1)Социоло́гия (от лат. societas — общество + др.-греч. λόγος — наука) — это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. Социология изучает общество, раскрывая внутренние механизмы его строения и динамики; формирования, функционирования и развития его структур (структурных элементов: социальных общностей, институтов, организаций и групп); закономерности социальных действий и массового поведения людей, а также отношения между личностью и обществом.
Понимание необходимости создания новой науки, изучающей общество, впервые появилось у французского исследователя Огюста Конта (1798-1857) в следствие неудовлетворенности состоянием общественных наук первой половины XIX века. В этот период еще не существовало единой системы знаний, каждая наука развивалась самостоятельно, использовала свою методологию, междисциплинарный обмен знаниями отсутствовал.
Конт обратил внимание на то, что в системе общественных знаний начала XIX века отсутствовал комплексный подход к изучение общества. Отдельные науки (история, политэкономия, демография и другие) изучали различные стороны общественной жизни не связывая в единую картину различные процессы, разворачивающиеся в обществе.
Только две наука того времени пытались рассмотреть общество в целом — философия и теология. Однако и философия и теология, исследуя общество, отрицали наличие объективных законов его функционирования и развития, что не позволяло рассматривать общество как объект изучения какой-либо отдельной самостоятельной науки.
В философии господствовал метафизический подход, согласно которому, признавалось существование объективных законов в природе, в тоже время, существование подобных законов в обществе, где действуют сознательные люди, не признавалось, а определяющим развитие общества считались свобода воли и деятельность выдающихся личностей.
Теология также настаивала на принципиальном отличие природы и общества. В природе действуют объективные законы, установленные Богом, чтобы избежать хаоса и поддерживать гармонию мира. В обществе действуют свободные люди, которые несут полную ответственность за свои поступки перед другими людьми и Богом, и потому объективных законов в обществе не существует.
закономерностях развития и функционирования психики как особой формы
... тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. Психология – наука об объективных закономерностях проявления и механизмов психики. 3. Отрасли психологии Современная психология представляет ... наша психика не будет. Не случайно поэтому, что заболевания и нарушения Функционирования организма порождают и специфические проявления в психике человека. Практически любое хроническое ...
Конт, проанализировав развитие отдельных общественных наук, и сопоставив события и процессы, происходящие в обществе за последние несколько веков, пришел к выводу, что противопоставление природы и общества является ошибочным, и в обществе, как и в природе, существуют объективные законы функционирования и развития.
В основе этой идеи лежали достижения в области биологии (доказательство биологического единства всего живого на земле и биологического происхождения человека) и открытия закономерностей общественных процессов, сделанные частными общественными науками. Так, буржуазные революции XVIII — начала XIX веков, продемонстрировали закономерность перехода общества из одного состоянии в другое при достижении определенного уровня развития.
Отталкиваясь от своего представлениях о закономерностях организации, функционирования и развития общества, Огюст Конт предложил создать новую науку, которая бы выявляла, изучала, классифицировала и систематизировала бы эти законы.
Идеи Конта нашли многочисленных сторонников и в середине XIX века появилась и утвердилась новая общественная наука — социология.
2) объектом социологии являются социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации.
Предметом науки является результат теоретического исследования выбранной части внешней реальности. Предмет социологии не может быть определен так же однозначно, как объект. Это обусловлено тем, что на протяжении исторического развития социологии взгляды на предмет этой науки претерпевали значительные изменения.
Сегодня можно выделить следующие подходы к определению предмета социологии:
1) общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам (О. Конт);
2) социальные факты, под которыми следует понимать коллективные во всех проявлениях (Э. Дюркгейм);
3) социальное поведение как отношение человека, т. е. внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него (М. Вебер);
4) научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов (базиса и надстройки) (марксизм).
В современной отечественной научной литературе сохраняется марксистское понимание предмета социологии. Необходимо отметить, что это таит в себе определенную опасность, так как представление общества в виде базиса и надстройки ведет к игнорированию личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира культуры.
Поэтому более рационально предметом социологии следует считать общество как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, взаимодействующих между собой. Причем главным механизмом этого взаимодействия является целеполагание.
