Роль семьи в воспитании детей

Оглавление

Введение

1. Роль семьи в воспитании и образовании детей

2. Опыт работы организации условий взаимодействия ДОУ с семьями по воспитанию и образованию детей

3. Заключительная часть

Список использованных источников

Приложения

Введение

Актуальность темы. Современный ребенок развивается в огромном пространстве взаимодействия различных социальных институтов: семьи, детского сада, культурно-просветительных учреждений, общества сверстников и т.д. Влияние каждого из них имеет непосредственное значение на развитие формирующейся личности. В дошкольном учреждении ребенок получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от активного участия его родителей в воспитательном и образовательном процессе. Родители — это первые воспитатели и учителя ребенка. Современные психолого-педагогические исследования позволяют утверждать, что семья является не просто важным, а в высшей степени действенным компонентом воспитания детей, поскольку все, что ребенок приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни [16, с. 55]:

— именно в семье закладываются основы личности ребенка, формируются основные черты характера и привычки; нравственные начала и жизненные принципы;

— именно в семье ребенок получает первые представления об окружающем мире, добре и справедливости, ответственности и долге;

— именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, строит отношения с окружающими, учится правильно вести себя в различных ситуациях;

— именно от родительского воспитания зависит как ребенок смотрит на мир: положительно или отрицательно.

При этом, современная педагогика считает, что наиболее благоприятные результаты воспитания достигается в условиях содружества дошкольного учреждения (ДОУ) и семейного воспитания. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Главный эффект их успешного влияния не в дублировании, не в замене функций одного института воспитания другим, а в гармоничном дополнении друг друга.

Проблеме семейного воспитания в разное время уделяли внимание такие ученые как Я.А. Коменский, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Л.С. Славина и другие. Исследования, проведенные Т.А Данилиной выявили проблемы, существующие во взаимодействии ДОУ с семьей. Е.П. Арнаутовой разработаны направления взаимодействии детского сада и семьи. Т.Н. Дороновой, Г.В. Глушаковой, Т.И. Гризик и др. разработаны методические рекомендации для работников ДОУ в организации работы с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия. Разнообразные формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи по поводу воспитания и обучения детей в своих работах предлагают также Н.В. Додокина, О.Л. Зверева, В.Г. Нечаева и др.

10 стр., 4615 слов

Семья как фактор развития ребенка

... межлич­ностных отношений в детской группе, в семьях преобладает демократичес­кий стиль воспитания; в семьях же малопопулярных, «изолированных» детей чаще доминирует авторитарный и противоречивый стиль. Однако ... психологическую защиту человека, передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим, научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на ...

Цель работы. Создание условий для взаимодействия ДОУ и семьи по воспитанию и образованию дошкольников.

Задачи:

1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

2) Дать характеристику роли семьи в воспитании и образовании детей.

3) Изучить особенности работы ДОУ по взаимодействию с семьей.

4) Раскрыть направления и формы работы с родителями, с целью привлечения их в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Место проведения:

Ожидаемые результаты:

— установление дружеских взаимоотношений между педагогами ДОУ и родителями;

— создание единого пространства ДОУ и семьи по воспитанию и образованию детей;

— насыщение совместной деятельности педагогов, родителей и детей разно-образными формами работы;

— активизация включенности родителей в воспитательно-образовательный процесс; переход от пассивных наблюдателей к активному участию в работе ДОУ;

— повышение психолого-педагогических знаний родителей, родительской компетенции.

1. Роль семьи в воспитании и образовании детей

воспитание семья образование дети

На развитие ребенка оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Однако, главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. В.А. Сухомлинский говорил: «Главный замысел и цель семьи — воспитание детей…» [22, с. 125]. Исследования также показывают, что 75,5 % родителей дошкольников среди предпочитаемых жизненных ценностей называют «воспитание детей» [20, с. 22].

Определяющая роль семьи обусловлена её глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребёнка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Семья вскармливает и физически развивает ребенка, создает уникальную атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений, тем самым, обеспечивая важнейшие условия гармоничного, полноценного эмоционально-психического созревания личности.

В дошкольные годы ребёнок почти полностью отождествляет себя с семьёй. Семья для ребёнка — это место его рождения и основная среда обитания. Для ребёнка дошкольного возраста не существует мир, а есть лишь окружение, которое и определяет его поведение. При этом, истинная сущность воспитательной работы в семье заключается не столько в разговорах с детьми и непосредственном прямом воздействии на них, сколько в укладе семьи, личной и общественной жизни родителей, в организации деятельности ребенка. Именно подражая взрослым ребенок учится познавать мир, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения [15, с. 97].

7 стр., 3451 слов

Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений

... раскрывается родителями только под давлением чрезвычайных обстоятельств (например, в случае болезни ребенка). Проведенное Л.С.Печниковой в детской психиатрической клинике исследование детей, воспитывающихся в приемных семьях, ... должно выполняться с момента подбора ребенку приемных родителей. Если его не могут воспитывать собственные родители, надо отдать ребенка родственникам и только в случае ...

Важнейшим фактором воздействия семьи на личность ребёнка является атмосфера родственных эмоциональных связей, эмоциональная близость между членами семьи. Маленький ребёнок особенно нуждается в родительской любви, у него огромная потребность в общении с взрослыми, которая наиболее полно удовлетворяется в семье: любовь к родителям, беспредельное доверие к ним делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам родителей. Семью называют «школой чувств». В семье в общении с родителями, с братьями и сёстрами у ребёнка формируется социально ценная способность к сопереживанию. Любовь родных к ребёнку, их забота о нём вызывают у него ответный отклик. Закладывается эмоциональный фундамент, на котором в дальнейшем будут строиться более сложные социальные чувства.

Велико значение семьи и в формировании нравственных качеств у ребёнка дошкольного возраста. Забота каждого члена семьи о других её членах, готовность поступиться своими интересами ради блага родных — характерные черты подлинно семейных отношений, которые оказывают сильнейшее воздействие на нравственное становление личности ребёнка. А если малыша систематически привлекают к бытовому труду в семье при правильном руководстве со стороны взрослых, то у ребёнка воспитывается такие качества, как ответственность, заботливость, бережливость. Ведь этот труд для ребёнка-дошкольника является по существу единственным доступным ему видом деятельности для других, в которой малыш может реально ощутить свою причастность к жизни семьи и даже некоторую зависимость членов семьи от его трудовых усилий.

В семье ребенок приобретает и первый социальный опыт. Специальные научные исследования (В.П. Арнаутова, А.В. Добрович, В.К. Котырло, С.А. Ладывир и др.) подтверждают, что именно семья обеспечивает ребенку первичную социализацию, помогает ему стать социально-компетентным человеком. В связи с этим дошкольная педагогика вводит термин «семья — социокультурная среда», т. е. среда, которая формирует в ребенке уверенность в себе, эмоциональную стабильность, доверие к окружающим, гуманное отношение к миру, и в целом способствует социализации [4, с. 65]. И, если родителям присуща активная жизненная позиция, проявляющая в широте интересов, в действенном отношении ко всему происходящему в стране, то и ребенок, разделяя их настроение, приобщаясь к их делам и заботам, усваивает соответствующие нравственные нормы [6, с. 114.].

Важная сторона семейного быта — семейный досуг, а организация которого одна из функций семьи, связанная с его воспитательной функцией. По тому, чем заполнен досуг родителей и детей в семье, в какой мере родители являются его организаторами, можно судить об эффективности семейного воспитания. Совместное содержательное проведение досуга, когда родители и дети вместе отдыхают, занимаются творческой деятельностью, способствует укреплению и углублению духовных связей между ними. В совместной деятельности возникают взаимоотношения сотрудничества.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что роль родителей в воспитании дошкольников трудно переоценить. Именно семье принадлежит ведущая роль в воспитании и образовании детей, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в диапазоне ценностей, которые осваивает ребенок. Как отмечал Песталоцци [11, с. 118], сила семейного воспитания в том, что оно происходит в процессе жизни — в отношениях, в делах и поступках, которые совершает ребенок. Из своих отношений к отцу, матери, он усваивает первые обязанности перед обществом. В семье ребенок рано приучается к труду. Под влиянием семейных принципов и всего семейного уклада воспитывается твердость характера, гуманизм, сосредоточенный ум. Именно в семье ребенок наблюдает и испытывает чувство любви к родителям и сам получает от них эту любовь и ласку.

26 стр., 12790 слов

Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей ...

... функциями семьи утверждал А.В.Черников, являются следующие: 1. воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, воспитании, самореализации в детях. Семья ... к своим детям, отношение детей к родителям, особенности общего интеллектуального и речевого развития ребёнка в дошкольном возрасте. В повседневной жизни родители детей с отклонениями ...

Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс взаимодействия с ребенком. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие — не умеют этого делать, третьи — не понимают, зачем им это нужно. Поэтому, одним из условий положительных результатов в воспитании, является взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников, которого можно достичь лишь при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения. [19, с. 126]. Об этом же говорится в Законе РФ «Об образовании в РФ» [1] и ФГОС ДО [2]. Так, в ст. 18 закона записано, что «родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка». В Стандарте сказано, что одной из основных задач, стоящих перед ДОУ, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Следовательно, успешное осуществление этой ответственной работы невозможно в отрыве от семьи. Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При этом, работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Это ставит педагогический коллектив ДОУ перед необходимостью создавать единое пространство для развития ребенка. А важнейшим признаком единой развивающей предметно-пространственной среды, и одновременно условием его создания, служит определение и принятие ими общих целей и задач воспитания, обучения и развития детей [14, с. 73].

Однако родители, выступающие заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей. Следующим признаком и условием создания единого образовательного пространства должны стать выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в ДОУ. Не менее важным признаком и условием создания единого образовательного пространства становятся выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передача родителям информации о технологиях образовательного процесса.

23 стр., 11039 слов

Особенности полового воспитания детей дошкольного возраста

... В последние годы специалисты обращают все больше внимание на то, что воспитание, обучение и лечение детей без учета их пола чревато многими погрешностями, сказывающимися не только ... внимания к их психосексуальному развитию. Даже думающие иначе родители и воспитатели обычно не могут преодолеть в общении с детьми эмоциональные или предрассудочные поведенческие барьеры. Нередко порожденное ...

Таким образом, можно сделать вывод о том, что семья — это система с определённым морально-психологическим климатом, являющаяся для ребёнка школой отношений между людьми. Именно в семье складываются его представления о добре и зле, об уважительном отношении к нравственным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье ребёнок переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности. При этом, успешное воспитание детей во многом зависит от согласованности взаимодействия ДОУ и семьи. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.

2. Опыт работы организации условий взаимодействия ДОУ с семьями по воспитанию и образованию детей

Согласно п. 3 ФГОС ДО «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования»:

— необходимо создать условия для участия родителей в образовательной деятельности;

— обеспечить поддержку родителей в воспитании детей;

— наладить взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Признание приоритета семейного воспитания определяет и важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, требуя иных взаимоотношений, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

В нашем ДОУ созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Воспитательно-образовательный процесс обеспечивают 27 педагогических работников (воспитатели, старший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, логопед), совместная работа которых обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей равноответственными участниками воспитательно-образовательного процесса.

В рамках работы с родителями детский сад представляет собой:

— открытую систему, главным «инструментом» которой, является социальное партнерство, содружество коллектива детского сада с родителями, действующего на демократических и гуманистических принципах;

— мобильную систему, быстро реагирующую на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого меняются формы и направления работы с семьей.

В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т. д. Наблюдая жизнь детского сада «изнутри», у родителей возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе. Кроме того, познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, обогащают содержание домашнего воспитания. Наиболее важным результатом свободного посещения родителями дошкольного учреждения является то, что они изучают своего ребенка в непривычной для них обстановке, подмечают, как он общается, занимается, как к нему относятся сверстники; идет невольное сравнение: не отстает ли в развитии мой ребенок от других, почему он в детском саду ведет себя иначе, чем дома? При этом, «запускается» рефлексивная деятельность: все ли я делаю, как надо, почему у меня получаются иные результаты воспитания, чему надо поучиться.

16 стр., 7643 слов

Взаимосвязь характера детско-родительских отношений и тревожности ...

... принципов будет зависеть и от типа воспитания: Автократический - когда все решения, касающиеся детей, принимают исключительно родители. Авторитетный, но демократический - в этом ... влияет на уровень тревожности у ребенка. Цель работы: выявление взаимосвязи между особенностями отношений между родителями и детьми и уровнем тревожности детей. Переменные: - независимая переменная: детско-родительские ...

В работе по вовлечению родителей в воспитательно-образовательный процесс в нашем ДОУ, как и в любом другом дошкольном учреждении, в том или ином виде используются традиционные и нетрадиционные формы, различные виды наглядной агитации, разнообразные культурно-досуговые мероприятия. Программа взаимодействия с семьями детей по реализации основной обще-образовательной программы нашего ДОУ представлена в Приложении 1.

Основные направления взаимодействия с родителями (по Е.П. Арнаутовой):

1) Информационно-аналитическое — позволяет изучить семьи воспитанников, выяснить образовательных потребностей родителей, уровень их педагогической грамотности (анкетирование, сбор сведений и т.д.), установить эмоциональный контакт между педагогами, родителями и детьми.

2) Познавательное — направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

3) Наглядно-информационное — дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

4) Досуговое — призвано устанавливать неформальные отношения между педагогами и родителями, доверительные отношения между родителями и детьми.

Наше исследование проведено в ДОУ, среди родителей детей, посещающих старшую группу «Непоседы» в количестве 25 человек.

Работа состоит из 3 этапов: подготовительного, основного и завершающего.

Подготовительный этап включает постановку цели и задач исследования, а также определение основных направлений работы.

Цель взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников: вовлечение семьи в единое образовательное пространство и установление с родителями партнёрских отношений по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Построение модели взаимодействия родителей и педагогов в воспитательно-образовательном процессе предполагает решение следующих задач:

— установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, с целью реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и ДОУ;

— создать условия для участия родителей в образовательном процессе и общественной жизни ДОУ;

— создать условия, мотивирующие родителей на объединение усилий с педагогами для достижения положительных результатов в воспитании детей;

— создать условия для обогащения воспитательных и образовательных возможности родителей;

— использовать опыт семейного воспитания для реализации образовательных программ ДОУ.

Основной задачей информационно-аналитического направления работы с родителями, который осуществляется на данном этапе, являются сбор и обработка данных о семье. Чтобы правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия в нашем ДОУ проводятся опросы, анкетирование, личные беседы, посещение семьи и пр., проанализировав которые, мы делаем выводы: о взглядах родителей на вопросы воспитания детей в семье; о стиле общения между взрослыми и детьми; о запросах и потребностях родителей в психолого-педагогической информации; о том, как в семьях проводят досуг, какие книги читают детям, в какие игры играют с детьми и др.

Вначале учебного года нами на основе индивидуальных бесед и опроса 25 родителей детей старшей группы был изучен состав семей, возраст, образовательный уровень, уровень их участия в воспитательно-образовательном процессе ДОУ и педагогической компетентности (Приложения 2, 3 и 4).

Опрос, проведенный с целью определения социального статуса семей показал, что: 92 % наших детей живут в полных семьях, 8 % в неполных семьях; контингент родителей по образованию и профессиональной принадлежности неоднородный (врачи, служащие, педагоги, рабочие и др.); в большинстве родители — молодые, имеют высшее профессиональное образование; 52 % семей — с 1 ребёнком, 40 % — с 2 детьми, 8 % — с 3 детьми.

На основе анкетирования выявлено, что с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе ДОУ лишь — 40% родителей, еще 40% — это родители-исполнители, которые принимают участие при необходимости решить свои проблемы с помощью специалистов; а 20% родителей и вовсе равнодушные, жизнь детей в ДОУ наблюдают со стороны.

При этом, благополучных семей, с высоким уровнем воспитательного потенциала — 32% (в этих семьях позитивные эмоционально-нравственные взаимоотношения между родителями и детьми, а в воспитании учитываются цели и задачи ДОУ); семей со средним уровнем — 48% (родители осознают необходимость воспитания, но для достижения целей воспитания не всегда учитывают возрастные и индивидуальные особенности ребенка); количество семей с низким уровнем воспитательных возможностей — 20% (педагогически слабые семьи, с низким уровнем педагогической культуры.

Основной этап — практический, направлен на создание условий для налаживания позитивной связи «ДОУ — ребенок — семья» и включает формы, методы и способы сотрудничества с семьей.

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Здесь традиционной формой являются — родительские уголки. При этом, работа с семьей начинается с приемной комнаты группы, где на специальных информационных стендах «Что интересного у нас произошло» размещается информация о жизни группы, успехах детей; сообщения о предстоящих мероприятиях, конкурсах; информация о воспитательно-образовательном процессе, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания; помещаются фотографии, продукты коллективного детского творчества. Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.

Познавательное направление предназначено для обогащения родителей знаниями в вопросах воспитания детей, рациональными методами и приемами воспитания.

Одна из форм — почтовый ящик, в который родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.

Распространенной формой работы является День открытых дверей, который дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов.

Работа с семьями проходит также и через все образовательные области. Занятия с участием родителей всегда проходят в занимательной форме викторин, олимпиад, творческих мастерских, где с интересом включены в процесс, не только дети, но и взрослые. Данная форма работы позволяет привлекать каждого родителя в воспиательно-образовательную работу группы.

Основная же роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, конференции, групповые консультации и др. Из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно. Поэтому, нами практикуется проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Своя игра». Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей. К собраниям мы готовим выставку детских работ или стенд, где используем фотографии из жизни группы. Используем также мультимедийные презентации с проектной деятельности, чтобы дать возможность увидеть итоги и результаты совместной творческой работы педагогов и родителей.

В работе нами применяются и такие формы, как семинары-практикумы, мастер-классы и тренинги, на которых родители получают не только теоретические, но практические навыки, возможность в дальнейшем применять их на практике. Особым интересом у родителей пользуются тренинги по формированию навыков коммуникативного общения, взаимодействия, налаживания эмоционального контакта с детьми, проводимые ежемесячно. В ходе тренингов родители работают в паре с детьми.

Кроме того, в нашей группе создан семейный клуб «Родительская академия». Основная цель клуба — повышение уровня педагогической грамотности и компетенции родителей. Основными формами работы клуба являются: круглый стол, психологические тренинги, решение педагогических ситуаций, обсуждение опыта семейного воспитания, проблемных ситуаций (мозговой штурм), выставки совместных работ, фотоотчеты по организации жизни детей, обязательно включается большое количество игр. В зависимости от тематики работа в клубе проводится либо только с родителями, либо совместно с родителями и детьми. Тематический план деятельности семейного клуба представлен в Приложении 5. Наибольшая посещаемость заседаний клуба зафиксирована при совместных встречах родителей и детей, таких как «Мы вместе», «Мама, папа, я — вместе мы семья», «Семейные ценности», «Я родитель, а это значит….

Самая популярная и любимая, как воспитателями, так и родителями форма работы — досуговая, так как совместные мероприятия позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка; посмотреть, как их решают другие родители, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с воспитателями и родительской общественностью. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества.

Для творческого общения существует такая форма работы с семьей как тематические выставки и фотовыставки (темы: «Мы — коллекционеры», «Из бабушкиного сундучка», «Мои любимые игрушки», «Любимец нашей семьи», «Наш двор» и др.).

Очень любимы всеми театрализованные мероприятия, где в роли артистов выступают и дети и родители («Самый лучший папа на свете», «В гостях у тетушки Варвары», «Путешествие в страну Огородию», «Музыкальная семейка», «Путешествие в страну Мульти-Пульти», «Хрустальный башмачок», спектакль «Репка») и спортивные мероприятия («Мама, папа, я — спортивная семья», «С физкультурой мы дружны», «Шоу всемогущих пап»).

А совместные экскурсии в парк, зоопарк, походы (поездки) выходного дня, инициаторами которых часто выступают сами родители, обогащают детей новыми впечатлениями об окружающем мире, о своем крае, знаниями об истории.

Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности воспитывающих взрослых и детей, как проекты. Одним из интересных стал проект «Я — сегодня воспитатель». Основной его целью является педагогическое просвещение родителей с привлечением их к образовательному процессу в ДОУ. Родители поочередно приходят в группу и выполняют обязанности воспитателя. И родители, наблюдая жизнь детского сада «изнутри», начинают понимать объективность многих трудностей, и тогда возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе.

Помощь в пополнении фондов детского сада (игрушки, книги, журналы и материалы, которые больше не нужны дома, но вполне могут пригодиться при организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ) организуется в проекте «От чистого сердца». Помощь в изготовлении дидактических материалов для занятий и свободной игровой деятельности детей (подбор заданий, ксерокопирование карточек) раскрывает творческий потенциал родителей.

Практикуется совместное создание предметно-развивающей среды. Многие пособия для занятий, и красочные панно, которыми оформлены центры искусства, занимательной математики, патриотизма, и красочные театральные куклы и атрибуты для творчества сделано руками родителей.

3. Завершающий этап предполагает подведение итогов, анализ результатов.

В конце учебного года был проведен итоговый опрос и анкетирование, который выявил эффективность выбранных форм взаимодействия с родителями. Мы увидели, что позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в вопросах воспитания своего ребенка. Повысился и педагогический интерес — количество обращений к воспитателю и специалистам ДОУ по интересующим вопросам существенно выросло (на 36%).

Уровень благополучных семей с высоким воспитательным потенциалом вырос до 52% (первоначально было 32%); семей со средним уровнем стало 40% (при первичном анкетирование было 48%); значительно сократилось количество семей с низким уровнем воспитательных возможностей — с 20% до 8%.

Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 88% семей стали принимать активное участие в организации образовательной деятельности; 92% родителей стали регулярно посещать родительские собрания, активно участвовать в мероприятиях, развлечениях, проектной деятельности (первоначальная средняя посещаемость — 12 человек, после — 23 человека).

По результатам повторной диагностики в группе уже нет родителей-наблюдателей; на 40% увеличилось число родителей-лидеров и достигло 80%; количество родителей-исполнителей стало 30%.

Сравнительные результаты можно видеть на диаграммах (рис. 1 и 2).

Рисунок 1 Уровень педагогической компетенции родителей по результатам работы с семьями, %

Рисунок 2 Степень включенности родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ по результатам работы с семьями, %

Таким образом, использование разнообразных форм работы дало положительные результаты: родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, стали активными участниками мероприятий, стали более компетентными в воспитании детей, полученные знания стали применять в своей семье, а интересные методы семейного воспитания получают распространение как в других семьях, так и в работе воспитателей ДОУ. А самое главное, родители поняли, что вовлечение их в воспитательно-образовательный процесс важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Полученные результаты дают нам возможность предполагать, что приобретенный опыт работы будет использоваться и в дальнейшем, с дополнительной проработкой, систематическим обновлением и поиском новых возможностей воздействия.

3. Заключительная часть

Семья — это самая важная среда формирования личности и институт воспитания. Исследования свидетельствуют, что наиболее благоприятные возможности для укрепления здоровья ребенка, развития его физических качеств, нравственных чувств, привычек и мотивов поведения, интеллекта создаются в семье. Семья — источник формирования модели будущей жизни ребенка.

Дошкольная образовательная организация как открытая педагогическая система закрепляет за родителями возможность быть полноправными участниками педагогического процесса. Такой подход позволяет педагогам и родителям выстраивать единое образовательно-воспитательное пространство, которое характеризуется общностью целей, задач, методов. Дошкольная организация должна поддерживать воспитательные и образовательные инициативы семьи.

Нами апробированы разнообразные формы работы сотрудничества с семьями по вопросам воспитания образования детей. По результатам нашего исследования можно утверждать, что они показали свою эффективность:

1) Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими; родители и воспитатели советуются друг с другом.

2) Созданные условия вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс привели к получению ими необходимых знаний и повышению педагогической компетенции.

3) Педагоги и родители объединили усилия для достижения положительных результатов в воспитании и обучении детей. При этом, позиция родителей как воспитателей стала более гибкой.

4) Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно сказалась на воспитанниках. Дети стали увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей.

5) По результатам диагностики уже нет родителей-наблюдателей; число родителей-лидеров достигло 80%; количество родителей-исполнителей — 30%. От 88% до 92% семей стали принимать активное участие в деятельности ДОУ.

Список использованных источников

1. Об образовании в Российской Федерации (с изм. от 01.01.2017): ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 31.12.2012. № 53 (ч. 1).

Ст. 7598.

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 // Российская газета от 25.11.2013. № 265.

3. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика [Текст] / Ю.П. Азаров. СПБ.: Питер, 2011. 400 с.

4. Арнаутова, Е.П. Практика взаимодействия семьи и современного детского сада. Методическое пособие для воспитателей ДОУ [Текст] / Е.П. Арнаутова. М.: ВЛАДОС, 2008. 213 с.

5. Глебова, С.В. Детский сад — семья: аспекты взаимодействия [Текст] / С.В. Глебова. Воронеж: ЧП Лакоценин, 2007. 111 с.

6. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст] / Т.Н. Доронова. М.: Сфера, 2002. С. 114.

7. Дорошина, Т.В. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста [Текст] / Т.В. Дорошина // Молодой ученый. 2016. №21. С. 867-869.

8. Дошкольная педагогика [Текст] / под ред. В.И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. М.: Просвещение, 1978.

9. Евдокимова, Е.С. Детский сад и семья [Текст] / Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева. М.: Мозаика-Синтез, 2007. 208 с.

10. Жукова, М.В. Психология семьи и семейного воспитания: лекциИ [Текст] / М.В. Жукова, В.Н. Запорожец, К.И. Шишкина. М.: Норма, 2014. 194 с.

11. Зверева, О.Л. Cемейная педагогика и домашнее воспитание: учебник и практикум [Текст] / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева. М.: Юрайт, 2016. 219 с.

12. Кардаш, Л.И. Детский сад и семья — взаимодействие и сотрудничество [Текст] / Л.И. Кардаш // Молодой ученый. 2014. №18. С. 575-577.

13. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьёй [Текст] / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. М.: ТЦ Сфера, 2007. 112 с.

14. Комарова, Л.В. Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей как эффективное средство создания единого образовательного пространства в ДОУ [Текст] / Л.В. Комарова, О.А. Зайцева, А.О. Чубенко // Молодой ученый. 2016. №12. С. 73-77.

15. Найденова, Е.А. Роль семьи в воспитании дошкольника [Текст] / Е.А. Найденова и др. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. № 49. С. 97-102.

16. Педько, Н.Д. Приоритетная роль семьи в воспитании ребёнка дошкольного возраста [Текст] / Н.Д. Педько, М.Л. Севостьянова, О.Е. Станаевич // Материалы II международной научно-практической конференции. Пенза — Витебск — Ереван: НИЦ «Социосфера», 2012. 169 с. С. 55

17. Петрова, Е.В. Инновационные подходы к взаимодействию с родителями воспитанников детского сада в современных условиях [Текст] / Е.В. Петрова // Педагогика: традиции и инновации. 2013. № 4. С. 63-65.

18. Ренёва, Е.Н. Семейный клуб как форма организации социального партнерства дошкольной образовательной организации и семьи [Текст] / Е.Н. Ренёва, С.С. Быкова // Концепт. 2016. № 2. С. 81-85.

19. Салаватулина, Л.Р. Общие основы дошкольной педагогики: учеб. пос. [Текст] / Л.Р. Салаватулина. Челябинск: Цицеро, 2011. 138 с.

20. Собкин, В.С. Социология семейного воспитания: дошкольный возраст [Текст] / В.С. Собкин, Е.М. Марич. М: ЦСО РАО, 2002. 247 с.

21. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие [Текст] / О.В. Солодянкина. М.: Аркти, 2005. 77 с.

22. Сухомлинский, В.А. О воспитании [Текст] / В.А. Сухомлинский. М.: КВАНТА+, 2001. 436 с.

23. Трубайчук, Л.В. Педагогическая стратегия и тактика организации интегрированного процесса в дошкольном образовании [Текст] / Л.В. Трубайчук, С.В. Проняева. М.: Книжная палата, 2013. 173 с.

24. Шабас, С.Г. Семейное воспитание в период адаптации ребенка к детскому саду [Текст] / С.Г. Шабас // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 151-154.

25.

Приложения

Приложение 1

Основные направления и формы взаимодействия с родителями

Направления

Задачи

Формы работы

Педагогический мониторинг

Изучение своеобразие семей, их потребностей, запросов, проблем воспитания.

Изучение удовлетворенности родителей работой ДОУ

Социологические срезы, изучение медицинских карт

Посещение на дому

Анкетирование, опрос, беседы

Шкатулки и сундучки вопросов и пожеланий родителей

Наблюдение, собеседования с детьми

Педагогическая поддержка родителей

Педагогическое образование родителей.

Педагогическое партнёрство

Наглядно-текстовая информация: памятки, стенды, папки-передвижки в родительских уголках

Выставки литературы, игр, совместного творчества

Ежедневные беседы

Информационный стенд «Что интересного у нас произошло»

Консультации

Выпуск газет, буклетов

Библиотека художественной литературы, игр

Общие родительские собрания

Работа консультационного пункта

День открытых дверей, вечера вопросов и ответов

Педагогическое образование родителей

Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей, практических навыков.

Индивидуальная адресная помощь в воспитании детей

Тренинги и семинары

Практические занятия

Родительские собрания

Информация на сайте ДОУ

Информационные уголки в группах и холлах ДОУ

Педагогическое партнёрство

Обмен информацией о развитии ребенка, его особенностях. Объединение усилий для развития и воспитания детей, приобщение родителей к педагогическому процессу.

Создание условий для творческой самореализации родителей и детей

«Встречи с интересными людьми» — знакомство с профессиями, увлечениями

Создание альбомов «Моя семья»

Акция «Сделаем наш детский сад красивым!

Создание предметно-развивающей среды в группах, на территории детского сада

Совместные проекты «Познаём вместе!»

Совместное проведение мероприятий в ДОУ

Приложение 2

Анкета

«Какой Вы родитель?»

Отметьте, пожалуйста, фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми:

№ Вопросы Баллы

1. Сколько раз тебе повторять? 2

2. Посоветуй мне пожалуйста 1

3. Не знаю, что бы я без тебя делала 1

4. И в кого ты такой уродился?! 2

5. Какие у тебя замечательные друзья! 1

6. Ну на кого ты похож(а)? 2

7. Я в твои годы… 2

8. Ты моя опора и помощник(ца).

1

9. Ну что за друзья у тебя? 2

10. О чем ты только думаешь? 2

11. Какая (какой) ты у меня умница! 1

12. А как ты считаешь, сынок (доченька)? 1

13. У всех дети, как дети, а ты… 2

14. Какой ты у меня сообразительный! 1

Теперь посчитайте общее количество баллов.

от 5 до 7 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу, Вы уважаете ребенка, а он искренне любит и уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

от 8 до 10 баллов. Намечаются некоторые сложности во взаимоотношениях с ребенком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.

11 баллов и выше. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает Вас, хотя и не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

Конечно Вы понимаете, что это лишь намек на действительное положение дел, ведь то, какой Вы родитель, не знает никто лучше Вас самих.

Приложение 3

Анкета «Взаимодействие детского сада и семьи»

Уважаемые родители!

Вы — главное для ребенка люди на Земле. Наша задача — помочь Вам в его воспитании.

Цель данной анкеты: изучить Ваши потребности и интересы в вопросах сотрудничества с детским садом.

Ваши искренние и полные ответы позволят нам построить работу так, чтобы она максимально соответствовала Вашим ожиданиям. Это поможет нам с вами воспитать здорового физически, умственно и нравственно развитого ребенка.

Ваши ФИО__________________________________________________

Фамилия, имя ребенка_______________________________________

1.Считаете ли Вы необходимой совместную работу ДОУ и семьи?

-Да

-Нет

-Частично

2.Что является для Вас главным в воспитании ребенка?

— Здоровье и физическое развитие;

— развитие нравственных качеств;

— развитие умственных способностей;

— развитие художественных способностей;

— раннее обучение ребенка чтению, письму;

— другое (что именно) укажите_______________________________________

3.Какой вид помощи Вы хотели бы получить от педагогов и специалистов детского сада?

— Информационную помощь;

— диагностическую;

— консультативную;

— другую помощь (какую именно) укажите_____________________________

4.По каким вопросам воспитания и обучения хотели бы получить консультацию?

— о питании детей

— о развитии умственных способностей

— о психофизиологических особенностях ребенка

— о воспитании сына (дочери)

— об успехах ребенка

— об общении с ним

— об организации жизни ребенка в семье

— об организации его досуга, семейных праздников

— другое (что именно) укажите_______________________________________

5.Какие формы работы с семьей Вы считаете для себя наиболее интересными, значимыми?

— Родительские собрания-конференции

-лекции

-групповые дискуссии

-тематические консультации

-семинары-практикумы

-индивидуальные беседы и консультации

-информационные листки

-газеты

-буклеты, книги

-тематические выставки, папки

-дни открытых дверей

-родительские клубы

-гостиные

— другое (что именно) укажите_______________________________________

6.В каких формах работы Вы хотели бы принять личное участие?

— родительские собрания

— конференции

-лекции

-групповые дискуссии

-тематические консультации

— семинары-практикумы

— тематические выставки

-совместные праздники

-дни открытых дверей

-родительские клубы

-гостиные

— другое (что именно) укажите_________________________________

7.По каким вопросам можете поделиться опытом семейного воспитания?

_____________________________________________________________

8.Недостаток каких знаний, вы ощущаете в вопросах воспитания детей?

_________________________________________________________

9.Какие темы Вы предложите для рассмотрения?

____________________________________________________________

10.Какие у Вас пожелания для детского сада и команды воспитателей?

_____________________________________________________________

Благодарим Вас за сотрудничество!

Приложение 4

Анкета «Изучение потребностей и интересов родителей в вопросах сотрудничества детского сада и семьи»

Уважаемые родители!

Администрация детского сада просит Вас заполнить анкету, ответить на вопросы, которые позволят адаптировать работу учреждения к потребностям ребёнка и изучить потребности и интересы родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом.

1. Что является для Вас главным в воспитании ребенка?

а) Здоровье и физическое развитие

б) развитие нравственных качеств

в) развитие умственных способностей

г) развитие художественных способностей

д) раннее обучение ребенка чтению, письму

е) другое (что именно)

2. Какую информацию Вы хотели бы получать от воспитателей?

а) о целях и задачах дошкольного образования

б) о воспитательно-образовательных программах

в) о режиме работы детского сада, проводимых мероприятиях

г) о дополнительных услугах

д) об одежде ребенка

е) о питании детей

ж) о гигиенических процедурах

з) о психофизиологических особенностях ребенка

и) об успехах ребенка

к) об общении с ребёнком

л) об организации жизни ребенка в семье

м) об организации досуга ребёнка, семейных праздников

н) о том, в чем должно состоять взаимодействие детского сада и семьи

о) другое (что именно)

3.Обращаете ли вы внимание на информационные стенды, висящие в группе?

а) всегда

б) иногда

в) не вижу смысла на них смотреть.

4.Интересуетесь ли Вы вопросами воспитания и развития детей, если да, то через

какие источники информации?

а) у воспитателя

б) у знакомых

в) через специальную литературу, журналы

г) в интернете.

5.Какие из предложенных форм работы с родителями Вас заинтересовали или Вы считаете более необходимыми во взаимодействии детского сада и семьи?

а) тематические собрания (педагоги рассказывают о вопросах воспитания и развития детей)

б) организационное собрание (вопросы, касающиеся подготовки к празднику, общие вопросы т.п.)

в) индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и развития Вашего ребенка

г) открытое занятие для родителей, на которых Вы бы могли увидеть успехи и проблемы Вашего ребенка

д) совместные развлечения (праздники) для детей и родителей

е) участие родителей в праздниках, в показе театрализации для детей Вашей группы

ж) участие в выставках

з) совместные походы на природу в теплое время года

и) домашние задания (подобрать материал по теме, сделать рисунок и т.п.)

6.Оцените степень посещаемости выбранных Вами форм работы:

а) обязательно найду время для участия в выбранных формах работы

б) буду посещать в зависимости от свободного времени

7.Ваши пожелания и предложения.

Большое спасибо за помощь!

Приложение 5

Тематический план деятельности семейного клуба «Родительская академия»

Сроки

Тема, форма мероприятия

Цель

Январь

Анкетирование

Выявление запросов родителей по организации деятельности клуба и успешного опыта семейного воспитания

Тема заседания № 1 «Мы» (круглый стол)

Ознакомление участников с целями, задачами клуба;

формирование установки на активную работу;

изучение ценностей родителей в сфере воспитания и развития ребенка, детско-родительских отношений; — повышение родительской компетенции

Февраль

Тема заседания№ 2 «Наши дети» (психологический тренинг)

Расширение навыков конструктивного общения в контексте детско-родительских отношений;

формирование позитивного эмоционального контакта между родителями и педагогами детского сада, внутри родительского коллектива группы

Март

Тема заседания № 3 «Мы вместе» (практикум)

Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу воспитания ребенка в единстве с требованиями педагогов и учетом индивидуальных особенностей дошкольника

Тема заседания № 4 «Мама, папа, я — вместе мы семья» (презентация родителей)

Актуализация воспоминаний о детстве, отношениях со своими родителями, ознакомление с предпосылками разнополярности в вербализации отношений между родителями и детьми

Апрель

Тема заседания № 5 «Семейные ценности» (совместная игра-

практикум)

Создание условий для расширения возможностей формирования семейных ценностей и традиций

Тема заседания № 6 «В гармонии с ребенком»

(тренинг)

Знакомство родителей с принципами эффективного общения;

обучение приемам рефлексивного слушания;

формирование навыков построения высказываний в форме «Я-сообщения»;

знакомство родителей с приемами более эффективного общения с детьми;

рассказ о том, как влияет стиль общения с ребенком в семье на его развитие, воспитание, его будущую жизнь

Май

Тема заседания № 7 «Я родитель, а это значит…» (мастер-класс)

Презентация результатов взаимодействия педагогов и родителей; — подведение итогов;

определение перспектив

Размещено на