Введение.
«Всякая социальная доктрина,
пытающаяся разрушить семью,
негодна и, кроме того, неприменима.
Семья — это кристалл общества»
Гюго В.
Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и кончая современными реформаторами. И это неудивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется. Вот почему она является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы. Современная семья переживает сложный этап эволюции — переход от традиционной модели к новой. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся система власти и подчинения в семейной жизни, роли и функциональная зависимость супругов, положение детей. Многие ученые характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное. Это обусловлено объективными процессами изменения брачно-семейных отношений во всех экономически развитых странах, и особенно в Европе, что неизбежно повлекло за собой снижение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей.
Специфическими образованиями, обеспечивающими относительную устойчивость социальных связей в обществе в целом, являются социальные институты. Так государство представляет собой важнейший социальный институт организованного общества. Система образования, здравоохранения, наука, экономика, организованные формы религии, институт брака, избирательная система, политические партии и движения, обеспечивающие установления и поддержания политической власти, профессиональные союзы и ассоциации, и другие виды систематической деятельности, обеспечивающие общественные потребности, выступают в качестве социальных институтов.
Итак, социальный институт есть определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством системы ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены содержанием конкретной, решаемой социальным институтом задачи.
Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, как социальная проблема
... воспитываться и жить в своей семье, участвовать в жизни общества. Социальное здоровье рассматривается в правовом государстве ... (Резолюция №48/96). Формулируя основные концепции политики общества по отношению к инвалидам, Правила определяют содержание и цели ... нарушениями развития всегда определялось господствовавшими в социуме системами гражданского права и ценностными установками. В античной ...
Социальные институты обеспечивают реализацию основополагающих потребностей общества, связанных с его материальным обеспечением, воспроизводством и сохранением духовных ценностей и т.д.. Социальные институты функционируют лишь при соответствующих общественных потребностей. При исчезновении таких потребностей их функционирование постепенно прекращается и они отмирают.
Общие признаки, которые характеризуют все социальные институты: цель, набор установок и образцов поведения, социальных статусов и ролей, система санкций, обеспечивающая стимулирование желаемого и подавления отклоняющего поведения, культурные символы. Состав социальных институтов разнообразен. Важнейшие социальные институты:
- экономические (собственность, банки, деньги)
- политические (государство, партии, союзы)
- социокультурные и воспитательные (наука, образование)
- семьи и брака, и другие.
Социальные институты образуются на основе социальных связей, взаимодействий и отношений конкретных индивидов, социальных групп, слоев и иных общностей.
I.I. Социальный институт семьи.
В социологии институту семьи выделено особое место. В нашей стране множество ученых занимается этой темой.
Семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.
Семья как фундаментальный социальный институт сталкивается с непониманием тех сил, которые формируют сегодня процесс ее развития.
Семья выступает в качестве социального института, обеспечивая своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей, молодежи и, что важнее всего, объединяя своих членов чувством любви, общности и давая возможность делить с другими трудности и радости жизни.
Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.
Структура потребностей человека, согласно модели американского психолога Абрахема Маслоу, делится на:
1) физиологические и сексуальные потребности;
2) экзистенциальные потребности в безопасности своего существования;
3) социальные потребности в общении;
4) престижные потребности в признании;
5) духовные потребности в самореализации.
К физиологическим потребностям относятся репродуктивные функции. Эта функция выполняет две задачи: общественную — биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную — удовлетворение потребности в детях. Физиологические и сексуальные потребности побуждают людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Противоположность полов, по мнению Эмиля Дюркгейма, — это не только базисное основание, на котором строится брачный союз, но и основная причина нравственной близости в семье. По мощности воздействия на стабильность семейно-брачных отношений она сильнее даже такого фактора, как кровное родство. Функции женщины и функции мужчины настолько специализировались, что женщины стали вести существование совершенно отличное от мужчины. Функциональные различия постепенно видоизменили и физиологические признаки: рост, вес, общие формы, строение черепа мужчины и женщины существенно различаются. Изолированные друг от друга мужчина и женщин — суть, различные части одного и того же конкретного целого, которое они, соединяясь, восстанавливают.