Итак, учитывая все указанные особенности, можно определить, что социология – это наука об общих и специфических социальных закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации, в действиях и взаимодействиях членов общества.
Паблик рилейшнз в современном обществе как средство формирования ...
Действительно, являясь особым состоянием жизни людей всякого общества, любой социальной группы, общественное мнение представляет собой скрытую, точнее сказать, неявную для каждого отдельного ... времен, так как всегда в человеческом обществе возникали проблемы социального регулирования и установления норм социального согласия. Россия обладает своей историей развития PR как науки об установлении ...
Как любая наука, социология выполняет определенные функции в обществе, среди которых можно выделить следующие:
1) когнитивная (познавательная) – социологические исследования способствуют накоплению теоретического материала о различных сферах социальной жизни;
2) критическая – данные социологических исследований позволяют проверить и оценить социальные идеи и практические действия;
3) прикладная – социологические исследования всегда направлены на решение практических задач и всегда могут использоваться для оптимизации общества;
4) регулятивная – теоретический материал социологии может использоваться государством для обеспечения социального порядка и осуществления контроля;
5) прогностическая – на основе данных социологических исследований можно составлять прогнозы развития общества и предотвращать негативные последствия социальных действий;
6) идеологическая – социологические разработки могут быть использованы различными общественными силами для формирование своей позиции;
7) гуманитарная – социология может способствовать совершенствованию общественных отношений.
Макросоциология связана с изучением общественных мировых систем и их взаимодействий, различных типов культуры, социальных институтов и общественных структур, глобальных процессов. Другими словами, макросоциологию интересует общество как целостный социальный организм, его структура, социальные институты, их функционирование и изменение. Здесь человек как бы в тени.
Микросоциология обращена к изучению социального поведения, межличностного общения, мотивации действий, социализации и индивидуализации личности, стимулов групповых поступков. Здесь «микро» не только (и не столько) «малый», сколько «внутренний» аспект действий людей, их поведения.
3) Первые в истории европейской мысли теории общества возникли в рамках античной философии. Наиболее значительные из них принадлежат двум крупнейшим древнегреческим философам — Платону (428/427—348/347 до н.э.) и Аристотелю (384—322 до н.э.).
Социальные взгляды Платона наиболее полно отражены в диалоге «Государство». Главная его мысль заключается в том, что человеческое общество должно воплотить в жизнь идеальную общественную систему, сознательно построенную и управляемую интеллектуальной элитой в соответствии с принципами разума и целесообразности.
Принадлежность к интеллектуальной элите, согласно Платону, обусловлена только происхождением. Платон считал, что люди от природы не равны и управлять могут только те, кто от рождения наделен высшими качествами души, — мудрецы и философы. Они должны сохранять нравственную высоту и быть абсолютным образцом поведения для низших слоев общества.
У Аристотеля опорой порядка выступает зажиточное среднее сословие. Кроме него, существуют еще два сословия: богатая плутократия и лишенные собственности бедняки. Государство лучше всего управляется в том случае, когда масса лишенных собственности бедняков не отстранена от участия в управлении, эгоистические интересы богатой плутократии ограничены, а среднее сословие многочисленнее и сильнее, чем два других.
Особенности речевого поведения в социальном взаимодействии
... субъекта речи и ее адресата, чем речь в межличностном взаимодействии. Для речевого поведения в социальном взаимодействии основное значение имеет речевое оформление социально-ролевого статуса участников коммуникации, ... в представлении адресатов, а именно: как должен говорить представитель той или иной социальной группы, какая речь вызывает или не вызывает доверие, владеет или не владеет выступающий ...
Аристотель учил, что несовершенство общества исправляется не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не ко всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов.
Первым из мыслителей Нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства Никколо Макиавелли (1469—1527).
В его главном произведении «Государь» описываются принципы создания сильного государства в условиях, когда в народе не развиты гражданские добродетели, но акцент делается не на структуре общества, а на поведении политического лидера. Макиавелли сформулировал законы поведения правителя, желающего добиться успеха.
Томас Гоббс (1588—1679) сделал следующий шаг: он разработал теорию общественного договора, ставшую основой учения о гражданском обществе.
