Поведение человека в экстремальных ситуациях 2

Понятие экстремальной ситуации и общие признаки экстремальной ситуации

Экстремальная ситуация — это выходящая за рамки «обычной» ситуация, требующая от человека повышенной концентрации физических и (или) эмоциональных усилий, с возможными отрицательными последствиями для жизнедеятельности человека, иначе говоря, это ситуация, в которой человеку дискомфортно (несвойственная ему ситуация).

Признаки экстремальной ситуации

1. Наличие непреодолимых трудностей, осознание угрозы или непреодолимого препятствия на пути реализации каких-либо конкретных целей.

2. Состояние психической напряженности и различные реакции человека на экстремальность окружающей обстановки, преодоление которой имеет для него большое значение.

3. Существенное изменение обычной (привычной, иногда даже напряженной или сложной) ситуации, параметров деятельности или поведения, т. е. выход за рамки «обычного».

Таким образом, одним из основных признаков экстремальной ситуации служат непреодолимые препятствия к осуществлению, которые можно рассматривать как непосредственную угрозу реализации поставленной цели или задуманного действия.

В экстремальной ситуации человеку противостоит среда, и поэтому ее следует рассматривать в соответствии с обстановкой, для которой характерно нарушение соответствия между требованиями деятельности и профессиональными возможностями человека.

Экстремальные ситуации связаны с заметно и резко меняющимися условиями, в которых протекает деятельность. Возникает опасность невыполнения задачи или угроза сохранности техники, оборудования, жизни человека.

Экстремальные ситуации представляют собой крайнее проявление трудных ситуаций, требуют максимального напряжения психических и физических сил человека для выхода из них.

Поведение человека в экстремальных ситуациях

Жизнь человека представляет собой череду всевозможных ситуаций, многие из которых в силу их повторяемости и похожести становятся привычными. Поведение человека доводится до автоматизма, поэтому расход психофизических и физических сил в таких ситуациях сведен к минимуму. Иное дело экстремальные ситуации. Они требуют от человека мобилизации психических и физических ресурсов. Человек, находящийся в экстремальной ситуации, получает информацию о разных ее элементах:

-о внешних условиях;

-о своих внутренних состояниях;

-о результатах своих собственных действий.

Обработка этой информации осуществляется посредством познавательных и эмоциональных процессов. Результаты этой обработки влияют на поведение личности в экстремальной ситуации. Сигналы угрозы приводят к возрастанию активности человека. И если эта активность не приносит ожидаемого улучшения положения, человека захлестывают отрицательные эмоции разной силы. Роль эмоций в экстремальной ситуации различна. Эмоции могут выступать и как индикатор экстремальности и как оценка ситуации, и как фактор, приводящий к изменению поведения в ситуации. И в то же время необходимо помнить, что эмоциональные переживания представляют собой один из важных факторов поведения человека в экстремальной ситуации.

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... принципам, образуют девиантное поведение. В реальной жизни нередко также могут возникать ситуации, когда удовлетворение той или иной потребности приносит вред другим людям, а иногда и ... удовлетворить ту или иную потребность по причинам чисто физическим (отсутствие необходимого объекта), моральным, этическим и т. п. Такую ситуацию и развивающееся вследствие этого состояние называют депривацией ...

Как правило, экстремальная ситуация порождается объективными причинами, но ее экстремальность в значительной степени определяется субъективными составляющими. Так:

— объективной угрозы может и не быть, но человек или группа людей ошибочно воспринимают сложившуюся ситуацию как экстремальную. Чаще всего это происходит из-за неподготовленности или искаженного восприятия окружающей действительности; могут, однако, существовать и реальные объективные факторы угрозы, но человек не знает об их существовании и не осознает возникшей экстремальной ситуации;
— человек может осознать экстремальность ситуации, но оценивать ее как незначимую, что само по себе уже является трагической ошибкой, которая может привести к непредсказуемым последствиям;

— оказавшись в экстремальной ситуации и не находя выхода из создавшегося положения, потеряв веру в возможность ее разрешения, он уходит от реальности посредством активизации механизмов психологической защиты;

— ситуация может быть объективно экстремальной, но наличие знаний и опыта позволяет преодолевать ее без значительной мобилизации своих ресурсов.

