нравитесь, и указать степень выраженности данной характеристики, поставив галочку в соответствующей колонке. Помните, на каждой строчке должна быть только одна пометка. Старайтесь избегать нулевых ответов. Спасибо. Какие будут вопросы?»

Обработка полученных результатов

Анализ полученных результатов включает в себя:

.Вычисление числового значения по факторам «оценки», «силы» и «активности» по трем вариантам сомооценочных суждений. Сравнение данных характеристик, с использованием интерпретации факторов ЛД.

22 стр., 10775 слов

Поисковая активность как фактор, влияющий на формирование самооценки младших школьников

... самооценка поисковый активность школьник Самооценка - это оценка, которую дает себе личность; она включает понимание личностью себя ... воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение: · Принимать активное участие в жизни ... любой сфере человеческой культуры Поисковая активность выступает движущей силой саморазвития индивида. Причем не только ...

2.Вычисление семантического расстояния между «Я» и «идеальным Я», «Я» и «Я, каким Я больше всего не нравлюсь».

.Анализ и сравнение полученных результатов.

1. В таблице №1 приведены числовые значения по трем вариантам самооценочных суждений:

Таблица №1− Числовые значения по факторам «оценки», «силы» и «активности»

Фактор «Оценки»Фактор «Силы»Фактор «Активности»»Я»17109″Я идеальное»181217″Я, каким не нравлюсь»-20 — 12 — 8

Таким образом, результаты значения фактора «Оценки» имеют достаточно высокое значение — 17. Это свидетельствует о том, что я принимаю себя как личность, осознаю себя как носителя позитивных и социально желаемых характеристик. Считаю себя ответственной, отзывчивой и справедливой (данные характеристики я оценили в 2 балла).

Значения фактора «Силы» среднее — 10. Это свидетельствует о том, что я достаточно независима, самостоятельна и склонна рассчитывать на собственные силы. Вместе с тем, у меня средняя самооценка, я требовательна к себе и мнительна, что вызывает постоянное напряжение и объясняет мою суетливость. Также я склонна к анализу своего поведения, зацикливаюсь на результате, думаю о последствиях, меня огорчают мои неудачи, поэтому мне всегда трудно решиться на какой-либо поступок, тем не менее, если я вижу крайнюю необходимость, могу принять решение и проявить инициативу в отношении с другими людьми. Также считаю, что такая характеристика как упрямство свойственна мне, но в низкой степени. Я умею отстаивать свою позицию, но также иду на компромисс.

11 стр., 5222 слов

Потребности как движущий фактор активности

Федеральное агентство по образованию Дальневосточный Государственный университет Институт психологии и социальных наук Факультет человековедения Кафедра социальной работы Потребности как движущий фактор активности Владивосток 2009 Оглавление: Введение Побудительные механизмы активности человека Исторический экскурс в историю изучения детерминации активности человека Иерархия потребностей ...

Фактор «Активности» также имеет среднее значение. Мне в большей степени свойственна интровертированность. Я считаю себя общительным человеком, но не слишком разговорчивым, большее удовольствие мне приносит слушать людей, чем говорить самой. Я не привыкла делиться своими переживаниями с окружающими, только самые близкие знают о вещах, которые меня беспокоят, в отношениях с другими людьми я сдержана и проявляю спокойные эмоциональные реакции, что свидетельствует о моей относительной замкнутости. Тем не менее, считаю себя достаточно активной и деятельной, так как с удовольствием проявляю инициативу и стараюсь разнообразить свой быт, участвую в различных мероприятиях и т.д.

. Далее я рассчитала семантическое расстояние. Получились следующие результаты:

)Семантическое расстояния между «Я» и «Я идеальным»:

D = = 8,3

2)Семантическое расстояния между «Я» и «Я, каким Я больше всего не нравлюсь»:

D = = 48

Таким образом, семантическое расстояние между «Я» и «Я идеальным» не слишком велико (8,3).

В целом я удовлетворена собой и своими качества, но мне бы хотелось иметь более высокие значения по фактору «Активности», а именно быть более энергичной и открытой.

. Таким образом, на основании личностного дифференциала, можно сделать следующие выводы. Я личность со средним уровнем коммуникабельности, больше люблю слушать людей, чем говорить; открыта для общения, но с людьми, которые мне интересны и приятны, именно так я чувствую себя комфортно. Всегда стараюсь быть предельно искренней, хоть и не люблю делиться заветным, мне проще скрыть свои эмоции, проявить слабость я позволяю себе только с близкими. Иногда могу быть раздражительной, нагрубить собеседнику, о чем потом буду сожалеть. Я достаточно серьёзна, ответственна и мнительна.

12 стр., 5502 слов

ДПР (семантический дифференциал)

На основании теоретической концепции, представленной в предшествующих главах, в качестве универсальных переменных, позволяющих оценить динамику психосоциального развития и структуру психосоциальной идентичности индивида, нами были выделены пять первых стадий эпигенетического цикла. В качестве наиболее адекватной теоретическому конструкту и сформулированным выше основным условиям эффективности ...