Жан Жак Руссо (1712—1778) разработал концепцию «ordre naturel» (естественного порядка), который благодаря общественному договору превращается в «ordre positif» («порядок позитивный»).
Джамбаттиста Вико (1668—1744) в эпоху Просвещения разрабатывал принципы исторического метода и познания «гражданского мира», полностью сотворенного людьми.
Вообще социология своими корнями уходит в эпоху Просвещения и исторические события Французской революции, оказавшей существенное влияние на дальнейшее развитие человечества.
В этот период под влиянием Великой французской революции происходило формирование гражданского общества со всеми присущими ему качественными характеристиками и гуманистическими особенностями, в центр которого по степенно становился человек в его специфическом общественном измерении. Здесь следует назвать таких мыслителей, как Монтескье (1689 — 1755), Вальтер (1694 — 1778), Гельвеций (1715 — 1771), Тюрго (1727 — 1781), Кондорсе (1743 — 1794), и про которых я уже упомянул – Вико и Руссо.
4) Социальная группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.
Групповая динамика (от др.-греч. δυναμις, dynamis — сила) — процессы взаимодействия членов группы, а также изучающее эти процессы научное направление, основателем которого считается Курт Левин
Ли́дер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для неё ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.
В психологии приняты различные классификации лидеров:
- по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель);
- по характеру деятельности (универсальный лидер и ситуативный лидер);
- по направленности деятельности (эмоциональный лидер и деловой лидер) и т. д. Лидер может быть одновременно и официальным руководителем группы.
Различают:
- формальное лидерство — процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;
- неформальное лидерство — процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.
Выделяют стили лидерства:
- Авторитарный — установление жёсткой дисциплины, чёткое распределение обязанностей, лидер не вступает в дискуссии, не прислушивается к мнению группы, навязывает свое мнение.
- Демократичный — лидер советуется с коллегами, прислушивается к их аргументам, поощряет их инициативу, ориентируется на мнение группы, часть полномочий делегирует другим членам группы.
- Либеральный — лидер не предъявляет никаких требований к членам группы, ни на что не настаивает, принимает все предложения членов группы, не конфликтует. Группа практически не организованна, разобщена, функциональные обязанности в группе распределяются хаотично
Большие социальные группы. Большие группы разделяются на два вида. К первому относятся стихийно возникшие, кратковременно существующие общности: толпа, публика, аудитория. Ко второму виду относятся социальные группы в собственном смысле слова, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений и потому долговременные, устойчивые в своем существовании. К таким группам можно отнести классы и социальные слои, различные этнические, профессиональные и половозрастные группы.
малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Определение фиксирует основные признаки малой группы и выделяет специфический признак малой группы, отличающий ее от больших групп: непосредственные личные контакты между всеми членами группы.
К первичным социальным группам относятся общности, характеризующиеся высоким уровнем эмоциональных связей, близости и солидарности. Эта солидарность может иметь групповой уровень, а может иметь и общественный размах.
Характерными признаками первичной группы являются:
- немногочисленный состав;
- пространственная близость членов группы;
- относительная устойчивость и длительность существования;
- общность ценностей, норм и форм поведения;
- добровольный характер связей людей;
- моральные и неформальные способы обеспечения дисциплины.
К первичным группам относится семья, школьный класс, группа, курс в учебном заведении, круг друзей и единомышленников. В первичной группе человек получает первоначальную социализацию, знакомится с образцами поведения, оценивает старших, возникающих «естественных лидеров», овладевает социальными нормами, ценностями и идеалами. Развиваясь в первичных группах, человек осознает и свою связь с определенными социальными общностями, с обществом в целом.
Социология проводит специальные исследования особенностей возникновения и функционирования первичных групп, поскольку именно в них закладываются многие особенности менталитета, идеологии и социального поведения взрослых граждан. В последние годы этим проблемам уже посвящены кандидатские и докторские диссертации.
Первичные группы — это, как правило, малые группы.
Вторичные социальные группы
Вторичная социальная группа представляет собой общность, в которой связи и взаимодействия участников имеют неэмоциональный, чаще всего прагматический характер. Вторичная группа чаше всего ориентирована на некоторую цель. В таких группах преобладают обезличенные отношения, индивидуальные качества личности не имеют особого значения, ценится, главным образом, способность выполнять определенные функции.