 

Таким образом, человек реагирует на экстремальную ситуацию в зависимости от того, как он ее воспринимает и оценивает ее значение. Существует и еще одна специфическая реакция человека на экстремальную ситуацию — психическая напряженность. Это психическое состояние человека в экстремальной ситуации, с помощью которого человек как бы подготавливается к переходу от одного психофизического состояния к другому, адекватному сложившейся обстановке.
Формы напряженности.

— перцептивная (возникающая при затруднениях в восприятии);

— интеллектуальная (когда человек затрудняется решить возникшую проблему);

— эмоциональная (когда возникают эмоции, дезорганизующие поведение и деятельность);

— волевая (когда человек не может управлять собой);

— мотивационная (связанная с борьбой мотивов, различных точек зрения).

Для психической напряженности свойственны повышенный уровень активности и значительные траты нервно-психической энергии. Уровни психической напряженности у различных людей могут быть различными, что связано в первую очередь с психической устойчивостью человека.

 

Основные правила поведения в экстремальной ситуации

Причин возникновения различного рода сложных и порой экстремальных ситуаций много. Первая из них – опасные природные явления. Наиболее разрушительными из них являются землетрясения, ураганы, смерчи, наводнения, снежные лавины, оползни, сели, карсты, сильные заморозки и др. часть из них представляют собой внезапные и кратковременные события (землетрясения, оползни, лавины, обвалы, карстовые провалы, смерчи), приносящие большие материальные потери и человеческие жертвы.

8 стр., 3526 слов

Оценка типичных жизненных ситуаций людьми разного возраста 20 ...

... эмпирическое исследование по выявлению различий в оценкетипичных жизненных ситуаций людьми разных возрастных групп. На заключительномэтапе исследования, провести анализ результатов и ... людей. Такимобразом, до сих пор серьёзных эмпирических оснований для той или инойпериодизации не имеется, что является ещё одним свидетельством слабойразработанности проблем возрастной изменчивости психического ...

Втораязаболевания и повреждения организма человека, требующие экстренной медицинской помощи; резкое изменение погодных условий; вынужденное автономное существование; смена климатогеографических условий. В этих случаях успех выживания зависит от умения действовать в экстремальных условиях, а также от оснащенности, экипировки, психической устойчивости и физической подготовленности. Нужно ещё знать, как защититься от палящего солнца и ледяной стужи, отыскать и добыть воду, распознать съедобные растения, оказать помощь раненому или больному и многое другое.

Третья — самая распространённая ситуация – потеря ориентировки. Первое — это может произойти с участником похода при отставании от группы. Если впереди на маршруте есть развилка троп или дорог, то задержавшийся участник стоит перед выбором: по какой из них догонять группу. В случае неправильного выбора он может уйти в сторону от маршрута.

Второе – самовольный выход с места привала без предупреждения руководителя или кого-то из членов группы.

Возможно и третье – по какой-то причине группа разделена на две части, следующие до пункта сбора по разным маршрутам. В случае слабого знания этого маршрута, обхода сложного участка, часть группы может потерять ориентировку или опоздать к месту встречи и вызвать тем самым поисковые работы.

Основное условие, определяющее возможность выживания, — настрой человека (группы) на благополучное разрешение проблемы, желание возвратиться домой, моральные обязательства перед близкими людьми, обществом, сознание того, что ему ещё много нужно сделать.

 

Порядок анализа ситуации.

Основное условие, определяющее успех выживания (или ги­бель) — настрой человека (группы) на благополучный выход из этой ситуации, его желание возвратиться домой, моральные обя­зательства перед близкими людьми, обществом, сознание того, что ему еще многое нужно сделать.

От правильных, обдуманных, отработанных до автоматизма действий зависит благополучный исход, а зачастую и жизнь чело­века (группы), попавшего в ситуацию вынужденного автономно­го существования.

Первое, что необходимо сделать при этом, — постараться ус­покоиться и объективно оценить сложившееся положение. Анализ многих ситуаций показывает, что очень часто наибольшую опас­ность для пострадавших представляет не сам свершившийся факт, а те последствия, которые ожидают их в результате первых нео­бдуманных действий.

Важно в момент возникновения аварийной или экстремальной ситуации проявить чувство самообладания, не поддаться страху, который не способствует концентрации внимания, принятию вер­ных решений. Первые поступки под воздействием эмоций диктуются инстин­ктом самосохранения и далеко не всегда являются верными. Опас­ность надо постараться воспринять по частям, определив первоочередные из них и перспективные (которые возможно наступят, если…).

Аварийная ситуация обычно возникает внезапно, и ее разви­тие не всегда можно прогнозировать. Поэтому порядок действий в таких ситуациях зависит от конкретной обстановки.Опыт многих людей, побывавших в экстремальных ситуациях, связанных с авариями транспортных средств (самолета, поезда, автотранспорта и др.), позволил определить общую схему перво­очередных действий потерпевших бедствие.

Опыт многих людей, побывавших в экстремальных ситуациях, связанных с авариями транспортных средств (самолета, поезда, автотранспорта и др.), позволил определить общую схему перво­очередных действий потерпевших бедствие (схема 1).

Правила поведения
 
1. Перебраться самим и помочь перебраться пострадавшим в безопасное место   2. Покидая транспортное средство, взять с собой имущество, которое может пригодиться для автономного существования
   
 
3. Оказать пострадавшим первую медицинскую помощь  
   
   
4. Сорентироваться на местности и уточнить свое местоположение   5. При неблагоприятных климатических условиях соорудить Временное укрытие.
       

 

Схема 2. Первоочередные действия попавших в экстремальные условия на природе

 

Как в аварийных, так и в экстремальных ситуациях в условиях природной среды первоочередные действия должны быть направ­лены на оказание медицинской помощи пострадавшим, затем на устранение угрожающего фактора или быстрый уход от него.

Параллельно с оказанием медицинской помощи надо при­ступить к строительству простейшего временного убежища, спо­собного защитить пострадавших от ветра, снега, дождя или па­лящего солнца. Переохлаждение или чрезмерный перегрев орга­низма могут значительно усложнить ситуацию. Тогда придется вдобавок ко всем имеющимся трудностям заниматься устране­нием последствий переохлаждения и перегрева (отморожения, общее переохлаждение, тепловые и солнечные удары).

В экстре­мальных ситуациях это только усугубит положение пострадавших. Особое внимание при этом следует уделить раненым, ослабев­шим, женщинам и детям. Не следует забывать, что усугубление ситуации может произойти ивследствие резких изменений погоды. Поэтому надо постоянно сле­дить за ее состоянием и предугадывать возможности ее изменения. С этой же целью производится осмотр внешнего вида, приве­дение в порядок своей одежды и обуви. В экстремальной ситуации при невозможности получения помощи извне важно сохранить имеющиеся на себе вещи, так как от этого зависит в дальнейшем нормальная жизнедеятельность. Нужно всеми силами стараться сохранить теплоресурсы в холодное время и внутренние запас воды в жару. Если одежда нуждается в ремонте, это стоит произвести незамедлительно. Следует позаботиться о людях, не имеющих достаточно одежды для предохранения от холода и жары, по возможности равномерно распределить ее между всеми пострадавшими. При недостатке одежды в холодное время необходимо использовать имеющееся имущество, способное предохранить от холода. Все должны знать: защита организма от холода в первую очередь скажется на экономии продуктов питания. После этого собирают в одно место все потерянные при выходе в безопасное место вещи, предметы снаряжения (на первый взгляд, может быть, и ненужные), которые могут пригодиться и в аварийной ситуации. Их сортируют, отделив необходимое, в пер­вую очередь и временно невостребованное, упаковывают или ак­куратно складывают в безопасном месте. Все вещи, снаряжение и личное имущество, вплоть до предме­тов личной гигиены, в экстремальной ситуации переходят в раз­ряд общественных и используются для удовлетворения потреб­ностей всех пострадавших. Собираются в единый запас и все продук­ты питания, и имеющиеся запасы воды, образуя неприкосновенный запас. Назначаются ответственные за сохранность вещей, снаря­жения, продуктов. Самовольное их использование категорически запрещается. После этого возникает естественный вопрос: что де­лать дальше?

