1 Понятие фактора

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР –морфофизиологическая единица работы мозга, определяющая характер нейропсихологического синдрома. При выпадении фактора возникает нейропсих. синдром. Фактор – собственнофункциятой или иной мозговой структуры, определенный принцип (или способ) ее работы. Каждая зона мозга ответственна за определенный фактор. Факторы обладают автономностью, т.е. поражение одного как правило не сказывается на других.Уровни анализа факторов: 1)морфологический(указание на мозговые образования, которые вызывают синдром); 2)физиологический(указание на физиологические процессы, которые протекают в определенных мозговых образованиях и объединяются в единую функциональную систему, ответственную за ПФ); 3) психологический (указание на ту роль, которую играет данный фактор в осуществлении различных ПФ).

Классификация факторов.

1. Модально-специфические, связанны с работой корковых отделов различных анализаторных систем. Морфологический субстрат: вторичные поля коры боль. полушарий. Они могут нарушаться и на корковом уровне и на подкорковом. Нарушения проявляются в виде дефектов гнозиса, поаксиса, модально-специфические мнестические нарушения (двиг. такт. память).

2. Модально – неспецифические, связаны с работой неспецифических средних структур мозга. а) Фактор инертности- подвижности нервных процессов- при поражении передних отделов мозга; б) фактор активации – инактивации=>явления адинамии (в результате расстройства произвольного вним., памяти); в) фактор спонтанности – аспонтаности при нарушении происходит замена целесообразных поведенческих актов шаблонами и стереотипами.

3. Факторы связанные с работой ассоциативных (третичных) областей к. боль. полуш. г.м. Эти факторы связаны с работой третичных полей префронтальной (эта морфологическая основа программирования и контроля за разными видами псих. деят-ти) и зоны ТПО (тем-зат-вис) (симультанная организация псих. процессов).

4. Полушарные факторы, связанные с работой всего левого и правого полушария мозга.Полушарные факторы характреризуют общую стратегию работы левого и правого п.м. и носят характер дихотомий, различающих эти принципы.

5. Факторы межполушарного взаимодействия. Данные факторы обеспечивают закономерности совместной работы левого и правого п.м. и связаны со структурами мозолистого тела и других срединных комиссур.

1 стр., 469 слов

ВПФ, нейропсихологический синдром и фактор, блоки мозга

... понимают сочетание нарушений или несформированностьпсихических процессов, основой которого является нейропсихологический фактор определенные физиологические закономерности работы участков мозга, нарушениекоторых является причиной возникновения нейропсихологических синдромов . НПсиндром - закономерное сочетание НП ...

6. Факторы связанные с работой глубинных подкорковых полушарных структур г.м. Исследования показали, что глубинные подкорковые структуры – миндалина. гиппокамп, гипотоламические и таламические образования являются синдромообразующими областями и их поражение ведет к появлению особых подкорковых нейропсих. синдромов.

7. Общемозговые факторы, связанные с действием различных общемозговых процессов, а именно: с кровообращением, гуморальными, биохимическими процессами, т.е. с механизмами, обеспечивающими интегративную, целостную работу всего мозга.

Пробы на динамический (кинетический) праксис (произвольные движения и действия)

1. Кулак – ребро – ладонь

2. Графическая проба «Заборчик». Необходимо нарисовать, а потом предложить продолжить по образцу

3. Напиши: «Мишина машина, у Миши шишка, слушайте тишину».

4. Реципрокная координация рук. «Положи руки так же на стол, делай как я».

5. Оральный кинетический праксис. Инструкция: «Делай как я». Экспериментатор: 1) несколько раз щелкает языком, 2) дважды щелкает языком и свистит, улыбается и хмурится и др. Можно все это делать и с помощью речевой инструкции.

2.

Психический процесс и функциональная система

см. отдельно

Проба на пространственный праксис (Пробы Хеда)

1. испытуемый и психолог сидят напротив друг друга. Инстр.: «То что я буду делать правой рукой, ты будешь делать своей (прикоснуться) правой рукой, то что я буду делать левой рукой, ты будешь делать своей (прикоснуться) левой рукой». Сначала можно использовать одну руку, а потом и с обоими руками.

3.

Основной или главный дефект и синдром.

Понятие синдрома. Нейропсихологический синдром — закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, обусловленное поражением, выпадением определенного фактора (или нескольких факторов).

2 значения термина «синдром». 1) закономерное сочетание нарушений ВПФ, возникающих в результате локального поражения мозга и имеющих в своей основе патологическое изменение одного или нескольких факторов. 2) термин «синдром» используется для обозначения грубо выраженного нарушения какой – либо одной функции (синдром афазии, синдром апраксии, синдром акалькулии и др.).

Классификация нейропсихологический синдромовЛурии построена потопическому принципу(т.е. по принципу выделения области поражения мозга):

1) синдромы поражения корковых отделов(поражение вторичных и третичных полей коры) больших полушарий и «ближайшей подкорки». Это синдромы поражения латеральной, базальной и медиальной коры больших полушарий;

а) Синдромы поражения задних отделов коры больших полушарий головного мозга(затыл. и зат-темен отделы; синдромы поражения зоны ТРО (вис-тем-зат); пораж. темен. области; вис. об.).

б) Синдромы поражения передних отделов коры боль. п. г.м. (пораж. премоторных отделов; коры префронтальной области).

23 стр., 11407 слов

Исследование и пути коррекции зрительных агнозий у больных с ...

... можно сказать, что из всех нарушений психических процессов, которые наблюдаются при локальных поражениях мозга, на феноменологическом уровне лучше всего изучены именно зрительные агнозии [1,6]. В ... отражают прежний зрительный опыт субъекта, и, следовательно, раздражение вторичных отделов зрительной коры пробуждает следы тех зрительных образов, которые хранятся в долговременной зрительной памяти ...

Передние отделы включают ядерную корковую зону двигательного анализатора и ассоциативные префронтальные отделы коры, это 3-й блок мозга.

2)синдромы поражения глубинных подкорковых структур мозга. а) синдромы поражения срединных неспецифических структур, синдромы срединных комиссур и синдромы поражения глубинных полушарных подкорковых структур.

Проба на праксис позы пальцев рук

Кинестетический праксис 1) праксис поз по зрительному образцу «Делай как я». Последовательно прелагается некая поза пальцев, которую человек должен воспроизвести. Поочередно обследуются обе руки.

2) праксис по кинестетическому образцу «Закрой глаза, ты чувствуешь как я сложил тебе пальцы?». Затем рука разглаживается и испытуемый должен повторить.

3) Перенос поз по кинестетическому образцу: «Закрой глаза, ты чувствуешь как я сложил тебе пальцы? Теперь повтори это, но на другой руке».

4.

Синдром и симптом.

см. в книге

Исследование двигательно – зрительного гнозиса

(не уверена)

Оптико – пространственная агнозия – встречается при двухстороннем (или одностороннем) поражении затылочно – теменных отделов мозга. У больных теряется возможность ориентации в пространственных признаках окружающей среды и изображений объектов. Нарушается лево – правая ориентировка (а в грубых случаях верх- низ).

Они не понимают географическую карту. Теряется способность рисовать, при относительно сохранной способности копировать.

Сочетание зрительно – пространственных и двигательно – пространственных расстройств называют «апрактоагнозия». Человек не может застелить постель, одеться.

5. Блоки головного мозга

1. Блок регуляции тонуса и бодрствования. Он работает модально – неспецифично, отвечает за сон – бодрствование, активность коры, обеспечивает реагирование на непроизвольном уровне по типу ориентировочного рефлекса. Первым формируется в онтогенезе. Его работа так же связана с вегетативными процессами, базально – эмоциональной регуляцией и психосоматическими взаимоотношениями. Принимает участие в регуляции высших форм поведения, обеспечивая избирательность и произвольность.

2. Блок приема, переработки и хранения информации. Зона ТРО (включает в себя височные, затылочные и теменные анализаторы), зона тро включает третичные ассоциативные колонки коры и обеспечивает создание целостного полимодального образа объекта. Данный блок получает информацию от ядер таламуса, синтезирует и сохраняет в памяти образ объекта. Он работает модально – специфично, входящие в его состав части приспособлены к тому, чтобы принимать зрительную, слуховую, вестибулярную или общечувствительную информацию.

3. Блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности. Блок целеполагания и планирования, регуляции и контроля за протеканием ВПФ. Это самый молодой блок в онтогенезе. Созревает к 20 – 25 годам. Работает модально – неспецифично, оказывает регулирующее влияние на все нижележащие отделы.

2 стр., 553 слов

Блок мозга (Блок регуляции тонуса коры и состояний бодрствования).

... понимание логико-грамматических конструкций.   блок мозга (Блок регуляции тонуса коры и состояний бодрствования). оценивается при выполнении всех проб, особенно двигательных и таблиц Шульте. ... двуручных движений с разведением рук в пространстве). 3. Исследование умственной работоспособности (детская корректурная проба). 4. Реципрокная координация (сопряженное с ребенком, замедленное выполнение). ...

Лурия: три независимых по функциям отдела мозга.

  1. Энергетический блок мозга ― функция регуляции уровня сна и бодрствования. Он включает в себя неспецифические структуры разных уровней: РФ, неспецифические структуры среднего мозга и т.п.

Уровни активации:

  • Поддержание тонуса ЦНС, общие генерализационные изменения, обеспечивающие активацию всего мозга в целом.
  • Локальные избирательные изменения в активации отдельных участков мозга. Обеспечение получения, хранения и переработки разномодальной информации.
  • Обеспечение мотивационных и эмоциональных процессов.
  1. Блок приема, хранения и переработки. Включает в себя основные анализаторные системы, которые организованы по общему принципу: состоят из периферического и центрального отделов. (см. 36)
  2. Блок программирования, регуляции и контроля за протекающими действиями. Локализация: кпереди от центральной извилины. Основная функция ― произвольная регуляция всех видов деятельности человека, которая реализуется в форме программ деятельности, в форме контроля за правильностью выполнения деятельности и в форме ее регуляции.

Исследование тактильного восприятия

1. Астереогноз (или тактильная предметная агнозия) – нарушение способности воспринимать предметы на ощупь, невозможность интегрировать тактильные ощущения, поступающие от объекта (больной правильно воспринимает объект зрительно, но не узнает его на ощупь с закрытыми глазами).

Есть два варианта астереогноза: 1) больной правильно воспринимает разные признаки объекта, но не может их синтезировать в единое целое 2) нарушено опознание и этих отдельных признаков.

2. Тактильная агнозия текстуры объекта – не может назвать из чего сделан объект, качества его такие как шероховатость, мягкость и др.

3. Пальцевая агнозия – не может назвать пальцев руки, а так же не может назвать их с закрытыми глазами, трудности опознания цифр или букв, написанных на кисти рук.

4. Симптом нарушения схемы тела (соматоагнозия) – расстройство узнавания частей тела, их расположение друг к другу.

ПРОБЫ

1. Локализация прикосновения. «Закрой глаза. Покажи место куда я дотронулась». Можно тоже самое только с одновременным прикосновением правой и левой руками (на выявление игнорирования в тактильной сфере).

2. Проба Ферстера. «Что я нарисовала, написала у тебя на руке?».

3. Проекция локализации прикосновения. «Закрой глаза, я дотронусь до тебя, а ты мне потом покажешь на рисунке человека то самое место, до которого я дотронулся».

4. Называние частей тела

5. Называние признаков предметов с закрытыми глазами.

5 стр., 2350 слов

Профилактика нарушений звукопроизносительной стороны речи у детей ...

... восприятие звуков речи, за которое отвечает центр Вернике (находится в слуховой коре височной доли); • воспроизведение звуков, слов, фраз ... общеразвивающей направленности для практической вторичной профилактики нарушений звукопроизношения. Правомерность выдвинутой нами гипотезы ... замечены. Для нормального формирования речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, ...

6. Проба Сегена. модификация, с закрытыми глазами.

6.

Энергетический блок.

см. выше

Исследование фонематического слуха

Сначала надо убедиться в сохранности слуха в целом. Все пробы экспериментатор говорит так чтобы испытуемый не видел его губ!

1. Попросить повторить простые изолированные звука, например, Б, Р, С и др.

2. Повторить пары звуков резко отличающихся. С – М и Ф – Р

3. Повторить пары звуков похожих П – Б, Т – Д

4. Серия из трех звуков, повторить О – А – У и О- У – А

5. Восприятие ритмов (Сколько раз я стучу)

6. Воспроизведение ритмов «Постучи как я».

7.

Второй блок

см. выше

Исследование слухоречевой памяти

1. 2 группы по 3 слова. Экспериментатор: «Повтори за мной дом, лес, кот». Испытуемый повторяет. Э.: «Повтори еще слова, ночь, игла, пирог». Какие слова были в первой группе? Далее проводится гетерогенная интерференция (счет от 10 до 1 или от 100 – 7 смотря какой возраст испытуемого).

А потом просят испытуемого сказать какие слова были в первой и второй группе. В норме допустимы две ошибки.

2. 6 слов. Повтори за мной несколько слов: рыба, печать, дрова, рука, дым, ком. Тест повторяется до 4 раз. Затем проводится гетерогенная интерференция. А далее без повтора спрашиваем те самые 6 слов. При повторении важно удержание эталона порядка слов.

3. Рассказ. Например, «Галка и голуби»

4. Пиктограмма.

8.

Блок третий

См. Выше

Исследование пространственного и конструктивного праксиса

Конструктивная апраксия – больные путают горизонтальную, фронтальную и саггитальную плоскости и оказываются совершенно не в состоянии правильно воспроизвести положение в пространстве рук врача в пробах Хеда или построить из заданных элементов какую – либо пространственно ориентировочную фигуру.

У них затруднено графическое изображение букв (не могут копировать или изобразить правильно буквы, порою зеркально пишут).

1. Пробы Хеда

2. Пробы на сложные движения и действия. Инструкция речевая «На один стук поднимайте одну руку, а на два стука – обе руки».

3. Срисовывание фигура Тейлора по образцу

4. Графический диктант

5. Изобразите схему вашей квартиры сверху

9. Модально – неспецифические нарушения памяти

Нарушение избирательности запечатления и хранение следов. При поражении глубоких отделов мозга и медиальных отделов коры.

Три свойства характерные для этих нарушений памяти:

5 стр., 2401 слов

профилактика нарушений письменной речи у учащихся младших классов с ринолалией.

... 7. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. — М.: Секачев В.Ю.. ТЦ «Сфера», НИИ ... Глава 1. Современное понимание теоретических исследований профилактики нарушений письменной речи у учащихся младших классов с ринолалией 1.1 Характеристика нарушений письменной речи у учащихся младших классов с ринолалией Ринолалия ...

1) Они имеют модально неспецифичный характер, так что их можно выявить в любой сфере деятельности больного (забывание намерений, забывание только что выполненных действий и т.д.).

2) Они одинаково проявляются как в элементарном, непреднамеренном запечатлении следов, так и в специальной произвольной мнестической деятельности.

3) Нарушения памяти могут сопровождаться нарушениями сознания (при грубых поражениях)

Пробы на решение арифметических задач

1. Выполнение простых счетных операций, таблица умножения

2. Выполнение тройного счета

3. Арифметические задачки

10 Эфферентно – моторная афазия

Произношение отдельных слогов сохранно. Нарушение устной экспрессивной речи,

Явления патологической инертности раз возникшей артикуляции. Например, пытаясь произнести слово муха испытуемый говорит му…м..ма, но не может произнести другой слог. Патологическая персеверация при письме.

  • Основной дефект ― нарушение процесса перехода от одной артикулемы к другой.
  • Симптомы ― больной правильно артикулирует первый звук первого слога, но не может перейти к следующему. Персеверация. Инертные стереотипы речи. В большей степени страдает произвольная речь, в меньшей ― непроизвольная. Телеграфный стиль ― замена развернутого предложения на ряд существительных в именительном падеже.
  • Локализация ― нижний отдел премоторной области.

Исследование повторной речи

1. Повтори за мной дочка – тачка, бочка – почка, коса – коза

2. Повтори скороговорку

11 Афферентно – моторная афазия

Основным в этом синдроме является невозможность найти положение губ и языка, необходимые для артикуляции соответствующих звуков речи; больные с массивной афферентной моторной афазией не знают, какой положение следует придать языку и губам для произношения нужных звуков. Больные с более стертой формой данного синдрома могут путать буквы и звуки близкие по артикуляции, что отражается так же в нарушенном письме, например, вместо стол напишут слон.

  • Основной дефект ― нарушается кинестетическая основа артикуляции, произнесение слова.
  • Симптомы:
  • замена отдельных артикуляций, смешение звуков.
  • Смешение близких по артикуляции звуков. (б-п, м-н)
  • Диссоциация между произнесением слов, которые хорошо знакомы и слабо усвоены.
  • Системные расстройства (нарушение письма), трудности написания букв.
  • Нарушение чтения
  • Нарушения написания фраз при зажатом языке.
  • Локализация ― постцентральные отделы левого полушария мозга.
  • Механизм ― выпадение кинестетического афферентного звена речевой системы.
  • Проба ― написание слов с зажатым языком, произнесение похожих слов и т.п.

Исследование логико — грамматических конструкций

1. В альбоме нарисована бочка и ящик в разных вариантах. Экспериментатор: «Покажите где бочка стоит на ящике, где ящик стоит справа бочки» и так далее.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... проявляются с самого раннего детства. В соответствии с теорией социального научения для понимания феномена возникновения агрессии необходимо рассматривать: • каким путем агрессивная модель поведения была усвоена; ... Детям с данным нарушением в развитии свойственны механические стереотипные движения (раскачивания, кружения). Они болезненно реагируют на ...

2. Как называется отец брата и брат отца. Одно ли и тоже это?

3. Колю ударил Петя, кто драчун?

4. Это ключ, а это карандаш, покажите ключом на карандаш (или покажите карандашом на ключ).

12.

Зрительно – предметная агнозия

Больной правильно оценивает элементы объекта (или его изображение), но не может понять его смысла в целом. При поражении затылочно – теменных отделов мозга. Глядя на предмет, испытуемый не может сказать как он называется, а при ощупывании может сказать что это такое.

Пробы на называние предметов, перечеркнутые объекты, наложенных друг на друга, перевернутые и др. Копирование рисунков у этих больных может быть сохранным.

Исследование наглядно – образного мышления

13

Эфферентно – моторная (кинетическая) апраксия рук

При поражении нижних отделов премоторной области коры больших полушарий. Кинетическая апраксия входит в премоторный синдром, то есть протекает на фоне нарушения автоматизации различных психических функций. Проявляется в виде распада «кинетических мелодий», то есть нарушение последовательности движений, временной организации двигательных актов. Характерны двигательные персеверации, проявляющиеся в бесконтрольном продолжении раз начавшегося движения. Кинетическая апраксия проявляется в нарушении самых различных двигательных актов – предметных действий, рисования, письма и др.

Пробы на ассиметричное постукивание и воспроизведение ритмов

14 Афферентно – моторная (кинестетическая) апраксия рук

При поражении нижних отделов постцентральной области коры больших полушарий. Страдает кинестетическая основа движений. Они становятся недифференцированными, плохо управляемыми (симптом – «рука — лопата»).

У больных нарушаются движения при письме, возможность правильного воспроизведения различных поз руки (апраксия позы).

В этих случаях при сохранности внешней пространственной организации движений нарушается проприоцептивная кинестетическая афферентация двигательного акта. При усилении зрительного контроля движения можно в определенной степени скомпенсировать.

Пробы на исследование пространственного рисунка и проба расстановки стрелок на немом циферблате

Слепые часы – пространственный гнозис.

15 Сенсорная афазия

При локальном поражении вторичных отделов височной доли. Человек теряет возможность отчетливо различать звуки речи.

  • Основной дефект ― нарушение понимания речи, нарушение фонематического слуха, т.е. способности различать звуковой состав слов.
  • Симптомы ― литеральная (голос — колос — холост) и вербальные (замена слов по смыслу) парафазии. Подсказка не помогает. Непонимание обращенной или зашумленной речи.

Кроме первичных симптомов можно наблюдать системные симптомы, отражающие нарушение всей системы. Они проявляются в отчуждении смысла слова. Больной теряет смысл воспринимаемого.

3 стр., 1281 слов

1. Нарушение высших психических функций при поражении лобной доли

... симптомами являются расстройства психики, эпилептические припадки, афазия (при левостороннем поражении), двигательные нарушения. Опухоли прецентр извилины - возникают клонические судороги в противоположных конечностях ... предметов, приложенных к ладони, или навязчивое стремление схватить предмет перед глазами. Рефлексы орального автоматизма (хоботковый, ладонно-подбородочный) При пораж передних ...

Возможны третичные расстройства: «словесная окрошка» или «словесный салат» ― речь нарушена в результате отсутствия понимания экспрессивной речи. Речь ― набор укороченных форм, эмоциональных восклицаний, междометий, и т.п.

Проба на восприятие ритмов

16 Акустико – мнестическая афазия

Невозможность удержания в памяти даже небольших серий звуков, слогов или слов: больной путает их порядок или отмечает, что часть предъявленных ему в серии элементов просто исчезает из его памяти.

  • Основной дефект ― нарушение слухоречевой памяти ― невозможность воспроизводить серии звуков, слов, воспринимаемых на слух.
  • Симптомы: 1. Суждение объекта воспроизведения 2. Модально-неспецифический характер нарушений, который проявляется в слухоречевой сфере. 3. Повторные предъявления не улучшают воспроизведения. Введение смысловой организации улучшает воспроизведение.
  • Локализация ― поражение средних отделов левой височной области.
  • Механизмом является патологически повышенная тормозимость следов интерферирующими возбудителями.
  • Пробы ― снижение объема запоминания. Предъявление 3 пары слов или слогов.

Проба на заучивание 10 слов

17 Семантическая афазия

  • Основной дефект ― распад понимания, нарушение понимания логико-грамматических отношений, в которые вступают различные слова. Нарушение квази-пространственных символов. Центральный фактор – нарушение понимания речи из – за расстройств симультанного пространственного восприятия
  • Симптомы ― нарушение понимания:
  1. Предлогов ― «круг над крестом» и «крест на кругом» ― одно и то же.
  2. Слов с суффиксами «ца», обозначающими вместилище (хлебница…)
  3. Сравнительных отношений (ручка длиннее карандаша)
  4. Конструкций родительного падежа, (типа «брат отца» при понимании отдельных слов.)
  5. Временных конструкций («перед завтраком я прочитал газету»)
  6. Речевых структур, выражающих пространственные отношения. (Солнце освещается землей или наоборот)
  7. Предложений с логическими инверсиями («Колю ударил Петя». Кто драчун?)
  8. Выражений, в которых логически связанные слова далеко отстоят друг от друга.
  9. Конструкций, содержащих глагол переходящего действия. (Петя одолжил деньги Коле. Вася одолжил деньги у Миши. Кто кому должен?)
  • Локализация ― зона ТПО.
  • Проба ― предъявление сложных предложений.

Исследование кратковременной памяти

18 Нарушения мышления при поражении лобных долей

Нарушения интеллектуальных процессов отмечается. У таких больных первая стадия интеллектуальной деятельности – формирование «ориентировочной основы действия» либо полностью выпадает, либо резко сокращается; больные не сопоставляют элементы задачи, не формулируют гипотезу, они импульсивно начинают выполнять случайные действия, не считая их с исходными целями.

8 стр., 3804 слов

1.Нарушения эмоций. Эмоции в работе врача

... эмоций Эмоциональная реактивность – быстрота эмоционального отреагирования, скорость «ответа». Нарушение эмоциональных реакций Физиологический аффект- состояние выраженного аффекта (гнева), ... и, часто, глубокий сон Расстройства эмоциональных состояний и свойств. Нарушение выраженности (силы) эмоций. Сензитивность (эмоциональная гиперестезия) – повышенная эмоциональная чувствительность, ...

Так, например, при складывании кубиков Коса испытуемые начинают импульсивно действовать, смысл метафор не всегда понимают, пересказ рассказов значительно затруднен они не могут сказать в чем же мораль. В основе трудностей понимания текстов лежат нарушения избирательности семантических связей, бесконтрольное всплывание побочных ассоциаций.

Одна из существенных особенностей патологии мышления у больных лобных – это нарушение операции с понятиями и логическими отношениями.

Нарушения при решении арифметических задач. Характерно, что эти больные не сличают полученный результат с исходными условиями задачи и не осознают бессмысленность полученного ими ответа.

Лобная префронтальная область ЛП: (распад структуры интеллектуальной деятельности)

Симптомы:

  • инактивность– недостаточная интенция к организации и выполнению деятельности на всех этапах
  • игнорирование или резкое сокращение ориентировочного этапа деятельности (не выделяются существенные признаки задачи, решение на основе фрагментов)
  • импульсивные, случайные действиявместо продуманных
  • нарушение избирательности (контаминации – смешение двух текстов, конфабуляции – при пересказе двухсоставных историй проблемы с второй половиной, голубка и муравей)
  • нарушение понимания сложных текстов (смущает необходимость выбора из двух альтернатив в текстах с множественным значением),контекста
  • нарушение понимания переносного смысла (Биструп: при поражении ЛП чувство юмора сохраняется, при поражении ПП – нет)
  • нарушение процесса классификации
  • акалькуляции по фрагментарному типу (100-7=93-7=83)
  • диспозитивный синдром

Пробы: кубики Кооса.

Проба на рецепроктную координацию рук

Реципрокная координация рук. «Положи руки так же на стол, делай как я». Сначала вместе с испытуемым, а после он делает самостоятельно.

19 Нарушение произвольных движений рук при поражении лобных долей Исследование тактильного восприятия

1. Астереогноз (или тактильная предметная агнозия) – нарушение способности воспринимать предметы на ощупь, невозможность интегрировать тактильные ощущения, поступающие от объекта (больной правильно воспринимает объект зрительно, но не узнает его на ощупь с закрытыми глазами).

Есть два варианта астереогноза: 1) больной правильно воспринимает разные признаки объекта, но не может их синтезировать в единое целое 2) нарушено опознание и этих отдельных признаков.

2. Тактильная агнозия текстуры объекта – не может назвать из чего сделан объект, качества его такие как шероховатость, мягкость и др.

3. Пальцевая агнозия – не может назвать пальцев руки, а так же не может назвать их с закрытыми глазами, трудности опознания цифр или букв, написанных на кисти рук.

4. Симптом нарушения схемы тела (соматоагнозия) – расстройство узнавания частей тела, их расположение друг к другу.

ПРОБЫ

1. Локализация прикосновения. «Закрой глаза. Покажи место куда я дотронулась». Можно тоже самое только с одновременным прикосновением правой и левой руками (на выявление игнорирования в тактильной сфере).

2. Проба Ферстера. «Что я нарисовала, написала у тебя на руке?».

3. Проекция локализации прикосновения. «Закрой глаза, я дотронусь до тебя, а ты мне потом покажешь на рисунке человека то самое место, до которого я дотронулся».

4. Называние частей тела

5. Называние признаков предметов с закрытыми глазами.

6. Проба Сегена. модификация, с закрытыми глазами.

20 Нарушение тактильного восприятия, астереогноз

1. Астереогноз (или тактильная предметная агнозия) – нарушение способности воспринимать предметы на ощупь, невозможность интегрировать тактильные ощущения, поступающие от объекта (больной правильно воспринимает объект зрительно, но не узнает его на ощупь с закрытыми глазами).

Есть два варианта астереогноза: 1) больной правильно воспринимает разные признаки объекта, но не может их синтезировать в единое целое 2) нарушено опознание и этих отдельных признаков.

2. Тактильная агнозия текстуры объекта – не может назвать из чего сделан объект, качества его такие как шероховатость, мягкость и др.

3. Пальцевая агнозия – не может назвать пальцев руки, а так же не может назвать их с закрытыми глазами, трудности опознания цифр или букв, написанных на кисти рук.

4. Симптом нарушения схемы тела (соматоагнозия) – расстройство узнавания частей тела, их расположение друг к другу.

ПРОБЫ

1. Локализация прикосновения. «Закрой глаза. Покажи место куда я дотронулась». Можно тоже самое только с одновременным прикосновением правой и левой руками (на выявление игнорирования в тактильной сфере).

2. Проба Ферстера. «Что я нарисовала, написала у тебя на руке?».

3. Проекция локализации прикосновения. «Закрой глаза, я дотронусь до тебя, а ты мне потом покажешь на рисунке человека то самое место, до которого я дотронулся».

4. Называние частей тела

5. Называние признаков предметов с закрытыми глазами.

6. Проба Сегена. модификация, с закрытыми глазами.

Пробы на запоминание коротких рассказов

8