Во вторичных социальных группах не исключены и эмоциональные связи, но их главные функции — достижение поставленных целей. В составе вторичной группы могут существовать и действовать и некоторые первичные группы.
Как правило, вторичные группы являются многочисленными. Размер группы оказывает значительное влияние на внутригрупповые взаимодействия и на общие социальные отношения. К этому типу групп относится, например, электорат той или иной партии, а также различные движения по интересам (спортивные болельщики, объединения автолюбителей, любители Интернета).
Вторичные группы объединяют людей по этническому принципу, по профессиям, по демографическому основанию и т. п.
Формальной группой считается социальная общность, положение которой регламентируется нормативными документами — законами, нормами, уставами, служебными инструкциями и т. п. В советское время положение различных общностей в стране определялось уставом КПСС и постановлениями се руководящих органов. Поэтому устав любой общественной организации в СССР содержал положение о признании «руководящей роли партии».
Неформальными группами считаются обычно такие, которые не предусмотрены в юридических нормах, программах и политических документах. Они отличаются самодеятельным характером. В некоторых случаях такие группы приобретают значительное распространение и влияние. Это относится, например, к НПО — «неправительственным организациям». В конечном итоге институтам власти приходится их признавать и переводить в разряд «формальных организаций». Неформальные группы возникают спонтанно на основе инициативы одного или нескольких лиц. Тем не менее, существуют различные правовые нормы, регулирующие возникновение и деятельность таких самодеятельных групп. В принципе для получения правового статуса юридического лица группа должна зарегистрироваться в соответствующем государственном учреждении.
5)Социальные институты — исторически сложившиеся устойчивые формы совместной деятельности людей, призванная обеспечить надежность, регулярность удовлетворения потребностей личности, соц. групп и общества в целом.
Типы и функции СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Тип СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ |
Функции |
Политический СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ (государство, власть, Социальный институтловые структуры) |
— Следить за безопасностью граждан — обеспечить выполнение законов — обеспечение суверенитета государства |
Экономический СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ |
— Удовлетворение материальных потребностей людей |
Институт культуры (образование и др.) |
— Передача знаний, умений, навыков воспитание |
И. семьи и брака |
— Деторождение — воспитательная функция — мат. поддержка членов семьи |
Религиозный институт (библия, храмы) |
— укрепление морали, нравственности — сплочение общества — утешение |
Основные социальные институты
К основным социальным институтам традиционно относят семью, государство, образование, церковь, науку, право. Ниже дана краткая характеристика этих институтов и представлены их основные функции.
Семья — важнейший социальный институт родства, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет ряд функций: экономическую (ведение хозяйства), репродуктивную (рождение детей), воспитательную (передача ценностей, норм, образцов) и т.д.
Государство — основной политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность. Государство выполняет внутренние функции, среди которых хозяйственная (регулирование экономики), стабилизационная (поддержание стабильности в обществе), координационная (обеспечение общественного согласия), обеспечения защиты населения (защита прав, законности, социальное обеспечение) и многие другие. Существуют и внешние функции: обороны (в случае войны) и международного сотрудничества (для защиты интересов страны на международной арене).
Образование — социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. К основным функциям образования относят адаптационную (подготовку к жизни и труду в обществе), профессиональную (обучение специалистов), гражданскую (подготовку- гражданина), обще культурную (приобщение к культурным ценностям), гуманистическую (раскрытие личностного потенциала) и т.д.
Церковь — религиозный институт, сформированный на основе единого вероисповедания. Члены церкви разделяют общие нормы, догматы, правила поведения и делятся на священство и мирян. Церковь выполняет такие функции: мировоззренческую (определяет взгляды на мир), компенсаторную (предлагает утешение и примирение), интегрирующую (объединяет верующих), общекультурную (приобщает к культурным ценностям) и проч.
Наука — особый социокультурный институт по производству объективных знаний. В числе функций науки — познавательная (способствует познанию мира), объяснительная (интерпретирует знания), мировоззренческая (определяет взгляды на мир), прогностическая (выстраивает прогнозы), социальная (изменяет общество) и производительная (определяет процесс производства).
Право — социальный институт, система общеобязательных норм и отношений, охраняемых государством. Государство при помощи права регулирует поведение людей и социальных групп, закрепляя определенные отношения в качестве обязательных. Основные функции права: регулятивная (регулирует общественные отношения) и охранительная (охраняет те отношения, которые полезны для общества в целом)
Дисфункции социальных институтов
Социальные институты взаимодействуют с социальной средой, в качестве которой выступает общество. Этот процесс может быть нормальным, однако возможны и нарушения. Основой взаимодействия социального института с социальной средой служит реализация главной функции социального института — удовлетворение основных общественных потребностей в определенной сфере. Протекающие в обществе процессы постоянно меняют потребности индивидов, групп, слоев и классов общества, меняют, следовательно, и характер отношений социальных институтов с социальной средой.
Вследствие этого может возникнуть ситуация, когда изменившиеся социальные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов (что часто связано с интенсивным протеканием радикальных социальных перемен).
В результате такого несоответствия в деятельности социального института могут возникнуть дисфункции, которые могут влиять как на сферу внешней, материальной, организационной структуры соответствующих учреждений, так и на характер, содержание деятельности социального института.
Внешне дисфункции социального института могут выражаться в недостатке подготовленных кадров, материальных средств, в организационных недостатках и т. д. С содержательной точки зрения (что гораздо более важно) недостатки выражаются в неясности целей деятельности, их противоречивой интерпретации, парализующей деятельность института, неопределенности функций, падении социального престижа и авторитета данного института. Несоответствие деятельности института характеру социальных потребностей ведет к снижению значения его служебной роли, что, в свою очередь, ведет либо к вырождению его служебных функций в ритуальную деятельность, не направленную на достижение какой-либо рациональной цели (бюрократизм), либо к использованию формального статуса социального института для корыстного злоупотребления (коррупция).
Дисфункции в деятельности любого социального института обнаруживаются в случае потери его деперсонализации, которая составляет важное условие нормального функционирования социального института. Принцип деперсонализации социального института означает, что обеспечение всех функций института не зависит главным образом и исключительно от особенностей личностей тех, кто должен выполнять существенные задачи, обеспечиваемые данным институтом, от их склонностей, предпочтений и иных субъективных аспектов. То есть эффективный социальный институт должен обладать встроенной системой иммунитета от капризов и произвола индивидов.
Эффективность социального института зависит от четкого распределения ролей и успешной работы механизма, обеспечивающего их должное исполнение, вознаграждая за исполнение ролевых предписаний и подавляя отклонения от них. Потеря деперсонализации означает, что ясность, категоричность и обязательность исполнения ролей, обеспечивающих достижение социально значимых функций института, утрачивается, институт перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств. В силу этих обстоятельств социальный институт все менее ориентируется на достижение основной цели своего существования — обеспечение конкретной социальной потребности. Такая потребность тем не менее будет обеспечена, но за пределами структур данного социального института, в том числе и за пределами правового регулирования или вопреки ему.
Следовательно, наличие и постоянное сохранение в обществе какого-либо социального факта, явления невозможно без признания того, что раз данные факты существуют в обществе, они выполняют определенную социальную функцию, служат формой для адаптивной либо регулятивной реакции соответствующих лиц (групп, институтов) на протекающие в обществе процессы.
6) Брак (греч. γάμος — брак; производное от глагола брать[1]), или бра́чный сою́з, супру́жество — регулируемая обществом и, в большинстве государств, регистрируемая в соответствующих государственных органах семейная связь между двумя людьми, достигшими брачного возраста, порождающая их права и обязанности по отношению друг к другу, а также, при наличии у парыдетей, — и к детям.
Семья — согласно традиционным представлениям, базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими неотъемлемыми стабильными признаками
- союзом мужчины и женщины;
- добровольностью вступления в брак;
- члены семьи связаны общностью быта;
- вступлением в брачные отношения;
- стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей
Типы брачных семейных отношений
Традиционный брак (гражданский или церковный)
Такая форма брака больше всего охраняет права и свободы детей, но содержит огромное число запретов для обоих супругов. Церковный брак или венчание – это особое христианское таинство, при котором супруги получают Божию благодать на семейное счастье, а также на благословенное рождение и воспитание детей. До начала 20 века церковный брак был единственным видом, влекшим за собой какие-либо юридические последствия. Бракосочетанию обычно предшествует помолвка — публичное уведомление окружающих о своем решении вступить в брак.
Незарегистрированный брак или сожительство
Такой брак (у нас его ошибочно называют «гражданским») отличается от простой дружбы совместным ведением хозяйства. По новому законодательству он влечет ту же ответственность, что и зарегистрированный брак. Хотя с точки зрения права для подобных отношений логично применять термин «сожительство». Гражданским браком такие незарегистрированные отношения начали впервые называть в 19 веке в Российской империи, так как единственной формой брака, официально признанной, тогда был церковный брак. Люди, сожительствовавшие без заключения брака в церкви, предпочитали называть отношения свои гражданским браком.
Ограниченная временем семья
Некоторые предпочитают заключать брак на время, например, на три года. Брак по истечении этого срока автоматически считается расторгнутым. После этого бывшие супруги взвешивают итоги и решают, или расстаться, или быть и дальше вместе. Сторонники подобной формы брака исходят из того, что люди склонны меняться, что вечной любви не существует, что страстная сексуальная привязанность исчезнет рано или поздно, а супруги через несколько лет уже неинтересны друг для друга. Так стоит ли мучиться самому и мучить партнера, если жизнь медленно превращается в пытку? Обычно такие люди, как только время брака заканчивается, готовы и открыты для очередных встреч, сексуальных отношений и новой любви. Вступающие в такой брак люди, как правило, не думают ни о продлении рода, ни об имуществе, нажитом совместно.
Сезонный брак – форма достаточно редкая. Ее выбирают люди конкретного рассудочного склада, контролирующие малейшие изменения в собственной жизни, или люди с повышенно активным сексуальным поведением. Со временем сезонные браки или становятся традиционными, или распадаются.
Прерывающийся бракЭто когда супруги живут вместе, но допускают возможность иногда разъезжаться на некоторый срок. Поводы могут быть разные: усталость друг от друга или необходимость писать диссертацию. В такой семье разъезд не трагедия, а норма. Намного труднее принять разъезд, который связан с любовными увлечениями. Он иногда приводит к разрыву подобных брачных отношений. Сторонники прерывающегося брака ценят свою свободу и нуждаются в личном пространстве и времени «на себя».
Встречающаяся семьяСупруги официально зарегистрированы, но живут друг от друга отдельно, каждый у себя. Встречаются несколько раз в неделю. Когда появляются дети – их растит, как правило, мать. Отец иногда занимается с детьми при желании или когда есть время. Такой тип брака становится все популярнее в развитых странах. Несмотря на непривычную для нас форму, именно так называемые «гостевые» браки по статистике самые длительные. Они крайне редко оканчиваются разводом.
Мусульманская семьяТрадиционная во всех отношениях семья, где только у мужа есть право иметь несколько жен. Женщине же изменять равносильно самоубийству. Хотя в современном мире не всегда измена порицается избиением прилюдно на площади. Но развод будет, скорее всего, неизбежен. Дети всегда остаются с отцом.
Шведская семьяОбычная семья, членами которой является сразу несколько мужчин и женщин. Неправильно думать, что их отношения держатся только на сексе. Это что-то вроде маленькой коммуны, связанной дружбой и ведением общего хозяйства.
Открытая семьяТип брака, в котором супруги допускают в той или иной степени увлечения и связи партнера вне семьи.
7) Девиа́нтное поведе́ние — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.
Социальный контроль — механизм поддержания социального порядка путем использования властных полномочий и санкций. Социальный контроль включает систему методов и стратегий, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с социальными предписаниями и ожиданиями окружающих, а общество оценивает и регулирует различные сферы своей жизнедеятельности. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе наблюдения (проверки) за поведением индивида на соответствие требованиям и ожиданиям.