Составление плана действий при принятии решения к движению.

Для принятия решения о дальнейших действиях нужно оце­нить реально сложившуюся обстановку и ответить на следующие вопросы.

1. Если ваше местоположение неизвестно, то придержива­лись ли вы заданного (согласованного) маршрута на момент аварии? Если обнаружат ваше отсутствие, то первоначальные поиски будут производиться в районе вашего предполагаемого маршрута.

2. Хорошо ли видны остатки транспортного средства с воздуха или окружающих возвышенностей? Можете ли вы сделать так, чтобы они были видны лучше?

3. Имеют ли местные власти в своем распоряжении достаточно сил и средств для организации эффективного поиска?

4. Способствуют ли метеоусловия работе поисково-спасатель­ных самолетов и вертолетов?

5. Пролетают ли над вами транзитные или другие самолеты? Если да, то как часто?

6. Знаете ли вы точно свое местонахождение? Если да, то, как близко вы находитесь от какого-либо населенного пункта? Каков характер местности между вами и этим населенным пунктом? Каковы климатические условия и возможные сложности предполагаемого маршрута передвижения? Сколько времени потребует­ся для выхода к этому населенному пункту?

7. Смогут ли все члены группы или экипажа выдержать переход в этой местности? Есть ли пострадавшие с серьезными ранения­ми, требующие немедленной медицинской помощи?

8. Располагаете ли вы достаточным количеством вещей и сна­ряжения для длительного перехода, есть ли у вас компасы, спич­ки и т.д.?

9. Какие у вас имеются запасы продовольствия и воды? Оцени­те ваши аварийные запасы и те, которые можно восполнить из природных источников. Есть ли хороший источник воды около места вашей аварии? Сможете ли вы добывать пропитание в без­людной местности после того, как израсходуете свои неприкос­новенные запасы?

10. Что вам известно о том, как нужно выживать в тех природ­ных условиях, в которых вы оказались? Если вы не уверены в своих знаниях и умениях, оставайтесь на месте трое суток.

Существует два варианта принятий решений: оставаться на месте аварии и ждать помощи или попытаться добраться до ближайше­го населенного пункта.

Решение об уходе с места происшествия принимают в тех случа­ях, когда:

— нет уверенности, что о происшествии знают в точке выхода (вылета) группы;

— точно известно местонахождение ближайшего населенного пункта, расстояние до него невелико и состояние здоровья людей позволяет его преодолеть;

— возникла непосредственная угроза жизни: лесной пожар, раз­лом ледяного поля, наводнение и т.п.;

— люди не могут быть обнаружены спасателями на этом месте из-за окружающей их густой растительности;

— в течение трех суток нет связи и помощи.

На месте происшествия необходимо обозначить направление своего ухода: оставить записку, выложить стрелку, сделать заруб­ки на деревьях, связать пучки травы и т.п.

Перед выходом следует произвести тщательную разведку, опре­делить направление выхода, упаковать и приготовить для перенос­ки все необходимое (может быть, даже и огонь, если нет спичек).

Приняв решение об уходе с места происшествия, необходимо придерживаться определенных правил (схема 3)

 

 

Схема 4. Порядок действий при принятии решения оставаться на месте происшествия и последовательность их выполнения.