Я часто зацикливаюсь на будущих испытаниях, начинаю сомневаться в своих силах, волнуюсь и теряю веру в себя. Возможно, мои результаты говорят и о том, что я требовательна к себе и содержательна и реалистична, в некоторых моментах излишне серьёзна, тяжело переношу свои жизненные неудачи, неприятности и поражения, а также, что мне свойственна организованность и формальность. Думаю, что заботы и стрессы ослабили мою способность радоваться, но научили серьёзности и ответственности, постепенно закаляют меня. Я учусь самостоятельно искать выход из любой ситуации, надеяться только на себе и свои силы.

Бланк ЛД и ключ «Я»

Ф. И.О. Стародубцева К.В. пол Ж. возраст 18 лет

О + 1. Обаятельный С — 2. Слабый А + 3. Разговорчивый О — 4. Безответственный С + 5. Упрямый А — 6. Замкнутый О + 7. Добрый С — 8. Зависимый А + 9. Деятельный О — 10. Черствый С + 11. Решительный А — 12. Вялый О + 13. Справедливый С — 14. Расслабленный А + 15. Суетливый О — 16. Враждебный С + 17. Уверенный А — 18. Нелюдимый О + 19. Честный С — 20. Несамостоятельный А + 21. Раздражительный 3210123 — 3210123 + 3210123 — 3210123+ 3210123 — 3210123 + 3210123 — 3210123 + 3210123 — 3210123 + 3210123 — 3210123 + 3210123 — 3210123 + 3210123 — 3210123 + 3210123 — 3210123 + 3210123 — 3210123 + 3210123 — Непривлекательный Сильный Молчаливый Добросовестный Уступчивый Открытый Эгоистичный Независимый Пассивный Отзывчивый Нерешительный Энергичный Несправедливый Напряженный Спокойный Дружелюбный Неуверенный Общительный Неискренний Самостоятельный Невозмутимый

Бланк ЛД и ключ «мое идеальное Я»

Ф. И.О. Стародубцева К.В. пол Ж. возраст 18 лет

О + 1. Обаятельный С — 2. Слабый А + 3. Разговорчивый О — 4. Безответственный С + 5. Упрямый А — 6. Замкнутый О + 7. Добрый С — 8. Зависимый А + 9. Деятельный О — 10. Черствый С + 11. Решительный А — 12. Вялый О + 13. Справедливый С — 14. Расслабленный А + 15. Суетливый О — 16. Враждебный С + 17. Уверенный А — 18. Нелюдимый О + 19. Честный С — 20. Несамостоятельный А + 21. Раздражительный 3210123 — 3210123 + 3210123 — 3210123+ 3210123 — 3210123 + 3210123 — 3210123 + 3210123 — 3210123 + 3210123 — 3210123 + 3210123 — 3210123 + 3210123 — 3210123 + 3210123 — 3210123 + 3210123 — 3210123 + 3210123 — Непривлекательный Сильный Молчаливый Добросовестный Уступчивый Открытый Эгоистичный Независимый Пассивный Отзывчивый Нерешительный Энергичный Несправедливый Напряженный Спокойный Дружелюбный Неуверенный Общительный Неискренний Самостоятельный Невозмутимый

15 стр., 7455 слов

Факторы, способствующие формированию зависимого поведения у подростков

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет «Юридической психологии» Кафедра «Юридической психологии и права» КУРСОВАЯ РАБОТА Факторы, способствующие формированию зависимого поведения у подростков Заведующая кафедрой Юридической ...

Бланк ЛД и ключ «Я, каким я больше всего не нравлюсь»

Ф. И.О. Стародубцева К.В. пол Ж. возраст 18 лет

О + 1. Обаятельный С — 2. Слабый А + 3. Разговорчивый О — 4. Безответственный С + 5. Упрямый А — 6. Замкнутый О + 7. Добрый С — 8. Зависимый А + 9. Деятельный О — 10. Черствый С + 11. Решительный А — 12. Вялый О + 13. Справедливый С — 14. Расслабленный А + 15. Суетливый О — 16. Враждебный С + 17. Уверенный А — 18. Нелюдимый О + 19. Честный С — 20. Несамостоятельный А + 21. Раздражительный 3210123 — 3210123 + 3210123 — 3210123+ 3210123 — 3210123 + 3210123 — 3210123 + 3210123 — 3210123 + 3210123 — 3210123 + 3210123 — 3210123 + 3210123 — 3210123 + 3210123 — 3210123 + 3210123 — 3210123 + 3210123 — Непривлекательный Сильный Молчаливый Добросовестный Уступчивый Открытый Эгоистичный Независимый Пассивный Отзывчивый Нерешительный Энергичный Несправедливый Напряженный Спокойный Дружелюбный Неуверенный Общительный Неискренний Самостоятельный Невозмутимый

Выводы

В ходе исследования, была достигнута цель занятия: изучена самооценка с помощью методики специфического дифференциала.

Также были проанализированы и изучены свойства и качества личности испытуемого, его самосознания и межличностных отношений. Было установлено, что он обладает средней самооценкой и достаточно удовлетворен собой, но желает иметь более высокие значения по фактору «Активности».

12 стр., 5619 слов

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ САМООЦЕНКИ

26 Панфилова м.А. «Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – м.: «Издательство гном и д», 2002. Введение Каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали бы ей стать лучше. Ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность ...