ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,
БИЗНЕСА И ПРАВА
А.Г. Погорелов
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
дисциплины
«ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ЭРГОНОМИКА»
Ростов-на-Дону
2004
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Инженерная психология и эргономика» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов, обучающихся по специальности 030301 – Психология, специализации «Психология управления и предпринимательства».
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Психология» и утвержден Учебно-методическим советом по гуманитарному профилю Института управления, бизнеса и права (протокол № 1 от 09.11.2004 г.).
Составитель: канд. псих. наук Погорелов А.Г. (ИУБиП)
Рецензенты: д-р педагог. наук, профессор Непомнящий А.В.
(Таганрогский государственный радиотехнический
университет),
старший преподаватель Кузнецов М.Л. (ИУБиП)
Основные методологические принципы психологии труда. Основные ...
... в проце труда. Основные методологические принципы психологии труда. Основные составные части психологии труда. Связь психологии труда и эргономики с инженерной психологией и другими науками. Принцип – это осн правило, ... для каждой деят-сти усл-ми и требованиями к челу). История развития психологии труда в Республике Беларусь Василейский возгл 1. психотехнич лабор, кот б созд ...
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение ……………………………………………………………… |
4 |
|
Учебная программа дисциплины………………………………. |
5 |
|
Темы семинарских занятий……………………………………… |
10 |
|
Темы практических занятий……………………………………. |
12 |
|
Требования к форме отчета по выполнению практических занятий…………………………………………………………… |
15 |
|
Темы курсовых работ…………………………………………… |
16 |
|
Контрольные задания для заочного и дополнительного образования……………………………………………………… |
17 |
|
Контрольные вопросы по курсу………………………………… |
18 |
|
Список литературы……………………………………………… |
19 |
|
Рейтинговая система контроля знаний студентов…………….. |
20 |
|
Тестовые задания по курсу……………………………………… |
21 |
ВВЕДЕНИЕ
Образовательной целью дисциплины является обеспечение ориентировки студентов в специфических инженерно-психологических составляющих процесса информационного взаимодействия в системе «человек – машина» и трудовой деятельности человека в процессе его взаимодействия с техническими системами в условиях воздействия на него факторов внешней среды. Это даст молодому специалисту возможность быть компетентным в научной и практической работе, конструктивно взаимодействовать с представителями смежных областей научных знаний о труде при решении комплексных междисциплинарных задач, направленных на повышение эффективности, надежности и безопасности трудовой деятельности и развития субъекта труда.
Основными задачами дисциплины являются:
формирование у студентов системы научных понятий и представлений обо всех существенных аспектах информацион-ного взаимодействия в системе «человек – машина» и трудовой деятельности человека;
формирование у студентов представлений и приобретение ими знаний о различных инженерно-психологических аспектах информационного взаимодействия человека и техники; о психофизиологических, психологических и социально-психологических аспектах деятельности оператора; о проблемах инженерной психологии и эргономики, лежащих в основе появления предмета, а также об актуальных проблемах и задачах, стоящих на современном этапе и их сущностного понимания;
формирование у студентов умений построения инженерно-психологических экспериментов, используя основные методы инженерной психологии.
1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Содержание программы
Тема 1. Обзорная характеристика инженерной психологии и
эргономики как научных и учебных дисциплин
Инженерная психология и эргономика как научные дисциплины. Процессы информационного взаимодействия человека и техники как предмет инженерной психологии. Трудовая деятельность человека в процессе его взаимодействия с техническими системами в условиях воздействия на него факторов внешней среды как предмет эргономики.
Проблемы и задачи инженерной психологии. Основные направления проблематики инженерной психологии: методологическое; психофизиологическое; системотехническое; эксплуатационное. Приспособление техники и условий труда к человеку как основная задача инженерной психологии. Связь инженерной психологии и эргономики с другими науками. Инженерная психология и эргономика как учебные дисциплины. Краткая история зарождения и развития инженерной психологии и эргономики.
Литература
Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Основы инженерной психологии: Учебник для вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – С. 9–40.
Ложкин Г.В., Повякель Н.И. Практическая психология в системах «человек – техника». – Киев, 2003. – С. 6–25.
Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика. – М., 2001. – С. 25–44.
Эргономика // Под ред. А.А. Крылова и Г.Ф. Суходольского. – Л.: ЛГУ, 1988. – С. 6–33.
Тема 2. Оператор в системе «человек – машина» (СЧМ)
Определение и особенности систем «человек – машина» и «человек – машина – среда». Информационное взаимодействие человека и машины. Распределение функций между человеком и машиной. Оператор как главное звено в системе «человек – машина». Информационная и образно-концептуальная модели. Этапы деятельности оператора: прием, оценка и переработка информации, принятие решения и его реализация. Классификация СЧМ и классы операторской деятельности.
Литература
Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Основы инженерной психологии. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – С. 85–104, 141–155.
Ложкин Г.В., Повякель Н.И. Практическая психология в системах «человек – техника». – Киев, 2003. – С. 25–50.
Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Академия, 2001.
Психология: Учебник для технических вузов // Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб. – Харьков, 2001. – С. 391–402.
Тема 3. Методологические основы и методы инженерной
психологии и эргономики
Методологические принципы и системный подход в инженерной психологии и эргономике.
Принцип гуманизации труда, принцип активности оператора, принцип проектирования деятельности, принцип последовательности и принцип комплексности как основные критерии решения теоретических и практических задач в инженерной психологии. Общая характеристика методов. Психологические, физиологические, математические и имитационные методы.
Литература
Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А.Основы инженерной психологии. – М.: Академический проект; Екатеринбург, 2002. – С. 201–206, 229–284, 305–311, 344–354.
Практикум по инженерной психологии // Под ред. Ю.К. Стрелкова. – М.: Академия, 2003.
Основы инженерной психологии // Под ред. Б.Ф. Ломова. – М.: Высш. шк., 1986.
Тема 4. Психологический анализ деятельности оператора СЧМ
Психологическая система деятельности и ее компоненты: мотивы, цели и программа деятельности, информационная основа деятельности, принятие решения и познавательные процессы, психомоторные процессы и рабочие движения, профессионально важные качества оператора.
Механизмы обратной связи и регуляция деятельности оператора. Роль образно-концептуальной модели в регуляции деятельности. Профессиональный опыт и его роль в деятельности оператора.
Литература
Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А.Основы инженерной психологии: Учебник для вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – С. 155–198.
Ложкин Г.В., Повякель Н.И. Практическая психология в системах «человек – техника». – Киев, 2003. – С. 51–97.
Практикум по инженерной психологии // Под ред. Ю.К. Стрелкова. – М.: Академия, 2003.
Основы инженерной психологии: Учебник для технических вузов // Под ред. Б.Ф. Ломова. – М.: Высш. шк., 1986.
Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. – М., 2001. – С. 153–189.
Тема 5. Прием, хранение и переработка информации оператором СЧМ
Основные задачи оператора на этапах приема, хранения и переработки информации. Психофизиологические характеристики процессов приема, хранения и переработки информации. Восприятие речевых сообщений и взаимодействие анализаторов.
Процессы и характеристики памяти в процессах приема, хранения и переработки информации человеком. Мышление как деятельность по переработке информации.
Инженерно-психологические проблемы приема, хранения и переработки информации оператором и пути их решения.
Литература
Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Основы инженерной психологии: Учебник для вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – С. 391–461.
Завалишина Д.Н., Ломов Б.Ф., Рубахин Б.Ф. Уровни и этапы принятия решения. В сборнике «Проблемы принятия решения». – М.: Наука, 1976.
Основы инженерной психологии: Учебник для технических вузов // Под ред. Б.Ф. Ломова. – М.: Высш. шк., 1986.
Тема 6. Принятие решения и управляющие действия в
деятельности оператора
Принятие решений как последовательность целесообразных действий для достижения цели на основе преобразований исходной информации. Принятие решений на перцептивно-познавательном уровне. Особенности принятия решения на речемыслительном уровне. Управляющие действия оператора. Рабочие движения и сенсомоторные реакции. Слежение как специфический вид сенсомоторной координации.
Литература
Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А.Основы инженерной психологии: Учебник для вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – С. 461–527.