 

Для организации такого лагеря надо разработать подробный план действий, который включает:

1) выбор наиболее подходящего места для лагеря с учетом рельефа местности, близости дров и воды, отсутствия опаснос­тей на его территории (сухостоя, камнепадов, лавин, подтопле­ния и т.д.);

2) планирование лагеря: определение места для строительства временного, но надежного жилища, мест для приготовления пищи, хранения продуктов, имущества, мусора и туалетов;

3) определение типа временного укрытия, исходя из возмож­ностей местности и способностей «строителей»;

4) заготовку и начало строительства укрытия;

5) подготовку места для костра, заготовку достаточного коли­чества дров и разведение костра.

Для успешной реализации этого плана, а также для создания нормального климата в группе надо распределить обязанности между всеми ее членами с учетом их состояния здоровья и спо­собностей. Как видно, здесь действия производятся так же, как в обычной туристской группе. Тогда понятно, что надо выделить людей, ответственных за строительство жилища, добычу и поиск пищи, разведение, поддержание огня и приготовление горячей пищи, оказание медицинской помощи и т.д.

При этом непременное условие — каждый должен иметь пору­чение. Это не надуманное требование. Дело в том, что успех выжи­вания в экстремальной ситуации определяется способностями и возможностями не только каждого члена группы в отдельности, но и группы в целом. Однако и жизнедеятельность всей группы зависит от физического и морального состояния каждого члена группы. Поэтому с первых мгновений наступления аварии необ­ходимо прилагать усилия (а иногда и немалые) для сохранения морально-волевого состояния группы в целом и каждого участни­ка в отдельности. Непременным условием благополучных действий группы в экс­тремальной ситуации является наличие руководителя. Им может быть штатный руководитель — командир экипажа, руководитель туристской группы. При их отсутствии им может стать кто-то из наиболее подготовленных людей, авторитетный человек, способ­ный сплотить коллектив и направить его усилия на выживание в экстремальной ситуации. Это может быть человек, знакомый с правилами выживания — турист, охотник, геолог. При умелом руководстве группа избавится от таких отрица­тельных проявлений человеческого поведения, как паника, рас­терянность, неуверенность в своих силах, разобщенность в дей­ствиях, эгоизм и иждивенчество. В противном случае неизбежны конфликты, казалось бы, по самым незначительным причинам. Не дать им вспыхнуть, набрать силу и расколоть группу — задача руководителя. Решение этой задачи поможет избежать многих до­полнительных к существующим неприятностей. При аварии транспортного средства в группе могут оказаться совершенно разные люди. Однако даже у членов туристской груп­пы, попавшей в экстремальную ситуацию, могут проявиться ра­нее неизвестные качества. При определяющей роли руководителя многое зависит и от членов группы. Терпимость к слабостям или раздражению окружающих, способность первым пойти на при­мирение помогут избежать конфликтов, разрушающих единство группы. Хотя существуют и конфликты созидающие, дающие воз­можность найти наилучшее решение какой-то проблемы. В экстре­мальной ситуации, когда нервы у всех на пределе, как правило, возникают конфликты разрушающие. Единоначалие руководителя не означает отказа от совета с чле­нами группы по каким-либо вопросам. Умение выслушать их — большое достоинство руководителя. Но, не соглашаясь с довода­ми собеседников, он должен аргументировано объяснить причи­ну принятия собственного решения.

 

Список литературы

 

1. Казаков, Н.П. Безопасность жизнедеятельности. Обеспечение безопасности в туризме: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.П. Казаков, Н.А. Якубовская. — М.: Академия, 2011. — 240 с.
2. Маслов, А.Г., Константинов, Ю.С., Латчук, В.Н. Способы автономного выживания человека в природе: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / А.Г. Маслов, Ю.С. Константинов, В.Н. Латчук. – 2-е изд., стер.- М.:, 2005. – 304 с.
3. Соловьев, С.С. Безопасный отдых и туризм : учеб. пособие для студ. вузов / С.С. Соловьев. — М.: Академия, 2008. — 288 с.

4. Черныш, И.В. Выживание в экстремальных ситуациях : учеб. пособие / И.В. Черныш. — М.: Физическая культура, 2009.