Социа́льная девиа́ция — социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого поведения в определенном обществе. Бывает как негативным (алкоголизм), так и позитивным. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определенных формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя)
ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии взаимовлиянии. Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности человека. Можно выделить пять основных факторов, обусловливающих девиантное поведение.
2.3.1. Биологические факторы.
Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физических или анатомических особенностей организма человека, затрудняющих его социальную адаптацию. Причем здесь речь идет, конечно, не о специальных генах, фатально обусловливающих девиантное поведение, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся:
— генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения приобретаются, как правило, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения; заболеваний матери (физические и психические травмы во время беременности, хронические и инфекционные соматические заболевания, черепно-мозговые и психические травмы, венерические заболевания); влияние наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом;
— психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим. аллергическим, токсическим заболеваниям;
— физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений в коллективе, особенно у детей в среде сверстников.
2.3.2. Психологические факторы.
Психологические факторы включают в себя наличие у ребенка психопатии или акцентуации отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции. Люди с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров.
Люди с акцентуированнными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.
В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. Например, у подростка наблюдается два направления развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение. Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть: невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость и холодность, повышенная уязвимость, обусловленные психическими заболеваниями выраженного или пограничного характера, отставанием или задержкой психического развития, разными психическими патологиями.
Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений. В случае несформированности системы нравственных ценностей человека, сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность. Для таких людей характерен инфантилизм, примитивность в суждениях, преобладание развлекательных интересов.
Эгоцентрическая позиция с демонстрацией пренебрежительного отношения к существующим нормам и правам другого человека приводит к «отрицательному лидерству», навязыванию физически более слабым сверстникам системы их «порабощения», браваде криминальным поведением, оправдыванию своих действий внешними обстоятельствами, низкой ответственности за свое поведение.
Основы социологической теории девиации были положены Э. Дюркгеймом. По его мнению, основной причиной девиации является аномия — состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Все это нарушает стабильность общества, дезорганизует людей, и в результате появляются различные виды девиаций.
- Первичная и вторичная девиация.
Первичная девиация – девиантное поведение индивида, который является конформистом во всех остальных своих проявлениях. Данный человек не рассматривается в качестве девианта ни сам, ни другими, его воспринимают как несколько эксцентричного. Вторичная девиация – девиация, которая следует после публичной идентификации человека как девианта. Часто единичного девиантного поступка (гомосексуальный половой акт, употребление наркотиков, воровство и пр.) или даже подозрения в совершении такого поступка бывает достаточно, чтобы на человека навесили «ярлык» девианта. Этот процесс навешивания ярлыка имеет крайне важное значение. Человек, совершающий первичную девиацию, в целом поддерживает систему социальных норм и поддается социальному влиянию. После «клеймения» девиантом, человек изолируется, примыкает к группе себе подобных и исключается из общества. Девиация становится центральным местом его жизненной организации.
Любая девиация вначале проявляет себя как индивидуальная, и только после того как она многократно повторяется, может приобрести коллективный (групповой) характер. В этом случае действие ее значительно усиливается, что приводит к дополнительному влиянию девиации в обществе — в сравнении с результатом одиночных действий субъектов. В качестве примера можно назвать ситуацию коллективного рэкета в России в 1990-х гг., когда занятие им превратилось в достаточно массовое и он стал одним из самых прибыльных видов криминального бизнеса в стране.
Виды социального контроля: 1) Социальный контроль через социализацию, доминирует в любом обществе, люди выполняют свои роли бессознательно в сил обычаев и предпочтений. Таким образом социализация формирует наши привычки, желания и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установления порядка в обществе 2) Социальный контроль через групповое давление. Он обусловлен включенностью каждого индивида в первичную социальную группу (семью, производственную бригаду, класс, студенческую группу), имеющую устоявшуюся систему обычаев, нравов и институциональных норм, специфических как для данной группы, так и для общества в целом. Условием такого включения является разделение индивидов, минимально принятых в группе культурных норм, составляющих формальный или неформальный кодекс поведения. Любое отклонение приводит к осуждению группой 3) Социальный контроль через принуждение. При наличии высокой численности населения и сложной культуры начинает применяться так называемый вторичный групповой контроль. Когда индивид не желает следовать группе, общество прибегает у принуждению поступать так как все.