Завалишина Д.Н., Ломов Б.Ф., Рубахин Б.Ф. Уровни и этапы принятия решения. В сборнике «Проблемы принятия решения». – М.: Наука, 1976. – С. 16–32.
Основы инженерной психологии: Учебник для технических вузов // Под ред. Б.Ф. Ломова. – М.: Высш. шк., 1986.
Тема 7. Инженерно-психологические основы эксплуатации СЧМ
Профессиональная подготовка операторов: профотбор и обучение. Разработка режимов труда и отдыха. Контроль состояния и результатов работы оператора. Монотония и напряженность в деятельности оператора и методы борьбы с ними.
Литература
Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А.Основы инженерной психологии: Учебник для вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – С. 515–560.
Основы инженерной психологии: Учебник для технических. вузов // Под ред. Б.Ф. Ломова. – М.: Высш. шк., 1986.
Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности // Под ред. В.А. Бодрова. – М., 2003. – С. 189–218.
Справочник по инженерной психологии // Под ред. Б.Ф. Ломова. – М., 1982. – С. 322–349.
Тема 8. Групповая деятельность операторов СЧМ
Классификация взаимодействий в группе. Общение в совместной деятельности операторов. Организация групповой деятельности. Совместимость и сработанность операторов. Формирование групп и групповое обучение операторов. Управление групповой деятельностью.
Литература
Основы инженерной психологии. Учебник для технических вузов // Под ред. Б.Ф. Ломова. – М.: Высш. шк., 1986.
Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. – М., 2001. – С. 197–220.
Тема 9. Рабочая система и основные задачи ее эргономического проектирования
Понятие «рабочая система». Распределение функций. Проектирование рабочих задач. Проектирование работ. Проектирование рабочего пространства и рабочего места. Антропометрические характеристики и их значение в проектировании рабочего места.
Литература
Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А.Основы инженерной психологии: Учебник для вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – С. 508–515.
Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика. – М., 2001. – С. 275–308.
Основы инженерной психологии: Учебник для технических вузов // Под ред. Б.Ф. Ломова. – М.: Высш. шк., 1986.
Тема 10. Инженерно-психологические и эргономические
особенности системы «человек – компьютер»
Основные проблемы взаимодействия человека с компьютерными системами. Основные принципы и задачи проектирования, разработки и эксплуатации компьютерных систем. Разработка средств ввода информации. Работа с дисплеями и требования к ним. Организация компьютеризированных рабочих мест. Организация диалога человека и ЭВМ.
Литература
Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика. – М., 2001. – С. 275 –308.
Основы инженерной психологии: Учебник для технических вузов // Под ред. Б.Ф. Ломова. – М.: Высш. шк., 1986.
Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Академия, 2001.
Тема 11. Практический психолог в обслуживании СЧМ
Основные этико-профессиональные принципы работы психолога. Направления работы и виды задач практического психолога. Функции психолога и формы его работы в системах «человек – техника». Психологическая служба в системах «человек – техника». Психологическая поддержка человека в системах «человек – техника» и формы ее реализации.
Литература
Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика. – М., 2001. – С. 44–46, 309–342.
Ложкин Г.В., Повякель Н.И. Практическая психология в системах «человек – техника». – Киев, 2003. – С. 194–212.
2. ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Образ в системе психической регуляции деятельности оператора СЧМ
Образ как феномен психической регуляции.
Структура и характеристики образа.
Принципы и методы исследования образа в инженерной психологии.
Литература
Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. – М.: Наука, 1980.
Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика. – М., 2001. – С. 85–94.
Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. – С. 10–33.
Ошанин Д.А. Предметное действие и оперативный образ. – М. – Воронеж, 1999. – С. 129–170.
Тема 2. Информационное взаимодействие между человеком и
машиной
Информация, ее основные свойства и характеристики.
Система переработки информации человеком.
Информационные процессы в СЧМ, их особенности и закономерности.
Литература
Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Основы инженерной психологии. Учебник для технических вузов. – М. – Екатеринбург, 2002. – С. 41–84.
Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика. – М., 2001. – С. 25–46, 165–235.
Человеческий фактор // Под ред. Г. Салвенди. В 6 т. Т. 1. Эргономика – комплексная научная дисциплина. – М.: «Мир», 1991.
Тема 3. Профессиональные действия оператора СЧМ
Действие и его роль в деятельности оператора.
Функциональная структура исполнительных действий.
Функциональная структура познавательных действий.
Литература
Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. – М., 1982.
Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Основы инженерной психологии. – М. – Екатеринбург, 2002. – С. 489–527.
Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика. – М., 2001. – С. 80–98.
Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. – М., 2001. – С. 35–66.
Тема 4. Профессиональный опыт и его роль в деятельности
оператора СЧМ
Образ мира и профессиональный опыт.
Операционно-смысловые структуры профессионального опыта.
Пространственно-временные структуры профессионального опыта.
Литература
Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. – М., 2001. – С. 145–197.
Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М., 1995.
Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Академия, 2001.
Тема 5. Эргономика как научная и практическая дисциплина
Эргономика как научная и проектировочная дисциплина.
Эргономика в народном хозяйстве.
Эргономика в быту.
Литература
Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика. – М., 2001. – С. 25–46, 165–235.
Человеческий фактор // Под ред. Г. Салвенди. В 6 т. Т. 1. Эргономика – комплексная научная дисциплина. – М.: «Мир», 1991.
Эргономика // Под ред. А.А. Крылова и Г.Ф. Суходольского. – Л.: ЛГУ, 1988.
3. ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Абсолютный порог ощущения двигательного анализатора
Цели занятия:
Формирование навыков инженерно-психологических исследований аппаратурными методами.
Исследование абсолютного порога ощущения двигательного анализатора.
Задачи и порядок проведения работы:
Знакомство с устройством и работой прибора для системной диагностики человека «Активациометр АЦ-6».
Диагностика абсолютного порога ощущения зрительного анализатора.
Обработка и интерпретация результатов.
Оформление отчета о проведенной работе согласно требованиям.
Оснащение:
Прибор для системной диагностики человека «Активациометр АЦ-6». Бланк протокола.
Контрольные вопросы:
1. Что такое двигательный анализатор?
2. Что такое абсолютный, дифференциальный и оперативный пороги ощущения?
3. Какое прикладное значение имеют в инженерной психологии абсолютный, дифференциальный и оперативный пороги ощущения?
Литература
Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Основы инженерной психологии: Учебник для технических вузов. – М. – Екатеринбург, 2002. – С. 391–400.
Справочник по инженерной психологии // Под ред. Б.Ф. Ломова. – М., 1982. – С. 80–81.
Тема 2. Функциональные состояния оператора СЧМ
Цель работы:
Исследование функциональных состояний оператора.
Задачи и порядок работы:
Диагностика психического состояния с использованием прибора.
Диагностика активации и функциональной асимметрии полушарий головного мозга.
Обработка результатов и оформление работы согласно требованиям.
Оснащение: Прибор для системной диагностики человека «Активациометр АЦ-6». Бланк протокола.
Контрольные вопросы:
1. Что такое функциональное состояние?
2. Каким образом функциональное состояние влияет на деятельность оператора?
3. Какие методы контроля функциональных состояний Вы знаете?
Литература
Зараковский Г.М., Королев Б.А., Медведев В.И., Шлаен П.Я. Функциональные состояния оператора. Психические состояния: Хрестоматия. – СПб., 2000. – С. 109.
Практикум по инженерной психологии и эргономике // Под ред. Ю.К. Стрелкова. – М.: Академия, 2003. – С. 136–228.
Тема 3. Методы оценки удобства и дискомфорта рабочей позы
Цель работы:
Оценка психологического восприятия удобства и дискомфорта рабочей позы.
Задачи и порядок работы:
Знакомство с психологическими методами исследования удобства и дискомфорта рабочей позы.
Проведение тестирования с целью определения удобства и дискомфорта рабочей позы.
Обработка результатов и оформление работы согласно требованиям.
Оснащение:
Опросник оценки стандартного рабочего сидения. Стул.
Контрольные вопросы:
1. Назовите основные правила учета эргономических параметров рабочего места.
2. Как и на основе каких измерений строится таблица антропометрических признаков?
3. Какие методы оценки удобства и дискомфорта рабочей позы Вы знаете?
Тема 4. Решение инженерно-психологических проблем на этапе эксплуатации СЧМ
Цели занятия:
Формирование навыков и умений решения инженерно-психологических проблем на основе решения ситуативных заданий.
Формирование отношения к роли практического психолога (профессиональной идентичности) на основе проигрывания роли в деловой игре.
Задачи и порядок проведения работы:
Принятие задачи руководителя о повышении эффективности (надежности, снижении аварийности) СЧМ в создавшейся ситуации.
Анализ ситуации и принятие решения о мерах повышения эффективности (надежности, снижения аварийности) СЧМ на основе использования инженерно-психологических средств.
Оформление отчета о проделанной работе.
Доклад и дискуссия.
Форма проведения занятия:
Занятие проводится в форме деловой игры.
Литература
Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. – М., 2001.
Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб., 2001. – С. 401–404.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМЕ ОТЧЕТА ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Отчет оформляется в рабочей тетради (рекомендуется формат А4).
Разделы отчета должны раскрывать их содержание согласно следующей структуре.
Цели и задачи работы. Цели охватывают общие аспекты работы, задачи отражают возможность получения тех или иных практических результатов. Необходимо обратить внимание на соответствие дальнейшего описания отчета поставленным целям и задачам (особенно в разделе «Выводы»).
Описание методики. Раздел содержит описание каждой методики: название и авторский коллектив; стимульный материал (для опросников указать количество вопросов и характер используемой шкалы); порядок выполнения, инструкцию испытуемому; характер обработки и характеристики результатов (привести формулы подсчета результатов; таблицы стандартизации, количество и описание выявляемых показателей), список использованной литературы.
План проведения отражает последовательность и особенности применения вышеописанных методик.
Результаты исследования оформляются в виде таблиц. Порядок следования соответствует плану проведения. Обязательно указание даты, времени, описания испытуемого, места проведения, особенностей конкретных условий проведения. Для повышения наглядности желательно использовать графики или диаграммы.
Анализ и интерпретация результатов осуществляется в соответствии с описанием методик и полученными результатами. Обратить внимание на согласованность с целями и задачами работы. Обстоятельность и корректность анализа положительно влияет на итоговый балл.
Выводы по работе отражают степень достижения целей и выполнения задач работы согласно анализу и интерпретации результатов.
Список использованной литературы оформляется следующим образом:
Практикум по инженерной психологии и эргономике // Под ред. Ю.К. Стрелкова. – М.: Академия, 2003. – С. 136–228.
ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ
Проектирование рабочего места пользователя персонального компьютера на основе учета антропометрических параметров.
Учет психологических факторов при разработке компьютерных программ.
Отражение рабочей задачи пользователя персонального компьютера в его образно-концептуальной модели.
Формирование групп операторов экстремальных профессий.
Профессионально-важные качества операторов экстремальных профессий.
Формирование образа ситуации у операторов экстремальных профессий.
Уровни регуляции деятельности различных классов операторской деятельности.
Значение профессиональной идентичности в процессе принятия решения.
Психологическая поддержка человека в системах «человек – техника».
Влияние функциональных состояний оператора на его профессиональную идентичность.
6. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Студенту необходимо сделать реферат по одной из указанных тем. Тема определяется по двум последним цифрам номера, соответствующих двум последним номерам зачетной книжки студента. Объем реферата не менее 15 печатных страниц (формат А4) с интервалом в 1,5 строки.
6.1 Темы для рефератов
01. Возникновение и развитие инженерной психологии.
02. Использование имитационных моделей в изучении деятельности оператора.
03. Психологические основы создания систем «искусственного интеллекта».
04. Психологические проблемы моделирования мыслительных процессов.
05. Модели принятия решений человеком в системах управления.
06. Особенности принятия решений оператором в экстремальных условиях работы.
07. Особенности принятия решений человеком в режиме диалога с ЭВМ.
08. Психологическая структура операторской деятельности.
09. Значение факторов внешней среды в деятельности оператора.
10. Психологический анализ ошибок оператора СЧМ и меры по их предотвращению.
11. Эргономическое описание трудовой деятельности предпринимателя.
12. Методы инженерно-психологической оценки СЧМ и их возможные применения в предпринимательской деятельности.
13. Методы исследования процессов приема и переработки информации.
14. Определение информационной нагрузки оператора.
15. Инженерно-психологические проблемы охраны труда.
16. Взаимодействие анализаторов при приеме информации человеком.
17. Слежение как специфический вид сенсомоторной деятельности.
18. Психологические проблемы тренажеростроения.
19. Особенности групповой деятельности операторов.
20. Психологические особенности труда операторов.
21. Структура приема информации оператором.
22. Психологическое значение факторов внешней среды.
7. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ
Инженерная психология и эргономика как научные и учебные дисциплины. Связь с другими науками.
Проблемы и задачи инженерной психологии.
Оператор в системе «человек – машина» (СЧМ).
Этапы деятельности оператора.
Понятие СЧМ и классификация СЧМ.
Образно-концептуальная модель, ее виды и характеристики.
Классы операторской деятельности.
Информационная модель и требования к ней.
Методологические принципы инженерной психологии.
Методы инженерной психологии.
Психологический анализ деятельности оператора СЧМ.
Уровни регуляции деятельности оператора СЧМ.
Виды и основные характеристики трудового действия.
Характеристики зрительного анализатора.
Характеристики слухового анализатора.
Взаимодействие анализаторов в процессе приема и переработки информации.
Восприятие речевых сообщений.
Память и ее роль в процессе хранения и переработки информации в деятельности оператора СЧМ.
Мышление в процессе переработки информации.
Принятие решений оператором СЧМ на перцептивно-опознавательном уровне.
Принятие решений оператором СЧМ на речемыслительном уровне.
Связь восприятия и движения в процессе управляющего действия.
Организация труда операторов и разработка режимов труда и отдыха.
Контроль состояния и результатов работы оператора.
Групповая деятельность операторов. Совместимость и сработанность операторов.
Формирование групп и управление групповой деятельностью.
Рабочая система и распределение функций в процессе ее проектирования.
Антропометрические характеристики и их роль в процессе проектирования рабочего места оператора.
Психологические особенности и основные проблемы взаимодействия человека с компьютером.
Основные принципы и задачи проектирования разработки и эксплуатации систем «человек – компьютер».
Задачи и формы работы психолога в системах «человек – техника».
8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Душков Б.А. Индустриально-педагогическая психология: Учебник для ВУЗов. – М.: Екатеринбург, 2002.
Лабороторный практикум по основам инженерной психологии // Под ред. Б.А. Душкова. – М.: Высшая школа, 1983. – 240 с.
Ложкин Г.В., Повякель Н.И. Практическая психология в системах «человек – техника». – Киев, 2003.
Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика. – М., 2001.
Основы инженерной психологии: Учебник для технических вузов // Под ред. Б.Ф. Ломова. – М.: Высш. шк., 1986. – 448 с.
Практикум по дифференциальной психодиагностики профессиональной пригодности // Под ред. В.А. Бодрова. – М., 2003. – С. 189–218.
Практикум по инженерной психологии и эргономике // Под ред. Ю.К. Стрелкова. – М.: Академия, 2003.
Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Академия, 2001.
Психология: Учебник для технических вузов // Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Харьков, 2001.
Справочник по инженерной психологии // Под ред. Б.Ф. Ломова. – М., 1982.
Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. – М., 2001.
Человеческий фактор // Под ред. Г. Салвенди. В 6 т. Т. 1. Эргономика – комплексная научная дисциплина. – М.: «Мир», 1991.
Эргономика // Под ред. А.А. Крылова и Г.Ф. Суходольского. – Л.: ЛГУ, 1988.
9. РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ
ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
Для анализа и оценки результатов работы студентов по изучению дисциплины используется система рейтинг-контроля, которая осуществляется в процессе проведения лекционных, практических, семинарских и зачетных занятий. По результатам контроля определяется рейтинг каждого студента в виде суммы набранных баллов.
Стартовый контроль |
Рейтинг первого контроля |
Рейтинг второго контроля |
Суммарный рейтинг |
макс. |
мин. |
макс. |
мин. |
макс. |
мин. |
макс. |
мин. |
5 |
3 |
45 |
27 |
50 |
30 |
100 |
60 |
Итоговая оценка по дисциплине |
Отлично |
Хорошо |
Удовлетворительно |
Неудовлетворительно |
Набранные баллы |
85 и выше |
70-84 |
60-69 |
менее 60 |
Методика подсчета рейтинга
В рейтинге первого и второго контроля итоговый балл определяется по сумме баллов, набранных по результатам контрольной работы (максимальное количество баллов для первого рейтинга – 30, для второго – 35), по результатам семинарских занятий максимальное количество баллов – 5 и максимальное количество баллов по результатам 1 практической работы – 10.
10. ТЕСТОВыЕ ЗАДАНИЯ К КУРСУ
Определите, какие из указанных ответов являются правильными.
1.Предметом инженерной психологии является:
а) процесс информационного взаимодействия между человеком и оператором;
б) система «человек-машина»;
в) трудовая деятельность оператора СЧМ.
2.Основной задачей инженерной психологии является:
а) приспособление человека к технике;
б) приспособление человека к технике и условиям труда;
в) приспособление техники и условий труда к человеку.
3. Механизмы сенсомоторной деятельности, сенсомоторная координация и моторные навыки являются основными для следующего класса операторской деятельности:
а) оператор-технолог;
б) оператор-наблюдатель;
в) оператор-манипулятор.
4. Предельные возможности анализатора не характеризует:
а) оперативный порог различения;
б) дифференциальный порог различения;
в) абсолютный порог чувствительности.
5. Острота зрения относится к следующему классу характеристик зрительного анализатора:
а) энергетические;
б) информационные;
в) пространственные.
6. Выделение объекта из фона относится к следующей стадии формирования перцептивного образа:
а) обнаружение;
б) различение;
в) опознание.
7. Уровень громкости в 80 фон характеризует:
а) шум вблизи работающего мотора;
б) шепот на расстоянии 1 метра;
в) громкая речь на расстоянии 1 метра.
8. Решение о виде сигнала принимается на следующем этапе перцептивно-опознавательного уровня принятия решения:
а) обнаружение сигнала;
б) различение;
в) опознание сигнала.
9. Сопоставление информации с концептуальной моделью происходит на следующем этапе речемыслительного уровня принятия решения:
а) идентификация ситуации;
б) выбор стратегии;
в) построение плана действия.
10. Сенсорная и моторная компоненты времени реакции имеют следующие соотношения:
а) моторная компонента следует сразу же после сенсорной;
б) сенсорная и моторная компоненты времени реакции имеют на оси времени общий участок;
в) моторная компонента следует после сенсорной с некоторой задержкой, которая соответствует времени обработки информации.
11. Деятельность оператора при решении сложной задачи будет иметь максимальную эффективность в случае:
а) низкого уровня его активности;
б) среднего уровня его активности;
в) высокого уровня его активности.
12. Условия, порождающие в организме патологические изменения и (или) невозможность выполнения работы, характеризуют следующую среду:
а) дискомфортная;
б) экстремальная;
в) сверхэкстремальная.
13. Объемы оперативной памяти на статический и динамический сигналы соотносятся как:
а) одинаковые;
б) на статические сигналы больше, чем на динамические;
в) на динамические сигналы больше, чем на статические.
14. Принцип взаимной компенсации используется:
а) при отборе операторов для работы на конвейере;
б) при формировании групп для длительных экспедиций;
в) в том и другом случае.
15. Компьютерные программы, допускающие задержки в ответе системы больше 15 сек и не напоминающие пользователю об этом, разработаны без учета следующего принципа проектирования диалога «человек – ЭВМ»:
а) принцип согласованности;
б) принцип памяти;
в) принцип положительной обратной связи.
16. Какая из указанных функций не является основной для психолога, работающего в системах «человек – техника»?
а) диагностическая;
б) психологическая помощь;
в) психиатрическая помощь.
Заказ № 1076.
Подписано в печать 10.01.05 г. Тираж 100 экз.
Издание Института управления, бизнеса и права
Лицензия ПД № 10-65053 от 17.09.01 г.
Формат 60х84/16. Набор компьютерный.
Печать ризография. Бумага офсетная.
Отпечатано в типографии «ИУБиП»
344068, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 33А/47