Семья как важнейший социальный институт 4
... развития следующего поколения. Таким образом, семья выполняет функции социального контроля и содействия индивидуальному развитию. Члены семьи выполняют взаимные обязательства и ... функции семьи. Функции семьи - это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Функции семьи имеют два основных источника их возникновения: потребности общества и потребности ...
Особенностью семьи как малой социальной группы является то, что она способна разрастаться «изнутри». Ни одна другая социальная общность (класс, нация, группа) не имеет такого внутреннего механизма самовоспроизводства.
Важнейшие функции семьи:
- социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям.
- функция социальной и эмоциональной защиты своих членов.
- экономическая и хозяйственно-бытовая.
- социально-статусная функция.
- рекреативная, восстановительная функция.
- досуговая функция
- сексуальная функция семьи
- фелицитологическая функция
Семьи бывают различными. В зависимости от формы брака:
- Полигамный (групповой) брак
- Моногамные (брак одного мужчины с одной женщиной).
Полигамия бывает двух видов:
- полиандрия — семья, в которой женщина имеет нескольких супругов
- полигиния — брак одного мужчины с двумя или более женами
В зависимости от состава различают:
- нуклеарные — может быть как полной, так и неполной. Полной нуклеарной семьей считается семья, в которой есть муж, жена и дети. Неполной — семья с ребенком без одного из супругов.
- сложные — состоит из представителей нескольких поколений.
Семьи различаются:
- — по количеству имеющихся в них детей: бездетные, однодетные, малодетные, многодетные (3 и более ребенка);
- — по стажу семейной жизни: молодожены, молодая семья, семья среднего супружеского возраста, пожилая супружеская пара;
- — по географическому признаку: сельская и городская семья;
- — по типу главенства в семье: авторитарная и эгалитарная.
Представляет интерес и деление семьи по иным критериям:
- — аетоцентристские семьи. В таких семьях центром всех забот, основой семейной жизни является ребенок. Повышение материальных и духовных забот о детях — явление положительное. Однако гипертрофия долга по отношению к ним приводит к неблагоприятным социальным и нравственным последствиям;
- — супружеская семья. В последние десятилетия появляется новый тип семьи, который условно назван супружеским (смотрим работы Голода Сергея Исаевича).
10 стр., 4788 слов
Управление конфликтом как функция руководителя
... с разными интересами. 1.2 Основные типы конфликтов Существуют четыре основных типа конфликтов: Внутриличностный конфликт Межличностный конфликт Конфликт между личностью и группой Межгрупповой конфликт Внутриличностный конфликт. Выражается борьбой противоречий внутри человека, сопровождаемой ...
В этой семье основная ось отношений определяется не родительством и родством, а личностными взаимоотношениями партнеров.
- Семьи различаются также по особым условиям семейной жизни.
- Дистантная семья. От слова дистанция, таким семьям свойственно частое отсутствие одного из супругов, связанное с особенностью профессии (моряки, военные и т.п.).
В последнее время к таким семьям стали относить семьи, где один из супругов проживает отдельно от семьи по различным мотивам (кроме случая развода).
- Студенческая семья. Большое количество браков в наше время заключается среди студентов. Высокая мотивация на брак у студенческой молодежи существует уже на первом курсе. Взгляд студентов на функциональную нагрузку современной семьи отражает ориентацию на психологизацию семьи: психологическая функция занимает в ней доминирующее место.
- По типам цивилизационной эволюции семьи разделяются на патриархальные и эгалитарные.
- Патриархальный тип семьи — необычайно устойчивый тип семейных отношений. Семейные отношения строятся на принципах иерархизма и неравенства членов семьи, на принципах принудительного коллективизма и централизма: индивидуальные интересы отдельных членов семьи полностью подчиняются интересам семьи.
- Эгалитарная семья — это семья, основанная на демократических отношениях, равенстве мужчины и женщины, отношениях партнерства, отмене всякой дискриминации. Здесь царят гуманные методы воспитания, основанные на доверии к личности ребенка, его индивидуальности, воспитании чувства собственного достоинства, самостоятельного мышления, проявления инициативы, предприимчивости.
В современном обществе структура и функции семьи также претерпевают серьезные изменения. Непременными условиями развития модернизированного , промышленного общества является возрастающий уровень социальной мобильности, в таком обществе постоянно возникает необходимость для конкретных членов семьи переместиться, переселиться туда, где открываются возможность для получения работы, социального продвижения. Это ведет к разрыву семейных связей, обязательства по отношению к семье уступают место достижению материального благополучия и социального успеха. Единство образа жизни членов семьи уступает место возникающему разнообразию их жизненных стремлений, нарастающему различию в их социальном положении. Семейные узы ослабляются, возникают конфликты, что в конечном счете приводит к распаду семьи.
Семейные конфликты и противоречия
В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой – малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда ее зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно – относительная самостоятельность. Необходимо отметить, что экономические, социальные трудности, политические конфликты и общая нестабильность отражается на решении проблем, стоящих перед семьей.
Как все социальные явления, конфликт никогда не бывает беспричинным. Под причиной конфликта понимается событие или явление, предшествующее началу конфликта во времени и находящееся с ним в непосредственной генетической связи. Условия возникновения конфликта не порождают его непосредственно, однако при их определенном сочетании конфликт возможен, а при другом нет. Также от условий зависит характер течения конфликта, формы, которые он принимает, темпы развития и перспективы разрешения.
Семья как фактор развития ребенка
... двух глав, заключения, литературы. Глава 1. Типология современной семьи. Характеристика современной семьи. Семья-это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны ... человеческого рода. Хозяйственная функция обеспечивает многообразные хозяйственные потребности собственной семьи. Каждая семья осуществляет хозяйственную деятельность, необходимую в повседневной жизни: покупка продуктов ...
На ряду причин возникновения социального конфликта необходимо выделять объективные и субъективные причины. Субъективные причины конфликта – это аспекты породивших его явлений и событий, которые связаны с активностью участвующих в конфликте социальных субъектов. Возникновение, развитие и разрешение конфликта во многом зависит от эмоционального состояния участников. Эмоциональная атмосфера вокруг предмета бывает так накалена, что для того что бы конфликт разгорелся, оказывается достаточно самого незначительного события.
Помимо субъективных факторов и причин существуют и объективные, то есть такие, которые не зависят от сознания и воли вступающих в конфликт. К таким причинам относятся: — социальное неравенство, проявляющееся на всех уровнях – имущественно – экономическом, политическом, этнонациональном, статусном, религиозном, культурно-образовательном. Перейдем к конфликтам по религиозным причинам. Наглядный пример, семья Батрудиновых, где глава семьи – Батрудинов А.А. – является мусульманином, а его жена православной. Зачастую конфликт в данной семье возникает на почве поддержания мусульманского поста Рамадан и на почве пищевой потребности. Глава семьи заставляет свою жену держать мусульманский пост, а жена наотрез отказывается, обуславливая это тем, что она православная и будет держать пост лишь в свое время по православному календарю. Пищевая потребность и непотребность: мусульмане не едят свинину, но жена то потребляет данный продукт. На этих почвах и возникают конфликты.
Объективные и субъективные причины возникновения социальных конфликтов связывают воедино в феномене противоречий между субъективными ожиданиями в отношении реализации собственных интересов и объективными возможностями их реализовать – депривация. Данное ощущается человеком как острое разочарование, переживается острым чувством угнетенности, вызывает отчуждение индивида от общества, в котором он живет.
В семье неизбежны противоречия, конфликты, ибо супруги могут отличаться по характеру, по духовным запросам, уровню эмоциональности, характеру и уровню культуры. Напряженность в семье может возникать на почве ведения домашнего хозяйства, воспитания детей, материального обеспечения семьи и др. Конфликтная ситуация в браке – это столкновение противоположных мнений, взглядов на какие-либо явления и события, недопонимание между супругами, часто приводящее к разводу. Причины конфликтов обусловлены и материальными и нравственно-психологическими трудностями.
Социологи классифицируют современные семьи по факту работы жены, по отношению к этой работе, по участию мужа в домашних делах. Американский ученый Джесси Бернард выделяет в связи с этим такие типы семьи:
Семейные конфликты супругов
... и воспитательная функция. На этапе взросления детей, выхода супругов на пенсию отношения в семье меняются, и конфликт имеет другую почву. Существует зависимость между конфликтом и личностями конфликтующих. Так, есть ...
1) когда муж работает, жена дома. Муж и жена довольны этим обстоятельством.
2) И муж, и жена работают по необходимости, жена с удовольствием бы сидела дома. Постепенно нарастает чувство ущемленности, у мужа даже в большей степени.
3) Оба работают, жена выполняет все обязанности по дому, но оба рады, что работают.
4) Оба работают и оба делят обязанности по дому. В литературе высказывалась мысль, что выход в плане укрепления семьи в возврате к материнскому призванию женщины, в уходе ее с работы.
Конфликты в семье возникают не только между супругами, но и между родителями их детьми. Их сложнее разрешить, ибо в их основе лежат различия культур старых и новых поколений. Конфликты преодолеваются под влиянием общих стремлений к достижению гармонии, привязанности, любви членов семьи друг к другу, под влиянием установки на взаимопонимание, терпимость, снисходительность, под влиянием страха распада семьи, утраты привязанности. Если конфликты, напряженность не преодолеваются, то это приводит к распаду семьи. Известно, что нестабильность брака и семьи, проявляющаяся в росте числа разводов, характерна практически для всех развитых стран мира. Это объясняется влиянием урбанизации и вызванной ею интенсивной миграцией населения, эмансипацией женщин, научно-технической революцией, причинами социально-экономического, культурного, этнического, религиозного характера. В настоящее время институт семьи переживает трудные времена. Отпали многие факторы, стабилизирующие семью извне: экономическая зависимость женщины от супруга, юридический, религиозный, моральный запрет или осуждение разводов.
Причины, которые влияют на кризисные ситуации в семье и в итоге приводят к разводу, можно сгруппировать в три блока:
- Бытовые (жилищные условия, неумение или нежелание одного из супругов вести домашнее хозяйство, материальная необеспеченность, вынужденное раздельное проживание).
Например, во многих семьях возникают конфликты по поводу жилищных условий и материальной необеспеченностью. Возьмем к примеру семью Погодиных, состоящая из трех человек: Погодина Т.А. – мать и бабушка, Погодина Е.В. – мать и дочь, Погодин А.А.- сын и внук. Конфликт данной семьи возникает из-за бабушки, которая желает, что бы дочь и внук жили отдельно. Казалось бы, что конфликт решить легко, но Погодина Е.В. является безработной, так как ее сын часто болеет и ей зачастую необходим отпуск по уходу за ребенком. Вся материальная благосостоятельность семьи возлагается на бабушку, что естественно ей не нравится.
- Межличностные конфликты (утрата чувства любви и привязанности, грубость, разные взгляды на жизнь, болезнь одного из супругов, ревность, мнительность).
Здесь главным фактором являются грубость и неуважение супругов друг к другу. Для женщин-инициаторов развода эти причины чаще всего оказываются связанными с алкоголизмом супруга, откуда и проистекают грубость, побои, оскорбления, угрозы и т.д. Для мужчин же, как правило, грубость жены имеет принципиально другое содержание. Это прежде всего неуважение к мужу, неверие в его способности, нежелание считаться с его интересами, пренебрежение к производственным (профессиональным) успехам и неудачам, попреки, мелочная опека, нелюбовь к друзьям мужа и пр. С этим тесно смыкается такой фактор, как различие взглядов на жизнь – так называемое несходство характеров. Оно имеет гораздо большее значение для мужчин, чем для женщин.
Коррекция психики детей переживших развод родителей
... изучаемой проблеме; -выявить роль и функции семьи в становлении психики детей; -изучить особенности психики детей, переживших развод родителей и наметить программу ее нравственной коррекции с последующей ... тех случаях, когда теряет родителя при распаде семьи. Так, а нализ литературных источников свидетельствует о связи антиобщественного поведения детей с «разбитыми семьями», что, безусловно, спра ...
- Внешние факторы (измена, появление новой семьи или нового чувства у инициатора развода, вмешательство родителей и других лиц).
Примером, в данном конфликте может послужить семья Погодиных. Дочь Погодиной Т.А. вышла замуж, но через 1,5 года развелась со своим супругом. Причина – измена и новая семья. Супруг изменил Погодиной Е.В. и создал новую семью с другой женщиной. Данный конфликт фактически не разрешим, поэтому привел к разводу. После развода Погодина Е.В. обвинила свою мать во вмешательстве в ее семью, что мать со своими подсказками и придирками разрушила ее брак. В данной семье конфликт разгорался в одном направлении, но привело к трем основным конфликтам. Конфликт родителей и детей, живущих в браке на одной жилплощади с родителями, бытовой конфликт и внешний конфликт, приведший к распаду семьи.
Причины, вызвавшие конфликт и предопределяющие развод на том или ином уровне, могут быть самыми разнообразными. Но по времени возникновения их можно разделить на две большие группы. Это причины, возникшие непосредственно во время брака, во время совместной жизни и общего ведения хозяйства, и причины, которые объективно существовали до момента создания семьи. Последнюю группу причин называют факторами риска, так как наличие их в период добрачного знакомства уже таит в себе опасность будущего развода. Факторы риска связаны как с личностью человека, его происхождением, воспитанием, так и с условиями заключения брака.
К факторам риска относятся:
- большая разница в образовании и возрасте между супругами (особенно если намного старше женщина);
Данный фактор не всегда приводит к разрыву отношений, то есть к разводу. Но частота конфликтных ситуаций увеличивается, чем в семьях, где старший мужчина. Но и там и там конфликты неизбежны. Рассмотрим на примере двух семей: 1. семья Ивановых, где жена старше мужа на 15 лет, 2. семья Скворцовых, где муж старше жены на 20 лет. В обеих семьях существуют конфликты на основании молодости партнера. Старшие супруги в силу старшинства, постоянно поучают своих партнеров, что вторым не очень то и по – душе, кроме поучений в таких семьях, старшие партнеры могут устанавливать определенные границы в поведении младших; в таких семьях снижается сексуально-половая жизнь, что приводит к внешним факторам конфликта, то есть к изменам.
- склонность к алкоголизму одного из супругов;
На примере семьи Иванова А. А. рассмотрим данную ситуацию. Семья из 3-х человек: муж – Иванов А.А., жена – Иванова Л.Г. и маленький ребенок. В данной семье алкоголизмом страдает супруг. Причин алкоголизма, по опросу Иванова А.А., много, но началось все с обычного пива. Иванов А.А. начал выпивать бутылку пива в размере 0,7, каждый день, через месяц количество возросло до 2-х литров, через 6 месяцев супруг перешел на крепкий алкоголь, то есть водку. Мужчина потерял работу из-за своей болезни, начались скандалы в семье. В конечном итоге, дабы не видеть вечно пьяного мужа, Иванова Л.Г. подала на развод.
Специфика МЛО в семье. типология семей. проблемные семьи. конфликты.разводы
... семьи, однако в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей. Семьи ... климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки ... успешное межличностное общение между супругами невозможно. СТАДИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СУПРУГОВ. Первая стадия - период ...
- легкомысленное отношение к браку, семье вообще; слишком ранний возраст вступления в брак;
В настоящее время многие семьи создаются людьми юного возраста. Связано это с тем, что сексуально – половая жизнь стала значительно моложе. Самый ранний возраст вступления в брак – 16 лет. По мнению психологов, данный возраст не подходит для брачных уз, так как в 16 лет у молодых людей не сформировано отчетливого понимания семьи и брака.
- вероятность скорого рождения ребенка;
- слишком малый срок знакомства;
Браки, заключенные на слишком малом сроке знакомства, наиболее опасны. До вступления в брак и создания семьи, люди должны ознакомиться друг с другом, начать понимать и уважать своего партнера. Многие из таких браков заканчиваются трагически, либо с увечьями, либо фатальный исход. В таких браках, именно после его заключения, может оказаться, что супруг неисправимый тиран с психологическим отклонением.
- резкое несогласие родителей на заключение брака;
- брак по принуждению, без взаимного согласия.
Эти факторы дают о себе знать буквально в первые годы совместной жизни и во многом обусловливают то обстоятельство, что более трети разводов приходится на семьи, имеющие стаж совместной жизни от одного до трех лет.
В зависимости от частоты, глубины и остроты конфликтов выделяют кризисные, конфликтные, проблемные и невротические семьи.
Кризисная семья. Противостояние интересов и потребностей супругов носит острый характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семьи. Супруги занимают непримиримые и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки. К кризисным брачным союзам можно отнести все те, которые или распадаются, или находятся на грани распада.
Конфликтная семья. Между супругами имеются постоянные сферы, где их интересы сталкиваются, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Однако брак может сохраняться благодаря другим факторам, а также уступкам и компромиссным решениям конфликтов.
Проблемная семья. Для нее характерно длительное существование трудностей, способных нанести ощутимый удар стабильности брака. Например, отсутствие жилья, продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение на длительный срок за преступление и ряд других проблем. В таких семьях вероятно обострение взаимоотношений, появление психических расстройств у одного или обоих супругов.
Невротическая семья. Здесь основную роль играют не наследственные нарушения в психике супругов, а накопление воздействия психологических трудностей, с которыми встречается семья на своем жизненном пути. У супругов отмечается повышенная тревожность, расстройство сна, эмоции по любому поводу, повышенная агрессивность и так далее.
Конфликтное поведение супругов может проявляться в скрытой и открытой формах. Показателями скрытого конфликта являются: демонстративное молчание; резкий жест или взгляд, говорящий о несогласии; бойкот взаимодействия в какой-то сфере семейной жизни; подчеркнутая холодность в отношениях. Открытый конфликт проявляется чаще через открытый разговор в подчеркнуто корректной форме; взаимные словесные оскорбления; демонстративные действия (хлопанье дверью, битье посуды, стучание кулаком по столу), оскорбление физическими действиями и другое.
Влияние образа родительской семьи на специфику семейных отношений в браке
... данного явления, взаимоотношениям между мужчиной и женщиной, родителями и детьми в таком союзе, отношению социума к таким сожительствующим союзам Проблемы семьи всегда были в центре внимания социальных ... пар), применением разнообразных методов математической статистики для обработки данных. Глава І. Образ семьи супругов, как составляющая образа мира В первой главе рассматриваются понятия образ мира ...
II. 1. Конфликты во взаимодействии родителей и детей
Данная разновидность конфликтов — одна из самых распространенных в повседневной жизни. Кроме общих причин, продуцирующих конфликтность взаимоотношений людей выделяют психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей.
1. Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия.
Дисгармония семьи — это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.
2. Деструктивность семейного воспитания. Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания:
• разногласия членов семьи по вопросам воспитания;
• противоречивость, непоследовательность, неадекватность;
• опека и запреты во многих сферах жизни детей;
• повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений,
3. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности. Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства. Выделяют следующие возрастные кризисы детей:
• кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству);
• кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольному возрасту);
• кризис б—7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);
• кризис полового созревания (переход от младшего школьного к подростковому возрасту — 12—14 лет);
• подростковый кризис 15-17 лет (Д. Эльконин).
4. Личностный фактор. Среду личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т.д.), авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п. Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей.
Выделяют следующий типы отношений родителей и детей:
• оптимальный тип отношений родителей и детей;
• потребностью это назвать нельзя, но родители вникают в интересы детей, а дети делятся с ними своими мыслями;
• скорее родители вникают в заботы детей, чем дети делятся с ними (возникает обоюдное недовольство);
• скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в заботы, интересы и занятия детей;
• поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы родители;
• поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы дети;
• родители не вникают в интересы детей, а дети не испытывают желания делиться с ними (противоречия не замечались родителями и переросли в конфликты, взаимное отчуждение— С. Годник).
Обычно ребёнок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как:
• реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);
• реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);
• реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий).
Совместная жизнь требует от супругов постоянной готовности к компромиссу в каждом из названных видов отношений, умения считаться с
личными интересами и потребностями партнёра, уважать друг друга, доверять
друг другу, находить взаимопонимание друг с другом. Статистика бракоразводных процессов показывает, что самые большие трудности возникают
в сфере отношений, связанных с внутрисемейной культурой. На них приходится
большая часть разводов, особенно в молодых семьях, существующих от года до
пяти лет. Культура общения предполагает, в свою очередь, взаимное доверие,
вежливость, тактичность, чуткость, доброжелательность, внимательность, отзывчивость, доброту.
Заключение
Человек может влюбиться с первого взгляда, если объект любви соответствует его модели – отличается красотой, эрудицией, интеллигентностью, чуток, добр и деликатен, имеет престижную профессию. Однако в семейной жизни, когда появляются домашние заботы, когда необходимо заботиться о других членах семьи, посвящать им своё время, и нередко подчинять свои интересы, “любимый” зачастую поворачивается совсем другой стороной.
В молодости, на этапе поиска будущего супруга, внешность играет весьма важную роль. В супружеской жизни главным становится отношения между супругами, наличие у них таких качеств, как нежность, порядочность, честность и дружелюбие. Поэтому, если один из супругов перестаёт отвечать потребностям другого, наступает разочарование и любовь уходит. Так, если один из супругов учится, стремится повысить своё образование, другому необходимо задуматься над собственным духовным развитием, совершенствовать свои общие и специальные знания, повышать свою профессиональную квалификацию. Многие так и поступают. Но нередко один из супругов этому препятствует: мешает учиться, стремится загрузить различными делами, отвлекающими от интересующей его деятельности, ограничить общение с новыми людьми, соответствующими возросшим духовным потребностям и способностям супруга (или супруги).
В этом случае возрастающая разница в уровнях развития супругов и конфликты, усиливающие противоречия, могут стать причиной исчезновения любви и распада семьи.
Многие молодые супруги не понимают, что брак – это постоянный труд, творческий поиск путей сохранения взаимопонимания и любви. И к любви себя надо готовить. Надо учиться дарить счастье другому.
Список литературы
- Анцупов А. Я., Шипилов А. И. – «Конфликтология», С.-Петербург, 2006г.
- Волков Г.Ю. — «Социология», Ростов-на-Дону 2009г.
- Осипов Г.В., Москвичев Л.Н. – «Социология. Основы общей теории» 2008 г.
- Павленок П.Д. — «Основы СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ» Инфра-М 2006г.
- интернет источник: электронная библиотека.
15